Содержание

социально ориентированный — это… Что такое социально ориентированный?


социально ориентированный

социально ориентированный

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

  • социально организованный
  • социально ориентирующий

Смотреть что такое «социально ориентированный» в других словарях:

  • социально ориентированный — соци ально ориент ированный …   Русский орфографический словарь

  • Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования,  развития,   коррекции   различных   социально психологических характеристик личности и… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Социально-психологический тренинг

    — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • теория бухгалтерского учета социально-корпоративная — Одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С. к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду,… …   Справочник технического переводчика

  • ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОЦИАЛЬНО-КОРПОРАТИВНАЯ — одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С. к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду,… …   Большой бухгалтерский словарь

  • Экспериментальный шекспировский театр (Тюмень) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • 100 лучших вузов и НИИ России — конкурс, проводимый между вузами и НИИ Российской Федерации Независимым общественным советом конкурса[1], в состав которого входят заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию В. Е. Шудегов, председатель Комитета… …   Википедия

  • Язык и стиль электронных СМИ — – разновидность устной публичной речи публицистического стиля. В последние полтора десятилетия произошли глобальные изменения в информационной системе, в радио и телеречи. Сегодня все большее распространение получает и такое новое средство… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАТИВНАЯ — безвозмездная помощь без ожидания отдачи или выгоды; особая форма милосердия в практике деловых отношений. Понятие Б. к. прочно связано с понятием «социально ответственный бизнес» и подразумевает активное участие коммерческих компаний в жизни… …   Маркетинг. Большой толковый словарь


dic.academic.ru

Социально ориентированные НКО

 

Некоммерческие организации создаются с разными целями, но у социально ориентированных некоммерческих организаций имеются свои специфические черты, ведь они занимаются решением широкого перечня социальных проблем, начиная защитой окружающей среды и заканчивая вопросами обеспечения ухода за престарелыми и маломобильными гражданами. Всякое НКО – это юридическое лицо, которое считается таковым с того момента, как оно пройдёт государственную регистрацию. Её порядок давно определён и требует неукоснительного соблюдения. 

 

Особенности СО НКО

 

Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу. Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины КМНС, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнёрства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищённым слоям населения. То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определённые социальные проблемы:

 

Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зелёных насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).

Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.

Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии. 

Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).

Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.

Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан. 

Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учётом его специфики.

 

 

Государственная поддержка

 

Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере. Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов. Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:

 

Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор. 

Гранты, выдаваемые для реализации определённых программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов. 

 

Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества. Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится всё солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за неё побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определённых ФЗ-44 «О контрактной системе». Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет. 

 

Непрямое госфинансирование 

 

Ключевым видом господдержки является имущественная поддержка, заключающаяся в передаче в долговременное пользование организации объектов нежилой недвижимости, являющихся собственностью государства. Критерии отбора СО НКО, порядок предоставления объектов нежилой недвижимости и все прочие условия оговорены в Постановлении № 1478 от 30.12.12. Важный момент: передаваемое организации госимущество не может быть отчуждено в собственность лиц, его арендующих, а также в частную собственность. Под запретом целый ряд операций: продажа, переуступка и передача прав и пр. Имущественная поддержка может оказываться, как на безвозмездной основе, так и на льготных условиях.

 

Ещё одним видом непрямого государственного финансирования являются налоговые льготы, например:

 

  • Налоговый вычет из пожертвований, перечисленных гражданином СО НКО для увеличения целевого капитала.
  • Освобождение от НДФЛ, при условии, что организация осуществляет благотворительную деятельность.
  • Освобождение от НДФЛ доходов, передаваемым социально незащищённым слоям населения, например, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим семьям.
  • Расширение перечня целевых поступлений, не подлежащих учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в бюджет СО НКО, состоящих на УСН.
  • Освобождение от уплаты НДС, если организация оказывает услуги по соцобслуживанию и обеспечивает уход за маломобильными и престарелыми гражданами. 

 

Как попасть в реестр СО НКО?

 

В Указе за номером 398 чётко определены главные направления деятельности данных субъектов. Перечень общественно-полезных услуг отображён в Постановлении Правительства № 1096. Примечательно, что если СО НКО есть в реестре, то оно вправе рассчитывать на получение субсидий и иные формы господдержки. Чтобы организацию признали НКО-исполнителем, для начала ей нужно внести изменения в Устав, при условии, что в нём отсутствует хотя бы одно из 20 направлений социальной деятельности, перечисленных в Постановлении. Далее, следует обратиться в Министерство юстиции и предоставить пакет документов:

 

Заявление. Оно составляется строго по рекомендуемой Минюстом форме, которая указывается в приложении к соответствующему законодательному акту. 

