Содержание

глобальный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.глоба́льныйглоба́льноеглоба́льнаяглоба́льные
Рд.глоба́льногоглоба́льногоглоба́льнойглоба́льных
Дт.глоба́льномуглоба́льномуглоба́льнойглоба́льным
Вн.    одуш.глоба́льногоглоба́льное
глоба́льную
глоба́льных
неод. глоба́льный глоба́льные
Тв.глоба́льнымглоба́льнымглоба́льной глоба́льноюглоба́льными
Пр.глоба́льномглоба́льномглоба́льнойглоба́льных
Кратк. формаглоба́ленглоба́льноглоба́льнаглоба́льны

гло-ба́ль-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -глобальн-; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [ɡɫɐˈbalʲnɨɪ̯] 

Семантические свойства

Значение
  1. относящийся ко всему миру, распространяющийся на весь мир ◆ Терроризм в XXI веке уже стал глобальной проблемой.
  2. комп. доступный отовсюду ◆ В Паскале глобальные определения помещаются в секции модуля interface.
Синонимы
  1. частичн.: универсальный, мировой
  2. общедоступный
Антонимы
  1. локальный, региональный
  2. локальный
Гиперонимы
  1. доступный
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

От франц. global + -н(ый), отмечается с конца 1940-х годов. Использованы данные Русского этимологического словаря А. Е. Аникина, см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / Под редакцией Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. — М. : Советская энциклопедия, 1971.

Глобальный город — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Альфа-города 2008[1]

Глобальный город (англ. Global city, используются также термин мировой город (англ. world city) или альфа-город (англ. alpha city)) — это город, считающийся важным элементом мировой экономической системы. Такой город обычно имеет ключевое значение для больших регионов Земли и оказывает на них серьёзное политическое, экономическое или культурное влияние.

В противоположность понятию «метрополия», которое может быть использовано и по отношению к центру конкретной агломерации или региона, «глобальный город» имеет смысл только в рамках системы городов на всём земном шаре. Термин «глобальный город» впервые был использован Саскией Сассен в её работе The global city (1991) в применении к Лондону, Нью-Йорку и Токио и противопоставлялся термину «мегалополис»; термин «мировой город» восходит к описанию Патриком Геддесом в 1915 году городов с непропорционально высоким количеством бизнес-встреч.

Следует также учесть, что фактически людность и значимость городов, в том числе глобальных, в значительной степени определяются их агломерациями.

Отсутствуют данные, заявленные в шапке таблицы

Ниже приведён рейтинг городов по системе, разработанной

Globalization and World Cities (GaWC), аналитического центра при Университете Лафборо.

Список городов классов «Альфа++», «Альфа+», «Альфа» составлен по данным на 2012 год[3].

Список городов классов «Альфа−» и последующих составлен по данным на 2010 год[4]. Данные на 2016 год представлены на соответствующем сайте[5].

Глобальное общество — Википедия

Земля — дом человечества

Глобальное общество (англ. global society) — концепция человеческого общества, объединяющего в своём составе всё человечество, всех жителей Земли и общества всех стран мира (локальные общества). Название происходит от слова «глобальный», то есть, мировой, тот, что касается земного шара. Понятие получило распространение в мировых научных кругах во второй половине XX века, когда возникла необходимость в изучении вопросов, явлений и процессов, имеющих отношение к жизнедеятельности и развитию человечества в целом.

Понятие глобального общества начинает впервые широко использоваться в научных кругах XX века в процессе осмысления такого явления как глобализация.

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества, власть в котором время от времени пытаются захватить те или иные правители (князья мира сего).

Похожие идеи высказывались ещё в глубокой древности. Древнегреческий мыслитель Диоген например использовал такое понятие как космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира). В христианском (в частности православном) учении использовались такие понятия как «род людской», «человечество», «христианский мир» и т. д. Таким образом можно утверждать, что просвещенные люди древности, особенно святые отцы, ещё в древности понимали тот простой факт, что все люди, все представители рода homo sapiens являются гражданами единого глобального общества, влияние каждого человека на социальные процессы в котором ограничено, но вместе с тем время от времени отдельные правители (князья мира сего) получают значительную власть в свои руки (Чингисхан, Гитлер, Сталин, римские императоры, турецкие султаны, американские президенты) и на основании этого пытаются поставить весь мир под свой контроль(проблемы глобализации), что иногда им почти удается.

В мировоззрении жителей Азии, напр. Китая, Средней Азии а также жителей Империи Чингисхана важное место занимала идея Поднебесной — всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на её просторах. Следует обратить внимание, что Империя Чингисхана являет собой одну из самых известных в мировой истории попыток централизации власти (единовластия, монархии) в глобальном обществе в руках одного лица или группы лиц. Также стоит обратить внимание, что в мировой истории похожие попытки делались с древнейших времен и до наших дней. Достаточно вспомнить политику таких государственных структур как Персидская империя, Римская империя, Священная Римская Империя, Восточная Римская (Византийская) империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя, Германская империя, СССР, Третий Рейх и т. д.

«Только в наш [XX] век так называемое уничтожение расстояний, которое началось с приручения первого осла и постройки первой лодки, дошло до такой степени, что впервые открыло перед человечеством возможность слиться в единое общество», — писал Арнольд Тойнби

[1].

