Какие страны не выдают преступников россии список

Переезд в другую страну

Ежегодно тысячи россиян вынуждены покидать свои жилища, из-за преследования на родине по разным причинам. Оснований спешно уезжать и искать убежища множество. Когда стоит выбор: оказаться за решеткой, или уехать в другую страну, большинство предпочитают второй вариант. Государства, которые зарекомендовали себя, как надежная защита для вынужденных мигрантов – это, прежде всего Великобритания и США. Не нужно далеко ходить, например Борис Березовский или Евгений Чичваркин уехали в Лондон, чтобы уйти от проблем, которые были у них в России. Однако, есть и другие страны, готовые приютить вынужденных переселенцев.

Как выбрать страну, которая не выдаст

Каждый год российское правительство требует экстрадиции около 700 граждан, находящихся в других странах. На практике на родную землю возвращают не более 10%. Официальные двусторонние отношения об экстрадиции у России далеко не со всеми странами, но даже те, которые не заключили этот договор, могут выдать граждан. В последние годы этим грешат государства Азии и Латинской Америки. В списке ненадежных остаются все страны бывшего СНГ и Восточной Европы.

«Выбирая страну, советую не смотреть на официальные договора, а учитывать другие факторы. Если у вас есть недвижимость в США, Западной Европе или других государствах, стоит попробовать ехать туда. Для правительства этих стран человек, которые вложился в квадратные метры на их территории, уже благонадежен. Если есть бизнес за границей – это тоже плюс. При чем и покупкой жилья, и регистрацией фирмы за границей, стоит побеспокоиться заранее», — советует Юрий Моша, директор компании «Второй паспорт».

А вот выбирать по принципу, что все это временно, и нужно только переждать, специалисты не советуют. Судебная система в России не настроена на оправдательные приговоры. Согласно статистике только 1% дел завершаются хэппи-ендом для подозреваемых. Остальные вынуждены остаться жить за границей навсегда и учиться строить бизнес и жизнь.

Великобритания и США

Добраться до границ Туманного Альбиона и найти там убежище предпочитают большинство вынужденных мигрантов, даже те, кто имеет вид на жительство и недвижимость в странах Евросоюза. Экстрадиция из Великобритании россиян – это скорее нонсенс. И в течении ста лет подобный прецедент, по отношению к человеку, которого дома преследовали за экономическое преступление, случился только один раз. Особенности судебной системы этой страны позволяют беженцам быть уверенными – даже если они живут в съемном жилье, их не отправят за решетку. Потому что, по мнению правительства страны, раз человек платит за квартиру, то он вполне благонадежен.

До 2013 года англичане были столь возмущены состоянием СИЗО и тюрем в России, что практически все, кто предоставлял доказательства, об угрозе цугундера на родине, мог рассчитывать на убежище. Сейчас этого мало, нужна серьезная легенда. Помочь с ней могут опытные адвокаты.

США надежно для беглецов, как знаменитые банковские сейфы. В этой стране можно рассчитывать не только на убежище, но и на социальную адаптацию и помощь. В некоторых случаях, когда речь идет о громких делах и знаменитых мигрантам, государство заранее заявляет о том, что экстрадиции не будет.

Евросоюз

Страны Евросоюза в вопросах экстрадиции не однозначны. Если в Австрии, подобно Великобритании, выдача беглецов скорее исключение, чем правило, то в Польше – это нормальная практика. Однако в последние годы австрийское правительство трижды отправляло российских беглецов. И сейчас на первом месте по надежности укрытия стала Швеция. Ее даже окрестили «тихим прибежищем террористов», за то, что страна не выдает даже тех, кого преследуют не за экономические, а за уголовные преступления. Многие считают надежной Францию, за то, что экстрадицию тут должен лично одобрить премьер-министр. Но ситуация постоянно меняется и все больше россиян, которые бегут в Европу от преследований, рассматривают Францию, как перевалочный пункт. И спешат перебраться через Ла-Манш в старую добрую Англию.

Израиль и ОАЭ

Земля обетованная готова дать приют и кров в первую очередь тем, у кого есть еврейские корни. Но, стоит государству усомниться в национальности, и беглец может быть отправлен по месту бывшей прописки. Однако, если к тому моменту, как документы об экстрадиции попадут в страну, человек успеет получить израильское гражданство, то его отпускать не станут, а отправят в местную тюрьму. Исключения для тех, кто совершил уголовное преступление – от таких отрекаются сразу.

