Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира на 2018

Содержание статьи:

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относиться к понятию

Определение и виды коррупции: что относиться к понятиюОпределение и виды коррупции: что относиться к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

«Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды». Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

82% мирового богатства принадлежит 1% населения — богатейшим людям планеты

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Причины и истоки коррупцииПричины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь

казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Уровень цен на продукты в общем прогнозе по инфляции на 2018 год

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбыПрофилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Происхождение и сущность денег. Развитие понятия «деньги»

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Причины инфляции, а также ее социально-экономическое влияние

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственностьБорьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Куда сообщить о коррупцииКуда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Коррупция в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Борьба с коррупцией и её проявлениями ведётся на протяжении всей истории российского государства. Однако как показывает практика, государство ещё полностью не может искоренить коррупцию и напротив очень часто оно само провоцирует на совершение коррупционных преступлений.

На сегодняшний день тема коррупции в России, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

В современной научной     литературе существует множество определений понятия «коррупция». Её рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд учёных считает, что коррупцию нужно рассматривать ни как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Коррупция в средствах массовой информации описывается как серьёзный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, а также исторических аспектов его возникновения.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» наряду с перечислением отдельных разновидностей коррупционных действий содержит общее легальное определение коррупции. Под ней понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].

Вышеуказанное легальное определение коррупции представляется не совсем удачным по многим причинам. В частности, выгода имущественного характера, о которой идет речь в подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», может заключаться в деньгах, ценностях, ином имуществе или услугах имущественного характера, иных имущественных правах. Возможности отнесения к этой выгоде каких-либо других составляющих п. 1 ст. 1 указанного Закона не предусматривает. Нетрудно увидеть, что упомянутая выгода по своему составу практически ничем не отличается от предметов коммерческого подкупа и взятки — денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав (ст. ст. 204, 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом сами понятия «имущество», «услуги имущественного характера», «имущественные права» ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции», ни в Уголовном кодексе Российской Федерации не раскрываются.

Также следует обратить внимание на необходимость унификации терминологии в правовых актах, направленных на противодействие коррупции. Такие понятия, как «выгоды имущественного характера», «имущество», «оказание услуг» и другие относятся больше к гражданскому праву, чем к уголовному. Соответственно, указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит более эффективно осуществлять противодействие коррупции.

В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной политики Российской Федерации. Она могла бы определить принципы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации.

Помимо общих вопросов, связанных с регламентацией коррупции и антикоррупционной политики, необходимо сконцентрировать своё внимание на проблемах правового регулирования составов коррупционных преступлений, а также их наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Так, например, современная правовая регламентация конфискации имущества за коррупционные преступления свидетельствует о наличии законодательных ошибок и противоречий [2]. В частности, законодатель в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации достаточно четко указывает перечень преступлений, в отношении которых применяется конфискация (всего 45 составов преступлений). Однако абсолютно не понятно, почему в указанный перечень не вошли многие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 2 ст. 174.1, ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. ст. 201, 202, ч. ч. 1 и 2 ст. 204, ст. ст. 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 291, 292, ч. 3 ст. 294 и ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации и др.).

Особо обращает на себя внимание отсутствие в перечне статей, по которым можно применить конфискацию имущества, трех составов преступлений, относящихся к «ядру коррупции» (ст. ст. 291, 291.1 и ч. ч. 1, 2 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Также следует обратить внимание на слабую развитость в Российской Федерации просветительского и профилактического направления антикоррупционной политики. В процессе формирования антикоррупционной политики целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов. Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.

Высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной направленности, исходя из положительного правового опыта, как России, так и зарубежных стран.

Вместе с тем одних лишь уголовных методов для полноценного противодействия коррупции явно недостаточно.

С одной стороны, в последние годы вышло значительное число публикаций, посвященных теме коррупции и борьбе с ней, большая часть которых раскрывает предмет исследования с криминологической или юридической точки зрения. С другой стороны, целый ряд важных аспектов данной проблемы остается незатронутым или мало исследованным. Современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. При всей многоаспектности принимаемых нормативно-правовых актов сложно рассчитывать на снижение уровня коррупции без реально действующего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности.

