Содержание

Дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Процесс дизайн-мышления

Брать и применять: набор практических инструментов для каждого этапа — в методичке от лаборатории Wonderfull.

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

   

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата. Кейс компании IDEO для GE.

   

Инструкция «Из коробки» от Samsung 

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

  

Переговорка «Рабочее место будущего»

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

   

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде. 

Дизайн-мышление в МИФологии

Отслеживаем современные тренды, которые нам нравятся, и рассказываем о них простыми словами. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать о выходе новых страниц.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

www.mann-ivanov-ferber.ru

Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление. Что это такое, каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы сегодня и поговорим!

Определение понятия

Дизайн-мышление (design thinking) – человекоориентированная методика, позволяющая находить нестандартные решения задач.

Одним из основных принципов этой методики является эмпатия – осознанное сопереживание другим людям и понимание их психологии. Менеджеру необходимо посмотреть на ситуацию глазами заказчика, имеющего собственные желания и потребности, и глубоко осмыслить его проблемы. Нужно перестать довольствоваться заурядным и попытаться эмоционально вовлечь клиента в процесс покупки.

Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты.

История и примеры дизайн-мышления

Впервые дизайн-мышление было упомянуто в книге Саймона Герберта «Науки об искусственном» в 1969 году. В 1975 был основан «Институт управления дизайном». В 1987 году Питер Роуи написал книгу «Design Thinking».

В 1991 Девид Келли основал консультационную фирму IDEO, которая поставила себе цель развивать дизайн-мышление и сделать его применяемой всеми бизнес-практикой. В 2004 году Келли создал собственный институт, чтобы массово обучать других людей мыслить как дизайнер.

В 2015 году появилось русскоязычное издание книги Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер».  В целом же, дизайн-мышление оказалось очень популярным инструментом.

Вот примеры компаний, которые использовали дизайн-мышление для достижения успеха:

  1. General Electric. Активное внедрение дизайн-мышления позволило компании в 2003 году повысить доход на 30%.
  2. Philips Lighting. Дизайн-стратегии помогли фирме стать лидером мирового рынка световых решений.
  3. Компании удалось превратиться из заурядного стартапа в одну из лучших площадок для поиска и аренды жилья. Продажи Airbnb выросли вдвое после того как сотрудники поставили себя на место пользователя и обнаружили, что фотографии квартир на их сайте имеют плохое качество. Тогда компания решила нанять профессионального фотографа. И эта мелочь изменила всё.

Это лишь несколько примеров, и при желании можно найти еще массу. Однако для нас важнее понять, как именно работает дизайн-мышление.

Основные принципы дизайн-мышления

Дизайн-мышление опирается на следующие принципы:

  1. Мыслить нестандартно. Дополнять скучные таблицы диаграммами, тексты – фотографиями. Находить нетривиальные решения сложных задач, которые обычно присутствуют в бизнес-проектах.
  2. Использовать прообразы. Успешные бизнесмены, практикующие дизайн-мышление, часто применяют прототипирование для своих инноваций. Это помогает выявить достоинства и недостатки нового продукта.
  3. Ориентироваться на эмоциональный опыт пользователя. Ошибочно предлагать продукт человеку, опираясь только на практическую значимость. Вместо того чтобы рассказывать человеку о простоте и удобстве при эксплуатации благодаря унифицированному графическому интерфейсу, лучше сказать просто: «У смартфона модный дизайн, который станет предметом восхищения и обсуждения со стороны ваших друзей».
  4. Полюбить неудачи. Выносить максимум из ошибок и использовать полученные знания для улучшения продукта и повышения качества услуги.
  5. Проявлять разумный минимализм. Удалять лишнее и стараться сделать свой продукт лучшим на рынке.

Мы рассмотрели основные принципы дизайн-мышления. Теперь перейдём к пошаговому плану его применения в бизнесе. Естественно, в рамках данной статьи мы рассмотрим его кратко.

Этапы дизайн-мышления

Есть 6 основных этапов дизайн мышления:

Этап 1. Эмпатия

Подумайте, чего хочет ваш потенциальный покупатель. Какие у него боли и проблемы? Чего он тайно желает?

Чтобы узнать это, используйте технику «Аватар»:

  1. Закройте глаза.
  2. «Влезьте» в тело клиента. Представьте, что вы поменялись с ним телами.
  3. Проживите в его теле целый день. Отметьте про себя, кем он работает, как одевается, какие люди оказывают на него влияние, чего он боится и страстно жаждет, сколько ему лет.
  4. Запишите всё это на листе бумаги.

На выходе у вас получится аватар клиента, который нужно использовать при создании продукта.

Этап 2. Фокусировка

Перечитайте полученные сведения и выявите главную боль человека. Это может быть лишний вес, плохая осанка, проблемы с выплатами по кредитам и т.п.

Этап 3. Генерация идей

Соберите всех сотрудников и проведите мозговой штурм.

Этап 4. Выбор идеи

Выберите идею продукта или услуги, которая лучше всего удовлетворит потребность потенциального клиента. Проведите голосование.

Этап 5. Прототипирование

Создайте несколько прототипов продукта. Например, если это новый вид мороженого, то приготовьте несколько порций.

Этап 6. Тестирование

Дайте попробовать мороженое группе экспертов и группе обычных людей.

