Игра на понижение (фильм) — Википедия

«Игра на понижение» (англ. The Big Short) — фильм Адама Маккея, посвящённый событиям ипотечного финансового кризиса 2007—2008 годов[3]. Сценарий фильма основан на книге Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы». Главные роли сыграли Кристиан Бейл, Райан Гослинг, Стив Карелл и Брэд Питт[4][5]. Дебютный показ состоялся в рамках фестиваля AFI Fest 22 сентября 2015 года.

Сюжет картины посвящён тому, как несколько финансовых аналитиков и сотрудников хедж-фондов на Уолл-Стрит смогли предсказать развитие событий кризиса и сыграли на понижение курса ипотечных облигаций, заработав состояние. Картина получила высокие оценки критики за глубину раскрытия темы и умелый баланс художественных достоинств с достаточно правдоподобным изложением рыночных и экономических механизмов, лежавших в основе экономического коллапса.

Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий (Чарльз Рэндольф, Адам Маккей) и ещё 4 номинации, в том числе за лучший фильм. Премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий.

Действие картины начинается в 2005 году. Чудаковатый финансовый гений, управляющий хедж-фонда Scion Capital Майкл Бьюрри предчувствует, что американский рынок ипотечных кредитов может скоро лопнуть. В связи с этим он страхует около миллиарда долларов своих клиентов через кредитный дефолтный своп. Клиенты фонда Бьюри волнуются, ведь рынок кредитов представлялся весьма стабильным, но тот твёрдо стоит на своём. Уолл-стрит замечает эту странную активность и вскоре несколько финансистов догадываются, что опасения Бьюрри имеют под собой основания. Более того, сыграв на понижение, можно хорошо заработать.

Разрабатывать тему независимо начинают: агентство Front Point и молодые инвесторы Чарли Геллер и Джейми Шипли. Руководитель Front Point Марк Баум, по наводке трейдера Deutsche Bank Джареда Веннета, пытается понять природу проблемы. Веннет привлекает внимание к CDO. Эти транши облигаций уже давно не соответствуют тому рейтингу, который им присваивают без должной проверки. Обычная практика на рынке: смешивать бумаги с рейтингом «A» и «мусорные» «B» и всему портфелю облигаций присваивать высший рейтинг. Баум и его люди лично отправляются в пригороды Майами, дабы на местах проверить то, что рынок ипотечных кредитов действительно перегрет и дефолт возможен в ближайшем будущем. Поговорив с местными жителями и риэлторами, Баум понимает, что ситуация действительно угрожающая. Массовые невыплаты по кредитам только вопрос времени. Геллер и Шипли также приходят к идее свопов и контактируют с отошедшим от дел брокером Беном Рикертом. Через него они выходят на Deutsche Bank и заключают сделки со свопами. Тем временем Баум узнаёт о синтетических CDO (en), представляющих собой финансовую пирамиду, на существование которой закрывают глаза контролирующие органы.

Front Point, Геллер и Шипли приобретают свопы на крупные суммы, предполагая, что когда облигации ипотечных займов упадут в цене, они зашортят свои сделки и с лихвой вернут вложения. Приходит 2007 год и предсказания начинают сбываться. По стране поднимается волна невозвратов по ипотеке, тем не менее, облигации, подкрепляющие долговые обязательства, пока в цене не падают. Пытаясь разобраться в этом парадоксе, Баум посещает офис Standard & Poor’s. Почему рейтинговое агентство упорно продолжает присваивать сомнительным портфелям бумаг рейтинги уровня AAA? Сотрудница агентства объясняет, что они вынуждены так поступать, иначе банки уйдут к конкурентам и всё равно получат необходимый рейтинг там. Обвал курса ценных бумаг начинается только тогда, когда на волне кризиса разоряются Bear Stearns и Lehman Brothers. Один за другим герои картины начинают избавляться от своих свопов с большой выгодой. Марк Баум в последний момент начинает сомневаться, ведь средства, которые он получит — деньги простых людей, за счёт которых устраняют последствия кризиса. Тем не менее, он закрывает сделку.

Режиссёр картины Адам Маккей

Майкл Льюис в интервью отмечал, что никогда не понимал причин внимания к его книгам в Голливуде. Признание к нему как к автору, стоящему экранизации, пришло после кассового успеха картины «Невидимая сторона», по книге «The Blind Side: Evolution of a Game» (en)[6]. В 2010 году свет увидело документальное исследование Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы», которое вскоре стало бестселлером. Книгу прочитал Адам Маккей и рекомендовал студии Paramount Pictures рассмотреть возможность экранизации. Маккей, больше известный по комедиям, причём ориентированным на аудиторию с невзыскательным вкусом[7], неожиданно выбрал серьёзную тему, как своеобразный вызов самому себе[8]. Особенно Маккею понравился финальный поворот сюжета, когда герои осознают то, что сделали ставку против устоев всей экономики, основы существования, в известном смысле, против самих себя

[9].

В 2013 студия Paramount приобрела права на книгу и передала продюсирование будущей картины Брэду Питту и его студии Plan B Entertainment[6][4]. У Брэда уже был положительный опыт экранизации произведений Льюиса в аналитической картине «Человек, который изменил всё» и он сразу согласился. В марте 2014 Адам Маккей был официально привлечен в проект в качестве режиссёра. Чарльз Рэндольф стал его соавтором сценария в будущем проекте[3].

Работа над сценарием заняла около 6 месяцев. Рэндольф при создании персонажей вдохновлялся настроением ранних комедий Милоша Формана и картины «Хвост виляет собакой». Сюжет книги был значительно переработан, появилась часть с событиями во Флориде (которой не было в книге). Финансовая составляющая была упрощена, но не слишком. Такая сцена, где Джаред Венетт объясняет коллегам при помощи башни Дженга механизм пирамиды ИЦБ, как заметил сценарист, в фильме может быть только одна. Главные герои ленты профессионалы, которые и так знакомы с функционированием рынка ценных бумаг. Объяснение делается для зрителя, но злоупотреблять такими лекциями в игровом фильме нежелательно. Обнаружив в книге Льюиса массу сносок-пояснений для терминов, Маккей решил добавить в канву сюжета отступления-врезки в исполнении приглашенных звезд

[10].

Подбор актеров прошёл быстро — всего за три недели были получены подтверждения от всех[8]. В картине оказалось занято четыре лауреата премии «Оскар» (Бейл, Мелисса Лео, Томей, Питт) и два номинанта (Гослинг и Карелл). В январе 2015 года студия официально сообщила, что подбор актёров и локаций для натуры завершён, и подтвердила возможность начала съёмок картины через месяц

[11]. Съёмки картины начались 18 марта 2015 года, прошли примерно за 50 дней, большей частью в Новом Орлеане. Отдельные эпизоды были запечатлены в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Интерьер офиса Lehman Brothers был воссоздан в вестибюле здания Управления финансовых услуг штата Нью-Йорк, в Манхэттене[12].

Оператор Барри Эйкройд отметил, что хотел снять её «не слишком красиво и не слишком вычурно», придерживаясь заданного режиссёром документального подхода и тона чёрной комедии[13]. Картина снималась на плёнку, в формате Super-35 на оборудовании Panavision, с объективом типа Angenieux (en) 24-290mm со сферическими линзами (в некоторых эпизодах 17-80mm и 15-40mm), кадр в соотношении сторон 2,35:1. Для наездов и эффекта съёмки с рук, которые так любит Эйкройд, использовалась специально разработанная Panavision камера, которая была впервые применена ещё для картины «Последнее лицо»[13]

.

Маккей, заметив, что весь его актёрский ансамбль слишком хорошо выглядит, заявил, что в этом фильме они не будут кинозвездами[14]. Больше всего усилий режиссёра потребовал образ Майкла Бьюри. Этот персонаж — единственный, сохранивший имя своего реального прообраза, и по сюжету он находится в некотором вакууме, не общаясь с другими главными действующими лицами[7]. С Кристианом Бейлом режиссёр работал над образом около 10 дней. Незадолго перед съёмками Бейл сильно повредил себе колено и еле двигался. В одной из первых сцен ему нужно было сыграть на ударной установке одну из композиций группы Pantera, демонстрируя эксцентричные увлечения финансового гения. Актёр справился со сложной сценой[7]. Майкл Бьюри, консультировавший создателей, прислал Кристиану Бейлу свою одежду, чтобы тот выглядел аутентично в кадре[15][16]. По требованию режиссёра, Стив Карелл набрал около 20 фунтов веса (8 кг). Райан Гослинг вставил темные контактные линзы и «испортил» причёску. Стилистам также пришлось поработать над прической Брэда Питта, образ которого был дополнен бородой

[14].

Финансовым консультантом картины стал журналист Адам Дэвидсон (en). Маккей, опасаясь того, что картина останется слишком сложной для понимания рядового зрителя, договорился с киностудией о бо́льшем количестве тестовых просмотров с фокус-группами, чем это бывает обычно. Всего их было проведено шесть. Первый вариант режиссёрского монтажа был продолжительностью 150 минут. После работы с фокус-группами продолжительность сократили до 130 минут[7].

Премьера и ограниченный просмотр состоялись в рамках кинофестиваля AFI Fest 22 сентября 2015 года. В широкий прокат картина вышла 11 декабря[17].

Как отметил Эндрю Баркер из Variety, трудно представить, что один и тот же режиссёр снял «Копы в глубоком запасе», «Телеведущего» и «Игру на понижение»[18]. Впрочем, памятуя о предыдущих работах режиссёра, большинство специалистов отнесло её к жанру комедии, отражающей общий тренд Голливуда с юмористическим подходом к серьёзным и даже трагическим темам[19]. Питер Трэверс (Rolling Stone) даже назвал её комедией-катастрофой[20].

