Пансион для девушек — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2018; проверки требуют 6 правок.

Женский пансион (англ. finishing school, charm school) — частная женская школа, с усиленным обучением в сфере культурной и общественной деятельности[1][2]. Название отражает то, что эта школа соответствует обычной школе и предназначена для завершения образования. Она может включать в себя интенсивный курс или обучение по однолетней программе.

Типичная программа включает курсы: этикета, протокола, «ноу-хау жизни» (savoir-vivre), искусства гостеприимства, сервиса, курс уборки в доме, курс кухни (приготовления пищи), курс декорации и т. д.

Славится своими частными пансионами благородных девиц Швейцария, например такими, как Институт Вилла Пьерфе или Институт Alpin Videmanette

[en] (закрыт в 1991 г.), где училась Диана, принцесса Уэльская, и Mon Fertile, где частично получала образование Камилла, герцогиня Корнуольская. Школой, сделавшей Швейцарию известной этими учреждениями, был Институт Villa Mont Choisy, который был основан в 1870 году, а закрыт в 1995 или 1996 году. Другая заметная школа — Институт Chateau Beau-Cedre, закрывшийся в 2002 году.

Словосочетание finishing school также иногда используется в американском диалекте английского для обозначения некоторых женских колледжей, в первую очередь на восточном побережье США, которые были известны своей направленностью в подготовке студенток для брака. С 1960-х годов многие из этих школ перестали существовать в результате финансовых трудностей, вытекающих из того, что у родителей снизился интерес к оплате такого обучения для своих дочерей, а также появления феминизма, который облегчил их дочерям следование более возвышенным целям.

Школа фрейлин. Интересные факты о Смольном институте благородных девиц | События | КУЛЬТУРА

Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой – президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

От кофейного до белого

Во многом Смольный институт был похож на современные школы. Девочек из дворянских семей принимали туда с шести лет, а обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- «смолянки» должны были носить форменные платья: младшие – кофейного цвета, от 9 до 12 лет – синего, от 12 до 15 лет – голубого и от 15 до 18 лет – белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака – золотого вензеля с инициалами императрицы.

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

Трудоустройство гарантировано

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости».  В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

Устав института был строг – девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

Институт располагался в монастыре до начала XIX века, пока рядом не было построено специальное здание. Фото: АиФ / Екатерина Стекольщикова

Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами – для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Императорская реформа

Перемены в уставе института начались после смерти Екатерины. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год  «смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

Новая порода

Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим  «смолянкам», но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

На знаменитых портретах Левицкого  «смолянки» скромны и веселы — как и положено по уставу института. Фото: Creative commons

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, — писала

Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». — Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.«Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», — пишет Мордвинова.

Доска почета

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг – возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова — будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Карл Булла в 1917 году сфотографировал последних воспитанниц Смольного института. Фото: Creative commons

В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова — педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели – арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве – Молоховец) – автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева – будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн – дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.

Смотрите также:

Смольный институт: основание и история

История женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

смольный

Смольный Институт. 1800-е. Фотография: pressa.tv

смольный

Смольный Институт. 1917. Фотография: petrograd1917.ru

смольный

Смольный Институт. 1940-ые. Фотография: istpravda

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

уроки

Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru

уроки

Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru

уроки

Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

гимнастика

Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru

гимнастика

На катке. Фотография: birdinflight.com

гимнастика

Гимнастика. Фотография: birdinflight.com

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

быт2

Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com

быт2

Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com

быт2

Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».

Правила поведения благородных девиц

преподаватели

Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

преподаватели

Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

преподаватели

Преподаватели Смольного института и их ученицы. Фотография: birdinflight.com

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

почетные знаки

Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru

почетные знаки

Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт после Екатерины II

известные выпускницы

Мария Будберг. Фотография: telegrafua.com

известные выпускницы

Нина Хабис. Фотография: ruspoeti.ru

известные выпускницы

Мария Добролюбова. Фотография: pinterest.com

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

быт

На медосмотре. Фотография: nrfmir.ru

быт

На медосмотре. Фотография: nrfmir.ru

быт

Дежурство на кухне. Фотография: nrfmir.ru

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Автор: Ксения Мареич

Зачем во Владимире хотят открыть школу благородных девиц?