Давайте посмотрим, как можно применить дизайн-мышление на практике. Допустим, у нас есть внучка, бабушка, её взрослый сын, его жена и пара котов. Люди хотят слетать в отпуск, но взять туда животных не могут. Чтобы организовать путешествие, можно использовать дизайн-мышление:

  1. Берём тетрадь и записываем потребности каждого. Потребность бабушки, сына, внучки и снохи – хорошо отдохнуть. Потребность котов – дождаться возвращения хозяев и не умереть с голоду.
  2. Проблема – как сделать так, чтобы котам хватило еды и воды на 10 дней.
  3. Есть несколько идей. Первая – купить побольше корма и поместить его в одну большую миску, а воду – в несколько мисок. Вторая – отдать котов друзьям или родственникам. Третья – найти зоогостиницу и оставить котов там.
  4. С первой идеей проблема – вдруг коты перевернут миски и останутся без воды. С третьей тоже всё не так радужно – вроде бы и уход в зоогостинице обеспечат, но за это надо платить. Второй вариант лучше всего – осталось только найти ответственного знакомого.
  5. Прототипирование пропустим, так как это не создание продукта. Приступим к тестированию. Оставим котов на пару дней с «дядей Васей», и если всё будет нормально, то он же будет ухаживать за любимцами во время отпуска, пока семья будет гулять по улицам Парижа.

Вот так просто с помощью дизайн-мышления мы решили бытовую проблему. Спроецировать же этот пример можно и на множество других ситуаций.

Дизайн-мышление – очень полезная методика, которая пригодится не только при ведении бизнеса, но и, как мы поняли, при решении бытовых задач. Применять его нетрудно, главное, – вникнуть в сам процесс. Мыслите как дизайнер и достигайте успехов! Желаем удачи!

4brain.ru

Дизайн-мышление в XX и XXI веках. Как проектировать изменения к лучшему | Статья

В 1999 году я учился в Лицее БГУ, где как-то увидел объявление о том, что библиотека Академии Наук ликвидирует часть фонда и предлагает всем желающим забрать любые книги себе. Там из развала книг я вытянул ту, которая предопределила мою карьеру. Это было первое русскоязычное издание Джона Криса Джонса «Design Methods», вышедшее под названием «Инженерное и художественное конструирование». Во многом благодаря ему я сегодня занимаюсь проектированием цифровых продуктов, применяя методы дизайн-мышления. Мне близок основной посыл этого подхода — заложенная в нем вера в изменения к лучшему и в то, что эти улучшения можно спроектировать.

Дизайн-мышление как интеллектуальное движение

Что такое дизайн-мышление? Если искать в интернете определение, выпадает огромное количество результатов: более семисот тысяч на момент написания этого текста. И среди них легко запутаться.

Во-первых, это связано с тем, что в английском языке слово «design» имеет широкий спектр значений: от замысла, плана, цели, намерения до проекта, чертежа, эскиза, узора и композиции. И, скорее, означает решение функциональных, чем эстетических задач. Во-вторых, найденные определения дизайн-мышления могут противоречить друг другу. Например, в русскоязычной Википедии говорится, что «дизайн-мышление использует креативное мышление вместо аналитического», в то время как Тим Браун, CEO крупнейшего дизайн-агентства IDEO, пишет, что оно требует баланса между аналитическим и креативным мыслительными процессами.

Таким образом, на данный момент единого определения дизайн-мышления не существует. Оно может определяться как «процесс креативного решения проблем», «постоянная корректировка интеллектуальной работы и осознанный выход за рамки привычных стереотипов» или как «новая эмпирическая модель принятия решений в нестандартных ситуациях, которая может быть использована любым человеком, стремящимся тем или иным образом улучшить качество своего взаимодействия с окружающей действительностью».

Важно отметить, что теория и практики дизайн-мышления разрабатывались в рамках design movement — концептуального движения, возникшего во второй половине ХХ века. В 1962 году ученые Брюс Арчер, Джон Крис Джонс, Питер Слан и Херст Ритцель организовали в Лондоне конференцию «Системные и интуитивные методы в инженерии, индустриальном дизайне, архитектуре и коммуникациях», которая и сформировала дизайн-движение, цель которого — развивать практики дизайн-мышления. Последнее стало пониматься как новые методы проектирования, позволяющие снять ограничения традиционного проектного подхода при решении инновативных задач. И шире — как тип мышления.

Проектный подход и его ограничения

Проектный подход к решению практических задач был концептуализирован в первой половине ХХ века усилиями теоретиков менеджмента Генри Гантта и Фредерика Тейлора как ответ на запросы формирующегося индустриального общества. Там, где применяется проектный подход, точно известна цель, а ее реализация опирается на четкие математические и физические расчеты: построить дом, железную дорогу, завод.

Пожалуй, самым известным инструментом проектного подхода можно назвать диаграмму (график) Гантта, которая была разработана Генри Ганттом 1910 году. Она представляет собой календарный график с последовательным отображением задач какого-либо проекта.

Бронзовая диаграмма Гантта на плотине Гувера. 

Бронзовая диаграмма Гантта на плотине Гувера. 

Например, диаграмма Гантта применялась в 1930-е годы при строительстве плотины Гувера — уникального гидротехнического сооружения на реке Колорадо. Благодаря ее использованию строительство дамбы было завершено за пять лет, на два года раньше запланированного срока. До сих пор построение такого графика остается классическим инструментом управления и логистики, так как он очень удобен для календарного планирования, разбивки на конкретные задачи и контроля за их выполнением.

Однако со второй половины XX века усложняются социальные взаимодействия, меняется экономика, позже начинается дигитализация всех сфер. Всё это привело к необходимости реализовывать такие проекты, где способ решения задачи может быть неясен, а цель размыта. В этих условиях проектное мышление в чистом виде не работает. Было необходимо разработать новые подходы и инструменты.