Понятие глобального общества тесно связано с понятием общества. Если по мнению одних ученых глобальное общество только формируется, или сформировалось относительно недавно, то по мнению других — это общество существовало с самого возникновения человечества, просто люди либо не уделяли ему достаточного внимания, либо называли другими словами — «человечество», «род человеческий» и др.. Понятия близки по смыслу к понятию «глобальное общество» — планетарное общество, международное или мировое сообщество, «глобальная деревня».

Жизнь в современном глобальном обществе[править | править код]

С точки зрения глобального общества нет ничего загадочного в процессах глобализации. Они представляют собой обычные общественные процессы (общественные преобразования) в глобальном обществе и им можно найти определенные аналогии в обществах локальных (отдельных стран).

В составе глобального общества во все времена существовали общества локальные, общества отдельных стран, государств и регионов мира. Таким образом глобальное общество также имеет региональную структуру, как и общество любой отдельной страны мира.

Глобальное хозяйство (Глобальная экономика) — с точки зрения глобального общества это его сфера хозяйственной деятельности, его хозяйственная система.

Впервые идеи рассматривать всех жителей нашего мира (нашей планеты) как единое общество появляются ещё во времена Древности. В частности, древний мыслитель Диоген принимает такое понятие, как космополит, то есть гражданин мира, гражданин космополии (общества мира). В христианстве, в частности в православии, в различных философских учениях на их основе, ещё во времена раннего средневековья (в частности Киевской Руси) используются такие понятия как человечество, род человеческий, мир христианский, град Божий и т. д., которые по сути являются осмыслением жизни человечества и глобального общества того времени с христианской точки зрения. В других вероучениях того времени, в частности в иудаизме, мусульманстве, китайской философии, буддизме, индуизме и др. можно встретить похожие идеи

[источник не указан 1950 дней].

Новые формы описания глобального общества появляются в Европе в эпоху Нового Времени в рамках гуманизмa. По сути в те времена разрабатываются такие идеи гуманизма, важные для современного глобального общества, как идеи человечества, человеческого блага и общечеловеческих ценностей.

В XVIII—XIX вв. тоже появляются определенные наработки в области исследования глобальных общественных процессов и жизни человечества. В частности следует упомянуть теорию вечного мира в Европе и труд Канта «К вечному миру», в которой он продолжает античные идеи космополитизма и мирного сосуществования людей во всем мире. Следует обратить внимание, что идея вечного мира была довольно популярной в названную эпоху и по сути представляла собой идею близкую к идее глобального общества в современном мире. Этой идеей интересовались как мыслители тогдашней Европы так и России (Руси). В частности Ж. Ж. Руссо, перевод трудов которого осуществлялся Ипполитом Богдановичем. См. статью Вечный мир (философия)

Зарождение и развитие идей глобального общества в рамках основных мировых вероучений[править | править код]

Люди, знакомые с основными мировыми вероучениями (религиями) и понятием глобального общества, довольно легко находят аналогии в идеях, которые высказывались многими людьми в рамках этих вероучений на протяжении тысячелетий и современной идеей глобального общества. Для верующих людей Творцом человечества, а значит и глобального общества является Бог. Так в христианстве, мусульманстве, иудаизме и буддизме большое внимание уделяется человечеству, общечеловеческой общности земного шара, вечным проблемам, существующим в её составе на протяжении всего её существования и оптимальным путям их решения. В древних верованиях Китая (в частности конфуцианстве) подобные вопросы осмысливаются с использованием понятия Поднебесной, жизненного пространства, в котором живут люди и одновременно — общечеловеческого общества, которое существует в рамках этого пространства. Таким образом, идеи глобального общества, осмысление жизни человечества как единого целого, единого сообщества, которое существует на нашей планете со времени появления первых людей, имеет многовековую историю, истоки которой теряются в глубине тысячелетий. В частности на землях современной Украины эти вопросы были достаточно основательно разработаны в рамках средневековой православной философии, интерес к которой в мире начал расти в последние годы, что позволяет говорить о существовании православного глобализма, глобального мировоззрения основанного на православных ценностях.

Глобальное общество и проблемы глобализации[править | править код]

С самого начала возникновения человечества, в глобальном обществе вместе живут очень разные люди с разными взглядами на жизнь. В зависимости от многих факторов люди могут как принимать так и отрицать общечеловеческие ценности и идею мирного сосуществования человечества на планете. В связи с общественными проблемами, которые вызывает глобализация, существует много людей в современном мире, которые склонны считать глобализацию скорее негативным явлением чем положительным. Это своё видение глобализации они часто переносят на глобальное общество, отрицая его существование или отказываясь признавать себя полноправными членами глобального общества.

СССР — яркая попытка объединить глобальное общество и установить в нём определенный порядок

История свидетельствует, что во времена общественных проблем в глобальном обществе обычно получают распространение идеи централизации власти (единовластие) в обществе, то есть идеи о том, что определенный человек или группа людей смогут решить существующие социальные проблемы, если в их руки передать всю власть в обществе. Как правило эти идеи ведут к попытке установления власти в обществе насильственным путём. История человечества полна таких попыток. В масштабах глобального общества наиболее значимые попытки централизации власти обычно приобретают форм мировых империй. В качестве примеров можно привести стародавние Китайскую, Персидскую, Римскую империи, Арабский халифат, Гуннский каганат, средневековые (Священную Римскую) и Византийскую империи, Великую степную Монгольскую Империю, империи Нового Времени, и такие как Османскую (Российскую) , Австро-Венгерскую, Британскую, Германскую империи. В истории XX в. некоторые исследователи рассматривают такие империи как Советскую (СССР)[2], Германскую (Германия 1933—1945 гг) и Американскую (США). В случае общественных проблем в глобальном обществе есть все основания ожидать новых попыток создания мировых империй (централизации власти) в мире.