Проблемы антикоррупционной политики:

1.                  Законодательное определение понятия «коррупция» представляется не совсем удачным.

На наш взгляд, коррупция — злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным публичным интересам в целях получения имущества или любой иной выгоды имущественного характера для себя или для других лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц».

2.                  На наш взгляд, необходимо пересмотреть перечень составов преступлений, за которые возможно применение конфискации. Для этого требуется внести изменения в ст. 104.1 УК РФ с тем, чтобы конфискация доходов от коррупционных преступлений охватывала все преступления — как непосредственно связанные с подкупом должностных лиц, так и другие сопряженные с ним преступления.

3.                  В настоящее время отсутствует единая терминология в правовых актах, направленных на противодействие коррупции.

 Указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит более эффективно осуществлять противодействие коррупции (главным образом предупреждать ее), минимизировать ее негативные последствия.

4.                  В Российской Федерации нет единого специализированного координационного органа по противодействию коррупции.

Нам представляется, что на базе органов Прокуратуры Российской Федерации возможно создание специализированного органа противодействия коррупции в форме подразделений в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации. Также является целесообразным введение должности Уполномоченного по противодействию коррупции.

5.                  В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной политики РФ.

Концепция могла бы определить принципы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в РФ.

6.                  В Российской Федерации слабо развиты просветительские и профилактические направления антикоррупционной политики.

Нам представляется, что в процессе формирования антикоррупционной политики целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов. Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.

Следует отметить, что успех в противодействии коррупции может быть достигнут лишь при скоординированных усилиях государства, общества и отдельных граждан. Поэтому чрезвычайно важно использовать накопленный потенциал институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Ключевая роль в такой работе принадлежит институту уполномоченного по правам человека, а также различным специализированным региональным структурам.

 

Литература:

 

1.                  О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25дек. 2008 г. Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г.: в ред. Федер. закона от 28 дек. 2013 г. № 396-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52. — Ст. 6228.

2.                  Кругликов, Л. Л. Ошибки в квалификации преступлений: структура, причины возникновения / Л. Л. Кругликов // Дифференциация формы и содержания в уголовном судопроизводстве. — Ярославль, 1995. — С. 46–47.

Коррупция и антикоррупционное воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»



Главной задачей данной статьи является установление факторов появления коррупции в современном обществе, выявление проблем в противостоянии коррупции, рекомендации по противодействию с ней, а также рассмотрение и необходимость внедрения антикоррупционного воспитания. Коррупция наносит существенную задержку в развитие государства и общества. И представляет одну из главных экономических угроз в нашей стране.

Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция, антикоррупционное воспитание, коррупционная направленность, коррупционное действие, взяточничество.

Термин коррупция хорошо осел в современном обществе и употребляется как в юридических науках, так и неюридических (философии, политологии, педагогике, теории управления и др.). В настоящее время вопросы повышения качества по борьбе с коррупцией, разработка различных способов противодействия с этим социальным явлением рассматривается в центре внимания многих экспертов, ученых, специалистов-практиков и представителей системы органов государственной власти. Данному вопросу посвящено множество научной литературы, учебно-методических и публицистических работ, целью которых и является изучение коррупции на качественном уровне, а также разработка мер по её противодействию.

Коррупция в последнее время распространяется на все сферы и уровни жизнедеятельности современного российского общества и фактически становится его атрибутом.

Понятие коррупция многостороннее, из разных источников оно характеризуется по-разному, но в каждом определении прослеживаются общие признаки. Изучение теоретической и методической базы коррупции как негативного проявления для общества, проводили многочисленные научные работники. Н. П. Панченко, представлял коррупцию как определенное зло, призывающее в разработке мер по её преодолению [11], А. Г. Хабибулин изучал её как опасную угрозу национальной безопасности [13], как социальную болезнь рассматривал Ю. М. Бубнов [5], Ф. А. Макеев- как фактор дезинтеграции российского общества [9], И. Б. Фан видит коррупцию как проблему политической антропологии [12]. Коррупция представляет собой фактор, сдерживающий формировании экономики на должном уровне как в отдельных регионах, так и страны в целом.

