Выездная проверка таможенных органов

Определение таможенной проверки

Любые организации, которые участвуют в внешнеэкономической деятельности должны быть готовы к проверке со стороны не только налоговых органов, но и таможенной службы. Порою имеется необоснованное давление со стороны инспекций, в том числе это касается и таможенных органов, ни один участник бизнеса от этого не застрахован.

Под понятием таможенной проверки понимают совершение особых действий в отношении товаров, таких как:

  • досмотр,
  • проверка подлинности документов,
  • контроль транспортного средства,
  • контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.

Цель выездной таможенной проверки

Замечание 1

Под целью таможенной выездной проверки понимают контроль и соблюдение участниками ВЭД требований Таможенного союза и законодательства стран-участниц

В соответствии со статьей 122 ТК проверка осуществляется в отношении следующих лиц и организаций:

  1. декларанта
  2. таможенного представителя
  3. перевозчика, в том числе таможенного перевозчика
  4. лица, которое наделено полномочиями на товар, после его выпуска,
  5. лица, которое осуществляет временное хранение товара,
  6. магазинов беспошлинной торговли и иные склады,
  7. уполномоченных экономических операторов,
  8. прочих лиц, которые участвовали в сделке с товарами, помещенными под таможенную процедуру
  9. лица, которое пользуется товаром, прошедшим таможенную процедуру перемещения товара через государственную границу с нарушениями.

Виды таможенных проверок

Законом не определены основания, по которым включают лица в плановую проверку. Таможенные проверки делятся на два типа: камеральную и выездную проверку. Во время камеральной проверки осуществляется проверка таможенных данных, указанных в декларации и прочих документах, предоставленных проверяемым лицом. Помимо всего прочего контролирующие органы проверяют сведения, предоставленные от стран – участниц ТС. Камеральную проверку проводят без посещения проверяемого лица и без акта о назначенной проверке. Данный вид проверки не ограничен в периодичности проведения.

Замечание 2

Выездная таможенная проверка подразумевает посещение таможенными органами непосредственно проверяемого лица. Ее проводят на основании решения, форму которого определяют законодательно страны участницы ТС.

В соответствии со ст. 132 ТК выездную проверку можно осуществлять один раз в год. Перед выездной проверкой необходимо в обязательном порядке уведомить лицо, в отношении которого осуществляется проверка. На адрес проверяемого лица высылается уведомление с заказным письмом, что в дальнейшем подтвердит факт вручения.

Замечание 3

Выездную проверку можно начать не раньше 15 календарных дней с момента вручения уведомления. Внеплановым проверкам не свойственно ограничение в периодичности проведения.

В ст. 132 ТК указаны основания для проверки:

  • информация, полученная в результате анализа данных в базах таможенных органов, которая должна свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства,
  • заявление от лица, который хочет получить статус уполномоченного экономического оператора,
  • встречная выездная проверка
  • информация от компетентного органа, который сделал запрос на проверку лица, совершившего внешнеэкономическую сделку.
  • прочие основания, которые предусмотрены законодательством участниц ТС

При проведении выездной проверки таможенные органы проверяют сведения, указанные в уведомлении об осуществлении проверки.

Помимо этого, органы проверяют:

  • прошел ли товар факт таможенной процедуры,
  • достоверны ли сведения, которые указаны в таможенной декларации и прочих документах, которые предоставили при декларировании товара,
  • соблюдаются ли ограничения по использованию условно выпущенных товаров,
  • соблюдаются ли требования, установленные законодательством в отношении деятельности в таможенном деле,
  • соответствует ли лицо статусы уполномоченного представителя экономического оператора,
  • соблюдение таможенных процедур, при которых товары не приобретают статус товаров Таможенного союза,
  • соблюдаются ли иные требования, которые установлены ТК РФ

В соответствии со ст.122 ТК РФ, во время проверки таможенные органы сравнивают все необходимые данные, которые указали в документах, с данными бухгалтерского учета и прочими сведениями, которая предоставляется в установленном законом порядке.