Лет 120 назад школа благородных девиц была чуть ли не единственным шансом на достойное образование для юной особы. Сейчас все иначе — есть обязательное и бесплатное начальное и среднее образование для всех. Поэтому мы слегка удивились, когда узнали, что дизайнер одежды и создательница музея русского национального костюма Татьяна Фадеева решила открыть во Владимире школу благородных девиц. Конечно, мы захотели разузнать подробности, встретились с Татьяной и ее единомышленницами — Галиной Костиной и Евстасией Тореевой.

— Татьяна, когда и почему родилась идея открыть такое учебное заведение?

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

— Мысль о создании школы появилась у меня давно — еще в 2011 году. Тогда я прочла очень подробную и аргументированную публикацию в одном из журналов, статья была посвящена пользе раздельного обучения мальчиков и девочек. Я задумалась: а ведь до революции так в стране и было. Да, в СССР построили хорошую систему образования, знания в ней давали отличные. Но прошло 70 лет, и все развалилось. Нынешнее положение дел гораздо, гораздо хуже. И может, пора вернуться к истокам?

Я считаю, что, воспитывая девочку, мы растим будущее для всей страны. Это мать и жена для защитников родины, для ученых, для людей искусства. Именно женщины воспитывают будущих героев и гениев. Поэтому с детства нужно закладывать в них необходимый фундамент. Понимание того, как сохраняется тепло домашнего очага, как им согреваются близкие, как создаются мир и любовь в семье.

Этот базис должен закладываться дома и в школе. Именно поэтому наши уроки в первую очередь будут направлены на духовное развитие: вера, патриотизм, семейные ценности. Но, конечно, нести и полезные знания: рукоделие, домоводство, иностранные языки, этикет, история, рисование — все то, что поможет будущей жене и маме.

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

Когда эта мысль только появилась, я обратилась в мэрию с инициативой, попробовала найти финансирование для нее. Но тогда идея так и не воплотилась. Возможно, не хватило решимости, возможно, еще не пришло время.

А не так давно у нас появился женский клуб. В нем собираются очень разносторонние личности, мы друг на друга совсем не похожи. Но когда формировали устав и правила, вдруг внезапно все оказались солидарны, и первым же пунктом прописали воспитание детей и заботу о них. Так мы поняли, что необходимость создания школы благородных девиц назрела.

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

Групповой портрет учениц и преподавателей последнего выпуска Смольного института. МАММ / МДФ / russfoto.ru

— Мы говорим о школе для девочек. А как же мальчики?

— Здесь, к счастью, все лучше — давно уже в Радужном работает кадетский корпус, где юноши получают вполне неплохое образование.

— Цели благие: духовность, нравственность, патриотизм, плюс полезные навыки. Но, мне кажется, аналогичные задачи стоят и перед общеобразовательной школой. Так для чего же девочкам посещать еще и дополнительные занятия?

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

Галина:

— Дело в том, что дети и подростки не всегда по-доброму воспринимают тех, кто на них не похож. Если ты — белая ворона, тебе нелегко вжиться в коллектив и не пожертвовать своими взглядами, позицией. Общество скорее „затопчет“, чем примет. И для таких детей школа стала бы местом встречи с единомышленниками, помогла бы раскрыть внутреннее „я“ и помочь сохранить его, стать сильнее. Когда ты понимаешь, что ты не один, проще устоять.

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

Евстасия:

— Я сейчас уже студентка 4-го курса, учусь в вузе. Но знаю, что на самом деле школьная программа не дает всех тех знаний, которые лично мне нужны. Например, в моем лицее не было краеведения. Я изучаю его сейчас по собственной инициативе. Увы, не научилась шить. И теперь, когда хочу новое платье, приходится просить маму о помощи. Как же я рада, что здесь меня готовы всему этому учить!

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

А еще обратите внимание на Европу, где в некоторых странах уже в детсадах нельзя воспитанников делить на мальчиков и девочек. Есть средний пол, „оно“. Мол, человек вырастет и сам разберется. А я не понимаю, как такие дети потом будут строить семьи и отношения? Считаю, что подобная школа — наш ответ Западу и пропаганда здоровой модели воспитания.

И да, сейчас, возможно, ребенку и подростку, не похожему на сверстников, чуточку проще. Это в девяностые мальчика с длинными волосами могли на улице избить. Сейчас максимум — обидная шуточка. Но все же общество стало лояльнее. И при этом лично мне будет радостно пообщаться с теми, кто разделяет мои убеждения.

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

— Что ж, мотивация более чем ясная. Но расскажите, пожалуйста, об организационных моментах: кто будет вести занятия, где они будут проходить, как часто?

