Содержание

Инвестиции в предметы искусства — доходность и примеры

Довольно часто обеспеченные люди становятся обладателями разнообразных предметов творчества – дорогих статуэток, скульптур или картин известных художников. Но для некоторых покупателей таких вещей искусство – это не просто способ украсить и разнообразить интерьер, а возможность сохранить и приумножить денежные средства.

Для начала посмотрите увлекательное видео с самыми дорогими картинами в мире:

Инвестиции в искусство: первые шаги

Многие СМИ утверждают: интерес к инвестированию в искусство увеличивается с каждым годом. Неоспоримыми преимуществами этого способа заработка являются хорошая доходность (от 80% до 100% годовых, а в некоторых случаях – все 500%), защита капитала от инфляции и дополнительная диверсификация инвестиционного портфеля (распределение инвестиций по разным финансовым инструментам).

Но как правильно инвестировать в картины, с чего начать? Первое и самое важное – определиться с начальным бюджетом и методами работы.

  1. Если у вас много денег и есть связи
    . В таком случае начать инвестировать просто: выбираете известных художников и активно скупаете их картины на аукционах. Это Рембрант, Ботичелли, Ван Гог, Мане, Трициан либо популярные современные мастера. Их полотна стоят больших денег, но дорожают стремительно. Кроме того, работы этих авторов не будут терять в стоимости. Этот метод – самый быстрый и прибыльный, но подойдет он только тем инвесторам, которые имеют хороший стартовый капитал.
  2. Если у вас мало денег, но есть желание зарабатывать. Найдите молодых перспективных художников и выкупите у них несколько качественных работ. Реализуйте купленный товар, закажите новые полотна. Можно купить картину малоизвестного автора – главное, увидеть его потенциал. Цены на картины будут расти постепенно, а вы заработаете, продавая эти творения. За пять лет стоимость работ может возрасти в 10-20 раз, и это далеко не предел.
  3. Если у вас нет денег, но есть знания
    . В этом случае необходимо найти список потерянных картин и отправиться на их поиски. Полотна могут быть где угодно – на чердаках заброшенных домов, в подвалах и старых сундуках. Многие даже не подозревают, что у них в кладовке лежит настоящее произведение искусства, которое стоит огромных денег. Как вариант, можно найти специалиста, который поможет вам в этой теме.

Картины молодых художников: стоит ли игра свеч

Состоятельные люди инвестируют в картины известных художников, но что делать тем, у кого нет больших денег? Ответ прост: покупать полотна молодых, но перспективных авторов. Если у вас есть художественный вкус, вы можете собрать коллекцию картин малоизвестных авторов – есть шанс, что их творения подрастут в цене спустя несколько лет. Галерист и меценат Ребекка Уилсон составила список привлекательных с точки зрения инвестирования молодых авторов – они недооценены и обладают высоким потенциалом:

  • Бэн Гудинг, США. Выпускник Кембриджской школы искусств. Его работы – это совмещение необузданной фантазии и необычных узоров. Цена картин – от 1 до 3,5 тысяч долларов.
  • Луис Фратино, Великобритания. Студент Йельского университета. В творчестве предпочитает яркие цвета и необычные фигуры. Стоимость работ – от 250 долларов до 5 тысяч.
  • Клэр Прайс, Великобритания. Молодая художница, обладательница престижной премии Acme Jessica Wilkes. В работах преобладает абстракция. Цена – от 1 до 5 тысяч долларов.
  • Пиппа Янг, Великобритания. Выпускница Университета Фолмут. На картинах художницы – преображение фотографий в настоящее произведение искусства. Цена – от 1,5 до 2 тысяч долларов.
  • Майкл Ковелло, США. Выпускник Университета Корнелл. В картинах художника преобладают цветовые образы и геометрические фигуры. Стоимость работ – от 650 долларов до 3 тысяч.

Российские инвесторы редко покупают картины молодых авторов – традиционные жанры не особо популярны в нашей стране. Современные деятели искусства создают инсталляции, видеоработы или арт-объекты. Но есть и молодые перспективные художники, на которых следует обратить внимание инвестору.

Олег Доу

Олег Доу
  • Олег Доу. Окончивший МИСиС художник. Автор сотен работ, которые скупают коллекционеры со всего мира. Стоимость его полотен – от 10 до 40 тысяч долларов.
  • Егор Кошелев. Учился в Строгановке, написал более 200 картин. Проводил выставки за рубежом. Цена картин – от 2 до 10 тысяч евро.
  • Иван Плющ. Окончил Государственную художественно-промышленную академию им. В. Мухиной. Участник многочисленных выставок, автор 70 картин. Цена за полотно – от 5 до 8 тысяч евро.

Инвестиции в картины популярных авторов: надежная сделка

Алексей АнаньевАлексей АнаньевАлексей Ананьев

Инвестирование в известных художников – не только выгодный, но и надежный способ заработка. Совладелец компании «Промсвязьбанк» Алексей Ананьев имеет в своей коллекции около пяти тысяч картин русских реалистов конца 19, 20 и начала 21 века, общую стоимость которых держит в строжайшем секрете. Успешный бизнесмен и инвестор уверен – рынок русского реалистического искусства устойчив, пишется все больше достойных работ, а их стоимость даже не планирует снижаться.

Портал Artinvestment.ru провел масштабное исследование и составил рейтинг русских художников с лучшими темпами роста цены и доходности (по состоянию на 2014 год).

  • В первую пятерку рейтинга по доходности вошли Малевич К.С., Ротко М., Кандинский В.В., Сомов К.А., Серов В.А.
  • По темпам роста список другой Машков И.И., Грабарь И.Э., Разумов К., Воронова Л., Мясоедов Г.Г.

Эти авторы известны на весь мир, их картины стоят огромных денег, но они продолжают дорожать с каждым годом. Вложившись в произведения искусства популярного автора, вы сможете обеспечить беззаботную жизнь вашим внукам.

Полезный совет для инвесторов в известных художников – лучше всего нанять хорошего консультанта. На рынке присутствует большое количество некачественных копий и подделок, иногда подлинность предметов искусства трудно определить даже профессионалам.

Из-за невыгодной сделки могут начаться судебные разбирательства, нередко в мире искусства происходят скандалы. Например, в 2004 году с аукциона Sotheby’s была снята работа «Пейзаж с ручьем» Шишкина. Выяснилось, что полотно принадлежит голландцу Андриану Куккука, хотя эксперты подтвердили авторство Шишкина и оценили картину в 1 миллион долларов.

Как рассчитать стоимость картин?

Конечная стоимость картины определяется не столько ее качеством, сколько биографией и заслугами художника. Какое учебное заведение он окончил, где проводил выставки, в каких галереях хранятся его произведения.

«Чем больше послужной список мастера, тем выше стоимость картины», – поясняет Ирина Филатова, администратор галереи Fine Art.

