Жители улицы Рубинштейна — The Village

Есть и другая проблема: рестораны на Рубинштейна один хуже другого. Я живу на барной улице, но затрудняюсь посоветовать, куда сходить на Рубинштейна. Модный «Бекицер» напротив нашего дома — пожалуй, самое приятное место. У меня был любимый бар Terminal (переехал на улицу Белинского. — Прим. ред.) — настоящее место с живой атмосферой, где встречались местные. Типа рюмочной, но культурное. Потом на месте Terminal открылся пафосный китайский ресторан (Tse Fung, недавно закрылся. — Прим. ред.). Есть еще одно место, которое мне очень нравится по духу — совсем маленькое заведение, где делают кофе и сигареты. Но, блин, там такие недотепы работают: они кофе заваривают 15 минут. Это приятно, но надо бы чуть-чуть быстрее.

Я смотрю на все это немного как на грибы. Они растут и растут. Меня расстраивает качество. Я вижу очень мало смелых оригинальных решений. Чем ближе к Невскому, тем более пафосно в плане декораций, художественных решений. Ощущение, что ты на ВДНХ, где выставлены всевозможные интерьеры. Это такой гротеск. Даже не хочется пробовать кухню, когда видишь, как все выглядит снаружи.

Зато, конечно, улица стала очень оживленной. Есть такой глагол «рубинштейнить» — прийти потусить на Рубинштейна. Для меня это скорее приятно: создается ощущение, что ты в живом квартале. При этом, живя во втором-третьем дворе, ты не получаешь дискомфорта.

И побольше бы таких инициатив, когда часть улицы превращают в пешеходную зону. Я видел фотографию середины 1980-х, снятую, кажется, из башни на Пяти углах: на всей Рубинштейна до Невского — одна или две машины. Тогда здесь, наверное, неплохо было жить. Когда мы въезжали, улица еще была с двусторонним движением — и это что-то невозможное.

Я считаю, что вот эта часть Рубинштейна, ближе к Пяти углам, особенно первые-вторые дворы, очень мало изменилась. В основном, та фауна, как я ее называю (публика, которая приходит в кафе), практически не пересекается с жильцами. Это два разных контингента. Но есть пласты коммуникаций между ними. Например, в первом дворе, по словам соседей, у нас какое-то время якобы работал бордель. Или было антикафе, где в основном тусила молодежь, которая играет в «Мафию» и настолки: получалось не просто кафе, а пространство жилого дома, где все пересекаются.

Но в целом если взять, например, наш подъезд — за 12 лет лишь одна семья продала квартиру, причем буквально этой весной. Эту квартиру стали сдавать, в том числе во время чемпионата мира по футболу. В июне я наблюдал, как тетки из ЖЭКа вдруг стали тут все облизывать. Они по три раза в неделю приходили со своим трактором мыть. Я пообщался с домуправом, она сказала: «Тут же иностранцы будут жить!»

У меня нет желания переезжать отсюда (разве что в связи с тем, что квартира маленькая, а семья растет). Здесь есть ощущение, что ты на кораблике: на последнем этаже, тебя как будто никто не видит.

www.the-village.ru

Улица Рубинштейна (Санкт-Петербург) — Википедия

Улица Рубинште́йна — улица в Санкт-Петербургe, проходит от Невского проспекта до Загородного проспекта.

История

История улицы берёт своё начало в 1740-х годах, когда был проложен мощённый деревом проезд от Невской перспективы до Загородной дороги. Проезд появился на месте тропы-просеки, проходившей от Троице-Сергиевского подворья к Большой Загородной дороге. Поначалу его называли Головкинским переулком (по имени канцлера Г. И. Головкина, чья дача находилась поблизости), (по другим данным — Головин переулок по имени домовладельца графа Ф. А. Головина).

В 1798 году проезд получил название Троицкого переулка. С 1887 года — Троицкая улица.

Своё современное название улица обрела в 1929 году в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме 38.

С середины 2000-x годов на улице открылось большое количество популярных баров и ресторанов, благодаря чему улица стала известна как одна из главных ресторанных улиц в Европе[1][2].