Татьяна:

— Я и Галина возьмем на себя организационно-административную работу. А занятия вести будут дипломированные педагоги с большим стажем работы. Не удивляйтесь, благодаря все тому же женскому клубу у нас есть немало знакомых учителей, которые уже вышли на пенсию, но с радостью вернутся к преподаванию. Штат уже почти полностью укомплектован.

Дизайнер одежды Татьяна Фадеева выступила с необычной инициативой. Она предложила создать школу благородных девиц

Галина:

— Пока не решены проблемы с финансированием — нам требуется помещение, парты, доска, прочий инвентарь для занятий. Но все выполнимо. И чтобы не стоять на месте, начнем мы с малого — уроков этикета. А затем постепенно придем к полноценной работе школы. Мы рассчитываем, что занятия в ней будут проводиться 2-3 раза в неделю, как в стандартной секции или кружке. Длиться уроки будут 1-2 академических часа. Сколько может быть учениц? Пожалуй, группу в 20 человек мы наберем. А дальше рассчитываем на сарафанное радио. И если девушек станет еще больше, придумаем, как создать дополнительные группы, и сформируем более плотное расписание. Уроки этикета начнут преподавать уже в ближайшее время. Пока — в помещении, где сейчас располагается музей русской одежды. Думаем, это символично: открыть школу практически по соседству со зданием женской гимназии, в самом центре старого Владимира!

Ну а к весне Татьяна и ее единомышленницы надеются уже открыть именно школу благородных девиц. Конечно, все будет зависеть от финансовой составляющей проекта. Как говорится, поживем — увидим.

в Петербурге откроется пансион для девочек из малообеспеченных семей

В Северной столице России Минобороны откроет закрытую школу для девочек. Комплекс уже готов к заселению и расположился на Бычьем острове. Заведение станет 2-м корпусом ФГКОУ Московского кадетского корпуса Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ.

Старший брат кадетского училища для девочек или, как его уже окрестили, «школы благородных девиц Минобороны», работает в Москве с 2008 года. Первыми были набраны 7, 8 и 9 классы. В 2009 году появились пятые классы. В 2019 году Московский корпус насчитывает 740 воспитанниц, девочки проходят обучение с 5 по 11 классы. В Петербурге на первый год набрано 240 юных россиянок. Хотя заявок было больше тысячи. Прием закончился в июле, а списки обнародуют в начале августа. С сентября школа ждет «кадеток». Помимо старшего брата в столице, у новой школы есть исторический идеал — Смольный институт благородных девиц.

Пансион воспитанниц Министерства обороны в Москве

Корпуса на Бычьем острове предназначены для детей военнослужащих из отдаленных гарнизонов, девочек из неполных и многодетных семей, дочерей военных, которые погибли в бою, а также были награждены госзнаками за выполнение воинского долга. Набор происходит по всей стране. Как комментируют эксперты, «это отличный шанс для девочек из глубинки или малообеспеченных семей».

Сперва строения предназначались для частного спортивного объекта — но за два участка в столице и неустойку их передали Минобороны. Комплекс — это «мир в себе»: здесь есть жилые и учебные корпуса, ледовая арена, бассейн, скалодром, спортивный зал, места для гимнастики, танцев, единоборств, концертный зал, прогулочные дворики, столовая, лазарет, библиотека.

Здесь не планируют растить военные кадры и секретных агентов. Образование будет светским, гуманитарным. Даже можно сказать, немного «великосветским». Девочкам предстоит освоить предметы школьной программы, а также «два-три иностранных языка, танцы, вокал, живопись, музицирование, этикет, кулинарию, шитье, станковую композицию, мировую художественную культуру, сервировку стола и подачу блюд». Воспитанниц ждут еженедельно 2 часа физкультуры, по часу плавания и фигурного катания, а также спортивные секции на выбор.

С 5 класса у воспитанниц начнется курс полового воспитания, в том числе девочкам намерены привить:

  • Санитарно-гигиенические навыки и высокие стандарты индивидуальной чистоты.
  • Чувство стиля и вкус, «женские качества» личности.
  • Знания женской и мужской физиологии, психологии, основ взаимоотношений полов.
  • Знания о взаимодействии в семье, соответствующие нравственные нормы.

Об этом рассказала педагог учреждения, кандидат наук в области культурологи, Анастасия Касьяненко.

Курс не предполагает «практических» занятий — взаимодействие с представителями противоположного пола практически полностью запрещено. Вот две темы классных часов московского пансионата: «К материнству готовь себя сызмальства» и «Супружество без брака?»