С точки зрения концепции глобального общества все войны в мире имеют целью передел власти и сфер влияния в глобальном обществе, устранение противоречий между теми или иными локальными обществами, входящими в его состав.

Структура глобального общества будущего[править | править код]

В прошлом, в глобальном обществе были периоды, когда его структуру характеризовали как преимущественно первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и индустриальную. Относительно его будущей структуры на данный момент трудно что-то сказать, поскольку ни одному человеку не дано знать будущее. Различные исследователи предлагают разное видение структуры глобального общества будущего, в частности глобальное информационное общество, глобальное гражданское общество, глобальная монархия (диктатура), союз отдельных государств мира и проч. Для современных жителей глобального общества, равно как и для их предков, продолжают оставаться важными вопросы сохранения мира, порядка, благосостояния, а также местных обычаев, собственного языка и веры в условиях быстрых изменений.

Глобализация — Википедия

Глобализа́ция — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации[1].

Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушения национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем[2].

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[3].

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития[4].

Вместе с тем происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась»[5]. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли[источник не указан 818 дней].

1899 год. Карта подводных телеграфных кабелей компании Cable & Wireless Worldwide.

Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности (Александр Македонский, эллинизм). Так, Римская империя утвердила свою гегемонию над Средиземноморьем, что привело к глубокому переплетению различных культур и появлению межрегионального разделения труда в Средиземноморье[источник не указан 818 дней].

Истоки глобализации находятся в XII—XIII вв., когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе[6] начался бурный рост европейской торговли и формирование «европейской мировой экономики» (в соответствии с определением Валлерстайна). После некоторого спада в XIV—XV вв. этот процесс продолжился в XVI—XVII вв.[7] В эти столетия устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации[источник не указан 818 дней].

В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. В целом за период с 1815 г. по 1914 г. объёмы совокупного экспорта стран Европы выросли приблизительно в 40 раз. Но рост международной торговли продолжался и в 1920-е годы, когда произошла даже некоторая либерализация внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной торговли и свёртывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930—1931 гг. высоких импортных пошлин[8].

После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. Но действительный прорыв в этом направлении произошёл после «Кеннеди-раунда» (серии международных конференций в рамках GATT в 1964—1967 гг.). Как пишет экономический историк П. Бэрок, «в Западной Европе действительная либерализация торговли произошла после Кеннеди-раунда»[9]. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО)[источник не указан 818 дней].

Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших советских республик вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства[источник не указан 818 дней].

Глобализация тесно связана с процессом централизации субъектов управления (централизации власти)[источник не указан 818 дней].

В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам[источник не указан 818 дней].

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает всё большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причём регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации, как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов[источник не указан 818 дней].

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая семёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем[источник не указан 818 дней].

Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы[источник не указан 818 дней].

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем[источник не указан 818 дней].

Экономический словарь отмечает: «Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация ведёт к негативным последствиям: закреплению периферийной модели экономики, потере своих ресурсов странами, не входящими в „золотой миллиард“, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом»[10].

Сделать положительный эффект глобализации доступным максимальному числу стран, и при этом смягчить негативные последствия — одна из декларируемых целей международной политики[источник не указан 818 дней].

ВТО констатирует, что «начиная с 1950 г. последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство». Так, за 1950—2000 гг. «мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз». В 1999 г. «общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г.»[11]

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные[12]. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры[источник не указан 818 дней].

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм[источник не указан 818 дней].

Результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться[13].

Американизация[править | править код]

Глобализация нередко отождествляется с американизацией, что связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката[источник не указан 818 дней]. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Apple, Procter&Gamble, PepsiCo и многие другие. McDonald’s из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации[источник не указан 818 дней]. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (индекс Биг-Мака)[источник не указан 818 дней].

Несмотря на то, что McDonald’s часто символизирует глобализацию, при ближайшем рассмотрении меню этих закусочных учитывает местные обычаи и очень часто включает множество самых разных местных блюд. Например, в Гонконге это Сёгунбургер (терияки из свинины с салатом на булочке с кунжутом), в Индии — Макалу Тиккибургер, вегетарианский бургер с картофелем, горохом и специями, МакШаверма в Израиле, МакАрабиа в Саудовской Аравии и так далее. Таким же образом поступают и многие другие международные корпорации, например, Coca-Cola[14].

Однако в глобализацию вносят свой вклад и другие страны. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции[источник не указан 818 дней]. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами[15].

С начала XXI века в мировом научном сообществе становится всё более популярной концепция глобального общества (global society), с точки зрения которой все люди Земли являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества[источник не указан 818 дней].

Идеи глобального общества высказывались древнегреческим мыслителем Диогеном, он использовал понятие космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира)[источник не указан 818 дней]. В мировоззрении жителей Китая, Средней Азии, Монгольской империи Чингисхана, важное место занимала идея Поднебесной — всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на её просторах[источник не указан 818 дней]. В последнее время теорию глобального общества активно развивал И. Валлерстайн[16].

Физик-теоретик и футуролог Митио Каку в своей книге «Физика будущего» пишет:

Если провести опрос, окажется, что кое-кто смутно понимает, что идёт процесс глобализации, но за исключением этого нет чёткого представления о том, что цивилизация Земли движется к какой-то определённой цели.

