Содержание

Как выбрать профессию: тесты, советы экспертов

Девушка думаетРабота — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.

Критерии выбора профессии

Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

Как выбирать профессию не стоит?

  • По удобству расположения учебного заведения.
  • Вместе с друзьями или любимым человеком.
  • По престижу.
  • По настоянию родителей.
  • По детским необдуманным мечтам.

Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

На что стоит смотреть, при выборе профессии.

  • На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
  • На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
  • Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?

Вот три кита, на которых держится выбор профессии:

  1. врожденные способности;
  2. пристрастия;
  3. перспектива.

Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.

  • Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
  • Люди не всегда работают по специальности.
  • Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
  • Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
  • То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
  • Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.

Что делать если нет идей

Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

  • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
  • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
  • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
  • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

Эти критерии должны навести вас на мысли.

Инженеры

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

  • Почти 60% людей не работает по специальности.
  • Только 30% населения имеют высшее образование.
  • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
  • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

В том, что вы работаете всю жизнь на одной работе, нет плюсов с психологической точки зрения. Психике необходимо разнообразие.

Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

Работа в офисе

Какие профессии будут востребованы в будущем

Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

Каждый день ходить на работу, которую вы не любите — это ад. Работа должна приносить позитивные эмоции. И не только тогда, когда вы уходите оттуда вечером. Счастлив тот, кто утром с радостью спешит на работу, а вечером с такой же радостью возвращается домой.

Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

  • Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
  • Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
  • Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
  • Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
  • Повар. Люди всегда будут кушать.
  • Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
  • Мастера ногтевого сервиса.
  • Продавец.
  • Ветеринар.
  • Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
  • Всегда не хватает водителей.
  • Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
  • Агроном.
  • Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
  • Воспитатели.

А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?
Врач

Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста

Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.

Тест по соционике

Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

Опросник Голланда

Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

Методика Климова

«Не могу выбрать профессию» — скорее, отговорка, нежели реальная проблема. Следующим тестом будет определение склонности к роду деятельности. Методика Климова позволит определить вас в одну из категорий:

  • человек-человек;
  • человек-природа;
  • человек-художественный образ;
  • человек-техника;
  • человек-знаковая система.

Вы поймете, в каком направлении думать.

Студент

Матрица выбора профессии

Еще один тип тестирования, который стоит пройти всем, кто ищет ответ на вопрос: «Какую профессию выбрать». Матрица работает по принципу таблицы. Вы выбираете сначала то, с чем хотелось бы работать, а потом то, в каком направлении хотелось бы работать. Находите пересечение и получаете результат: профессии, соответствующие тому и другому. Объяснение сложное, но на деле все элементарно. Пройдите тест, и получите готовые варианты.

Смена профессии после 30 лет

В 30 происходит кардинальная переоценка ценностей. Первый кризис возраста, не считая детских и переходных этапов. К этому времени человек становится сформировавшейся личностью. Он пересматривает жизнь, делает выводы. Люди решаются на перемены. В том числе меняют род деятельности. И правильно, поскольку первые годы после окончания учебы приходится работать на репутацию. Мы зарабатываем рекомендации, вырабатываем навыки, получаем стаж. Дальше репутация работает на нас. Теперь остановитесь и подумайте, тем ли делом заняты.

В 30 лет начинается другая жизнь. Если вдруг решите, что занимались всю жизнь не своим делом, это не страшно. Вы уже получили образование и опыт работы. Смело пробуйте себя в другой области. Если вы оканчиваете обучение в 22-23 года, то 30 лет — это как раз то время, когда можно профессию. Прошло 7 лет и вам требуется изменить деятельность. Вам нужно понимать, что это не страшно. Вы можете вернуться к тому, в чём уже опытны. А пробовать новое необходимо для полноценной жизни. В этом помогут курсы и стажировка.

Девушка

Как выбрать правильную профессию

Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

  • общение с людьми или уединение;
  • реализация талантов, способностей;
  • близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.

Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.

Учитывайте свои интересы

Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.

Кондитер

Проанализировать свои умения

Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

Проанализируйте свое сегодняшнее положение

За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

Планируйте смело свое будущее

Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

Заключение

Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.

Кондитер

Автор статей. Разбираюсь в фобиях, комплексах, психологических травмах.

Как выбрать профессию

На чтение 5 мин. Опубликовано

В последнее время появляется всё больше новых профессий, поэтому выбор подходящей становится всё сложнее. При выборе профессии важно учитывать требования, предъявляемые к работнику, а также способности и желания самого человека.

Данный выбор чаще встаёт перед подростками. Детям бывает сложно разобраться в данном вопросе, поэтому родителям нужно помочь в профессиональном самоопределении подростка.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно выбрать нужную вам профессию и на что обратить особое внимание.

Как выбрать профессию?

Как выбрать профессиюКак выбрать профессию

Есть факторы, которые могут затруднять профессиональный выбор. Выделяют внутренние и внешние причины, препятствующие выбору профессии.

К внутренним причинам относятся

  • Завышенная или заниженная самооценка.
  • Эгоистическая направленность личности.
  • Трудности в эмоциональном состоянии.
  • Зависимое поведение.
  • Отсутствие навыков самоанализа.

К внешним причинам относятся

  • Недостаток информации о содержании профессий.
  • Разноплановое влияние СМИ, школы, семьи на выбор профессии.
  • Дефицит качественной информации.