Оба учебных заведения — экспериментальные площадки Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) по теме «Гендерный подход в образовании и полоролевой социализации воспитанниц». Как считает начальница московской школы Лариса Максимова, реализация такого «подхода в образовании является эффективным способом возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункции, часто наблюдаемой уже в детском возрасте».

Позиция попечителей довольно прозрачна, хоть и не всем по душе — они растят не просто граждан, а женщин, будущих жен и матерей.

«Именно эта роль воспитанниц накладывает на нас, педагогов, особые задачи: воспитание женщины — матери, женщины — общественной деятельницы и хранительницы семейных, а значит, и государственных традиций», — рассказывает зав. отделом воспитательной работы московского Пансиона МО РФ Наталия Нескина.

Среди важных «женских компетенций», которые юным особам предстоит постичь, «полноценная российская идентичность», осмысление понятия материнства и принятие образов женского поведения. Это необходимо, чтобы будущие взрослые россиянки смогли эффективнее внедриться в общество «с мужским населением», — поясняет госпожа Нескина.

Немного жизни внутри школы на примере московского заведения

У воспитанниц нет бытовых трудностей: они не убирают, не стирают и не готовят. Всем необходимым, включая одежду, билеты на каникулы и платья для ежегодного бала, их снабжает школа. Но и регламент здесь невероятно строгий. Например, нельзя видеться с родственниками на территории школы, в гости к ним можно попасть раз в месяц и домой на лето. Нельзя слушать музыку в телефоне, а страницы социальных сетей модерируют педагоги.

Пансион воспитанниц Министерства обороны в Москве

Примечательно, что в уставе пансиона прописан антибуллинг: «Воспитаннице категорически запрещено: сексуальные отношения; оказывать психологическое давление, включающее в себя: факты оскорблений личного достоинства; любые надписи, e-mails и sms оскорбительного или угрожающего характера; бойкот как целенаправленное исключение объекта психологического воздействия из деятельности коммуникации. Оказывать физическое давление».

Перспектива проекта

«У нас растет поколение, о котором мы мечтали», — говорит о пансионе министр обороны России Сергей Шойгу. О программе физической подготовки учениц рассказала Лариса Максимова в своей научной статье: «в основу разработанной системы здоровьесбережения воспитанниц положена система сохранения и укрепления здоровья космонавтов». Директор уточнила, что в столице воспитанниц регулярно обследуют, и по результатам видно, что они здоровее обычных москвичек их возраста. Воспитанницы Минобороны показывают хорошие результаты в учебе и спорте. В этом году, например, 9 выпускниц получили 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.

Есть и другие запланированные корпуса — на Дальнем Востоке и в Центральной Сибири. При этом Шойгу назвал Кадетские корпуса «лучшим учебным заведением в стране».

Неактуально и травматично

Так вкратце можно описать отзывы сторонних психологов о данном формате обучения. Они напоминают, что мы давно перешли из века 19 в 21-й, и сегодня «гендерная модель воспитания неконкурентоспособна».

Как рассказал заведующий лабораторией cоциологии образования НИУ ВШЭ в Петербурге профессор Даниил Александров, раздельное обучение приносит очень мало пользы, а строгий режим и отделение раньше положенного срока от семьи — и того меньше.

«Строгие правила в отношении соцсетей, секса и так далее происходят от ложного восприятия истории. Раньше было: выпустилась девица из Смольного пансиона и бравый аристократ на ней женился» — комментирует ученый.

Профессор считает, что последствиями искусственного режима, когда нахлынет энтропичная реальность, могут стать «неудачные связи, депрессии, разводы, самоубийства». Дело не только в распорядке, но и в полном нивелировании значения реального опыта: «Как девушке жить в мире, где большинство подростков начинают сексуальную жизнь довольно рано, и она не понимает, что хотят от нее реальные мужчины?» Александров говорит, что да — подросткам полезен контроль. Но если с ним перестараться, это приведет к формированию таких черт личность как хитрость, желание и умение противодействовать всем правилам.

Другой взгляд у психолога СПбГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С. С. Мнухина» Анны Алексеевой. Анна говорит о том, что сейчас гендерное деление это — бессмыслица. В Российской Империи перед представителями двух полов стояли разные жизненные задачи, функционально различные. Сегодня это далеко не так. Деление пробовали практиковать в СССР, но отказались за неэффективностью.

«На мой взгляд, это — тревожный сигнал, если усвоения нужных установок можно добиться лишением семьи. Это — крайность, и потому к подобным методам стоит относиться осторожно. Тем более, что система обучения и образования во всем мире приходит к персонализации и зависит не от половой принадлежности, а от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика» — рассказывает Алексеева.