Западные исследователи стали активно искать способы снять ограничения, которые налагал классический проектный подход. Уже в 1950–60-е годы американский изобретатель и дизайнер Бакминстер Фуллер собирает междисциплинарные команды инженеров, индустриальных дизайнеров, учёных, чтобы создавать новые методы проектирования. Результатами работы этих команд стали такие известные сегодня проекты, как Геодезический дом, плавающий Город-тритон, трёхколесная машина Димаксион и другие.

Монреальская Биосфера (бывший Павильон США на Экспо-67) создана архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. Геодезический купол, собранный из треугольных сегментов, имеет малую массу при большом внутреннем пространстве. Изображение — Википедия.

Монреальская Биосфера (бывший Павильон США на Экспо-67) создана архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. Геодезический купол, собранный из треугольных сегментов, имеет малую массу при большом внутреннем пространстве. Изображение — Википедия.

Дизайн-мышление и постмодерная ситуация

Основные методы и идеи дизайн-мышления были сформированы в 1960–70-е годы. Брюс Арчер, преподаватель London Royal Colledge of Arts и популяризатор дисциплины дизайна, в статье «The Three Rs» 1976 года писал, что дизайн является третьим способом познания, отличным от естественнонаучного (science) и гуманитарного (humanities). Он ориентирован на эмпирическую практику.

Ещё в статье 1965 года «Систематические методы для дизайнера» Арчер сформулировал 10 характеристик, которые отличают дизайн от других практик:

  1. дизайн должен базироваться на артикулированной модели,
  2. эта модель должна быть выражена как артефакт,
  3. процесс проектирования, как правило, использует творческий этап,
  4. этот процесс должен базироваться на цели и намерении больше, чем на исследовании,
  5. он должен быть интуитивным, но не спонтанным,
  6. он должен начинаться с выяснения потребностей,
  7. процесс должен согласовывать конфликтующие переменные,
  8. процесс должен быть целостным и рассматривать артефакты в более широкой системе,
  9. проблемы проектирования сложны,
  10. дизайн должен выбирать  между разными вариантами решения.
Монреальская Биосфера (бывший Павильон США на Экспо-67) создана архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. Геодезический купол, собранный из треугольных сегментов, имеет малую массу при большом внутреннем пространстве. Изображение — Википедия.

В 1980–90-е годы фокус сместился на когнитивные аспекты дизайн-мышления: работу в условиях неопределенности и интуитивное проектирование. Например, Найгел Кросс, развивая тему креативности в дизайн-процессе, ввёл понятие «творческого рывка» (creative leap) как важнейшего элемента при решении проблемы. А Дональд Шон добавил к идее интуитивной природы дизайна идею фреймирования и рефреймирования проблемы (то есть сознательного / рефлексивного изменения ментальных фильтров, паттернов и интерпретаций в процессе поиска её решения, чтобы рассмотреть ситуацию с разных сторон и найти лучший вариант). Таким образом он указал на рефлексивную природу дизайна, объединив принципы аналитического и креативного мышления.

Также в 1980-х возникает идея дизайна, ориентированного на человека (human-centered design). Этот термин предложил Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» (1988), положив начало области исследования и проектирования пользовательского опыта (user experience), которая на данный момент является одной из наиболее перспективных. Ей пророчат экспоненциальный рост.

Например, в книге рассматривается феномен «Двери Нормана», когда сама конструкция объекта буквально заставляет нас совершать ошибки. А также предлагается, как избежать таких ошибок, используя принципы проектирования.

 

В статье «Решение проблемных задач с помощью дизайн-мышления» (1992 год) Ричард Бучанан назвал дизайн-мышление «новым свободным искусством для технологической культуры» и описал четыре направления его применения: визуальные коммуникации, дизайн материальных объектов, поведение людей и сервисы, дизайн сложных систем для жизни и работы. Здесь же он указывал на мультидисциплинарность дизайн-мышления и описывал его как новую практику с уникальной гибкостью, которая ставит себе целью «улучшение жизни человека».

По сути, во второй половине 1990-х развитие дизайн-мышления пошло по направлениям, которые описал Бучанан. Кроме того, в 1990–2000-е годы дизайн-движение породило целый ряд подходов к развитию продуктов и бизнеса. Таких, как гибкое проектное управление (agile project management), бережливый стартап (lean startup), развитие клиентов (customer development). Например, при разработке стартапов дизайн-мышление необходимо, так как любой стартап предполагает проектирование будущего.

Сегодня во многих крупных компаний созданы отделы дизайн-мышления для решения возникающих проблем. Например, такой отдел в IBM насчитывает тысячи специалистов, а белорусский EPAM поглотил английское дизайн-агентство Great Fridays в 2014 году.

Стоит отметить, что в этой статье мы рассматриваем западный вектор развития дизайн-мышления. Между тем, в СССР также существовали две школы, которые можно отнести к design movement. Это ТРИЗ, или Теория Решения Изобретатальских Задач (Генрих Альтшуллер) и СМД или Системо-мыследеятельностная методология (Георгий Щедровицкий), которые разрабатывали способы мышления и конструирования мира.

Например, ТРИЗ опирается на идею, что существуют некоторые объективные факторы и объективные стратегии, с помощью которых происходит проектирование нового (изобретение), что вносит улучшения в существующие объекты, процессы, системы.

Очевидно, что эти школы пересекаются, возникли как ответ на вызовы новой ситуации, но их взаимосвязь и происхождение — это тема для отдельного разговора.