Достопримечательности

Улица Рубинштейна, 7 («слеза социализма»)

Дом 7, построенный в 1932 году на углу улицы Рубинштейна и Графского переулка по проекту А. А. Оля, официально назывался «Дом-коммуна инженеров и писателей». Это здание в стиле раннего конструктивизма — один из первых опытов архитектурного воплощения идеи обобществления быта. В доме были открыты столовая, общие комнаты отдыха, библиотека, детский сад. Двери небольших квартир (их было 52, в основном двухкомнатные) выходили в общий коридор. В квартирах не было кухонь, душевые располагались в одном из концов коридора. Со временем бытовые неудобства смелого эксперимента перевесили романтику коммуны, и в Ленинграде прижилось неофициальное название дома — «слеза социализма». С 1932 по 1943 год в этом, по её словам, «самом нелепом доме в Ленинграде» жила поэтесса О. Ф. Берггольц, в память о чём на доме была открыта мемориальная доска.

Улица Рубинштейна, 13 ул. Рубинштейна, 18 / Графский пер., 5.
Дом Жевержеева

Дом 13 (1863—1864, архитектор Н. П. Гребёнка, перестроен в 1888 и 1913) — доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе (позже известный как зал А. И. Павловой). В разное время в этом доме находились: Петербургское собрание художников (1870-е годы), Редакция Журнала Министерства народного просвещения (1850—1860-е годы), Столичный артистический кружок (1886—1892) (позже — 1892—1901, — Петербургский драматический кружок), Гимназия П. М. Иозефовича (1906—1918), Студия В. Э. Мейерхольда (осень 1913 — осень 1914). В 1930-х гг. — школа № 16 Куйбышевского района, в 1940-х гг. — женская средняя школа № 218. С 1981 года в доме 13 работал Ленинградский рок-клуб. В настоящее время в этом здании располагается детский музыкальный театр «Зазеркалье».

Дом 15—17  памятник архитектуры (региональный), объект культурного наследия РФ № 7800770000[3] — бывший доходный дом графа М. П. Толстого. Построен по проекту Ф. И. Лидваля в 1910—1912 годах в стиле «северный модерн». В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединенных арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки. В доме жил целый ряд знаменитых личностей. Основная статья — Толстовский дом.

В доме 18 (правая часть) размещается Малый драматический театр; левая часть — Графский переулок, дом 5 — доходный дом И. А. Жевержеева (арх. А. И. фон Гоген, 1899)[4]. В 1957—1975 годах в одной из комнат квартиры № 24 (4-й этаж) жил художник Евгений Михнов-Войтенко.[5].

Дом 23 построен в 1911—1912 годы по проекту архитектора А. А. Барышникова. Одним из пайщиков при строительстве был Антип Харитонович Ефремов, вырицкий лесопромышленник, отец учёного и писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова. В этом же доме была собственная квартира Ефремовых — № 4. В ней И. А. Ефремов жил с 1921 по 1935 год, пока не переехал в Москву как сотрудник Палеонтологического института АН СССР. В 60—70-е годы XX века до эмиграции в этом доме в коммунальной квартире жил писатель Сергей Довлатов. 3 сентября 2007 года на доме была открыта мемориальная доска в память о писателе. Автор мемориальной доски — Алексей Архипов, член Союза художников России

[6]. В годы революции в доме жила и умерла здесь 1 декабря 1918 года писательница-гарибальдийка А. Н. Пешкова-Толиверова. В 1922 году в дом переехала семья Аркадия Райкина, в этом доме прошло его детство[7].

Улица Рубинштейна вместе с Загородным проспектом, Разъезжей улицей и улицей Ломоносова (бывший Чернышёв переулок) образуют перекрёсток, называемый Пять углов.

Именно на углу улицы Рубинштейна и Загородного проспекта (Загородный пр., 11 / ул. Рубинштейна, 40) в 1913 году по проекту А. Л. Лишневского был построен доходный дом с башенкой, ставший архитектурной доминантой перекрестка и одним из знаковых символов города. В нем проживали Лидия Чуковская и физик Матвей Бронштейн до его ареста.

См. также

Ближайшие станции метро:

Улица Рубинштейна пересекает или граничит со следующими проспектами, улицами и переулками:

Другие улицы Санкт-Петербурга, известные своими барами и ресторанами[8]:

Примечания

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 330. — 511 с.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 106. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. —
    СПб.
    : Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  • Глезеров С. Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. — СПб.: Глагол, 2004. — 206 с. — ISBN 5-89662-004-7.