Митио Каку считает, что при средней скорости роста экономики земная цивилизация в течение ближайших 100 лет перейдёт в статус планетарной цивилизации, энергопотребление которой сопоставимо с энергией, получаемой планетой от Солнца (около 1017 Вт).

Зарождающаяся планетарная экономика (Евросоюз и другие торговые блоки), единая планетарная культура, планетарные новости, международный туризм, международные усилия по борьбе с болезнями и экологическими угрозами также по мнению Митио Каку являются чертами зарождающейся планетарной цивилизации[источник не указан 818 дней].

Глобализацию критикуют не только антиглобалисты и некоторые политики (например, Уго Чавес), но также ряд экономистов и учёных. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц написал несколько книг, в которых содержится острая критика ряда современных тенденций глобализации. Стиглиц доказывает на многочисленных фактах и примерах, что они разрушают промышленность, способствуют росту безработицы, нищеты, тормозят научно-технический прогресс и усугубляют экологическую катастрофу на планете. Он критикует политику глобальных институтов: ВТО, МВФ, — которые, по его мнению, используют глобализацию и её идеологию (свободная торговля, свободный доступ к сырьевым ресурсам, мировое патентное право, использование в качестве мировых валют «бумажных» доллара и евро, вмешательство международных институтов во внутреннюю политику и т. д.) в интересах нескольких наиболее развитых государств в ущерб большинству стран на планете[17].

Также обращается внимание на то, что глобализация, характеризующаяся либерализацией торговых потоков и потоков капитала, усиливает международную конкуренцию. Чтобы выиграть конкурентную борьбу, представители бизнеса начинают требовать от своих государств упростить трудовое законодательство, утверждая, что слишком жёсткое трудовое законодательство не отвечает требованиям глобализации, для которой нужен гибкий рынок труда. Это приводит к «гонке на дно», то есть к тому, что права трудящихся в развитых странах становятся менее защищёнными[18]. В развитых странах наблюдается тенденция превращения ранее гарантированных трудовых отношений в негарантированные и незащищённые, что включает такие виды занятости, как подрядная работа, трудовой контракт на ограниченный срок, занятость на неполное рабочее время при малых или вообще отсутствующих социальных гарантиях, мнимо самостоятельный труд, работа по вызову и т. д. В связи с этим говорят о прекариате[19]. Некоторые российские социологи считают, что безработица в развитых странах в результате глобальной конкуренции и перехода к постиндустриальному обществу в ближайшие десятилетия составит от 40 до 70 % трудоспособного населения[20]. Например, в России, в «теневой занятости», по оценкам «Росстата», уже находится около 20 % экономически активного населения, более 40 % населения трудоспособного возраста не имеют официального трудоустройства[21].

Некоторые авторы указывают на то, что глобализация способствует падению рождаемости[22]. Другие утверждают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников[23]. Третьи указывают, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей («мирового правящего класса»)[24][25].

В то время как сторонники глобализации утверждают, что все современные процессы и связанные с ними негативные явления имеют естественный характер и ими невозможно управлять[источник не указан 818 дней], критики глобализации, наоборот, убеждены, что крупные государства в состоянии значительно уменьшить негативное влияние последней. По их мнению, это может быть достигнуто посредством разумной протекционистской политики во всех областях: в области внешней торговли, движения капиталов, иммиграции, — а также посредством реформы мировой валютной системы[источник не указан 818 дней]. Альтернативой современной глобальной экономике, по их мнению, может стать образование 10—20 национальных или региональных экономик («зон свободной торговли»), которые должны быть защищены от негативного влияния глобальной экономики посредством протекционизма и золотого (или «сырьевого») стандарта как основы установления валютных курсов[источник не указан 818 дней].

Некоторые исследователи (Д.Стиглиц, Н.Хомский) призывают не отождествлять глобализацию как многоплановый и объективный процесс с её неолиберальным вариантом, навязываемым миру транснациональными корпорациями, ориентированными на достижение максимальной прибыли и увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами, и предлагают в рамках Всемирного социального форума другую концепцию глобализации (в отличие от антиглобалистов, борющихся против глобализации вообще), направленную на уменьшение власти международного капитала и достижение большей социальной справедливости в мире (альтерглобализм)[26][27].

