Содержание

практические примеры / RUVDS.com corporate blog / Habr

Bash-скрипты: начало
Bash-скрипты, часть 2: циклы
Bash-скрипты, часть 3: параметры и ключи командной строки
Bash-скрипты, часть 4: ввод и вывод
Bash-скрипты, часть 5: сигналы, фоновые задачи, управление сценариями
Bash-скрипты, часть 6: функции и разработка библиотек
Bash-скрипты, часть 7: sed и обработка текстов
Bash-скрипты, часть 8: язык обработки данных awk
Bash-скрипты, часть 9: регулярные выражения
Bash-скрипты, часть 10: практические примеры
Bash-скрипты, часть 11: expect и автоматизация интерактивных утилит

В предыдущих материалах мы обсуждали различные аспекты разработки bash-скриптов, говорили о полезных инструментах, но до сих пор рассматривали лишь небольшие фрагменты кода. Пришло время более масштабных проектов. А именно, здесь вы найдёте два примера. Первый — скрипт для отправки сообщений, второй пример — скрипт, выводящий сведения об использовании дискового пространства.

Главная ценность этих примеров для тех, кто изучает bash, заключается в методике разработки. Когда перед программистом встаёт задача по автоматизации чего бы то ни было, его путь редко бывает прямым и быстрым. Задачу надо разбить на части, найти средства решения каждой из подзадач, а потом собрать из частей готовое решение.


Отправка сообщений в терминал пользователя


В наши дни редко кто прибегает к одной из возможностей Linux, которая позволяет общаться, отправляя сообщения в терминалы пользователей, вошедших в систему. Сама по себе команда отправки сообщений, write, довольно проста. Для того, чтобы ей воспользоваться, достаточно знать имя пользователя и имя его терминала. Однако, для успешной отправки сообщения, помимо актуальных данных о пользователе и терминале, надо знать, вошёл ли пользователь в систему, не запретил ли он запись в свой терминал. В результате, перед отправкой сообщения нужно выполнить несколько проверок.

Как видите, задача: «отправить сообщение», при ближайшем рассмотрении, оказалась задачей: «проверить возможность отправки сообщения, и, если нет препятствий, отправить его». Займёмся решением задачи, то есть — разработкой bash-скрипта.

▍Команды who и mesg


Ядром скрипта являются несколько команд, которые мы ещё не обсуждали. Всё остальное должно быть вам знакомо по предыдущим материалам.

Первое, что нам тут понадобится — команда who. Она позволяет узнать сведения о пользователях, работающих в системе. В простейшем виде её вызов выглядит так:

$ who


Результаты вызова команды who

В каждой строчке, которую выводит команда who, нас интересуют первых два показателя — имя пользователя и сведения о его терминале.

По умолчанию запись в терминал разрешена, но пользователь может, с помощью команды mesg, запретить отправку ему сообщений. Таким образом, прежде чем пытаться что-то кому-то отправить, неплохо будет проверить, разрешена ли отправка сообщений. Если нужно узнать собственный статус, достаточно ввести команду

mesg без параметров:

$ mesg


Команда mesg

В данном случае команда вывела «is y», это значит, что пользователь, под которым мы работаем в системе, может принимать сообщения, отправленные в его терминал. В противном случае mesg выведет «is n».

Для проверки того, разрешена ли отправка сообщений какому-то другому пользователю, можно использовать уже знакомую вам команду who с ключом -T:

$ who -T

При этом проверка возможна только для пользователей, которые вошли в систему. Если такая команда, после имени пользователя, выведет чёрточку (-), это означает, что пользователь запретил запись в свой терминал, то есть, сообщения ему отправлять нельзя. О том, что пользователю можно отправлять сообщения, говорит знак «плюс» (+).

Если у вас приём сообщений отключён, а вы хотите позволить другим пользователям отправлять вам сообщения, можно воспользоваться такой командой:

$ mesg y


Включение приёма сообщений от других пользователей

После включения приёма сообщений mesg возвращает «is y».
Конечно, для обмена сообщениями нужны два пользователя, поэтому мы, после обычного входа в систему, подключились к компьютеру по ssh. Теперь можно поэкспериментировать.

▍Команда write


Основной инструмент для обмена сообщениями между пользователями, вошедшими в систему — команда write. Если приём сообщений у пользователя разрешён, с помощью этой команды ему можно отправлять сообщения, используя его имя и сведения о терминале.

Обратите внимание на то, что с помощью write можно отправлять сообщения пользователям, вошедшим в виртуальную консоль. Пользователи, которые работают в графическом окружении (KDE, Gnome, Cinnamon, и так далее), не могут получать подобные сообщения.

Итак, мы, работая под пользователем likegeeks, инициируем сеанс связи с пользователем testuser, который работает в терминале pts/1, следующим образом:

$ write testuser pts/1


Проверка возможности отправки сообщений и отправка сообщения

После выполнения вышеуказанной команды перед нами окажется пустая строка, в которую нужно ввести первую строку сообщения. Нажав клавишу ENTER, мы можем ввести следующую строку сообщения. После того, как ввод текста завершён, окончить сеанс связи можно, воспользовавшись комбинацией клавиш CTRL + D, которая позволяет ввести символ конца файла.

Вот что увидит в своём терминале пользователь, которому мы отправили сообщение.


Новое сообщение, пришедшее в терминал

Получатель может понять от кого пришло сообщение, увидеть время, когда оно было отправлено. Обратите внимание на признак конца файла, EOF, расположенный в нижней части окна терминала. Он указывает на окончание текста сообщения.

Полагаем, теперь у нас есть всё необходимое для того, чтобы автоматизировать отправку сообщений с помощью сценария командной строки.

▍Создание скрипта для отправки сообщений


Прежде чем заниматься отправкой сообщений, нужно определить, вошёл ли интересующий нас пользователь в систему. Сделать это можно с помощью такой команды:
logged_on=$(who | grep -i -m 1 $1 | awk '{print $1}')

Здесь результаты работы команды who передаются команде grep. Ключ -i этой команды позволяет игнорировать регистр символов. Ключ
-m 1
включён в вызов команды на тот случай, если пользователь вошёл в систему несколько раз. Эта команда либо не выведет ничего, либо выведет имя пользователя (его мы укажем при вызове скрипта, оно попадёт в позиционную переменную $1), соответствующее первому найденному сеансу. Вывод grep мы передаём awk. Эта команда, опять же, либо не выведет ничего, либо выведет элемент, записанный в собственную переменную $1, то есть — имя пользователя. В итоге то, что получилось, попадает в переменную logged_on.

