Роберт Кийосаки: ключевые бизнес-идеи бестселлера «Богатый папа, бедный папа»

Чему должны учить детей богатые родители — и не учат бедные

Роберт Кийосаки – успешный инвестор, предприниматель, создатель образовательных настольных игр Cashflow 101, обучающих финансовым и инвестиционным стратегиям. В своём бестселлере «Богатый папа, бедный папа» он помог миллионам людей переосмыслить своё отношение к деньгам в целом и к личным финансам в частности. Книга будет полезна и тем, кто только задумывается о собственном бизнесе, и начинающим предпринимателям, и даже состоявшимся руководителям компаний. С разрешения компании SmartReading мы публикуем саммари — «сжатую» версию – бестселлера Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».

Досье

SmartReading – проект сооснователя одного из ведущих российских издательств деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» Михаила Иванова и его партнёров. SmartReading выпускает так называемые саммари – тексты, в сжатой форме излагающие ключевые идеи бестселлеров жанра нон-фикшн. Таким образом, люди, которые по каким-то причинам не могут оперативно прочесть полные версии книг, могут познакомиться с их главными идеями и тезисами. SmartReading использует в своей работе подписную бизнес-модель.


Введение

«Хорошо учись в школе, а затем получи высшее образование», — внушают своим детям родители. Они искренне желают им счастья и верят в жизнеспособность этой формулы, не задумываясь о том, как часто она не работает. Школа давно не даёт тех знаний, которые требуются человеку в современном мире, чтобы чувствовать себя независимым и преуспевающим. Не могут подготовить к настоящей жизни и родители, по той простой причине, что сами не знают правил игры, необходимых для финансового благополучия. Даже большинство бизнес-школ не обучают этим правилам, а лишь учат снижать затраты и повышать цены, что ведёт компании и целые экономики к коллапсу. 

Можно, получив красный диплом, обладать мировоззрением бедняка, что означает предопределённый жизненный проигрыш. Конечно, в классическом хорошем образовании нет ничего плохого — оно тоже необходимо. Но его мало для реального преуспевания, а достаточно лишь для того, что автор Роберт Кийосаки называет «крысиными бегами» — работой на государство или компанию, погоней за высокой зарплатой, которая уходит на налоги, счета, кредиты, покупки. Для того чтобы выйти из этого замкнутого круга, нужна финансовая грамотность и смекалка. 

Роберту Кийосаки повезло — у него было сразу два прекрасных учителя, которые предлагали ему разные точки зрения на социальный статус, богатство и бедность, на отношение к работе и на другие ключевые аспекты преуспевания. Бедный Папа учил его искать высокооплачиваемую работу с множеством социальных льгот. А Богатый Папа учил финансовой независимости и пониманию того, как работают деньги. И именно советы Богатого Папы помогли Роберту стать состоятельным человеком, рано отойти от дел и жить исключительно на приобретённые активы. 

В своей книге Роберт Кийосаки делится знаниями, полученными от Богатого Папы, и своим богатым жизненным опытом. Он рассказывает о том, чему, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье: 

  • Почему мы путаем Активы и Пассивы.
  • Почему важно уметь работать бесплатно.
  • Что такое финансовый IQ.
  • Почему надо сначала платить себе, а потом кредиторам.
  • Почему неудача не менее ценна, чем победа.
  • Как обрести финансовую независимость.

Сложно не поддаться искушению в виде высокой зарплаты или призрачной стабильности. Но вы же хотите выйти из замкнутого круга «крысиных бегов»? Тогда прочтите советы Роберта Кийосаки и честно скажите себе, устраивает ли вас ваша жизнь и ваше предполагаемое будущее. Если нет, то переставайте работать за деньги и пусть деньги начинают работать на вас. 

1. Богатый Папа, Бедный Папа

Роберту Кийосаки повезло. Нет, ему не досталось крупное наследство, и он не родился в состоятельной семье. Но у него было сразу два Папы. Один — родной отец, образованнейший и уважаемый человек, который всю жизнь проработал на государство и многого достиг, став главой министерства образования штата Гавайи. Но, несмотря на честную работу и высокую должность, он никогда не обладал финансовой независимостью и оставил после себя множество долгов и неоплаченных счетов. 

Другой Папа — отец лучшего друга автора — выстроил свою собственную империю практически с нуля, обладая финансовой грамотностью, смекалкой и жизненной мудростью. Секрет финансовой несостоятельности одного и успеха другого таится в первую очередь в их образе мысли.  

Что говорил Бедный Папа

Что говорил Богатый Папа

Если ты будешь хорошо учиться, у тебя будет возможность найти работу в надёжной компании.

Если ты будешь хорошо учиться, у тебя будет возможность приобрести надёжную компанию.

Никогда не рискуй деньгами.

Научись контролировать риски.

Никогда не обсуждай финансовые вопросы во время семейного завтрака, обеда или ужина.

Полезно обсуждать финансы за семейным столом.

У меня есть дети, поэтому я не могу накопить денег.

У меня есть дети, а значит, я просто обязан разбогатеть.

Богатые должны платить налоги, чтобы помочь бедным.

Налоги платят те люди, которые работают, а тратятся они на людей, которые ничего не создают.

Собственный дом — самая крупная и надёжная инвестиция.

Дом, в котором ты живёшь — не инвестиция.

По счетам надо платить в первую очередь.

По счетам надо платить в срок, но в самую последнюю очередь.

Пенсия и разнообразные льготы, предоставляемые государством и компанией-работодателем — это необходимая помощь и надёжная опора в настоящем и будущем.

Надеяться надо только на себя и собственную финансовую осведомлённость.

Мне не суждено быть богатым человеком.

Я думаю и поступаю как богатый человек.

Я не могу себе этого позволить.

Я ищу способы, чтобы позволить себе это.

Деньги не важны.

Тот, кто обладает деньгами, обладает властью.

Важно уметь составлять блистательные резюме, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу.

Важно уметь составлять грамотные бизнес-планы, чтобы к вам на работу устраивались другие люди.

У меня не получается создать накопления.

Я не коплю, я инвестирую.

Роберт Кийосаки с уважением выслушивал обоих. Но он рано понял, как важно правильно выбрать того, чья жизненная позиция ему ближе и чьим путем он хочет идти. Автор выбрал для себя мировоззрение Богатого Папы и никогда не пожалел об этом. Даже простого знания тех принципов Богатого Папы, что изложены выше, было бы достаточно, чтобы многого достичь в жизни, но Роберт прошёл длинный путь, чтобы не только выучить их, но и сделать своими собственными.

2. Если хочешь стать богатым, не работай за деньги

Ещё в девять лет, наблюдая за жизнью более обеспеченных одноклассников, Роберт Кийосаки и его друг Майкл осознали, что хотят быть богатыми. Причём деньги нужны им не в далёком взрослом будущем, а прямо сейчас. Однако одного желания мало, и ребята понимали — им нужен наставник. Бедный Папа Роберта отказался от этой миссии, честно признавшись, что сам не понимает законов обогащения, и посоветовал обратиться к отцу Майкла, по его словам — талантливому и перспективному бизнесмену. Так в жизни Роберта, помимо Бедного Папы, появился ещё и Богатый Папа. 

Надо заметить, что Богатый Папа не был похож на богача — он жил в весьма скромном доме и ездил на довольно недорогой машине. При этом он владел несколькими магазинами, ресторанами, складами и строительной компанией. Богатый Папа согласился научить детей тому, как стать богатыми, и предложил им для начала поработать в одном из его магазинчиков за мизерную оплату — 10 центов в час. 

Несколько недель дети усердно трудились по субботам, вытирая пыль с консервных банок. Всё это время в них зрело возмущение — они работали за гроши, но при этом Богатый Папа абсолютно ничему их не учил. Тогда мальчики решились на бунт и пришли требовать повышения. Дети поставили ультиматум — либо они уходят, либо им повышают зарплату. 

Это и был первый урок Богатого Папы. Он объяснил ребятам, что именно так, как они, и поступает большинство взрослых — бедных или принадлежащих к среднему классу. Если им не хватает зарплаты, то они либо приходят просить о повышении, либо увольняются в поисках более высокооплачиваемой работы. А некоторые остаются работать за гроши, боясь потерять то, что у них есть. Всеми ими руководят страх и жадность. 

Страх и жадность загоняют людей в ловушку «крысиных бегов». «Крысиные бега» — это неустанная работа от звонка до звонка на государство или владельцев компаний, получение за эту работу зарплаты, которая почти полностью уходит на выплату счетов, налогов, кредитов, дорогостоящие приобретения, обучение детей. Затем человек ищет более высокооплачиваемую работу, но повышаются и его запросы, круг вновь замыкается, и крысиные бега продолжаются. 

Даже большие деньги не высвобождают человека автоматически из порочного круга «крысиных бегов»

Надо не просто быть богатым, но и думать как богатый человек, иначе деньги долго не задержатся. Сколько выигравших в лотерею вскоре оставались ни с чем!

Что же оставалось делать детям, если любое их решение — уйти, остаться, получить повышение зарплаты — было тупиковым? Совет Богатого Папы звучал парадоксально — он предложил мальчикам работать бесплатно, что позволит им открыть своё сознание новым возможностям заработка, а не фиксироваться на размере заработной платы. 

