Профессиональное достоинство.

Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML

Вместе с тем сотрудник не может позволить себе совершить поступки, которые противоречат его пониманию профессионального долга, достоинства, чести.

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специали­сту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об от­ношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объектив­ным положением в обществе людей данной профессии. Исследо­вания показывают, что по истечению трех лет работы в уголовном розыске только 40% сотрудников считали свою работу достойной, а от 37 до 50% (в зависимости от служб, где работают) опрошен­ных заявили, что их прежние представления о работе в милиции не совпадают с действительностью. К сожалению, далеко не все­гда эти расхождения в пользу милицейской службы.

Вот почему помимо улучшения условий труда и быта сотруд­ников органов внутренних дел, подъема их авторитета столь важ­но формирование и укрепление профессионального достоинства каждого работника, воспитание если не любви, то должного ува­жения к избранной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профес­сии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием за­слуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев по­гоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы аван­сом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел осо­бую ответственность за поддержание его чести не только как кон­кретной личности, но и как представителя всего рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь.

Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь — не только при­знание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутрен­них дел определяется не его служебным или материальным поло­жением, специальным званием, образованием, а только его лич­ными качествами (моральными, деловыми, политическими, ин­теллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в соверше­нии преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести ря­дового и начальствующего состава органов внутренних дел Рос­сийской Федерации говорится: «Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное об­хождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью»1.

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше раз­вито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значи­мее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

1. Профессиональная честь как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь)

Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства.

Категории этики тесно связаны между собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.

Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива – это степень способности сотрудников противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства.

Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудников правоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитания молодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести.

В то же время честь сотрудника правоохранительных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей.

Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.

Категория чести действительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов. Дорожить честью – это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому надо постоянно учиться.

3. Профессиональное достоинство и «честь мундира»

Достоинство — категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь).

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести — это оценка общественного мнения, а оценка достоинства — это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство — эмоциональное.

Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности — в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности — это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнй характер — от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью.

Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Достоинство для человека имеет не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.

Поэтому всегда и везде охрана и защита достоинства человека — важнейшая цель всех политико-правовых институтов и любой государственности. Это выдвигает необходимость утверждения принципа человеческого достоинства как абсолютно нравственно-правового принципа правопорядка. Этот принцип:

· устанавливает, что только тот имеет право на применение закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую индивидуальность другого и не допускает отношения к нему просто как средству, но всегда только как к цели общественного развития, к достижению общего блага;

· запрещает в процессе профессионально-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление или ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силу исполнения служебных обязанностей;

· предписывает в полную меру использовать процессуальные и институциональные возможности установленного правопорядка, чтобы оградить достоинство и права личности от умаления и нарушения, будь то со стороны граждан или со стороны государственных органов и учреждений.

Понятие «честь мундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации:

П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел — быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

П-ф 4. помнить старинное российское правило: «Честь — в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.

Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.

П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь — заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Честь и достоинство

  • Категории чести и достоинства отражают отношение к человеку как высшей ценности. В реальном проявлении они выступают как психологические феномены: чувства, самосознание, формы личного самоутверждения, самоощущения.

  • В понятии чести выражена общественная оценка человека, признание его достоинства.

  • Достоинство — это форма индивидуальной самооценки, самосознания собственной ценности.

  • Честь и достоинство — категории объективно-субъектив-ного порядка. Объективную сторону образуют реальные личностные качества, через которые проявляет себя реальная значимость человека; субъективную — их оценка, которая раскрывает ценность человека в общественном мнении или самооценка.

  • Общественное мнение чтит человека не просто за то, что он человек, а главным образом за выполняемую им социальную роль. Но социальная ценность человека и личное достоинство как самооценка так или иначе утверждается посредством господствующих в данной среде нравственных идеалов и образцов поведения.

  • Понятие гражданского достоинства зародилось в античном государстве-полисе. Но оно еще не было связано с индивидуальной самобытностью человека. Ценность человека определялась исключительно его принадлежностью только к свободным гражданам полиса.

  • Эпоха феодализма в противовес античности абсолютизировала, выпячивала личное достоинство человека, затемняя ее связь с общественной ценностью человека, что особенно ярко проявилось в кодексе рыцарской чести. Отношения в феодальном обществе строились на основе личной преданности. Феодальная мораль окружала ореолом славы и почета знатность происхождения и богатство. Культ сословных привилегий и почестей создавал питательную почву для таких пороков, как честолюбие, карьеризм, высокомерие, угодничество, низкопоклонство.

  • Представления о чести в буржуазном обществе трансформируются в понятие престижа. Личный престиж связывается с обладанием капиталом и властью (в чем нашло свое отражение все более тесное сращивание монополий с государством).

Профессиональная честь

Честь как стимул выполнения общественного долга выступает обычно в форме профессиональной чести. В этом понятии органически сливаются сознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к высокому мастерству и творчеству.