Теперь надо проверить переменную logged_on, посмотреть, есть ли в ней что-нибудь:

if [ -z $logged_on ]
then
echo "$1 is not logged on."
echo "Exit"
exit
fi

Если вы не вполне уверенно чувствуете себя, работая с конструкцией if, взгляните на этот материал.
Скрипт, содержащий вышеописанный код, сохраним в файле
senderscript
и вызовем, передав ему, в качестве параметра командной строки, имя пользователя testuser.
Проверка статуса пользователя

Тут мы проверяем, является ли logged_on переменной с нулевой длиной. Если это так, нам сообщат о том, что в данный момент пользователь в систему не вошёл и скрипт завершит работу с помощью команды exit. В противном случае выполнение скрипта продолжится.

▍Проверка возможности записи в терминал пользователя


Теперь надо проверить, принимает ли пользователь сообщения. Для этого понадобится такая конструкция, похожая на ту, которую мы использовали выше:
allowed=$(who -T | grep -i -m 1 $1 | awk '{print $2}')
if [ $allowed != "+" ]
then
echo "$1 does not allowing messaging."
echo "Exit"
exit
fi


Проверка возможности отправки сообщений пользователю

Сначала мы вызываем команду who с ключом -T. В строке сведений о пользователе, который может принимать сообщения, окажется знак «плюс» (+), если же пользователь принимать сообщения не может — там будет чёрточка (-). То, что получилось после вызова who, передаётся grep, а потом — awk, формируя переменную allowed.

Далее, используя условный оператор, мы проверяем то, что оказалось в переменной allowed. Если знака «плюс» в ней нет, сообщим о том, что отправка сообщений пользователю запрещена и завершим работу. В противном случае выполнение сценария продолжится.

▍Проверка правильности вызова скрипта


Первым параметром скрипта является имя пользователя, которому мы хотим отправить сообщение. Вторым — текст сообщения, в данном случае — состоящий из одного слова. Для того, чтобы проверить, передано ли скрипту сообщение для отправки, воспользуемся таким кодом:
if [ -z $2 ] then echo "No message parameter included." echo "Exit" exit fi


Проверка параметров командной строки, указанных при вызове скрипта

Тут, если при вызове скрипта ему не было передано сообщение для отправки, мы сообщаем об этом и завершаем работу. В противном случае — идём дальше.

▍Получение сведений о терминале пользователя


Прежде чем отправить пользователю сообщение, нужно получить сведения о терминале, в котором он работает и сохранить имя терминала в переменной. Делается это так:
terminal=$(who | grep -i -m 1 $1 | awk '{print $2}')

Теперь, после того, как все необходимые данные собраны, осталось лишь отправить сообщение:
echo $2 | write $logged_on $terminal

Вызов готового скрипта выглядит так:
$ ./senderscript testuser welcome


Успешная отправка сообщения с помощью bash-скрипта

Как видно, всё работает как надо. Однако, с помощью такого сценария можно отправлять лишь сообщения, состоящие из одного слова. Хорошо бы получить возможность отправлять более длинные сообщения.

▍Отправка длинных сообщений


Попробуем вызвать сценарий senderscript, передав ему сообщение, состоящее из нескольких слов:
$ ./senderscript likegeeks welcome to shell scripting


Попытка отправки длинного сообщения

Как видно, отправлено было лишь первое слово. Всё дело в том, что каждое слово сообщения воспринимается внутри скрипта как отдельная позиционная переменная. Для того, чтобы получить возможность отправки длинных сообщений, обработаем параметры командной строки, переданные сценарию, воспользовавшись командой shift

и циклом while.

shift
while [ -n "$1" ]
do
whole_message=$whole_message' '$1
shift
done

После этого, в команде отправки сообщения, воспользуемся, вместо применяемой ранее позиционной переменной $2, переменной whole_message:
echo $whole_message | write $logged_on $terminal

Вот полный текст сценария:
#!/bin/bash
logged_on=$(who | grep -i -m 1 $1 | awk '{print $1}')
if [ -z $logged_on ]
then
echo "$1 is not logged on."
echo "Exit"
exit
fi
allowed=$(who -T | grep -i -m 1 $1 | awk '{print $2}')
if [ $allowed != "+" ]
then
echo "$1 does not allowing messaging."
echo "Exit"
exit
fi
if [ -z $2 ]
then
echo "No message parameter included."
echo "Exit"
exit
fi
terminal=$(who | grep -i -m 1 $1 | awk '{print $2}')
shift
while [ -n "$1" ]
do
whole_message=$whole_message' '$1
shift
done
echo $whole_message | write $logged_on $terminal

Испытаем его:
$ ./senderscript likegeeks welcome to shell scripting


Успешная отправка длинного сообщения:

Длинное сообщение успешно дошло до адресата. Теперь рассмотрим следующий пример.

Скрипт для мониторинга дискового пространства


Сейчас мы собираемся создать сценарий командной строки, который предназначен для поиска в заданных директориях первой десятки папок, на которые приходится больше всего дискового пространства. В этом нам поможет команда du, которая выводит сведения о том, сколько места на диске занимают файлы и папки. По умолчанию она выводит сведения лишь о директориях, с ключом -a в отчёт попадают и отдельные файлы. Её ключ -s позволяет вывести сведения о размерах директорий. Эта команда позволяет, например, узнать объём дискового пространства, который занимают данные некоего пользователя. Вот как выглядит вызов этой команды:
$ du -s /var/log/

Для наших целей лучше подойдёт ключ -S (заглавная S), так как он позволяет получить сведения как по корневой папке, так и по вложенным в неё директориям:
$ du -S /var/log/


Вызов команды du с ключами -s и -S

Нам нужно найти директории, на которые приходится больше всего дискового пространства, поэтому список, который выдаёт du, надо отсортировать, воспользовавшись командой sort:

$ du -S /var/log/ | sort -rn


Отсортированный список объектов

Ключ -n указывает команде на то, что нужна числовая сортировка, ключ -r — на обратный порядок сортировки (самое большое число окажется в начале списка). Полученные данные вполне подходят для наших целей.

Для того, чтобы ограничить полученный список первыми десятью записями, воспользуемся потоковым редактором sed, который позволит удалить из полученного списка все строки, начиная с одиннадцатой. Следующий шаг — добавить к каждой полученной строке её номер. Тут также поможет sed, а именно — его команда N:

sed '{11,$D; =}' |
sed 'N; s/\n/ /' |

Приведём полученные данные в порядок, воспользовавшись awk. Передадим awk то, что получилось после обработки данных с помощью sed, применив, как и в других случаях, конвейер, и выведем полученные данные с помощью команды printf:
awk '{printf $1 ":" "\t" $2 "\t" $3 "\n"}'

В начале строки выводится её номер, потом идёт двоеточие и знак табуляции, далее — объём дискового пространства, следом — ещё один знак табуляции и имя папки.