Так и произошло, Роберт и Майкл, понаблюдав за работой магазина, попросили поставщиков магазина отдавать им подлежащие утилизации нераспроданные комиксы и открыли библиотеку для сверстников. Это позволило им зарабатывать намного больше, чем им мог бы платить Богатый Папа; кроме того, их новый библиотечный бизнес даже не нуждался в их присутствии — мальчики наняли в качестве библиотекаря свою сверстницу, а сами продолжили работу в магазине. Так ребята научились тому, что богатые не работают за деньги, а потенциал и инициатива, освобожденные от страха и жадности, важнее высокой зарплаты.

 

Если вы чувствуете, что попались в ловушку «крысиных бегов», лучшее, что вы можете сделать — остановиться и совершить переоценку ваших действий. Если что-то раз за разом не приносит результата, то, может, имеет смысл заняться чем-то другим?

3. Почему важно финансовое образование

Богатый Папа был уверен, что учить финансовой грамотности нужно с детства. К сожалению, школа учит чему угодно, но не тому, как правильно распоряжаться деньгами. В результате большинство взрослых знают о деньгах не больше, чем дети. Причём это относится даже к тем, для кого финансы — это профессия, иначе все бухгалтеры и финансисты были бы богачами. Потому что важны разные аспекты финансовой грамотности, и важно не только уметь считать цифры, но и понимать их историю. 

Повышайте свой финансовый IQ: 

  • Изучайте бухгалтерский учёт, чтобы досконально понимать изнанку любого бизнеса. Бухучёт можно охарактеризовать как рациональный аспект бизнеса.
  • Учитесь инвестировать. Инвестиции можно охарактеризовать как творческий аспект бизнеса.
  • Изучайте рынок, узнавайте больше о том, чем он живет — о спросе и предложении.
  • Изучайте закон. Его знание поможет вам эффективно для себя платить налоги и всегда действовать в рамках закона, обеспечит защиту от судебных разбирательств. 

Зачем повышать финансовый IQ, ведь бухучёт — не самое увлекательное занятие на свете, а на повышение уровня финансовой грамотности к тому же нужно много времени и даже средств? В первую очередь для того, чтобы иметь выбор и избавиться от страха. Современный мир постоянно меняется, и большинство людей это пугает. Падают цены на нефть, бушуют финансовые кризисы, происходят массовые увольнения. Если быть соломинкой в этом океане, то, конечно, будет страшно и неуютно. 

Финансовая грамотность позволяет самому контролировать ситуацию и извлекать для себя пользу даже в самых сложных экономических условиях. Так, во время экономического кризиса 1970-х годов состояние Роберта не только не пострадало, но и многократно умножилось. Он скупал по низким ценам у занимающейся банкротствами юридической фирмы недвижимость, а затем продавал её дороже, но по цене ниже рыночной, поэтому покупателей находилось много. Таким образом он за короткий срок заработал крупную сумму. 

Разумеется, то, что сработало в одной ситуации, времени, стране и правовом пространстве, может быть неприменимо в других условиях. Но это лишь один пример, как финансовая грамотность позволяет видеть то, что не замечают другие, и максимально использовать представляющиеся возможности.

Финансовый IQ дает основу для дальнейших действий, позволяет уверенно рисковать. Богатые люди обычно смелые люди, но их отвага базируется на осведомлённости. Кроме того, они не боятся ошибаться, поскольку воспринимают ошибку не как проигрыш, а как урок. В этом кроется ещё один недостаток стандартного школьного образования — детей учат не делать ошибки, но ведь именно ошибаясь человек познает мир.

4. Роберт Кийосаки: Изучайте движение финансовых потоков,
приобретайте активы
 

Главное правило преуспевания: если вы хотите разбогатеть — приобретайте Активы. Такой важный урок дал Роберту Богатый Папа. При этом очень важно понимать, чем отличаются Активы от Пассивов. Актив приносит вам деньги. Пассив «съедает» ваши деньги. 

Люди не могут разбогатеть, потому что путают понятия Активов и Пассивов. Например, многие считают дом, в котором они живут, Активом и удачным вложением капитала. Но на самом деле это Пассив, поскольку не приносит вам дохода, а только увеличивает расход (налоги, выплаты страховок, выплата процентов, содержание). Также Пассивом являются кредитные карты, машины и прочее, что требует постоянных трат и падает в цене (в момент, когда вы выезжаете на новой машине из автосалона, она дешевеет почти на четверть). 

Активы — это ценные бумаги, сдаваемая в аренду недвижимость, гонорары за интеллектуальную собственность, работающий без вас бизнес

Переизбыток информации приводит к тому, что люди часто усложняют вещи настолько, что уже и сами не в состоянии в них разобраться. Богатый Папа постарался максимально доступно при помощи простых схем объяснить мальчикам, как работают деньги и денежные потоки.
Схемы движения денежных потоков

4.1 Движение денег у бедных людей (Зарплата — Расходы) 

Доходы (зарплата)

 Активы

Расходы (еда, налоги, счета на коммунальные услуги, отдых и т.д.

 Пассивы

Когда у бедных людей растут Доходы, обычно автоматически начинают расти и Расходы. Они начинают тратить больше денег на отдых, питание, одежду. 

4.2 Движение денег у среднего класса (Зарплата — Пассивы — Расходы) 

Доходы (зарплата – Работодатель)

Активы

Расходы (налоги – Государство, еда, кредиты, одежда, отдых и т.д.)

Пассивы (квартира или дом, в котором живёте, машина, кредиты и кредитные карты – Банк)

Люди, у которых появляется больше денег, приобретают дом, обставляют его, покупают машины, берут кредиты. Вместе с приобретёнными Пассивами растут и Расходы: появляются новые налоги на собственность, выплачиваются проценты по кредиту, оплачиваются страховки на машину, тратятся деньги на содержание собственности, которая может падать в цене. А значит, надо ещё больше зарабатывать — добро пожаловать на новый круг «крысиных бегов». 

4.3 Движение денег у богатого человека (Активы — Доходы) 

Доходы
(прибыль от акций, банковские проценты и т.д.)

Активы
(ценные бумаги, недвижимость в аренду, не требующий вашего присутствия бизнес и т.д.)

Расходы

Пассивы

Богатые люди сокращают Пассивы и Расходы, наращивая Активы. Именно Активы являются статьёй их доходов, а не зарплата. В этом причина их финансовой независимости. Богатые люди сначала обеспечивают себя Активами, а только затем приобретают машину своей мечты или роскошный дом. Бедные люди делают наоборот — они сразу влезают в долги и покупают дорогую машину, которая ещё больше увеличивает их расходы.

5. Начните работать на себя

Как можно заметить из представленных в прошлой главе схем, средний класс обычно работает на Работодателя (обогащая владельца компании), на Государство (выплачивая налоги) и на Банки (выплачивая кредиты за крупные покупки). Хотите вырваться из «крысиных бегов» и стать богатым — начните работать на себя! Именно это делал сам и советовал делать своим юным последователям Богатый Папа, и именно так поступил в будущем Роберт Кийосаки.  

  1. Начиная работать на себя, выбирайте области деятельности, которые вам действительно интересны

  2. Учитесь разделять вашу профессию и ваш бизнес. Можно не оставлять наёмную работу, но при этом иметь собственные Активы и вкладывать в них свою зарплату. Вы можете быть банковским служащим (ваша профессия), но при этом заниматься покупкой и продажей недвижимости (ваш бизнес). Именно так в начале пути и делал Роберт — он работал в крупной корпорации и параллельно занимался приобретением Активов. Работа на себя не обязательно означает основание собственной компании. Начать новый бизнес с нуля по силам не каждому — и не каждому это интересно. 

  3. Повышайте финансовую грамотность и учитесь оптимизировать налоговые выплаты.

6. Опыт важнее стабильности

Бедный Папа советовал Роберту Кийосаки настойчиво стремиться вверх по выбранной карьерной лестнице, а Богатый Папа утверждал, что полезно как можно чаще менять работу, расширять свой кругозор и специализацию. 

Окружающая действительность доказывает правоту Богатого Папы — как много в мире талантливых, но бедных узких специалистов, которые сделали ставку на одну лошадь. Сколько уникальных спортсменов, зарабатывающих миллионы во время расцвета своей карьеры, после её окончания влачили нищенское существование, потому что просто ничего больше в жизни не умели. 

Вы можете быть гениальны в чём-то одном, но проиграть тем, кто поверхностно овладел многим и может сориентироваться в разном

Даже творческому человеку, например гениальному художнику или писателю, полезно овладеть смежными профессиями или получить навыки, позволяющие удачно продавать и рекламировать их творчество. Например, сложно сказать, чего бы достиг Энди Уорхол, если бы помимо творческих способностей не обладал ещё талантами самопродюсирования.

Помимо своей основной профессии, которая вам интересна и которой вы планируете продолжить заниматься и дальше, важно научиться управлять разными процессами и системами в своей жизни. В том числе необходимо получить навык управления движением денег, управления людьми, управления собой и своим временем.  

И не стоит забывать, что современный мир — это мир информации. Она важна, она покупается и продаётся. А значит, надо быть любознательными, не останавливаться в получении образования и не лениться познавать мир. 

7. Что мешает людям быть богатыми, по мнению Роберта Кийосаки


7.1 Боязнь провала и потерь 

Страх естественен — никому не нравится терять деньги, ни богатым, ни бедным. Но надо научиться смотреть в глаза своим страхам и по-другому относиться к неудачам. Не проигрывает тот, кто ничего не предпринимает, а значит, априори проигрывает бедный человек. 

Великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я не терпел поражений, просто я нашёл 10 000 способов, которые не работают». И добавлял: «Наиболее верный путь к успеху — всё время пробовать ещё раз». 

Гордитесь не только победами, но и поражениями. Начните действовать как можно раньше — объясните это своим детям, ведь молодым проще подниматься после неудач и у них больше времени для того, чтобы взрастить капитал. Но начинать действовать никогда не поздно, достаточно вспомнить создателя компании KFC, основавшего бизнес после выхода на пенсию. Если же вы всё же никак не можете побороть страх перед риском, то не рискуйте — делайте безопасные капиталовложения. Прибыль от них будет, разумеется, на порядок меньше, но это лучше, чем ничего.  

7.2 Леность ума

Лень — это не всегда лежание на диване. Большинство людей, с утра до поздней ночи трудящиеся в офисе, работающие по выходным и заполняющие свободное время разнообразными хобби, при этом слишком ленивы, чтобы думать о том, как разбогатеть. Они изображают жертву, вместо того чтобы взять жизнь в свои руки. 

Поменяйте свою жизненную установку с роли проигравшего на роль победителя. Не думайте, что вы чего-то не можете сделать или получить, а думайте, как вы это сможете сделать или получить. С леностью ума поможет справиться разумный эгоизм. 

Представьте, какой вы хотите видеть свою жизнь, не ограничивая себя в фантазии. Нас с детства учили думать в первую очередь о других, но нет ничего скверного в том, что вы будете думать о себе и своем благополучии. 

7.3 Неуверенность в себе

Абстрагируйтесь от соседей, коллег, друзей и СМИ, которые твердят про финансовые кризисы, безвыходные ситуации и неудачное время. Тем более если это мнение некомпетентных людей. Все эти предостережения и запугивания парализуют вашу волю, как парализуют волю большинства. Сомневающиеся люди занимаются критикой (как других, так и самих себя), а уверенные в себе — анализом. 

Верьте в себя и не делайте «как все». Богатые не идут за толпой и не поступают как все, поскольку, следуя за всеми, вы никогда не придёте к цели первым. Возможности появляются постоянно, одни уходят, другие приходят. Так что не торопитесь за уходящими возможностями (они уже могут быть исчерпаны), а ищите новые. Так утруждает и Роберт Кийосаки.

7.4 Вредные привычки

Нам кажется, что привычки — отражение нашей жизни, но на самом деле скорее наша жизнь — отражение наших привычек. Одна из вредных привычек, несвойственная богатым и свойственная бедным: сначала платить другим, а лишь потом самим себе. Средний класс в первую очередь оплачивает счета кредиторов и государства, чрезвычайно гордясь своей аккуратностью и законопослушностью. Их меньше заботит, что после этого у них почти совсем не остается денег на то, чтобы вложить их в своё будущее. Поэтому у бедных денежный поток заканчивает свое движение в колонке Расходов. 

Богатые по образу мысли люди сначала «платят себе» и обеспечивают свои интересы, вкладывая деньги в Активы и развитие бизнеса, а лишь потом платят другим. Они тоже оплачивают счета в срок (им не нужны проблемы с налоговой службой или банком). А если у них не остаётся на это денег, то они стремятся найти новые источники доходов, что даёт дополнительный стимул для применения финансовой смекалки. Поэтому у богатых денежный поток движется циклично из колонки Доходов в колонку Активов и обратно. 

Ещё одна вредная привычка бедных — для оплаты счетов они берут деньги из своих накоплений. Богатые используют сбережения только для того, чтобы делать деньги. 

7.5 Невежество и самоуверенность

Это очень опасный коктейль. В уверенности в себе нет ничего плохого, но, выстроенная на хлипком фундаменте финансовой безграмотности, она не позволит создать крепкое здание финансового благополучия. Хвастовство, громкие слова и бравада — плохие союзники на пути к состоятельности.

8. Что необходимо для того, чтобы стать богатым

Сильная мотивация. Подумайте, какие бонусы приносит богатство — свободу, здоровье, обеспеченную старость, больше проведенного с семьёй времени. 

Искусство делать выбор. Быть богатым — это выбор, быть образованным — это выбор, быть осведомлённым — это выбор, рисковать — это выбор. Работать из-за страха — значит лишать себя выбора. 

Умение быстро учиться. Всё меняется настолько стремительно, что теперь учиться надо очень быстро. Откройте сознание новой информации, в современном мире нельзя жить только тем, что дало школьное и высшее образование.  Не останавливайтесь — изучайте смежные области, посещайте разнообразные курсы, самообразовывайтесь, ищите новые идеи, общайтесь с людьми, которые разбираются в нужных вам областях. 

Самоконтроль. Что это значит? Не тратить всю зарплату на вещи, которые вам не по карману, и тем более не влезать из-за них в долги. Эффективно планировать время. Несмотря на занятость, находить время на образование и здоровье. Всегда в первую очередь платить себе, но не создавать долгов. Не поддаваться прессингу окружающих и оставаться верным себе. 

Друзья, у которых можно учиться. Ни в коем случае не призываем выбирать друзей по материальному достатку. Но важно, чтобы каждый друг мог бы вас чему-нибудь научить. Не просите у преуспевающих друзей денег или работы, просите совета. 

Помощь экспертов. Окружайте себя профессионалами. Учитесь управлять людьми, которые умнее вас (хотя бы в своей конкретной области). Компетентные советчики — агенты, брокеры, консультанты, бухгалтеры — помогут заработать и сэкономить на порядок больше денег, чем вы потратите на их услуги, поэтому не экономьте на них. Ваши советчики должны разделять ваши бизнес-интересы и быть не теоретиками, а практиками. 

Умение из всего извлекать выгоду и везде находить Активы. Основатель империи «Макдональдс» Рэй Крок делал ставку не только на популярность своих ресторанов быстрого питания и качество продаваемых там сэндвичей, но и на недвижимость, в которой располагаются рестораны этой знаменитой франшизы. 

Ролевые модели. В бизнесе довольно полезно создавать себе кумиров. Тот факт, что кто-то достиг тех высот, к которым стремитесь вы, вдохновит и позволит поверить в свои силы. Авторитеты помогают осознать реальность вашей мечты, их биография и их мысли могут многому научить. 

Умение делиться. Будьте щедрыми — делитесь знаниями, деньгами, временем. Если вы будете делать это бескорыстно, то удивительные законы жизни вернут вам ваши средства и усилия с избытком.

Этими качествами обладал и сам Роберт Кийосаки.

Читайте также:

Саммари книги Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе»
Саммари книги Роберта Саттона «Хороший босс, плохой босс»

Саммари книги Эдгара Шейна «Организационная культура и лидерство»
biz360

23 июня 2017


biz360.ru

Богатый папа, бедный папа читать онлайн — Роберт Кийосаки

Роберт Кийосаки

Богатый папа, бедный папа

Посвящение

Эта книга посвящается родителям — самым главным учителям детей


Выражение благодарности

Как сказать «спасибо», если хочется поблагодарить одновременно стольких людей? Конечно, в первую очередь, эта книга — благодарность моим отцам, которые сыграли очень важную роль в моей жизни, и моей маме, которая научила меня любви и нежности.

И все же спасибо людям, которые способствовали появлению этой книги, в том числе и моей жене Ким, без которой моя жизнь была бы неполной. Ким стала моим партнером и в браке, и в бизнесе. Без нее я не представляю своей жизни. Спасибо родителям Ким, Уинни и Биллу Мейер, за то, что вырастили такую чудесную дочь. Я хочу поблагодарить Ларри и Лайзу Кларк за дружбу и поддержку; Рольфа Парта — за технический гений; Энн Невин, Бобби Депортер и Джо Чейпона — за советы по обучению; Джона Харрисона, Дженни Тэй, Сэнди Кху, Ричарда и Веронику Тан, Жаклин Сью, Нила Хенсона, Майкла и Монетт Хэмлин, Эдвина и Камиллу Кху, К. С. Си и Джессику Си — за профессиональную помощь; Билла и Синди Шопофф, Вэна Тарпа, С. В. Аллена, Мэрилу Дейнан, Ким Эррис и Тома Вайзенборна — за их финансовые способности. Спасибо Сэму Джорджесу, Энтони Роббинсу, Эниду Вину, Лоренсу и Джейн Джонсон, Алану Райту, Зигу Зиглару за ясность мысли; Дж. У. Уилсону, Марти Уэберу, Рэнди Крафт, Дону Мюллеру, Брэду Уокеру, Блэру и Эйлин Сингер, Уэйну и Линн Морган, Мими Бреннан, Джерому Саммерсу, доктору Питеру Пауэрсу, Уиллу Хепберну, доктору Энрико Тойчеру, доктору Роберту Марину, Бетти Ойстер, Джули Белден, Джеми Дэнфорт, Чери Кларк, Рику Мерика, Джойе Джитахайд, Джеффу Бассетту, доктору Тому Бернсу и Биллу Гэлвину — за дружбу и поддержку моих проектов; Фрэнку Крери, Клинту Миллеру, Томасу Аллену и Норману Лонгу — за прекрасное бизнес-партнерство.

Введение

Богатый папа, бедный папа

У меня было два отца, поэтому я мог делать выбор между противоположными точками зрения: богатого человека и бедного.

У меня было два отца: богатый и бедный. Один был очень образованным и умным человеком с докторской степенью. Он прошел четырехлетний курс бакалавриата за два года. После этого он учился в Стэнфордском, Чикагском и Северо-Западном университетах, продолжая последипломное образование за государственный счет. Другой не закончил даже восьми классов.