На цену влияет историческая и культурная ценность, степень сохранности полотна, наличие различных премий, известность автора в «тусовке» коллекционеров, а также провенанс – это происхождение картины и история владения, а также многое другое.

  • Лимонная Мэрилин Энди УорхолаЛимонная Мэрилин Энди Уорхола“Лимонная Мэрилин” Энди Уорхола

    «Лимонная Мэрилин» Энди Уорхола была приобретена в 1962 году за 250 долларов, а продана через 45 лет за 28 миллионов.

  • Работы мастера Олега Доу стоили по тысяче долларов, но показ в «Мультимедиа Арт Музее» и фото его творений на обложке каталога «Русских торгов» в Лондоне мгновенно увеличили стоимость в 5-7 раз.
  • Произведение Марка Ротко «Белый центр» было куплена Дэвидом Рокфеллеров за 8,5 тысяч долларов. В 2007 году на аукционе Sotheby’s ее стоимость составляла уже 72,8 миллионов, а все благодаря активному пиару и рекламе.

Также на фондовой бирже Лондона есть индекс Mei Moses All Art, который устанавливает цены на картины. В зависимости от изменения его показателей, варьируется стоимость на знаменитые произведения искусства. Стоит отметить, что данный индекс в основном растет. Не так давно был введен в эксплуатацию новый индекс Artnet AG, определяющий стоимость работ современных известных художников, среди которых Дэмьен Херст и Энди Уорхол.

Полезные статьи:

Инвестирование в альтернативное искусство

По мнению экспертов, интерес к альтернативным способам инвестирования возрастает в период экономической нестабильности. Вкладчики, стараясь сохранить денежные средства и обойти все возможные риски, диверсифицируют свои портфели и обращают внимание на нестандартные предметы искусства. Именно по этой причине они становятся популярными – если вы создадите или предскажете тренд и вовремя вложитесь в перспективную нишу, вы сможете сохранить свои сбережения и даже приумножить их.

Фигуры из кости мамонта

Фигуры из кости мамонтаНа сегодняшний день спросом пользуются фигуры из кости мамонта или изделия из стекла. Востребован, к примеру, Кузнецовский фарфор или работы реформатора художественного стекла Эмиля Галле.

Начинающему инвестору можно обратить внимание на бонистику (старинные денежные знаки), фалеристику (ордены, медали, знаки отличия).

Владелец Восточно-Европейского Антикварного Дома Сергей Юнин считает, что в скором времени повысится спрос на монеты, стекло, книги и вино класса премиум. Он уверен: антиквариат подорожает минимум на 20-25%.

Хорошие перспективы роста спроса есть у секции декоративно-прикладного искусства. Еще одна сфера, в которой может попробовать себя инвестор – антикварные куклы. По всему миру открываются кукольные выставки – в России можно найти их в областном музее Мурманска и в Яснополянском доме-музее Л. Н. Толстого (Тульская область).

Популярный российский коллекционер кукол Лариса Дроздова, в коллекции у которой около 250 уникальных моделей, считает эту нишу интересной и очень перспективной. Главное – выбирать уникальные экземпляры, а именитость автора здесь значения не имеет.

Где можно заработать на искусстве?

Большинство покупателей картин – это инвесторы в искусство. Владельцы художественных галерей и аукционных домов утверждают: именно работники финансовой сферы вкладывают в арт-искусство больше всего денежных средств. Современный рынок насчитывает более пяти тысяч аукционных домов, около 70 тысяч брокеров, дилеров и агентов художников.

При этом половина оборота приходится на американский рынок – 60 из 100 самых крупных продаж совершаются в Нью-Йорке.

Следующий по величине оборот приходится на рынок Англии – 60% от всего европейского рынка.

SothebysSothebys
Аукцион Sotheby’s
  • Sotheby’s.Самый крупный мировой аукцион, который продает известные произведения. Работает через интернет, занимает около 45% мирового рынка антиквариата.
  • Christie’s. Основной конкурент предыдущей площадки. Сайт имеет русскоязычный отдел, периодически проводит продажи русских предметов искусства.
  • Bukowskis. Аукционный дом из Швеции, занимающий первые позиции на скандинавском рынке.

Российская арт-площадка только начинает формироваться. В интернете появляются новые сайты, посвященные продажам картин, организовываются аукционы, а инвесторы активно скупают работы начинающих, но перспективных авторов и полотна художников мирового масштаба. Работы русских художников можно найти и купить онлайн или на аукционах:

  • Artinvestment. Русскоязычный ресурс, на котором собрана вся актуальная информация по проведению аукционов по продаже антиквариата, картин и других произведений искусства.
  • Sovcom. Московский аукционный дом. С помощью площадки вы сможете купить антиквариат, живопись, скульптуру, графику или поучаствовать в аукционе.
  • Artsland. Открытый онлайн аукцион современного искусства. Здесь можно найти перспективного молодого художника, сделать подборку популярных лотов, купить картину, скульптуру, графику, куклы или декор.

10 полезных секретов начинающим инвесторам в предметы искусства

Многие начинающие инвесторы не знают, куда двигаться и совершают множество неприятных ошибок. Большинства из них можно избежать, воспользовавшись следующими полезными советами:

  1. Если вы хотите инвестировать в предметы искусства, предварительно изучите нишу. Даже если у вас есть личный консультант, вы должны научиться самостоятельно разбираться в живописи.
  2. Не стоит конкурировать с известными коллекционерами и популярными брендами – это только растратит ваш бюджет. Если у вас не так много денег, выбирайте перспективных молодых художников.
  3. Если у вас есть такая возможность, наймите хорошего маркетолога – он поможет продавать уже имеющиеся у вас картины.
  4. Одни из самых дорогих и востребованных – работы мастеров эпохи Возрождения. Продав купленные полотна через несколько лет, вы сможете неплохо заработать.
  5. Будьте готовы к периодическим перепадам спроса – это вполне нормально для сферы искусства. Вы можете вложить деньги в картину и через несколько лет не получить ничего, а можете сорвать куш.
  6. Внимательно проверяйте документы на картины. Помните, что коллекционный антиквариат всегда продается с сертификатом. Бдительность и осторожность помогут вам избежать подделок.
  7. Изучайте формулировку заключений эксперта. Если полотно «приписывается» какому-либо художнику, то оно будет в несколько раз дешевле той картины, подлинность которой точно подтверждена.
  8. Лучше всего приобретать картины у самих авторов или их прямых наследников – так вы пополните свою коллекцию с большей выгодой.
  9. Не стоит вкладывать последние деньги в ненадежные проекты. Выберите несколько направлений, «прочувствуйте» рынок и тогда вы поймете, что востребовано на нем в настоящий момент.
  10. Доверяйте не только спросу, но и своей интуиции. Если вам не нравится то или иное произведение искусства – задумайтесь о том, чтобы выбрать что-то другое.