Соберём вместе всё то, о чём мы говорили:

$ du -S /var/log/ |
sort -rn |
sed '{11,$D; =}' |
sed 'N; s/\n/ /' |
awk '{printf $1 ":" "\t" $2 "\t" $3 "\n"}'


Вывод сведений о дисковом пространстве

Для того, чтобы повысить эффективность работы скрипта, код которого вы совсем скоро увидите, реализуем возможность получения данных сразу по нескольким директориям. Для этого создадим переменную MY_DIRECTORIES и внесём в неё список интересующих нас директорий:

MY_DIRECTORIES="/home /var/log"

Переберём список с помощью цикла for и вызовем вышеописанную последовательность команд для каждого элемента списка. Вот что получилось в результате:
#!/bin/bash
MY_DIRECTORIES="/home /var/log"
echo "Top Ten Disk Space Usage"
for DIR in $MY_DIRECTORIES
do
echo "The $DIR Directory:"
du -S $DIR 2>/dev/null |
sort -rn |
sed '{11,$D; =}' |
sed 'N; s/\n/ /' |
awk '{printf $1 ":" "\t" $2 "\t" $3 "\n"}'
done
exit


Получение сведений о нескольких директориях

Как видите, скрипт выводит, в виде удобного списка, сведения о директориях, список которых хранится в MY_DIRECTORIES.

Команду du в этом скрипте можно вызвать с другими ключами, полученный список объектов вполне можно отфильтровать, в целом — тут открывается широкий простор для самостоятельных экспериментов. В результате, вместо работы со списком папок, можно, например, найти самые большие файлы с расширением .log, или реализовать более сложный алгоритм поиска самых больших (или самых маленьких) файлов и папок.

Итоги


Сегодня мы подробно разобрали пару примеров разработки скриптов. Тут хотелось бы напомнить, что наша главная цель — не в том, чтобы написать скрипт для отправки сообщений с помощью команды write, или сценарий, который помогает в поиске файлов и папок, занимающих много места на диске, а в описании самого процесса разработки. Освоив эти примеры, поэкспериментировав с ними, возможно — дополнив их или полностью переработав, вы научитесь чему-то новому, улучшите свои навыки разработки bash-скриптов.

На сегодня это всё. В следующий раз поговорим об автоматизации работы с интерактивными утилитами с помощью expect.

Уважаемые читатели! Есть ли у вас на примете несложные (а может быть и сложные, но понятные) bash-скрипты, разбор которых будет полезен новичкам?

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

От автора: «Что нужно знать, чтобы реализовать такое, как тут (ссылка)?» — именно такой вопрос часто встречается на нашем форуме в службе поддержки или приходит к нам на e-mail.

Пользователи, посещая всевозможные веб-ресурсы, часто встречают на них интересные нестандартные решения и хотят сделать подобное на своих сайтах. Чаще всего такие решения завязаны с использованием JavaScript.

В данной статье я расскажу вам о JavaScript — скриптовом языке, предназначенном для создания интерактивных веб-страниц, и о том, что можно делать с помощью JS. Мы рассмотрим примеры использования JavaScript и узнаем, чем он может быть нам полезен.

Что можно делать, используя JavaScript?

Изменять страницу, писать на ней текст, добавлять и удалять теги, менять стили элементов.

Реагировать на события: скрипт может ждать, пока что-нибудь случится (клик/наведение мыши, окончание загрузки страницы) и реагировать на это выполнением функции.
Например, по наведению мыши на ссылку или картинку можно показывать всплывающую подсказку. По клику мыши можно переключать содержимое блока. По окончании загрузки страницы — показывать рекламное попап-окно. Можно изменять внешний вид страницы в зависимости от времени суток.

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Как создать сайт самому?

Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

Зарегистрироваться

Выполнять запросы к серверу и загружать данные без перезагрузки страницы.
Например, если пользователь оставил комментарий на сайте или в гостевой книге, то этот комментарий сразу же отобразится без перезагрузки страницы. Так же можно закачивать файлы на сервер, показывая при этом в процентах ход выполнения загрузки.

Устанавливать и считывать cookie, валидировать данные, выводить сообщения и многое другое.
Например, при первом посещении сайта пользователю показывается попап-окно и устанавливается cookie. А при последующих посещениях этого ресурса попап-окно не показывается, потому что cookie уже установлены.
Также можно проверять корректность введенного e-mail, проверять на соответствие нужному формату введенный номер телефона и сразу выводить сообщение о правильности или неправильности введенных данных.

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Примеры использования JavaScript

Применение JavaScript настолько широко и разнообразно, что примеров использования можно привести тысячи, и все равно список будет не полный, потому что каждый день пишутся новые скрипты. Уверен, что многие из приведенных ниже примеров вы встречали на различных сайтах. И все это реализовано с использованием JavaScript.

Конечно, галерея, представленная в примере, — не единственная. Подобных галерей, как и всего остального, можно было представить сотни. И я, чтобы не раздувать список до бесконечности, привел по одному примеру из наиболее популярных групп скриптов.

Что это дает нам?

1. Удобная многоуровневая навигация

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Использование JavaScript позволяет делать компактными многоуровневые меню, многоуровневую навигацию в side-bar-ах. Подпункты меню открываются либо по клику, либо по наведению мыши.

Во многих интернет-магазинах есть боковая выпадающая навигация. Рассмотрим для примера shop.by. Представьте, насколько бы она растянулась вниз, если бы подпункты не выпадали по наведению или по клику, а были видны все сразу!

2. Использование галерей и слайдеров дает нам возможность показать фотографии, картинки дополнительных видов товаров, удобно и компактно расположить портфолио фотографа.

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Как создать сайт самому?

Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

Зарегистрироваться

Особенно галереи актуальны для детального просмотра товаров в интернет-магазинах, когда нужно показать различные виды товара. С их помощью мы можем показать пользователю в небольшом блоке сразу все изображения, предоставив для просмотра как маленькие изображения, так и увеличенные.

Сколько бы понадобилось места для галереи, представленной на картинке ниже?

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

3. Последнее время в боковых колонках сайтов отображается очень много виждетов. Это виджеты популярных социальных сетей, категорий, архивов записей, календарей, последних комментариев на блоге, популярных записей и много чего другого.

Нужно отметить, что на многих сайтах часть виджетов можно просто удалить, потому что никакого смысла от них нет, а место они занимают.

Но что делать, если все-таки нужно компактно вместить много виждетов?

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Тут на помощь приходит решение JavaScript с «табами».

С их помощью можно хорошо вместить все виджеты в боковых колонках сайта. Для лучшего восприятия можно группировать виджеты в «табы».