Оба успешно сделали карьеру и усердно работали всю жизнь. Оба много зарабатывали. Но один постоянно боролся с финансовыми трудностями, а другой стал одним из самых богатых людей на Гавайях. Один умер, завещав десятки миллионов долларов семье, благотворительным организациям и церкви. Другой оставил после себя неоплаченные счета.

Оба были сильными, обаятельными и внушающими уважение людьми. Оба давали мне советы, но они были разными. Оба придавали большое значение образованию, но отдавали предпочтение разным предметам.

Если бы у меня был только один отец, мне пришлось бы принимать его советы или отвергать их. Но у меня было два отца, поэтому я мог делать выбор между противоположными точками зрения: богатого человека и бедного.

Вместо того чтобы просто принимать или отвергать мнение одного или другого, я стал больше задумываться над их словами, сравнивать их и делать самостоятельный выбор. Проблема была в том, что богатый папа к тому времени еще не успел стать богатым, а бедный еще не успел стать бедным. Карьеры обоих только начинались, и обоим нужно было обеспечивать семьи. Но к деньгам они с самого начала относились по-разному.

Например, один говорил: «В любви к деньгам — корень всех зол», а второй: «Корень всех зол — в отсутствии денег».

В детстве мне было очень сложно жить под влиянием двух авторитетных отцов. Я хотел быть хорошим и послушным сыном, но они говорили противоположные вещи. Их точки зрения, особенно на деньги, были настолько разными, что мне очень захотелось во всем разобраться. Я начал подолгу размышлять над тем, что говорил каждый из них.

На такие размышления уходила значительная часть моего свободного времени. Я спрашивал себя: «Почему он так говорит?», а потом вспоминал слова другого отца и задавал себе тот же вопрос. Конечно, было бы гораздо легче заявить: «Да, он прав. Я с этим согласен». Или просто отвергнуть его точку зрения: «Старик не знает, о чем болтает». Но любовь к обоим моим отцам заставляла меня думать и в конце концов выбирать собственное мнение. Привыкая выбирать самостоятельно, я получал больше пользы, чем если бы просто принимал или отвергал единственную предложенную мне точку зрения.

Одна из причин того, почему богатые становятся богаче, бедные — беднее, а средний класс не вылезает из долгов, заключается в том, что науку о деньгах преподают дома, а не в школе. Большинство из нас получает знания о деньгах от родителей. А что может бедный человек рассказать о деньгах своему ребенку? Он просто говорит: «Ходи в школу и хорошо учись». Ребенок может окончить школу с отличными отметками, но у него будет финансовое мышление бедняка.

К сожалению, школы не дают детям знаний о деньгах. Учителя сосредоточиваются на развитии академических и профессиональных навыков, но не финансовых. Вот почему хорошие банковские работники, врачи и экономисты, которые прекрасно успевали во время учебы, могут всю жизнь испытывать финансовые затруднения. Колоссальный государственный долг США во многом объясняется тем, что высокообразованные политики и правительственные чиновники принимают финансовые решения, не имея почти или совсем никаких знаний в области финансово-денежных отношений.

Сегодня я часто задумываюсь о том, что вскоре произойдет с миллионами людей, которые нуждаются в материальной и медицинской помощи. Они будут зависеть от своих семей или государства. А что произойдет, когда у медицинских и пенсионных фондов закончатся деньги? Как сможет выжить страна, если учить детей навыкам обращения с деньгами будут родители, большинство которых станут (или уже стали) бедными?

Поскольку на меня оказывали воздействие сразу два отца, я учился у обоих. Мне пришлось задумываться над советами и того и другого, в результате чего я понял, как мысли человека влияют на его жизнь. Например, один отец часто говорил: «Я не могу себе этого позволить». Второй запрещал даже произносить эти слова. Он настаивал, чтобы я говорил: «Как я могу себе это позволить?» Первая фраза — утверждение, а вторая — вопрос. Первая расслабляет, а вторая заставляет думать.

Тот из моих отцов, который вскоре разбогател, объяснял, что, как только человек произносит: «Я не могу себе этого позволить», его мозг автоматически отключается. Он не имел в виду, что нужно покупать все подряд. Он свято верил в упражнения для мозга, самого мощного компьютера в мире. Он любил повторять: «Мой мозг становится сильнее с каждым днем, потому что я его упражняю. А чем он сильнее, тем больше денег я могу сделать». Заявление «Я не могу себе этого позволить» он считал верным признаком умственной лени.

Хотя оба моих отца много работали, я заметил, что, когда речь заходит о денежных вопросах, первый начинает упражнять свой мозг, а второй его усыпляет. Со временем финансовое положение у одного из них становилось все лучше, а у другого — все хуже. Примерно так же углубляется разница между тем, кто регулярно посещает тренажерный зал, и тем, кто целыми днями сидит на диване и смотрит телевизор. Правильно подобранные физические упражнения помогают человеку стать здоровее, а умственные — богаче. Мои отцы исповедовали совершенно разные взгляды. Один считал, что богатые должны платить больше налогов, чтобы заботиться о тех, кому повезло меньше. Второй говорил: «Налоги — это наказание для тех, кто работает, и награда для тех, кто ничего не производит».

Один отец советовал: «Учись прилежно, и ты сможешь работать в хорошей компании». Второй говорил: «Учись прилежно, и ты сможешь купить хорошую компанию».

Один говорил: «Я небогат, потому что у меня есть вы, дети». Второй считал: «Я должен быть богатым, потому что у меня есть вы, дети».

Один любил говорить о деньгах и делах за обеденным столом. Второй запрещал обсуждать эту тему за едой.

Один утверждал: «С деньгами действуй осторожно, не рискуй». Второй говорил: «Учись управлять риском».

Один считал: «Наш дом — это наша самая крупная инвестиция и наш самый лучший актив». Другой утверждал: «Мой дом — это пассив, а если твой дом — это твоя самая крупная инвестиция, значит, у тебя серьезные проблемы».

Оба вовремя платили по счетам, но один делал это в первую очередь, а другой — в последнюю.

Один считал, что о нем всегда позаботится компания или государство. Он всегда интересовался повышением заработной платы, пенсионными фондами, медицинскими льготами, больничными, отпусками и тому подобными вещами. Он не скрывал своего восхищения тем, что два его дяди после двадцатилетней службы в армии вышли в отставку со всеми пожизненными льготами. Ему очень нравилось, что армия дает своим отставникам медицинские льготы и скидки в специальных магазинах. Он был в восторге от университетской системы бессрочных контрактов. Иногда казалось, что для него пожизненное трудоустройство и льготы важнее, чем сама работа. Он часто говорил: «Я не жалея сил работаю на государство, и я заслуживаю эти льготы».

knizhnik.org

Роберт Кийосаки — Богатый папа, бедный папа для подростков » Страница 4 » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Право каждого человека – грамотно и осознанно распорядиться личным будущим так, чтобы создать себе желаемое богатство. Книга обучает вас разговаривать на языке денег, объясняет, как заставить деньги двигаться и прирастать, то есть работать для вас. Долой традицию, которая вынуждает вас всю жизнь работать ради них!Для широкого круга читателей.

Возьми свой дневник и составь список всех видов деятельности, которыми ты занимаешься после школы, а также предметов, которые тебе легко даются. Скорее всего, ты обнаружишь связь между тем, что у тебя получается хорошо, и тем, что тебе нравится делать. Кроме того, может обнаружиться, что твоя деятельность связана с одним или двумя типами интеллекта. Это и есть твои сильные стороны. Следующий шаг – найти способ воспользоваться этими сильными сторонами для достижения финансового успеха, то есть найти финансовые возможности.

Твой вопрос и ответ богатого папы Какое отношение стиль обучения и формула успеха имеют к богатству?

Готов биться об заклад, что многие из тех, кого в ежегоднике твоей школы назвали «имеющими наибольшие шансы достичь успеха», – это ученики с самыми высокими оценками. Некоторые из них, возможно, добьются успеха, тогда как другие – нет. И скорее всего, это случится потому, что они не развивали свой финансовый интеллект. Многих из них обойдут – в финансовом плане – такие, как ты, кто решительно настроен обрести финансовую свободу. Определив свой стиль обучения и раскрыв свой внутренний гений, ты сделаешь первый шаг к обретению уверенности в себе, которая поможет разглядеть и использовать различные возможности, пойти на риск и добиться успеха.

Завтра, когда ты будешь разговаривать с окружающи-ми, прислушайся к себе. Как звучит твой голос? Решительно? Неуверенно? Ты веришь тому, что говоришь, или со стороны можно подумать, что ты не уверен в себе?

Лучший способ добиться желаемого – поверить, что способен это сделать. Мысли обладают огромной силой. Если на что-то серьезно настроиться, то можно претворить это в реальность.

Ты можешь проследить за тем, как растет твоя вера в себя: на листе бумаги или на карточке напиши одно предложение, выражающее твое отношение к деньгам, например: «Я никогда не буду богат». Используй этот лист бумаги или карточку как закладку и отмечай, как будет меняться твое отношение к этому утверждению по ходу чтения книги. К середине книги ты, возможно, напишешь: «Я буду богат». К концу, скорее всего, зачеркнешь два предыдущих утверждения и напишешь: «Я уже богат».

