как получить (отказ от налога на общей системе налогообложения)

Налог является косвенным, его исчисление производится продавцом при реализации продукции покупателю. Продавцом дополнительно к стоимости продаваемой продукции прибавляется размер сбора, исчисленный по соответствующей ставке. Освобождение от НДС является общим понятием. Есть разные основания для законного невнесения выплаты – освобождение от сбора по статье 145 или 149.

Условия освобождения от уплаты НДС

Получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика могут только организации, уплачивающие сбор в отношении операций внутри государства, которые облагаются этими отчислениями. Т.е., при организации ввоза товаров в РФ, платить налог необходимо.

Какие права имеют плательщики, если они от НДС освобождаются:

  • Не требуется исчислять и уплачивать сбор.
  • Не требуется подавать отчетность.
  • Не ведется книга покупок.
  • Счета-фактуры выставляются без выделения размера сбора, при этом важно поставить соответствующую уточняющую запись.
  • Входной сбор, который предъявляют поставщики, включается в цену купленной продукции.

Если плательщик, который не должен вносить сбор, выставляет счет-фактуру с выделением размера отчислений, он должен внести их в бюджет и представить декларацию в фискальный орган.

Получить льготу от внесения платежей на общем режиме лица могут при выполнении некоторых условий. Они не реализуют товары, облагаемые акцизом, сумма выручки за три месяца подряд была не более двух миллионов. Тогда есть возможность воспользоваться освобождением.

Кто может претендовать на освобождение от НДС

Вопрос, кто освобождается от уплаты НДС, является популярным. Лица, кто освобожден от внесения этого платежа, могут оптимизировать свои затраты и подавать отчетность в меньшем объеме, что является преимуществом.

Согласно НК, есть несколько вариантов получения права на законную неуплату отчислений. Для малых предприятий – по статье 145 НК, для участников «Сколково», согласно ст. 145.1, для плательщиков, перешедших на спецрежимы – по ст. 18, при продаже некоторых товаров – по ст. 149.

Согласно законам, лица, имеющие небольшие обороты могут не вносить платеж. Освобождение можно получить, если размер выручки за три последних месяца не более 2 млн. Данное право недоступно для лиц, которые реализуют подакцизную продукцию. Льгота предоставляется на год, потом ее можно продлить при выполнении условий. Если в процессе времени отстранения от уплаты выручка стала больше лимита, либо продавались товары, облагаемые акцизом, льгота прекращает свое действие.

Альтернативным вариантом получения льготы является переход на специальный режим – ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН. Льгота не будет действовать при операции импорта, выполнении деятельности в качестве налогового агента и в связи с положениями статьи 174.1.

Другие требования и условия:

  • Вид деятельности – лица, работающие в некоторых сферах, не могут отказаться от ОСНО в пользу специального режима.
  • Размеры бизнеса – предприятие должно соблюдать лимиты выручки, численности персонала и т.д.
  • Структура – не могут использовать специальный режим компании с филиалами.

Льготами также наделены участники проекта «Сколково». Помимо этого, согласно законам, есть возможность не платить сбор по отдельным операциям – например, при реализации некоторой продукции. От уплаты сбора освобождается реализация некоторых социально значимых товаров, услуги в сфере культуры, финансов, оказание услуг НИОКР и т.д.

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

Иногда компания или индивидуальный предприниматель может получить отказ в получении льготы при внесении платежа. Такая ситуация может происходить, если организация выполняет функции налогового агента, осуществляет импортные операции, арендует государственное или муниципальное имущество.

Помимо этого, нельзя получить льготы при реализации подакцизных товаров, в случае превышения лимита выручки при получении льгот. Учитывается штат работников юрлица, сфера деятельности.

Документы, необходимые для освобождения от уплаты НДС

О применении освобождения от уплаты НДС следует заранее уведомить фискальный орган. Для этого нужно представить уведомление по использованию права на освобождение от уплаты НДС (налога на добавленную стоимость), а также выписки по НДС.

Освобождение от уплаты НДС может быть представлено на год. До того, как этот срок истечет, отказаться от льготы нельзя. При этом плательщик может утратить право на льготы, если выручка за три месяца будет более 2 000 000, либо осуществится реализация товаров, с которых выплачивается акциз. С этого момента плательщику нужно будет вносить платеж в общем порядке.