Например, в один «таб» можно поместить виджеты социальных сетей, во второй — категории и архивы и т.д. Это позволит сэкономить место и сделает сайт более удобным для использования.

4. Используя JavaScript, можно также существенно улучшить страницу контактов для вашего сайта или сайтов ваших клиентов.

встроить подсказки в поля форм;

проверять вводимые в поля форм данные и выводить сообщения об ошибках;

отправлять данные формы без перезагрузки страницы;

разместить карту с маршрутом.

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

5. Для тех, кто размещает на сайте табличные данные, очень полезным будет использование сортировки данных в таблице.

6. Тем, кто размещает на сайте какую-либо статистику в виде графиков и диаграмм, очень пригодится возможность создавать на JavaScript интерактивных диаграмм и графиков.

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Также, используя JavaScript, можно делать всевозможные эффекты на сайте — такие как плавное выскальзывание элементов, их перемещение, постепенное появление и исчезновение и все то, на что хватит вашей фантазии.

Все это может сделать сайт более удобным для посетителей, более интерактивным, более технологичным.

Заключение

Как видим, область применения JavaScript очень широка. Это и галереи, и слайдеры, и табы, и всевозможные интерактивные элементы, и карты, и графики, и работа с формами и многое-многое другое.

Я думаю, что каждый для себя может найти полезное применение JavaScript и использовать на своих сайтах или сайтах своих клиентов.

Надеюсь, статья вам понравилась, и вы узнали из нее о новых возможностях, которые можно реализовать, благодаря JS.

А вы используете JavaScript на своих сайтах? Какие у вас основные трудности при использовании JavaScript?

Расскажите об этом в комментариях к статье.

P.S. «Чем дальше web, тем больше JavaScript-а».

Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

Как создать сайт самому?

Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

Зарегистрироваться Чем дальше web, тем больше JavaScript-а

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Смотреть

Примеры Bash скриптов | Losst

Существует достаточное количество оболочек, например — sh, zsh, ksh и другие. Но мы остановимся на Bash, ведь это самая популярная оболочка среди Linux. Теперь даже Microsoft добавила поддержку Bash.

Эта статья предназначена для тех кто хоть немного знаком с языком сценариев Bash. Давайте рассмотрим некоторые примеры Bash скриптов, которые могут быть полезными в вашей повседневной работе.

Содержание статьи:

Примеры Bash скриптов в Linux

Чтобы посмотреть какой интерпретатор команд у вас используется введите команду:

echo $SHELL

Shell

Как видите у меня установлен именно Bash.

1. Первая программа. Модификация команды ‘rm’

#!/bin/bash
dir="$HOME/.archive/" # directory for deleted files
if [ -d $dir ]; then # check the directory .archive/
file="$1"
null=""
else mkdir $dir | chmod 700 $dir # if there is no, create
fi
if [ $file == $null ]; then # error, if not specified file #
echo -e "/!\  No file.. Usage: $0 filename ;-) | archive directory - $dir  /!\ "
exit 1
fi
mv $file $dir$(date "+%H.%d.%m").$file # move file to .archive/

Shell

Все мы знаем что делает команда rm, она удаляет файлы. Эта программа создает папку ~/.archive. Далее проверяет задан ли аргумент. Без аргумента программа выдаст сообщение об ошибке и прекратит работу. Если ей передан путь к файлу, она помещает его в директорию ~/.archive и добавляет дату(час,день,месяц) в начало имя файла, чтобы мы могли понять когда удалили файл.

Далее я приведу еще несколько программ, но без обяснений. Эти программы можно модифицировать, улучшать как угодно. Попробуйте написать что-то свое.

2. Проверка наличия пути к программе в переменной PATH

#!/usr/bin/bash
in_path() {
cmd=$1 ourpath=$2 result=1
oldIFS=$IFS IFS=":"
for directory in "$ourpath"
do
if [ -x $directory/$cmd ]; then
result=0
fi
done
IFS=$oldFS
return $result
}
##########
4ck() {
var=$1
if [ "$var" != "" ]; then
if [ "${var:0:1}" = "/" ]; then
if [ ! -x $var ];then
return 1
fi
elif ! in_path $var "$PATH" ; then
return 2
fi
fi
}
##############################
if [ $# -ne 1 ]; then
echo "Usage: $0 command" >&2
exit 0
fi
4ck "$1"
case $? in
0 ) echo "[$1] found in PATH" ;;
1 ) echo "[$1] not found or not executable" ;;
2 ) echo "[$1] not found in PATH" ;;
esac
exit 0
#############################

3. Нормализация вывода даты

#!/bin/bash
monthto() {
case $1 in
1 ) month="Jan" ;; 7 ) month="Jul" ;;
2 ) month="Feb" ;; 8 ) month="Aug" ;;
3 ) month="Mar" ;; 9 ) month="Sep" ;;
4 ) month="Apr" ;; 10 ) month="Oct" ;;
5 ) month="May" ;; 11 ) month="Nov" ;;
6 ) month="Jun" ;; 12 ) month="Dec" ;;
* ) echo "$0: Unknown month value $1" >&2 exit 1
esac
return 0
}
#################
if [ $# -ne 3 ] ; then
echo "Usage: $0 month day year" >&2
echo "Formats are August 3 1962 and 8 3 1962" >&2
exit 1
fi
if [ $3 -le 99 ]; then
echo "$O: expected 4-digit year value." >&2
exit 1
fi
if [ -z $(echo $1|sed 's/[[:digit:]]//g') ]; then
monthto $1
else
month="$(echo $1 | cut -c1 | tr '[:lower:]' '[:upper:]')"
month="$month$(echo $1 | cut -c2-3 | tr '[:upper:]' '[:lower:]')"
fi
echo $month $2 $3
exit 0

4. Создание библиотек сценариев

Библиотеки — это сценарии которые можно включать в другие сценарии.

colors()
{
esc="\033" ;
# text
blackf="${esc}[30m"; redf="${esc}[31m"; greenf="${esc}[32m";
yellowf="${esc}[33m"; bluef="${esc}[34m"; purplef="${esc}[35m"; cyanf="${esc}[36m"; whitef="${esc}[37m" ;
# backg
blackb="${esc}[40m"; redb="${esc}[41m"; greenb="${esc}[42m" ;
yellowb="${esc}[43m"; blueb="${esc}[44m"; purpleb="${esc}[45m" ; cyanb="${esc}[46m"; whiteb="${esc}[47m" ;
# bold, italic, etc...
boldon="${esc}[1m"; boldoff="${esc}[22m";
italicson="${esc}[3m"; italicsoff="${esc}[23m" ;
ulon="${esc}[4m"; uloff="${esc}[24m" ;
invon="${esc}[7m"; invoff="${esc}[27m" ;
reset="${esc}[0m" ;
}

Shell

Такие сценари можно легко включить в другой файл командой source и вызвав нужную вам фунцию.