В ОАЭ тех, кого обвиняют в экономических преступлениях практически не выдают, но стоит следствию переквалифицировать дело в уголовное, как Эмираты поспешат отправить беглеца. Зато если до этого человек успел нарушить закон ОАЭ, его не выдадут, пока он не отбудет наказание в этой стране. А преступлением здесь считается даже просрочка оплаты кредита. При чем это, по законодательству ОАЭ – уголовное преступление.

Экзотические страны

Королевство Бутан, острова Кука и Ниуэ, Свободный Кашмир, Турецкая республика Северного Кипра и Сахарская Арабская Демократическая Республика – никогда не выдают беглецов, а все потому что они практически ни с кем не заключали договоров об экстрадиции. Жизнь в этих государствах полна неожиданностей. В Бутане, например, можно стать преступником выкурив прилюдно сигарету, а на островах подцепить экзотическую болячку, лекарства от которой в этих странах может и не найтись. Некоторые страны, как например республика Косово, сами по себе являются маленькой тюрьмой. Потому что они не признаны в цивилизованном мире. Однако, все равно их размеры больше тюремной камеры в России, и уж конечно, при наличии денег здесь можно чувствовать себя вполне комфортно и спокойно.

Как жить дальше?

В больше части стран, после рассмотрения дела об экстрадиции, можно рассчитывать на получение статуса беженца. Выезжать за пределы страны после этого можно, но не рекомендуется. Если же, очень хочется вернуться в Россию, то нужно дистанционно заниматься своим делом, и пытаться доказать свою невиновность. Это долго, дорого, но иногда помогает доказать, что человека обвиняли зря.

Автор: Юрий Моша, директор компании «Второй паспорт».

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Соглашение и его действие в международном праве

Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.

В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.

На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно. В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%.

В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.

В международном законодательстве экстрадиция закреплена как право (именно право, а не обязанность) конкретной страны передавать лиц, совершивших преступление, другому государству.

В связи с этим, каждая страна может интерпретировать его в свете своих потребностей и исходя из существующих взаимоотношений.

Подобный механизм работает более-менее слаженно лишь в том случае, когда между государствами заключен двухсторонний договор об экстрадиции. В таком случае, выдача преступников становится не правом, а обязанностью обеих сторон.

Подавляющее большинство государств объединенной Европы успешно взаимодействует между собой, стараясь совместными усилиями бороться с международной преступностью. В целом, страна может настаивать на выполнении права экстрадиции при соблюдении следующих условий:

  • преступление было совершено на её территории;
  • фигурантом дела является её гражданин;
  • последствия преступных действий нанесли ущерб государству или его гражданам.

Уголовное законодательство Российской Федерации

При соблюдении всех этих критериев любое государство может претендовать на выдачу лица, совершившего преступные деяния. Для этого оно должно обратиться с официальным запросом к стране, в которой скрывается правонарушитель. Только после согласования всех юридических вопросов он объявляется в розыск и подлежит аресту.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.

Страны, которые не выдают России лиц, совершивших преступление

Из 188 мировых держав преступников в Россию возвращают далеко не все. Со своей стороны РФ возвращает беглецов в 65 государств.

С каждым годом соотношение полученных и отправленных преступников становится всё больше. В первую очередь, подобная ситуация обусловлена отсутствием двухстороннего соглашения об экстрадиции. Список стран, которые не выдают правонарушителей России, выглядит следующим образом:

Механизм выдачи решения об экстрадиции

Подобный перечень охватывает лишь соседние с Россией государства, с которыми мы имеем границу. Как видим, от рук правосудия любой россиянин, совершивший преступление, может скрыться достаточно легко. При этом с 2014 года дипломатические отношения с рядом мировых держав существенно ухудшились.

Виной тому является целый ряд событий таких, как война в Украине и Сирии, сбитый малазийский Боинг и присоединение Крыма. Поэтому на сегодняшний день количество осуществленных экстрадиций в Россию существенно снизилось

.

За последнее десятилетие дипломатические отношения у нашей страны ухудшились с Грузией, Украиной, США и ещё целым рядом держав. Даже дружественная Беларусь предпочитает сама разбираться с нарушителями, а не экстрадировать их. Из Казахстана преступников возвращают крайне не охотно, а Южная Корея вообще не делает этого.