Дизайн-мышление на практике

Стратегии и методы дизайн-мышления были введены и вынесены на обсуждение несколькими поколениями исследователей начиная с 1950-60-х годов. Сегодня к его базовым стратегиям относятся системное мышление, мультидисциплинарность, инновационность, работа с неопределенностью, ориентация на человека и подключение интуиции. К конкретным методам — прототипирование, визуализация, фреймирование при рассмотрении проблемы. Кроме того, дизайн-мышление апроприирует методы из многих гуманитарных дисциплин: критическое мышление, фокус-группы, исследования рынка и т. д. Для построения концептуальной модели используются любые сферы и науки: социология, антропология, футурология, экономика.

Например, тот факт, что в Беларуси при проектировании объектов не применяют методов дизайн-мышления, приводит к тому, что районы строятся будто бы не для людей и их комфорта. Подключение дизайн-процесса позволяет сделать городскую среду более современной и приспособленной для жизни. Разница между архитектурным проектированием, в основе которого лежит традиционный проектный подход, и урбанистическим подходом, который представляет собой отдельное направление дизайн-движения, очевидна.

Хорошим примером альтернативного урбанистического видения развития минских районов может послужить визионерский проект «Пролетарка». Он был разработан группой студентов и их куратором Еленой Власовой в рамках архитектурного воркшопа, который проходил во время Минского урбанистического форума в 2017 году. Был предложен план развития района вокруг станции метро Пролетарской в Минске с учетом таких контекстов, как мобильность и экологичность, качество и безопасность среды, разнообразие общественных функций, комфортность, сохранение и обновление сообщества.

Современные разработчики рыночных продуктов часто сталкиваются с задачей: «из ничего» (в лучшем случае, из идеи) нужно сделать конкретный продукт. Как перепрыгнуть этот разрыв?

Здесь приведу пример из моей собственной практики, так как я занимаюсь проектированием цифровых продуктов с применением методов дизайн-мышления. Перед командой стояла задача спроектировать и разработать такой способ создания веб-приложений, чтобы он был доступен людям, не знакомым с программированием. За четыре месяца проектирования были проведены исследования, выдвинуты и апробированы ряд подходов к решению этой задачи. Затем был сделан ряд прототипов с целью валидации выбранного подхода. На данный момент продукт в разработке и представляет из себя смесь инструмента для визуального дизайна и умных электронных таблиц. Без применения дизайн-мышления найти подходящие решение и апробировать его было бы на порядок сложнее.

Приложения для real-time мониторинга датчиков, созданное на MintData App Maker.

Приложения для real-time мониторинга датчиков, созданное на MintData App Maker.

Многие методы дизайн-мышления сегодня используют без отсылок к его теоретикам и практикам. Например, при разработке iPhone дизайн-команда Apple во главе с Джонатаном Айвом активно использовала прототипирование для поиска вариантов внешнего вида и функциональности.

Прототипы первого iPhone под кодовым именем «Wallabies», использованные компанией Apple в 2007 году.

Прототипы первого iPhone под кодовым именем «Wallabies», использованные компанией Apple в 2007 году.

Обучение дизайн-мышлению

Как отмечает Тим Браун, практика дизайн-мышления выглядит хаотической для всех, кто сталкивается с ней в первый раз. Кроме того, сегодня обучение ему представляет собой, как правило, прямую передачу опыта от участников дизайн-движения, что практикуется во многих корпорациях и дизайн-студиях. Всё это затрудняет формализацию и институализацию дизайн-мышления как учебной дисциплины. Тем не менее в последние годы появился целый ряд новых западных программ, факультетов и школ с близкими по содержанию курсами. Что касается беларусского образования, то оно до сих пор дает исключительно узкоспециализированные знания, что мешает выпускникам встраиваться в современный рынок.

Скажем, после факультета прикладной математики ты очень плохо представляешь себе, чем занимаются гуманитарии. Однако сегодня любой ИТ-продукт требует мультидисциплинарных знаний,  так как цифровые продукты — это невидимые системы, и они требует проектирования в логике дизайн-мышления. Настойчиво «висящий в воздухе» запрос на гуманитариев в ИТ, постоянные разговоры о необходимости креативного мышления и soft skills — это завуалированный запрос на дизайн-мышление. В «Атласе новых профессий», разработанных в Сколково, есть, например, такие, как дизайнер виртуальных миров, проектировщик нейроинтерфейсов, проектант жизни медицинский учреждений, проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания.  Все они — про работу в ситуации неопределенности, с которой всё больше ассоциируется постсовременность. Этим и занимается дизайн-мышление, в стратегии которого заложено не избегание, а исследование этой ситуации.

ECLAB

Статья подготовлена для студенческого журнала E.Note № 4, Eвропейский колледж Liberal Arts в Беларуси.

Приём заявок в ECLAB на 2018 / 2019 учебный год продлён до 18 сентября. При подаче анкеты указать код ECLAB2018. 