Заключение

Сегодня мы разобрали несколько примеров Bash скриптов. Узнали как их исползовать в виде библиотечных сценариев. Очень много полезного можно написать на Bash, ограничение тому лишь ваше воображение. Но на самом деле, тема Bash скриптов велика и есть целые книги посвященные этой теме. Надеюсь статья была полезна. Про основы работы с Bash вы можете прочитать здесь.


Статья распространяется под лицензией Creative Commons ShareAlike 4.0 при копировании материала ссылка на источник обязательна.

Оцените статью:

Creative Commons License Загрузка…

Понимание ООП в JavaScript [Часть 1] / Enterra corporate blog / Habr

— Прототипное наследование — это прекрасно
JavaScript — это объектно-ориентированный (ОО) язык, уходящий корнями в язык Self, несмотря на то, что внешне он выглядит как Java. Это обстоятельство делает язык действительно мощным благодаря некоторым приятным особенностям.

Одна из таких особенностей — это реализация прототипного наследования. Этот простой концепт является гибким и мощным. Он позволяет сделать наследование и поведение сущностями первого класса, также как и функции являются объектами первого класса в функциональных языках (включая JavaScript).

К счастью, в ECMAScript 5 появилось множество вещей, которые позволили поставить язык на правильный путь (некоторые из них раскрыты в этой статье). Также будет рассказано о недостатках дизайна JavaScript и будет произведено небольшое сравнение с классической моделью прототипного ОО (включая его достоинства и недостатки).

Статья предполагает, что вы уже знакомы с основами JavaScript, имеете представление о функциях (включая концепты замыкания и функций первого класса), примитивных значениях, операторах и т.д.

1. Объекты

Объект в JavaScript — это просто коллекция пар ключ-значение (и иногда немного внутренней магии).

Однако, в JavaScript нет концепции класса. К примеру, объект с свойствами {name: Linda, age: 21} не является экземпляром какого-либо класса или класса Object. И Object, и Linda являются экземплярами самих себя. Они определяются непосредственно собственным поведением. Тут нет слоя мета-данных (т.е. классов), которые говорили бы этим объектам как нужно себя вести.

Вы можете спросить: «Да как так?», особенно если вы пришли из мира классических объектно-ориентированных языков (таких как Java или C#). «Но если каждый объект обладает собственным поведением (вместо того чтобы наследовать его от общего класса), то если у меня 100 объектов, то им соответствует 100 разных методов? Разве это не опасно? А как мне узнать, что, например, объект действительно является Array-ем?»

Чтобы ответить на все эти вопросы необходимо забыть о классическом ОО-подходе и начать всё с нуля. Поверьте, оно того стоит.

Модель прототипного ОО приносит несколько новых динамичных и экспрессивынх путей решения старых проблем. В ней также представлены мощные модели расширения и повторного использования кода (а это и интересует людей, которые говорят об объектно-ориентированном программировании). Однако, эта модель даёт меньше гарантий. Например, нельзя полагаться, что объект x всегда будет иметь один и тот же набор свойств.

1.1. А что такое объекты?

Ранее упоминалось, что объекты — это просто пары уникальных ключей с соответствующими значениями — такие пары называются свойства. К примеру, вы хотите описать несколько аспектов своего старого друга (назовём его Мишей, он же Mikhail), таких как возраст, имя и пол:

Объект в JavaScript создаётся с помощью функции Object.create. Эта функция из родителя и опционального набора свойств создаёт новую сущность. Пока что мы не будем беспокоиться о параметрах.

Пустой объект — это объект без родителя, без свойств. Посмотрим на синтакс создания такого объекта в JavaScript:

var mikhail = Object.create(null)
1.2. Создание свойств

Так, значит у нас уже есть объект, но у него пока нет свойств — мы должны исправить эту ситуацию для описания нашего объекта Mikhail.

Свойства в JavaScript являются динамическими. Это означает, что мы их можем создавать или удалять в любое время. Свойства уникальны в том смысле, что ключ свойства внутри объекта соответствует ровно одному значению.

Создадим новые свойства через функцию Object.defineProperty, которая в качестве аргументов использует объект, имя свойства для создания и дескриптор, описывающий семантику свойства.

Object.defineProperty(mikhail, 'name', { value:        'Mikhail'
                                       , writable:     true
                                       , configurable: true
                                       , enumerable:   true })

Object.defineProperty(mikhail, 'age', { value:        19
                                      , writable:     true
                                      , configurable: true
                                      , enumerable:   true })

Object.defineProperty(mikhail, 'gender', { value:        'Male'
                                         , writable:     true
                                         , configurable: true
                                         , enumerable:   true })

Функция Object.defineProperty создаёт новое свойство, если свойство с данным ключём ранее не существовало (в противном случае произойдёт обновление семантики и значения существующего свойства).

Кстати, вы также можете использовать Object.defineProperties когда необходимо добавить больше одного свойства в объект:

Object.defineProperties(mikhail, { name:   { value:        'Mikhail'
                                           , writable:     true
                                           , configurable: true
                                           , enumerable:   true }

                                 , age:    { value:        19
                                           , writable:     true
                                           , configurable: true
                                           , enumerable:   true }

                                 , gender: { value:        'Male'
                                           , writable:     true
                                           , configurable: true
                                           , enumerable:   true }})

Очевидно, что оба вызова аналогичны, они вполне конфигурируемы, но не предназначены для конечного пользователя кода. Лучше создать уровень абстракции над ними.
1.3. Дескрипторы

Маленькие объекты, которые содержат в себе семантику, называются дескрипторами (мы их использовали при вызове Object.defineProperty). Дескрипторы бывают одного из двух типов — дескрипторы данных и дескрипторы доступа.

Оба типа дескрипторов содержат флаги, которые определяют как свойство будет рассматриваться языком. Если флаг не установлен, то его значение по умолчанию false (к сожалению это не всегда хорошее значение по умолчанию, что влечёт возрастание объёма описания дескрипторов).

Рассмотрим некоторые флаги:

  • writable — значение свойства может быть изменено, используется только для дескрипторов данных.
  • configurable — тип свойства может быть изменён или свойство может быть удалено.
  • enumerable — свойство используется в общем перечислении.
    Дескрипторы данных таковы, что определяют конкретное значение, которое соответствует дополнительному value-параметру, описывающему конкретные данные, привязанные к свойству:
  • value — значение свойства

Дескрипторы доступа определяют доступ к конкретному значению через getter-ы и setter-ы функций. Если не установлены, то по умолчанию равны undefined.