Некоторые подростки идут получать профессию за компанию вместе со своими друзьями, сами не разобравшись, какая им подходит больше. Кто-то выбирает профессию по принципу престижа или высокой заработной платы, не учитывая других критериев.

При выборе профессии, необходимо учитывать несколько правил

Выбираем профессиюВыбираем профессию

  1. Определить профессиональные склонности и предпочтения.
  2. Определить личностные особенности. В каждой профессии предъявляются требования к личностным качествам, например, водитель должен быть внимательным, врач ответственным, продавец коммуникабельным.
  3. Определить приоритетные жизненные ценности. Одни предпочитают возможность самореализации в профессии, для других важнее уровень дохода.
  4. Подбирать профессию в зависимости от состояния здоровья.
  5. Учитывать востребованность определённой профессии на рынке труда.
  6. Полезно попробовать себя в профессии перед окончательным выбором, на практике освоить выбранный вид деятельности.

Выбор профессии – ответственный шаг для каждого. Чтобы получать удовольствие от выполняемой деятельности в будущем, нужно подойти к данному вопросу достаточно серьёзно и осознанно.

Для определения профессиональных предпочтений и личностных качеств, существует множество психологических опросников. Если у человека не выявляется никаких профессиональных интересов, возможно он испытывает негативное эмоциональное состояние, поэтому не мотивирован получать профессию, его энергия направлена на разрешение личностных проблем. Такой человек нуждается в психологической помощи.

Вот 10 советов, которые помогут в выборе профессии

Какую выбрать профессиюКакую выбрать профессию

1. Профессия выбирается по внешним впечатлениям.

Порой человек не может понять, какие неимоверные усилия приходиться приложить, чтобы достичь успеха, как ему кажется, в привлекательной деятельности. Поэтому не стоит выбирать себе профессию, лишь глядя на неё со стороны.

2. Учебный предмет отождествляется с будущей работой.

Не стоит надеяться на то, что любимый школьный предмет станет вашей будущей профессией. Ведь это всего лишь школьный предмет, и он не является профессией.

3. Выбор престижной профессии.

Современная молодёжь стремится получить экономическое образование, считая высокооплачиваемой и статусной работу, например, в банке. А ведь деятельность должна приносить не только миллионы, но и радость.

4. Нарочно кому-то назло.

От выбора профессии может зависеть то, как сложится ваша дальнейшая жизнь, и уж точно не следует её выбирать ради того, чтобы кого-то там позлить.

5. Пренебрежения своими талантами и способностями.

Человек будет гораздо лучше работать и достигать высоких результатов именно в той деятельности, которая получается у него эффективно. Чем в той, где он будет лишь посредственностью.

6. Слушать мнение различных людей.

Например, молодые люди приходят в профессию, послушав людей, а ведь те не были достаточно компетентны в той специальности, которую они им навязали. Вообще в выборе профессии не стоит слушать тех, кто имеет смутное представление о тебе, и уж тем более о предлагаемой работе.

7. Руководствуемся мнением родителей или близких людей.

Порою часто небезразличные нам люди, родители или родственники пытаются убедить нас в правильности своего мнения при выборе какой-либо профессии. Да, иной раз старшие пытаются навязать детям свой, когда-то не выбранный или ни осиленный ими путь.

В такой ситуации не следует во всём полагаться на мнение взрослых, а больше учитывать свои предпочтения и таланты для будущей профессии, проанализировав рынок труда и рекомендации специалистов.

8. Заблуждение в вопросе о модернизации производства.

Во всём мире наука развивается большими темпами, и что было вчера, уже не применяют сегодня. Теперь компьютер играет не последнюю роль практически в любой сфере деятельности.

Поэтому нужно быть готовым постоянно повышать свои профессиональные навыки, чтобы оставаться хорошим специалистом в своей области.

9. Несерьёзное отношение к своим индивидуальным навыкам.

Чтобы лучше себя понять, узнать свои слабые и сильные стороны, нужно уметь критично относиться к себе, не бояться обратной связи, получаемой от профессиональных коучей, близких и взаимодействующих с вами людей.

Следует пройти психологический тест, по результатам которого можно определить свою будущую профессию. Но не стоит переживать, если тест показал отрицательный результат – это не значит, что в этой сфере у вас ничего не получится.

Тест не может быть решающим фактором, а всё будет зависеть от вас, или просто специалист, проводивший тест, был не компетентен.

10. Неверное представление жизненных ценностей.

Чтобы открыть замок, завести автомобиль или приготовить обед, необходимо выполнить ряд последовательных действий. Но если действия идут в неправильной последовательности, то запускаемый механизм, скорее всего, работает правильно.

Также следует отнестись к выбору и будущей профессии, и если изначально серьёзно не подойти к этому вопросу, то интересная и обеспеченная дальнейшая жизнь может остаться под вопросом.

Занятие «Профессиональные качества личности и их диагностика» (8 класс)

Занятие. Профессиональные качества личности

и их диагностика (8 класс)

Интегрированная цель урока: развитие представлений о диагностике профессиональных качеств личности, важности учета личностных особенностей при выборе профессии.