Ссылки

wikipedia.green

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Улица Рубинштейна (Петербург) Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Улица Рубинштейна.
Улица Рубинштейна
Фотография
Возле «Пяти углов»
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Центральный
Метро Spb metro line1.svg Владимирская,
Spb metro line4.svg Достоевская
Прежние названия Головкинский (Головин) пер., Троицкий пер. (с 1798), Троицкая ул. (с 1887),
ул. Рубинштейна (с 1929)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Улица Рубинште́йна — улица в Санкт-Петербургe, проходит от Невского проспекта до Загородного проспекта.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Достопримечательности
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История[ | ]

История улицы берёт своё начало в 1740-х годах, когда был проложен мощённый деревом проезд от Невской перспективы до Загородной дороги. Проезд появился на месте тропы-просеки, проходившей от Троице-Сергиевского подворья к Большой Загородной дороге. Поначалу его называли Головкинским переулком (по имени канцлера Г. И. Головкина, чья дача находилась поблизости), (по другим данным — Головин переулок по имени домовладельца графа Ф. А. Головина).

В 1798 году проезд получил название Троицкого переулка. С 1887 года — Троицкая улица.

Своё современное название улица обрела в 1929 году в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме 38.

С середины 2000-x годов на улице открылось большое количество популярных баров и ресторанов, благодаря чему улица стала известна как одна из главных ресторанных улиц в Европе[1][2].

Достопримечательности[ |

ru-wiki.ru

Какой могла бы быть улица Рубинштейна в Петербурге – Варламов.ру – ЖЖ

Недавно я снял ролик про улицу Рубинштейна. И порой в комментариях к таким видео вы спрашиваете, как можно улучшить улицу и что для этого потребуется.

Все решения довольно простые. Заключаются они в том, что в городе должна появиться власть, которой не будет плевать на него и на живущих в нём людей. Такая власть зовёт архитекторов, которые решают хотя бы базовые проблемы города, а ещё лучше — готовят полноценный проект. Затем власть проявляет свою политическую волю, реализует этот проект, и все радуются.

В Петербурге такой властью и не пахнет, но в этом году здесь пройдут муниципальные выборы, и что-то может поменяться хотя бы на низовом уровне. Так что выдвигайтесь!

Сегодня мы с вами посмотрим, как улица Рубинштейна могла бы выглядеть, если бы за неё как следует взялись.


Подписаться на канал

Главная проблема улицы сейчас в том, что фактически она является большим паркингом. Несколько сотен автомобилистов просто используют её для хранения своих машин, пока сами работают в соседних офисах. И из-за этого ежедневно вынуждены страдать местные жители, а также десятки тысяч людей, перемещающихся по улице пешком.

В то же время местные жители страдают от посетителей баров, курящих и шумящих по ночам, — из-за припаркованных машин и проезжей части они не могут отойти от фасадов зданий.

Встретившиеся нам местные жители в один голос говорили, что улицу необходимо сделать пешеходной. Конечно, полностью для автомобильного движения закрывать её не обязательно, но радикально сократить место, отведенное автомобилям, и сделать улицу доступной только для машин резидентов — необходимо.

Для этого нужно:
— ограничить въезд на улицу с помощью выезжающих столбиков;
— сузить проезжую часть до 3,2 метра;
— поднять проезжую часть до уровня тротуара;
— заменить парковку «ёлочкой» — параллельной и расположить её в шахматном порядке;
— высадить по всей улице кадки с деревьями и расставить лавочки, используя их, в том числе, и для организации парковки;
— заменить сезонные террасы уличными столиками и маркизами.

Таким образом будет расширен тротуар, а с подъёмом проезжей части до уровня пешеходной можно будет переходить дорогу в любом удобном месте. Скамейки и парковки вдали от фасадов зданий помогут решить проблему шума и сигаретного дыма. Однополосная дорога на односторонней улице с общим движением поспособствует успокоению трафика и сделает территорию более безопасной.

Интересный казус — на улице Рубинштейна находится Малый драматический театр. И в припаркованной на улице фуре он хранит костюмы для спектаклей! Представляете, припарковали фуру посреди улицы и используют её как склад!