Что читать и смотреть по теме:

  1. Tim Brown. Change by design. Книга.
  2. Дональд Норман. Дизайн привычных вещей. Книга.
  3. Дональд Шон. Рефлексирующий практик. Книга.
  4. Bruce Archer. The Three Rs. Статья.
  5. Jeanne Liedtka. Why Design Thinking Works. Статья (и другие статьи издания по тегу «design thinking»).
  6. Дизайн-мышление, видеолекция Оксаны Мороз на «ПостНауке», 14:30.
  7. Ideo.org и Ideo. Агентства.
  8. Austin Center for Design. Блог.

dev.by

Как дизайн-мышление изменит привычный мир :: Впечатления :: РБК.Стиль

Проснуться другим человеком — абстрактное обещание, которое слышит каждый, кто мечтает изменить свою жизнь. И на Design Thinking Camp чувствуешь себя другим человеком буквально через актерскую практику. Во время воркшопа-квеста участнику выдают деньги формата А4, метровый пакет, и вот он уже не взрослый профессионал, а шестилетняя девочка Саша, которую мама попросила сходить в магазин. Лавка Центра дизайн-мышления превращается в ступеньки лестницы, до кнопки лифта надо еще допрыгнуть, хлеб на высокой полке — размером с тостер, сдача кассира — абстрактный символ. Товарищи по команде записывают идеи по изменениям сервиса: ступеньки сделать почаще, кнопку лифта — крупнее и выше, персонал магазина обучить помогать детям, денег давать под расчет, хлеб — в рюкзачок.

Мария Сташенко

© пресс-служба

Этот квест — самая яркая иллюстрация трехдневного лагеря, иммерсивная точка входа в дизайн-мышление. «Дизайн-мышление — это способ организации работы, который включает в себя самые современные и разные инструменты исследований и разработок, — объясняет директор ЦДМ и продюсер Design Thinking Camp 2019 Мария Сташенко. — Если еще короче, то это философия организации рабочего процесса в быстрых и динамичных компаниях. Применяться она может в неограниченном количестве областей. Медициной ли вы занимаетесь или нефтепереработкой — без дизайн-мышления вам не обойтись».

Основная цель встречи, на которой выступили профессионалы в области образования, дизайна, бренд-маркетинга и продюсирования из разных стран, — представить мировой опыт в сфере, которая помогает создавать решения, ориентированные на человека.

© пресс-служба

Вот, к примеру, что будет определять бизнес будущего, когда в его внутренних процессах начнут применять дизайн-мышление:

1. Осознанность подхода

Хорхе Родригес Нието, управляющий партнер Design Thinkers Group Spain

На мой взгляд, бизнес-модели уже сейчас меняются в двух противоположных направлениях: одна модель более инклюзивная, учитывающая все социальные и экологические вызовы, с которыми сталкивается мир. Вторая — использующая цифровую трансформацию для развития быстрого бизнеса и стимулирующая рост дешевой рабочей силы. Оба сценария заметны и развиваются очень быстро. Если мы считаем, что поколение миллениалов должно взять в свои руки деловой мир, то в развитии бизнеса можем ожидать включения сильной социальной составляющей, инклюзивности, акцента на осознанное потребление. Однако если этого не случится, спекулятивные модели по получению быстрых денег могут привести нас к опасности усугубления социального неравенства и эксплуатации большинства населения. Хорошая новость — сейчас тот самый момент, когда мы можем повлиять на ситуацию.

© пресс-служба

2. Нетоксичная экономика

Мария Сташенко, продюсер Design Thinking Camp 2019

Бизнес-модель будущего — это платформа, которая дает доступ к уникальным ресурсам знаний и быстрых транзакций для всех участников процесса, как производителей, так и потребителей. В «платформенной эре» границы между такими понятиями, как «компания», «сотрудник», «потребитель», стираются, появляются новые ценные связи между всеми агентами экономической экосистемы.

3. Бизнесмен — прогрессивный учитель

Соня Смыслова, куратор летней школы Summer School of Education, руководитель Центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University

Не уверена, что готова отвечать за стартаперов, но мне почему-то кажется, что в этом смысле метакомпетенции будут очень схожи. Здорово уметь учиться, управлять своим эмоциональным состоянием и использовать личные профилактики выгорания, уметь работать в горизонтальной позиции и вообще быть лидером горизонтального процесса взаимодействия. Особенно с учетом того, что, подрастая, стартапер начинает самореализовываться и как преподаватель в своей сфере профессионального обучения и тут становится человеком из нового образования.

© пресс-служба

4. Инструменты для понимания сотрудников

Тимур Жаббаров, генеральный директор и сооснователь компании Smart Course

Дизайн-мышление — это способ думать, исходя из результата для пользователя. Мне нравится концепция HCD (human centered design), то есть когда дизайн строится вокруг потребностей человека. HCD — принцип, дизайн-мышление — один из инструментов. Если HCD «землить» на компанию, то возвращается здравый смысл, который регулярно оказывается потерян, после того как организация существует много лет и зарабатывает много денег. Ценность сохранения системы становится выше ценности людей. В целом этот процесс описан в спиральной динамике Клэра Грейвза.

Так вот, если возвращать внимание к человеку на каждом из этапов, то происходит магия. Компании — это же всегда про людей: про людей снаружи, которые клиенты, и про людей внутри, которые сотрудники. И если наружу мы вроде бы начали смотреть, потому что это ясно влияет на показатели компании, то вовнутрь еще не очень. Потому что взаимосвязи с бизнес-показателями не такие очевидные. Хотя уже замечены, обозначены и доказаны.

Зачем сотрудник приходит ко мне в компанию? С чем он сталкивается? Как ему помочь чувствовать себя лучше? Как поддержать его в его целях? Тут приходит на помощь employee journey map — инструмент, через который HR видит, как живет сотрудник в компании, почему он несчастлив, почему уходит, чем его поддержать, как помочь развиться, чувствовать себя счастливым. И, как следствие, создавать большую ценность для себя, клиента и компании.