Продление права на освобождение от уплаты НДС

Подтвердить право на освобождение от уплаты НДС организация или индивидуальный предприниматель могут до 20 числа месяца, который следует за двенадцатым месяцем использования данного права. Для этого направляется специальное уведомление.

Есть алгоритм, как получить освобождение от НДС. Следует подать уведомление, выписки с бух баланса, книги продаж. Для организаций и ИП, которые перешли на ОСНО с УСН или ЕСХН, для подтверждения права на льготу нужно представить выписки из книг учета, которые велись при использовании специальных режимов.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Обязанности плательщика НДС

На основании применения льготы на общей системе налогообложения лица могут не вносить сбор, не выставлять покупателям счета-фактуры, при этом у них остаются некоторые обязанности.

Эти лица имеют обязательство по внесению данных в книги продаж и покупок, журнал счетов-фактур. Документы по отгрузкам выставляются с соответствующей пометкой. При ввозе товаров сбор уплачивается, а также при выполнении функций агента. Подается декларация по кварталам, когда использовались отчисления. При невыполнении этих требований налоговыми органами могут налагаться санкции в отношении нарушителей.

Прекращение освобождения от уплаты НДС

Если по каким-либо причинам следует избавиться от льготы освобождения от НДС, следует обратиться в фискальные органы с подачей заявления об отказе. При этом до истечения годового периода освобождения, сделать это невозможно.

То есть, при выставлении счетов – фактур с выделенным НДС, принять к вычету входной платеж невозможно, пока действует льгота. Плательщик может потерять право, если прибыль лица в течение трех месяцев превысила 2 000 000, либо была реализация продукции с акцизами.

expert-nds.ru

Какие льготы по НДС предусмотрены в 2019-2020 годах?

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Операции, при которых НДС отсутствует

Когда применение льгот является добровольным

 

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы».

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?».

Если предприятие в процессе своей деятельности использует операции 2 видов (облагаемые налогом и необлагаемые), необходимо вести по ним раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), а выставленную поставщиками сумму налога для операций, по которым применяется льгота по НДС, нужно учитывать в стоимости товаров. Входящий налог в отношении действий, по которым начисляется НДС, учитывают отдельно для последующего вычета.

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). При этом если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, можно не распределять «входной» НДС по товарам, (работам/ услугам), которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым операциям. Всю сумму такого НДС можно принять к вычету.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2019 при расчете 5% операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, не включайте в состав необлагаемых. Важно, чтобы они не были перечислены в ст. 149 НК РФ. С этой даты такие операции для целей расчета пропорции относятся к облагаемым (п. 4 ст. 170 НК РФ).

НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, п. 4 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2018 N 03-07-11/27256, от 05.04.2018 N 03-07-14/22135).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

 

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1–2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Об этом рассказывает наш материал «Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?».

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС».

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Ответ на этот вопрос можно узнать «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг».

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Ответ на этот вопрос вы найдете в материале  «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике «Льготы по НДС».

nalog-nalog.ru

Освободился от уплаты НДС — восстанови его. Но только по закону

Обязанность восстановить НДС введена в ст. 145 НК РФ Законом от 29.05.02 N 57-ФЗ. Раньше такой обязанности в НК РФ не было. Налоговики бросились налагать штрафы и за предшествующие периоды. Разбирательства продолжаются и сейчас
В силу специфики налогового законодательства, за изменениями которого не успевают следить даже специалисты, не говоря уже о рядовых налогоплательщиках, на практике очень часто возникают спорные ситуации, однозначного решения по которым достичь невозможно даже при обращении в суд.

Ю. МИХАЛЫЧЕВА, АКДИ «Экономика и жизнь»

Одна из таких проблем связана с восстановлением сумм «входного» НДС налогоплательщиками, получившими освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

Статья 145 НК РФ определяет порядок и условия освобождения налогоплательщиков от обязанности уплаты НДС. Пунктом 8 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для таких операций, после отправки уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Пункт 8 был введен в ст. 145 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 57-ФЗ).

До вступления в силу изменений, внесенных в ст. 145 НК РФ Законом N 57-ФЗ, до 1 июля 2002 г., в главе 21 НК РФ не было норм, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать «входной» НДС при получении освобождения от уплаты НДС.

* * * Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ (в редакции НК РФ, действовавшей до 1 июля 2002 г.) суммы «входного» НДС нельзя было принять к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для:

  • операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с пунктами 1 — 3 ст. 149 НК РФ;
  • операций, местом реализации которых не признается территория РФ.
В этих случаях уплаченные суммы НДС подлежали включению в состав расходов. Поэтому если налогоплательщик получил по таким операциям вычет, то он должен был восстановить соответствующие суммы налога и уплатить их в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Отдельно было закреплено положение, касающееся налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Эта категория налогоплательщиков также не имела права принимать к вычету НДС, а должна была учитывать его в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 6 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство, действовавшее до 1 июля 2002 г., действительно содержало запрет на получение вычетов по уплаченным суммам НДС для налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Но этот запрет распространялся только на тот период времени, в течение которого налогоплательщик пользовался освобождением по ст. 145 НК РФ. Что же касается вычетов, полученных до перехода на особый режим по ст. 145 НК РФ, то никаких положений относительно обязанности по восстановлению НДС такими лицами Кодекс не содержал.

Конечно, не следует забывать о п. 2.10 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее — Методические рекомендации), в котором было указано, что суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.

Именно этим положением налоговые органы мотивируют свои требования к налогоплательщикам о восстановлении НДС. Однако здесь стоит напомнить, что Методические рекомендации не являются актами налогового законодательства и не обладают обязательной силой для налогоплательщиков, ссылка на них в обоснование отдельных положений НК РФ в том случае, когда они «дополняют» нормы НК РФ и прямо не следуют из них, является безосновательной.

Таким образом, до 1 июля 2002 г. НК РФ не предусматривал обязанности для налогоплательщиков, получивших освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, восстанавливать и уплачивать суммы НДС в бюджет.

* * * Закон N 57-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., изменил ситуацию. Статья 145 НК РФ была дополнена п. 8, согласно которому налогоплательщики, которые до получения права на освобождение приобрели товары (работы, услуги) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, но не использовавшие их для таких операций, должны восстановить НДС .

С появлением этой нормы закона налоговые органы начали выносить решения по результатам налоговых проверок о нарушениях налогового законодательства за прошлые налоговые периоды, в которых обязывали налогоплательщиков восстанавливать НДС и уплачивать соответствующие штрафы по ст. 122 НК РФ.

Однако налоговики поторопились. Согласно ст. 2 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налогоплательщики, которые на момент вступления Закона в силу уже пользовались освобождением, не обязаны восстанавливать НДС, так как на момент приобретения права на освобождение норм законодательства о восстановлении ранее принятых к вычету сумм НДС просто не существовало.

Поскольку до 1 июля 2002 г. законодательно не была закреплена обязанность по восстановлению ранее принятых к вычету сумм НДС при приобретении права на освобождение от уплаты НДС, восстанавливать принятые к вычету суммы НДС обязаны лишь те налогоплательщики, которые получили освобождение по ст. 145 НК РФ после 30 июня 2002 г.

Что же касается арбитражной практики по данному вопросу, то она формировалась неоднозначно.

Так, ФАС Центрального округа в кассационной инстанции не удовлетворил жалобу налогоплательщика о признании недействительным решения налоговой инспекции о восстановлении суммы НДС, приходящейся на остаточную стоимость не полностью амортизированных основных средств, которые использовались для производственной деятельности после получения права на освобождение по ст. 145 НК РФ. Такое решение суд принял на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 2.10 Методических рекомендаций (Постановление ФАС Центрального округа от 25.04.02 N А54-4455/01-С11).

Аналогичное решение имеется еще по одному делу. В кассационной инстанции ФАС Центрального округа постановил, что налогоплательщик был обязан восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 07.05.02 N А54-4096/01-С2).

Суд руководствовался п. 2 ст. 171 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, уплаченную при приобретении товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 ст. 170 НК РФ. А согласно п. 6 ст. 170 НК РФ при приобретении товаров (работ, услуг) лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, должны учитываться в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Суд делает вывод, что к вычету причитаются суммы «входного» НДС только по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для производства товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке.