Процедуры проверки, как выездной, так и камеральной схожи. Проверяемому лицу вручается уведомление о проверке. Сроки начала проверки совпадают с моментом вручения уведомления и не могут превышать двух месяцев. Иногда при крайних обстоятельствах срок проведения проверки могут увеличить до одного месяца. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица. После проверки составляется акт в двух экземплярах, один подшивается к делу, второй через 5 дней отдают проверяемому лицу. Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. При этом составляют акт в установленном порядке в части непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается.

Достаточно часто участникам ВЭД приходится сталкиваться с противозаконными действиями таможенных органов. При данных действиях зачастую приходится прибегать к практической юридической помощи. Достаточно часто приходится обжаловать вынесенные решения в суде. Предприниматели обращаются к юристам. Однако государство старается бороться с противоправными действиями таможенных органов. Для контролирующих органов предусмотрена уголовная и административная ответственность. Помимо всего прочего существует горячая линия для лиц, в отношении которых было совершено правонарушение.

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Библиографическое описание:

Гончарова А. В., Костюничева О. С. Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/archive/114/29392/ (дата обращения: 16.01.2020).



В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию и участием в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), в сфере таможенного дела РФ происходят глобальные изменения. Если еще совсем недавно большую значимость имел текущий таможенный контроль, то в настоящее время вся совокупность действий таможенных органов переходит на последующий таможенный контроль, который осуществляется в течение 3 лет после выпуска товаров.

Федеральная таможенная служба призывает всех участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) содействовать проведению таможенного контроля после выпуска товаров, основной формой реализации которого является таможенная проверка.

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований и условий, установленных законодательством ЕАЭС.

Выделяют два вида таможенных проверок – камеральная и выездная, в свою очередь вторая делиться на три вида: плановая, внеплановая и встречная.

Сроки и порядок проведения выездных таможенных проверок представлен в таблице.

Процесс осуществления выездных проверочных мероприятий нередко сопряжен с рядом проблем. Однако уже в ходе декларирования важно выявлять заявление недостоверных сведений о местоположении участников ВЭД, чтобы на этапе постконтроля исключить выявление неподконтрольных лиц.

В практической работе при проведении выездной таможенной проверки, должностные лица таможенных органов сталкиваются с невозможностью реализации инспекционных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Остается актуальной проблема отсутствия участника внешнеэкономической деятельности по месту его регистрации. Это связано с тем, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель зачастую на этапе декларирования товаров определяет место фактического нахождения, отличное от места государственной регистрации данных лиц.

Таблица

Содержание процесса выездных таможенных проверок

Виды таможенных проверок

Содержание процесса

Сроки проведения

Порядок проведения

Плановая

1 раз в год, в отношении одного и того же лица

Исключение: в отношении УЭО – 1 раз в 3 года

Перед началом ее проведения, таможенный орган (далее – ТО) направляет уведомление заказным почтовым отправлением в адрес лица, в отношении которого будет проводиться данная проверка. После того, как адресат получил это уведомление, ТО может начать эту проверку не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней. Перед началом такой проверки ТО должен предоставить свое удостоверение и акт о назначении данной проверки

Внеплановая

Без ограничения периодичности их проведения.

Проводится без уведомления:

1.На основании данных, которые свидетельствуют о нарушении законодательства

2.В ответ на обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, который совершил сделку с иностранным партнером и т.п.

Встречная

Без ограничения периодичности их проведения

Руководитель комиссии представляет докладную записку начальнику ТО, содержащую обоснование необходимости проведения такой проверки и перечень вопросов, требующих проверки при ее проведении.

Начальник ТО принимает решение:

— о проведении либо не проведении проверки;

— решение о направлении поручения о проведении встречной проверки либо о нецелесообразности направления поручения о проведении встречной проверки, о чем налагает соответствующую резолюцию на докладной (служебной) записке руководителя комиссии.

Поручение о проведении встречной проверки направляется в ТО, в регионе деятельности которого зарегистрировано проверяемое лицо.

Подготовительная работа проводится в течение 5 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган поручения о проведении встречной проверки.

Встречная проверка является разновидностью выездной таможенной проверкой

Составлено автором по: [1].