Принципы арт-инвестиций

Искусство требует знаний. Поэтому непосвященному любителю трудно будет сориентироваться и вложить деньги в картину, которая обладает потенциальной ценностью. Без квалифицированного эксперта здесь не обойтись. Это касается прежде всего произведений искусства средневековой эпохи, импрессионизма, русского искусства. Почти каждое полотно имеет копии, иногда очень хорошие копии, отличить которые может только высококвалифицированный специалист при наличии оборудования. Самостоятельно начинать инвестиции не рекомендуется. Требуется достаточно большой опыт работы с оригиналами:

  • работа в музее;
  • реставрация;
  • научная работа с непосредственным контактом с оригинальными полотнами.

Следует помнить, что творчество художника имеет несколько периодов в своем развитии. Произведения искусства разного периода могут отличаться кардинально. Как, например, Сальвадор Дали, который в последние годы своей жизни страдал заболеванием нервной системы. При этом фрактальный анализ начального периода показывал разницу в манере письма последнего периода. Многие художники, которые учились рисовать в классической манере, впоследствии изменили свой стиль на противоположный.

Например – академический стиль Анри де Тулуз-Лотрека полностью изменился в 80-х годах 19-го века. Творчество Сезанна на раннем этапе было сродни художникам-романтикам. Впоследствии, после знакомства с импрессионистами, стиль также поменялся: вместо темных тонов живопись наполнилась светлыми яркими красками. Это дает повод искателям неизвестных произведений искусства присматриваться и оценивать более профессионально.

Что касается современных стилей, то здесь на первое место можно поставить интуицию и вкус инвестора или его консультанта. Есть два вида художников: известные и неизвестные. Первые выставляют свои работы в престижных галереях, музеях, аукционах. Цена на их работы напрямую зависит от того, где демонстрировались полотна. Это влияние моды и рекламы, что совершенно не означает наличие феномена в творчестве.

Фрэнсис БеконФрэнсис БеконФрэнсис Бекон, 1969 год – 142 млн долларов

Неизвестные художники могут иметь гораздо более высокий потенциал, поэтому имеет смысл посещать уличные выставки, где в основном продаются их картины. Таким образом можно отыскать подходящие объекты для недорогих инвестиций в искусство. Останется подождать, пока пройдет время. Возможно, за этот период что-то поменяется в жизни художника, и он станет известным. Впоследствии его полотно можно будет продать гораздо дороже.

  • Примером могут служить картины того самого Ван Гога. При жизни художнику удалось продать всего лишь одну свою картину. На данный момент его творчество оценивается десятками миллионов.
  • Картины Клода Моне очень плохо продавались при жизни, потому что импрессионизм не признавали как новое течение в живописи. Сейчас это один из самых дорогих художников.
  • Очень много времени потребовалось ценителям искусства, чтобы разглядеть смысл и красоту в картинах Альфреда Сислея. При жизни его работы не имели никакого успеха и не продавались.
  • Камилль Писсарро также не имел успеха. Его полотнами расплачивались в кондитерских за пирожные. И только в начале ХХ века за картины импрессионистов начали платить хорошие деньги. Многих художников уже не было в живых на тот момент.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: инвестиции в современное искусство – долгосрочные проекты, прибыли от которых следует ждать не менее чем через 10 – 20 лет. Это время следует посвятить изучению искусства, а также покупке понравившихся картин современных авторов.

Имеет смысл следить, как развивается творчество понравившегося художника, где выставляются его полотна, как покупаются и за какую цену. При наличии большого числа произведений одного художника, стоит делать экспертные публикации или статьи, где подробно рассказывать о творчестве. Таким образом, можно создать имидж и помочь автору стать известным. Единственным условием будет личный интерес к его творчеству.

Примеры выгодного инвестирования в современное искусство

Утверждать, что за последние 20 лет стоимость полотен современных художников выросла в несколько раз – значит ничего не сказать. Есть факты, которые подтверждают реальность: в начале 21-го века общая сумма торгов на аукционах равнялась приблизительно 1 млн. долларов. К 2013 году она увеличилась до 6, 5 млн. При этом главными экспонатами являлись картины послевоенного периода.

Есть тенденция, что картины русских художников лучше продаются на родине после зарубежных «гастролей», то есть выставок и показов в той же Англии, США. Это можно расценивать как недоверие своим мастерам, что их работы чего-то стоят. К таким личностям относятся Илья Долгов, Ольга Кройтор.

Из наименее известных, но подающих большие надежды  – Елена Березина, Вадим Столяров, Юрий Прядко, Михаил Чернявский.

Как выбрать объект для инвестиций

Чтобы определиться, что покупать, следует изучить арт-рынок сегодняшнего дня – какие стили продаются больше всего. Лучшим методом будет консультация с экспертом или своя интуиция. Если заниматься искусством серьезно, необходимо разбираться в различных техниках, философии живописи, новинках. Идеальным будет сочетание нового, технически совершенного и несущего смысл. Многие владельцы галерей присматриваются к художникам в начале их творчества и помогают продвигать их работы, устраивая персональные выставки.

Сложилась определенная тенденция в выборе предметов искусства, в которые чаще всего вкладывают деньги:

  • Яркая личность художника, которая притягивает внимание окружающих эксцентричностью поведения или мышления, но произведения могут иметь небольшую художественную ценность. Такие мастера чаще идут за потребностями моды и клиентов. Яркий представитель – Никас Сафронов;
  • Действительно стоящие произведения с глубоким смыслом. Авторы обычно одиночки и отшельники, независимо от состояния вещей в обществе, диктуют свое видение ситуации. Их картины со временем приобретают известность и ценятся очень высоко. Пример – нонкомформисты и импрессионисты.

Если импрессионизм уже весь учтен и цены взвинчены, то на произведения нонкомформистов охота только начинается. Это связано прежде всего с ситуацией в стране того времени (60-е года 20-го столетия), когда необычная живопись и художники преследовались властями. Это своего рода импрессионисты советского периода, которые шли своим путем и не признавали требований коммунистического режима.

  • Есть шанс недорого купить произведения Владимира Янкилевского, которые еще не известны и находятся в частных коллекциях под именем неизвестного автора.
  • Анатолий Зверев – уже продается и ценится.
  • Эрнст Неизвестный – человек с героическим прошлым, как в личном, так и в политическом плане, эмигрант. Его работы имеют спрос на международном рынке предметов искусства, в которые выгодно инвестировать средства. Это как раз то редкое сочетание нового видения, твердого характера и технического совершенства.
Интересные факты в мире инвестиций в картины

Имеют место случаи, когда картины неизвестных мастеров впоследствии оказываются произведениями всемирно известных художников. Как например, картина Винсента Ван Гога «Голова крестьянки». Долгое время полотно находилось в частной коллекции и было куплено владельцем за символическую цену в 85 долларов. Впоследствии картина была продана за полмиллиона долларов, когда обнаружилось, что ее написал сам Ван Гог. Такие случаи хоть и редко, но происходят и приносят своим владельцам огромные состояния.