  1. ↑ Глебов Г. И., Милаева О. В. Современные международные отношения. Учебное пособие. — Пенза: Изд. Пенз. гос. ун-та, 2010. — 98 с.
  2. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009.
  3. ↑ Гринин, 2005.
  4. ↑ Дергачёв, 2005.
  5. Аттали Ж. Карл Маркс. Мировой дух. М., 2008. С. 192.
  6. Herlihy D. The Economy of Traditional Europe. Journal of Economic History, 1971, Vol. 31, No. 1, p. 160 (http://www.shpl.ru)
  7. Wallerstein I. The Modern World-System. Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. New York, 1974, pp.18-80 (http://www.shpl.ru)
  8. ↑ Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII, pp. 1, 90-91
  9. ↑ Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII, p. 94
  10. ↑ Глобализация // Экономический словарь / А. И. Архипов и др.; отв. ред. А. И. Архипов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. С. 136. — 672 с.
  11. ↑ Глава 1. Мировая экономика: предмет исследования // Мировая экономика. Учебное пособие для вузов / Под ред. д.э.н., проф. И. П. Николаевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 510 с. ISBN 5-238-00610-1
  12. ↑ Гавров, Ашер, 2007.
  13. ↑ Гемават, 2013, с. 260.
  14. ↑ Гемават, 2013, с. 262.
  15. ↑ Skype — A Baltic Success Story Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine (англ.)
  16. ↑ Теория глобального общества И. Валлерстайна — схема // Фененко Ю. В. Краткий курс социологии в схемах. — М.: МГИМО, 2005. — 154 с.
  17. Stiglitz J. Globalization and its Discontents. London, 2002; Stiglitz J. Making Globalization Work. London, 2006
  18. ↑ Рабочее движение после глобализации: есть ли у него будущее?
  19. ↑ Global Action Against Precarious Work Архивная копия от 30 марта 2019 на Wayback Machine International Metalworkers’ Federation (IMF) 2007 (англ.)
  20. ↑ Гильбо Е. В. Конец «золотого миллиарда» // Мировой кризис — хроника и комментарии, 08.08.2013
  21. ↑ В России хотят полностью ликвидировать неформальную занятость. Дата обращения 24 октября 2016.
  22. Кузовков Ю. Глобализация и спираль истории. М., 2010, часть 2
  23. Платонов О., Райзеггер Г. Почему погибнет Америка: взгляд с Востока и Запада. М., 2008, часть III
  24. Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. М., 2007, с. 46—51, 159, 206—220
  25. ↑ глава XX // Кузовков Ю. В. Мировая история коррупции. М.: Издательство Анима-Пресс, 2010
  26. ↑ Preface to the English Edition Архивная копия от 19 декабря 2017 на Wayback Machine // Bricmont J. Humanitarian Imperialism. Using Human Rights to Sell the War. — New York: Monthly Review Press, 2006. — 176 p. (перевод предисловия к английскому изданию)
  27. Matthew, Stephen. Alter-Globalism as Counter-Hegemony: Evaluating the ‘postmodern Prince’, In:’Globalizations’, √6(4), 17 December, 2009, pp.483-498
на русском языке
  • Андронова Н. Э. Проблемы участия Российской Федерации в формировании новой финансовой архитектуры в условиях финансовой глобализации // Перестройка мировой финансовой структур: место и роль России. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. — С. 400—518. — 606 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-394-02568-6.
  • Гавров С. Н., Ашер Т. Кризис глобализирующегося мира и переход к планетарной культуре // Новая цивилизация: междисциплинарный научно-практический сборник. — Самара: Самарский научный центр РАН, 2007. — С. 170—194. — 351 с. — ISBN 5-9342-4195-4. (недоступная ссылка)
  • Гемават П. (англ.)русск.. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 415 с. — ISBN 978-5-9614-4438-4.
  • Гранин Ю. Д. «Глобализация» или «вестернизация»? // Вопросы философии. 2008. № 2.
  • Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. — 2005. — № 1. — С. 6—31. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  • Гринин Л. Е. Истоки глобализации: мир-системный анализ // Век глобализации. — 2011. — № 1. — С. 80—94.
  • Дергачёв В. А. Глобалистика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 303 с. — ISBN 5-238-00957-7.
  • Железнов Ю. Д. Разница в развитии — естественнонаучная причина глобальных проблем // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 119—120.
  • Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Логика глобализма // Наш современник. — 2001. — № 11.
  • Носов М. Г. Россия и глобализация: международные аспекты. — М.: Наука, 2005. — 288 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-034026-X.
  • Постфордизм: концепции, институты, практики / под ред. М. С. Ильченко, В. С. Мартьянова. — М.: Политическая энциклопедия, 2015. — ISBN 978-5-8243-1995-8
  • Пфаненштиль И. А. Двойные стандарты глобализации // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные пауки. — Красноярск: КрасГУ, 2006. — № 3/2. — С. 101—115.
  • Пфаненштиль И. А., Бухтояров М. С. Глобализация: синтез или апокалипсис? // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные пауки. — Красноярск: КрасГУ, 2006. — Вып. 8. — С. 79—84.
  • Пфаненштиль И. А. Глобализация или господствующая роль Соединённых Штатов? // Философия образования. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2006. — С. 242—253.
  • Пфаненштиль И. А. Глобализация: проблемы и перспективы. Монография. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 484 с. — 500 экз. — ISBN 5-7636-0818-6.
  • Пфаненштиль И. А. Современные процессы глобализации в системе основных проектов науки : социально-философский анализ / автореферат дис. … доктора философских наук : 09.00.11. — Красноярск: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М. Ф. Решетнёва, 2006. — 47 с. — 100 экз.
  • Пфаненштиль И. А. Современные процессы глобализации и геополитические последствия: социально-философское осмысление. Монография. — Красноярск: СФУ, 2013. — 360 с. — 500 экз.
  • Римашевская Н. М., Галецкий А. ., Овсянников А. А. Население и глобализация. — М.: Наука, 2004. — 322 с. — ISBN 5-02-013203-9.
  • Хорина Г. П. Глобализация как идеология // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 71—78.
  • Яценко М. П. Глобализация как форма организации исторического процесса / автореферат дис. … доктора философских наук : 09.00.11. — СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2010. — 41 с.
на других языках

Глобальные сети — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Глобальная сеть — любая сеть связи, которая охватывает всю Землю. Термин, используемый в данной статье, относится в более узком смысле к двунаправленным сетям связи, а также базе технологий сетей. Ранние сети, такие как международные почтовые отправления, и однонаправленные сети связи, такие как радио и телевидение, не рассматриваются. Первая глобальная сеть была создана с помощью электрического телеграфа и достигла глобального размаха в 1899 году. Телефонные сети были вторыми и достигли глобального статуса в 1950-х годах. Совсем недавно взаимосвязанные IP-сети (в основном Интернет, по оценкам, 360 миллионов пользователей по всему миру в 2009 году), а также мобильные GSM-сети (более 3 миллиардов пользователей по всему миру в 2009 году) образовали крупнейшие глобальные сети из всех. Построение глобальных сетей требует огромных дорогостоящих усилий, длящихся в течение многих десятилетий. Разрабатываемые соединения, переключаемые и направляющие устройства, разбивка физических носителей информации, таких как наземные и подводные кабели и наземные станции, должны быть введены в эксплуатацию. Кроме того, вовлекаются протоколы международной коммуникации, законодательство и соглашения.