Конечно, можно было бы потребовать от театра убрать эту фуру. Но мы предлагаем другое решение — сделать прозрачное хранилище декораций. И интересно, и добавит активностей для улицы, и зрителей в театр привлечёт.

На Пяти углах, перекрёстке, примыкающем к площади со стороны Загородного проспекта, сейчас очень запутанное движение. При этом ежедневно здесь проходит огромное количество пешеходов. Впервые попавший сюда человек (а здесь повсюду не только бары, но и хостелы) сразу теряется и не знает, как перейти на другую сторону. Проезжую часть здесь можно сузить, добавить диагональный пешеходный переход, а на соседних улицах создать парковочные зоны для такси. Отдельно обращаю ваше внимание на участок дороги перед знаменитым доходным домом Ш. З. Иоффа: сейчас он практически не используется, и на его месте можно сделать тротуар.

Но самый важный момент — необходимо исключить возможность транзитного проезда по улице Рубинштейна. Автомобильное движение по ней должно быть ограничено машинами резидентов. Это принесёт пользу жителям и посетителям улицы, а также, вместе с другими изменениями, оздоровит всё движение на Пяти углах.

И конечно, улице необходимы деревья. Как вообще можно жить без деревьев? Хоть на Рубинштейна их никогда и не было, но с ними стало бы намного уютнее, комфортнее и безопаснее. Почему бы так и не сделать?

Подробно об этом проекте можно почитать на сайте Городских Проектов. Его разработали петербургские бюро Арт-фасад и бюро VOVA.

Спонсор проекта Михаил Кадыров, выдвигающийся в этом округе в депутаты.

varlamov.ru

Чем живёт главная питейная улица страны — Секрет фирмы

Когда из первого «Терминала» вывозили оборудование, вывеску лично снимал компаньон Штейнлухт. Выкрутив последний винт, он перевёл взгляд на соседнюю табличку с названием улицы и сказал: «Рубинштейна, не переживай, ты наше достижение, и мы к тебе ещё вернёмся». Базарский тогда посмеялся, но уже через пару месяцев Штейнлухт кричал ему по телефону: «Завтра срочно идём к юристам! Я нашёл помещение на Рубика!»

Идей, планов и денег у компаньонов не было. Закрыв первый «Терминал», они поняли, что бар не вечен. Два месяца новое помещение пустовало, пока не сложилась израильская концепция. Правда, насчёт Израиля громко сказано: в «Бекицере» кашрут не соблюдают, здесь нет пряной израильской кухни с её кубэ, джахнуном и харирой. Зато есть открытая кухня и барная стойка посреди зала — дань «Терминалу».

Заведение принесло прибыль в первый же месяц. Базарский уверяет, что очередь на вход образовалась через 15 минут после открытия, хотя никакой рекламы он не давал. Сработали связи — например, с еврейским агентством «Сохнут». «Бекицер» даже называют «неофициальным посольством Израиля в Санкт-Петербурге». Базарский имидж поддерживает: заведение принципиально не работает в дни траура в Израиле. В последний такой день он устроил своим сотрудникам тимбилдинг — экскурсию «Санкт-Петербург от рока до рейва» с участием владельца музыкального магазина «Кастл Рок» Леонида Фридмана и одной из первых рейв-диджеев России Лены Поповой.

В конце весны Базарский и Штейнлухт прямо над «Бекицером» открыли Social Club. «Мы уже напились в «Терминале», поели руками в «Бекицере», а теперь хотим с другом или любимой сходить в театр или на выставку», — описывает концепцию Базарский. Заведение пока в минусе, зато Tequilajazzz дала здесь первый в своей истории акустический концерт.

«Мы с Пашей всегда делаем то, чего не хватает нам самим. Лет в 70, наверно, откроем похоронное бюро», — говорит на прощание Базарский.