Ежегодно наше государство высылает на Родину более 1000 лиц, являющихся правонарушителями в своих странах. В обратную сторону направляется всего около 80-120 человек, что составляет всего 10-15% от общего количества запросов на экстрадицию.

Беглецы стараются не только выехать в те страны, которые не выдают преступников, но и полностью затеряться в них. За последние годы большинство из них сменили традиционные Венесуэлу и Израиль на более экзотические Филиппины, Индонезию, Тринидад и Тобаго, Вьетнам и другие страны, в которых можно легко смешаться с толпой.

Заключение

Экстрадиция является далеко не совершенным инструментом контроля за уровнем международной преступности. Лишь при заключении двухстороннего соглашения между государствами её механизм функционирует более-менее исправно.

В других случая выдача преступников осуществляется крайне сложно, а то и не производится вовсе. Россия сотрудничает с 65 странами и успешно реализует своё право на передачу правонарушителей. При этом по отношению к нашей Родине большинство мировых держав не ведут себя также честно и лояльно, не считая нужным возвращать преступников домой.

В жизни всякое бывает и случается, что вдруг над головой нависает карающий меч правосудия, и надо бежать из страны только вот куда? В мире не так много мест, которым неведомо понятие «экстрадиция».
Эта подборка не для тех, кто бежит из Родины, захватив с собой кучу денег – богатым рады в любой стране. И эта подборка не для нищебродов – бедных нигде не любят. Это десять лучших укрытий для тех, кто бежит от правосудия Отечества без грузовика денег, но унеся с собой в клювике некую толику признаваемых везде за деньги бумажек. И не брезгуя подзаработать на бегу.

У этого государства в Гималаях, расположенного между Индией и Китаем дипломатические отношения установлены с очень малым количеством стран, Украина с Россией в их число не входит, а значит требовать выдачи не может. Бутан очень закрытая страна, в свои дела никого не пускает, в чужие не лезет, но иностранным туристам там рады, пока у них есть деньги (к сожалению, немалые).
В Бутане запрещен табак, Интернет и телевидение, и это лучшее место в мире, чтобы сбросить всё, погрузиться в себя, поразмыслив о душе и грехах своих тяжких.

На настоящий момент 85 стран-членов ООН (в том числе Украина и Россия) отказались признать независимость Косова от Сербии, что автоматически означает отсутствие экстрадиции.
В Косово всё дешево, и сердито. При этом рекомендуется периодически менять свою национальность, для косовских албанцев представляясь украинцем, а для косовских сербов русским. Главное не ошибиться и не перепутать – там вполне можно нарваться на сиротку, чьего батю подстрелил какой-то украинский миротворец при «обеспечении мира и порядка» или русский ополченец при «обеспечении славянского единства».

Турецкая Республика Северного Кипра

Впрочем, если для беглеца деньги не проблема, то места лучше, чем туманный Альбион ему не найти. В Англии люди, которые не жалеют сил и средств на ведение судебных тяжб, всегда затягивают их на долгие годы, и в результате всегда остаются на территории Великобритании, получив там статус беженца или какой-либо другой статус.
Позволяющий с этого воздушного колеса посылать Родине воздушные поцелуи и «Прости, прощай».

Государства Острова Кука и Ниуэ

Эти две страны обладают уникальным конституционным и международным статусом – с одной стороны они находятся в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией, имеют общего главу государства и единое новозеландское гражданство. А с другой стороны, они полностью самостоятельны в своих вопросах, вступают в качестве отдельных субъектов международного права и имеют право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.
Острова Кука имеют дипломатические отношения с 42 странами и ЕС, Ниуэ имеет дипломатические отношения с 13 странами и ЕС, ни Украина, ни Россия в число которых не входят. Английский язык на этих островах второй государственный, но слово extradition островитяне не знают.

После того, как 2 сентября 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, она осталась обязанной рассматривать запросы российской стороны об экстрадиции российских граждан на основании Минской конвенции 1993 года, и европейских конвенций аналогичного содержания о выдаче и обоюдной правовой помощи по уголовным делам.
В Грузии давно уже прошла смена власти, Саакашвили заочно арестован, объявлена новая политика обеих стран на улучшение грузино-российских взаимоотношений. Но дипломатические отношения между странами так и не восстановлены, а на все запросы об экстрадиции Россия получает из Грузии вежливые, но аргументированные отказы.