Спутники связи — важная часть глобальных сетей. Имеются определенные глобальные группировки из низкоорбитальных спутников, такие как Iridium, Globalstar и Orbcomm, которые состоят из множества аналогичных спутников, выходят на орбиту, расположенную с равными интервалами позиций и формируют mesh-сеть, иногда отправляя и получая информацию непосредственно между собой. Спутниковый доступ в Интернет стал возможным благодаря технологии VSAT.

Считается[кем?], что 80 % глобального рынка мобильной связи использует стандарт GSM[источник не указан 1436 дней], существующий больше чем в 212 странах и территориях. Его повсеместность делает международный роуминг очень распространенным между операторами мобильной телефонии, позволяя подписчикам использовать их телефоны во многих частях мира. Чтобы достигнуть этого, данные сети должны быть соединены посредством пиринга, и поэтому сеть GSM — действительно глобальная.

Телеграф и сети связи telex были постепенно сокращены, таким образом, взаимодействие среди существующих глобальных сетей возникает в нескольких точках, например, такой как между речевой телефонией и сетями цифровых данных, и между этими и спутниковыми сетями. На данный момент множество приложений работают в нескольких сетях, таких как VoIP (речь по IP). Сети мобильной связи (речь и данные) также тесно пересекаются, потому что у сотовых телефонов XXI века есть возможность передачи речи и данных (интернет-навигация и посылка сообщений по электронной почте). Цифровые глобальные сети требуют огромной пропускной способности в основных магистралях. Это в настоящее время достигнуто оптиковолоконными кабелями.

Harasim, L. (Ed.) — Global Networks: Computers and International Networks, 1993

Глобальное управление — Википедия

Глобальное управление (англ. Global Governance) — система институтов, принципов, политических и правовых норм, поведенческих стандартов, которыми определяется регулирование по проблемам транснационального и глобального характера в природных и социальных пространствах. Такое регулирование осуществляется взаимодействием государств (прежде всего через сформированные ими многосторонние структуры и механизмы), а также негосударственных субъектов международной жизни[1].

С середины семидесятых годов прошлого века в условиях продолжающегося формирования комплексной взаимозависимости мира и появления все большего количества проблем планетарного масштаба международное сообщество пришло к необходимости обеспечения более высокой степени координации и создания механизмов совместного регулирования глобальных процессов. Возникла потребность в организации глобального управления, идея и практика которого к настоящему моменту претерпели значительную эволюцию. Однако до сих пор остается неясным, какой принцип должен быть положен в основу его функционирования.

Реализм[править | править код]

Первой научной парадигмой среди различных теорий международных отношений стал политический реализм, который сформировался в начале XX в. Его основоположниками можно по праву считать таких американских и британских исследователей, как Ганс Моргентау, Эдуард Халлетт Карр, Джордж Фрост Кеннан и др. В своих работах они, в первую очередь, опирались на идеи, высказанные английским философом-материалистом, одним из основателей теории общественного договора Томасом Гоббсом.

В своей монографии Левиафан, посвященной проблемам образования государства, Гоббс рассматривает так называемое естественное состояние, то есть состояние абсолютной свободы, в каковом пребывают люди, не являющиеся ни суверенами, ни подданными. Такое состояние есть анархия и постоянная «война всех против всех»[2]. Гоббс пишет, что

«в таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна»[3].

По мнению Гоббса, с течением времени индивиды понимают необходимость ограничения состояния абсолютной свободы, которое, по причине эгоцентричной природы человека, ведет лишь к возникновению постоянных конфликтов и насилия, и, стремясь избавиться от бедствия войны, добровольно ограничивают свои права в пользу государства, заключая «общественный договор». Задачей последнего становится обеспечение мира и безопасности своих граждан[4].

Представители реализма и отдельных его направлений экстраполируют идеи Гоббса на сферу международных отношений. Они провозглашают, что взаимодействие государств осуществляется хаотичным образом, так как не существует какого-либо «надгосударственного властного центра». В результате международные отношения являются анархическими, а главной целью государств становится, прежде всего, собственное выживание[5]. Важно отметить, что анархию в этом случае следует понимать как антоним иерархии, а не синоним беспорядка.

Однако если рассуждать, руководствуясь той же логикой, то можно предположить, что и акторы мировой политики рано или поздно осознают необходимость заключения аналогичного «общественного договора» между ними в целях предотвращения перманентных войн, что в конечном итоге приведет к созданию мирового государства или мирового правительства. Тем не менее, представители реалистической школы скептически относятся к возможности такого развития событий. Во-первых, национализм, по их мнению, является самой сильной формой идеологии. Современные независимые государства-нации не желают признавать какую-либо вышестоящую власть и, тем более, делегировать ей часть своего национального суверенитета. Ввиду этого, не представляется возможным применить методы внутригосударственного, базирующегося на иерархичности организации регулирования к управлению глобальному. Во-вторых, анархия международных отношений не означает, что мир постоянно находится в состоянии «войны всех против всех». Внешняя политика государства в какой-то мере всегда учитывает интересы других субъектов. Государства вступают в различные союзы, чтобы реализовать политические цели и по возможности стабилизировать международную обстановку. Устанавливается баланс сил, который означает состояние стабильности, основанное на примерно равном распределении сил между крупнейшими игроками[6].