Шот №2. Хайп

«Будьте добры, «Нефть», «Мятного таракана» и «Довлатова»» — первое, что я слышу в баре «Цветочки». В субботу вечером тут всё забито. С трудом находится пустой стул у стойки. Люди в цветных рубашках, балахонах и тех же безразмерных свитшотах вальяжно танцуют под лёгкую электронику, разговаривают или просто молча сидят за столиками на фоне выцветших обоев в цветочек. У всех в руке по стакану. Переехавшая в Москву блондинка жалуется приятелю на столичного бойфренда: «Представляешь, он даже в такую жару спит в пижаме! Один раз было 30 градусов, он до трёх не может заснуть. Я ему говорю: «Да разденься ты уже!» Нет, он терпит. Утром проснулась — смотрю, голый спит».

Рядом со столиками на террасе на спине лежит голубь, не подавая признаков жизни. Сердобольная кудрявая девушка в оранжевых колготках заходит в бар, просит салфетки и с их помощью переворачивает птицу. Та вскакивает и резво убегает. «Как пьяного разбудила», — хохочет девушка.

Назавтра я встречаю тут совладельца заведения Сергея Соловьёва. Он сообщает, что мою визитку ему передали, но он решил не перезванивать, потому что «сегодня воскресенье, а значит, можно ничего не делать». Он действительно ничего не делал: в одиночестве пил шоты, выходил курить — и так пару часов кряду. Соловьёву под 30, он перемещается по бару в розовой футболке и белых кедах, а на вопрос, почему в «Цветочках» перестали подавать еду, отвечает: «Да хрен его знает».

secretmag.ru

Улица Рубинштейна: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Улица Рубинштейна соединяет перекресток, известный как Пять Углов, с Невским проспектом. Точнее, наоборот, поскольку нумерация начинается от Невского. Там, на углу Невского и Рубинштейна, на очень ходовом туристическом месте, работает самый популярный «Макдональдс» Петербурга. Но гастрономическая история Рубинштейна началась не отсюда, а с противоположной стороны. Ближе к концу улицы, в доме 36, дл сих пор открыт паб «Молли’с» — он и стал «первой ласточкой». Паб появился в 1994 году, когда, кстати сказать, никакого «Макдональдса» еще не было. Корпорация пришла в Петербург через два года после этого.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ruСанкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

По утверждению краеведа Льва Лурье, пару лет назад улица Рубинштейна признана «одной из главных ресторанных улиц Европы» (правда, это не официальный рейтинг, а мнение газеты «Вашингтон пост»). Однако на Рубинштейна идут и едут не столько за гастрономией, сколько за самой атмосферой барного квартала, отдыха и расслабления. Именно сюда, в «Чайный дом», стремятся пассажиры незадачливого таксиста, тщетно убеждающего навигатор проложить маршрут на «Рублиштейна, 24» в знаменитом клипе группы «Ленинград». Надо сказать, что такая атмосфера радует не всех — тем, кто живет над ресторанами и барами, плотно оккупировавшими все первые этажи домов, в уикенд можно только сочувствовать.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

Сегодня на Рубинштейна можно насчитать более семидесяти баров, ресторанов и кафе самых разных форматов. Точное число назвать трудно, потому что часть заведений ежегодно закрывается, открываются новые. В летний сезон все, кто могут, устраивают террасы или просто ставят пару столиков на улице. С нечетной стороны — достаточно широкий пешеходный тротуар, на котором образуется водоворот из гуляк, зевак, местных завсегдатаев и просто прохожих. Тут же припарковано огромное количество машин, а на проезжей части почти постоянно движется плотный поток автомобилей. Движение на улице одностороннее, и муниципальные власти регулярно озвучивают планы по расширению пешеходной зоны и полному запрещению парковки на Рубинштейна. Но пока (2018 год) вся логистика центра Петербурга против этого замысла.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

Рестораны и бары — не единственное, чем интересна эта старинная улица, бывшая Троицкая. В советское время она выглядела очень уныло, но как будто привлекала к себе деятелей искусств. Самый знаменитый адрес — Рубинштейна, 13, бывший доходный дом Руадзе, построенный в начале 1860-х архитектором Николаем Гребенкой. В 1980-х в нем располагался Ленинградский рок-клуб. Теперь там уже мало что напоминает ностальгическую атмосферу фильма «Лето». С 1995 года здание занимает детский музыкальный театр «Зазеркалье», и вместо русского рока там играют «Сказки Гофмана». Это театральный участок улицы Рубинштейна: на противоположной стороне — Малый Драматический театр с легендарными спектаклями Льва Додина.