Заключение органов местного самоуправления (или других заинтересованных органов) о том, что качество оказываемых организацией услуг соответствует предъявляемым требованиям.

Справку, выданную ПФР, о том, что у субъекта отсутствуют задолженности по страховым взносам.

Справку, предоставленную ИФНС, свидетельствующую о том, налогоплательщик не имеет задолженностей перед бюджетом по налогам и прочим платежам, относящихся к разряду обязательных. 

 

В реестр СО НКО субъект включается всего на 2 года. По прошествии этого времени, пакет документов подаётся снова, но на практике, подавать повторно необходимо только заявление. 

reg-nko.ru

социально ориентированный — это… Что такое социально ориентированный?


социально ориентированный

соци’ально ориент’ированный

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

  • социально опасный
  • социально-антагонистический

Смотреть что такое «социально ориентированный» в других словарях:

  • социально ориентированный — социально ориентированный …   Орфографический словарь-справочник

  • Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования,  развития,   коррекции   различных   социально психологических характеристик личности и… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • теория бухгалтерского учета социально-корпоративная — Одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С. к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду,… …   Справочник технического переводчика

  • ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОЦИАЛЬНО-КОРПОРАТИВНАЯ — одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С. к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду,… …   Большой бухгалтерский словарь

  • Экспериментальный шекспировский театр (Тюмень) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • 100 лучших вузов и НИИ России — конкурс, проводимый между вузами и НИИ Российской Федерации Независимым общественным советом конкурса[1], в состав которого входят заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию В. Е. Шудегов, председатель Комитета… …   Википедия

  • Язык и стиль электронных СМИ — – разновидность устной публичной речи публицистического стиля. В последние полтора десятилетия произошли глобальные изменения в информационной системе, в радио и телеречи. Сегодня все большее распространение получает и такое новое средство… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАТИВНАЯ — безвозмездная помощь без ожидания отдачи или выгоды; особая форма милосердия в практике деловых отношений. Понятие Б. к. прочно связано с понятием «социально ответственный бизнес» и подразумевает активное участие коммерческих компаний в жизни… …   Маркетинг. Большой толковый словарь


lopatin.academic.ru

Социально ориентированные НКО могут получить льготы по аренде помещений и налогам — Политика

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) должны получить доступ к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, а также ряд льгот в части аренды помещений, налогообложения. Соответствующие меры поддержки таких НКО предусмотрены проектом Концепции содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в РФ, которая представлена на открывшемся в четверг в Москве итоговом форуме НКО «Сообщество».

Льготы, налоги, инфраструктура

В документе, текст которого имеется у ТАСС, перечисляются меры, которые, в частности, должны содействовать формированию социально ориентированных НКО «как самостоятельного и полноценного общественного института».

Среди них — «инвентаризация» ресурсных центров поддержки таких организаций в субъектах РФ и муниципальных образованиях, разработка стандарта деятельности ресурсных центров, содействие их созданию в малых городах и сельских территориях на базах библиотек, школ, клубов, музеев, домов культуры, создание системы поддержки и развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, проект предусматривает предоставление социально ориентированным НКО, «ведущим деятельность, приносящую доход», доступа к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наравне с ними, возможность закрепления за этими НКО «преимущественного права на доступ к инфраструктуре поддержки».

Авторы проекта концепции указывают, что экономическую базу для развития социально ориентированных НКО создает «одновременное применение таких гибких инструментов, как система грантового финансирования и субсидирования, доступ к оказанию социальных услуг на возмездной основе, развитие социального предпринимательства и поддержка «стартапов», формирование целевых капиталов». И для полноценной реализации уже имеющихся у некоммерческих организаций возможностей они предлагают бесплатно или на льготных условиях предоставлять социально ориентированным НКО находящиеся в государственной или муниципальной собственности помещения (это предполагается прописать в качестве обязанности органов госвласти и местного самоуправления).

Также ставится вопрос о возможности освобождения таких организаций от уплаты налогов на имущество, которое непосредственно задействовано в их основной деятельности, от уплаты транспортного и земельного налогов «при условии направления сэкономленных средств на ведение уставной деятельности» и введения льготы по налогу на прибыль для юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным НКО.

НКО в борьбе за знак качества

«В настоящее время общественный контроль, независимая оценка качества социальных услуг и формирование механизмов общественного участия являются теми общественными функциями, выполнение которых может быть возложено только на социально ориентированные НКО», — отмечается в проекте.