Тимур Жаббаров

© facebook.com/dtcenterru

Фрейдовский «чужой», бахтинский «ты» и сартровский «не я» — словом, поиск другого — основа философии ежегодного Design Thinking Camp. Непривычно гуманистическая идея для мира постиронии и победившего маркетинга. Изменить сервисы и внешний облик окружающих предметов и пространств, руководствуясь эмпатией как главным профессиональным принципом, участники следующего лагеря попробуют 29–30 августа в Софии. Затем команда Design Thinking Camp примет участие в ноябрьской программе IKRA Talks — это образовательная платформа, представляющая синтез универсальных бизнес-дисциплин. 

style.rbc.ru

как решать задачи с помощью дизайн-мышления

Дизайн-мышление — модное направление, о котором начали массово говорить не так давно. Но на самом деле этот метод существует уже более 50 лет. Из приема дизайнеров он превратился в универсальный инструмент, который помогает специалистам в самых разных сферах понимать потребности пользователей и изобретать для них креативные решения. Рассказываем, в чем суть этого метода и как с его помощью придумывать новое.


Описание метода и история его появления

Дизайн-мышление — это особый подход к созданию новых продуктов и решений. В рамках него большое внимание уделяется потребностям и запросам будущих пользователей. Особенности метода дизайн-мышления:

  • детальное изучение опыта людей;
  • стремление выйти за рамки одностороннего взгляда на проблему;
  • учет разных сценариев поведения и взаимодействия с новым продуктом.

Прообразом технологии дизайн-мышления послужили креативные техники, развивавшиеся в 1950–1960 годах. О дизайне как о способе мышления первым в 1969 году написал Герберт Саймон в книге «The Sciences of the Artificial». Окончательно метод дизайн-мышления был сформулирован в 1980-х годах. Позже основатель компании IDEO Дэвид Келли стал приспосабливать метод дизайн-мышления к потребностям бизнеса. Он же в начале нынешнего века основал d.school в Стэнфордском университете, которая стала центром развития этой технологии.

Сферы использования дизайн-мышления

Специалисты, работающие с дизайн-мышлением сегодня, говорят, что это универсальный инструмент. Его можно использовать везде — от создания мобильных приложений до планировки общественных пространств.

Например, благодаря дизайн-мышлению компания IDEO нашла способ превратить пугающий для детей процесс прохождения МРТ в веселую игру. Они сделали из каждого кабинета сказочный мир, разукрасили стены и оборудование, чтобы маленьким пациентам было не страшно, а интересно приходить на процедуру.

А российская лаборатория Wonderfull помогла Московскому метро решить проблему передвижения людей с ограничениями. Благодаря инструментам дизайн-мышления придумали и запустили Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его сотрудники помогают пожилым людям, родителям с детьми и слабовидящим комфортно и безопасно пользоваться метрополитеном.

Этапы работы по методу дизайн-мышления

  1. Эмпатия. Сначала нужно понять, что беспокоит людей. Важно погрузиться в их мир, определить их потребности, трудности и модели поведения. Сделать это поможет наблюдение за пользователями, беседа с ними или эксперимент, в рамках которого вы попытаетесь занять их место и получить схожий опыт.
  2. Фокусировка. Собранную информацию необходимо обработать и проанализировать, чтобы выделить самые важные проблемы.
  3. Генерация идей. Здесь вы придумываете конкретные решения. При этом важно предложить как можно больше идей и не бояться рассматривать сумасшедшие предложения. После того как вы собрали достаточно вариантов, нужно более тщательно оценить каждый из них и переходить к выбору наиболее подходящего.
  4. Прототипирование. Прототип нужен для того, чтобы проверить вашу идею и понять, насколько она хороша. Создав ее физическое воплощение (это может быть макет, сценарий, презентация), вы увидите сильные и слабые стороны.
  5. Тестирование. На последнем этапе дизайн-мышления пользователи тестируют прототипы и делятся обратной связью. Комментарии людей показывают, помогает ли ваш вариант справиться с их проблемами. Они также позволят улучшить решения.

При необходимости эти этапы можно повторять по несколько раз или использовать только те, которые больше всего подходят для решения ваших задач.

Ошибки в работе с дизайн-мышлением

Может показаться, что дизайн-мышление — универсальный, не вызывающий проблем инструмент. Но это не так. Основатель и партнер лаборатории Wonderfull Мария Сташенко в статье на Medium.com пишет, что порой внедрение метода в работу заканчивается неудачей. Причин такого исхода несколько:

  1. Односторонний взгляд на проблемы пользователей, которые команда собирается решать. Чтобы избежать этого, к работе по методу дизайн-мышления необходимо привлекать специалистов из разных областей (дизайнеров, разработчиков и аналитиков).
  2. Поверхностное использование метода. Команда на глаз прикидывает проблемы пользователей, не подкрепляя свои суждения фактами. Из-за этого в финале получается продукт, который на самом деле не нужен целевой аудитории. Справиться с этим можно, применив как можно больше реальных методов исследования.
  3. Критика идей на этапе генерации. Это тормозит процесс креатива, многие хорошие идеи теряются. Чтобы решить проблему, перед началом брейншторма договоритесь, что критика запрещена, и строго следите за этим.

Полезные материалы о дизайн-мышлении

Если хотите подробнее узнать о методе и его применении, советуем изучить эти источники:

  1. Тим Браун. «Дизайн-мышление в бизнесе».
  2. Жанна Лидтка, Тим Огилви. «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров».
  3. Мартин Томич. «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Настольная книга приемов и методов дизайн-мышления».
  4. Донни Эбенштейн. «Сила эмпатии». «Designers — think big!».
  5. Тим Браун на TED Talks.
  6. «Virtual crash course» от d.school Стэнфордского университета.
  7. «Дизайн-мышление. Рабочие материалы». Лаборатория Wonderfull.
  8. «Дизайн-мышление». Оксана Мороз на «ПостНауке».