Сознание профессиональной чести стимулирует наиболее эффективное и целесообразное использование индивидуальных способностей.

Среди основных компонентов чести сотрудника прокуратуры можно выделить:

осознанное, ответственное отношение к профессиональному долгу и своим прокурорским обязанностям;

признание обществом реальных заслуг сотрудника, его коллектива или подразделения, прокурорского сообщества в целом;

наличие у сотрудника постоянной способности и волевой готовности достойно выполнить свой профессиональный долг;

выполнение долга, требующее от сотрудников правоохранительных органов, мужества, выдержки, нередко самопожертвования.

Честь юриста неотделима от чести коллектива, учреждения, в котором он работает. Поэтому он не может позволить себе совершить поступок, порочащий его коллег по службе.

Честь юриста требует от него постоянного профессионального совершенствования, овладения современной техникой.

Чувство чести — сильный моральный стимул, мобилизующий сотрудника на четкое выполнение своих служебных обязанностей.

В глазах окружающих честь такого специалиста выражается в моральном авторитете и репутации.

Честьэто: а) осознание человеком своей значимости в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии; б) общественная оценка человека и мера уважения со стороны окружающих.

Славу, в отличие от чести, приносят деяния, выходящие по своему масштабу за рамки сословия, локального сообщества или профессии. Слава достигается исключительными заслугами перед народом, отечеством, народами или человечеством.

Профессиональная этика: основные понятия

Особенности профессиональной этики и ее содержание

Содержание профессиональной этики может быть определено наличием и функционированием специальных понятий, представляющих собой конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали, если использовать их к условиям определенного вида деятельности.

Исходное понятие профессиональной этики представлено понятием профессионального долга. В нем относительно подробно и точно фиксируются служебные обязанности специалиста определенной сферы профессиональной деятельности. Этически именно через осознание своего профессионального долга происходит появление ответственности у многих специалистов. Они начинают, таким образом, ориентироваться в большей мере не на личные, а на общественные (национальные) интересы. С позиции В. М. Шепеля, нравственные архетипы, исторически и биологически заложенные в российских людях, предрасположены к несколько другой нравственной манере служебного поведения.

Пример 1

Управленец в России любит свою работу, испытывая при этом удовольствие не от обладания властью над подчиненными, а от возможности быть им полезным, зарекомендовав себя незаурядной индивидуальностью. Если лишить этого российских руководителей, то большинство из них потеряют нравственный смысл занимать свою должность.

Профессиональный долг определяет не только общие правила выполнения специалистами обязанностей, но и часто предписывает их поведение в разных ситуациях. Его закрепление происходит в соответствующих кодексах профессий (психолог, юрист, социолог, журналист и др.). Например, психолог, социолог, врач могут подвергаться давлению со стороны некоторых лиц (включая руководство), которые будут стремиться выведать различного рода информацию из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Профессиональный долг предполагает соблюдение требований, которые весьма важны для специалистов любых сфер деятельности. На самом деле, легкомысленное отношение к профессиональному долгу способно отрицательно отразиться на работе специалиста (разглашение тайны врача, предпочтительное отношение к некоторым пациентам, пренебрежение нормами санитарии, игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога и др.).

Профессионально долг выступает в виде определения профессиональной ответственности человека, которая отражает особый социальный, моральный и этический аспект отношения специалиста к другим людям, к обществу. Его можно характеризовать выполнением нравственного долга. Профессиональная ответственность формирует человеческую способность сознательно выполнять соответствующие нравственные требования, осуществляя стоящие перед задачи и совершая правильный моральный выбор для достижения определенных результатов. Это понятие играет важную роль для государственных деятелей, которые по долгу службы принимают с

Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов (стр. 1 из 3)

По предмету: «Профессиональная этика сотрудников ОВД»

Тема: «Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов».

План.

Введение.

1. Профессиональная честь как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

2. Долг и моральная ответственность сотрудников ОВД.

3. Профессиональное достоинство и «честь мундира».

4. Этика легитимного насилия.

Список использованной литературы.

Введение.

Сознание — высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников органов внутренних дел.

Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.

Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.

Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека,

связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.

Если благо — объект стремлений человека, добро — деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство — понятия, раскрывающие ценность мотива моральной деятельности. (П.М.Архангельский).

Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.

1. Профессиональная честь как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь)

Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства.

Категории этики тесно связаны между собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.

Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива – это степень способности сотрудников противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства.

Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудников правоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитания молодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести.

В то же время честь сотрудника правоохранительных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей.

Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.

Категория чести действительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов. Дорожить честью – это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому надо постоянно учиться.

2. Долг и моральная ответственность сотрудников ОВД.

Категория долга – одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Понятие профессионального достоинства на примере В. А. Сухомлинского

Что такое профессиональное достоинство? Вообще, каким образом касается достоинство профессии? Почему возникло такое понятие? Что было толчком для рассмотрения философской дисциплины — этики, понятие профессионального достоинства?