Башня Дженга — одна из использованных в картине аналогий, помогающая понять суть пирамиды ипотечных ценных бумаг

Картина была высоко оценена большинством критиков, заняв достойное место в новом поколении лент об истории финансового кризиса 2007—2008, вышедших после 2010 года. Она не является такой «развязной», как «Волк с Уолл-стрит», хотя и не столь аналитической, как строго документальная «Инсайдеры», сохраняя баланс с развлекательным началом

[21][22][23]. Джеймс Берардинелли выделил «хирургическую точность», с которой создатели обнажают внутренние механизмы, приведшие к катастрофе[24]. Серьёзный, аналитический разбор кризиса заканчивается необычным для современного игрового кино открытым финалом. Главные герои выиграли свои ставки, но выиграли за счёт простых людей. Те, кого условно можно отнести к «негодяям», остались ненаказанными[25].

Однако достижение «Игры на понижение» в том, что мистер Маккей не просто подчеркивает мораль истории диалогами. Концовка картины с её резкой сменой тона со вздоха облегчения на вздох разочарования и неожиданное изменение настроения музыки на мрачную … все вместе создаёт волну почти невыносимого отвращения

Оригинальный текст (англ.)

but the achievement of “The Big Short” is that Mr. McKay doesn’t only underline the moral of the story in dialogue. The film’s final images, its abrupt shift in tone from exhilaration to exhaustion, its suddenly downbeat music … all combine to trigger a climactic wave of almost unbearable disgust
[22]
.

Энтони Скотт

Фильм соткан из противоречий, которые начинаются с оригинального названия картины, содержащего оксюморон[25]. Основные события развиваются темпераментно и в высоком темпе. Сложные для понимания действия героев, игра на бирже, упоминания финансовых инструментов перемежаются эпизодами из личной жизни героев, вставками своеобразного «белого шума» современной поп-музыки, нарезок клипов[17][18]. Критик Энтони Скотт (NY Times) сравнил сюжет картины с психоделическим трипом[22]. Находка создателей — остановки в рваном повествовании, когда герои неожиданно останавливаются и сквозь «четвертую стену» обращаются к зрителям: «а на самом деле все было не совсем так». Оператор придерживается необычного подхода, стилизованного под любительскую съёмку, хотя и без модной дрожащей камеры. Фокус в мизансцене постоянно переходит с одного героя на другого, неожиданно происходит наезд, словно оператор не определился, что ему показывать

[26][20][27].

Главная трудность, с которой столкнулись создатели — это необходимость донести сложные экономические понятия, без которых невозможно разобраться в интриге картины, до неподготовленного зрителя. «Облигации не особенно фотогеничны», но создатели картины сделали всё, что смогли. Им пришлось искать нестандартный подход, чтобы «Игра на понижение» не превратилась в нудную лекцию по экономике. Приглашённые звёзды поясняют механизм работы вторичных финансовых инструментов на простых аналогиях: пенная ванна (финансовый пузырь), уха второй свежести (портфель ценных бумаг с разным рейтингом) и игра в казино (ставки на CDO) (Марго Роби, Селена Гомес, Энтони Бурден, Ричард Талер)[24][28]. Отдельных негативных отзывов заслужило чрезмерное морализаторство в комментариях, а также излишний пафос в концовке, в которой авторы без всякого иносказания преподносят мораль картины[29][30].

Центральных персонажей формально можно отнести к положительным героям, но зритель не испытывает к ним сочувствия — они всего лишь хладнокровные дельцы[23]. В картине счастливый конец, все ведущие персонажи остались в прибыли, но зритель испытывает противоречивые ощущения[22]. По мнению критика NY Daily News, главные герои — представители редкого класса симпатичных злодеев[31] Актёрский ансамбль заслужил, в целом, высокие оценки. Всем актерам центральных персонажей удалось создать запоминающихся героев[20]. Критики особо выделили игру Стива Карелла, создавшего глубокий образ Марка Баума, ощущающего моральную ответственность за всё происходящее[18][20][7].

Список наград и номинаций
Премия Категория Номинанты Результат
Оскар[32] Лучший фильм Деде Гарднер, Джереми Клейнер, Брэд Питт Номинация
Лучшая режиссёрская работа Адам Маккей Номинация
Лучший актёр второго плана Кристиан Бейл Номинация
Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Лучший монтаж Хэнк Корвин Номинация
Премия Американской ассоциации монтажёров[33] Лучший монтаж полнометражного комедийного или музыкального фильма Хэнк Корвин Победа
Премия Американского института киноискусства[34] 10 лучших фильмов года The Big Short Победа
Премия Общества по подбору актеров[en][35] Big Budget — Comedy Francine Maisler и Meagan Lewis Победа
BAFTA[36] Лучший фильм Деде Гарднер, Джереми Клейнер, Брэд Питт Номинация
Лучший режиссёр Адам Маккей Номинация
Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Лучшая мужская роль второго плана Кристиан Бейл Номинация
Лучший монтаж Хэнк Корвин Номинация
Critics’ Choice Movie Awards Лучший фильм The Big Short Номинация
Лучшая комедия The Big Short Победа
Лучший монтаж Хэнк Корвин Номинация
Лучший комедийный актёр Кристиан Бейл Победа
Стив Карелл Номинация
Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Best Acting Ensemble Кристиан Бейл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Мелисса Лео, Хэмиш Линклейтер, Джон Магаро, Брэд Питт, Рейф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, Финн Уиттрок Номинация
Премия Гильдии режиссёров Америки[37][38] Лучший режиссёр Адам Маккей Номинация
Империя[39] Лучший сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Золотой глобус[40] Лучший фильм — комедия или мюзикл The Big Short Номинация
Лучшая мужская роль — комедия или мюзикл Кристиан Бейл Номинация
Стив Карелл Номинация
Лучший сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Номинация
Hollywood Film Awards[35] Режиссёрский прорыв Адам Маккей Победа
Houston Film Critics Society Awards[en][35] Лучший фильм The Big Short Номинация
Indiana Film Journalists Association Awards[41] Лучший фильм The Big Short Номинация
Лучший режиссёр Адам Маккей Номинация
Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Runner-up
Лучшая мужская роль второго плана Кристиан Бейл Номинация
Стив Карелл Номинация
Los Angeles Film Critics Association[en]*[35] Лучший монтаж Хэнк Корвин Победа
MTV Movie Awards[42][43] Фильм, основанный на реальных событиях The Big Short Номинация
Премия Национального совета кинокритиков США[35] Лучший актёрский состав Кристиан Бейл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Мелисса Лео, Хэмиш Линклейтер, Джон Магаро, Брэд Питт, Рейф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, и Финн Уиттрок Победа
Премия Гильдии продюсеров США[44] Best Theatrical Motion Picture Деде Гарднер, Джереми Клейнер, и Брэд Питт Победа
San Francisco Film Critics Circle[en][35] Лучший монтаж фильма Хэнк Корвин Номинация
Спутник[45] Лучший фильм The Big Short Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Кристиан Бейл Победа
Премия Гильдии киноактёров США[46] Outstanding Performance by a Male Actor in a Supporting Role Кристиан Бейл Номинация
Outstanding Performance by a Cast in a Motion Picture Кристиан Бейл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Мелисса Лео, Хэмиш Линклейтер, Джон Магаро, Брэд Питт, Рейф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, и Финн Уиттрок Номинация
USC Scripter Award[en][35] Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа
Washington D.C. Area Film Critics Association[en][35] Лучший актёрский состав Кристиан Бейл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Мелисса Лео, Хэмиш Линклейтер, Джон Магаро, Брэд Питт, Рейф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, и Финн Уиттрок Победа
Премия Гильдии сценаристов США[en][35] Лучший адаптированный сценарий Адам Маккей и Чарльз Рэндольф Победа

Основная интрига построена вокруг того, что главный герой строит достаточно точный прогноз на цену по ИЦБ, так как финансовая пирамида, построенная на этих ценных бумагах, рано или поздно рухнет. Он ставит против ценных бумаг, считавшихся устоями рынка. Практика выдачи субстандартных кредитов (en) с плавающей ставкой (en) без должной проверки кредитной истории стала повсеместной. Объединение рискованных бумаг в транши CDO, рейтинг которых не проходит должной проверки. Наблюдая появление на рынке ещё более рискованных, так называемых синтетических CDO, герои только убеждаются в своей правоте[19].

Майкл Бьюри и другие трейдеры в фильме делают, как в казино или букмекерской конторе, ставку на падение цены, то есть «на понижение», играя на бирже на стороне «медведей». Механизм, используемый при игре на понижение («шорт»), является обратным по отношению к обычной спекулятивной перепродаже ценных бумаг. Трейдер, знающий, что цена будет падать, берёт ценные бумаги в долг у брокера, продаёт на рынке и ждёт снижения цены. Когда цена, наконец, падает, он покупает их и оставляет разницу себе (закрывает сделку). Трейдеру выгодно это сделать, когда цена упадёт до самого низкого уровня[19][47].