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

changellenge.com

как создать продукт, который решает проблему

Эта статья о том, как создать или усовершенствовать продукт, чтобы он решал проблему вашей аудитории. Создавать продукт будем с помощью дизайн-мышления.

Умные лбы, готовившие доклад «Глобальный мониторинг предпринимательства», говорят: «в России только 3,4% предпринимателей проходят порог в 3,5 года, остальные уходят с рынка».

Мы можем искать причины в кризисе и экономических спадах, смене поколений с X на Y и Z, в астрологических прогнозах и даже в том, что «все покупатели козлы». Но. Бизнес закрывается, когда его продукт не решает проблему аудитории.

Эта статья поможет найти связь между человеком, его проблемой и продуктом-решением.

Почему об этом вам рассказываю я? Учился дизайн-мышлению у тех, кто его применяет на практике: создательницы креативного пространства, организатора международных диджитал-конференций и немецких экспертов, консультирующих организации и частные фирмы.

Принципы дизайн-мышления

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Дизайн – это не про графику, сайты или интерьер. В ДМ дизайн – это все, что создано человеком.

ДМ – это метод создания продукта. А еще это мировоззрение, из которого метод вытекает. ДМ как мировоззрение имеет определенные принципы.

  1. Человек на первом месте. ДМ – это всегда про человека. Качественный продукт решает проблему аудитории и вписывается в контекст, то есть в жизнь.

Дизайн-мыслители не верят в то, что «на любой продукт найдется свой покупатель». Они действуют по-другому: изучают аудиторию, выявляют самые острые проблемы и для одной из них создают продукт-решение.

  1. Двунаправленность. В ДМ используется два типа мышления: дивергентное (количественное) и конвергентное (качественное). Сначала мы работаем на количество выявленных проблем или придуманных идей, а потом выбираем лучшие.
  2. Ошибаться – хорошо. Дизайн-мыслители принимают свои ошибки, не стесняются их. Часто именно ошибка приводит к незаурядному решению.
  3. Прототипируй. Прототип – это еще не продукт. Это то, что объясняет, как он работает. Это и картинка, и объяснение на пальцах, и рисунок на доске. Главное в прототипе – объяснить как будет работать решение.
  4. Тестируй как можно раньше. Прототип создается для теста. Сделал прототип – проводи тест на аудитории. Собери обратную связь. Улучши. Сделай так еще раз. Тестирование прототипа дешевле создания продукта и спасает от провала.
  5. Дизайн никогда не заканчивается. Вот воспользовались вы методом ДМ, создали крутой востребованный продукт, похвалили себя. Думаете все? Как бы не так! Во-первых, все можно сделать лучше. Во-вторых, ваше решение может устареть. Поэтому матерые дизайн-мыслители периодически повторяют все этапы от начала и до конца.

Мыслить от продукта – это когда мама готовит разваренную жидкую овсяную кашу и говорит ребенку: «надо кушать, я сделала». Вот также бизнес иногда создает продукт, который «надо продать» даже тогда, когда покупатель не хочет покупать. И, как мама зовет папу («Он не слушает мать, скажи ему, чтобы ел!»), так бизнес зовет отдел маркетинга.

Что именно делать? На этот вопрос отвечает метод дизайн-мышления.

Дизайн-мышление как метод создания продукта

ДМ как метод состоит из 6 этапов: эмпатия, исследование, фокусировка на проблеме, генерация идей, выбор идеи, прототипирование, тест. Если вы все сделаете верно, получите прототип продукта, который решает проблему клиента.

Этап 1. Эмпатия

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Тип мышления: дивергентный, направленный на количество.

Требуемое время: от 15 минут на человека, от 10 представителей ЦА.

Обязательные инструменты: блокнот, ручка, опрашиваемый.

Дополнительные инструменты: диктофон, запись видео.

Теория

Эмпатия – это про то, чтобы чувствовать клиента и понимать его жизнь. Не из своего офиса решать, что клиенту хочется нового дизайна сайта, а пойти и посмотреть, как он пользуется старым. И если проблема есть, тогда ее решать. На практике этот этап проще всего реализовать в виде интервью.

С одной стороны, мы рисуем реальный портрет клиента и «карту его проблем». С другой стороны, исследуем взаимосвязь клиента, его проблем и нашего продукта (если он уже существует), продукта конкурентов.

Практика

Простой способ – спрашивать про последний опыт аудитории, связанный с проблемой, которую решает (по вашему мнению) ваш продукт.

Хитрый трюк: купите в модном кафе купоны на кофе или сертификаты на озоне и предложите ЦА (целевой аудитории) пройти интервью за бонусы.

Если вы предлагаете курсы английского, спросите, когда человек в последний раз учил язык и когда на нем говорил. Если ремонтируете авто, спрашивайте про поломки и про взаимодействие с сервисами. Если вы психолог, спросите про то, как человек справляется с трудностями в жизни и что или кто ему в этом помогает.

На этапе эмпатии старайтесь нащупать как можно больше больных мест клиента. Представьте, что вы врач, который ищет все-все болячки. автослесарь, который проводит полную диагностику авто. Важно, чтобы список болезней получился как можно больше.

Пример

Мы продаем смартфоны через интернет. Нам важно знать: для чего и как человек пользуется смартфоном, как он его выбирает и как пользуется интернет-магазинами.

