3.3 Профессионально важные качества

 

Профессионально важные качества (ПВК)  — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и  достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром (качеством, производительностью, надежностью).

    

В функции профессионально-важных могут  выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная «физическая сила и выносливость» — ярко выраженное ПВК многих видов деятельности. Для более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных классификациях.

    

Разделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, образующие собой структуру профессиональной пригодности:

Абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом, или нормативно заданном, «среднем» уровне.

Относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей выполнения деятельности («ПВК мастерства»).

 Адекватная мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что она может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот!).

Анти — ПВК — свойства, наличие которых выступает профессиональным противопоказанием к той или иной деятельности.

    

Формирование  подсистемы ПВК – достаточно сложный  психологический процесс. Функциональное объединение отдельных ПВК, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом.

    

Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться  в своей положительной роли. Таким  образом, «в процессе формирования психологической  системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических  функций на достижение целей деятельности».

    

Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК  является значимое возрастание степени  интегрированности – когерентности  отдельных качеств. Характерно при  этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие  в основе ее реализации, могут существенно  различаться между собой. Тем  самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем  ПВК.

    

Существуют  две важнейшие категории ПВК.

      

Во-первых, ПВК, которые характеризуются  наибольшей непосредственной связью  с параметрами деятельности. Они  обозначаются понятием ведущих  ПВК.

    

Во-вторых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются  наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное  место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых ПВК.

    

Эти качества могут не коррелировать  значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто –  более – важны для ее реализации. «Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и сорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» (А.В. Карпов).

    

Поэтому ПВК являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Для количественной оценки степени сформированности и организованности подсистем ПВК используют три основных  индекса:

Индекс когерентности систем (ИКС). Он является функцией от числа положительных и значимых внутрисистемных связей ПВК и показывает степень интегрированности подсистемы ПВК;

Индекс дифференцированности системы (ИДС). Он является функцией числа отрицательных и значимых внутрисистемных связей  и показывает либо степень ее дезинтегрированности, либо специализированности;

Индекс организованности системы (ИОС). Он является производным от первых двух и вычисляется как модуль ИКС и ИОС. Данный индекс указывает на общую меру свормированности подсистем ПВК.

 Доказано, что в подавляющем большинстве случаев в ходе освоения профессиональной деятельности ИКС значительно возрастает; ИДС снижается, а ИОС также значительно повышается. Важно и то, что мера сформированности подсистем ПВК является важным и очень надежным индикатором, критерием степени профессиональной подготовленности.

    

Одно  и то же ПВК в разных случаях  может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и  другое одновременно. В последнем  случае значимость ПВК для обеспечения  деятельности является наивысшей.

    

Любая деятельность характеризуется определенными  основными параметрами, прежде всего  производительностью, качеством и  надежностью. В психологических исследованиях установлено, что  для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому  принято выделять ПВК качества и  ПВК производительности. Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения.

      

В последнем случае одно и  то же ПВК является таковым  в плане обеспечения качества  деятельности и анти — ПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

    

Не  все ПВК связаны с параметрами  деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень  развития ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд ПВК связан с параметрами  деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а  на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития ПВК. Кроме того, наибольшее развитие некоторых ПВК нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.

    

Описание  системы ПВК является основой  профессиональной диагностики. Имплицитно в рамках психодиагностики ПВК витает убеждение, что чем лучше развито то или иное качество личности, тем  выше результат ее профессиональной деятельности. Нередко это так  и есть. Например, чем точнее слух у музыканта, тем выше при прочих равных условиях результаты его профессиональной деятельности.

    

Чем выше интеллект, профессиональные знания, тем выше (при прочих равных условиях) результаты профессиональной деятельности ученого и т.д. Однако эффекта «прочих равных условий» практически  не бывает: все люди очень разные и более оптимальный уровень  развития одного качества сочетается, как правило, с менее высоким  уровнем развития другого. Например, лица с более высоким интеллектом  с детства привыкают полагаться на свой интеллект, у многих из них  повышается самооценка, формируются  индивидуалистичный стиль деятельности, неумение работать в коллективе, самоуверенность  и т.д. И в процессе реальной профессиональной деятельности уже эти накопленные  негативные качества становятся тормозом профессионального прогресса личности в соответствии с уровнем развития ее интеллекта. Одним словом, в индивидуальном стиле профессиональной деятельности удивительно диалектично переплетаются, аккумулируются многочисленные качества личности, которые делают попытку спрогнозировать ее успешность по одному или даже нескольким качествам малоперспективной.