При этом место государственной регистрации на самом деле зарегистрировано в налоговых органах РФ. Таким образом, на этапе таможенного контроля после выпуска товаров, данные категории участников ВЭД становятся неподконтрольными. То есть, участник ВЭД существует, осуществляет внешнеэкономическую деятельность на таможенной территории ЕАЭС, но по факту осуществить проверочные постконтрольные мероприятия в отношении его невозможно, срок нарушения проходит, и соответственно, его нельзя будет привлечь к административной ответственности.

Вследствие этого, считаем необходимым сформировать общую базу данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для налоговых и таможенных органов стран-членов ЕАЭС. Такая база будет содержать данные о государственной регистрации лица, а также данные о фактическом его местоположении. На этапе предварительного информирования или подачи декларации на товары, должностными лицами таможенных органов в данную базу будут вноситься сведения о местоположении участника ВЭД, которые заявлены в декларации. Далее информация сверяется с данными о государственной регистрации, которые вносят в базу данных должностные лица налоговых органов стран-членов ЕАЭС. Если выявляется факт отсутствия лица по месту его государственной регистрации, то должностные лица должны незамедлительно требовать объяснений по данным обстоятельствам от декларанта, уведомить о необходимости проведения выездной таможенной проверки по адресу нахождения участника ВЭД, а также о предоставлении необходимых для проверки документов. Выездная таможенная проверка должна совершаться в кратчайшие сроки, для того, чтобы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не смогли еще раз поменять свое местонахождение.

Данная система упростит реализацию проверочных постконтрольных мероприятий, как для таможенных, так и для налоговых органов стран-членов ЕАЭС. Она позволит повысить качественный уровень анализа сведений, предоставляемых участниками ВЭД в предварительной информации и при таможенном декларировании.

Таможенный контроль после выпуска товаров, как и система управления рисками строится на принципе выборочности конкретных объектов таможенного контроля. При этом «таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает создание необходимых правовых основ и методологического обеспечения» [2, с. 168].

При этом значимость таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента регулирования развития экономики Российской Федерации характеризуют показатели федерального бюджета в части его наполнения доначисленными и взысканными таможенными платежами, штрафами по результатам проведения таможенных проверок [3, с. 18]. По мнению ученых, таможенный контроль после выпуска товаров является еще и «мощным превентивным фактором, обеспечивающим соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД» [5, с. 33].

Перестроение системы таможенного контроля после выпуска товаров – это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей [4, с. 231].

В настоящий момент времени, уполномоченное подразделение таможенного контроля после выпуска товаров осуществляет постконтрольные проверочные мероприятия в отношении не более чем 35% участников ВЭД. При выборе объектов проверки должностные лица таможенных органов проводят анализ деятельности каждого проверяемого лица, изучают его репутацию, смотрят, сколько и как часто в отношении этого лица проводились данные мероприятия и т.п. В конечном итоге, при выборе объектов проверки, необходимо проводить модернизацию единой автоматизированной системы таможенных органов.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учеб. пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 344 с.
  3. Немирова Г.И., Лазарев Д.Ю. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов Федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 6 (28). С. 17-23.
  4. Прушковская Е.Е. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 4. С. 226-231.
  5. Удалова З.В., Соловьев В.В. Проведение таможенного контроля после выпуска товаров организаций, осуществляющих экспорт зерна // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 4 (21). С. 24-33.

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, выпуск товаров, встречная проверка, выездная таможенная проверка, проведение, проверка, внешнеэкономическая деятельность, государственная регистрация, лицо, индивидуальный предприниматель.

Виды таможенных проверок

 
 

                                         

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организация валютного контроля в различных таможенных режимах» 

Виды  таможенных проверок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………4

1 Общие  положения о таможенном контроле………………………………………6

1.1 Порядок  проведения таможенного контроля…………………………..………6

1.2. Формы и  порядок проведения таможенного  контроля………………………10

2. Таможенная  проверка……………………………………………………………18

2.1 Порядок проведения  таможенных проверок………………………………….18

2.2 Виды таможенной  проверки……………………………………………………21

2.3 Общий порядок проведения и организации таможенной проверки…………26

3. Проблемы проведения  и перспективы развития таможенной  проверки……..33

Заключение………………………………………………………………………….37

Список использованных источников………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя  торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими  лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.