  • get() — функция вызывается без аргументов, когда происходит запрос к значению свойства.
  • set(new_value) — функция вызывается с аргументом — новым значением для свойства, когда пользователь пытается

модифицировать значение свойства.
1.4. Стремимся к лаконичности

К счастью, дескрипторы свойств — это не единственный путь работать со свойствами в JavaScript — их можно создавать более лаконично.

JavaScript также понимает ссылки на свойства, используя так называемую скобочную запись. Основное правило записывается следующим образом:

<bracket-access> ::= <identifier> "[" <expression> "]"

Тут identifier — это переменная, которая хранит объект, содержащий свойство, значение которого мы хотим установить, а expression — любое валидное JavaScript-выражение, определяющее имя свойства. Нет ограничений на то, какое имя может иметь свойство, всё позволяется.

Таким образом, мы можем переписать предыдущий пример:

mikhail['name']   = 'Mikhail'
mikhail['age']    = 19
mikhail['gender'] = 'Male'

На заметку: все имена свойств в конечном счёте конвертируются в строку, т.е. записи object[1], object[[1]], object[‘1’] и object[variable] (где значение variable равно 1) эквивалентны.

Существует другой способ обращения к свойству, который называется точечной записью. Он выглядит проще и лаконичнее, чем скобочная альтернатива. Однако, при этом способе имя свойство должно соответствовать правилам валидного JavaScript-идентификатора и не может быть представлено выражением (т.е. нельзя использовать переменные).

Общее правило для точечной записи:

<dot-access> ::= <identifier> "." <identifier-name>

Таким образом, предыдущий пример стал ещё более красивым:
mikhail.name   = 'Mikhail'
mikhail.age    = 19
mikhail.gender = 'Male'

Оба варианта синтаксиса выполняют эквивалентный процесс создания свойств, с выставлением семантических флагов в значение true.
1.5. Доступ к свойствам

Очень просто получить значение, хранящиеся в заданном свойстве — синтаксис очень похож на создание свойства с той лишь разницей, что в нём нет присваивания.
Например, если мы хотим узнать возраст Миши, то мы напишем:
mikhail['age']
// => 19

Но если мы попробуем получить значение свойства, которого не существует в нашем объекте, то мы получим undefined:
mikhail['address']
// => undefined
1.6. Удаление свойств

Для удаления свойства из объекта в JavaSCript предусмотрен оператор delete. К примеру, если вы хотите удалить свойство gender из нашего объекта mikhail:
delete mikhail['gender']
// => true

mikhail['gender']
// => undefined

Оператор delete вернёт true, если свойство удалено, и falseв противном случае. Не будем углубляться в то, как работает этот оператор. Но если вам всё-таки интересно, то вы можете почитать самую прекрасную статью о том как работает delete.
1.6. Getter-ы и setter-ы

Getter-ы и setter-ы обычно используются в классических объектно-ориентированных языках для обеспечения инкапсуляции. Они не особо нужны в JavaScript, но, у нас динамический язык, и я против этой функциональности.

Но, с любой точки зрения, они позволяет обеспечить proxy для запросов на чтение и запись свойств. Например, у нас были отдельные слоты для имени и фамилии, но мы хотим иметь удобный способ читать и устанавливать их.

Для начала, создадим имя и фамилию нашего друга, описав соответствующие свойства:

Object.defineProperty(mikhail, 'first_name', { value:    'Mikhail'
                                             , writable: true })

Object.defineProperty(mikhail, 'last_name', { value:    'Weiß'
                                            , writable: true })

Затем мы опишем общий способ получения и установки сразу двух свойств за один раз — назовём их объединение name:
// () → String
// Returns the full name of object.
function get_full_name() {
    return this.first_name + ' ' + this.last_name
}

// (new_name:String) → undefined
// Sets the name components of the object, from a full name.
function set_full_name(new_name) { var names
    names = new_name.trim().split(/\s+/)
    this.first_name = names[⁣'0'] || ''
    this.last_name  = names['1'] || ''
}

Object.defineProperty(mikhail, 'name', { get: get_full_name
                                       , set: set_full_name
                                       , configurable: true
                                       , enumerable:   true })

Теперь, каждый раз когда мы попытаемся узнать значение свойства name нашего друга на самом деле вызовется функция get_full_name:
mikhail.name
// => 'Mikhail Weiß'

mikhail.first_name
// => 'Mikhail'

mikhail.last_name
// => 'Weiß'

mikhail.last_name = 'White'
mikhail.name
// => 'Mikhail White'

Мы также можем установить name объекта, обратившись к соответствующему свойству, но на самом деле вызов set_full_name выполнит всю грязную работу:
mikhail.name = 'Michael White'

mikhail.name
// => 'Michael White'

mikhail.first_name
// => 'Michael'

mikhail.last_name
// => 'White'

Есть сценарии, в которых действительно удобно так делать, но стоит помнить, что такой механизм работает очень медленно.
Кроме того, следует учитывать что getter-ы и setter-ы обычно используются в других языках для инкапсуляции, а в ECMAScript 5 вы всё ещё не можете так делать — все свойства объекта являются публичными.
1.8. Перечисление свойств

Ввиду того, что свойства являются динамическими, JavaScript обеспечивает функционал по проверке набора свойств объекта. Существует два способа перечисления всех свойств объекта, зависящих от того, какой вид свойств вас интересует.

Первый способ заключается в вызове функции Object.getOwnPropertyNames, которая вернёт вам Array, содержащий имена всех свойств, установленных для данного объекта — мы будет называть эти свойства собственными. Например, посмотрим, что мы знаем о Мише:

Object.getOwnPropertyNames(mikhail)
// => [ 'name', 'age', 'gender', 'first_name', 'last_name' ]

Второй способ заключается в использовании Object.keys, который вернёт список собственных свойств, которые помечены флагом enumerable :
Object.keys(mikhail)
// => [ 'name', 'age', 'gender' ]
1.9. Литералы

Простой способ создать объект заключается в использовании литерального синтаксиса JavaScript. Литеральный объект определяет новый объект, родитель которого Object.prototype (о родителях поговорим немного позже).

В любом случае, синтаксис литеральных объектов позволяет определять простые объекты и инициализировать их свойства. Перепишем пример создания объекта Mikhail:

var mikhail = { first_name: 'Mikhail'
              , last_name:  'Weiß'
              , age:        19
              , gender:     'Male'

              // () → String
              // Returns the full name of object.
              , get name() {
                    return this.first_name + ' ' + this.last_name }

              // (new_name:String) → undefined
              // Sets the name components of the object,
              // from a full name.
              , set name(new_name) { var names
                    names = new_name.trim().split(/\s+/)
                    this.first_name = names['0'] || ''
                    this.last_name  = names['1'] || '' }
              }

Невалидные имена свойств могут быть заключены в кавычки. Учитывайте, что запись для getter/setter в литеральном виде определяется анонимными функциями. Если вы хотите связать ранее объявленную функцию с getter/setter, то вы должны использовать метод Object.defineProperty.