Саломея с головой Иоанна КрестителяСаломея с головой Иоанна КрестителяСаломея с головой Иоанна Крестителя

Случается и наоборот, как с примером картины «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Полотно было идентифицировано экспертами аукциона Кристис как «принадлежащее школе Тициана». Было куплено за 12000 фунтов. Впоследствии оказалось, что это оригинал самого Тициана и картина одно время находилась в коллекции Карла I. Первые владельцы полотна крупно проиграли на продаже, потому что не обратились за помощью к авторитетным специалистам.

Почти все произведения искусства великих мастеров учтены и имеют соответствующие документы. Поэтому купить подлинники может себе позволить только очень состоятельный человек.

Для желающих заниматься инвестициями в предметы искусства без крупных вложений открыт рынок современного искусства. Неизвестные, но талантливые мастера предлагают свои работы по достаточно низкой стоимости.

Но, исходя из принципа, что искусство проходит проверку временем, следует ожидать спроса через 5 – 10 лет. Если вовремя распознать потенциал художника и начать сотрудничество, предлагая свои услуги как менеджера или покупателя, со временем есть шанс купить картину и неплохо заработать. На данный момент раскрутке и продвижению бренда художника способствуют интернет-технологии, различные выставки и галереи, чего не было у предыдущего поколения мастеров.

Советы начинающим инвесторам

Заработать на искусстве можно, только хорошо разбираясь в нем, или имея хорошего консультанта-искусствоведа. Для этого следует изучить творчество одного или двух художников, желательно из тех, кто еще доступен по ценам. Не стоит увлекаться множеством стилей и направлений – все знать хорошо невозможно. За рубежом есть специалисты узкого профиля, которые изучают определенный период творчества одного художника и знают о нем все – от личных мотивов создания произведений, до количества владельцев картины.

Такое знание мелочей может помочь в определении авторства неизвестного полотна и сделать выгодную инвестицию в шедевр до тех пор, пока о нем не узнали более предприимчивые и богатые люди.

В вопросах идентификации предмета искусства никогда не следует доверять словам продавца – даже специалисты всемирно известных аукционов часто ошибаются, поэтому всегда необходимо проверять картины прежде чем отдавать за них деньги.

Не лишним будет изучение истории и философии искусства, чтобы уметь предсказывать появления новых стилей или нового мышления. Как известно из уже имеющихся исторических фактов, новое обычно вызывает негативное мнение. Это сначала, а через время на таких произведениях начинают зарабатывать деньги.

Не следует торопиться с продажей только что купленной картины. Должно пройти время, чтобы творчество художника стало известным. На это уходит до 10 лет. Поэтому арт-инвестирование называют бизнесом терпеливых.

Вместо вывода

Инвестирование в предметы искусства – ответственный бизнес, требующий внимательности и вовлеченности покупателя произведений. Потратив время на изучения рынка, выбрав подходящую вашему стилю методику инвестирования, сделав первую покупку, вы получите возможность стать коллекционером и заработать неплохие деньги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

InvestingNotes

InvestingNotes

investingnotes.trade

Статьи

Показать: Топ русских художниковТоп мировых художниковТоп ныне живущих художниковТоп мировых скульпторов

Топ 37

  • 1. Марк Ротко$86,83 млн
  • 2. Казимир Малевич$85,81 млн
  • 3. Василий Кандинский$41,8 млн
  • 4. Марк Шагал$28,45 млн
  • 5. Хаим Сутин$28,16 млн
  • 6. Николя де Сталь$22,2 млн
  • 7. Алексей Явленский$18,59 млн
  • 8. Валентин Серов$14,51 млн
  • 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
  • 10. Николай Рерих$12,09 млн
  • 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
  • 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
  • 13. Николай Фешин$10,84 млн
  • 14. Илья Репин$7,43 млн
  • 15. Константин Сомов$7,33 млн
  • 16. Илья Машков$7,25 млн
  • 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
  • 18. Василий Поленов$6,34 млн
  • 19. Юрий Анненков$6,27 млн
  • 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
  • 21. Василий Верещагин$6,15 млн
  • 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
  • 23. Илья Кабаков$5,83 млн
  • 24. Александр Яковлев$5,56 млн
  • 25. Константин Маковский$5,47 млн
  • 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
  • 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
  • 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
  • 29. Александр Родченко$4,5 млн
  • 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
  • 31. Соня Делоне$4,34 млн
  • 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
  • 33. Вера Рохлина$4,04 млн
  • 34. Михаил Клодт$4,02 млн
  • 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
  • 36. Александр Дейнека$3,82 млн
  • 37. Борис Григорьев$3,72 млн

artinvestment.ru

Инвестиции в искусство: преимущества, недостатки и стратегии

В современном мире каждый инвестор имеет широкий набор финансовых инструментов, в которые он может вложить собственный капитал. Среди них есть более и менее популярные на инвестиционном рынке активы. В то же самое время существуют и достаточно узкие направления для инвестирования, не знакомые широкому кругу инвесторов. Ярким примером этого могут служить инвестиции в искусство.

Картинная галерея

Предметы искусства – довольно широкое понятие, которое включает в себя множество объектов материального мира. Чаще всего в качестве инвестиционного актива рассматриваются картины. Однако помимо них, речь может идти про скульптуры, предметы антиквариата, ретроавтомобили и так далее.

Насколько обоснованы такие инвестиции

Существует достаточно большое количество потенциальных инвесторов, которые не рассматривают произведения искусства в качестве объектов для реального инвестирования денежных средств. Они воспринимают покупку картин и предметов антиквариата в качестве модной забавы и даже не пытаются проанализировать доходность и рискованность подобных капиталовложений.

Однако в действительности мы говорим про весьма интересное направление для вложения денег. Эта отрасль имеет собственные особенности. Естественно, в ней имеются не только плюсы, но и минусы.

Главным преимуществом инвестиций в искусство следует считать невероятную надежность. В частности, картины великих мастеров являются теми предметами, которые можно считать непреходящими ценностями. Естественно, что с течением времени они постоянно растут в цене.

Действительно, рынок произведений искусства отличается повышенной устойчивостью. На нем не отражаются какие бы то ни было политические и экономические потрясения. Даже если в одной или нескольких странах начнется серьезный кризис, то инвестор от искусства всегда сможет продать свои картины коллекционерам из другого государства.

Считается, что инвестиции в предметы искусства практически лишены рисков. Основные из них связаны с возможностью утраты картин в результате хищения или несчастного случая. Однако если хранить такие произведения в ячейке надежного банка, то потенциальные опасности сводятся практически к нулю.

Однако инвесторам не стоит забывать и о существующих недостатках инвестирования в искусство.