Либерализм[править | править код]

Теоретическая школа либерализма, будучи также одной из старейших в теории международных отношений, по основным позициям противоположна реализму. Исследователи, работающие в рамках данной парадигмы, основывают свои теоретические воззрения на работах Дж. Локка, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо и др.

Либералы, как и реалисты ретранслируют идеи великих философов просвещения на сферу межгосударственных отношений. Не отрицая в принципе анархию международной системы, они вторят И. Канту и убеждены в том, что человек по своей природе не является существом агрессивным — он нацелен на сотрудничество. По их мнению, международное сотрудничество и международная торговля ведут к снижению конфликтного потенциала, поскольку, как с рациональной, так и с этической точки зрения, являются предпочтительнее положения конфликта. В свою очередь, растущая материальная взаимозависимость государств, формирующаяся в условиях глобализации, обуславливает необходимость международного регулирования. Международные организации способствуют распространению мира и стабильности, усмиряя более сильные государства путем создания международных норм и новых правил проведения многосторонней политики. Более того, они обладают необходимыми инструментами предотвращения или управления межгосударственными конфликтами[7].

Таким образом, по мнению либералов, экономически значимая торговля оказывает существенное статистически подтвержденное положительное влияние на сокращение межгосударственных конфликтов[8], а процессы и явления, вызываемые усиливающейся взаимозависимостью мира, рассматриваются ими в качестве предпосылки к глобальному управлению. В свою очередь, глобальное управление понимается как фактор развертывания глобализации.

Варианты организации глобального правления и их перспективы[править | править код]

Формирование единого мирового правительства[править | править код]

Данный подход предполагает формирование единого мирового правительства, которое создается и функционирует по образу и подобию внутригосударственного. Проблема в данном случае сводится лишь к тому, чтобы наделить его соответствующими властными полномочиями. Однако этот вариант в настоящий момент не рассматривается в качестве действительно возможного. Во-первых, современные независимые государства-нации не желают признавать какую-либо вышестоящую власть и, тем более, делегировать ей часть своего национального суверенитета. Ввиду этого, не представляется возможным применить методы внутригосударственного, базирующегося на иерархичности организации регулирования к управлению глобальному. Во-вторых, при столь большом разнообразии политических систем, традиций, уровней экономического развития это выглядит просто нереальным.

Тем не менее, именно этот подход стал излюбленным объектом всевозможных конспирологических теорий. Теории заговора наделяют функцией мирового правительства разные реальные или вымышленные структуры (ООН, Большая восьмёрка, G20 — Группа двадцати, масонство, жидомасонство, Бильдербергский клуб, Комитет 300, иллюминаты).

Реформа ООН[править | править код]

Смысл этого подхода сводится к проведению реформы ООН, чтобы сама организация стала центральным звеном управления, а ее институты были преобразованы в своеобразные отраслевые министерства и ведомства. Совет Безопасности ООН, таким образом, стал бы чем-то наподобие мирового правительства, Генеральная Ассамблея ООН начала выступать в роли парламента, а МВФ стал выполнять функции мирового центрального банка.

Однако возможность реализации подобного плана представляется весьма утопичной. Единственная существенная реформа ООН была проведена в 1965 г., после того как две трети всех членов организации ратифицировали, а все пять постоянных членов Совета Безопасности одобрили Резолюцию 1990, предлагавшую расширить состав непостоянных членов Совбеза с 11 до 15 членов и требуемое большинство — с 7 до 9 членов. Эксклюзивное право вето, закрепленное за пятью постоянными членами, было оставлено без изменения[9]. В 1992 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали призвал к дальнейшим реформам, чтобы организация в большей степени соответствовала новых мировым реалиям. Сразу после этого члены так называемой группы G4, состоящей из Бразилии, Германии, Японии и Индии заявили свои претензии на места постоянных членов Совбеза. Одновременно, Аргентина, Мексика и Колумбия выступили с инициативой расширения числа непостоянных членов[10]. Тем не менее, оба предложения до сих пор не встретили полного согласия и одобрения.

В свою очередь, академик РАН А. В. Торкунов считает, что

«ООН разветвленной системой напоминает не столько модель глобального правительства, сколько прообраз — пока еще бесконечно далекий от идеала — гражданского общества. Именно это направление ее деятельности — в сторону гражданского общества, в сторону больших контактов с национальной общественностью, с негосударственными структурами, с социально ответственных бизнесом — может стать перспективнейшим направлением развития Организации Объединенных Наций»[11].

Гегемония США[править | править код]

Этот подход связан с идеями моноцентричности мира и управления им США в качестве главного актёра. Одним из наиболее активных сторонников моноцентричности мира во главе с США выступает З. Бжезинский, выделяющий четыре основные области, в которых они лидируют: военно-политическую, экономическую, технологическую и массовой культуры[12].