       Проведение  таможенного контроля призвано обеспечить:

       — создание условий, способствующих  ускорению внешнеэкономического  оборота;

       — разрешительный порядок перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств;

       — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;

       — своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

       — ведение таможенной статистики  внешней торговли и специальной  таможенной статистики Таможенного союза;

       — осуществление в пределах компетенции  таможенных органов валютного  контроля;

       — и др.

       Вступление  в силу с 1 июля 2010 г. Кодекса Таможенного  Союза создало необходимые предпосылки  для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам, правовой базы таможенного дела и  условия для определения приоритетов  развития таможенных органов РФ. Однако в целом ТК ТС сохранил общую концепцию проведения таможенного контроля, заложенную ТК РФ. ТК ТС воспроизводит принципы таможенного контроля, закрепленные в ТК РФ.

       ТК  ТС содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате, ТК ТС предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела.

       ТК  ТС практически воспроизводит определение  таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ, корректирует его под  условия действия Таможенного союза.

       Таким образом, новым для понятия таможенного  контроля является его направленность на обеспечение соблюдения таможенного  законодательства Таможенного союза.

       Актуальность  темы заключается в том, что для  того что бы выявить и устранить  нарушение таможенного законодательства обычными формами таможенного контроля, установленными ТК ТС, в процессе основного таможенного оформления представляется проблематичным по ряду объективных причин. Такие схемы вероятнее всего можно вскрыть только с использованием оперативно-розыскных мероприятий и проведением таможенной проверки.

       Объектом  изучения курсовой работы является организация  таможенной проверки, предметом –  таможенная проверка.

       В связи с этим, цель работы – изучение организации таможенной проверки.

       Исходя  из поставленной цели, в настоящей  работе предпринята попытка решения  следующих основных задач:

       -рассмотреть  основные формы таможенного контроля;

       -рассмотреть  понятие и основное применение  таможенной проверки;

       -определить  общий порядок проведения и организации таможенной проверки;

        -выявить основные проблемы проведения  и перспективы развития таможенной  проверки.

       При написании курсовой работы использовались нормативные акты ФТС РФ, учебники по таможенному праву, ресурсы официальных  интернет сайтов таможенных органов, статьи из журналов, посвященных таможенному делу, а так же официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах. 
 