Дать ответы на все эти вопросы можно, изучив и проанализировав определенную, специальную литературу. Но … Как быть нам, будущим учителям, воспитателям, преподавателям — педагогам? Как я, придя в школу работать, могу без опыта и представления применять на практике это понятие? Именно для того, чтобы ответить, и иметь представление о профессиональном достоинстве, я ознакомилась и проанализировала деятельность известных педагогов прошлого века. И наиболее интересным примером для рассмотрения данного понятия, на мой взгляд, является В.А. Сухомлинский.

Середина двадцатого века стала временем пробуждения национальной и культурного сознания людей. Общество значительно изменилось. Это время активного развития техники, науки, искусства и др. Коренные изменения произошли и в сфере образования: развиваются новые педагогические течения, разрабатываются технологии, имеющие за цель повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, внедряется новые методы и реформируется содержание образования.

Это период творчества выдающихся педагогов прошлого: Амонашвили Шалва Александровича, Шаталова Виктора Федоровича, Волкова Игоря Павловича, Антона Семеновича Макаренко и других. Их научные исследования актуальны и в настоящее время даже современная система образования получила нынешний вид опираясь на важные открытия, совершенные этими деятелями.

На мировой педагогический арене, среди сотен имен ученых, важное место занял наш украинский представитель В.А. Сухомлинский, который всю свою жизнь посвятил разработкам педагогической мысли, ее теоретическому обоснованию и установлению закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Он заложил фундамент народной школы, создал педагогическую систему, принципами которой был гуманизм и активно боролся за право всех граждан на полноценное образование. Это выдающийся педагог середины двадцатого века, внес весомый вклад в развитие образования в свое время.

Благодаря своим знаниям в различных областях науки, он смог на основе сравнительного анализа системы образования в разных странах и на достижениях педагогической практики, создать свою оригинальную учебно-воспитательную систему, которая и была разработана для детей с различными жизненным опытом и ситуациями.
Творческое наследие Сухомлинского составляет 30 книг и более 500 статей, но главными из них остаются «100 советов учителю» и произведение «Серце свое отдаю детям».

Этическими аспектами пронизана вся педагогическое творчество В.А. Сухомлинского. Его политика морали и гуманизма не выделена в отдельных статьях или книгах, она в каждом его слове, мысли, поступка, на каждом написанном листе текста — она везде. Еще с молодых лет и до самой смерти он жил ради любимого дела — обучение детей. Его работа была полна гуманистических идей: любви к детям, уважения к ним, уважение каждого как личности.

Он внедрял в систему образования новые принципы обучения, которые помогали детям лучше усваивать новые знания, обосновал и ввел различные типы уроков, поддерживал классно-урочную систему обучения, отстаивал право преподавать на родном языке и пытался улучшить уровень подготовки будущих учителей. В данном изложении речь идет именно о том, каким глубоко нравственным был В.А. Сухомлинский, преданным своему делу и как горячо хотел помочь детям.

Главным в его глазах было нравственное воспитание. Этот процесс должен способствовать гармоничному развитию детей. Значительная часть его работ раскрывает суть методов нравственного воспитания. В соответствии с этим он отметил, что важное место имеет семья, так как это та среда, где ребенок проходит первичную социализацию, где все зависит от правильно организованного обучения.

Подобраны литература, примеры должны нести одобрение положительных нравственных поступков. В своих работах по реализации данного направления, знаменитый педагог также использовал труд. Он учил детей уважать его, любить и воспитывал привычку не лениться, а работать, таким образом, дети готовились к будущей взрослой жизни. Не осталась и без внимания педагога игра, как условие всестороннего развития.

Это свободная деятельность детей, где они самостоятельно учатся регулировать отношения в коллективе, соответственно определенным нравственным аспектам, учатся самостоятельности, уважения к другим, ответственности за свои поступки, умение сочувствовать и помогать другим.

Еще одной позицией в системе воспитания нравственной личности был пример педагога, воспитателя. Они должны были быть идеальным примером для подражания. Владеть всеми человеческими добродетелями: добротой, сочувствием, милосердием, честностью. Педагог должен найти подход к каждому воспитания, достучаться до крошечных детских сердечек. Он должен быть энергичным и ответственно относиться к своему призванию.

Каждый день направлять свои усилия на познание ребенка. Василий Сухомлинский отметил, что педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Педагог, по его мнению, должно быть хорошо образованным, совершенствовать свое педагогическое мастерство, четко понимать цель своей работы, владеть приемами эффективной организации учебно-воспитательного процесса. По моему мнению, это нравственный долг каждого, кто решил свою жизнь посвятить детям.

Таким образом, и проявляется достоинство педагога. Своим отношением к работе, людей и воспитанников педагог показывает, какой должно быть профессиональное достоинство во всех его проявлениях.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о