Сахарская Арабская Демократическая Республика

Расположенная на берегу Атлантического океана Западная Сахара представляет собой 266 000 км² пустыни на берегу Атлантического океана. ООН, и большинство стран мира (в том числе Россия и Украина) отказываются как признать за Марокко какие-либо права на эту территорию, так и признать её самопровозглашённое государство.
Это практически неуправляемое никем пространство, военных действий на котором нет уже четверть века – этакий постапокалипсис сегодня. Пустыня, где редкое местное население и изобилующие рыбой воды океана, практически гарантируют анонимность и пропитание, но не воду. Испанский – второй язык.

Де-факто является частью Пакистана, хотя официально позиционируется Пакистаном в качестве независимого государства со своим правительством, которое эту территорию слабо контролирует, проводя больше времени в Исламабаде. А дипломаты, чтобы не ссориться с Индией или Пакистаном, туда вообще не суются.
Это фантастическое место с чистыми реками и снежными пиками считается одним из самых красивых регионов на субконтиненте. Там реально снять дом в аренду по очень небольшой цене, но языков там куча, и английский мало кто знает. А надоест – можно уехать в Индию, и затеряться среди миллиардного населения.

Государство в юго-западной части Тихого океана, где много островов и мало населения (18 человек на один квадратный километр), член ООН, с которым Украина установила дипломатические отношения, а Россия почему-то нет.
Джек Лондон был прав, когда писал «Вряд ли кто станет утверждать, что Соломоновы острова – райское местечко, хотя, с другой стороны, на свете есть места и похуже», и я даже бывал в таких местах. Так что выбирайте любой из 992-х Соломоновых островов, и живите там себе спокойно – никто вас не экстрадирует, хотя бы потому что не встретит.

Место России в обмене преступниками | Российское агентство правовой и судебной информации

Контекст

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция

Экстрадиция – выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» — Сергей Миронов, ЛДПР – Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ – Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Правовое обоснование

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами – членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Российская Федерация

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас – менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач – отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс — экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Страны Евросоюза

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Великобритания

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях — таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Украина

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Итог

Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.

В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.

экстрадиция в международном уголовном праве и в России

Экстрадиция в международном праве представляет собой важный аспект межгосударственных отношений.

Данная процедура позволяет более эффективно бороться с преступностью на международном уровне в глобальном масштабе и кооперировать свои действия между странами с разной правовой базой.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации:

Определение

Определение экстрадиции

Что такое экстрадиция? Это одна из форм международного сотрудничества различных государств в борьбе с преступностью.

Экстрадиция подразумевает передачу одного государства другому подозреваемых, обвиняемых или осужденных для судебных разбирательств внутренними органами другого государства, в том числе для исполнения приговора.

По субъектному основанию выделяют следующие виды:

  • лица без гражданства;
  • лица с двойным гражданством;
  • иностранные граждане;
  • граждане РФ (для РФ).

В зависимости от преследуемый цели экстрадиция бывает:

  • с целью уголовного преследования;
  • с целью исполнения приговора;
  • с целью правосудия.

Есть ли в России смертная казнь? Ответ узнайте прямо сейчас.

Фрагмент лекции «Международное уголовное право»:

к содержанию ↑

Принципы в международном праве

При вынесении решения по выдаче лиц государственные органы придерживаются следующих принципов:

  1. Принципы процедуры в международном правеОбязанность защищать своих граждан.
  2. Государство не имеет права наказывать за преступления вне своей территории.
  3. Первоочередным фактором является соблюдение законов и порядка внутри страны, а не за ее пределами.
  4. Подданные должны привлекаться к уголовной ответственности согласно кодексу их страны.
  5. Позиция противиться выдаче своих граждан для обеспечения собственной независимости и престижа страны.
  6. Поводом для просьбы о выдаче должны быть преступления по статье со сроком лишения свободы на 1 год и более.
  7. Приоритетными запросами являются те, по которым лицо совершило преступления на территории обеих стран.
  8. Уголовное преследование должно осуществляться только по тому преступлению, которое стало основанием для запроса о выдаче.

Основные принципы экстрадиции в международном праве сформулированы на Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и дополнены Генеральной Ассамблей ООН на 45-м съезде (декабрь 1990 г.).