Для реализации наиболее существенных функций НКО в этой сфере предлагается ряд мер в области правового регулирования, разработки методических рекомендаций, разработки «единого подхода к формированию общественных советов при исполнительных органах власти всех уровней».

Также среди предложений — создание механизмов защиты участников общественного контроля, обеспечение публичности его результатов.

Для развития системы независимой оценки качества социальных услуг авторы документа считают целесообразным прописывать в нормативных актах необходимость учета органами власти результатов работы этой системы.

Разработчики проекта Концепции предполагают, что в перспективе на базе социально ориентированных НКО может быть создана «площадка для реализации потребности граждан в социальной активности». Для повышения «общественного признания» деятельности таких организаций и создания благоприятных условий для расширения участия в их деятельности граждан предлагается «сформировать систему нематериальных стимулов» для этого, под которой понимается награждение государственными и ведомственными наградами, знаками общественного признания добровольцев и общественных деятелей.

Особое внимание в проекте концепции уделяется развитию добровольческого движения. Властям субъектов РФ рекомендовано разработать региональные программы по его развитию и поощрению, механизмы «поддержки деятельности добровольцев (волонтеров) в социальных и медицинских учреждениях, в том числе в детских домах для детей с особенностями развития, психоневрологических интернатах, психиатрических учреждениях, интернатах для пожилых людей, хосписах, а также в области экологии, образования, науки, культуры, туризма», содействовать вовлечению в эту работу граждан пенсионного возраста и школьников.

Концепция: цели, задачи, возможности

Концепция поддержки социально ориентированных НКО готовилась в течение года в том числе на основе предложений, сформулированных на региональных форумах НКО «Сообщество», ее разработкой занималась Общественная палата РФ.

Авторы проекта документа отмечают, что на базе социально ориентированных НКО «начинает формироваться система социальной взаимопомощи, построенная на солидарности ее участников», в связи с чем и возникла необходимость изменения госполитики в области содействия развитию таких НКО, «создания эффективных условий для конструктивного взаимодействия власти и бизнеса с институтами гражданского общества, развития некоммерческого сектора экономики». «Расширение разнообразных форм поддержки социально ориентированных НКО со стороны государства и предпринимательства является одним из направлений укрепления взаимоотношений государства и гражданского общества в нашей стране», — подчеркивается в документе.

Результатами реализации концепции ее составители видят повышение доверия граждан к деятельности социально ориентированных НКО, рост их поддержки в обществе и расширение участия в их деятельности граждан и организаций, развитие конкуренции в сфере оказания социальных услуг, вовлечение социально активного населения в принятие решений органами госвласти и местного самоуправления, увеличение рабочих мест в некоммерческом секторе, «замещение части социальных функций государства деятельностью социально ориентированных НКО».

Также не исключается, что он может быть положен в основу Концепции государственной политики в сфере содействия развитию третьего сектора.

tass.ru

Социально-ориентированная компания

У непосвященных в тему при упоминании термина «социально-ориентированная» может сложиться мнение, что такая компания подразумевает дополнительные затраты на заботу о материальных и общественных благах своих сотрудников. Но «социальная ориентированность» как тип организации компании на самом деле далека от благотворительности и продиктована сугубо экономическими соображениями. А весь парадокс состоит в том, что для более эффективного получения прибыли компания как раз и вынуждена обратиться к… моральным ценностям, душевным качествам, творческой активности — то есть к чисто человеческим, социальным аспектам жизни своих работников. Попробуем разобраться!

Ни для кого не секрет, что нет ничего эффективнее сотрудника, работающего «с душой», то есть с желанием и вдохновением. Для авторитарного типа управления сама возможность такой «эмоциональной окраски» труда воспринимается с недоверием. Социально-ориентированная компания как раз и отличается тем, что переориентирует «энергию» производства, заставляя ее не приходить извне и давить на работника в виде обязывающих инструкций, а способствуя ее пробуждению «внутри» сотрудника в виде реализации его творческого потенциала и моральных устремлений — от желания быть услышанным и принятым до возвышенных патриотических чувств.

Для лучшего понимания сути социально-ориентированной компании можно выделить некоторые ключевые моменты, принципы, которые отличают ее от авторитарного типа управления:

  • Авторитарная компания (АК) добивается от сотрудников исполнения приказов, то есть того, что хочет руководитель. Социально-ориентированная компания (СОК) поощряет такие условия работы, чтобы сотрудник сам желал исполнения того, что в интересах компании. Любой работник не против производить качественный продукт или услугу, если ему дают ощутить, что качественный результат напрямую зависит от него, и соответствующим образом поощряется.