       1 Общие положения  о таможенном контроле 

       1.1 Порядок проведения  таможенного контроля 

       Таможенный  контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Широкое толкование, в свою очередь, обусловливает различие взглядов специалистов на соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенное оформление». Одни специалисты не видят необходимости эти понятия различать; другие подчиняют таможенный контроль как вспомогательные действия процедурам таможенного оформления; третьи считают таможенное оформление лишь документальным закреплением процедур таможенного контроля; четвертые указывают на неразрывную связь таможенного оформления и таможенного контроля, но устанавливают обоснованные нормативно-процессуальные различия этих понятий. Так, таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами — нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей.  [1]   Меры таможенного контроля не только являются проверочными действиями, но и имеют принудительно-пресекательный характер. Кроме того, в ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и  наказаниях.       Основная цель таможенного контроля – это определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений. [2]                    Таможенный контроль, в соответствии с п. 31 ст. 4 ТК ТС, представляет совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. [3]         Таким образом, новым, по сравнению с ТК РФ, для понятия таможенного контроля  является его направленность на обеспечение соблюдения также таможенного законодательства Таможенного союза. В целом ТК ТС сохранил общую концепцию проведения таможенного контроля, заложенную в ТК РФ. Введение системы принципов таможенного контроля как правовых основ государственного контроля в сфере таможенного дела в соответствии с ТК ТС и ТК РФ позволяет максимально обеспечить эффективность действия таможенных органов.             В соответствии со ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза. При выборе форм и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран. С принятием ТК РФ система СУР стала активно внедряться в российскую практику таможенного администрирования. Вместе с тем нормы о СУР содержались только в ст. 358 ТК РФ и ограничивались определением риска и перечислением целей применения системы. ТК ТС включает гл. 18 «Система управления рисками», которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками.                      При проведении таможенного контроля, в отличие от ТК РФ в ТК ТС не только четко обозначаются объекты таможенного контроля, но и изменяется устоявшийся подход к их пониманию. ТК РФ четко не обозначал перечень объектов таможенного контроля, однако они прослеживались из анализа его положений. Таким образом, ТК РФ к объектам таможенного контроля относил только товары и транспортные средства. ТК ТС расширяет перечень объектов таможенного контроля.  Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: — товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС; — таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза; — деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; — лиц, пересекающих таможенную границу.    Проведение таможенного контроля отнесено исключительно к компетенции таможенных органов. Вместе с тем ст. 103 ТК ТС определяет особенности проведения таможенного контроля на таможенной границе. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 1 ст. 103 ТК ТС).              В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный контроль может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (п. 3 ст. 103 ТК ТС). Следовательно, можно говорить о таможенном контроле как системе реализации государственного принуждения в сфере таможенного дела, не ограничиваясь собственно проверочными мероприятиями, установленными ТК РФ и ТК ТС.  [4]     Серьезное нововведение содержится в ст. 99 ТК ТС, регулирующей таможенный контроль после выпуска товаров. В отличие от годичного срока по ТК РФ, ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом статья предусматривает возможность увеличения законодательством государств — членов таможенного союза продолжительности данного срока, но не более пяти лет. Следует отметить, что проект федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации не увеличивает трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров.            Проведение таможенного контроля проводится в формах, установленных ст. 110 ТК ТС. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля предусматриваемых ТК РФ.

       В то же время в ТК ТС появляются три новые формы таможенного контроля:

       — учет товаров, находящихся под  таможенным контролем; 

       — проверка системы учета товаров  и отчетности по ним; 

       — таможенная проверка.

       К числу принципиально новой формы  таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем.    Наибольшую детализацию в ТК ТС получила такая новая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля. По своей правовой сущности данная форма контроля является аналогом предусмотренной ранее в ТК РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной. [5]    Глава 21 ТК ТС предусматривает новое полномочие таможенных органов при проведении таможенного контроля — задерживать товары и документы на них. Задержание может осуществляться, например, в следующих случаях: невозможность вывоза товаров, запрещенных к вывозу с таможенной территории Таможенного союза (п. 3 ст. 152 ТК ТС), непомещение товаров под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения (п. 4 ст. 170 ТК ТС), истечение срока хранения на таможенном складе (п. 3 ст. 231 ТК ТС), несовершение отдельных таможенных операций (п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 208 ТК ТС) и др.               О расширении полномочий таможенных органов при проведении таможенного контроля свидетельствует также ст. 136 ТК ТС, которая конкретизирует объем информации, которую могут запросить таможенные органы у государственных органов, а также банков и иных кредитных организаций для целей проведения таможенной проверки. [6] 

       Таможенный  контроль проводится в зоне таможенного  контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме (ст. 95 ТК ТС).          Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.   Подводя общий итог правового регулирования таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза, хочется отметить, что в нем заложены эффективные и действенные меры, направленные на обеспечение соблюдения как национального таможенного законодательства, так таможенного законодательства Таможенного союза. Вместе с тем для реализации положений ТК ТС предстоит большая работа по принятию ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного союза, а также по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ТК ТС.[2] 

       1.2. Формы и порядок проведения таможенного контроля 
 

       Процессуальная  составляющая правового регулирования  таможенного контроля по ТК ТС устанавливается  порядком проведения и формами таможенного  контроля. Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ:            1) проверка документов и сведений;                    2) устный опрос;                      3) получение объяснений;                                                4) таможенное наблюдение;                                             5) таможенный осмотр;           6) таможенный досмотр;                                                         7) личный таможенный досмотр;                                                  8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;                                            9) таможенный осмотр помещений и территорий;                                    10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;                      11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;                      12) таможенная проверка.          Данный список не является исчерпывающим, поскольку в числе процедур таможенного контроля ТК ТС выделяет и дополняет проверку товаров таможенная экспертиза ( гл. 20 ТК ТС), которая не тождественна таможенному осмотру или досмотру товаров, проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств, а так же задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля (гл. 21 ТК ТС). Названные формы таможенного контроля детально регламентируются соответствующими статьями (ст. 111-122) ТК ТС. [5]    1. Проверка документов и сведений           Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.            