Бьюри мог и непосредственно приобрести акции (причем сделку он осуществлял не на свои деньги, а на средства клиентов своего фонда), но он использовал механизм кредитного дефолтного свопа (CDS). Данный дериватив страхует сделку. При этом покупатель (Бьюри) оплачивает не всю сумму приобретаемых ценных бумаг, а только возрастание в цене предмета сделки, если оно произойдёт (так называемые premiums). Банк, предоставивший CDS, уверен в том, что цена бумаг не упадет, и соглашается (в реальности, CDS по отношению к ипотечным ценным бумагам не существовали на рынке и возникли только после того, как Бьюри проявил к ним интерес)[19]. Риск состоит в том, что если цена на бумаги вместо падения будет расти, то по условиям контракта ему постоянно придётся покрывать разницу и у него не хватит наличности. Об этом и беспокоятся клиенты хедж-фонда Майкла Бьюри. В итоге все расходы Бьюри и других игроков на понижение оказываются оправданы. Бьюри вернул вложения с прибылью 489 %[48][19][47]. Обращает внимание и то, что Бьюри обратился за сделкой CDS именно в Deutsche Bank и Goldman Sachs. Он учел то, что многие финансовые институты пострадают от кризиса и не смогут с ним расплатиться — выбранные им банки не были столь тесно связаны с рынком ипотечных бумаг и, скорее всего, остались бы на плаву[48].

Майкл Льюис считал, что появление фильма по столь сложной для восприятия книге — возможность донести для более широкой аудитории важные уроки, которые все должны извлечь из недавнего кризиса.

Не достаточно объяснить сложные понятия читателю, читатель должен захотеть их понять. Если понятия очень сложные, читателю должно быть жизненно необходимо их понять

Оригинальный текст (англ.)

It’s never enough to explain complicated things to a reader; the reader needs first to want to know about them. If the thing is seriously complicated, the reader must very badly want to know about it

Майкл Льюис [6]

Газета Guardian назвала изображение событий достаточно убедительным и исторически достоверным[23]. По сравнению с «Пределом риска», фильм Маккея рассматривает более широкий спектр событий, персон и организаций, повлиявших и вовлечённых в кризис[23]. Эксперт Wall Street Journal Грег Ип отметил, что фильм интересен и полезен, хотя изображённая им картина не совсем полна. Мораль картины и её изобличающий посыл направлены на несправедливость, связанную с тем, что банки, попустительствовавшие коллапсу экономики, не были наказаны, а были взяты на поруки государством за счет налогоплательщиков. Между тем, для специалистов гораздо важнее не то, что пузырь лопнул, а то, как пузырь сформировался. Эти сложные макроэкономические процессы (низкая процентная ставка ФРС, конъюнктура мирового рынка) вряд ли можно отобразить в игровом фильме, но именно их анализ по-настоящему важен для предотвращения будущих кризисов. В картине (и в книге) не упоминается тот, кто заработал (также на CDS) больше всех на кризисе — миллиардер Джон Полсон (en), хотя его история также весьма поучительна[28].

Майкл Бьюри отметил то, что фильм рассказал лишь о небольшой части глобальной проблемы[49]. Финансовый обозреватель Холман Дженкинс подверг картину глубокой критике, заметив, что у крупных банков так называемые «токсичные» ипотечные активы, составляли всего около 2 % от всего портфеля, и одних только этих активов было недостаточно, чтобы нанести такой удар по системе. Изображённая в картине близорукость СМИ, которые, вступив в сговор с банками, не замечали надвигающуюся катастрофу, не соответствует реальности. Wall Street Journal и другие издания писали о надувающемся пузыре ещё с 2004 года[50]. Обозреватель Forbes Стив Дэннинг, полемизируя с коллегами, отметил высокую достоверность фильма, правильно расставленные акценты. Подобные фильмы повышают бдительность и привлекают внимание к тому, что раньше оставалось в тени[51].

  1. Anne Thompson. REVIEW: ‘The Big Short’ Is Smart Expose of Financial Meltdown (англ.). Indiewire. Penske Business Media, LLC (11 December 2015). Дата обращения 9 ноября 2016.
  2. ↑ The Big Short (2015) (англ.). Box Office Mojo. IMDb. Дата обращения 30 января 2016.
  3. 1 2 The Deadline Team. Paramount Taps ‘Anchorman’ Helmer Adam McKay To Adapt And Direct Michael Lewis’ ‘The Big Short’ About Economic Meltdown (англ.). deadline (March 24, 2014). Дата обращения 22 мая 2016.
  4. 1 2 Dave McNary. ‘Anchorman’s’ Adam McKay Boards Financial Drama (англ.). Variety (Mar 24, 2014). Дата обращения 22 мая 2016.
  5. Borys Kit. Steve Carell in Talks to Join Christian Bale, Ryan Gosling in ‘The Big Short’ (Exclusive) (англ.). Hollywood Reporter (1/14/2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  6. 1 2 3 Michael Lewis. Even Michael Lewis Was Surprised Hollywood Bet on The Big Short (англ.). Vanity Fair (Jan 2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  7. 1 2 3 4 5 by Nick Allen. People are smart: Adam Mckay on «The Big Short» (англ.). Roger Ebert (Dec 14, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  8. 1 2 Rebecca Ford. How Adam McKay Managed to Write and Wrangle Stars for ‘The Big Short’ (англ.). Hollywood Reporter (11/8/2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  9. Matthew Belloni. ‘The Big Short’ Stars, Director Gather to Debate Wall Street, Trump and Hillary vs. Bernie (англ.). Hollywood Reporter (Dec 02, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  10. Brianne Hogan. Banking on The Big Short (англ.). creativescreenwriting (Jan 20, 2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  11. Mike Scott. Brad Pitt’s ‘Big Short’ to shoot in New Orleans, with Ryan Gosling, Christian Bale and Steve Carell co-starring (англ.). nola (Feb 11, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  12. AVJ. The Big Short (2015): Top 10 Facts About The Movie (англ.) (недоступная ссылка). mdft (Dec 17, 2015). Дата обращения 22 мая 2016. Архивировано 24 мая 2016 года.
  13. 1 2 Staff. Barry Ackroyd zooms in on The Big Short (англ.). panavision (22/05/2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  14. 1 2 Bryan Alexander. Ryan Gosling, Brad Pitt go full un-hot in ‘Big Short’ (англ.). USA Today (Dec 20, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  15. Kenneth Turan. Review ‘The Big Short’ somehow makes the ’08 housing collapse entertaining (англ.). Los Angeles Times (10 Dec 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  16. Staff. The Big Short (2015) (англ.). historyvshollywood (22.05.2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  17. 1 2 by Jana Monji. AFI Fest 2015: «The Big Short» (англ.). Roger Ebert (November 16, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  18. 1 2 3 Andrew Barker. Film Review: ‘The Big Short’ (англ.). Variety (Nov 13, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  19. 1 2 3 4 5 Ethan Wolff-Mann. 5 Things You Should Know Before You See “The Big Short” (англ.). Time (Dec. 10, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  20. 1 2 3 4 Peter Travers. Capitalism takes a comic wallop from a cast of A-listers (англ.). Rolling Stone (Dec 10, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  21. By Ann Hornaday. ‘The Big Short’: A woozily punch-drunk assault on the senses (англ.). The Washington Post (Dec 22, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  22. 1 2 3 4 A. O. Scott. Economic Collapse for Fun and Profit (англ.). New York Times (Dec 10, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  23. 1 2 3 4 Alex von Tunzelmann. How historically accurate is The Big Short? (англ.). The Guardian (27 Jan 2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  24. 1 2 James Berardinelli. The Big Short (англ.). Reelviews (Dec 21, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  25. 1 2 Anthony Lane. Hard Bargains “The Big Short” and “Chi-Raq.” (англ.). The New Yorker (Dec 14, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  26. Наталия Григорьева. «Игра на понижение», или Экономика на пальцах (рус.). Новая газета (25.01.2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  27. Вадим Богданов. «Игра на понижение»: Пирамида Маккея (рус.). Новый взгляд (22.05.2016). Дата обращения 22 мая 2016.
  28. 1 2 Greg Ip. What the ‘Big Short’ Movie Gets Right — and Wrong (англ.). Wall Street Journal (Dec. 11, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  29. Kyle Smith. ‘The Big Short’ is a condescending mess (англ.). New York Post (Dec 10, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  30. Todd McCarthy. ‘The Big Short’: AFI Fest Review (англ.). Hollywood Reporter (11/13/2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  31. Gersh Kuntzman. ‘The Big Short’ is a funny comedy about the tragedy of the 2007 financial meltdown (англ.). New York Daily News (Dec 7, 2015). Дата обращения 22 мая 2016.
  32. ↑ The 88th Academy Awards (2016) (неопр.). oscars.org. Дата обращения 12 июля 2016.
  33. ↑ American Cinema Editors | 2016 Eddie Winners (неопр.) (недоступная ссылка). americancinemaeditors.org. Дата обращения 8 ноября 2016. Архивировано 2 ноября 2016 года.
  34. ↑ AFI Awards (неопр.). www.afi.com. Дата обращения 8 ноября 2016.
  35. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 The Big Short (2015) imdb Awards  (Проверено 24 августа 2017)
  36. ↑ Film in 2016 | BAFTA Awards (неопр.). awards.bafta.org. Дата обращения 8 ноября 2016.
  37. ↑ 68th annual DGA Awards (неопр.). www.dga.org. Дата обращения 8 ноября 2016.
  38. Tapley, Kristopher. Alejandro G. Inarritu, Tom McCarthy, Adam McKay, George Miller, Ridley Scott Land DGA Nominations (англ.), Variety (12 января 2016). Дата обращения 8 ноября 2016.
  39. John Nugent. Star Wars and Mad Max win big at the 2016 Jameson Empire Awards (англ.). Empire (20 марта 2016, 20:00). Дата обращения 8 ноября 2016.
  40. ↑ Big Short, The 

Они заработали миллиарды на кризисе 2008 года. А сейчас?

Всегда оставаться на высоте – задача не из легких.