В соответствии с данной концепцией, после развала Советского Союза, краха социалистического блока и роспуска СЭВ и ОВД перед США открылись беспрецедентные возможности. В условиях отсутствия относительно равного по потенциалу противника и распада биполярного порядка Соединенные Штаты стали единоличными «хозяевами мира». Набиравшая темпы глобализация, проходившая в устраивавшем США либерально-демократическом духе, способствовала росту экономического благосостояния Америки. Остальные государства не проявляли особого недовольства действиями США.

Однако с началом нового тысячелетия, возвышением таких стран, как Китай, Индия, а также возросшим негодованием американскими действиями среди стран Запада, то есть традиционных американских союзников, Соединенным Штатам становится все труднее проводить унилатералистскую политику, не учитывая цели, интересы и активность других акторов. Таким образом, идея гегемонии США, как и предыдущие подходы, вызывает больше число критических откликов.

Международная координация политики как форма глобального управления[править | править код]

Наиболее реалистичным направлением развития глобального управления является расширение (за счет вовлечения новых участников, причем не только государств, но и организаций, корпораций, общественных институтов и т.д.) и углубление (посредством расширения и детализации повестки координации) международной координации политики в разнообразных сферах. Дискуссии о необходимости и целесообразности международной координации начались уже в конце 19 — начале 20 века и активизировались после окончания Первой мировой войны. Именно в координации и взаимном согласовании политики странами мира многим тогда виделся залог сохранения мира и стабильности[13]. Поиск эффективных путей координации продолжался на протяжении всего 20 века и продолжается сейчас, несмотря на ряд объективно препятствующих этому факторов[14].

Международная координация политики возможна в различных институциональных форматах, которые могут быть классифицированы в зависимости от того, как принимаются политические решения: децентрализовано (то есть каждым участником) или централизовано (при условии делегировании участниками части своих полномочий координирующему центру)), а также принимаются ли решения каждый раз на основе переговоров / консенсуса или же на основе заранее согласованных правил и принятых участниками обязательств. Среди международных организаций есть такие, которые осуществляют централизованную координацию политики преимущественно на основе заранее принятых правил и соглашений, используя делегированные им ресурсы и полномочия (например, Всемирный банк), а также такие, которые координируют политику участников на основе сочетания соглашений и переговоров (например, Всемирная торговая организация). Примером децентрализованной координации на основе переговоров являются саммиты G-7 и G-20, а децентрализованной координации на основе формального соглашения — координация политики стран, подписавших Парижское соглашение по климату.

Хотя попытки межгосударственной координации в 20-21 веках очень часто оказывались малоуспешными, но в условиях все возрастающей взаимозависимости стран на фоне углубляющейся глобализации, альтернативой международной координации политики уже не может быть изоляционизм. В обозримом будущем не приходится рассчитывать ни на мировое правительство, ни тем более на благосклонную опеку какого-либо мирового гегемона. Альтернатива международной координации и взаимодействию на основе традиционных форматов и институтов — это опять же международная координация и взаимодействие, но уже на основе новых, постоянно совершенствуемых принципов и правил[15].

  1. ↑ Глобальное управление: возможности и риски / Отв. ред. — В. Г. Барановский, Н. И. Иванова. — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — 7 с.
  2. ↑ Гоббс Т. Левиафан. — М.: Мысль, 2001. — 243 с.
  3. ↑ См. там же. — 87 с.
  4. ↑ См. там же. — 116 с.
  5. ↑ Лебедева М. М. Мировая политика: учебник / М. М. Лебедева. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 25 с.
  6. ↑ Современные теории международных отношений: учебник / под ред. В. Н. Конышева, А. А. Сергунина. — Москва : РГ-Пресс, 2013. — 21 с.
  7. ↑ McGrew A. Liberal internationalism: between realism and cosmopolitanism // Governing Globalization: Power, Authority and Global Governance / D. Held, A. McGrew (eds.). Polity Press, 2002. P. 268.
  8. ↑ Oneal J.R., Russet B. Assessing the Liberal Peace with Alternative Specifications: Trade Still Reduces Conflicts // Journal of Peace Research. 1999. Vol. 36. № 4. P. 424.
  9. ↑ Thomas G. Weiss. The Illusion of UN Security Council Reform // The Washington Quarterly. 2003. Vol. 26. № 4. P. 150.
  10. ↑ Accommodating Rising Powers. Past, Present and Future / Ed. by T.V. Paul. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 258.
  11. ↑ Торкунов А. В. Российская модель демократии и современное глобальное управление // Международные процессы. 2006. Т. 4. № 10. С. 27.
  12. ↑ Лебедева М. М. Мировая политика: учебник / М. М. Лебедева. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 242 с.
  13. Кадочников Д.В. Политико-идеологические аргументы в дискуссиях о необходимости международной финансово-экономической координации в период между двумя мировыми войнами // Альманах Центра исследований экономической культуры факультета свободных искусств и наук CПбГУ. — 2014. — С. 91-104.
  14. Кадочников Д.В. Проблемы и ограничения международной финансово-экономической координации // Экономические науки. — 2016. — № 1 (134). — С. 153-157.
  15. Кадочников Д.В. Международная координация финансово-экономической политики: история и теория. — СПб: Наука, 2016. — 207 с.

Значение слова ГЛОБАЛЬНЫЙ. Что такое ГЛОБАЛЬНЫЙ?

  • ГЛОБА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое. Охватывающий весь земной шар, весь мир, всеобщий. Глобальная радиосвязь.

    Глобальная ракета — ракета, способная доставить боевой заряд в любую точку земного шара.

    [Франц. global]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова патронник (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о