Во-первых, такие инвестиции требуют наличия серьезного капитала. Предметы искусства, созданные даже современными художниками и творцами, стоят больших денег. Что уж говорить про работы великих мастеров прошлого. В настоящее время картины Матисса, Монэ, Пикассо, Ван Гога, Айвазовского, Дали и других общепризнанных авторитетов стоят десятки миллионов долларов.

Во-вторых, инвестиции в искусство всегда подразумевают работу на долгосрочную перспективу. Картины уверенно растут в своей инвестиционной стоимости. Однако делают они это достаточно медленно. Инвестирование в прекрасное имеет смысл если инвестор мыслит категориями десятилетий.

В-третьих, подобные инвестиции требуют специального образования и специфического опыта. Только опытный инвестор от искусства может предположить, картины какого современного художника в будущем будут стоить миллионы. Ведь существует большое количество творцов, произведения которых так и не получают всемирного признания.

Инвесторы в искусство

Варианты для инвестирования

После того как инвестор принял решение о том, что он хочет развиваться в подобной сфере, ему необходимо определиться с инвестиционной стратегий, которой он будет придерживаться.

  1. Обычные инвестиции. В данном случае речь идет о приобретении предметов искусства с целью последующего получения прибыли путем их спекулятивной перепродажи. Проще говоря, инвестор стремится приобрести полотно подешевле и через какое-то время реализовать его подороже.
  2. Стратегия коллекционирования. В данном случае инвестор не ставит перед собой задачу непременно заработать на приобретении картин. Он собирает коллекцию. Зачастую таким инвестированием занимаются очень богатые люди, увлекающиеся искусством. В то же самое время если подвернется вариант с серьезной прибылью реализовать то или иное полотно, то они часто им пользуются.
  3. Инвестор, которые хочет инвестировать в предметы искусства, но самостоятельно не разбирается в них, может вкладывать сбережения в особые компании, специализирующиеся на такой деятельности. В западной практике зачастую несколько инвесторов могут организовать фонд, который будет аккумулировать в себе инвестиции от всех его участников, которые будут тратиться на покупку картин. На такие фонды часто работают самые авторитетные мировые искусствоведы.

Где купить

Но где именно продаются полотна известных художников и другие предметы искусства? Ответ на этот вопрос очевиден для любого человека, который близок к данной сфере деятельности. Подобной деятельность занимаются известные мировые аукционы или аукционные дома. Давайте перечислим наиболее крупные из них.

Sotheby’s. Данный аукцион считается одним из двух крупнейших в мире. Через его стены прошли работы всех выдающихся творцов в истории человеческой цивилизации. По оценкам некоторых источников его доля на мировом рынке антиквариата равняется 40–45%.

Christie’s. Этот второй крупнейший аукционный дом мира. О его соперничестве с Sotheby’s давно ходят настоящие легенды. Во многом они похожи. Но чем больше их сходство, тем яростнее разгорается их соперничество на рынке искусства.

Конечно, мы назвали вам лишь двух крупнейших игроков на этом рынке. Существует огромное количество других аукционных домов, имеющих региональный статус, или вовсе действующих на территории отдельно взятой страны.

Принцип деятельности аукциона крайне прост и понятен. На торги выставляется лот – конкретное произведение искусства. На него организатор аукциона объявляет начальную цену. После этого участники торгов начинают поднимать финансовую планку. В результате побеждает тот, кто готов заплатить за предмет искусства наибольшую цену.

Женщины несут картины на аукционе

Какова доходность

Сколько денег могут принести инвестиции в искусство? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Все дело в том, что данная сфера имеет очень много переменных, которые следует учитывать.

Скорее имеет смысл обратить внимание на взаимосвязь долгосрочности инвестиций и итоговой прибыльности актива. Чем дольше картина находится у инвестора, тем выше поднимается ее стоимость.

В то же самое время существует большое количество инвесторов, специализирующихся исключительно на рассматриваемом рынке. Вложения денег в предметы искусства приносит им более чем существенный доход.

В заключение необходимо сказать, что инвестирование в картины и предметы антиквариата может не только обогатить, но также и разорить инвестора. Если вы не являетесь специалистом в живописи или скульптуре, то при вложении капитала в подобные активы следует соблюдать повышенную осторожность.

investoriq.ru

Искусство на миллион. Как утроить свои активы, инвестируя в искусство | ForbesLife

Вы считаете, что важно приобретать искусство при помощи арт-консультантов, дилеров или через аукционные дома, а не напрямую у художников и коллекционеров?

Вы покупаете искусство для удовольствия? Тогда делайте это как угодно. Но если же вы хотите вложить инвестиции, совершить покупку умно и ловко, то стоит обратиться к специалистам. ВЫ же не будете спорить, что когда кто-то инвестирует в недвижимость, то перед покупкой всегда консультируется с инженером, архитектором, адвокатом и юристом. И они уже остановят перед покупкой в случае, если фундамент некачественный или дом падает в цене.

Приобретая искусство от $100 000 до $100 000 000 без помощи кого-либо, коллекционер может подумать, что это хорошая сделка, потому что он экономит на стоимости примерно 30-40%, но я видел многих своих клиентов, которые переплачивали в три, четыре, пять раз, когда этого не надо было делать, просто потому, что у них не было личных консультантов.

Какие конкретные примеры инвестиций в искусство за последнее время вы считаете качественными и успешными?

Мы купили произведение одного британского художника за $900 000 и продали его 13 июня на Арт Базеле за $1 500 000. Это было 7 месяцев назад. Несколько лет назад мы купили работу Питера Дойга за $800 000 и через год продали его за $2 100 000. Мы уже произвели сделки на миллиарды долларов и в 97% случаев принесли доход своим клиентам. Мы — единственная компания, которая занимается такого рода инвестициями по всему миру.

Согласны ли вы с распространенным мнением, что для краткосрочных инвестиций лучше приобретать современное искусство, а для долгосрочных старых мастеров?

Да, если вы планируете произвести вложение в 10-30 лет, то лучше покупать старых мастеров. Современное искусство лучше подходит для инвестиций сроком до трех лет. Я бы обратил внимание на современное искусство, то есть от 1950-х до 2016 года, и рекомендовал бы посмотреть на произведения этого периода в ценовом промежутке от $500 000 до $5 000 000.

Но если вы это сделаете без консультантов, то я гарантирую, что вы потеряете около 50%.

Сколько процентов обычно составляет прибыль от инвестиции в искусство?

Если вы инвестируете с нами, то вы можете получить прибыль от 6 до 60 процентов в год.

Насколько безопасно вкладывать деньги в искусство?

Я бы сказал, что если вы инвестируете совместно со специалистом, то это достаточно безопасно. Если же самостоятельно, то я видел, как инвесторы теряли около 40-50% за два года. Во время аукционов мы представляем арт-гарантию. И чтобы продемонстрировать клиенту мои серьезные намерения относительно сделки, я вкладываю в нее свои собственные деньги.