В прошедшие выходные исполнилось 10 лет банкротству Lehman Brothers – знаковому событию, которое многие связывают с началом мирового финансового кризиса. В то время большинство инвесторов потеряли крупные суммы денег, но некоторым из них удалось добиться успеха и войти в историю. Они стали героями фильмов и книг, главной темой обсуждения на публичных выступлениях. Они вдохновили других следовать по их стопам и учиться видеть первые признаки предстоящих экономических спадов. Они «зашортили» кризис и заработали на нем миллиарды.

Но успех не длится вечно. CNBC подробно рассказал, что стало с четырьмя «победителями» финансового кризиса за последнее десятилетие.

Дэвид Айнхорн

Айнхорна называют самым «провидческим» инвестором всего финансового кризиса. В мае 2008 года, всего за несколько месяцев до того, как Lehman Brothers объявил о банкротстве, управляющий хедж-фонда сообщил на очередной конференции Ira W. Sohn Investment Research, что инвестиционный банк представляет собой риск для финансовой системы в целом. Айнхорн также сознался в том, что его фирма Greenlight «шортила» Lehman во время того, как он произносил эту речь.

Тем не менее «светлая полоса» Айнхорна продлилась не так долго – в последнее время инвестор сталкивается с немалыми трудностями. В 2017 году фонд Greenlight Capital получил всего лишь скудные 1,6% прибыли, по сравнению с ростом S&P 500 на 19,4%.

Читайте: Налоговый вычет по ИИС – пошаговая инструкция от юриста

В этом году показатели стали еще хуже – по данным на конец августа убытки достигли почти 25%. По словам Айнхорна, неэффективность фонда кроется в неверном выборе инвестиционной стратегии для текущей рыночной ситуации, а именно – инвестирования «в стоимость».

Мередит Уитни

«Звездная» ставка Уитни пришлась на Citigroup. Еще в октябре 2007 года она заявила, что корпорации необходимо сократить дивиденды из-за неправильного управления, которое и стало причиной значительного падения акций банка. Замечание Уитни практически сразу же получило отклик – спустя несколько дней генеральный директор банка Чак Принс ушел в отставку, а через две недели компания уменьшила дивидендные выплаты.

Но Уитни так и не удалось добиться такого же успеха после того, как рынок вступил в «бычью» фазу. В 2010 году во время телешоу «60 минут» на CBS она пророчила обвал на рынке муниципальных облигаций, но предсказание так и не воплотилось в реальность. Затем Уитни открыла хедж-фонд, но, судя по данным The Wall Street Journal, он сразу начал терпеть убытки и к 2015 году закрылся. 

В том же году Уитни присоединилась к Arch Capital Group. Представитель Arch Capital подтвердил, что она все еще работает в компании и управляет долевыми инвестициями.

Джон Полсон

Самую выгодную ставку против ипотечного «пузыря» в свое время сделал Полсон. В 1994 году он основал собственную инвестиционную компанию Paulson&Co, которая в период между 2007 и 2009 годами принесла прибыль размером в $20 млрд. Такой успех стал возможен благодаря его ставке против высокорискованных ипотечных бумаг, которую он сделал посредством дефолтных свопов. Сам Полсон заработал на этом приблизительно $4 млрд.

Но несмотря на успехи в прошлом, в последнее время фирма сталкивается с большими убытками. Как сообщает Bloomberg, в начале этого года активы Paulson&Co упали с $38 млрд (по состоянию на 2011 год) до $9 млрд. Кризис наступил после того, как некоторые из его фондов не принесли ожидаемую прибыль. По данным СМИ, в 2016 году показатели фонда Paulson Partners Enhanced снизились на 49% и еще на 35% в прошлом году, а прибыль Paulson Partners за последние четыре года упала более чем на 40%.

Стив Айсман

Трейдер обязан популярностью Марку Льюису, автору книг, критикующих алчность Уолл-стрит, по одной из которых был снят одноименный фильм «Большая игра на понижение». Стив Кэрелл, номинант на Оскар, сыграл в нем Стива Айсмана (управляющий Марк Баум).

Айсман предугадал кризис 2008 году и сделал состояние на коротких продажах ипотечных бумаг. Дела шли настолько хорошо, что хедж-фонд, находящийся в то время под его управлением, более чем удвоился – с $700 млн до 1,5 млрд.

Но триумф Айсмана продлился недолго. В 2012 году инвестор ушел из FrontPoint и основал свой собственный фонд под названием Emrys Partners. В течение двух лет после открытия фонд демонстрировал неоднозначную динамику (3,6% в 2012 году и 10,8% в 2013 году), поле чего Айсман принял решение о закрытии. 

В сентябре 2014 года он присоединился к Neuberger Berman в качестве управляющего портфелем активов. Согласно данным веб-сайта фирмы, на данный момент под его управлением находится около $767 млн.


37 интересных фактов о фильме Игра на понижение (2015) — smartfacts

Америка находится на грани экономического кризиса, который накроет все передовые страны мира. Однако главные финансисты страны пока не замечают надвигающейся опасности и уверены, что все абсолютно нормально. Существует всего несколько человек, которые убеждены в том, что совсем скоро наступит финансовый крах. Они сумели вовремя сориентироваться и сыграть на приближающемся кризисе. Объединив свои усилия, эти люди смогли воспользоваться своим шансом и заработали миллионы долларов…

7.8/10

Рейтинг IMDB

81/100

Рейтинг Metacritic

Бюджет: 28 000 000 $

Кассовые сборы: 133 346 506 $

Длительность: 2 ч 10 мин

Производство: США

Премьера: 16 декабря 2015

Премьера в России: 21 января 2016

После того, как Кристиан Бэйл встретился с настоящим доктором Майклом Берри, он попросил у Берри грузовые шорты и футболку, которые он затем носил в фильме. Позже Бэйл сказал, что надеется, что Берри доберется до премьеры фильма в Лос-Анджелесе, «потому что я действительно хочу сесть рядом с ним и посмотреть, собирается ли он ударить меня по лицу».

Автор Майкл Льюис показал в интервью, что Paramount, студия, распространяющая фильм, позволила режиссеру и сценаристу Адаму Маккею снимать этот фильм, только если он согласился сделать продолжение Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди (2004).

Цитата, которая появляется на экране: «Истина похожа на поэзию. И большинство людей чертовски ненавидят поэзию». — «Подслушано в баре в Вашингтоне, округ Колумбия», — написал режиссер и соавтор статьи Адам Маккей, после безуспешного поиска идеальной цитаты для использования в этом сегменте.

Персонаж Марк Баум был основан на реальном денежном менеджере Стиве Эйсмане. Джаред Веннетт был основан на реальном торговце Греге Липпманне. Бен Риккерт был основан на Бен Хокетт. Чарли Геллар и Джейми Шипли были основаны на Чарли Ледли и Джейми Мэй.

Джеффри Гриффин был дополнительным на съемочной площадке в течение дня. Его вытащили из толпы, чтобы сыграть помощника Джареда Веннетта, Криса. Позже его роль была расширена до двух недель съемок, делясь каждой сценой с Райаном Гослингом.

Lola FX сделала спецэффекты для стеклянного глаза Кристиана Бэйла в фильме. Режиссер Адам МакКейдид не хочет, чтобы это было слишком навязчивым, поскольку «на самом деле вы не слишком осведомлены о чьем-то стеклянном глазу, кроме странного случая, когда он не двигается», поэтому они кропотливо проходили каждый выстрел, чтобы сделать его правильно ,

Настоящий Майкл Берри снялся в фильме в роли сотрудника Scion. В начале сцены, в которой вымышленные инвесторы Берри противостоят ему в его офисе, его кратко показывают стоящим возле входной двери, разговаривающим по телефону.

Майкл Берри назвал свою компанию хедж-фонда Scion Capital в честь своей любимой детской книги «Отцы Шаннары». Кристиан Бэйл читал эту книгу в одной из своих первых сцен в фильме.

«Игра на понижение» (The Big Short), 2015

Пассивы одного всегда были активами другого…
«Игра на понижение»

Приветствую читателей блога Like-to-trade.ru. Сегодняшняя статья будет необычна. И этому способствует множество причин. Во-первых, эта статья будет освещать новинку кинематографа «The big short». Во-вторых, представленная кинолента снята по книге одного из участников МВК 2008 года. И в-третьих, это первое произведение, которое показывает людей, обыгравших весь мир. Итак, начнем. Шел 2005 год…

Предпосылки к созданию

Марк Баум: Почему они исповедуются передо мной?
Дэнни Мозес: Они никогда не признаются.
Портер Коллинз: На самом деле они хвастаются.
«Игра на понижение»

К созданию киноленты причастны сразу несколько человек. Однако главным персонажем и вдохновителем является финансовый гений Майкл Бьюри. Еще перед кризисом он предвидел «финансовый пузырь», связанный с ипотеками. Как управляющий хэдж-фонда, Бьюри виртуозно вышел из ситуации. Он и несколько других предпринимателей провели опасную авантюру по страхованию ипотечных бумаг, что позволило заработать в 6 раз больше относительно стартового капитала и затрат на выплаты по страховке. Впоследствии (с течением кризиса) Бьюри несколько раз пытался связаться с властями США для того, чтобы сообщить им о том, как именно смог узнать о наступающем хаосе. Финансовый гений собирался представить свой собственный план по выходу из кризиса. Впрочем, правительство США отказалось от любых контактов с Бьюри. Но заявления гениального трейдера не остались незамеченными…

Майкл Льюис – журналист, бывший трейдер. Известен своими публикациями, каждая из которых находилась в топе продаж по рейтингам «The Wall Street Journal» более 10 недель.