Некоторые принципы могут изменять форму в зависимости от заключенных между государствами договорами в данной сфере.

к содержанию ↑

Список стран с двусторонней договорённостью

Список стран с двусторонней договорённостью с Россией

Согласно конституции РФ (ст.61, ч.1), граждане России не могут быть выданы другими государствам за пределы РФ.

А в соответствии с УК РФ (ст.12, ч.1), уголовное преследование должно проводиться по российским законам.

Выдача возможна только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, которые совершили преступления за пределами РФ.

Однако РФ имеет двусторонние договора с некоторыми странами. Например, участники СНГ приняли условия Минской Конвенции 1993 г. о правовой помощи в отношении граждан внутри союза.

Согласно условиям конвенции, государственные органы могут рассматривать вопрос о выдаче даже собственных граждан, но только если они совершили преступления на территории стран СНГ.

Россия имеет двусторонние договора со следующими странами (кроме стран СНГ):

  • Монголия;
  • Индия;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Польша;
  • Греция;
  • Вьетнам;
  • Эстония;
  • Куба;
  • Список стран СНГ с двусторонней договорённостьюКНДР;
  • Тунис;
  • Румыния;
  • Канада;
  • Ирак;
  • Болгария;
  • Иран;
  • Венгрия;
  • и др.

В договорах обычно указывается, что выдача может быть осуществлена, если совершенное преступление также наказуемо согласно законодательству РФ. Или в документах описаны степени тяжести преступления, к примеру, срок лишения свободы не менее 6 месяцев или года.

Согласно статье 61 Конституции РФ, не допускается выдача лиц, которые преследуются по политическим мотивам.

Необходимо уточнить, что большинство случаев регулируются межгосударственными договорами. Если же их нет, то государственные органы рассматривают каждый случай индивидуально.

к содержанию ↑

Какие органы участвуют в процедуре?

Вопрос о выдаче лиц рассматривается Генеральной прокуратурой РФ, а затем согласовывается с МИДом.

Условия выдачи преступника

Процедура выдачи может быть осуществлена при выполнении одного или нескольких условий:

  • Условия выдачи иностранного преступниканаличие гражданства запрашиваемой стороны у преступника;
  • гарантии не применения пыток и насилия над выдаваемым лицом;
  • наличие доказательств причастности к преступлению;
  • наличие гарантий о достойных условия содержания;
  • объективность оценки совершенного преступления;
  • отсутствие российского подданства у преступника;
  • наличие двусторонних договоренностей между странами.

Как добиться суда присяжных в России? Узнайте об этом из нашей статьи.

к содержанию ↑

Основания для отказа

Существует несколько причин для отказа:

  • отсутствуют доказательства причастности к преступлению;
  • неправильно оформлены документы или нарушен регламент запроса;
  • преступник не является гражданином государства, сделавшего запрос о выдаче;
  • запрашиваемое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • срок давности преступления истек;
  • экстрадиция станет причиной нарушения условий о выдаче преступника.
к содержанию ↑

Порядок исполнения

Правила и порядок исполнения

Запрос на экстрадицию должен быть осуществлен в течение 40 дней с момента задержания.

Запрашиваемая сторона готовит пакет всех необходимых документов и отправляет их в Генеральную прокуратуру.

Вопрос рассматривается генпрокурором или его заместителем. Затем принимается решение о выдаче или отказе, и выносится постановление.

В случае положительного решения, задержанного информируют о его экстрадиции другому государству. Также согласовываются условия передачи с запрашивающей стороной (сроки, даты, исполнители и т.д.).

Задержанный может обжаловать решение в течение 10 суток. В случае отказа можно подать кассационную жалобу в течение 7 суток.

Иногда возможна отсрочка, или проводится временная экстрадиция.

Такое случается под влиянием некоторых факторов, например, для проведения следственных мероприятий или рассмотрении вопроса о политическом убежище.

к содержанию ↑

Какие страны не выдают правонарушителей?