Задачи:

1. Образовательные: Изучение учащимися своих способностей через выполнение психологической методики, развитие умений работать с психологическим тестом (выполнять его, обрабатывать результаты и делать выводы), развитие умений сотрудничать и находить оптимальные решения за ограниченное время.

2. Развивающие: Развитие внимательности, умений обобщать полученную информацию, анализировать ее, делать выводы, подбирать понятия в соответствии с предложенными критериями, умений самоанализа и самоизучения.

3. Воспитательные: Воспитание самостоятельности и ответственности за результаты работы, уважения к индивидуальности другого человека, умений осуществлять взаимосотрудничество, развитие интереса к собственной личности и потребности в самоизучении при выборе будущей профессиональной сферы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный (беседа, лекция, практическая работа)

Материально-техническое оборудование: доска, мел, методика «Оценка способностей школьника» и бланк ответов (по количеству учащихся), 9 карточек с названием способностей.

План урока:

II. Основной этап:

1. Проверка домашней работы, повторение и проверка знаний

Опрос фронтальный устный, беседа, письменная самостоятельная работа

8

2. Изучение нового материала

Беседа-сообщение, объяснение, упражнение, диагностика

20

3. Первичное закрепление новых знаний

Разъяснение, беседа, работа в мини-группах

15

4. Задание на дом

Сообщение и запись

1

III. Рефлексия (подведение итогов)

Стимулирующий вывод

2

Домашнее задание: Составьте как можно более обширный список ваших способностей (например, хорошо умею играть в футбол, готовить завтрак, выжигать, решать задачи по химию, разгадывать кроссворды и т.п.).

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание мотивации и настроя на предстоящую работу, обозначение значимости для учащих получаемых знаний.

II. Основная часть:

1. Проверка домашней работы, повторение и проверка знаний

Проверка выполнения домашнего задания. Воспроизведение знаний предыдущего материала через фронтальный опрос и беседу. Письменная самостоятельная работа на проверку уровня освоения и понимания материала предыдущего урока.

Задания самостоятельной работы

3. На оценку «5»: Почему необходимо уметь определять профессионально важные качества?

На оценку «4»: Что такое профессионально важные качества?

2. Изучение нового материала

Примерный текст занятия:

1. Способности как профессиональные качества личности

— Когда у учащихся хорошо получается решать задачи по математики, или они прекрасно пишут сочинения по литературе, или великолепно понимают химию, что говорят про них? Какими качествами они обладают? Что позволяет одним легко учить алгебру, другим – историю, третьим – иностранный язык?

У каждого человека есть самые разнообразные интересы. У тех же школьников могут быть интересы к разным школьным предметам: кому-то нравится физика, кому-то история, а кому-то физкультура. Интересы являются сильным побудительным фактором, заставляющим человека стремиться к тому, что ему нравится. Но вот насколько у него получается делать то, что ему интересно, зависит от других личностных параметров. Качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений в ней зависит от того, как эта деятельность выполняется, т.е. от способностей человека.

— Что такое способности?

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. От развития способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Но способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или не¬скольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это — способность, важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение.

— Необходимо ли учитывать наличие тех или иных способностей при выборе профессии? Как может человек узнать, какие у него есть способности?

Чтобы узнать, какие у человека есть способности, прежде всего, надо пробовать себя в разных видах деятельности (спортивная секция, математический клуб, авиамоделирование, кружок фотографии и пр.). Мы же с вами для определения ваших способностей выполним психологическую методику «Оценка способностей школьника».

2. Определение своих способностей.

Задание 1. Методика «Оценка способностей школьника»

Инструкция: Вам необходимо ответить на вопросы, используя опросный лист. Если Ваш ответ положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак «+», если ответ положительный – знак «─».

Бланк ответов

Вопросник

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1) подолгу играть в подвижные игры;

2) продумывать игры и верховодить в них;

3) играть в шашки, шахматы;

4) ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;

5) читать стихи или петь песни;

6) разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;

7) слушать или сочинять музыку;

8) рисовать сам или наблюдать;

9) слушать или сочинять сказки или истории?

Нравится ли тебе сейчас:

10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;

11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;

12) помогать ребятам решать математические задачи;

13) читать об известных открытиях и изобретениях;

14) участвовать в художественной самодеятельности;

15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;

16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;

17) заниматься в изостудии, изокружке;

18) писать сочинение на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19) от участия и борьбы в спортсоревновании;

20) от своего умения расставить людей, распределить работу;

21) от решения трудных математических задач;

22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;

23) от игры на сцене;

24) от общения с людьми;

25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;

26) от посещения художественной выставки;

27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

Часто ли тебя тянет:

28) к длительным физическим упражнениям;

29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;

30) к разгадыванию математических шарад;

31) к изготовлению каких-либо моделей;

32) участвовать в постановке спектаклей;

33) помочь людям, посочувствовать им;

34) поиграть на музыкальном инструменте;

35) порисовать красками или карандашами;

36) писать стихи или вести дневник?