  • АК видит эффективность управления в том, чтобы максимально обезличить сотрудника, превратить его в послушный винтик системы, который вследствие этого будет работать одинаково хорошо независимо от своих личностных качеств. СОК, напротив, способствует проявлению именно личностных черт и способностей сотрудников. Вследствие этого эффективность труда возрастает, потому что работник имеет возможность реализоваться как целостный человек.

  • К предъявляет своим сотрудникам систему требований, подлежащих исполнению. СОК предоставляет сотрудникам систему целей и ценностей, эмоционально стимулирующих творческую активность. В любом производстве можно найти конечную благородную цель своего труда. Например, операторы мобильных сетей часто акцентируют внимание на своей помощи в установлении межчеловеческого общения.

  • АК повышает свою эффективность за счет наработки стандартных схем управления или производства. СОК, не отрицая такую эффективность, все же смещает акцент на индивидуальный подход к решаемой задаче. Например, то же проведение совещания руководителей может потребовать в одном случае пребывания в зале для заседаний, в другом — экскурсии по предприятию, в третьем — некоего креативного и нестандартного мероприятия.

  • АК предполагает четкую иерархию сотрудников в плане принятия решений и реализации возможностей. Идею выдвигает всегда человек, находящийся выше по должности. СОК относительно выравнивает такую иерархию и предоставляет работникам более равноправные возможности в реализации деятельности компании. Например, администрации социальных сетей часто (и эффективно) используют предложения, выдвинутые самими пользователями этих сетей.

В общем и целом социально-ориентированная компания как тип организации позволяет стать производству более «очеловеченным» и несколько скрасить репутацию производства как «безликой машины», но в то же время способствует и повышению чисто экономических показателей.

tradecontours.com

Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии инноваций в социальной сфере региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Ю.Ю. Антропова, доктор социол. наук, профессор,

А.П. Коробейникова, канд. социол. наук, доцент,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА

В статье представлены промежуточные итоги исследования «Оценка эффективности социальных проектов и инициатив как фактор институциональной устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций», выполненного в рамках гранта РГНФ (номер государственной регистрации научно-исследовательской темы №115041510070), в части анализа взаимосвязи условий устойчивого развития института социально ориентированных НКО и внедрения инноваций в социальную сферу региона. Авторами дается новая оценка роли институтов самоорганизации граждан как необходимого актора системы государственного управления. Рассматривается проблема решения сложных социальных задач через участие институтов самоорганизации граждан в развитии и внедрении социальных инноваций. В статье анализируются условия для включения «третьего сектора» в существующие государственные рынки социальных услуг, внедрения в социальную сферу инновационной практики. Поднимается проблема формирования в регионах квазирынков социальных услуг. Констатируется текущее состояние некоммерческих организаций (НКО) в Свердловской области, прогнозируются перспективы устойчивого развития «третьего сектора» в регионе с позиции развития инноваций в социальной сфере на основе результатов проведенного персонального анкетирования населения двух возрастных групп: молодежь (от 16 до 29 лет) и старший возраст (30 лет и старше) и эксперты (представители НКО и представители органов власти), а также экспертного интервью.

Ключевые слова: партнерство, институты самоорганизации граждан, некоммерческие организации (НКО), социально ориентированные некоммерческие организации, третий сектор, инновации, социальная сфера, рынок социальных услуг, квазирынки социальных услуг.

Специфика современного общества такова, что основные задачи его социально-экономического развития неразрешимы без активного участия институтов самоорганизации граждан, без разработки механизмов межсекторного социального партнерства, содействующих формированию инновационных механизмов развития социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, ЖКХ и пр.).

Пересмотр к концу XX века философии государства всеобщего благосостояния — Welfare State (К. Эспин-Андерсен, С. Бам-

бра, С. Паскаль и др.) привел к выдвижению идеи Welfare mix, основанной, с одной стороны, на концепции конкурентного сотрудничества государства и общества (А. Арато, Т. Янссон и др.), с другой — на концепции недостаточности государства в удовлетворении коллективных нужд (Б. Вайсброд, Л. Саламон и др.). Она дает новую оценку роли институтов самоорганизации граждан как необходимого актора системы государственного управления, транслирующего интересы и потребности членов общества и выступающего посредником между государством и обществом и тем самым мини-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

мизирующего возникновение социальных рисков1.

Формирование и функционирование социальных связей, объединяющих людей в организации и ассоциации гражданского общества, является, по мнению В.Н. Якимца, «необходимой социальной платформой динамичного развития общественной жизни, создания правил и процедур контроля над их выполнени-ем»2.