Сегодня существует четкое определение понятия «коррупция», которое регулируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. [3]

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что под этим юридическо-политическим явлением понимаются не только обозначенные конкретные преступления Особенной частью уголовного Кодекса Российской Федерации, но и другие деяния, совершенные физическим лицом с целью получения имущественной выгоды.

Ещё из древне много тысячелетий назад были видны проявления коррупции. Она всегда являлась нежелательным спутником государства и общества, но прослеживалась постоянно.

Коррупция наблюдается везде, она не перестаёт находиться на пике популярности правонарушений и быть главной угрозой экономической безопасности нашей страны. Несмотря на многочисленные наказания в области коррупционных правонарушений, она не перестает процветает в разных сферах, и борьба с ней ежегодно усиливается.

На государственном уровне активно ведется работа по противодействию коррупции, за счет разработки новых федеральных законов, локально-нормативных актов она не выходит на новый уровень.

Причины возникновения коррупции многообразны и предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме Уголовного законодательства отдельные вопросы противодействия коррупции регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [1], Трудовым кодексом Российской Федерации [2], федеральными законами и другими нормативно-правовыми акты, направленными на противодействие коррупции.

Можно выделить следующие виды коррупции.

В зависимости от виновника коррупционные отношений выделяют низовую и вершинную коррупцию. Между ними в большем роде существуют отношения взаимозависимости и общности. К низовой относится мелкомасштабная и повседневная коррупция, связанная с постоянным взаимодействием чиновников и граждан. Этот вид охватывает примерно больше половины работоспособного населения. [6]

К вершинной относится крупная и элитарная коррупция, это коррупция со стороны политической власти в государстве, охватывает политиков, высокопоставленных и чиновников среднего звена, она связана с принятием решений, имеющую высокую цену. Суть данного вида заключается в невозможности проведения решений в рамках открытых демократических процедур при преобладании политического противостояния, с целью подкупа, а не убеждения отдельных депутатов, фракций, партий. [10]

Вертикальная коррупция выступает, как правило, взаимосвязывающей нитью между вершинной и низовой коррупцией. Такая коррупция является наиболее опасной, так как охватывает несколько видов коррупционных нарушений и переходит в стадию укореняющих организационных форм. [8]

В зависимости от функций, выполняемых органами власти, выделяют: коррупцию в органах исполнительной власти, законодательной власти, судебной власти и в муниципальных органах. Коррупция является основной причиной падения авторитета государства, усложнившегося социально-экономического роста, ухудшения состояния государственной и муниципальной службы страны. Среди всех по статистике, наиболее коррумпированной является исполнительная власть. [7]

Некоторые исследователи условно рассматривают коррупцию используя цветовую шкалу, и разделяют её на следующие виды. К первому виду относится «светлая», она определяется как коррупционный поступок, не связанный с неисполнением обязанностей по службе, проявляемое в виде награды за оказанную услугу. Вторым видом является «серая», под ней понимается коррупционное действие, относящиеся к нарушениям должностных обязанностей. Более опасной является вид «черной» коррупции, её определяют, как коррупционное действие, связанное с участием в организованной преступной деятельности или должностным преступлением. [4]

Рассматривая проблемы распространения коррупции в России, следует отметить, что самыми распространенными формами коррупционных действий в российском обществе являются взяточничество и подкуп. К преступлениям коррупционной направленности относится взяточничество, оно является основным уголовно-наказуемым преступным актом и неотъемлемой частью коррупции, которая занимает центральное место среди составляющих должностных преступлений. Взяточничество широко распространено в сферах публичной власти, как в государственном, так и общественном секторе, оказывает негативное влияние на экономические и демократические реформы, разрушает престиж государственной власти среди населения, затрагивая при этом незыблемые конституционные права и свободы граждан. [14] Получение и дача взятки регулируется законодательством Российской Федерации. Подобным по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки является коммерческий подкуп.