Запусти свой мозг

Скажи: «Я не могу позволить себе то, что хочу». Теперь скажи: «Как я могу позволить себе то, что хочу?» Первое предложение стопорит тебя и не дает думать. Другое приводит твой мозг в движение и заставляет думать. Услышав от тебя первую фразу, я бы подумал, что ты твердо уверен в том, что никогда не получишь желаемое. Но если бы ты спросил: «Как я могу позволить себе то, что хочу?» – я бы по-думал, что ты серьезно настроен на поиск решения. Я бы сделал вывод, что ты сильный и уверенный в себе человек. Будучи моим наставником, богатый папа говорил: «Каждый день мой мозг становится крепче, потому что я им пользуюсь. Чем он крепче, тем больше денег я зарабатываю». Эта книга поможет тебе привести в движение свой мозг.

Допустим, пока ты не можешь быть богатым. Но я просто хочу показать, что если изменить мысль, то можно настроить себя так, что она станет реальностью. Это намерение и финансовое образование, которое даст тебе эта книга, образуют сильную комбинацию.

Часть II

Денежные секреты богатого папы

Глава 2

Новые правила зарабатывания денег

Старые правила больше не действуют

Еще ребенком я узнал одну очень важную вещь: участвуя в игре, ты должен знать ее правила, потому что именно они определяют, как можно выиграть. Но в реальном мире правила иногда могут меняться, и если ты не готов к этому, то такая перемена может перевернуть твой мир с ног на голову.

Это «правило» ты наверняка слышал: если будешь прилежно учиться и получать хорошие оценки, то сможешь поступить в хороший колледж, освоить профессию, получить диплом, найти хорошую работу, заработать много денег и достичь в жизни успеха.

А если я скажу тебе, что профессия – это не единственный способ заработать, особенно если ты хочешь иметь много денег? Работа, конечно, поможет заработать на жизнь, но трудиться ради зарплаты – это не самый эффективный способ. Этот путь может привести тебя к тому, что ты будешь постоянно участвовать в крысиных бегах, ты будешь работать, чтобы получить деньги, работать больше, чтобы иметь еще больше денег, и в конце концов выдохнешься.

Чтобы тебе стало понятнее, я расскажу о своем детстве.

Богатые думают по-другому

Мой отец был министром образования штата Гавайи. Хотя он был глубокоуважаемым человеком, он не зарабатывал много денег – или, по крайней мере, не так много, как отцы других детей, которые владели дорогими машинами и домами на пляже.

Поскольку мы жили в одном районе с богачами, я ходил в ту же школу, что и их дети. Если бы я жил на другом конце улицы, то относился бы к другому школьному округу и ходил бы в школу, где учились дети, больше похожие на меня.

Я видел, что богатые дети по-другому смотрят на деньги. Моему отцу всегда едва удавалось сводить концы с концами, он постоянно беспокоился за наше будущее. Родители моих друзей казались такими уверенными в своем будущем и будущем своих детей. Я понял, что они даже думают о деньгах по-другому.

Я также знал, что богатых детей дома учат тому, чему меня никто не учил. Их учили чувствовать себя уверенно в денежных вопросах. Некоторые из них даже говорили о деньгах за обеденным столом. В нашей семье если и говорили об этом, то только шепотом – это было табу.

Еще в раннем детстве я решил, что хочу быть богатым. Мне хотелось иметь деньги и покупать роскошные вещи. Мне хотелось наслаждаться жизнью, вместо того чтобы все время работать. Мне нравилось, что богатым родителям не нужно, как моему отцу, беспокоиться о том, как оплатить счета или помочь детям.

Волшебная формула богатства

Когда мне было девять лет, я спросил отца, как стать богатым. Он ответил: «Если ты хочешь разбогатеть, то должен научиться делать деньги». Уверен, он даже представить себе не мог, насколько точно я последую его совету. Результат оказался довольно комичным, но он помог мне сделать первое большое открытие, касающееся денег.

Мы с моим лучшим другом Майком проводили вместе много времени в школе и после занятий. Мы во всем были партнерами. В каком-то смысле мы даже делились друг с другом отцами!

Отец Майка работал на сахарной плантации. Образование у него было никудышное (он проучился в школе лет восемь), но он всегда искал какие-то деловые возможности.

Мой отец и отец Майка были совершенно разными людьми. Я бы так резюмировал их различие: мой отец говорил: «Любовь к деньгам – это корень всех зол»; отец Майка утверждал: «Корень всех зол – отсутствие денег».

Денежные махинации

Как и я, Майк хотел сделать немного денег. Итак, мы стали деловыми партнерами. Вот что мы предприняли…

Собрав у всех соседей тюбики из-под зубной пасты, мы их расплавили. В то время их делали из свинца. Затем, очень осторожно, мы вылили расплавленный (и очень горячий!) свинец через маленькое отверстие в картонные пакеты из-под молока, которые взяли в школе. В эти пакеты мы поместили гипсовые формочки.

Что мы делали? Мы изготавливали свинцовые пятицентовые монеты. Мы в буквальном смысле делали деньги! Мы понятия не имели, что все американские деньги выпускает федеральное правительство и что наше занятие незаконно.

В разгар работы мой отец пришел домой со своим другом. Когда я с невинным видом объяснил им, что мы всего лишь делаем деньги, как советовал мой отец, они буквально покатились со смеху. Когда они наконец успокоились (и когда мы узнали, кто такие фальшивомонетчики), отец признался, что он впечатлен. «Вы проявили незаурядные творческие способности и нестандартное мышление, – сказал он. – Продолжайте в том же духе. Я горжусь вами!»

Думай, как богатый, будь богатым

Все бы хорошо… но совет моего отца не помогал нам стать богатыми. Я напрямую спросил у него: «А почему ты не богат, папа?»

«Потому, что я решил стать учителем, – ответил он. – Учителя не думают о том, чтобы разбогатеть. Нам просто нравится учить». Затем он добавил: «Если вы, ребята, хотите узнать, как стать богатыми, то спрашивайте не меня. Поговорите с отцом Майка».

«С моим отцом?» – удивился Майк. В то время его отец не был богат. «Но у нас нет ни такого дома, ни такой машины, как у богатых детей в школе», – сказал Майк моему отцу.

nice-books.ru

Книга Богатый папа, бедный папа — читать онлайн

Перейти на страницу: 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445

Один отец советовал: «Учись прилежно, и ты сможешь работать в хорошей компании». Второй говорил: «Учись прилежно, и ты сможешь купить хорошую компанию».

Один говорил: «Я небогат, потому что у меня есть вы, дети». Второй считал: «Я должен быть богатым, потому что у меня есть вы, дети».

Один любил говорить о деньгах и делах за обеденным столом. Второй запрещал обсуждать эту тему за едой.

Один утверждал: «С деньгами действуй осторожно, не рискуй». Второй говорил: «Учись управлять риском».

Один считал: «Наш дом – это наша самая крупная инвестиция и наш самый лучший актив». Другой утверждал: «Мой дом – это пассив, а если твой дом – это твоя самая крупная инвестиция, значит, у тебя серьезные проблемы».

Оба вовремя платили по счетам, но один делал это в первую очередь, а другой – в последнюю.

Один считал, что о нем всегда позаботится компания или государство. Он всегда интересовался повышением заработной платы, пенсионными фондами, медицинскими льготами, больничными, отпусками и тому подобными вещами. Он не скрывал своего восхищения тем, что два его дяди после двадцатилетней службы в армии вышли в отставку со всеми пожизненными льготами. Ему очень нравилось, что армия дает своим отставникам медицинские льготы и скидки в специальных магазинах. Он был в восторге от университетской системы бессрочных контрактов. Иногда казалось, что для него пожизненное трудоустройство и льготы важнее, чем сама работа. Он часто говорил: «Я не жалея сил работаю на государство, и я заслуживаю эти льготы».

Другой верил в полную финансовую самостоятельность. Он был против менталитета «льготников», который делает людей слабыми и бедными. Он утверждал, что человеку необходима финансовая компетентность.

Один отец с трудом мог накопить несколько долларов. Другой постоянно инвестировал свои деньги. Первый научил меня писать внушительное резюме, чтобы я мог найти хорошую работу. Второй показал мне, как создавать эффективные бизнес– и финансовые планы, чтобы я мог создавать рабочие места для других.

Воздействие двух авторитетных отцов позволило мне увидеть, как образ мышления влияет на жизнь человека. Я заметил, что мысли человека действительно формируют его жизнь.

Например, мой бедный папа всегда говорил: «Я никогда не буду богатым». И это пророчество сбылось.

Мой богатый папа, напротив, всегда считал себя богатым. Он говорил: «Я богатый человек, а богатые так не поступают». Даже после полного банкротства в результате крупной финансовой неудачи он продолжал называть себя богатым. Он объяснял это так: «Есть разница между бедностью и банкротством. Банкротство – временное состояние, а бедность – постоянное».

Еще мой бедный папа часто говорил: «Меня не интересуют деньги» или «Дело не в деньгах». А богатый папа утверждал: «Деньги – это власть».

Силу наших мыслей трудно измерить или оценить, но я уже в раннем детстве понял, как важно обращать внимание на свои мысли и слова. Я заметил, что причиной бедности моего бедного папы были не столько размеры его заработка (ведь он зарабатывал довольно много), сколько его мысли и действия. Поскольку у меня было два отца, я еще маленьким мальчиком старался очень тщательно выбирать, какие из их мыслей сделать своими. Кого мне слушать – богатого папу или бедного?