Мы — единственная компания, которая готова инвестировать вместе со своим клиентом. Мы можем внести наши собственные средства для покупки произведения искусства вместе с клиентом, которое через какое то время перепродаем.

Как вы находите состояние арт-рынка в России?

Сейчас очень много русских фондов активно приобретает искусство. Безусловно, есть также достаточное количество частных инвестиций и серьезных коллекционеров с миллиардными коллекциями. Кто-то из них хорошо осведомлён и проконсультирован, кто-то из них менее удачлив. В любом случае ключ к успеху — это совет специалиста, который сможет приносить вам доход в течение 10-20 лет.

Что вы думаете о влиянии новых технологий на рынок искусства и о продажах искусства онлайн?

Все это очень увлекательно, но касается только произведений с не очень высокой ценой, потому что купить их можно быстро и просто. Искусство же высокого уровня невозможно приобрести онлайн. Это как купить дом, посмотрев его только на картинке. Вполне может оказаться, что на фотографии он будет с видом на океан, но если вы приедете посмотреть на него в реальной жизни, то заметите, что там рядом находится железнодорожная станция. Покупать произведение от $50 000 онлайн рискованно, потому что вы не знаете, что вас ждет на самом деле.

Как вы думаете, с какой суммы стоит начать инвестировать?

Я бы сказал, что от $100 000.

www.forbes.ru

Инвестиционные идеи на рынке искусства

Показать: Топ русских художниковТоп мировых художниковТоп ныне живущих художниковТоп мировых скульпторов

Топ 37

  • 1. Марк Ротко$86,83 млн
  • 2. Казимир Малевич$85,81 млн
  • 3. Василий Кандинский$41,8 млн
  • 4. Марк Шагал$28,45 млн
  • 5. Хаим Сутин$28,16 млн
  • 6. Николя де Сталь$22,2 млн
  • 7. Алексей Явленский$18,59 млн
  • 8. Валентин Серов$14,51 млн
  • 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
  • 10. Николай Рерих$12,09 млн
  • 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
  • 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
  • 13. Николай Фешин$10,84 млн
  • 14. Илья Репин$7,43 млн
  • 15. Константин Сомов$7,33 млн
  • 16. Илья Машков$7,25 млн
  • 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
  • 18. Василий Поленов$6,34 млн
  • 19. Юрий Анненков$6,27 млн
  • 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
  • 21. Василий Верещагин$6,15 млн
  • 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
  • 23. Илья Кабаков$5,83 млн
  • 24. Александр Яковлев$5,56 млн
  • 25. Константин Маковский$5,47 млн
  • 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
  • 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
  • 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
  • 29. Александр Родченко$4,5 млн
  • 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
  • 31. Соня Делоне$4,34 млн
  • 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
  • 33. Вера Рохлина$4,04 млн
  • 34. Михаил Клодт$4,02 млн
  • 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
  • 36. Александр Дейнека$3,82 млн
  • 37. Борис Григорьев$3,72 млн

artinvestment.ru

Искусство инвестировать в искусство, или Как покупать картины, не теряя денег – Коммерсантъ Санкт-Петербург

«Торговля произведениями искусства — всего лишь форма организованного грабежа»,— говорил Винсент Ван Гог. Интересно, поменял бы свое мнение великий голландец, если бы его картины оценили еще при жизни и они продавались бы за десятки миллионов долларов? Инвестиции в искусство сейчас модная тема, но разобраться в ней не так легко. «Деньги» попытались.

Татьяна Алешкина («Деньги», N 37 от 26.09.2018)

«Голубые фишки» или стартап

Вложения в искусство отличаются от других инвестиций тем, что очень сложно предугадать доходность — купленная картина может как резко подешеветь, так и резко подорожать. В ноябре прошлого года картина Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» озолотила российского олигарха Дмитрия Рыболовлева. Купив ее в 2013 году у швейцарского арт-дилера Ива Бувье за $127,5 млн и впоследствии обвинив продавца в завышении цены, бизнесмен в итоге продал ее на аукционе Christie’s в три раза дороже. «Борьба ставок за «Спасителя мира» открылась с отметки в $75 млн. Через несколько напряженных минут за лот сражались только два участника, делавшие ставки по телефону. В итоге работа ушла с молотка за $450 млн»,— рассказывает пресс-секретарь Christie’s в России Елена Курбацкая.

Впрочем, с антиквариатом (предметами коллекционирования, которым более ста лет) головокружительные истории случаются все реже. «Сейчас цены на антиквариат падают»,— сетует руководитель аукционного агентства Baltzer Григорий Бальцер, отмечая, что, возможно, это хороший момент, чтобы прикупить старых мастеров, ведь снижение цены всегда циклично.

Картина Клода Моне «Стог» стоила $10,9 млн в 1999 году, а к 2016 году подорожала до $72,5 млн. Если бы ее продавали сегодня, она бы оценивалась в $62 млн, учитывая ситуацию на рынке (согласно оценкам artprice.com).

Антиквариат прошел проверку временем, которое отфильтровало, кто хороший художник, а кто — нет. Теперь у него понятный инвестиционный ресурс. «Но потенциала здесь для резкого роста цены может и не быть, как в случае с современными художниками — иные «выстреливают» очень сильно»,— отмечает господин Бальцер. Он приводит пример с работами немецко-американского художника Джозефа Альберса, которые 20 лет назад не стоили ничего, но в этом году прибавляют в цене каждый месяц, некоторые из них подорожали до $2 млн.

Максимальные цены на картины другого современника Марка Ротко, согласно данным artprice.com, в 2000 году составляли $13 млн, в 2012 году они достигли рекордного значения в $77,5 млн, к 2017 году опустились до менее чем $30 млн.

«Общих правил по доходности инвестиций в искусство не существует. Как и на финансовом рынке, в искусстве существуют свои «голубые фишки» — например, Пикассо. Но даже в этом случае имя не является единственным фактором цены — у любой работы есть дата, история, провенанс, качество, уникальность»,— рассказывает коллекционер, основатель арт-ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина. Она уверена, что Пикассо — это почти беспроигрышная инвестиция. «Но «Авиньонские девицы» — это одно дело, а тиражная керамика — совершенно другое»,— предупреждает эксперт.

Если оперировать небольшими суммами, то имеет смысл рассматривать молодых современных художников, цены на картины которых не превышают €1 тыс. и есть потенциал роста до €5 тыс. Арт-критик Елизавета Савина говорит, что далее расклад примерно такой: то, что стоит около €5 тыс., может вырасти до €10 тыс., а цена картины в €30 тыс. стремится к €50 тыс. «У картин стоимостью €200-300 тыс. есть потенциал к росту до €500 тыс., а иногда и до €1 млн. Инвестиции в предметы искусства свыше €1 млн непредсказуемы, там большую роль играет спекулятивный фактор — здесь уже работают не законы искусства, а законы капитала»,— добавляет госпожа Савина.