— Любишь ли ты долгое время:

37) заниматься спортом или физическим трудом;

38) энергично работать вместе с другими;

39) заниматься черчением или шахматами;

40) копаться в механизмах, приборах;

41) заботиться о младших, слабых или больных людях;

42) думать над судьбами людей;

43) исполнять музыкальные пьесы;

44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;

45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Интерпретация

Каждый положительный ответ равняется 1 баллу. Подсчитайте сумму положительных ответов по каждому вертикальному столбцу. Каждый столбец характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:

I. Физические (спортивные): 1, 10, 19, 28, 37;

II. Организационные: 2, 11, 20, 29, 38;

III. Математические: 3, 12, 21, 30, 39;

IV. Конструкторско-технические: 4, 13, 22, 31, 40;

V. Эмоционально-изобразительные (артистические): 5, 14, 23, 32, 41;

VI. Коммуникативные: 6, 15, 24, 33, 42;

VII. Музыкальные: 7, 16, 25, 34, 43;

VIII. Художественно-изобразительные: 8, 17, 26, 35, 44;

IX. Филологические (литературные): 9, 18, 27, 36, 45.

Чем больше баллов, тем выше развита та или иная способность. Пять  баллов говорят о ярко выраженной склонности или способности. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные способности слабо выражены.

Учащиеся делают вывод в тетради о развитие у них тех или иных способностей по результату этого теста. Учитель рассказывает, что включают в себя эти способности. Только по одной методике нельзя сказать, какая профессия больше подходит, но это уже материал для раздумий.

3. Первичное закрепление новых знаний

Задание 2. Способности и профессии

Класс делиться на 9 мини-групп по 2-3 человека (соседи по партам). Каждая группа вытягивает карточку со способностями. Задача за 3 минуты написать 5-7 профессий, в которых необходимы эти способности [Если учащихся не хватает для 9 групп, то некоторые способности рассматриваются всем классом]. Способности берутся в соответствии с выполненным тестом.

Физические

Развитие физических качеств — силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации движений; интерес к подвижным играм и спортивным мероприятиям

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии че­ловека, умение распределить работу между людьми, организовывать их, быть тактичным, инициативным, критичным, требовательным к себе и другим, способность активизировать других

Математические

Умение обобщать, устанавливать связи, гибкость и логичность мышления, легкость пере­ходов от прямого к обратному ходу мыслей, познавательная активность, увлеченность математикой,

Конструкторско-технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Эмоционально-изобразительные (артистические)

Богатое воображение, креативность, чувство гармонии, вкуса, умение перевоплощаться, высокая эмоциональность, понимание чувств другого человека, интерес к актерской, сценической деятельности.

Коммуникативные

Умение легко и быстро устанавливать контакты с людьми, поддерживать разговор, слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации, стремление много общаться, такт

Музыкальные

Музыкальное воображение, память, слух, способность переживать отношения между звуками, прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, переживать, воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.

Художественно-изобразительные

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность, интерес к изобразительной и художественной деятельности

Филологические (литературные)

Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков, интерес к литературе и сочинительству

Называются способности, встают учащиеся, у которых эти способности по тесту набрали много баллов. Группа, отвечающая за эти способности, перечисляет выбранные ею профессии. Проходит короткое обсуждение. Учитель следить за правильностью подобранных профессий, дополняет ответы.

Хорошо, если интерес к профессии сочетается с набором ка­честв и способностей, профессионально важных для этой профессии. А если этих ка­честв нет?

— Что делать, если у человека нет профессионально важных качеств и способностей для выбранной профессии?

Рассмотреть вариант выбора другой профессии, или постараться развить требуемые качества.

Необходимо помнить тот факт, что недостаточное развитие той или иной способности может быть компенсировано развитием других личностных качеств, а также полезными привычками и эффективными приемами организа­ции труда. На­пример, медлительность можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью. Справиться с забывчивостью помогает систематическое ведение записей, преодолеть страх высоты — сила воли и самообладание, слабость пространственного и образного мышле­ния — использование макетов и наглядных пособий. Например, от­сутствие выраженных аналитических способностей юрист может компенсировать усидчивостью, высокой работоспособностью. Но есть качества, отсутствие которых ничем нельзя компенсировать, например, порядочность, ответственность, трудолюбие. Непорядоч­ный, ленивый или безответственный человек на своем рабочем мес­те способен создать много проблем, и чем ответственнее его рабо­та, тем он опаснее для окружающих.

Однако часто бывают случаи, когда недостаточно выраженные ПВК не подлежат ни тренировке, ни компенсации. Тогда нужно вести речь о непригодности данного человека к данному виду деятельности, хотя на другой работе он может быть хорошим специалистом.

4. Задание на дом

Сообщить домашнее задание.

III. Рефлексия (подведение итогов)

Подвести итоги занятия. Кратко сообщить, что было усвоено в течение урока. Поблагодарить за занятия, выделить положительные моменты. Объявить оценки (если этого не было сделано по ходу урока) и объяснить критерии их выставления.

Контрольные вопросы.

1. Что такое способности? К чему у человека могут быть способности?

2. Как человеку понять, к чему у него есть способности? Как проявляются способности?

3. Как можно развивать способности?

4. Как необходимо учитывать способности при выборе профессии?

5. Если человек выбрал профессию, но у него нет необходимых для нее профессиональных качеств, как ему быть?

Используемая литература:

Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2011. – С. 290-292.

Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2016

Какую профессию выбрать — самые востребованные специальности после 9, 11 классов для парней и девушек, тесты выбора профессии

Противоречивые ответы на насущные вопросы о выборе профессии

Читать: 5 мин.