Хотя оба относились к образованию и обучению с должным уважением, они не сходились во мнении о целях обучения. Один хотел, чтобы я хорошо учился, получил высшее образование и нашел хорошую работу, чтобы зарабатывать деньги. Он хотел, чтобы я стал адвокатом, бухгалтером или менеджером. Второй советовал мне учиться быть богатым, узнавать, как работают деньги и как заставить их работать на себя. «Я не работаю за деньги! – часто повторял он. – Деньги работают на меня».

В девять лет я принял решение слушаться богатого папу и узнать от него все, что он знал о деньгах. То есть я предпочел его науку советам бедного отца, несмотря на все его ученые звания и степени.

Урок, который преподал мне Роберт Фрост

Роберт Фрост – мой любимый поэт. Мне нравятся многие его стихотворения, но среди них есть одно самое любимое. Я пользуюсь тем, чему оно учит, практически каждый день.

Другая дорога

В осеннем лесу, на развилке дорог,

Стоял я, задумавшись, у поворота;

Пути было два, и мир был широк,

Однако я раздвоиться не мог,

И надо решаться на что-то.

Я выбрал дорогу, что вправо вела

И, повернув, пропадала в чащобе.

Нехоженой, что ли, дорога была,

И больше, казалось, она заросла;

А впрочем, заросшими были обе.

И обе манили, радуя глаз

Сухой желтизною листьев сыпучих.

Другую оставил я про запас,

Хотя и догадывался в тот час,

Что вряд ли вернуться выпадет случай.

Еще я вспомню когда-нибудь

Далекое это утро лесное:

Ведь был и другой предо мною путь,

Но я решил направо свернуть –

И это решило все остальное.

(1916)

Перевод Григория Кружкова.

И это решило все остальное…

Я часто размышлял об этом стихотворении. Решение не слушать советы и мнения моего высокообразованного отца во всем, что касается денег, было очень болезненным, но это решение определило ход всей моей жизни.

После того как я решил, кого буду слушаться, началось мое финансовое образование. Богатый папа учил меня тридцать лет, пока мне не исполнилось тридцать девять. Он перестал это делать, когда увидел, что я полностью усвоил все, что он вдалбливал в мою часто невосприимчивую голову.

Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче. Одного позитивного мышления недостаточно, потому что большинство людей не выносят из школы никаких знаний о том, как работают деньги, и всю жизнь работают сами.

Когда началось мое обучение, мне было всего девять лет, поэтому уроки богатого папы были очень просты. В сущности, все, чему он учил меня тридцать лет, можно свести к шести основным урокам. В этой книге я постарался изложить их так же просто, как когда-то это делал мой богатый папа. В них содержатся не ответы на вопросы, а общие указания, которые помогут вам и вашим детям стать богаче независимо от того, что может произойти в нашем изменчивом и неспокойном мире.

Глава первая

Богатые не работают за деньги

Бедняки и средний класс работают за деньги. Богатые заставляют деньги работать на себя.

– Папа, скажи мне, как стать богатым?

Отец отложил вечернюю газету:

– Почему ты хочешь стать богатым, сынок?

– Потому, что сегодня мама Джимми приехала на своем новом «кадиллаке» и забрала семью на выходные в пляжный домик. Джимми взял троих друзей, а нас с Майком не пригласил. Нам говорят, что нас не взяли потому, что мы дети бедняков.

– Правда? – не поверил отец.

– Да, правда, – ответил я обиженным тоном.

Отец молча покачал головой, поправил очки на переносице и снова принялся за чтение. Я стоял и ждал, что он ответит.

Шел 1956 год. Мне было девять лет. Так случилось, что я ходил в одну школу с детьми богатых родителей. Наш городок вырос на месте сахарной плантации. Управляющие плантацией и другие преуспевающие жители – врачи, бизнесмены и банкиры – отдавали в эту школу своих детей на первые шесть лет. После шестого класса их обычно переводили в частные школы. Наша семья жила на той стороне улицы, которая относилась к этой школе, поэтому я ходил именно туда. Если бы мы жили на другой стороне, меня отправили бы в другую школу, где учились дети из семей, больше похожих на мою. После шестого класса и я, и эти дети продолжали учиться в государственной школе. Для нас частных школ не было.

read-books-online.ru

Книга Богатый папа, бедный папа — читать онлайн

Перейти на страницу: 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445

Правило № 1. Нужно знать разницу между активом и пассивом и приобретать активы

Если вы хотите быть богатым, это все, что вам нужно знать. Это первое и единственное правило. Возможно, оно кажется вам до абсурда простым, но большинство людей даже не подозревают, насколько оно важно. У множества людей появляются финансовые проблемы именно из-за того, что они не понимают разницы между активами и пассивами.

«Богатые приобретают активы. Бедняки и средний класс приобретают пассивы, которые считают активами», – говорил богатый папа.

Когда мы с Майком услышали это от богатого папы, то решили, что он шутит. Два почти взрослых парня ждали, что он откроет секрет того, как стать богатыми, а услышали вот такой ответ. Он был настолько прост, что нам пришлось долго его обдумывать.

– А что такое актив? – спросил Майк.

– Пока не думайте об этом, – ответил богатый папа. – Просто примите эту идею. Если вы сможете понять эту простую истину, в вашей жизни будет план, который избавит вас от финансовых проблем. Идея проста, поэтому на нее никто не обращает внимания.

– Вы хотите сказать, что если мы будем знать, что такое актив, и покупать активы, то станем богатыми? – переспросил я.

Богатый папа кивнул.

– Да, все просто, как дважды два.

– Но если это так просто, тогда почему все люди не становятся богатыми? – удивился я.

Богатый папа улыбнулся.

– Потому, что люди не видят разницы между активом и пассивом.

Не сдержавшись, я выпалил:

– Как могут взрослые быть такими тупыми? Если все настолько просто и настолько важно, то почему они не хотят в этом разобраться?

Чтобы объяснить нам, что такое активы и пассивы, богатому папе потребовалось всего несколько минут.

Сегодня мне, взрослому человеку, трудно объяснить это другим взрослым. Простота идеи ускользает от них, потому что они получили другое образование. Их учили другие образованные люди и профессионалы: банковские работники, бухгалтеры, агенты по продаже недвижимости, финансовые советники и прочие специалисты. Сложность в том, чтобы заставить взрослых забыть все, что они знают, то есть снова стать детьми. Разумные взрослые часто считают, что им не следует опускаться до обсуждения упрощенных определений.

Богатый папа верил в принцип «чем проще, тем лучше» и старался максимально упростить свою науку для двух мальчишек. Это и сделало наш финансовый фундамент таким прочным.

В чем причина непонимания? Как можно запутаться в таких элементарных вещах? Почему люди покупают активы, которые на самом деле оказываются пассивами? Ответ кроется в базовом образовании.

Мы сосредоточены на «грамотности», но не на финансовой. Принадлежность конкретных вещей к активам или пассивам определяется не словами. Если вы действительно хотите запутаться, найдите толкования слов «актив» и «пассив» в словаре. Я знаю, что эти определения могут показаться разумными подготовленному бухгалтеру, но для обычного человека они не имеют никакого смысла.

И все же мы, взрослые, часто слишком гордимся собой, чтобы признаться, что чего-то не понимаем.

Богатый папа говорил нам: «Актив определяется не словами, а цифрами. И если вы не научитесь разбираться в цифрах, то никогда не сможете понять, что такое актив».

«В бухгалтерском деле, – повторял он, – важны не сами цифры, а то, что они вам говорят. Точно так же дело обстоит со словами. Важны не сами слова, а история, которую они рассказывают».

«Если хочешь быть богатым, нужно читать и понимать цифры», – не раз говорил мой богатый папа. Он часто повторял и другое: «Богачи покупают активы, а бедняки и средний класс – пассивы».

А теперь смотрите, как можно отличить актив от пассива. Большинство бухгалтеров и экономистов с моими объяснениями не согласятся, но именно эти простые схемы послужили для двух мальчишек основой прочного финансового фундамента.

Вот как движутся деньги актива:

Богатый папа, бедный папа - i_001.png

Верхняя часть схемы – отчет о доходах, который часто называют отчетом о доходах и расходах. В нем зафиксированы доходы и расходы. Деньги, которые поступают, и деньги, которые уходят. Нижняя часть – балансовый отчет. Он называется так потому, что в нем активы должны уравновешиваться с пассивами. Новички в финансовых вопросах не знают, каково взаимоотношение между этими отчетами, а это очень важно.

Так что, как я уже говорил, мой богатый папа просто сказал двум мальчишкам: «Активы кладут нам деньги в карман». Простое, понятное и практичное определение.

Вот как движутся деньги пассива:

Богатый папа, бедный папа - i_002.png

Теперь, когда вы увидели на схемах, что такое активы и пассивы, вам будет легче понять мои словесные определения этих вещей.

Актив – это то, что приносит деньги в мой карман. Пассив – это то, что вынимает деньги из моего кармана.

И это все, что вам требуется знать. Если вы хотите разбогатеть, просто старайтесь всегда покупать активы. Если вы хотите быть представителем бедного или среднего класса, всю жизнь покупайте пассивы.

Неграмотность – непонимание как слов, так и цифр – вот главная причина финансовых трудностей. Если у людей сложности с деньгами, значит, они чего-то не понимают: либо цифр, либо слов. Что-то они видят неправильно. Богатые люди богаты потому, что у них больше знаний в разных областях, чем у тех, кто борется за финансовое выживание. Поэтому, если вы хотите разбогатеть и сохранить свое богатство, очень важно быть финансово грамотным – понимать и слова, и цифры.