Начинающего художника можно сравнить с бизнес-проектом — это стартап, в который вкладывают деньги и раскручивают его. «Не зря говорят — «гений — это талант плюс удача». Так вот в мире искусства удача — это правильный куратор, галерист, который помогает художнику выйти на новый уровень, сформировать спрос на его картины»,— считает господин Бальцер.

Коллекционер современного искусства Пьер Броше купил в 2004 году картину российского художника Алексея Калимы «Лезгинка» за $500. «Сейчас если бы я захотел, то мог бы продать ее за €50 тыс. Картину Тимура Новикова «Аральское море» я купил в начале 90-х годов за €3 тыс., сейчас она стоит не менее €100 тыс.»,— уверен господин Броше, добавляя, впрочем, что узнать цену работы можно только тогда, когда она выставлена на продажу, до этого существуют только примерные оценки.

Как купить

Господин Броше говорит, что, инвестируя в искусство, важно понимать сегодня, что будет востребовано завтра. Арт-директор «Винзавода» Николай Палажченко насчитывает 489 факторов, влияющих на стоимость произведений искусства, но не называет, какие именно. От чего же все-таки зависит успех? Как понять, будет ли картина дорожать?

Работы художника должны появляться на выставках, в каталогах — чем больше людей их видит, тем больше они стоят. Успех приходит, когда крупные галереи хотят купить право работы с тем или иным художником, картины участвуют в выставках и начинаются первые продажи. Если арт-объекты находятся в музеях и частных коллекциях, то художника можно считать признанным.

Важно не только, с какими галереями художник работает. Елизавета Савина указывает на то, что с точки зрения инвестиционного потенциала художника ситуация за последние 20 лет сильно изменилась. «Теперь автор должен быть интегрирован в глобальную систему — биеннале, музеи, фестивали. Он становится инвестиционно привлекательным в случае получения признания на международ

www.kommersant.ru

Инвестиции в искусство — «инструмент» или «лохотрон»?: al_ghe — LiveJournal

Размышления арт-дилера об арт-инвестменте…

«Инвестиции в искусство» — весьма популярная тема для обсуждения в кругах разнокалиберных дельцов от культуры, осваивающих новые рынки наживы, и в СМИ, для которых  эти пресловутые инвестиции — всегда вкусный и незатасканный информационный повод.

В начале декабря 2009 года в процесс включилось и Государство. 4 декабря 2009 года Минюстом был зарегистрирован Приказ от 6 августа 2009 года «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам». Настоящим приказом официально было разрешено создание паевых фондов художественных ценностей. Это значит, что предметы искусства (картины, иконы, скульптуры и пр.) официально превращаются в инструмент извлечения прибыли.
Тревогу здесь вызывает даже не то, что на «цивилизованном западе» подобные фонды (даже с достаточно длительной историей) почему-то закрываются или заявляют о своей неготовности выплачивать пайщикам дивиденды. И не то, что любые ПИФы жизнеспособны только в условиях растущей экономики, а значит российским «инвесторам» мало чего светит, о чём организаторы подобных фондов конечно же знают.
Однозначное и глубокое неприятие вызывает уже сам термин «инвестиции в искусство» и просматривающаяся за ним тенденция к кретинизации и обесцениванию одной из самых фундаментальных этических категорий общества.


Не можете служить Богу и Мамоне (Матф. 6:24)…

Итак, инвестициями  называют вложения капитала с целью получения прибыли. Когда мы говорим об инвестициях в искусство, то само искусство отождествляется с неким спекулятивным финансовым инструментом, используемым исключительно как средство наживы.
Напротив, для большинства  здоровых, образованных и правильно воспитанных  людей (независимо от того, что проповедуют по этому поводу теоретики) само слово «искусство» порождает целое пространство смыслов, связанных с возвышенностью, духовностью и близостью к божественному.
Поэтому стремление соединить две антагонистические по сути  категории в едином брэнде — «инвестиции в искусство» —  уже само по себе глубоко безнравственно.
Есть и ещё одно деструктивное свойство «инвестиций в искусство».  Его суть в том, что «бизнесмены»,  вложившиеся уже в культурные ценности, заинтересованы вести игру на повышение стоимости своих «активов».
Как следствие, начинается массированный пиар, как отдельных «шедевров», так и целых направлений в искусстве, до того бывших абсолютно маргинальными. Сам же  процесс «продвижения» превращается в масштабную пропаганду дурновкусья. С примерами мы знакомы, начиная с середины позапрошлого века.
При этом и художники, используемые втёмную,  втягиваются в игры, способствующие тотальной деградации искусства, и принимают активное участие в создании глобальной суррогатной культуры. Эта тема, впрочем, далеко выходит за рамки настоящей статьи…
Вообще, «инвестирование» в нравственные ценности всегда заканчиваются плохо.  Результатом инвестирования в любовь, например, является проституция, в веру — инквизиция… Драматичен и пример Иуды, в гражданское чувство которого жадные инвесторы вложили тридцать Серебренников…
Можно предположить, что и «инвестирование в искусство» обернётся в лучшем случае обычным надувательством…
«Инструмент» обогащения или «лохотрон»…
Если всё же попытаться встать на позиции экономистов и относиться к искусству, как к финансовому инструменту, то здесь мы столкнемся с неразрешимыми противоречиями, пытаясь его обосновать.
Во-первых, как можно считать финансовым инструментом актив, который более чем в 90% случаев после первых же торгов выводится из оборота, оседая в частных коллекциях?
Во-вторых, как может быть «инструмент» не унифицирован и требовать в каждом случае уникальной оценки? Ведь тогда «инвестор в искусство» просто обязан быть ещё и экспертом в своей области. А последнее, к сожалению,  приобретается только с многолетней систематической практикой.
В-третьих, можно ли считать инструментом актив, который с  чрезвычайно высокой долей вероятности может оказаться подделкой либо быть неправильно атрибутирован?
И, наконец,  будет ли  вообще активом предмет искусства, если для его реализации надо быть своим человеком в некоей инфраструктуре, без которой продать что-либо стоящее без существенных потерь практически невозможно?
Здесь можно возразить — дескать, произведения искусства непрерывно дорожают. Это действительно в большинстве случаев так.
Но главный  вопрос остаётся в том, правильно ли изначально оценен предмет, на удорожание которого инвестор рассчитывает. Ведь формирование цен (иногда зашкаливающих) на произведения искусства  остаётся уделом ограниченного и очень замкнутого круга лиц, связанного клановыми отношениями — коллекционеры, дилеры, аукционисты…
Не снимается этот вопрос даже применительно к  «голубым фишкам» арт-бизнеса: известным работам старых мастеров, импрессионистов и к, так называемому, контемпорари… Инвестиции в них, как показывает печальный опыт, не могут быть защищены от убытков.
Вообще, там, где звучит слово «инвестиция», человек, не связанный длительными узами с миром искусства и с арт-бизнесом, должен вздрагивать. Это касается в неменьшей мере и традиционных биржевых инструментов, о чём написаны уже тонны литературы.
Общим местом здесь является то, что при «инвестициях в удачу» при делах остаются только маркет-мейкеры. Они зарабатывают всегда. Из рядовой же толпы охотников за лёгкими деньгами даже просто сохранить свои вложения удается, по разным оценкам, от 2 до 5% участников. Инвестиции же в искусство, на мой взгляд, в разы более рискованны и имеют существенно больше подводных камней. Частично об этом сказано выше…
Таким образом, «инвестиции в искусство» — это «штучка» с которой нужно быть поосторожнее во всех смыслах…

Как это ни печально, деньги могут принести, не «инвестиции в искусство», как таковое, а инвестиции в различного рода спекуляции, связанные с этим модным понятием. 
 