    

Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение ПВК, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных или  экстремальных условиях. Последнее  объясняется тем, что экстремальные  условия часто сопряжены с  повышенной опасностью, угрозой и  требуют от человека иных качеств  и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Для экстремальных  условий не только характерны другие ПВК (по сравнению с нормальными), но и другие системы ПВК в целом.

    

Таким образом, структура ПВК – это  сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое  детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.

 

studfile.net

Профессионально-значимые качества личности

Педагога-психолога (пзлк).

Способности к психолого-педагогической деятельности

Основные понятия:личность, профессионально значимые качества личности, доминантные качества, периферийные качества, негативные качества, профессиональные противопоказания, социальная чувствительность, способность управлять собой, способы воздействия на других, способности, педагогические способности

Личность – целостный, зрелый человек, достигший высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность профессиональной деятельности. Все личностные качества педагога имеют профессиональную значимость. Каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточный уровень сформированности тех или иных качеств резко снижает эффективность труда. Требования к личности специалиста определяют через понятие «профессионально значимые качества личности».

Профессионально-значимые качества личности (ПЗЛК)– это характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияющие на результат профессиональной деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. В одной из классификаций ПЗЛК выделяют четыре группы качеств:

1. Доминантные качества —

качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления профессиональной деятельности.

  1. Социальная активность – готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессиональной деятельности.

  2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных профессиональных задач.

  3. Уравновешенность-способность контролировать свои поступки в любых ситуациях.

  4. Желание работать с детьми, получение духовного удовлетворения от общения с ними.

  5. Самообладание-способность не теряться в экстремальных ситуациях.

  6. Справедливость-способность действовать беспристрастно.

  7. Педагогический оптимизм-вера в ребенка, в его способности.

  8. Толерантность- терпеливость в работе с детьми.

  9. Профессиональный такт.

  10. Честность- искренность в общении, добросовестность в деятельности.

  11. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

  12. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

  13. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

  14. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.

2. Периферийные качества — качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность профессиональной деятельности, способствует ее успешности.

1. Доброжелательность

2. Чувство юмора

3. Мудрость (наличие жизненного опыта)

4. Внешняя привлекательность

5. Приветливость

6. Артистичность

3. Негативные качества — качества, ведущие к снижению эффективности профессиональной деятельности.

  1. Пристрастность — публичное выражение симпатии и антипатии к детям

  2. Неуравновешенность- неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.

  3. Мстительность- свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником

  4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником

  5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.

4. Профессиональныепротивопоказания –это те качества, наличие которых ведет к профессиональной непригодности.

  1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными

  2. Нравственная нечистоплотность

  3. Рукоприкладство

  4. Грубость

  5. Беспринципность

  6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания

  7. Безответственность.

Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, умениям взаимодействовать с другими людьми. К таким качествам относят:

  1. Социальная чувствительность– особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям; заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять.

  2. Способность управлять собойпроявляется в четырех наиболее важных направлениях: поддержание физического здоровья, рациональное распределение сил, преодоление трудностей, правильное распределение времени.

  3. Стремление к саморазвитию и творчествуспособствует общения и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

  4. Навыки воздействия на других людей. Выделяют четыре основных способа воздействия.

Заражение – способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому.

Подражание – один их механизмов освоения ребенком различных форм поведения, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, характеризующееся некритическим восприятием информации адресатом.

Убеждение – разностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Также успешности профессиональной деятельности педагога-психолога способствует наличие педагогических способностей.

Способности — такие особенности психолога, которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности, совершенствоваться в них. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который дал им соответствующие общие определения.

1. Дидактические способности —способности передавать материал, делая его доступным, умение делать трудное легким, самым простым, непонятное понятным.

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности —способности проникать во внутренний мир другого человека.