По разным причинам некоторые страны категорически отказываются передавать преступников в Россию:

  1. Какие страны не выдают правонарушителей в РФ?Бутан – это маленькая страна расположенная среди Гималаев рядом с Индией и Китаем. Государство не имеет дипломатических отношений с РФ, поэтому даже не рассматривает вопрос о выдаче преступников. Это закрытое для внешнего мира государство, которое не придерживается международных норм.
  2. Северный Кипр – непризнанное или частично признанное государство на севере острова Кипр. Населено в основном турками. Официальный Кипр данную территорию не контролирует, а своего правительства как такового нет. К тому же, РФ не признает Северный Кипр. Поэтому обращаться за выдачей бессмысленно.
  3. Косово – бывший регион Сербии, а сегодня независимая республика. Россия не признает ее независимость, как и еще 85 государств на планете. Отсюда и 100%-й отказ на любой запрос.
  4. Грузия – в результате военного конфликта в Южной Осетии (август-сентябрь 2008 года) Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ. Это значит, что подписанная Грузией Минская конвенция 1993 г. больше не действует. С тех пор произошла смена власти в стране, но дипломатические отношения до сих пор не восстановлены.
  5. Кашмир – это спорная территория между Пакистаном и Индией. Там вообще не действуют никакие международные законы. На самом деле там есть свое независимое правительство, но оно не имеет никаких отношений с другими странами.

    Для этого нужно признать независимость региона, чего Россия не делает.

  6. Западная Сахара – никем не управляемая территория на берегу Атлантического океана. На нее претендует Марокко, а сам регион хочет независимости. Там нет официального руководство, поэтому и запросы принимать некому.
  7. Какие страны не выдают правонарушителей и почему?Ниуэ и острова Кука – это несколько небольших остров в Тихом океане, находящихся в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Россия не установила с государством дипломатические отношения, а в местном законодательстве нет вообще такого понятия «экстрадиция».
  8. Соломоновы острова – еще одно островное государство в Тихом океане. С Россией дипломатические отношения не установлены. Причины невозможности экстрадиции аналогичны островам Кука.
  9. Великобритания – официально государство принимает любые запросы на выдачу преступников. Однако получить положительный ответ практически невозможно из-за особенностей законодательства и вообще трактования законов.

Своих граждан никогда не выдают следующие страны:

  • Беларусь;
  • США;
  • Украина;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Великобритания;
  • Япония.

Есть ли в России пожизненное заключение? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Примеры

Рассмотрим несколько известных событий, связанных с экстрадицией:

  1. Известные примерыДело Сноудена – В США было возбуждено уголовное дело в отношении одного из сотрудников спецлужб, который обнародовал секретную информацию. Речь идет об Эдварде Сноудене. Он попытался бежать и полетел в Россию. В аэропорту Домодедово произошло его задержание, после чего США подали запрос о его выдаче на родину, чтобы предстать в суде по выдвинутым обвинениям. Однако Сноуден попросил политическое убежище, а Россия отказалась выдавать обвиняемого. На данный момент его местоположение неизвестно.
  2. Дело Виктора Бута – это гражданин РФ, который долгое время проживал в Тайланде, где его и задержали местные органы правопорядка. Причиной стали подозрения в незаконной торговле оружием. Ему был вынесен приговор: 5 лет лишения свободы. После этого США подали прошение о выдаче преступника за аналогичные преступления на территории его страны. Тайланд отверг запрос, однако повторная апелляция была удовлетворена, и Виктор Бут был передан США, где получил 25 лет лишения свободы. Во время судебного процесса запросы о выдаче также делала РФ, однако Тайланд их все отверг.
  3. Дело Ассанжа – это история о легендарном создателе ВикиЛикс, который обнародовал большое количество секретной информации правительства США. Джулиан Ассанж имеет австралийское подданство. Сперва он прилетел в Великобританию и попросил там политическое убежище. Британские власти не решились на это, чтобы не портить отношения с США и позволили ему скрыться на территории посольства Эквадора. После чего запрос США о выдаче был удовлетворен. Яркий пример того, как Великобритания ведет себя в таких ситуациях. Получается, Ассанж оказался отрезан от мира в небольшом доме в Лондоне, который юридически является территорией Эквадора. Если он выйдет на улицу, то его арестуют власти Великобритании и передадут США.

    Эта история до сих пор ничем не закончилась. США пытается получить разрешение на выдачу уже у властей Эквадора, однако они пока отказываются делать это.

Обмен преступниками или их выдача является нормой в современной модели международных отношений.

Это один из самых действенных методов борьбы с криминалом, который позволяет наказать практически любого преступника, совершившего противоправные действия и скрывшегося за границей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!
Поделиться с друзьями:
Автор статьи — Герасимов Валерий Павлович Комментарии:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о