Санкт-Петербург. Угол Графского переулка и улицы Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

Дом 15-17 достоин отдельного рассказа и отдельной экскурсии. Он известен как дом Толстого, или Толстовский дом — огромное здание с тремя дворами на участке от Фонтанки до улицы Рубинштейна, шедевр архитектора Федора Лидваля. Не так давно эти дворы были обязательной частью романтических маршрутов по окрестностям, но теперь они закрыты. Хотя все равно можно пройти внутрь, когда решетку высокой и глубокой арки откроет кто-то из жильцов дома. Среди этих жильцов в разные времена были писатель Аркадий Аверченко, художник Юрий Анненков, балерина Ирина Колпакова, поэт Евгений Рейн, певец Эдуард Хиль — и это только самые известные персоны.

Санкт-Петербург. Угол улицы Рубинштейна и Щербакова переулка. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

В честь Хиля, кстати, назван мрачно-живописный сквер, примыкающий к Толстовскому дому со стороны Щербакова переулка. Этот узкий переулок соединяет Загородный проспект и Фонтанку. В него стоит заглянуть, поскольку там, несмотря на все изменения, сохранилась аутентичная неуютная атмосфера квартала у Пяти Углов, как в романе «Петербургские тайны». Один из героев романа как раз в Щербаковом и застрелился. Впрочем, внутренние дворы веселой ресторанной улицы тоже весьма атмосферны.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. «Слеза социализма». Фото: Нина Волкова / Strana.ru

Щербаков переулок пересекает улицу Рубинштейна примерно посередине, а ближе к Невскому есть еще Графский переулок. На углу Графского стоит примечательное здание, самое необычное на улице — конструктивистский дом-коммуна инженеров и писателей. Так творение архитектора Андрея Оля называлось официально, а в народе оно было больше известно как «Слеза социализма»: замысел коммуны с маленькими квартирами без личных кухонь в реальности обернулся неудобствами, а суровый облик дома плохо вписывался в архитектурное окружение. Правда, с годами дом прижился и теперь создает неплохой контраст. Самая известная обитательница дома-коммуны — Ольга Берггольц, советская поэтесса трагической судьбы, не чуждая актуальной для улицы Рубинштейна питейной теме. О Берггольц напоминает элегантная памятная доска с портретным барельефом.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

Но главный культурный герой улицы Рубинштейна — Сергей Довлатов, который жил в доме 23, ближе к Пяти Углам. Современная атмосфера «барной» улицы прекрасно рифмуется с его имиджем, и так же естественно в пейзаж вписался памятник ему. Довлатов жил в одной из коммунальных квартир дома 23, и его квартира до сих пор существует в том же статусе. Есть планы по ее расселению и открытию музея.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Фото: Нина Волкова / Strana.ruСанкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Памятник Сергею Довлатовую Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Довлатов был не единственной творческой личностью, связанной с этим адресом. В 1917 году в доме 23 останавливался американец Джон Рид — автор книги о русской революции «Девять дней, которые потрясли мир». Именно здесь он и записывал свои впечатления от происходящего. Чуть позже, с 1922 года, в доме поселилась семья Аркадия Райкина, который вырос в этих дворах. Там же и тогда же жил Иван Ефремов, будущий автор «Туманности Андромеды». Он пока не писал фантастику, а учился в мореходке, в Горном институте и занимался палеонтологией. «В области балета» дом тоже отмечен: до 1944 года в нем жила танцовщица Наталья Дудинская.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Двор дома 23. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

Нельзя забыть и композитора Антона Рубинштейна, в честь которого и переименовали Троицкую улицу. Он провел несколько лет жизни в доме 38, почти на углу — одном из Пяти Углов, которые образуются пересечением Загородного проспекта, улицы Ломоносова и улицы Рубинштейна. Старое название «Троицкая» отсылало к Троице-Сергиевой лавре, подворье которой занимало участок ближе к Невскому проспекту. А сама улица была проложена при Анне Иоанновне в 1740-х на месте тропы, соединявшей тот участок и нынешний Загородный проспект. В то время это и был загород — Петербург заканчивался за Фонтанкой.

Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна. Дворы. Фото: Нина Волкова / Strana.ru

strana.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о