Среди наиболее эффективных форм участия граждан в деятельности организаций и ассоциаций гражданского общества исследователи выделяют некоммерческие организации (НКО). По мнению Ю. Хабермаса, роль этих организаций заключается прежде всего в решении тех или иных социальных проблем путем их обнародования и привлечения внимания обще-ственности3.

В.Н. Якимец рассматривает НКО «как механизм, облегчающий коммуникации между индивидами и властными структурами, при этом функционально НКО не противоречат государственным интересам. … Настрой НКО на решение повседневных социальных проблем закономерно подводит НКО к осознанию необходимости взаимодействия с органами власти всех уровней, что является одним из необходимых условий консолидации общества… Кроме того, вскрывая назревшие проблемы, НКО привлекают к их решению заинтересованные стороны, способствуют формированию позиций представителей власти и заинтересованных субъектов, предрасполагают к новой расстановке социальных сил общества»4. : Именно эти особенности позволяют НКО постоянно расширять свое влияния в социальной сфере. В последние годы НКО усиливают активность в направлениях, связан-

Среди наиболее эффективных форм участия граждан в деятельности организаций и ассоциаций гражданского общества исследователи выделяют некоммерческие организации. Роль этих организаций заключается прежде всего в решении тех или иных социальных проблем путем их обнародования и привлечения внимания общественности.

Именно способность содействовать решению тех задач общества, на которые не хватает сил и средств у государства, способность вовлекать в данный процесс граждан и позволяет некоммерческим организациям не только расширять свое влияние в социальной сфере, но и предлагать инновационные подходы.

ных не только с социальными проблемами, но и с развитием человеческого потенциала и повышением качества жизни населения.

Дж. Дуглас, рассматривая вопрос развития рынка государственных услуг, одним из ограничений называет меньшие возможности государственных учреждений «инициировать и укоренять инновационные решения в сфере социальной политики». В процессе исторического развития, по его мнению, общественные организации подтвер-= дили, что в состоянии играть роль экспериментатора и инициатора в сфере социальных услуг. «При этом общественные организации обеспечивают значительно большее разнообразие оказываемых услуг, нежели может себе позволить государственный сектор»5. «Третий сектор играет существенную роль при решении нестандартных социальных задач, требующих неординарного и индивидуального подхода»6. Именно способность содействовать решению тех задач общества, на которые не хватает сил и средств у государства, способность вовлекать в данный процесс граждан и позволяет НКО не только расширять свое влияние в социальной сфере, но и предлагать инновационные подходы.

Инновации представляют собой эффективные инструменты решения сложных социальных задач. По мнению И. И. Крас-нопольской и И.В. Мер-сияновой, «социальные инновации — это новые решения (продукты, услуги, модели, процессы и пр.), которые отвечаю социальным потребностям более эффективно, чем текущие решения, и которые способствуют развитию существующих межсекторных взаимодействий и более результативному использованию ресурсов»7.

Эволюция определения места и роли НКО в развитии российского рынка со-

циальных услуг демонстрирует постепенную модификацию региональных моделей государственного управления социальной сферой, введения новых акторов в лице социально ориентированных НКО и других институтов самоорганизации граждан.

Необходимо говорить прежде всего о формировании и развитии в Российской Федерации и ее регионах нормативно-правового поля институализации НКО: принятии Федерального закона № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», реализации федеральных и региональных программ поддержки социально ориентированных НКО.

Кроме того, как справедливо отмечает Т.Ю. Сидорина, «произошел сдвиг в понимании роли НКО: от позиции „НКО как гражданское общество» к позиции „НКО как полноценный субъект политики»».8 Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2010 года впервые на высшем уровне поднимается тема взаимодействия государства с НКО, их вовлечения в решение социальных вопросов. В Послании Президента 2013 года отмечено, что решение социальных задач возможно среди прочих мер через открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса.

Между тем большинство исследователей склоняются к принятию факта формирования в регионах квазирынков социальных услуг за счет передачи НКО части полномочий от государства. Главный признак квазирынка, по мнению В.В. Сусловой, заключается «в том, что государство по-прежнему финансирует и регулирует производство товаров и услуг, но при этом ликвидирует собственную монополию на участие в самом производственном процессе: он становится открытым для организаций всех форм собственности»9.

Вместе с тем остается актуальным вопрос о формировании в регионах необхо-

На сегодняшний день в Свердловской области отсутствует сформированное общественное мнение о социально ориентированных некоммерческих организациях,

их роли,значении и влиянии на жизнь общества, о характере их взаимоотношений с органами власти и бизнес-структурами.