       Документы, необходимые для таможенного  контроля, согласно п. 12, 28,38 ст. 4 Таможенного  кодекса, классифицированы в следующие группы:

       а) коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные  и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза; 

Виды таможенных проверок

       Сейчас  появляются оригинальные наработки. Месяц  от месяца такого опыта будет накапливаться  все больше. Таможенная инспекция  прежде всего проверяет, насколько  достоверные сведения заявляли в декларации фирмы. Это касалось прежде всего количества и стоимости товаров, страны их происхождения, кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Особое внимание, естественно, уделяли товарам группы риска. Осуществляли также контроль за тем, насколько компании соблюдают условия и ограничения отдельных таможенных режимов, используются ли по назначению условно выпущенные товары. Проверяли брокеров, организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами.

       Сегодня объективно усложняет работу инспекции это увеличение срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров с одного года до трех лет. Но Российская практика и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что при таких широких сроках эффективность контроля резко увеличивается. Кроме того, значительная часть компаний — потенциальных нарушителей — вовсе выводится из-под постаудита. В Таможенном кодексе из объектов проверки исключены организации, не являющиеся участниками внешнеторговой сделки, но использующие ввезенные товары для изготовления собственной продукции. Закупают импортные комплектующие и изготовляют из них, к примеру, телевизоры. Это также создает дополнительные лазейки для нарушения законов. Традиционно больной вопрос фирмы-однодневки. Существующий порядок ликвидации юридических лиц в судебном порядке — процесс трудоемкий и чрезвычайно длительный. А главное, все это время фирмы-однодневки продолжают числиться в государственном реестре и заниматься внешнеторговой деятельностью, как правило, с нарушением действующего законодательства. Найти ответчиков в данном случае сложно, потому что сами фирмы, их руководители по указанным в документах адресам отсутствуют .    Для выбора объекта анализа существуют аналитические процедуры работы с информацией, которая содержит признаки возможных нарушений. Эту информацию инспекция получает из базы данных, от функциональных управлений ФТС, региональных управлений, таможен и таможенных постов, а так же от других правоохранительных органов и из Интернета.   

       Если  после такого анализа к фирме возникают вопросы, начинает определять конкретные параметры, по которым необходимо ее проверить. Изучает ее уставные документы, контракты и иные документы, которые были предъявлены к таможенному оформлению товаров. Сравниваем данные по номенклатуре и ценам на ввозимые ею товары за прошлый и текущий годы. При этом мы не создает никаких препятствий для коммерческой деятельности внешнеторговой компании.      

       Как правило, участники ВЭД даже не подозревают, что в отношении них проводится проверка. И только после такого предварительного анализа, если к фирме  остаются вопросы, назначают таможенную проверку.   

       В европейских государствах работают по системе анализа и управления рисками, которая позволяет достаточно точно определять коридоры, в которых следует искать нарушителей среди участников внешнеэкономической деятельности. У нас такая система для широкого применения на практике еще не готова. Существуют лишь отдельные ее элементы. На основании этих элементов — возможных рисков как по товарам, так и по отдельным компаниям, а также на основании информации, которую мы получают из налоговой инспекции и других правоохранительных органов.       Есть организации, которые зарекомендовали себя как законопослушные участники ВЭД, их деятельность прозрачна: они уже давно работают на российском рынке, во время представляют в таможенные органы все необходимые пакеты документов, дают информацию о ценах производителей товаров, которыми торгуют. Такие компании получили возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления и контроля. Их проверяют в плановом порядке. Конечно, и у законопослушных компаний могут быть нарушения, но, во-первых, они, как правило, не существенные, а во-вторых, в этих участниках ВЭД таможенная инспекция более-менее уверена, они никуда не исчезнут. Поэтому сегодня основные силы концентрируем на выявлении наиболее неблагонадежных фирм.   Порядок проведения проверок зависит от характера нарушений таможенных правил. Для одной фирмы достаточно только документальной проверки, чтобы убедиться, что она работает по закону. По другой, чтобы добраться до сути, приходится запрашивать дополнительную информацию, производить осмотр помещений, где складируется товар, опрашивать сотрудников.           