Посмотрим на общее правила литерального синтаксиса:

<object-literal>  ::= "{" <property-list> "}"
                    ;
<property-list>   ::= <property> ["," <property>]*
                    ;
<property>        ::= <data-property>
                    | <getter-property>
                    | <setter-property>
                    ;
<data-property>   ::= <property-name> ":" <expression>
                    ;
<getter-property> ::= "get" <identifier>
                    :       <function-parameters>
                    :       <function-block>
                    ;
<setter-property> ::= "set" <identifier>
                    :       <function-parameters>
                    :       <function-block>
                    ;
<property-name>   ::= <identifier>
                    | <quoted-identifier>
                    ;

Литеральные объекты могут появляться внутри выражений в JavaScript. Из-за некоторой неоднозначности новички иногда путаются:
// This is a block statement, with a label:
{ foo: 'bar' }
// => 'bar'

// This is a syntax error (labels can't be quoted):
{ "foo": 'bar' }
// => SyntaxError: Invalid label

// This is an object literal (note the parenthesis to force
// parsing the contents as an expression):
({ "foo": 'bar' })
// => { foo: 'bar' }

// Where the parser is already expecting expressions,
// object literals don't need to be forced. E.g.:
var x = { foo: 'bar' }
fn({foo: 'bar'})
return { foo: 'bar' }
1, { foo:
2. Методы

До сих пор объект Mikhail имел только слоты для хранения данных (ну, за исключением getter/setter для свойства name). Описание действий, которые можно делать с объектом делается в JavaScript очень просто. Просто — потому что в JavaScript нет разницы между манипулированием такими вещами, как Function, Number, Object. Всё делается одинаково (не забываем, что функции в JavaScript являются сущностями первого класса).

Опишем действие над данным объектом, просто установив функцию, как значение нашего свойства. К примеру, мы хотим, чтобы Миша мог приветствовать других людей:

// (person:String) → String
// Greets a random person
mikhail.greet = function(person) {
    return this.name + ': Why, hello there, ' + person + '.'
}

После выставления значения свойства, мы можем использовать аналогичный способ для выставления конкретных данных, связанных с объектом. Таким образом, доступ к свойствам будет возвращать ссылку на функцию, хранящуюся в нём, которую мы можем вызвать:
mikhail.greet('you')
// => 'Michael White: Why, hello there, you.'

mikhail.greet('Kristin')
// => 'Michael White: Why, hello there, Kristin.'
2.1. Динамический this

Следует учитывать одну вещь при описании функции greet — эта функция должна обращаться к getter/setter свойства name, а для этого она использует магическую переменную this.

Она хранит в себе ссылку на объект, которому принадлежит исполняющаяся функция. Это не обязательно означает, что this всегда равно объекту, в котором функция хранится. Нет, JavaScript не настолько эгоистичен.

Функции являются generic-ами. Т.е. в JavaScript переменная this определяет динамическую ссылку, которая разрешается в момент исполнения функции.

Процесс динамического разрешения this обеспечивает невероятно мощный механизм для динамизации объектной ориентированности JavaScript и компенсирует отсутствие строгого соответствия заданным структурам (т.е. классам). Это означает, что можно применить функцию к любому объекту, который отвечает требованиям запуска, независимо от того, как устроен объект (как и в CLOS).

2.2. Разрешение this

Существует четыре различных способа разрешения this в функции, зависящие от того, как функция вызывается: непосредственно, как метод, явно применяется, как конструктор. Мы посмотрим первые три, а к конструкторам вернёмся позже.

Для следующих примеров вы примем:

// Returns the sum of the object's value with the given Number
function add(other, yet_another) {
    return this.value + other + (yet_another || 0)
}

var one = { value: 1, add: add }
var two = { value: 2, add: add }
2.2.1 Вызов как метод

Если функция вызывается, как метод объекта, то this внутри функции ссылается на сам объект. Т.е. когда мы явно указываем какой объект выполняет действие, то объект и будет значением this в нашей функции.

Это произойдёт, когда мы вызовем mikhail.greet(). Эта запись говорит JavaScript-у, что мы хотим применить действие greet к объекту mikhail.

one.add(two.value) // this === one
// => 3

two.add(3)         // this === two
// => 5

one['add'](two.value) // brackets are cool too
// => 3
2.2.2 Непосредственный вызов

Когда функция вызывается непосредственно, то this разрешается в глобальный объект движка (window в браузере, global в Node.js)
add(two.value)  // this === global
// => NaN

// The global object still has no `value' property, let's fix that.
value = 2
add(two.value)  // this === global
// => 4
2.2.3. Явное применение

В заключении, функция может быть явно применена к любому объекту, несмотря на то, есть ли в объекте соответствующее свойство или нет. Эта функциональность достигается с помощью методов call или apply.

Различие между двумя методами заключается в параметрах передаваемых в функцию и времени исполнения — apply работает примерно в 55 раз медленнее, чем непосредственный вызов, а вот call обычно не особо хуже. Всё очень зависит от текущего движка, так что используйте Perf test, чтобы быть уверенными — не оптимизируйте код раньше времени.

В любом случае, call ожидает объект, как первый параметр функции, за которым следуют обычные аргументы исходной функции:

add.call(two, 2, 2)      // this === two
// => 6

add.call(window, 4)      // this === global
// => 6

add.call(one, one.value) // this === one
// => 2

С другой стороны, apply позволяет описывать вторым параметром массив параметров исходной функции:
add.apply(two, [2, 2])       // equivalent to two.add(2, 2)
// => 6

add.apply(window, [ 4 ])       // equivalent to add(4)
// => 6

add.apply(one, [one.value])  // equivalent to one.add(one.value)
// => 2

На заметку. Учтите, что разрешение this в null или undefined зависит от семантики используемого движка. Обычно результат бывает таким же, как и применение функции к глобальному объекту. Но если движок работает в strict mode, то this будет разрешено как и ожидается — ровно в ту вещь, к которой применяется:
window.value = 2
add.call(undefined, 1) // this === window
// => 3

void function() {
  "use strict"
  add.call(undefined, 1) // this === undefined
  // => NaN
  // Since primitives can't hold properties.
}()
2.3. Связывание методов

Отвлечёмся от динамической сущности функций в JavaScript, пойдём по пути создания функций, связывая их с определёнными объектами, так чтобы this внутри функции всегда указывал на данный объект, несмотря на то, как он вызывается — как метод объекта или непосредственно.