Но в большинстве случаев суды не поддерживают требования налоговых органов (Постановления ФАС Уральского округа от 03.03.03 N Ф09-408/03-АК и от 22.01.03 N Ф09-2932/02-АК, Северо-Западного округа от 02.09.02 N А56-4218/02, Волго-Вятского округа от 03.04.03 N А82-127/02-А/6).

Решения, признающие правомерность невосстановления сумм НДС, принятых к вычету до приобретения права на освобождение от уплаты НДС, суды аргументировали следующим образом:

  • до 1 июля 2002 г. в НК РФ отсутствовали нормы, требовавшие от налогоплательщиков восстанавливать ранее возмещенный НДС по товарам, приобретенным до получения налогового освобождения. Положения пунктов 2 и 6 ст. 170 НК РФ к таким налогоплательщикам не относятся. Пункт 6 ст. 170 НК РФ применим только к тем случаям, когда налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) в период освобождения от налогообложения. На ранее полученные вычеты п. 6 ст. 170 НК РФ не распространяется. Поэтому он не может толковаться, как устанавливающий для налогоплательщиков обязанность восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ (до использования права на освобождение). В момент же приобретения спорных товаров (работ, услуг) нормы п. 6 ст. 170 НК РФ также неприменимы, т.к. в этот момент лицо являлось плательщиком НДС;
  • ссылка на п. 2.10 Методических рекомендаций неправомерна, поскольку в силу п. 2 ст. 4 НК РФ методические рекомендации не относятся к законодательству о налогах и сборах, поэтому не носят обязательного характера. Кроме того, п. 2.10 исключен из Методических рекомендаций приказом МНС России от 17.09.02 N ВГ-3-03/491 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447»;
  • введенная Законом N 57-ФЗ обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ, действует лишь с 1 июля 2002 г. (со дня вступления в силу Закона). В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры налогов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Действовавшим до 1 июля 2002 г. законодательством не была предусмотрена обязанность налогоплательщика восстанавливать и уплачивать НДС, поэтому при вышеперечисленных обстоятельствах дополнения (п. 8 ст. 145 НК РФ), внесенные Законом, неприменимы.

Таким образом, до вступления в силу Закона N 57-ФЗ налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, не обязаны были восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, в том числе и по основным средствам.

www.klerk.ru

Как учитывать НДС, если есть освобождение от уплаты — Контур.Экстерн — СКБ Контур

Компания, получившая освобождение от уплаты НДС, должна тем не менее выставлять покупателям (заказчикам) счета-фактуры. В данных счетах-фактурах следует сделать надпись или поставить штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

НДС, предъявленный поставщиками (исполнителями), следует учитывать в стоимости приобретенных товаров, работ и услуг (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Принимать к вычету входной налог нельзя, а значит, и книгу покупок организация вправе не вести (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895).

В связи с этим входной налог, принятый к вычету до получения освобождения, может потребоваться восстановить. Дело в том, что получив освобождение, компания будет использовать это имущество для ведения деятельности, необлагаемой НДС. Так, восстановить НДС придется по (п. 8 ст. 145 НК РФ):

  • материалам, не переданным в производство;
  • нереализованным товаром;
  • недоамортизированным основным средствам и нематериальным активам.

Важно

Если компания начинает применять освобождения с начала квартала, то восстановленный налог следует указать в декларации по НДС за последний налоговый период (квартал) перед освобождением.

Если применение освобождения начинается со второго или третьего месяца квартала, то восстановленный налог нужно указать в декларации за квартал, в котором компания начинает применять освобождение (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Компания, получившая освобождение от уплаты НДС, должна тем не менее выставлять покупателям (заказчикам) счета-фактуры. В данных счетах-фактурах следует сделать надпись или поставить штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Если же организация, получившая освобождение, выставит счет-фактуру с выделенной суммой налога, то НДС надо будет перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). В противном случае ИФНС может оштрафовать компанию по статье 122 НК РФ.

К такому выводу пришли чиновники (письмо УМНС России от 29.10.2002 №11-10/51672). Согласны с такой позицией и некоторые суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2006 № А13-7765/2005-19, ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2010 № Ф03-6439/2010). В то же время другие судьи считают, что штрафовать компанию нельзя (постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2012 № А56-25413/2011, Дальневосточного округа от 20.02.2009 № Ф03-6382/2008).