Мы видим, как в последнее время, подобно сорной траве, множатся различные семинары, курсы и тренинги, круглые столы, конференции и прочее, пропагандирующие красивый, творческий и интеллигентный вид арт-бизнеса, как нечто надёжное, глубоко изученное и теоретически обоснованное.

На поверку — это очередной обман, манипуляция сознанием доверчивых простаков, прельстившихся лёгким, как им кажется, способом зарабатывания денег. И, что хуже, —  непоправимый вред искусству, обесцениваемому настойчивыми попытками превратить его в товар.
Флагман арт-инвесторов…
Флагманом пропаганды «инвестиций в искусство» в России является интернет-ресурс ArtInvestment.ru.   На нём, надо отдать ему должное, обобщена огромная база фактических данных по результатам продаж отечественной живописи на известных мировых площадках и российскими аукционными домами за период с 2000 года. За это организаторам  — респект!
Речь, однако, идёт об инвестициях…

Ощущение серьёзности происходящего охватывает сразу же, как попадаешь на сайт ArtInvestment. Разнообразие иллюстративного материала, анимированные графики с красивыми «расчетными кривыми», обилие всяких индексов, непонятных, но от того и завораживающих…  Экспертный совет… Индикаторы инвестиционного риска…
В общем, всё очень впечатляет…

Обратимся к  самому главному, продвигаемому на сайте,  индексу российского искусства.
Цитирую: «Индекс ARTIMX рассчитывается по уникальной методике, разработанной специалистами ARTinvestment.RU, и является интегральным показателем, характеризующим относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет индексов осуществляется по данным о результатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах».
Что ж это за такая «средняя температура по больнице» и какую прогностическую ценность она может иметь при бесконечном разнообразии и особенностях самих предметов искусства, сочетающихся с необходимостью уникальной экспертизы?  К слову, алгоритм расчёта «чудо-индикаторов»  держится в строгом секрете…
Другим рекламируемым «инструментом» от ARTinvestment.RU является, так называемый, «Индикатор инвестиционного риска». Читаем резюме: «Атрибуция большей части произведений искусства является результатом сложного исследовательского процесса и редко может считаться однозначной. Индикаторы инвестиционного риска основаны на имеющихся в настоящий момент сведениях об экспертизах, проведенных различными экспертными организациями, а также личных знаниях и мнениях известных экспертов, и не являются заключениями о подлинности».
То есть мы имеем некоторый «инструмент», который, во-первых, «редко может считаться однозначным», а во-вторых, «не являются заключением о подлинности». Кому, спрашивается, нужен такой инструмент и кому может прийти в голову вложить свои кровные под столь зыбкие посулы?
Замечу, кстати, что статистики по этому «инструменту», то есть сопоставления количества случаев, когда риски были оценены правильно с количеством неблагоприятных исходов, я нигде на сайте ARTinvestment.RU не нашёл. К чему бы это?
В связи изложенным  уместен и ещё один вопрос. Если всё так сладко, как говорят «специалисты», то почему, располагая столь чудодейственным ноу-хау в области инвестиций в искусство, позволяющим быстро и без хлопот обогатиться,  они  так «бескорыстно» несут его в массы? 
(Этот же вопрос я уже задал однажды себе, узнав, что  в одном из самых серьёзных петербургских учебных заведений, обучающих дилингу и биржевому мастерству, у многих «преподавателей трейдинга» нет даже личных автомобилей. Но они же учат искусству обогащения)…
Ответ до глупого прост. Вместо того, чтобы самим вкладывать деньги в предметы искусства и надолго (навсегда?) выводить их из оборота, гораздо надежней «за долю малую» обучать «искусству инвестиций» наивных новичков, предварительно обратив их в свою веру с помощью красивых слов, эффектных примеров и «умных» графиков. Безумству храбрых поём мы песню, но сами довольствуемся пусть и  скромным, но систематическим заработком. По этому принципу работают все «обучающие» структуры.
Немного солнца в мутной воде…
Не хотелось бы, однако, заканчивать на пессимистичной ноте. Помимо «инвестиций в искусство» есть ещё и два таких важных для нас понятия, как меценатство и коллекционирование. Первое и доступно, и привлекательно далеко не для всех. Зато второе, как явление, достаточно широко распространено. При этом коллекционер не «инвестирует», а удовлетворяет свои эстетические запросы.
Коллекционирование — вещь благородная и творческая. Настоящий коллекционер — это не стяжатель, а исследователь и подвижник, который часто отдает последнее, чтобы стать обладателем интересующего его предмета.  Ротации в коллекции, связанные с покупками-продажами предметов искусства — не стремление «оптимизировать инвестиционный портфель», а желание улучшить качество своего уникального собрания.
Правда, в условиях отсутствия достаточных средств, коллекционеру порой бывает просто необходимо продать что-то из своих сокровищ, чтобы приобрести нечто более ценное и значимое. При этом, как правило, вопрос о стоимости коллекции и её частей, если и ставится, то в последнюю очередь.
Именно будучи коллекционером, можно создать действительную ценность для себя и для потомков. И именно бескорыстным коллекционерам, случается, везёт, и их собрание «выстреливает» — начинает стремительно дорожать. Но и в этом случае   стимулом для коллекционера являются отнюдь не деньги.  Гораздо важнее для него признание результатов многолетнего кропотливого труда и гордость за свои профессионализм и интуицию.
Хочется посоветовать всем потенциальным, но не обжёгшимся ещё  «инвесторам» — не инвестируйте! Коллекционируйте! Любите искусство, изучайте его, всесторонне его анализируйте. И, может быть, Вам повезёт… Только, держу пари, что к тому времени Вам уже расхочется «фиксировать прибыль» и расставаться даже с какой-то мелочью из Вашей драгоценной коллекции. Ведь главные «дивиденды» Вы уже получили!

Алексей Недогонов

al-ghe.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о