Стрелки на схемах показывают, как движутся деньги, или денежный поток. Цифры сами по себе значат очень мало, так же как слова, вырванные из контекста. Важна история, которую они рассказывают. Умение читать цифры в финансовых отчетах заключается в видении всей сути рассказа. Рассказа о том, куда текут деньги. Финансовая история 80 % семей – это рассказ о тяжелой работе и попытках пробиться наверх. Однако эти попытки оказываются напрасными, потому что люди всю жизнь покупают пассивы вместо активов.

Вот схема денежного потока бедного человека:

Богатый папа, бедный папа - i_003.png

Вот схема денежного потока представителя среднего класса:

Богатый папа, бедный папа - i_004.png

А вот как выглядит денежный поток богатого человека:

Богатый папа, бедный папа - i_005.png

Все эти схемы, конечно, максимально упрощены. У каждого человека есть расходы на жизнь: деньги уходят на пищу, крышу над головой, одежду. На этих схемах показаны общие тенденции движения денег в жизни представителей разных классов.

Схема денежного потока демонстрирует, как человек распоряжается своими деньгами.

Я начал главу с рассказа о самых богатых людях Америки, чтобы показать, как сильно ошибаются те, кто верит, что деньги решат все проблемы. Поэтому меня передергивает всякий раз, когда я слышу от людей вопросы о том, как им побыстрее разбогатеть. Мне часто говорят: «Я по уши в долгах, поэтому мне нужен способ заработать большие деньги».

Но «большие деньги» чаще всего не решают проблему. Они могут ее даже усугубить. Часто деньги делают очевидными самые трагические ошибки, выявляя то, о чем мы даже не подозревали. Поэтому так часто люди, на голову которым сваливается неожиданное богатство – например, наследство, большая прибавка к зарплате или выигрыш в лотерею, – вскоре снова возвращаются в такое же, если не худшее, плачевное финансовое состояние. Деньги лишь усиливают эффективность схем денежного потока, которые использует ваш мозг. Если ваша схема работает по принципу «все, что получаешь, нужно потратить», то увеличение доходов, скорее всего, просто приведет к росту расходов.

read-books-online.ru

Роберт Кийосаки — Богатый папа, бедный папа для подростков » Страница 2 » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Право каждого человека – грамотно и осознанно распорядиться личным будущим так, чтобы создать себе желаемое богатство. Книга обучает вас разговаривать на языке денег, объясняет, как заставить деньги двигаться и прирастать, то есть работать для вас. Долой традицию, которая вынуждает вас всю жизнь работать ради них!Для широкого круга читателей.

Означает ли это, что образование не важно? Вовсе нет. Образование – это основа успеха. Я просто хочу сказать, что школа – это только одно из тех мест, где можно учиться. Мы ходим в школу, чтобы получить академические и профессиональные навыки. А финансовые навыки мы по большей части приобретаем в реальном мире.

Помнишь, как ты учился кататься на велосипеде? Скорее всего, ты начал с трехколесного велосипеда, а потом в какой-то момент пересел на двухколесный. Наверное, кто-то придерживал велосипед, пока ты не научился держать равновесие, а потом отпустил. Возможно, несколько раз тебя водило из стороны в сторону или ты даже у пал пару раз. Но, скорее всего, ты снова садился на велосипед и пытался ехать, пока не научился сохранять равновесие.

Это был путь проб и ошибок, требующий значительных волевых усилий.

Наверное, было бы забавно, если бы родители отправили тебя в специальную школу, где учат кататься на велосипеде. Они просто выбросили бы деньги на ветер. Одни знания и навыки ты приобретаешь в школе, другие – в реальной жизни (например, как ходить, как завязывать шнурки, кататься на велосипеде и большую часть того, что касается денег).

Я говорю о новом типе образования. Самый лучший врач в мире может иметь идеальное медицинское образование, но при этом совершенно не разбираться в финансовых вопросах. Он или она может спасти жизнь на операционном столе, но не способен справиться с управлением фирмой, которая приносит деньги.

Разве не удивительно, что ты, возможно, сейчас получаешь знания, которыми твой доктор или твои родители не обладают? Вот это сила!

Часть I

Язык денег

Глава 1

Финансовый интеллект: новый способ обучения

Для начала уясни для себя одно: ты умница! Хочу удостовериться, что ты будешь знать об этом с самого начала. Мой отец всегда говорил, что все дети рождаются умными, что в каждом ребенке живет своего рода гений. Эта идея мне очень понравилась. Несмотря на то что я не всегда хорошо учился, я знал, что причина этого не во мне. Я не был глуп. Просто я учился по-другому, не так, как хотели учителя в школе.

Отец научил меня положительно относиться к образованию. Он говорил, что я сам должен найти для себя самый лучший способ учиться. Если бы я этого не сделал, то вылетел бы за неуспеваемость из средней школы или колледжа. Скорее всего, я не смог бы подготовиться к своей финансовой жизни. И не смог бы стать тем, кем являюсь сегодня.

Мы все учимся по-разному. Главное – найти способ, который подходит тебе лучше всего. Сделав это, ты откроешь в себе гения.

Гений – это тот, кто достигает выдающихся успехов в какой-либо области. Но это не значит, что ему все удается. На самом деле гений, как правило, обладает особенными способностями в одной области, а в других его уровень довольно средненький.

Каждый рождается гением

Достань блокнот и составь список всех своих знакомых. Постарайся записать не меньше двадцати имен. Включи туда своих одноклассников, родных, даже учителей. Под первым номером напиши свое имя. Рядом с каждым именем напиши, что получается у этого человека очень хорошо (что бы это ни было). Есть ли у тебя друг, который не может сидеть спокойно и всегда отбивает ногой мелодию, которая вертится у него в голове? Запиши это. Может ли твоя сестра разгадать кроссворд за десять минут, ни разу не заглянув в словарь? И это тоже запиши. Ты можешь решить практически любую проблему с компьютером? Отметь это в блокноте. Это упражнение очень поможет тебе. Впервые в своем финансовом путешествии от тебя потребуется увидеть что-то, чего ты раньше не замечал, по-смотреть на это другими глазами. Разглядев чужие таланты, на которые ты раньше даже не обращал внимания, ты сможешь увидеть и свои собственные. Знать свои сильные стороны – это один шаг к успеху. Умение распознавать достоинства других людей – это тоже полезный навык, поскольку очень важно сформировать прочную, надежную команду, если у тебя есть мечта однажды создать свою компанию или стать инвестором.

Известно ли тебе, что Альберт Эйнштейн, автор теории относительности (Е = mc²), никогда не учился хорошо? У него была плохая память, и, тем не менее, он стал одним из величайших математиков всех времен. Его мозг концентрировался на идеях, а не на фактах. Факты, говорил он, можно найти в книге, поэтому нет необходимости держать их в голове. Он хотел, чтобы его разум был чист, чтобы иметь возможность творчески мыслить.

В школе требуют, чтобы мы держали в голове факты, но когда мы ее заканчиваем, все, что нам нужно, – знать, где хранятся эти факты, где посмотреть или кому позвонить, когда они нам понадобятся!

Школьная система оценки успеваемости не отражает в действительности, насколько мы на самом деле умны или какого успеха способны достичь. Школьные оценки лишь показывают, насколько хорошо мы пишем тесты! Они ничего не говорят о том гении, с которым мы рождаемся.

Миф об IQ и интеллекте

Помню, в школе нам время от времени давали разные тесты. Их называли стандартизированными. Меня всегда это удивляло: каждый человек уникален, так почему всех нас оценивали под одну гребенку? Ведь на самом деле двух одинаковых людей не бывает.

Позднее я выяснил, что эти тесты измеряли наш IQ – коэффициент умственного развития. Считается, что цифра IQ обозначает способность человека запоминать факты, развивать навыки и воспринимать идеи. Но на самом деле коэффициент умственного развития показывает отношение «умственного возраста» человека (который измеряется при помощи стандартизированных тестов) к его биологическому (реальному) возрасту. Затем это число умножают на 100 и полу чают в результате свой IQ.

Раньше люди думали, что коэффициент умственного развития остается неизменным всю жизнь. Какая ограниченность! К счастью, сейчас многие начинают думать по-другому.

Я прочел много литературы и провел несколько исследований на тему интеллекта. Особенно меня интересовало, как люди учатся. IQ можно соотносить не только с академическими, но и с другими предметами, например спортом. В детстве у меня был очень высокий IQ в бейсболе. У моего друга Энди был высокий коэффициент умственного развития по академическим предметам. Энди было легче, чем мне, учиться в школе, поскольку он учился, получая новую информацию из книг. Мне было проще усваивать материал, когда я сначала что-то делал, а потом читал об этом. Энди помогала одна формула, мне – другая. Каждый из нас придумал свою формулу успеха.

У каждого свой стиль обучения

В школьных тестах на IQ измеряли только один вид способностей – способность человека воспринимать текст. Но что, если человек не ладит со словами? Я, например, не очень люблю читать, так значит ли это, что у меня всегда будет низкий коэффициент умственного развития? Сегодня я отвечаю «нет». В 1983 году психолог Говард Гарднер опубликовал книгу «Структура разума» («Frames of Mind»). В ней он описывает семь различных типов интеллекта. Кроме того, он считает, что IQ человека может меняться.

Благодаря типам интеллекта доктора Гарднера, которые он иначе называет стилями обучения, появилась новая система методов обучения (приобретения новых навыков и восприятия новой информации) в любой области, будь то ракетостроение, шитье или финансы.