Мы постоянно отвечаем на вопросы о выборе профессии: в личной беседе со школьниками и родителями, на Профлектории, на тренингах и в профлагере. Поэтому мы решили написать большую статью, где соберем интересные мысли о выборе профессии и образования. В ней вы найдете неординарные рекомендации и практические советы для самостоятельной профориентации.

Как правильно выбрать профессию? Как выбрать специальность после 9 и после 11 класса? Есть ли разделение профессий на те, что для девушек, и те, что для молодых людей? Как выбрать профессию по востребованности? Помогают ли тесты в выборе профессии или все-таки бездушная машина не может понять глубины человеческой души?
На ваши вопросы отвечают профэксперты:



Кирилл Кузнецов,
кандидат психологических наук,
руководитель отдела профориентационного консультирования.
Стаж – 15 лет.

Любит горные лыжи, прошел с экспедицией по Сибири 300 км, по Москве передвигается на мотоцикле.


Екатерина Лукьянова,
руководитель отдела online-консультирования в Центре «Гуманитарные технологии».
Стаж – 18 лет.

Говорит по-испански, играет на гитаре, по первому образованию
инженер-радиоэлектронщик.


Вячеслав Высоцкий,
кандидат психологических наук, доцент кафедры развития образования ФГАОУ Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
Стаж – 25 лет.

Любит путешествия и русскую литературу XX века, участвовал в обсуждении вопросов школьного образования в Совете Европы в Брюсселе.

Как выбрать профессию

Сложнейший вопрос в жизни каждого человека! Потому что, когда мы выбираем профессию, мы выбираем будущее. Причем не только свое, но и своих близких. Хотелось бы, чтобы будущая профессия приносила и удовольствие, и финансовое благополучие, и пользу окружающим.
Но, как назло, выбор профессии нужно сделать очень рано – в подростковом возрасте. Подросток мало знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал, поэтому для него выбор профессии оказывается вдвойне трудным.

Вячеслав Высоцкий: Когда мы выбираем профессию, мы пытаемся предсказать будущее, не обладая опытом. Что в этом случае делать? Копить опыт и пользоваться всеми доступными средствами для получения информации. Чем больше усилий вы приложите к поиску профессии, тем больше будет отдача.

Мы, как специалисты по профориентации, советуем подойти к выбору профессии как к проектной работе. Что такое проект знают теперь не только взрослые, но и школьники. Это законченная исследовательская работа. Исследователь ставить проблему, собирает и анализирует данные, проводит эксперименты и делает выводы.
Поставьте себе задачу – найти свое место на рынке труда. И начинайте свое исследование.

Кирилл Кузнецов: Перестаньте «выбирать» профессию, подумайте, чем вы можете быть полезны миру. В чем вы хороши? Что вы сами хотите делать? И почему за это вам должны платить деньги?

Проект по выбору будущей профессии можно построить по проверенной схеме, которая состоит из трех этапов:
① Узнаю
② Выбираю
③ Пробую

На первом этапе вы разбираетесь в своих способностях и стремлениях. Для понимания себя подойдут различные психологические и профориентационные тесты, мнение близких, преподавателей, карьерных экспертов. Не нужно делать какой-либо источник информации основным, не ставьте приоритетов. Собирайте информацию в комплексе: что нравится и не нравится делать, любите ли общаться с людьми, к каким дисциплинам есть способности.
На втором этапе вы начинаете разбираться в мире профессий и своих образовательных возможностях. Читайте интернет-ресурсы о профессиях, ходите на образовательные выставки и дни открытых дверей, читайте книги и смотрите фильмы о профессионалах. Записывайте свои впечатления и мысли. В результате второго этапа у вас соберется список интересных вам профессий, подумайте и запишите, что именно вас привлекло в каждой профессии.
А на третьем этапе ваша задача – попробовать понравившиеся профессии. Мы знаем, что это нелегко сделать в 15 лет. Но у вас в руках остается несколько доступных инструментов: кружки и образовательные курсы (в том числе онлайн), стажировки для школьников, школьные экскурсии на предприятия, профориентационный лагерь.

Екатерина Лукьянова: Знакомиться с профессиями школьнику необходимо через кружки. Если ходить в кружки, секции и на курсы, то к выпуску из школы вы приобретете бесценный субъективный опыт. Вы будете знать, какими занятиями готовы продолжать заниматься, а какими — нет.


Как выбрать специальность и вуз

И снова, чтобы принять решение, надо самому разобраться – провести исследовательскую работу по выбору образования. В помощь вам дни открытых дверей вузов и выставки, короткие курсы от вузов, социальные сети и студенческие форумы, сайты студенческих отзывов (Вузотека, Типичный абитуриент).
Наш опыт подсказывает, что лучше сначала определиться с профессией, а потом решать, по какому кратчайшему пути к ней прийти. Но, как и в выборе профессии, не придумано волшебного принципа, по которому можно выбрать самое лучшее образование.

Кирилл Кузнецов: У каждого свои факторы выбора. Ты учитываешь тысячи мелочей, когда подбираешь вуз и специализацию. Например, к нам приходят ребята, которые хотят учиться только в МГУ. А есть ребята, которым необходим вуз с общежитием для приезжих из ближайших городов, ведь не всем таким студентам дают место в общежитии. Моя рекомендация: выписать для себя самые значимые моменты и каждый вуз и факультет оценивать по своей собственной шкале.