димых условий для включения «третьего сектора» в существующие государственные рынки социальных услуг, внедрения в социальную сферу инновационной практики. К таким условиям, на наш взгляд, относятся:

♦ наличие сформулированного государственного запроса на участие НКО в развитии инноваций в социальной сфере;

♦ наличие в обществе соответствующего запроса на активизацию роли НКО на рынке социальных услуг;

♦ готовность населения участвовать в деятельности НКО и иных институтах самоорганизации граждан;

♦ уровень доверия к деятельности НКО как самих граждан, так и государства;

♦ ресурсное обеспечение НКО, определяющее уровень их готовности соответствовать запросу государства на инновационную практику;

♦ наличие новых технологий взаимодействия НКО и государства.

Результаты проведенного исследования «Оценка эффективности социальных проектов и инициатив как фактор институциональной устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций» в части анализа текущего состояния НКО в Свердловской области и прогнозирования перспектив устойчивого развития «третьего сектора» в регионе, позволяют делать выводы о взаимосвязи условий устойчивого развития института социально ориентированных НКО и развития инноваций в социальной сфере региона.

Результаты получены на основе персонального анкетирования населения и экспертов, а также экспертного интервью, проведенных в 5 городах Свердловской области типичных городских управленческих округов — Северного, Южного, Восточного, Западного, Горнозаводского — городах Серове, = Каменске-Уральском, Алапаевске, Первоуральске, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге.

Объем выборочной совокупности при проведении анкетирования населения со-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ставил 1 184 респондента двух возрастных групп: молодежь (от 16 до 29 лет) и старший возраст (30 лет и старше), пропорция каждой из которых рассчитана исходя из общей численности населения выбранных для исследования городов. Объем и структура выборочной совокупности экспертов составила 47 человек, в том числе: представители НКО — 29, представители органов власти — 18 человек.

Результаты исследования показали, что сами НКО не всегда могут брать на себя ту роль, которую играют зарубежные НКО в решении социальных задач своих государств. Так, на сегодняшний день в Свердловской области отсутствует сформированное общественное мнение о социально ориентированных некоммерческих организациях, их роли, значении и влиянии на жизнь общества, о характере взаимоотношений НКО с органами власти и бизнес-структурами. Одной из ключевых причин указанной ситуации является низкая информированность жителей области об НКО — только 36% от числа ответивших знают о некоммерческих организациях. Знания о наличии и деятельности НКО у большинства респондентов абстрактны. Респонденты в ос-

новной своей массе не могут припомнить ни наименований, ни руководителей НКО. Информацией о конкретной деятельности некоммерческих организаций владеют только 16,3% от числа ответивших, 53,7% что-то слышали, но конкретные примеры привести затруднились, а 30% не могли привести конкретные примеры либо вообще не интересуются темой НКО.

Показателем несформированности общественного мнения о «третьем секторе» является отсутствие превалирующего мнения о пользе НКО для населения. Представленность точек зрения об однозначной пользе или отсутствии таковой в процентном соотношении примерно одинакова: 21,2% ответивших считают, что от НКО есть большая польза населению, 15,8%, — что от НКО никакой пользы нет. При этом с увеличением возраста респондентов число тех, кто видит пользу от НКО, уменьшается.

Низкая информированность и отсутствие сформированного общественного мнения привели, по мнению экспертов, к низкому уровню поддержки НКО населением. Только 5,6% руководителей и сотрудников НКО оценивают уровень поддержки населения как достаточный. Что касается

оценки роли НКО в решении проблем общества, то, по мнению жителей Свердловской области, она существенно менее значима, чем роль государства. Это во многом объясняется феноменом относительно высокого доверия к государственным и относительно низким доверием к негосударственным институтам и частным лицам.

Одним из важных индикаторов развития «третьего сектора» является уровень общественной поддержки НКО, выражающийся в том числе в показателях реального и потенциального участия в деятельности некоммерческих организаций. Это связано в первую очередь с рассмотрением бескорыстной личной добровольческой активности как одного из факторов развития социальных отношений в обществе.

На сегодняшний день ситуация в этом отношении в Свердловской области такова, что совокупный процент участвующих или желающих участвовать в деятельности НКО, то есть людей, обладающих позитивной добровольческой активностью, меньше совокупного процента граждан, негативно настроенных на свое участие в деятельности НКО либо равнодушных к нему (41,5 и 57,4% соответственно).