Общественное и женское мнение

Интересно, что в вопросах женского образования женщин как раз не спрашивают. Так, взгляд феминисток остался за бортом лодки лидеров мнений. Ведь политики в данном проекте — мужчины. Сторонницы равноправия удивлены проектом. Особенно чужды настоящей реальности цели «растить жен и жить среди мужского населения», а также учить детей, исходя из развития «материнских компетенций». Такой подход можно назвать сексистким, устаревшим или навязывающим стереотипы, но не перспективным.

Грустно от того, что, имея огромные ресурсы, мы не делаем такое хорошее дело на мировом уровне. Отчего в программе девочек нет важных научных спецификаций. Образование выглядит, как план по созданию идеальной домохозяйки. Конечно, здоровое тело и культурная наполненность — это важно, но оно не дает и 30% размаха для профессионального становления девушек. Хотя, возможно, школьные предметы будут доработаны и поданы на высшем уровне.

Пользователи сети же больше всего негодуют из-за режима.

«Читаешь и жутковато становится, всю свою юность дети провели на довольствии и в жесткой дисциплине. Пахнет социалистической утопией. Великие дети великого государства, «правильные» матери и жены. А как же социализация? Пока другие девочки учились играть с мальчиками, давали им дергать косички (…) ходили на первые робкие свидания в кафе, эти лишь изредка видели (…) кадетов. Целая пропасть в общении с противоположным полом. Это же глубоко травмированные люди с поломанной системой принятия решений, с насильственно привитой моралью. Такое ощущение, что речь идет о семнадцатом веке, но сложно представить такое в двадцать первом».

При этом не стоит забывать, что для сотен девочек, которые могли и дальше расти за порогом бедности или в очень отдаленных районах страны, такое обучение может стать счастливым билетом.

Как отметил генерал-лейтенант запаса, экс-начальник штаба войск ПВО России Александр Маслов: «Строительство пансиона для дочерей погибших военнослужащих и участников боевых действий, детей из многодетных семей — это доброе и нужное дело. Где таким детям учиться в сегодняшнее непростое время? А это очень хорошая возможность детишкам из перечисленных вами семей получить образование, чему-то научиться, чего-то хорошее увидеть в этой жизни. Детей таких немало, и появление еще одного пансиона нужно только приветствовать».

Если вы придерживаетесь более либеральных взглядов в воспитании своей дочери (надеемся, это так), прочитайте отрывок из книги для девочек-подростков «Настоящая девчонка. Книга о тебе». Такие правила этикета больше подходят для современной жизни. 


— поделитесь с друзьями!


Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

В одной из школ Новой Москвы объявили набор учениц в «класс благородных девиц»

В Щербинке (Новая Москва) ГБОУ школа № 2122 объявила набор девочек для обучения в «классе благородных девиц». На странице школы во «ВКонтакте» рассказывается, что обучение будет вестись на базе образовательной площадки Местечко Барыши. Заявления на обучение от родителей будущих пятиклассниц принимаются с начала июля.

Администрация сообщает, что в первой половине дня учёба будет вестись по стандартам основной программы общего образования. Во второй половине дня на бюджетной основе учащиеся «класса благородных девиц» будут изучать: иностранные языки, театр, риторику, хоровое пение, живопись хореографию, страноведение, домоводство (основы дизайна помещений и одежды, основы этикета, экономика семьи, рукоделие) и «историю в лицах» Авторы программы уточняют, что исторические курс будет сосредоточен на рассказе о «великих женщинах в мировой истории».

Главные цели создания «класса благородных девиц»:

  • Всестороннее глубокое образование девочек, ориентирующее их на осознанный выбор жизненного и профессионального пути;
  • Воспитание трудолюбия, любви к Родине и семье на основе нравственных ценностей жизни;
  • Воспитание девушек как хранительниц семейного очага, носительниц культуры, достойно воспитывающих своих детей, умеющих создать особый стиль и шарм в своём доме;
  • Участие в проекте «Милосердие», направленном на формирование у подрастающего поколения чувства справедливости, добра, социальной ответственности и общечеловеческой морали.

Минимум один раз в месяц пятиклассницы будут ходить в музей или театр. В уставе «класса благородных девиц» закреплены: школьная форма установленного образца (синий сарафан и белый воротничок), аккуратная прическа, отсутствие яркого макияжа и маникюра.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о