Екатерина Лукьянова: Общемировая тенденция на рынках труда и образования такова, что человек не выбирает профессию и образование раз и навсегда. Это только первый выбор. Поэтому выбор становится чуть проще. Но всегда помните, что фундаментальное образование — медицинское или инженерное — трудно или почти невозможно получить вторым. Оно слишком энергозатратно для получения. Поэтому, если вы выбираете между несколькими специальностями, лучше начать с фундаментальной.

Вячеслав Высоцкий: Да, фундаментальные специальности практически невозможно получить с помощью переподготовки. Тем не менее, если нравится медицина, почему бы не работать в этой сфере, например, с клиентами или в качестве пресс-секретаря, бухгалтера, программиста, робототехника.

Тесты на выбор профессии

Как вы относитесь к тестам? Везде только тестирование! Чего стоят только ЕГЭ и ОГЭ! Как тестом можно что-то проверять? Как с помощью теста выбирать профессию? Он же одинаковый для всех, он же не учитывает индивидуальности!
Вот в этом и есть сильная сторона тестирования – хорошо разработанная методика тестирования близка к объективности.

Кирилл Кузнецов: Психолог без нормированной методики, которая выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Посоветовать что-то из своего личного опыта — это непрофессионально. Можно не использовать компьютерный тест, можно беседовать со школьником, опираясь на выбранную методику, просто времени уйдет больше.

Екатерина Лукьянова: Тест – это инструмент, который помогает психологу работать. Благодаря тесту мы быстро получаем базовую информацию и оказываемся на более выгодной позиции, чем без него. А затем мы начинаем беседовать с подростком, родителями и, если нужно, с преподавателями. В беседе человек полностью открывается.

Вячеслав Высоцкий: Тест – это один из элементов комплексного подхода. Если есть возможность пройти тестирование, нужно пройти и положить в копилку к другой информации, которую человек уже собрал.

Если вы хотите получить достоверный результат, выбирайте качественные профтесты – из большого количества вопросов, многокомпонентные, статистически обоснованные. У нас именно такие тесты. Над разработкой наших профориентационных тестов работают психологи, педагоги и тестологи, специалисты в области педагогических измерений.

Какую специальность выбрать после 9 класса

Есть такой распространенный миф, что, если человек ушел из школы после 9 класса, то будет работать на низкооплачиваемой непрестижной работе. На самом деле среднее профессиональное образование — это просто иной образовательный путь.

Екатерина Лукьянова: В профессиональную образовательную организацию (колледж, техникум, училище) нужно идти с ясной идеей. Ты точно решил стать поваром, потом работать в ресторане и учиться на заочном в вузе. Тогда тебе подходит такой образовательный путь. Главное не рассматривать колледж как обход ЕГЭ.

За какими специальностями стоит идти в профессиональные образовательные организации?
✔ Творческие (дизайнеры, мультипликаторы, музыканты)
✔ Практические (повара, монтажники, радиотехники)
✔ Военно-спортивные (полиция, МЧС)

Колледж помогает раньше начать трудовую деятельность и зарабатывать деньги. Но если цель – стать востребованным специалистом, строить карьеру и расти в доходах, то после колледжа необходимо идти дальше – в вуз. Это означает, что образовательный путь сильно удлиняется. Реалии рынка таковы, что среднего профессионального образования будет постоянно недостаточно. Дизайнер после колледжа, конечно, проиграет дизайнеру после вуза.

Кирилл Кузнецов: В колледже будет практика, которой так не хватает, когда учишься в школе. Я рекомендую после 9 класса уходить в колледжи и техникумы, если вы в дальнейшем планируете поступать в вуз, в котором ожидается дополнительное вступительное испытание (ДВИ).

Вячеслав Высоцкий: У СПО есть несколько очень существенных минусов. Во-первых, это ранняя профориентация, то есть до 8 класса нужно нарисовать четкий план действий и все 10 раз перепроверить. Во-вторых, бросить колледж почти невозможно, потому что тогда подросток не получит диплом о полном среднем образовании. Без образования невозможно будет трудоустроиться нигде. В-третьих, образовательный путь так удлиняется, что не всем хватает сил продолжать дистанцию еще и в вузе. Редкие колледжи имеют договоры с вузами и предлагают поступление сразу на 2-й курс вуза, но чаще всего абитуриенту после колледжа все равно придется сдать ЕГЭ.

Если вы собираетесь в 9 классе уходить из школы «от безысходности», потому что в школе вам говорят, что вы не сдадите ЕГЭ, лучше остаться и продолжать учиться. У вас останется еще 2 года для профориентации и для размышлений о будущей профессии. Отсрочка сыграет вам на руку. В 11 классе вы сможете взять широкий круг профильных предметов для ЕГЭ и сдать на проходной балл в один из вузов.

Какую специальность выбрать после 11 класса

После 11 класса для вас будут открыты все дороги. И чуть меньше дорог, если ваши результаты по профильным предметам ЕГЭ окажутся невысокими. Вы сможете получить и высшее, и среднее профессиональное образование.