Каков твой стиль обучения?

Взгляни на этот список. По ходу чтения подумай о том, какие методы лучше всего описывают твой стиль обучения. В каждом учебном стиле выбери ту цифру, которая больше всего соответствует истине: 1 – подходит тебе меньше всего, 5 – подходит больше всего.

Это не тест. Повторяю: это не тест! Здесь нет правильных или неправильных ответов, высоких или низких баллов. Это всего лишь попытка выяснить, как тебе легче всего учиться.

• Вербально-лингвистический интеллект

Если в твоем рюкзаке всегда есть какая-нибудь книжка, выбери 5. Этот тип интеллекта связан с чтением, письмом и языковыми способностями.

• Логико-математический интеллект

Если ты один из тех, кто может в уме решить задачу по математике, выбери 5. Такими способностями обладают люди, быстро запоминающие цифры и даты. Они умеют спокойно и рационально думать.

• Визуально-пространственный интеллект

Если тебе легче воспринимать информацию на слух, когда ты что-то чертишь или рисуешь, или если ты постоянно замечаешь вокруг то, что хотел бы сфотографировать, выбери 5. Обладатели таких способностей обращают внимание на какие-то модели, дизайн и пространство (как правило, это художники, архитекторы и хореографы, которые могут представить предмет или событие в двух или трех измерениях и воплотить это в реальность).

nice-books.ru

Книга Богатый папа, бедный папа — читать онлайн

Перейти на страницу: 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445

– Ну, если вы не будете платить мне больше или не отнесетесь ко мне с большим уважением и не станете учить меня, я уйду.

– Хорошо сказано, – ответил богатый папа. – Именно так делают почти все люди. Они уходят и начинают искать другую работу, лучшие возможности и более высокую зарплату, думая, что новая работа или большая зарплата решит проблему. Но в большинстве случаев этого не происходит.

– А что же решит проблему? – спросил я. – Надо просто брать эти несчастные десять центов и радоваться?

Богатый папа улыбнулся:

– Есть и такие люди. Они просто берут чек, зная, что у них и их семьи будут сложности с деньгами. Но они поступают именно так и ждут повышения зарплаты, думая, что это решит их проблемы. Почти все просто смиряются с этим, а некоторые устраиваются на вторую работу, где тоже принимают чек с маленькой суммой.

Я сидел и смотрел в пол. Кажется, я начинал понимать, что за урок дает мне богатый папа. Я видел, что он знакомит меня с жизнью. Наконец я поднял голову и повторил вопрос:

– Так что же решит проблему?

– Вот это, – сказал он, легонько постучав по моей голове. – То, что находится у тебя между ушами.

В этот момент богатый папа поделился со мной той самой точкой зрения, которая отличала его от его работников и от моего бедного папы и которая в конце концов сделала его одним из самых богатых людей на Гавайях, в то время как мой высокообразованный, но бедный папа всю жизнь боролся с денежными проблемами. Эта точка зрения оказалась ключевой.

Богатый папа повторял ее не один раз. Я называю ее первым уроком: «Бедняки и средний класс работают за деньги. Богатые заставляют деньги работать на себя».

В то солнечное субботнее утро я узнал совершенно новую точку зрения, отличную от всего, чему учил меня бедный папа. В девять лет я увидел, что мне хотят передать свои знания два человека. Оба хотели, чтобы я учился – но разным вещам.

Мой высокообразованный папа советовал мне идти по его стопам. «Сынок, я хочу, чтобы ты прилежно учился, получал хорошие отметки и потом нашел стабильную работу в большой компании. Только там обязательно должно быть много льгот». Мой богатый папа хотел, чтобы я понял принципы действия денег и смог заставить их работать на себя.

Мой богатый папа продолжал свой первый урок:

– Я рад, что ты разозлился из-за того, что тебя заставили работать за десять центов в час. Если бы ты не разозлился и с радостью принял это, мне пришлось бы сказать, что я не смогу учить тебя. Понимаешь, для настоящего обучения нужны энергия, страсть, сильное желание. Гнев – большая часть этой формулы, потому что страсть – это гнев и любовь одновременно. Когда речь идет о деньгах, большинство людей предпочитают не рисковать. Поэтому ими управляет не страсть, а страх.

– Поэтому они берутся за работу, за которую мало платят? – спросил я.

– Да, – ответил богатый папа. – Некоторые говорят, что я эксплуатирую людей, потому что не плачу столько же, сколько сахарная плантация или государство. А я считаю, что они сами себя эксплуатируют. Это их страх, а не мой.

– А разве вам не кажется, что им нужно платить больше? – спросил я.

– А зачем? И кроме того, большее количество денег все равно не решит проблему. Посмотри на своего отца. Он зарабатывает много, но не успевает оплачивать счета. Большинство людей, получая больше денег, увеличивают свои долги.

– Так вот почему вы платили мне десять центов в час, – заулыбался я. – Это часть урока.

– Верно, – улыбнулся богатый папа. – Понимаешь, твой папа учился в школе и получил прекрасное образование, а это позволило ему найти высокооплачиваемую работу. Что он и сделал. Но у него по-прежнему проблемы с деньгами, потому что в школе и в университете его ничему не научили. Плюс ко всему он считает, что нужно работать за деньги.

– А вы так не считаете? – спросил я.

– Да нет, – ответил богатый папа. – Если ты хочешь научиться работать за деньги, оставайся в обычной школе. Там прекрасно умеют учить этому. Но если ты хочешь научиться заставить деньги работать на себя, этому научу тебя я. Если ты действительно этого хочешь.

– А разве не любой хочет этому научиться? – удивился я.

– Нет, – ответил богатый папа. – Просто научиться работать за деньги легче, особенно если при упоминании о деньгах у тебя в первую очередь возникает страх.

– Не понимаю, – нахмурился я.

– Пока не забивай себе этим голову. Просто запомни, что большинство людей держатся за свою работу из-за страха. Из-за страха, что они не смогут оплатить свои счета. Из-за страха, что их уволят. Из-за страха, что им не хватит денег. Что им придется все начать сначала. Это цена, которую они платят за то, что осваивают какую-то профессию и начинают работать за деньги. Большинство людей становятся рабами денег… и начинают злиться на своего хозяина.

– А обучение тому, как заставить деньги работать на себя, – это совсем другое? – спросил я.

– Безусловно, другое, – ответил богатый папа. – Безусловно.

Мы молча сидели, а за окном было прекрасное гавайское субботнее утро. Мои друзья как раз начинали бейсбольный матч Малой лиги. Но я почему-то был рад, что согласился работать за десять центов в час. Я чувствовал, что научусь тому, о чем мои друзья не узнают в школе.

– Готов учиться? – спросил богатый папа.

– Безусловно, – ответил я с хитрой улыбкой.

– Я сдержал свое обещание. Я начал учить тебя издалека, – сказал богатый папа. – В девять лет ты уже почувствовал, как это – работать за деньги. Теперь просто умножь этот последний месяц на пятьдесят лет, и ты поймешь, чем большинство людей занимаются всю жизнь.

– Не понимаю, – сказал я.

– Как ты чувствовал себя, пока сидел в очереди и ждал, когда я позову тебя? Один раз – перед тем как получить работу, и второй – когда хотел попросить больше денег?

– Ужасно, – ответил я.

– Если ты работаешь за деньги, такой и будет твоя жизнь – как у многих других людей, – сказал богатый папа. – А как ты чувствовал себя, когда за три часа работы миссис Мартин давала тебе три монетки?

– Мне казалось, что этого недостаточно. Это было просто ничто. Я был разочарован, – сказал я.

– Именно так чувствует себя большинство работников, когда смотрят на свои чеки. Особенно после вычетов всех налогов и отчислений. Ты, по крайней мере, получил сто процентов.

– Вы хотите сказать, что большинство работников не получают свои деньги целиком? – изумился я.

– О боже, конечно! – ответил богатый папа. – Сначала свою долю забирает государство.

– А как оно это делает? – спросил я.

– Налоги, – объяснил богатый папа. – Если ты зарабатываешь, с тебя взимают налоги. Если ты тратишь деньги, с тебя тоже взимают налоги. Если ты копишь деньги, если ты умираешь – с тебя всегда взимают налоги.

– А почему люди позволяют государству делать это?

– Богатые не позволяют, – улыбнулся богатый папа. – Это позволяют люди бедные и среднего класса. Я готов поспорить, что зарабатываю больше твоего отца, но он платит больше налогов.

– Как же это может быть? – девятилетнему мальчику это было совершенно непонятно. – Почему люди позволяют государству так поступать с ними?

Богатый папа покачивался на стуле, молча глядя на меня.

– Готов учиться? – спросил он.

Я медленно кивнул.

– Как я уже говорил, тебе нужно научиться многому. Тому, как заставить деньги работать на себя, учатся всю жизнь. Большинство людей проводят в колледже четыре года, и на этом их образование заканчивается. Я уже понял, что буду изучать деньги всю жизнь, просто потому, что чем больше я узнаю, тем больше мне нужно знать. А большинство никогда этим не занимается. Они ходят на работу, получают зарплату, платят по счетам – и на этом все. И они еще удивляются, почему у них проблемы с деньгами. Кроме того, они воображают, что проблемы исчезнут, когда у них будет больше денег, и не осознают, что главная причина – в недостаточном финансовом образовании.

read-books-online.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о