Также организация, которая освобождена от уплаты НДС, должна вести книгу продаж. Делать это нужно, в частности, чтобы подтвердить право на освобождения и продлить период освобождения (п.6 ст. 145 НК РФ).

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерн

Попробовать

kontur.ru

Все основания освобождения от уплаты НДС по НК РФ в 2018 году

Основание не платить НДСНорма Налогового кодекса об освобождении от уплаты НДС
Финансовые услуги
Реализация долей в УК, паев, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделокПодп.12 п. 2 ст.149
Банковские операцииПодп. 3 п. 3 ст. 149
Операции займа и РЕПОПодп. 15 п. 3 ст. 149
Страхование и негосударственное пенсионное обеспечениеПодп. 7 п. 3 ст. 149
Уступка прав/требований кредитора по обязательствам по кредитным договорамПодп. 26 п. 3 ст. 149
Банковские операции организаций, которые могут их совершать без лицензии ЦБПодп. 5 п. 3 ст. 149
Обслуживание банковских картПодп. 3.1 п.3 ст. 149
Услуги профессиональных участников рынка ценных бумагПодп. 12.2 п. 2 ст. 149
Информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетовПодп. 4 п. 3 ст.149
Страхование (сострахование, перестрахование) экспортных кредитов и инвестицийПодп. 7.1 п. 3 ст. 149
Депозитарные услуги, оказываемые депозитарием средств МВФ, МБРР и МАРПодп. 12.1 п. 2 ст. 149
Уступка прав/требований по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделокПодп. 30 п. 2 ст. 149
Доверительное управление средствами пенсионных накопленийПодп. 29 п. 2 ст. 149
Клиринговая деятельностьПодп. 15.2 п. 3 ст. 149
Операции с

недвижимостью

Реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в нихПодп. 22 п. 3 ст. 149
Услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительствеПодп. 23.1 п. 3 ст. 149
Передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартирПодп. 23 п. 3 ст. 149
Аренда жилых помещенийПодп. 10 п. 2 ст. 149
Операции по реализации земельных участковПодп. 6 п. 2 ст. 146
Услуги по созданию

общественных благ

Услуги учреждений культуры и искусстваПодп. 20 п. 2 ст. 149
Реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследияПодп. 15 п. 2 ст. 149
Ввоз товаров для исследования и использования космического пространстваП.13 ст.150
Товары (работы, услуги) в области космической деятельности (ставка 0%)Подп. 5 п. 1 ст. 164
Уход за детьми дошкольного возраста, занятия с несовершеннолетними (кружки/секции/др.)Подп. 4 п. 2 ст. 149
Почтовые марки, маркированные открытки и конверты, лотерейные билетыПодп. 9 п. 2 ст. 149
Уход за больными, инвалидами и престарелымиПодп. 3 п. 2 ст. 149
Соц. обслуживание несовершеннолетних и безнадзорных, пожилых, инвалидов и иных нуждающихсяПодп. 14.1 п. 2 ст. 149
Услуги уполномоченных органов, за которые взимается гос. пошлинаПодп. 17 п. 2 ст. 149
Предметы и услуги религиозного назначенияПодп. 1 п. 3 ст. 149
Услуги по проведению технического осмотраПодп. 17.2 п. 2 ст. 149
Услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивовПодп. 6 п. 2 ст. 149
Работы (услуги) по тушению лесных пожаровПодп. 19 п. 3 ст. 149
Проезд ТС по платным автомобильным дорогам (кроме платы концессионеру)Подп. 4.2 п. 2 ст. 146
Работы (услуги) в рамках мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке трудаПодп. 11 п. 2 ст. 146
Работы (услуги) казенных, бюджетных и автономных учреждений в рамках гос. заданияПодп. 4.1 п. 2 ст. 146
Аккредитация операторов технического осмотраПодп. 17.1 п. 2 ст. 149
Работы (услуги) органов гос. власти в рамках установленных полномочийПодп. 4 п. 2 ст. 146
Безвозмездные услуги по производству и распространению социальной рекламыПодп. 32 п. 3 ст. 149
Лотереи и

тотализаторы

Лотереи по решению уполномоченного органа исполнительной властиПодп.8, 8.1 п. 3 ст.149
Организация и проведение азартных игрПодп. 28 п. 2 ст. 149

buhguru.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о