Министерство просвещения опубликовало статистику, какие специальности выбирают абитуриенты 2018 года. Из 5 000 абитуриентов:
✔ науки об обществе (22,3%)
✔ инженерия и технологии (15,6%)
✔ математика и естественные науки (15,5%)
✔ гуманитарные науки (11%)
✔ медицинские (10,9%)

Выбирайте то, что близко вам. Не оглядывайтесь на статистику.

Вячеслав Высоцкий: На нашем уникальном постсоветском пространстве высшее образование – это социальный лифт. Поэтому большинство одиннадцатиклассников стремятся его получить.

Кирилл Кузнецов: По большому счету, все менее и менее важно, какую ты специальность выбираешь. Рынок труда через 20 лет может быть неузнаваем. Воспитывай в себе профессионала, начинай работать как можно раньше и развивай предпринимательские способности.

Екатерина Лукьянова: Если к 11 классу не знаешь, какую специальность выбрать в медицине или ИТ, то есть внутри отрасли, и если ты в целом умный человек, выбирай хорошее образование и престижный вуз. Так ты даешь себе отсрочку для самоопределения примерно до 3 курса.


Какую специальность выбрать девушке

Выбор профессии не должен быть связан с принадлежностью человека к мужскому или женскому полу. Девушки вполне могут выбирать технические, военные или «нефтяные» специальности и стать профессионалами в своей области. Но по закону труд женщин нельзя применять в работах с вредными и опасными условиями. Из-за этих ограничений девушек не возьмут в танкисты, дальнобойщики или шахтеры.

Кирилл Кузнецов: Если девушка не нашла подходящей профессии, то можно выбирать универсальные направления – педагогическое или медицинское. Они, наверняка, пригодятся в жизни, хотя бы в семье.

Екатерина Лукьянова: Если все-таки определять какие-то специальности как более «женские», то я бы порекомендовала психологию и педагогику.

Какую специальность выбрать парню

Если девушка и может найти свое призвание в семье, а не в работе, то для молодого человека, чаще всего, профессиональная деятельность – основной способ реализации. Юноша может выбирать из всего спектра профессий, самых разных профилей:
✔ информационно-технологического (программист, тестировщик, специалист по автоматизации технологических процессов, менеджер интернет-проектов)
✔ инженерно-технического (сервисный инженер, физик-ядерщик, машинист, строитель)
✔ финансово-экономического (финансовый консультант, SMM-менеджер, маркетолог)
✔ естественнонаучного (биолог, генетик, метеоролог, фармацевт)
✔ производственно-технологического (технолог производства, сварщик, инженер по охране труда)
✔ социально-гуманитарного (журналист, конфликтолог, телерадиоведущий, логопед)
✔ творческого (киноартист, художник, критик, декоратор)
✔ военно-спортивного (полицейский, пожарный, военный летчик, инструктор по фитнесу)

Вячеслав Высоцкий: Я, конечно, против гендерного разделения специальностей. Но рекомендую молодому человеку выбирать «карьерную» специальность, то есть ту, в которой нет предела развитию и карьерному росту. С мужчины общество спрашивает как с деятеля и работника.

Кирилл Кузнецов: Мужскими считают инженерные, IT, военные специальности. Обычно молодой человек присматривается, какую техническую или нефтяную специальность выбрать. Но интересно, что в направлениях, где традиционно больше женщин, – педагогика, психология, филология – мужчины добиваются значительных карьерных высот.

Какая специальность самая востребованная

Традиционно на рынке лидируют специальности в сфере высоких технологий. Сейчас и в ближайшем будущем будут востребованы IT-направление, роботехника, биофизика.

Кирилл Кузнецов: 60% работников в Москве занято в сфере услуг, а значит, маркетинг и менеджмент будут очень востребованы. Сейчас специалистов в этих областях нужно все больше. Несмотря на распространение IT и автоматизации, стоит помнить про региональную специфику: ближайшие десятилетия будут нужны нефтяники, шахтеры, лесозаготовители.

Вячеслав Высоцкий: По прогнозам второй половины XX века, к 2000 году должен был случиться бум космических путешествий. Но сейчас эта отрасль даже не на подъеме. Поэтому прогнозировать будущее профессий почти невозможно. Выбирайте единственно верный путь – это путь к себе.

И в конце…
Помните, что не бывает универсальных решений. Каждый человек находит дорогу к профессии самостоятельно. В выборе он учитывает тысячи существенных и несущественных факторов. Поэтому исследуйте свои возможности и обстановку на рынке труда. И все усилия обязательно оправдаются.
Если вы хотите правильно начать профессиональное самоопределение для своего ребенка, приходите к нам на бесплатный Профлекторий. Это семинар, где наши профконсультанты рассказывают родителям, как помочь подростку в выборе профессии, и отвечают на трудные вопросы профориентации.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

На нашем сайте вы можете пройти бесплатный тест на профессию.

Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.