Льюис, который собирал материал для новой книги о существующем в тот момент кризисе, заинтересовался изречениями Бьюри о причинах его возникновения. Не обделил вниманием он и историю успеха самого трейдера, который стал одним из немногих, кто заработал на почве наступившего хаоса огромное состояние.

Игра на понижение - The Big Short

В ходе сбора материала журналист осветил менее известные истории успеха компаний, образовавшихся во время кризиса. Поэтому книга «The big short» затрагивает не только историю управляющего хэдж-фондом, но и Марка Баума – работника одного из крупных инвестиционных институтов, представленных в фильме «Deutsch Bank’om». Незамеченными не остались истории бывшего трейдера Бена Риккерта и его подопечных – владельцев компании «Cornwall Capital» – Чарли Ледли и Джейми Мея.

После полного анализа Льюис составил целостную картину наступившего кризиса, который появился в начале 80-х. «Пузырь» достиг своего апогея в 2005 году, когда бездумная жадность «акул» банковского дела ускорила наступление краха.

Интересный факт. Изначально кинолента «Слишком крут для неудачи: Спасая Уолл-стрит» должна была базироваться на книге Льюиса, но из-за того, что он не смог вовремя предоставить студии готовый материал, режиссеры были вынуждены изменить сценарий, взяв за основу работу другого журналиста.

Смотрите: Слишком крут для неудачи: спасая Уолл-стрит (Too big to fail).

Впоследствии история единственных рациональных людей приобрела небывалую популярность не только среди финансистов экономического сектора Америки, но и среди простых обывателей США. Долгое время киностудии не могли решиться на создание киноленты, описывающей кризис с такой необычной стороны. Однако события 2013 года (воскрешение CDO как финансового инструмента для объединения неблагополучных ипотек), а также ошибки китайского фондового рынка 2014-2015 годов побудили Адама МакКея на создание экранизации небезызвестного романа.

Популярность МакКея, как человека, написавшего сценарий к «Человеку-муравью», позволила привлечь к проекту огромные средства и актеров первой величины: Кристиана Бэйла, Брэда Питта и других.

Игра на понижение - The Big Short

В сумме это позволило своевременно выпустить киноленту, показывающую ошибки прошлого. В то же время она упреждает от повторения случаев, когда безответственность банкиров толкала экономику мира в бездны. Промокомпания фильма позволила привлечь внимание широкой аудитории.

Сюжет

Бен Риккерт: Если мы правы, люди потеряют дома. Они потеряют свои работы. Свои сбережения. Люди потеряют пенсию. Ты знаешь, что ненавижу чертовы банки? Если ты хочешь цифры: каждый 1% падения – это 40 тысяч новых самоубийств. Ты это понимаешь?
«Игра на понижение»

Действие фильма начинается в далекие 80-е. Банковская структура являлась одной из самых стабильных отраслей экономики США. Но её устойчивость не могла приносить большие прибыли ни владельцам, ни сотрудникам. В это время один из новых служащих привнес свежую идею, которая позволила зарабатывать в дальнейшем целые состояния одним мановением руки. Все это происходило в небезызвестном банке «Solomon Brothers»…

В дальнейшем политику банка перенимают и другие финансовые институты. Это приводит к тому, что большая часть экономики США базируется исключительно на ипотечном бизнесе. Предоставление ипотек людям с неблагополучной кредитной историей, а также объединение подобных ипотек с другими займами, обладающими более высоким кредитным рейтингом, в ценные бумаги позволяют зарабатывать даже стриптизершам миллионы долларов…

2001 год. Кризис «доткомов». Отправная точка начала падения ипотечного бизнеса. Все идет хорошо до 2005 года. В этот момент управляющий хэдж-фондом Майкл Бьюри (Кристиан Бэйл) проводит фундаментальный анализ рынка ипотечных займов и приходит к неутешительным выводам. Облигации ничем не подкреплены.

Игра на понижение - The Big Short

Речь идет о дефолте, который возникнет при условии снижения темпов выплат. Сделав свое открытие, Бьюри обращается к инвесторам с просьбой провести рисковую сделку, которая позволит поднять огромные прибыли. Получив отказ от большинства из них, он самостоятельно, пользуясь оборотным капиталом, собирается застраховать все ипотечные бумаги на огромные суммы… Совершая массовый обзвон банков с целью получить страховку, финансовый гений случайно попадает на Майкла Баума – начальника одного из трейдерских подразделений «Deutsch Bank».

Получив тревожный сигнал от талантливого управляющего, Баум решается на проведение собственного исследования рынка ипотечных бумаг. Впрочем, даже на начальном этапе исследований он совершает рисковую сделку по страхованию CDO. В ходе анализа рынка, которое подкреплялось не только бумажной работой, но и общением с простыми жителями, Баум приходит к тем же выводам, что и Бьюри. Однако он надеется на монументальность американской экономики, поэтому стремится к тому, чтобы предостеречь собственный банк и все сопутствующие структуры от краха… Безуспешно.

После очередного собрания акционеров и управляющих Баум в негодовании оставляет свои заметки в холле «Lehman Brothers», где их подбирают Ледли и Мэй – молодые предприниматели, занимающиеся скупкой недооцененных бумаг с целью их последующей перепродажи.

Проанализировав работу Баума, они приводят к выводу, что необходимо немедленно инвестировать в подобное страхование. Именно это позволит удесятерить их существующий капитал (13 миллионов долларов). Безуспешно пытаясь выйти на большую арену (получить лицензию NASD), они обращаются к своему старому знакомому – Бену Риккерту (Бред Питт). Последний помогает им заключить сомнительную сделку, после чего начинает контролировать дальнейшее движение CDO и других связанных с ним ипотечных бумаг.

Игра на понижение - The Big Short

В течение 2005-2007 годов все участники этого действа теряют баснословные суммы. Хэдж-фонд Бьюри находится на грани банкротства. Он получает огромное количество звонков и писем от разгневанных инвесторов. Это приводит к судебным разбирательствам, от которых управляющий умело скрывается. Общий убыток достигает одного миллиарда долларов. Считая, что в чем-то ошибся, Бьюри проводит повторный анализ стратегии и приходит к еще более неутешительным для американской экономики выводам. CDO переформируются в синтетические CDO, которые удерживают стоимость «на плаву». Правда подобный ход в несколько раз усугубит ситуацию в случае «взрыва финансового пузыря».

На ежегодном совещании в Лас-Вегасе Баум приходит к таким же выводам, вследствие чего чуть не заканчивает жизнь самоубийством, как и его брат. Политика «я же говорил» уже не приносит такого удовлетворения. Ведь он понимает, что в случае падения ипотечной сферы, работы и жилья лишатся миллионы американцев. Более того, под угрозу банкротства попадает его собственный банк.

В то же время управляющие «Cornwall Capital» сами остаются «на мели», их единственным источником дохода, который позволяет не стать банкротами, являются побочные финансовые операции, позволяющие едва «сводить концы с концами» и оплачивать страховые взносы.

Все это продолжается до сентября 2008 года. Сначала Хауи Хаблер делает ставку на повышение CDO. В это же время комиссия по ценным бумагам выясняет реальное положение вещей, в ходе чего CDO падают в несколько раз. Сам Хаблер теряет больше 9 миллиардов долларов на этой сделке. Поднявшаяся паника также значительно снижает стоимость CDO. Следствием этого становится падение крупнейшего банка Америки с многовековой историей – «Lehman Brothers». И это далеко не единственный банк, который находится под угрозой банкротства. Министерство финансов США начинает брать ситуацию в свои руки.

Игра на понижение - The Big Short

В то же время Бьюри, наконец обрадованный положением вещей, подсчитывает общую прибыль и делает вывод, что его хэдж-фонд удвоил состояние инвесторов, не считая собственно прибыли в 496%. Баум придерживает свои страховые бумаги для того, чтобы спасти собственный банк. Однако, видя, что его прибыль не спасет от краха, «сливает» свопы, зарабатывая на этом огромное состояние. Лэдли и Мэй также «поднимают» огромные деньги, увеличив капитал своей кампании в пять раз.

Несмотря на полученную прибыль, участники крупнейшей игры на понижение не рады своим успехам, так как наяву видят последствия падения экономики…

Баум, Лэдли и Мэй остаются в финансовом мире, все еще успешно лавируя в условиях нестабильной экономики 2008-2015 года.

Бьюри покидает мир финансов через год, когда его заработок достигает пика. Все свои сбережения инвестор вкладывает в следующую долгосрочную перспективу… Воду.

Анализ

Иногда достаточно громко и четко выразить свою точку зрения.
«Игра на понижение»

Это произведение необычайно полезно современным трейдерам, так как показывает все ошибки финансовой экономики сразу. Более того, «Игра на понижение» доказывает, что на ошибках других нужно не столько учиться, сколько выигрывать. Ведь именно благодаря ошибке сотен банкиров, герои киноленты смогли увеличить свое материальное состояние.

Объяснение терминов

Первое, что выделяет данную киноленту на фоне других фильмов, описывающих поведение трейдеров в кризисных ситуациях, – это умелое комбинирование простого языка и терминов. Режиссер не отказался от громоздкой терминологии, которая сопровождает практически каждый финансовый фильм.

Игра на понижение - The Big Short

В то же время в фильме использован ход упрощения. То есть в кадре некоторые персонажи книг объясняют сложные термины и ситуации простым языком. Именно этот прием сделал киноленту привлекательной для обычных зрителей. Более того, подобный ход с объяснениями позволяет привлечь к трейдингу огромное количество людей, ранее не интересовавшихся миром финансов.

Смотрите: «Предел риска» («Margin Call»).

В фильме показано, как именно цифры на мониторах в торговых залах влияют на жителей Америки. В частности, это падение CDO, КДЦ.