Функция обеспечивает функциональность, называемую bind: берётся объект и дополнительный параметр (очень похоже на вызов call) и возвращается новая функция, которая будет применять параметры к исходной функции при вызове:

var one_add = add.bind(one)

one_add(2) // this === one
// => 3

two.one_adder = one_add
two.one_adder(2) // this === one
// => 3

one_add.call(two) // this === one
// => 3
3. Наследование

До сих пор мы видели, как объекты могут определять своё поведение и как мы можем использовать их действия на других объектах, но, мы до сих пор не увидели нормального пути для повторного использования кода и его расширяемости.

Вот тут-то нам и пригодится наследование. Оно позволит разделить задачи, в которых объекты определяют специализированное поведение от создания общего поведения для других объектов.

Модель прототипирования идёт дальше. Хоть она и поддерживает такие технологии, как «selective extensibility» и «behaviour sharing», но мы их не будем особо изучать. Печальная вещь: конкретные модели прототипного ОО, реализованные в JavaScript несколько ограниченны. Мы можем обойти эти ограничения, но накладные расходы будут велики.

3.1. Прототипы

Наследование в JavaScript осуществляется через клонирование поведения объекта и расширение его специализированным поведением. Объект, поведение которого клонируют, называется прототипом.

Прототип — это обычный объект, который делится своим поведением с другими объектами — в этом случае он выступает в качестве родителя.

Концепт клонирования поведения не означает, что вы будете иметь две различные копии одной и той же функции или данных. На самом деле JavaScript реализует наследование через делегирование, т.е. все свойства хранятся в родителе, а доступ к ним расширен через ребёнка.

Как упоминалось ранее, родитель (или [[Prototype]]) объекта определяется вызовом Object.create с первым аргументом, ссылающимся на объект-родитель.

Вернёмся к примеру с Мишей. Выделим его имя и способность приветствовать людей в отдельный объект, который поделится с Мишей своим поведением. Вот как будет выглядеть наша модель:

Реализуем её на JavaScript:

var person = Object.create(null)

// Here we are reusing the previous getter/setter functions
Object.defineProperty(person, 'name', { get: get_full_name
                                      , set: set_full_name
                                      , configurable: true
                                      , enumerable:   true })

// And adding the `greet' function
person.greet = function (person) {
    return this.name + ': Why, hello there, ' + person + '.'
}

// Then we can share those behaviours with Mikhail
// By creating a new object that has it's [[Prototype]] property
// pointing to `person'.
var mikhail = Object.create(person)
mikhail.first_name = 'Mikhail'
mikhail.last_name  = 'Weiß'
mikhail.age        = 19
mikhail.gender     = 'Male'

// And we can test whether things are actually working.
// First, `name' should be looked on `person'
mikhail.name
// => 'Mikhail Weiß'

// Setting `name' should trigger the setter
mikhail.name = 'Michael White'

// Such that `first_name' and `last_name' now reflect the
// previously name setting.
mikhail.first_name
// => 'Michael'
mikhail.last_name
// => 'White'

// `greet' is also inherited from `person'.
mikhail.greet('you')
// => 'Michael White: Why, hello there, you.'

// And just to be sure, we can check which properties actually
// belong to `mikhail'
Object.keys(mikhail)
// => [ 'first_name', 'last_name', 'age', 'gender' ]
3.2 Но как же [⁣[Prototype]⁣] работает?

Как вы видели в прошлом примере, ни одно из свойств, определённых в Person мы не определяли явно в Mikhail, но всё же смогли получить к ним доступ. Это произошло благодаря тому, что JavaScript реализует делегирование доступа к свойствам, т.е. свойство ищется через всех родителей объекта.

Эта цепь родителей определяется скрытым слотом в каждом объекте, который называется [⁣[Prototype]⁣]. Вы не можете изменить его непосредственно, существует только один способ задать ему значение — при создании нового объекта.

Когда свойство запрашивается из объекта, движок сначала пытается получить свойство из целевого объекта. Если свойство не найдено, то рассматривается непосредственный родитель объекта, затем родитель родителя и т.д.

Это означает, что мы можем изменить поведение прототипа в середине программы, то автоматически изменится поведение всех объектов, которые были от него унаследованы. Например, пусть мы хотим изменить приветствие по умолчанию:

// (person:String) → String
// Greets the given person
person.greet = function(person) {
    return this.name + ': Harro, ' + person + '.'
}

mikhail.greet('you')
// => 'Michael White: Harro, you.'
3.3. Перегрузка свойств

Так, прототипирование (т.е. наследование) используется для того, чтобы можно было поделиться данными с другими объектами. Причём этот способ работает быстро и экономичен по отношению к памяти, т.к. мы всегда имеем только один экземпляр используемых данных.

Но что если мы хотим добавить специализированное поведение, которым можно было бы делиться с другим объектами? Мы уже видели как объекты определяют своё поведение с помощью свойств, специализированное поведение определяется аналогичным образом — вы просто устанавливаете значение нужному свойству.

Для лучшей демонстрации положим, что Person реализует только обобщённое приветствие, а каждый наследник Person будет реализовывать своё уникальное приветствие. Также добавим новую персону в наш сценарий, чтобы лучше показать как расширяется объект:

Учтите, что и mikhail, и kristin определяют собственную версию метода greet. В этом случае мы вызовем метод greet из собственной версии поведения объекта, а не обобщённый метод greet, унаследованный от Person:

// Here we set up the greeting for a generic person

// (person:String) → String
// Greets the given person, formally
person.greet = function(person) {
    return this.name + ': Hello, ' + (person || 'you')
}

// And a greeting for our protagonist, Mikhail

// (person:String) → String
// Greets the given person, like a bro
mikhail.greet = function(person) {
    return this.name + ': \'sup, ' + (person || 'dude')
}

// And define our new protagonist, Kristin
var kristin = Object.create(person)
kristin.first_name = 'Kristin'
kristin.last_name  = 'Weiß'
kristin.age        = 19
kristin.gender     = 'Female'

// Alongside with her specific greeting manners

// (person:String) → String
// Greets the given person, sweetly
kristin.greet = function(person) {
    return this.name + ': \'ello, ' + (person || 'sweetie')
}

// Finally, we test if everything works according to the expected

mikhail.greet(kristin.first_name)
// => 'Michael White: \'sup, Kristin'

mikhail.greet()
// => 'Michael White: \'sup, dude'

kristin.greet(mikhail.first_name)
// => 'Kristin Weiß: \'ello, Michael'

// And just so we check how cool this [[Prototype]] thing is,
// let's get Kristin back to the generic behaviour

delete kristin.greet
// => true

kristin.greet(mikhail.first_name)
// => 'Kristin Weiß: Hello, Michael'

Продолжение следует…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о