Коррупция — явление наиболее обширное, чем взяточничество. На основании научных исследований юридической литературы коррупция в современной России определяется большей степенью неэффективностью государственного управления, особенностями общественного менталитета, спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти. [15]

Коррупция простирается в различные сферы жизнедеятельности и постепенно становится особой характерной чертой. Коррупционные правонарушения является общественным, экономическим феноменом с многоуровневой структурой и всевозможным комплексом разносторонних опасных деяний.

Для предотвращения коррупции на ранних стадиях следует рассмотреть внедрения антикоррупционного воспитания в жизнедеятельность на государственном уровне.

Большинство подрастающего поколения не понимают действия коррупционной направленности. С помощью данной статьи можно сформировать рекомендации по антикоррупционному воспитанию и противодействия коррупции в целом, к таким рекомендациям можно отнести:

1) создание научно аргументированной концепции модернизации (формирования) антикоррупционного законодательства

2) усовершенствование определения и типов запретов, ограничений и прямых обязанностей, определенных в целях противодействия коррупции

3) внедрение специализированных образовательных программ в области антикоррупционного воспитания, а также обучению на абсолютно всех ступенях образования для любых категорий обучающихся. Разработка данных программ, контроль за изменениями в соответствии с законодательством и правовыми документами государства,

4) прохождение практики студентам вузов, будущих государственных служащих, в странах где наиболее эффективен опыт в противодействии коррупции.

5) разработка электронных программ, приложений, сайтов для населения в области коррупции с целью эффективных воздействий по предотвращению коррупции, мгновенная онлайн консультация при проявлении коррупции в жизненных ситуациях.

6) учащение внеплановых антикоррупционных проверок в бюджетных и государственных организациях.

7) мониторинг реальных расследованных дел по коррупционным нарушениям в качестве пагубного примера для студентов

Это поможет выйти на новый мировоззренческий уровень у подрастающего поколения, соответственно и будущих государственных служащих в целом. С учетом вышеизложенного противодействия коррупционной направленности и ответственность за коррупционные деяния будут формироваться у молодого поколения изначально, что даст новый результат в противодействии коррупции.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 1 (ч. 1). Ст. 1
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.3.
  3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 –ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г. № 1. Ст. 1.
  4. Баранов, В. М. Теневое право: Монография. Н. Новгород; 2002. С 98.
  5. Бубнов, Ю. М. Коррупция как социальная болезнь // Социологический альманах. 2011. № 2. С. 138–149.
  6. Конышев, В.Н., Сергунин, А. А. Система индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) // Экономика образования. 2012. № 1. С. 122.
  7. Лебедев, Ю.Н., Косач, К. Н. Государство и право Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2018. № 15. С. 201.
  8. Макаренко, С. Н. Коррупция как общественное явление и методы борьбы с ней // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 3. С. 92.
  9. Макеев, Ф. А. Коррупция как фактор дезинтеграции российского общества // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3(48). С. 148–153.
  10. Ожиганов, Э. Н. Понятие и структура коррупции. Сравнительный уровень коррупции в Российской Федерации // Социология власти. 1999. № 1.
  11. Панченко, П. Н. Как нам преодолеть коррупцию (особенности, причины коррупции и меры ее преодоления) // Вопросы правоведения. 2012. №. 3. С. 91–117.
  12. Фан, И. Б. Коррупция как проблема политической антропологии // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2019. С. 349 368
  13. Хабибулин, А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. № 2 (122). С. 51–65.
  14. Хазов Е. Н., Егоров С. А., Ларина Л. А. и др. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учеб.-метод. пособие. М.: 2017.
  15. Эриашвили, Н.Д., Хазов, Е. Н. Основы национальной безопасности. М.: Юнити-Дана, 2018.

Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, коррупция, Российская Федерация, антикоррупционное воспитание, коррупционная направленность, исполнительная власть, коррупционное действие, Уголовный кодекс, государственная власть, государственный уровень.

Статья о коррупции !

Статья о коррупции.

«Это нужно знать каждому»

В последнее время мы слышим все больше сообщений о борьбе с коррупцией. Этому вопросу уделяется повышенное внимание средств массовой информации. Борьба с коррупцией была и остаётся приоритетным направлением деятельности нашего государства.

Российской Федерацией ратифицированы две международные конвенции: Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» и Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.

Определенную работу в этом направлении осуществляют и органы прокуратуры.

Так, Генеральной прокуратурой РФ совместно с Общественной палатой РФ разработан информационно-справочный буклет «Памятка о том, что каждому нужно знать о коррупции».

Вниманию жителей района предлагаю ознакомиться с указанной памяткой.

Приложение: на 3 л.  

 

Памятка о том, что каждому нужно знать о коррупции.

Коррупция – от латинского слова corruption (порча, подкуп).

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 №273 –ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:

— злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; — совершение перечисленных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

ОСВЕДОМЛЕН – ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЕН….

Давать взятку ОПАСНО, поскольку законом на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя и органы прокуратуры о фактах его склонения к совершению коррупционного преступления.

Если же взятку у вас ВЫМОГАЮТ, незамедлительно сообщите об этом в правоохранительные органы.

ВАЖНО! Выполнив требования вымогателя и не заявив о факте дачи взятки в компетентные органы, ВЫ МОЖЕТЕ ОКАЗАТЬСЯ привлеченными к уголовной ответственности наряду с взяточником при выявлении факта взятки правоохранительными органами.

УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предусмотрено ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на длительный срок как за получение взятки, так и за дачу взятки и посредничество.

Перед законом отвечает не только тот, кто получает взяткополучателю.

Если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Уголовная ответственность за получение либо передачу незаконного вознаграждения при КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ предусмотрена ст. 204 УК РФ НАКАЗАНИЯ для ВЗЯТОЧНИКОВ: штраф от 25 до 100 сумм взятки либо лишение свободы до 15 лет.

 

Дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет.

НАКАЗАНИЯ для ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ:

 

ШТРАФ – от 15 до 90 сумм взятки

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет

НАКАЗАНИЕ для ПОСРЕДНИКОВ:

ШТРАФ – от 20 до 90 сумм взятки

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет + штраф до 70 сумм взятки.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если

оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления добровольно сообщило

о даче взятки правоохранительным органам.

2016 год

 

2017 год

Факты получения взятки (ст.290 УК РФ).

 

6576-1687 лиц

 

6947-2169 лиц

Факты дачи взятки (ст.291 УК РФ)

 

3182-2671 лицо

 

4005-3545 лиц

Факты посредничества во взяточничестве (ст.291 УК РФ)

 

399

 

151 лицо

Преобладающими сферами деятельности, в которых совершались указанные преступления, являются:

Правоохранительная (правоприменительная) – 26%

Здравоохранение и социально обеспечение- 17,8%

Образование и наука – 15%

Финансовая – 6,2%

ВЗЯТОЧНИК, он же ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЬ – тот, кто получает взятку, ВЗЯТКОДАТЕЛЬ – тот, кто ее дает.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

— материальные ценности, в т. ч. деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость; — услуги и выгоды, оказанные безвозмездно или по заниженной стоимости.

ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЕМ может быть признано только должностное лицо- представитель власти или лицо, выполняющее организационно распорядительные, административно –хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления ( прим. к ст.285 УК РФ)

Противодействие коррупции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»



Целью исследования данной статьи является рассмотрение системы противодействия коррупции в РФ. Нормативную основу исследования составили УК РФ, федеральные законы РФ.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коррупционная деятельность в современной России достигла колоссальных масштабов. Помимо того, что это является угрозой государственной безопасности, это также проблема для общества и отдельных граждан, поскольку сложившаяся ситуация формирует негативное отношение граждан к государственным служащим, которые, в свою очередь, недобросовестно ведут себя при исполнении своих прямых обязанностей.