Объяснение объединения ипотечных кредитов с разными рейтингами на примере работы шеф-повара сохраняет не только суть самого термина, но также и отношение к нему финансистов. Ведь «финансовая солянка» не казалась чем-то опасным для торговцев ипотечными бумагами. Она приносила деньги и казалась стабильной.

Объяснение синтетических CDO на примере ставок в казино сумело показать всю опасность лавинообразности. Уверенность в собственных силах и является тем фактором, который способен погубить всю финансовую систему лишь группой лиц.

Умение лавировать в любых ситуациях

Если отбросить тот факт, что все действия крутятся вокруг одной финансовой аферы во время кризиса 2008 года, то фильм показывает, что выгоду можно извлечь из чего угодно. Для трейдера важно следить не только за новостями, но и уметь просчитывать влияние тех или иных решений в перспективе. Так, благодаря инструментам фундаментального и технического анализа, можно приходить к почти безошибочным решениям, помогающим разбогатеть в кратчайшие сроки. Более того, умение лавировать в фильме представлено действиями молодых предпринимателей, которые, поставив все на финансовый кризис, не учли сроков падения ипотечного рынка. Именно поэтому они были вынуждены «крутиться» на других рынках, чтобы оплачивать страховые взносы по свопам.

Игра на понижение - The Big Short

Фильм сводит авторитетность источников информации в лице банков на нет, что не совсем верно. Грамотный трейдер должен не только полагаться на полученные в ходе анализа данные, но и на новости, которые могут развернуть курс валют на форексе в мгновение ока.

В фильме косвенно показано и то, что экономика неотъемлемо завязана на политике. Неизбежные, казалось бы, падения могут быть предотвращены мановением рук правительства для того, чтобы сохранять относительную стабильность.

Подобным примером вне фильма могут служить ситуации на Украине на протяжении 2004-2013 годов. Из-за несовершенства внутренней экономики страна постоянно брала крупные кредиты у МВФ. Это позволяло сдерживать курс доллара и создавало «иллюзию стабильности». В дальнейшем, на момент политических сдвигов, МВФ отказался открывать новый кредит, что привело к резкому обвалу национальной валюты. Это далеко не единственный пример, и на подобных ситуациях может сколачивать состояние практически каждый трейдер.

Влияние «дотком» кризиса на 2008 год

В фильме немало времени уделено политике 80-х, которая и привела к возникновению кризиса 2008 года. Тем не менее рассказчик акцентирует внимание на кризисе «доткомов» 2001 года. Не вдаваясь в суть, можно сказать, что во время этого кризиса большая часть населения США потеряла работу и способность оплачивать свои ипотеки. Именно этот фактор привел к ускорению возникновения кризиса 2008 года. Ведь до 2001 года даже разнорейтинговые ипотечные облигации были достаточно стабильными. Риски же практически равнялись нулю. Однако в дальнейшем многие финансовые структуры при принятии решения о выдаче кредита на жилье пользовались данными прошлых лет, беспечно выдавая займы каждому пожелавшему.

Игра на понижение - The Big Short

Избежать повторов

Несмотря на то, что фильм носит «общеобозрительный» характер, показывая события, которые привели к кризису 2008 года, немало хронометража акцентировано на повторяющихся аспектах. Ситуации 30-х годов, кризисы 80-х, падения крупных банков в 90-х, «доткомы» начала нулевых – ничего не осталось без внимания. Более того, в каждом событии рассказчик (один из персонажей) находит взаимосвязанные факторы, которые не меняются из года в год. Даже после окончания кризиса фильм «видит» опасность его повтора из-за «жадности и тупости». В частности, создатель кинокартины предостерегает от покупки новых синтетических CDO, которые еще более токсичны, чем их предшественники.

Отдельно стоит отметить и то, что в фильме достаточно времени уделено не только психологическим и макроэкономическим факторам, но и общетехническим принципам ведения торговли. Практически в каждом кадре мы видим сводки графиков, а все решения трейдеров и действия банков полностью обоснованы. Зрителю показывают, что незнание функционирования механизмов рынка еще опаснее, так как может привести к более пагубным последствиям. На примере стриптизерши нам показывают, что такая неграмотность может привести к лишению всего. Ведь она, как и её брокер, особо не разбиралась в причинах постоянного роста цен на недвижимость и самих CDO. Это привело к тому, что она на момент начала кризиса владела 6-ю домами и более чем 200-ми закладными на каждый из них.

Показаны и способы прихода на большую арену. Ведь «Cornwall Capital» начинали свою карьеру в гараже, а их основным заработком являлась закупка недооцененных активов. Эта стратегия, которая являлась основой для последующего рейдерства (в паре с мусорными облигациями), практически в неизменном виде работает и в наше время. Исключением является пара законов, запрещающих «насильное поглощение» компаний.

Игра на понижение - The Big Short

В целом в фильме достаточно технических аспектов, которые помогают глубже понять механизмы функционирования рынка. Это может помочь как начинающим трейдерам, так и уже сформировавшимся финансовым специалистам. Не на последнем месте стоит и обзор кризиса. МФК, показанный через призму разных людей, как проигравших, так и выигравших – помогает составить полную картину происходящего.

Цитаты

«Иногда достаточно громко и четко выразить свою точку зрения».

В этой цитате отражена вся суть фильма: группа людей с отличным от общего мнением перевернула Уолл-стрит, всего лишь настояв на своих точках зрения. Что касается трейдинга, эта цитата полезна каждому, ведь она показывает, что не обязательно следовать общеизвестным принципам и торговым стратегиям. Всегда есть место для того, чтобы придумать что-то свое, отличное, и оно будет работать.

«Пассивы одного всегда были активами другого».

Эта цитата показывает зрителю, что даже в момент начала кризиса качественно-количественное соотношение выигравших и проигравших остается неизменным.

«Как заставить людей почувствовать себя богаче при низких зарплатах? Предоставить им дешевые кредиты».

В этом заключается вся суть начала финансового кризиса 2008 года. «Финансовый пузырь», образовавшийся из многих факторов, не последним из которых было решение Рейгана в начале восьмидесятых о снижении налогов.

«Марк Баум: Почему они исповедуются передо мной?
Дэнни Мозес: Они никогда не признаются.
Портер Коллинз: На самом деле они хвастаются».

В этом диалоге обыгрывается глупость многих управляющих крупными финансовыми потоками, в том числе и банкиров, которые заведовали ипотечным «бизнесом».

Игра на понижение - The Big Short

Многие считали обманку с синтетическими CDO не махинацией, а достижением современной экономики, которая позволяет зарабатывать еще больше денег.

«Каждый человек в глубине души ждет наступления конца света».

«Вэннет: Расскажите мне: в чем разница между глупым и незаконным. И я тут же засажу своего тестя».

«Дэнии Мозес: Вы точно уверены в ваших подсчетах?
Вэннет: Посмотрите на этого человека. Это мой кол-в.
Баум: Кол-в?
Веннет: Мой количественник. Гений математики. Посмотрите на него! Вы ничего не замечаете? Внимательней, внимательней, сконцентрируйтесь на его лице!
Баум: Это попахивает расизмом.
Веннет: Посмотрите на его глаза, я вам подскажу. Его зовут ЯН ЛИ. И он выиграл Китайский математический конкурс. Заметьте, это даже круче, чем мировой. Я вам даже более того скажу: он не говорит по-английски. Да, я уверен в своих подсчетах!».

Хитрый маркетинговый ход, который показывает важность не только подсчетов при ведении любого предприятия, но и взаимоотношения с инвесторами. Так, Веннет, используя простые хитрости, смог привлечь к своей торговой компании на понижение более 50 миллионов долларов. Именно это позволило остаться ему «на плаву» в момент начала ипотечного кризиса.

«Бен Риккерт: Если мы правы, люди потеряют дома. Они потеряют свои работы. Свои сбережения. Люди потеряют пенсию. Ты знаешь, что ненавижу чертовы банки? Если ты хочешь цифры: каждый 1% падения – это 40 тысяч новых самоубийств. Ты это понимаешь?».

А эта цитата показывает обратную связь между финансовым сектором экономики США и обычной экономикой.

Игра на понижение - The Big Short

Каждое движение акций – это стоимости компаний. В частности, после начала кризиса многие строительные компании остались без работы. Безработица в одной сфере повлияла на другие. Возникший снежный ком стал причиной всеобщей паники, а также воздействовал на другие страны.

«Баум: Мы живем в эпоху, когда правят жулики. Не только в банковской сфере, но и в правительстве, образовании, религии, еде, даже в бейсболе. Но беспокоит меня совсем не это. Меня беспокоит то, что за 15 тысяч лет мы так ничему, черт возьми, и не научились!».

Эта цитата повторяет другие, в частности, слова Белфорта. Для того чтобы успешно торговать на рынке (вне зависимости от того: фондовая ли это биржа, или форекс), необходимо быть умнее других. Ведь, вступая на путь трейдера, человек начинает соревноваться в остроте ума со всеми другими участниками рынка.

«Баум: Мы разрушаем все, к чему прикасаемся».
«Винни Дэниел: Джентельмены, я только что разговаривал с нашим ведущим аналитиком касательно продажи активов. И знаете, что он мне сказал? «Пошел вон»!».

Эпилог

Баум: Мы живем в эпоху, когда правят жулики. Не только в банковской сфере, но и в правительстве, образовании, религии, еде, даже в бейсболе. Но беспокоит меня совсем не это. Меня беспокоит то, что за 15 тысяч лет мы так ничему, черт возьми, и не научились!
«Игра на понижение»

Фильм, безусловно, заслуживает внимания, потому что показан через призму победителей кризиса. Нельзя измерять успех только финансовыми составляющими. Острота ума и проницательность группы предпринимателей показывают, насколько важно полагаться на свои собственные силы и ум.