       Но  сложность состоит в том, что  проведение таких углубленных специальных  проверок — процесс достаточно творческий, все в инструкции не пропишешь. В  каждой компании есть свои особенности, и подходить к ней при проверке необходимо очень индивидуально. И случаи могут быть самые разнообразные.           

       Поэтому основная форма инспекционной работы сейчас — как можно больше рассказать сотрудникам инспекций региональных управлений и таможен, какие могут возникать сложности при назначении или проведении проверок, получении дополнительных документов и сведений. Для этого устраиваются различные совещания, семинары, конференции.   

       В будущем, когда законопослушных  компаний будет больше, они уже  сами будут заинтересованы в проведении у них проверок. Ведь если проверка документально подтвердит, что в компании все в порядке, ее рейтинг в качестве делового партнера повысится. Это будет означать, что такой компании можно доверять.        

       В процессе анализа материалов проверок будут выявляться риски и прогнозироваться, как долго они еще будут оставаться актуальными. Если в течение достаточно продолжительного времени, то информацию о них будет передавать непосредственно в места таможенного оформления. Возможно, даже на те посты, где осуществляется предварительное электронное декларирование товаров. Это существенно упростит контроль и сделает его более эффективным.[13] 
 

Заключение 

       В свете решения вопроса о вступлении России в ВТО необходимо упорядочить  таможенное законодательство с нормами этой организации. Таможни стран-участниц ВТО в своей работе эффективно применяют систему управления и анализа рисков. Благодаря этому происходит максимальное сокращение сроков оформления и контроля товаров на таможне, активно используется таможенный контроль после выпуска товаров. 

       Либерализация таможенного законодательства привела  к смене идеологии таможенного  контроля. Внедрение новых, более  гибких форм работы таможенных органов — таможенных проверок — стало актуальным. Упрощение и ускорение соответствующих процедур при таможенном оформлении диктуют необходимость усиления таможенного контроля уже после выпуска товаров в свободное обращение.     

       Выбор объектов таможенной проверок, определение  формы и сроков контрольных мероприятий, а также планирование деятельность подразделений таможенной инспекции ведется на основе анализа различных источников информации, в том числе и сведений, полученных с использованием системы управления рисками.     

       Большое значение в инспекторской работе отводится изучению участников ВЭД, анализу уровня таможенной стоимости товара. Инспектор обращает внимание на репутацию организации-импортера (срок осуществления внешнеэкономической деятельности, финансовое состояние организации), учитывает предназначение импортируемых товаров (для собственного производства или для перепродажи), вид транспорта и маршрут его движения из места отправления в место назначения, а также ряд других факторов.     Особое внимание необходимо обратить на реализацию принципа выборочности при определении объектов таможенного контроля. Огромный массив потенциальных объектов таможенных проверок, самых разнообразных форм собственности и направления перемещения товаров, требует специальных методов для оптимизации их выбора в качестве ревизуемых организаций. Однако должностные лица отделов таможенных инспекций таможен Управления, имея в своем распоряжении информационные ресурсы и существующие критерии рисков, зачастую в качестве объектов таможенных проверок выбирают организации, потенциально не имеющие признаков нарушения таможенных правил и административных правонарушений. Проведение таможенных проверок у таких организаций неоправданно отвлекает силы и средства, не принося адекватных результатов. Необходимо отметить положительную практику проведения таможенных проверок по материалам и информации, поступающей от правоохранительных и иных контролирующих органов. Опыт показывает, что наиболее результативными являются выездные таможенные проверки, являющиеся аналогом таможенного аудита, проводимого инспекционными подразделениями таможенных органов.    