Определение профессиональных склонностей — Л. Йовайши

1.Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

Общаться с самыми разными людьми

Снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д

Заниматься расчетами, вести документацию

2.В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

Возможность следить за ходом мыслей автора

Художественная форма, мастерство писателя или режиссера

Сюжет, действия героев

3.Меня больше обрадует Нобелевская премия:

За общественную деятельность

В области наук

В области искусства

4.Я скорее соглашусь стать:

Главным механиком

Начальником экспедиции

Главным бухгалтером

5.Будущее людей определяют:

Взаимопонимание между людьми

Научные открытия

Развитие производства

6.Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

Созданием дружного, сплоченного коллектива

Разработкой новых технологий обучения

Работой с документами

7.На технической выставке меня больше привлечёт:

Внутреннее устройство экспонатов

Их практическое применение

Внешний вид экспонатов (цвет, форма)

8.В людях я ценю, прежде всего:

Дружелюбие и отзывчивость

Смелость и выносливость

Обязательность и аккуратность

9.В свободное время мне хотелось бы:

Ставить различные опыты, эксперименты

Писать стихи, сочинять музыку или рисовать

Тренироваться

10.В заграничных поездках меня скорее заинтересует:

Возможность знакомства с историей и культурой другой страны

Экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи)

Деловое общение

11.Мне интереснее беседовать о:

Человеческих взаимоотношениях

Новой научной гипотезе

Технических характеристиках новой модели машины, компьютера и т.д.

12.Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

Технический

Музыкальный

Спортивный

13.В школе следует обратить особое внимание на:

Улучшение взаимопонимания между учителями и учениками

Поддержание здоровья учащихся, занятия спортом

Укрепление дисциплины

14.Я с большим удовольствием смотрю:

Научно-популярные фильмы

Программы о культуре и искусстве

Спортивные программы

15.Мне хотелось бы работать:

С детьми или сверстниками

С машинами, механизмами

С объектами природы

16.Школа в первую очередь должна:

Учить общению с другими людьми

Давать знания

Обучать навыкам работы

17.Главное в жизни:

Иметь возможность заниматься творчеством

Вести здоровый образ жизни

Тщательно планировать свои дела

18.Государство должно в первую очередь заботиться о:

Защите интересов и прав граждан

Достижениях в области науки и техники

Материальном благополучии граждан

19.Мне больше всего нравятся уроки:

Труда

Физкультуры

Математики

20.Мне интереснее было бы:

Заниматься сбытом товаров

Изготавливать изделия

Планировать производство товаров

21.Я предпочитаю читать статьи о:

Выдающихся ученых и их открытиях

Интересных изобретениях

Жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов

22.В свободное время я люблю:

Читать, думать, рассуждать

Что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями

Ходить на выставки, концерты, в музеи

23.Больший интерес у меня вызовет сообщение о:

Научном открытии

Художественной выставке

Экономической ситуации

24.Я предпочту работать :

В помещении, где много людей

В необычных условиях

В обычном кабинете

Как выбрать профессию, исходя из особенностей характера

Еще много веков назад китайский философ и мыслитель Конфуций сказал: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в жизни». Но как сделать правильный выбор? Факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, огромное множество. Оказывается, что и характер человека имеет большое влияние на этот выбор.

Характер и темперамент

Вспомним, чем характер отличается от темперамента.

Темперамент – это врожденный психофизиологический признак, который не изменяется в течение жизни и зависит от особенностей нервной системы человека. Именно от типа темперамента зависит, с какой скоростью протекают психические процессы.

Особенности темперамента важно учитывать при выборе профессии. Если человек общительный, коммуникабельный и по типу темперамента относится к экстравертивному типу (сангвиник или холерик), то и профессия ему подойдет та, в которой нужно будет много общаться. Если же человек замкнут, по типу темперамента относится к интровертивному типу (меланхолик или флегматик), то и профессию он выберет ту, в которой контакты с людьми будут минимальны.

Характер же напрямую зависит от типа темперамента, но на него влияют и социальные условия, в которых находится человек. Соответственно, характер меняется под воздействием внешних факторов. Тем не менее у каждого человека есть устойчивые черты характера, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Именно на них нужно опираться, выбирая профессию.

Целеустремленные люди чаще выбирают профессии с возможностью карьерного роста и высокой оплатой. Однако это достаточно распространенная ошибка, когда человек выбирает себе профессию, исходя только из этих двух факторов. Конечно, практически каждый человек хочет зарабатывать много, но нельзя забывать о чертах характера, с которыми будет сложно в той или иной профессии.

Например, человек, будучи очень амбициозным, решает пойти в продажи, так как считает эту сферу деятельности прибыльной. Но при этом не учитывает, что его склад характера не позволит ему «идти по головам», да и общительность – не его конек. Как итог – разочарование в профессии и в самом себе.

Более того, даже внутри каждой профессии существует множество различных специальностей, на выбор которых также влияет характер человека. Например, решив стать врачом, нужно определиться, какую специальность выбрать. Люди, способные выдерживать колоссальную ответственность и принимать судьбоносные решения, скорее всего, станут хирургами или реаниматологами, а более спокойные и мягкие выберут для себя специальность педиатра или терапевта.

Статьи. Выбор профессии

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Статьи о профориентации для подростков и взрослых


Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

Что такое профориентация?
Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

Золотые правила выбора профессии:
✔ На выбор профессии требуется время.
Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

    ① Узнать себя. На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
    ② Узнать о профессиях и образовании. На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
    ③ Попробовать себя в профессии. После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю «кухню» и примерить профессию на себя.

Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

Ниже представлены статьи по данной теме.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о