4. Речевые способности —способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.

5. Организационные способности – способность организовать детский коллектив, способность правильно организовывать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на других людей.

7. Коммуникативные способности – способности к общению, умение найти правильный подход к каждому.

8. Прогностические способности выражаются в предвидении последствий своих действий, в проектировании личности учащихся.

studfile.net

Профессионально важные качества личности руководителя (стр. 1 из 3)

Реферат

Тема: Профессионально важные качества личности руководителя

Профессионально важные качества личности руководителя — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.

К началу 50-х годов XX в. было проведено множество исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:

1. интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы;

2. осознание потребности к действию и существующие мотивы;

3. уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня притязаний.

В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей выделены следующие профессионально важные свойства личности руководителя:

1. практически-психологическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач;

2. психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми, «организаторское чутье»;

3. общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;

4. требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

5. критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.

Исходя из основных задач управления, можно определить наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Профессионально важными из них для управленца являются:

1. способность к стратегическому планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом;

2. способность полностью реализовывать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций, учитывая необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и способствовать развитию и самореализации сотрудников;

3. способность формировать коллектив и психологическую атмосферу в нем, адекватную профессиональной ситуации;

4. выработка организаторских и коммуникативных свойств в связи с особенностями профессиональной деятельности. К ним относятся: уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность.

5. Важное значение для успешного руководителя имеет стремление к саморазвитию в контактах и общении и любознательность. Самосовершенствование и творческий рост — залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности;

6. развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги) неодинаково воспринимают ситуацию, в которой они оказываются и где по-разному удовлетворяются их потребности и ожидания. Различия могут привести к противоречиям, несогласию между людьми, возникновению конфликтной ситуации. В этом случае руководителю необходимы самообладание и самоконтроль, т.к. согласно своей роли он находится обычно в центре конфликта.

Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности. Личность — это категория психологии, обозначающая стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способность, воля, эмоции, мотивация и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды.

Основным способом поведения руководителя в процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие на управляемый объект, коллектив или отдельную личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности руководителя и его личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде всего, потребностно-мотивационная система личности. Эта система личности включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа биологических мотиваций является общей для человека и животных; маргинальные мотивации базируются на физиологических процессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток социальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций связана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или принятых извне определенных целей. В сфере управления эффективность деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие (самореализация) и свобода.

Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности. Успешное достижение поставленных перед собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими как уверенность в себе. Переживание успеха, в т.ч. и профессионального, обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.

Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельные и относительно независимые поведение и деятельность, которые не всегда полностью осознаются личностью, формируя то, что в психологии называется жизненным путем.

Мотивация самореализации может рассматриваться как определенный вариант мотивации саморазвития, возникающий на основе существующих у личности определенных способностей и направленный на их воплощения и развитие. Для руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и организаторские способности, определяющие развитие этой мотивации.

Мотивация свободы — потребность в принятии осознанных и самостоятельных решений, а также в формировании независимого от социального давления поведения. Это мотивация наиболее значима при принятии решений в ситуациях, исход которых неизвестен, но чрезвычайно важен для человека. Определяющий фактор свободного поведения — это разум, не замутненный предрассудками и аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений. Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно проявляется в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожиданиями других людей.

Мотивация свободы может определять профессиональную деятельность управленца, т.к. у этой категории лиц существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются перспективные планы и задачи, преобладающие над текущими процессами профадаптации.

Ради достижения дальних целей и перспектив развития структура мотивационно-потребностной системы человека может перестраиваться с помощью своеобразных внутренних мотивационных регуляторов — свободы и воли — и за счет торможения активности на основе текущих потребностей и задач. Таким образом, категория свободы связана с категорией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по существу формы поведения. Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального плана между воздействием самой ситуации на человека и его ответным поведением, что обеспечивает субъекту возможность осознания необходимости того или иного действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов, детерминированных непосредственными желаниями.

Воля, волевые действия и качества человека наряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют эмоционально-волевую сферу личности. К основным волевым качествам, обеспечивающим эффективность управленческой деятельности, можно отнести: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность и настойчивость, энергичность и инициативность.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о