В конце 90-х годов заместитель Генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 2016 году Россия заняла 131-ое место из 176 в Индексе восприятия коррупции Transparency International, что также транслирует факт незавидного положения вещей и на сегодняшний день.

Базовый международно-правовой документ, закрепляющий правовую основу общественного контроля («участия общества») в сфере противодействия коррупции во всем мире, — это Конвенция ООН против коррупции 2003 года, которая устанавливает требования прозрачности процессов принятия решений, информирования населения (через учебные программы и иным образом), «уважения, поощрения и защиты свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции». Государства должны принять меры для содействия институтам гражданского общества в деле предупреждения и борьбы с коррупцией.

Законодательство о противодействии коррупции в современной России формируется в основном за счет периодического издания нормативных правовых актов. Президент РФ, являясь гарантом Конституции, определяет главные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Так, за достаточно короткий срок, был принят ряд указов, в частности Указы от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции», от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» и от 15.07.2015 N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». При этом деятельность органов государственной власти, направленная на борьбу с коррупцией и устранение причин, ее порождающих регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1],

Согласно вышеуказанному закону, под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях. Опыт антикоррупционного законотворчества во всем мире свидетельствует о том, что законодатель постиг универсальный способ определения коррупции, который состоит в отражении правонарушения в элементах подкупа или продажности. Такой подход приемлем для нас на сегодняшний день, поскольку находит свои обоснования в прошлом юридической мысли, а также в истории развития отечественного законодательства и правоприменительной практики.

При этом противодействие коррупции -это деятельность направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в РФ основывается на семи основных принципах, к которым законодатель относит:

1) признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина;

2) принцип законности;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст. 3 Закона о противодействии коррупции). [2]

Совершенствование законодательства о противодействии коррупции осуществляется постоянно на протяжении последних нескольких лет, однако, не все привносимые изменения однозначно можно оценить в качестве позитивных. К сожалению, имеют место несогласованность, противоречия, нарушения основных принципов противодействия коррупции и другие проблемы, негативно влияющие на качество правового регулирования антикоррупционной деятельности.

Положительным изменением российского законодательства в области общественного контроля с целью противодействия коррупции следует признать принятие Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Указанный Закон устанавливает контроль за сделками отдельных категорий лиц, осуществляющих публичные функции, их супругов и несовершеннолетних детей, общая сумма которых превышает общий размер доходов таких лиц за три последних года.

Важно отметить, что общество также участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении иных общественно значимых вопросов на всех уровнях с целью побудить власть встать на позицию признания человека, его прав и свобод. Реализуется это посредством общественного контроля в сфере противодействия коррупции, путем деятельности средств массовой информации и общественных объединений по распространению имеющихся у них данных о том или ином (потенциально) коррупционном поведении. Подобные публикации не только способствуют расширению сферы контроля общества и успешному преследованию правонарушителей, но и выполняют функцию общей превенции коррупционных правонарушений в будущем. [3]

В целом же следует учитывать, что существует специфика правового сознания, общественных ценностей и культуры социального поведения, именно в них кроется причина коррупционных явлений в обществе и государстве. Необходимо обратить внимание на морально-психологический настрой общества, повышать уровень жизни населения, пропагандировать идею неприятия коррупции среди должностных лиц. Все вышеперечисленные шаги при всеобщей заинтересованности, активной позиции государства и общества могут значительно увеличить эффективнось предупреждения и борьбы с коррупцией, что в свою очередь послужит гарантией благополучия обеспечением безопасности человека, общества и государства.

Литература:

  1. О противодействии коррупции: федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228 (далее — Закон о противодействии коррупции).
  2. Астанин В. В. Учебное пособие «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих»
  3. Сухаренко А. Н. Общество против коррупции // ЭЖ-Юрист. 2013. N 20. С. 1–4

Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, общественный контроль, РФ, коррупция, мера, сфера противодействия коррупции, Россия, современная Россия, гражданское общество, общество.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о