       Проблемой является проведение проверочных мероприятий  у лиц, применяющих упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, позволяющую вести бухгалтерский  учет в упрощенной форме, определенной нормами налогового законодательства Российской Федерации. Отсутствие установленной формы отчетности, уплата единого налога и, как следствие, отсутствие счетов-фактур сводят практически на нет все усилия подразделений таможенной инспекции по привлечению данных лиц к ответственности.    Продолжает оставаться нерешенной и острой проблема ликвидации фирм-однодневок, отсутствующих по месту государственной регистрации, не прошедших перерегистрацию в налоговых органах, не осуществляющих никакой хозяйственной деятельности, не сдающих налоговую отчетность, и руководителей которых невозможно найти ни по каким указанным адресам.

       Существующий  порядок ликвидации юридических  лиц в судебном порядке неэффективен, обходится государственному бюджету  в значительные суммы, а в результате — организации все равно числятся в государственном реестре, так как их учредители не имеют ни малейшего желания заниматься необходимыми процедурами. Данная ситуация позволяет организациям десятилетиями находиться в состоянии спячки, а практика инспекционной деятельности показывает, что в определенные моменты такие фирмы-однодневки просыпаются и принимают участие в осуществлении конкретных внешнеэкономических сделок, чаще всего связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации. Проведение таможенных проверок всегда требует особой тщательности при выборе объектов инспекционных мероприятий, использования результатов категорирования участников ВЭД и результатов анализа с использованием системы управления рисками. Область проведения таможенного контроля после выпуска товаров очень широка и включает в себя контроль таможенной стоимости, достоверное определение кодов товаров по ТН ВЭД, вопросы нетарифного регулирования, выполнение участниками ВЭД условий предоставленных льгот по таможенным платежам, соблюдение условий экономических режимов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перечень форм таможенного контроля

Нормативно-закрепленного понятия существующих форм таможенного контроля не существует. Но полагается считать, что формами таможенного контроля называют отдельные категории действий таможенных органов, нацеленных на проверку осуществления таможенного контроля. Формы таможенного контроля императивно закрепляются в статье сто десятой ТК ТС. Список, в который входит двенадцать пунктов, не подлежит расширительному толкованию, пусть он и не исчерпывает абсолютно всей совокупности действий, нацеленных на проверку, и осуществляемых таможенными органами. Для характеристики действий таможенных органов, которые не перечислены в статьях ПО ТК ТС, применяется понятие «способы таможенного контроля».

Формы таможенного контроля

Есть отдельные формы таможенного контроля, которые будут перечислены далее.

Определение 1

Проверка документов и сведений – это такая форма таможенного контроля, которая применяется должностным лицом таможенного органа для того чтобы установить правдивость сведений, а также подлинность документации и (либо) точность их заполнения и (либо) оформления.

Целью использования этой конкретной формы таможенного контроля допустимо назвать:

  • Проверку правдивости сведений, которые содержатся в документации (это сведения о перевозчике и получателе определенного товара, о декларанте, информация о перемещаемых товарах, а также прочие данные).
  • Установление подлинности документации (выяснение срока действия, имеющихся нужных реквизитов).
  • Проверка верности оформления документов (правильность заполнения определенных граф таможенной декларации, точное соответствие инструкциям по их правильному заполнению).

Для этой формы контроля можно назвать следующие характерные признаки:

  1. Обширная возможность для применения.
  2. Строгая регламентация порядка проводимой проверки отдельными актами, которые устанавливают порядок совершения некоторых таможенных операций.
  3. Таможенный орган имеет полное право сделать мотивированный запрос дополнительной документации, нужной для проведения проверки, что не влечет, по общему правилу, увеличения срока выпуска и обязанности декларанта либо прочего индивида по предоставлению документации, если это прямо не предусматривается действующим законодательством.
Определение 2

Устным опросом называют форму таможенного контроля, применяемую таможенными органами во время производства таможенного оформления, заключающуюся в получении нужных сведений от индивидов без оформления объяснения данных индивидов в письменном виде.

Определение 3

Получением объяснений называют получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов, а также прочих индиви

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о