Позитивная добровольческая активность среди жителей Свердловской области, как и в других регионах страны, имеет тендерную специфику — женщины в большем, чем мужчины, количестве, участвуют или желают участвовать в деятельности НКО. В ходе исследования было выявлено, что наиболее заинтересованной в личном участии в работе НКО категорией респондентов являются работающие молодые женщины с высшим образованием в возрасте до 30 лет.

Оценка детерминантов участия населения в деятельности НКО всеми группами респондентов сходится в том, что основным мотивом является активная жизненная позиция, желание изменить жизнь к лучшему (граждане — 59,7, эксперты — 68,6%). Среди

основных мотивов все респонденты высоко оценивают возможность почувствовать себя нужным людям и обществу, возможность участвовать в общественной жизни, желание помочь конкретной социальной группе, милосердие, сострадание к обездоленным / социально незащищенным, желание общаться с такими же неравнодушными людьми, найти новых друзей и ряд других возможностей.

В ходе исследования было важно понять причины, по которым граждане не участвуют в деятельности НКО, не участвуют в благотворительной деятельности. Результаты опроса показали, что все группы респондентов: эксперты (государственные служащие, руководители и сотрудники НКО) и граждане — считают, что основными причинами являются недоверие к НКО и отсутствие или нехватка информации о деятельности НКО и о том, как принять участие в их деятельности.

Зафиксирована тенденция роста неформальной неинституционализированной гражданской активности (спонтанной, динамичной самоорганизации граждан для решения той или иной социальной проблемы) при росте недоверия к формальным структурам НКО.

Таким образом, результаты проведенного исследования в части анализа текущего состояния некоммерческих организаций (НКО) в Свердловской области и прогнозирования перспектив устойчивого развития «третьего сектора» в регионе позволяют говорить о необходимости учета властью и населением ресурса НКО в качестве составляющей общей социально-экономической стратегии развития общества, позиционирования «третьего сектора» как полноценного партнера государства в решении сложных социальных задач, в том числе за счет предлагаемых им инновационных подходов, публичного обсуждения вопросов гражданских инициатив в решении актуальных вопросов развития региона, трансляции лучшей социальной практики.

Позитивная добровольческая активность среди жителей Свердловской области имеет гендерную специфику — женщины в большем, чем мужчины, количестве участвуют или желают участвовать в деятельности некоммерческих организаций. Наиболее заинтересованной категорией респондентов являются работающие молодые женщины с высшим образованием в возрасте до 30 лет.

Литература

1. Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011. С. 366-368.

2. Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) как институт развития общества (на примере Свердловской области). // European social science journal. 2013. № 7(35). С. 627.

3. Там же.

4. Константинова Л.В. Становление общественного сектора как субъекта социальной политики: опыт концептуализации и анализ реальных практик [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/L.V._ Konstantinova_Stanovlenie.pdf (дата обращения: 12.08.2015).

5. Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011. С. 380.

6. Антропова Ю.Ю. Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе (на примере Свердловской области): дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. С. 63.

7. Краснопольская И.И., Мерсиянова И.В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 34.

8. Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011. С. 390.

9. Сидорина ТЮ. История и теория социальной политики. М.: РГГУ, 2012. С. 74.

THE ROLE OF SOCIALLY ORIENTED NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN INNOVATIONS’ DEVELOPMENT IN THE REGION’S SOCIAL SPHERE

J.Y. Antropova, Doctor of Sociology, Professor, A.P. Korobeynikova, Candidate of Sociology, Docent, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]

This article reflects the intermediate results of the research «Evaluation of social projects and initiatives’ efficiency as a factor of institutional stability of socially oriented non-commercial organizations» which is carried out in the frames of RHSF grant (№115041510070), concerning the analysis of conditions’ interconnection of stable development of socially oriented non-commercial organizations and innovations’ introduction in the region’ social sphere. The authors give a new evaluation of people’s self-organization institutions’ role as a significant actor of state administration system. The paper considers the problem of difficult social problems’ solution through participation ofpeople’s self-organization institutions in development and introduction of social innovations. The article analyzes the conditions of «third sector» inclusion in the present state markets of social services, and introduction of innovative practices in the social sphere. It also exposes the problem of fake social services markets formations in regions. The authors discuss the present state of non-commercial organizations in Sverdlovsk oblast, forecast perspectives of stable development of the third sector in the region from the viewpoint of innovations’ development in social sphere on the base of the survey’s results of two age groups: youth (16-29), elders (30 and above), experts (representatives of non-commercial organizations and state bodies) and expert interview.

Key words: partnership, institutions of self-organization of citizens, non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, third sector, innovation, social sphere, social services market, social services quasi-markets.