Игра на понижение - The Big Short

Простота фильма, которая позволяет «на пальцах объяснить» сложные схемы, работающие в мире банков и финансов, заслуживает отдельной похвалы.

Этот фильм по своей глубине и серьезности может стать в один ряд с первой частью дилогии Оливера Стоуна «Уолл-стрит». Игра актеров, а также соответствие реальным событиям делают это произведение «пособием по трейдингу для начинающих».

Смотрите: «Волк с Уолл-стрит».

Не хочется забывать и первоисточник, который значительно отличается от экранизации. В нем гораздо подробнее описаны технические аспекты торгов. В то же время некоторые моменты, показанные в фильме, в книге отсутствуют. Это можно объяснить тем, что между выходом книги и её экранизацией прошло почти 6 лет, в течение которых многие события были пересмотрены, а некоторые – дополнены новыми фактами.

Закончить бы хотелось отрывком из рецензии Льва Елецкого, который наиболее точным образом описывает киноленту как самостоятельное произведение:

«Экономику редко затрагивают в кинематографе. Несмотря на то, что она касается каждого человека, в кино на этой теме не развернуться. Пофантазировать здесь особо не пофантазируешь. Ибо если фильм не основан на реальных событиях, то сшить белыми нитками все переплетения сюжета с действительными устоями крайне трудно, да и от этого теряется весь смысл фильма. Но если же фильм основан на какой-нибудь скандальной истории, которая в своё время наделала шуму, то тут имеется возможность снять по-настоящему интересный экономический байопик. И на первый взгляд, «Игра на понижение» и позиционирует себя, как историю о нескольких людях, предсказавших мировой финансовый кризис 2007-2008 годов. Но на деле, это очередной документальный фильм, где герои буквально через камеру смотрят на зрителя и объясняют причины кризиса, и разжёвывают сложные экономические термины.

Игра на понижение - The Big Short

Когда речь идет о деньгах, совесть молчит. А уж если речь об огромных деньгах!.. Это основанная на реальных событиях история нескольких провидцев, которые независимо друг от друга предсказали мировой экономический кризис 2008 года задолго до того, как о нем зашептались в кулуарах на Уолл-стрит. И, предсказав, стали на нем зарабатывать. Сами того не желая.

Адам МакКей создал фильм, направленный лишь на определенный круг людей. А именно на тех, кто разбирается в экономике. Те, кто сможет связать между собой все причины, породившие кризис, в единую систему. Такая узконаправленность вынуждает фильм периодически напрямую говорить зрителям, что такое дефолтные свопы или ипотечные облигации. В некоторых местах фильм просто останавливает повествование и выводит на экран Марго Робби, Селену Гомес или шеф-повара Энтони Бордейна для того, чтобы они объяснили наиболее сложные элементы финансового рынка на тот момент.»

Автор: Валерий Крыжановский.

Критика, благодарность и вопросы в комментариях приветствуются!:))

«Игра на понижение» — экранизация бестселлера Майкла Льюиса

Сценарий к фильму «Игра на понижение» выиграл премию Оскар 2016 в номинации «Лучший адаптированный сценарий». Награду получили сценаристы Адам МакКей (он же и режиссёр фильма) и Чарльз Рэндольф. Сценарий был написан по бестселлеру американского писателя и журналиста Майкла Льюиса «The Big Short: Inside the Doomsday Machine» (Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы), изданному в 2010 году. Это документальная книга, раскрывающая предпосылки и развитие ипотечного кризиса в США в 2000-ые годы. Книга вошла в списки лучших книг 2010 года по версии The Economist, Bloomberg и Amazon.com.

Главные герои книги — реальные люди, сумевшие стать победителями в этих событиях, предугадав зарождающиеся экономические проблемы и заработав на этом деньги.

Фильм «Игра на понижение» был номинирован на «Золотой Глобус 2016″ в четырех категориях, но не выиграл ни в одной. Фильм так же номинировался в пяти категориях на Оскар 2016, но выиграл лишь один — Лучший адаптированный сценарий.

Неправдоподобная, но правдивая история

Действие картины начинается в 2005 году. Финансовый гений, управляющий хедж-фондом Майкл Барри предчувствует, что американский рынок ипотечных кредитов может скоро лопнуть. В связи с этим он страхует около миллиарда долларов своих клиентов через кредитный дефолтный своп.

Уолл-стрит реагирует на эти действия, которые поначалу выглядят для остальных игроков на рынке странными. Несколько финансистов: Джаред Венетт, Марк Баум, Чарльз Геллер, Джейми Шипли и Бен Рикерт, разобравшись в чём суть тактики Барри, решают сыграть против остального рынка.

Они полагают, что могут не только выжить в надвигающейся финансовой катастрофе, но даже заработать на ней деньги.

Исполнители ролей в фильме «Игра на понижение»

Кристиан Бэйл — Майкл Барри
Прототипом этого персонажа стал Майкл Барри — основатель и управляющий хедж-фонда Scion Capital LLC. Барри начинал работать интерном в отделении неврологии Стэнфордской больницы, во время ночных дежурств вел блог в Интернете. Но, увлекшись инвестированием, уходит из медицины и становится инвестиционным менеджером. Благодаря незаурядным способностям легко привлекает солидные средства. Барри раньше других понимает, что низкокачественные ипотечные кредиты должны стать проблемными. В 2004 году он начинает скупать страховые полисы на компании, которые могли пострадать во время кризиса на рынке недвижимости, и дефолтные свопы на низкокачественные ипотечные облигации.

Райан Гослинг — Джаред Веннетт
Прототипом этого персонажа стал Грег Липпманн — трейдер Deutsche Bank.

Стив Кэрелл — Марк Баум
Прототипом этого персонажа стал Стив Айсман — управляющий директор хедж-фонда Frontpoint Partners. Оставив в 31 год карьеру юриста, Стив Айсман начинает работать финансовым аналитиком в фирме своих родителей. К концу 90-ых годов основывает свой хедж-фонд. Во время кризиса FrontPoint удвоил объём активов с $700 млн до $1,5 млрд.

Финн Уиттрок — Джейми Шипли
Джон Магаро — Чарли Геллер
Прототипами этих персонажей стали Джейми Май и Чарли Ледли — основатели хедж-фонда Cornwall Capital. Через два года после основания компании у них было $12 млн и офис на Манхэттене. К началу 2006 года ресурсы Cornwall Capital составляли почти $30 млн.

Брэд Питт — Бен Рикерт
Прототипом этого персонажа стал Бен Хоккет.

В фильме «Игра на понижение» также снимались:

Карен Гиллан — Эви
Мелисса Лео — Джорджия Хейл
Мариса Томей — Синтия Баум
Трейси Леттс — Лоуренс Филдс
Хэмиш Линклейтер — Портер Коллинз
Байрон Манн — Винг Чоу
Селена Гомес — камео
Рэйф Сполл — Дэнни Мозес
Макс Гринфилд
Марго Робби

Смотрите галерею кадров из фильма «Игра на понижение» и еще немного информации о создателях и актёрах:

7 бизнес-уроков из популярного фильма — Секрет фирмы

Уже неделю в российском прокате идёт «Игра на понижение» — фильм о причинах мирового финансового кризиса 2008 года и о людях, которые сумели предсказать катастрофу и заработать на ней. Сюжет основан на бестселлере Майкла Льюиса «Большая игра на понижение». Герои — реальные инвесторы и банкиры с Уолл-стрит — действуют неординарно и получают шанс заработать на приближающемся кризисе. «Секрет» выбрал, чему у них стоит поучиться предпринимателям.

Изучайте детали, которые остальные считают неважными

Основатель хедж-фонда Scion Capital Майкл Бэрри предсказал мировой финансовый кризис, когда заперся в кабинете и изучил тысячи страниц документов, в которые до него никому не приходило в голову заглянуть. В начале фильма он заявляет новому сотруднику, что хочет получить информацию обо всех кредитах, которыми обеспечены низкокачественные ипотечные облигации, и тот удивляется заданию — их же миллионы, и никто никогда ими не интересовался. «Вот именно», — отвечает Бэрри и проводит следующие несколько дней, просматривая данные по каждому кредиту.

Кроме него такое внимание договорам по кредитам уделяли только юристы, которые их составляли. И поэтому Бэрри одним из первых увидел приближение мирового финансового кризиса — он выяснил, что число «токсичных» кредитов растёт. Кредиторы выдавали займы людям, которые были не в состоянии вернуть деньги, причём позволяли им платить только проценты. Обвал рынка недвижимости был неминуем.

Хотите оценить рынок, свои перспективы или конкурентов? Не ленитесь и проштудируйте всю доступную информацию, даже если её очень много. И обязательно читайте мелкий шрифт.

Презентуйте сложные вещи эффектно и метафорически

Переполненный бар, пьяные банкиры — в такой обстановке главный трейдер Deutsche Bank Джаред Веннетт (в книге и в жизни — Грег Липманн) слышит о безумце, который ходит по банкам и скупает дефолтные свопы (финансовые инструменты, страхующие от невыплаты по долгам) на низкокачественные ипотечные облигации. Липманн вслед за Майклом Бэрри решает сделать ставку на обвал рынка недвижимости, но для этого ему нужны партнёры из хедж-фонда. Он приходит к основателю Frontpoint Partners Марку Бауму (в книге и в жизни — Стив Айсман). Как убедить инвестора играть против рынка, который называют самым стабильным?