References

1. Nikovskaia L.I., Iakimets V.N., Molokova M.A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiia Rossii [Civil initiatives and the modernization of Russia]. Moscow, Kli-uch-S Publ., 2011. 434 p.

2. Antropova Iu.Iu., Korobeinikova A.P. Sotsial’no ori-entirovannye nekommercheskie organizatsii (NKO)

kak institut razvitiia obshchestva (na primere Sverd-lovskoi oblasti) [Socially oriented non-profit organizations (NPOs) as Institute of development of society (on the example of Sverdlovsk region)]. European social science journal, 2013, no. 7(35), p. 627.

3. Antropova Iu.Iu., Korobeinikova A.P. Sotsial’no orientirovannye nekommercheskie organizatsii (NKO) kak institut razvitiia obshchestva (na primere Sverdlovskoi oblasti) [Socially oriented non-profit organizations (NPOs) as Institute of development of society (on the example of Sverdlovsk region)]. European social science journal, 2013, no. 7(35), p. 627.

4. Konstantinova L.V Stanovlenie obshchestvennogo sektora kak sub»ekta sotsial’noi politiki: opyt kontseptualizatsii i analiz real’nykh praktik [The formation of the civil society sector as a subject of social policy: experience of conceptualization and analysis of real practices]. Available at: http://www.civisbook.ra/files/File/L.V_Konstantinova_ Stanovlenie.pdf (accessed 12.08.2015).

5. Nikovskaia L.I., Iakimets V.N., Molokova M.A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiia Rossii [Civil initiatives and the modernization of Russia]. Moscow, Kliuch-S Publ., 2011. 434 p.

6. Antropova Iu.Iu. Modelirovanie sistemy okazaniia spetsial’noi pomoshchi detiam s ogranichennymi

vozmozhnostiami zdorov’ia v Ural’skom regione (na primere Sverdlovskoi oblasti): dis. … kand. ped. nauk [Modeling of the system provide special assistance to children with disabilities in the Ural region (on the example of Sverdlovsk area). Candidate of pedagogy sci. diss.]. Ekaterinburg, 2003. 261 p.

7. Krasnopol’skaia I.I., Mersiianova I.V. Transformatsiia upravleniia sotsial’noi sferoi: zapros na sotsial’nye innovatsii [Transformation of social sphere management: request for social innovation]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniia — Issues of state and municipal management, 2015, no. 2, p. 34.

8. Nikovskaia L.I., Iakimets V.N., Molokova M.A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiia Rossii [Civil initiatives and the modernization of Russia]. Moscow, Kliuch-S Publ., 2011. 434 p.

9. Sidorina TIu. Istoriia i teoriia sotsial’noi politiki [History and theory of social policy]. Moscow, RGGU Publ., 2012.564 p.

cyberleninka.ru

социально ориентированный — это… Что такое социально ориентированный?


социально ориентированный

General subject: socially orientated, socially oriented

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • социально ориентированное развитие сельских районов
  • социально ответственный

Смотреть что такое «социально ориентированный» в других словарях:

  • социально ориентированный — социально ориентированный …   Орфографический словарь-справочник

  • социально ориентированный — соци ально ориент ированный …   Русский орфографический словарь

  • Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования,  развития,   коррекции   различных   социально психологических характеристик личности и… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • теория бухгалтерского учета социально-корпоративная — Одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С. к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду,… …   Справочник технического переводчика

  • ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОЦИАЛЬНО-КОРПОРАТИВНАЯ — одна из теорий бухгалтерского учета, входящая в группу материалистических теорий бухгалтерского учета. С. к.т.б.у. как бы сочетает микроуровень с некоторыми социальными задачами, которые ставит общество перед администрацией фирм. Имеется в виду,… …   Большой бухгалтерский словарь

  • Экспериментальный шекспировский театр (Тюмень) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • 100 лучших вузов и НИИ России — конкурс, проводимый между вузами и НИИ Российской Федерации Независимым общественным советом конкурса[1], в состав которого входят заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию В. Е. Шудегов, председатель Комитета… …   Википедия

  • Язык и стиль электронных СМИ — – разновидность устной публичной речи публицистического стиля. В последние полтора десятилетия произошли глобальные изменения в информационной системе, в радио и телеречи. Сегодня все большее распространение получает и такое новое средство… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАТИВНАЯ — безвозмездная помощь без ожидания отдачи или выгоды; особая форма милосердия в практике деловых отношений. Понятие Б. к. прочно связано с понятием «социально ответственный бизнес» и подразумевает активное участие коммерческих компаний в жизни… …   Маркетинг. Большой толковый словарь


universal_ru_en.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о