Веннетт достаёт игру «Дженга» — деревянные бруски, их надо выстроить в башню, а затем вынимать по одному. Цифры и факты, которыми сыплет Веннетт, сопровождаются вытаскиванием брусков из башни, символизирующей постройку из ипотечных облигаций класса BBB (кредитный рейтинг со средним уровнем надёжности, в облигации низшего класса инвестировать не рекомендуется). Конец презентации — и «Дженга» рушится. Аллегория яснее некуда — облигации превратятся в проблемные, как только 16% заёмщиков из ипотечного пула не выплатят долги. Вряд ли Веннетту удалось бы достичь такой степени драматизма, просто рисуя схемы на доске.

Режиссёр фильма «Игра на понижение» Адам МакКей берёт пример со своего героя. Суть проблем с CDO (обеспеченные долговые облигации) он показывает на игре в казино, в которой участвуют актриса Селена Гомес и экономист Ричард Талер. Гомес делает ставку, а люди, столпившиеся около стола, начинают ставить на её выигрыш или проигрыш. Другие зрители спорят уже о ставках этих людей, а на их спор ставят остальные. В итоге изначальная ставка в миллион долларов может превратиться в ничем не обеспеченные миллиарды. Вряд ли вы сможете привлечь Селену Гомес для своих презентаций партнёрам или инвесторам, но если будете действовать по аналогии, то выделитесь среди конкурентов.

Проверяйте гипотезы на практике

Эффектное выступление Веннетта сподвигло Марка Баума проверить его теорию. Он не стал обращаться к экспертам и крупным игрокам рынка, а отправился к тем, на ком этот рынок держится. Проехавшись с риелтором по одному из престижных районов, Баум слышит, что почти все дома здесь взяты в ипотеку и владельцы скоро будут перепродавать их, так как не могут выполнить долговые обязательства. Поговорив с теми, кто выдаёт займы, Баум узнаёт, что они не сильно заботятся о платёжеспособности клиентов и выдают кредиты пачками, чтобы потом перепродать их банкам. Наконец, навестив стрип-бар и уединившись с проституткой, Баум понимает, что рынок недвижимости обречён.

«У меня пять домов», — заявляет Баум девушка, исполняя эротический танец. Она не в курсе, что её льготная ставка скоро исчезнет и за все дома придётся платить. Впрочем, заплатить она не сможет. Никто из экспертов, называющих ипотечный рынок стабильным, не оказывался в этой кабинке и не говорил с реальным заёмщиками, кредиты которых входят в облигации со средним уровнем надёжности. Спуститься на землю и пообщаться с обычными потребителями может быть очень полезно. Особенно если до вас это никому не приходило в голову.

Чётко понимайте выгоду своих партнёров

«Как ты *** (проведёшь) нас?» — звонит один из сотрудников Баума Джареду Веннетту перед тем, как заключить с ним сделку. Тот отходит от тренажёра, смеётся и рассказывает, как заработает кучу денег и его партнёры в любом случае останутся в выигрыше. Как бы он ни повёл себя, у них всё равно останутся дефолтные свопы, а облигации рано или поздно окажутся мусором. Только после этого разговора Frontpoint Partners вступает в игру.

Этот эпизод занимает несколько минут, но урок очень важен — никогда не оценивайте сделки только по своей выгоде. Важно понимать, что получит ваш партнёр и как он может вас подставить, чтобы получить больше вас. Да, в бизнесе всё построено на взаимовыгодном сотрудничестве, но это не тот случай, когда стоит бросаться открывать подарок, только увидев его под ёлкой. Чем привлекательнее сделка — тем строже её нужно проверять.

как гений зарабатывал на крахе

«Игра на понижение» — рассказ о том, как несколько блестящих американских финансистов предугадали глобальный кризис 2008 года и сумели заработать на нем. Возможно, россиян, которые слово «кризис» сегодня не слышат разве что, когда спят, тема несколько оттолкнет — мол, надоело. Но игнорировать эту картину вряд ли правильное решение. Более того — абсолютно неправильное, потому что фильм интересен и поучителен безо всякого занудства. Игра актеров — выше всяких похвал. А драйв, которым охвачены герои, волшебным образом передается зрителю.

По поводу предсказания кризиса: удивительно, но уже после того, как это финансово-экономическое цунами стало стихать, вдруг выяснилось, что его прогнозировали многие эксперты, российские — в том числе. Ну, прямо каждый второй финансист знал, что случится это бедствие и предупреждал всех (наши экономисты-оракулы якобы только что до главной, кремлевской приемной не добрались). А им, увы, никто не верил.

Создатели «Игры на понижение» на роль первой условной бабы Ванги в этом деле назначают эксцентричного финансового гения, управляющего одним из хедж-фондов Майкла Бюрри (Кристиан Бейл). Кстати, с образом известной болгарской предсказательницы финансиста сближают проблемы со зрением: у Бюрри нет одного глаза, вместо него — стеклянный протез. В то время, когда гений не думает о тайнах фондового рынка, он воодушевленно музицирует на ударной установке. А о рынке он, запершись в кабинете, может размышлять по 7–9 часов.

Итак, 2005 год. Расцвет эпохи потребления нулевых годов. Американцы веселятся в ночных клубах, сорят деньгами в ресторанах и барах, гоняют на безумно дорогих автомобилях, отправляются в круизы на собственных яхтах (здесь особую пикантность придают кадры документальной хроники). Большая часть этих благ приобретена в кредит. Люди полностью отдались радостям жизни и забыли об осторожности. Очень показательный эпизод: финансисты приходят в небольшой район с новыми особняками и узнают, что хозяин одного из домов приобрел жилье, оформив ипотеку на… собственного пса.

Однажды Майкл, анализируя тренды банковского сектора США в связке с обстановкой на рынке недвижимости, приходит к выводу: рынок, состояние которого, на первый взгляд, не внушает опасений, в скором времени обрушится. Причиной станет ипотечный кризис, вызванный, в свою очередь, тем, что банки предоставляют гражданам слишком большие кредиты на жилье по очень часто меняющимся (говоря финансовым языком, плавающим) процентным ставкам. Бюрри с лицом, на котором, кажется, каждый мускул кричит «Эврика!», просчитывает: через год-два американцы не смогут выплачивать свои долги. А это значит, что банковские капиталы будут таять буквально на глазах.

Что предпринимает гений? Почти на все средства фонда (а это более миллиарда долларов) он покупает облигации, которые, по условиям сделки, будут оплачены в случае рыночного краха. «Вы ставите на понижение рынка недвижимости?» — изумленно спрашивают его банковские служащие, потирая про себя руки и ликуя: судьба занесла к нам какого-то сумасшедшего! «Совершенно верно», — невозмутимо кивает тот.

Обращу внимание: содержание диалогов, изобилующих финансовыми терминами, будет понятно практически каждому человеку. Дело в том, что (находка авторов) некоторые персонажи периодически отвлекаются от действия и, обращаясь к залу, без снобизма буквально разжевывают значение тех или иных сложных слов, суть процессов. Кроме того, особо запутанные моменты на интересных примерах проясняют знаменитости. Так, эффектная актриса Марго Робби, принимая пенную ванну, структурирует причины кризиса, а популярная певица Селена Гомес в казино, за столом с рулеткой, не без юмора рассказывает о разновидностях ценных бумаг (конечно, если вы совсем не разбирается в экономике, то перед сеансом не поленитесь заглянуть в Википедию — на всякий случай).

Тем временем банковский служащий Джаред Веннетт (Райан Гослинг), глава другого хедж-фонда Марк Баум (Стив Каррелл) с соратниками и еще несколько человек, услышав о высокой вероятности ипотечного кризиса, с энтузиазмом скупают «дефолтные ипотечные свопы». Иными словами, они, как и Бюрри, делают ставку на падение рынка недвижимости. Стоит отметить, что импульс они, пусть и опосредованно, получают от Майкла (до них дошел слух о психе, сомневающемся в незыблемости рынка). Они сопоставляют данные, потом, что называется, включают головы… остальное дело техники.

Ну а после покупки всем остается только ждать, когда наступит день Х, и в этом ожидании — особая интрига. Ведь даже при том, что спустя два года, в 2007-м, все начинает происходить именно так, как прогнозировал Бюрри, выступления банкиров, сотрудников рейтинговых агентств, представителей СМИ долгое время пышут оптимизмом, граничащим с безумием. Все хорошо, звучит с высоких трибун. Как справедливо заметил герой Райана Гослинга, люди, как правило, не хотят видеть чего-то плохого вокруг себя.

Если практически все центральные герои мечутся, терзают себя вопросами «А не совершили ли мы ошибку?», то персонаж Кристиана Бэйла абсолютно уверен в свой правоте и в том, что он сорвет большой куш. Зритель знает, что аналитик прав и сочувствует ему, когда нападки оппонентов Бюрри становятся особенно яростными (партнеры ведь должны поклевать его за потраченный миллиард долларов, который то ли вернется к ним, то ли нет).

И вот, наконец, когда развязка близка, когда финансистам можно пить шампанское и даже купаться в нем, радуясь: «Ай, какие мы молодцы, мы обратили внимание на то, на что другие не смотрели», истина предстает перед ними во всей своей неприглядности. А правда в том, что, как сказал герой в исполнении Брэда Питта, американская экономика получила страшный удар. В том, что сотни предприятий закрылись, а тысячи обездоленных людей потеряли работу, выходит, и средства к существованию. Более того, этот удар отозвался кризисом во многих других странах.

Самое страшное: этот урок быстро забылся. И кто-то сегодня, возможно, в эту самую минуту, в погоне за наживой опять создает платформу для новой мировой экономической катастрофы.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о