Представьте себя антропологом, изучающим племена коренного населения Африки. Антрополог фиксирует и старается понять все, даже то, что «и так понятно». На время забудьте все, что знаете о своих клиентах и исследуйте их заново.

Сначала спрашиваем про смартфоны.

  1. Для чего вы пользуетесь смартфоном?
  2. В чем для вас преимущество смартфона перед обычным телефоном?
  3. Как часто вы пользуетесь смартфоном?
  4. Какие проблемы в использовании смартфона у вас возникают?
  5. Какие задачи вы бы хотели решить с помощью смартфона, но не получается? и т.д.

Дальше спрашиваем про последний опыт покупки смартфона и опыт покупок через интернет.

  1. Как вы покупаете электронику?
  2. Какие проблемы у вас возникали при покупках в обычных магазинах? А какие еще могли бы возникнуть?
  3. Какие проблемы возникали при покупках онлайн? А какие могли бы возникнуть?
  4. Как вы покупали последний смартфон? Что вам понравилось, а что нет?
  5. Какая проблема при покупке смартфона для вас стоит особенно остро? и т.д.

Если это наш реальный клиент, спрашиваем про пользование нашим продуктом, то есть интернет-магазином.

  1. Расскажите про последний опыт покупки в нашем магазине.
  2. Как вы открыли сайт? Со смартфона, декстопа, планшета? Перешли напрямую, искали в поисковиках, из соц сетей? А почему так?
  3. Вы сразу знали, какой товар купить или смотрели на сайте? Сравнивали с другими сайтами или агрегаторами товаров? Сколько времени прошло от первого просмотра товара до покупки? Вы сомневались в покупке?
  4. Вы разговаривали с консультантом онлайн? Как бы вы оценили ваше общение? Что вам понравилось в общении? Что не понравилось?
  5. С какими проблемами вы столкнулись при покупке в нашем интернет-магазине? Что можно было бы улучшить? Что точно нельзя менять? Что мы могли бы взять у наших конкурентов? и т.д.

Иногда клиенты врут. И часто не потому, что хотят соврать, а потому, что слишком хорошо или плохо о себе думают. Поэтому спрашивайте и наблюдайте. Замечайте, где действия отличаются от слов.

Принцип таков: докопайтесь до сути. Узнайте о клиенте даже то, чего он сам не знает. На какое-то время превратитесь в психолога, который узнает у клиента все о его жизни. Иногда пробуйте специально молчать, чтобы представители вашей аудитории говорили сами. Спрашивайте, не хотят ли они добавить что-то еще.

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

Этап 2. Фокусировка на проблеме

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Тип мышления: конвергентный, направленный на качество.

Требуемое время: от 40 минут на анализ собранных данных на этапе эмпатии, от 1 минуты на выбор проблемы.

Обязательные инструменты: собранные данные с этапа эмпатии, блокнот, ручка.

Дополнительные инструменты: ноутбук, планшет, доска.

Теория

Если вы все сделали верно на этапе эмпатии, ваш блокнот исписан проблемами, желаниями, замечаниями вашей аудитории. Когда опросите 10-15 человек, сможете выделить, какая проблема их объединяет. А если опросите человек от 20-30, сможете сегментировать свою аудиторию.

Вам не нужно выделять все сегменты, лишь несколько основных, 2-3 основных может быть вполне достаточно.

Мы выделяем несколько сегментов аудитории и помечаем, что каждому из них не нравится, а что нравится. Так мы будем их лучше понимать. Самое важное – найти главную проблему.

После выявления сегментов мы выбираем один. Это может быть тот сегмент, который чаще всего пользуется нашим продуктом или тот, чью проблему нам проще всего решить. Или какую-либо еще, выбор за вами.

Практика

Берем все наши записи по серии интервью и заполняем таблицу: № — Ф.И.О. — контакты — сфера деятельности — возраст — пол — семейное положение — что нравится — что не нравится

Заполняем таблицу для всех опрошенных и ищем связи. Они могут быть по месту работы, семейному положению, средней заработной плате или чему-то еще. Мы ищем связи, чтобы выявить сегменты аудитории. Если какая-то проблема есть у большинства, смотрим, что объединяет этих людей. Сегменты могут быть разные, а контекст жизни один и тот же.

Логично браться за ту проблему, которая повторяется чаще всего. Особенно если она есть в ответах нескольких сегментов аудитории

Пример

У булочной «Дядя Бублик» на углу улицы сегменты аудитории могут выглядеть так:

  • студенты ближайшего вуза. Что не нравится: дорого и долго ждать. Что нравится: маленькие очереди, классный интерьер для фоток в Instagram;
  • работники офиса напротив. Что не нравится: уже холодно ходить по улице, в обед очередь из студентов. Что нравится: хороший кофе по хорошей цене, есть сэндвичи, которые хороши на обед;
  • молодые девушки 18-25, которые приходят вечером с подружками и парнями. Что не нравится: часто бывают заняты все столики, нельзя забронировать столик заранее. Что нравится: музыка, уютная атмосфера, располагающая к общению.

Работники офиса ходят стабильнее, чем студенты и молодые девушки. И средний чек у них достаточно высокий. Берем в работу их проблему. Но есть и другой момент. Возможно, какая-то часть ЦА не ходит к нам, потому что его проблема не решена. Например, родители не особо нас любят, потому что нет сидений для маленьких детей. Если мы это исправим, они изменяет свое отношение.

Профессионалы и трудоголики могут проверить выявленную проблему. Каждый раз, когда к вам приходит представитель выбранного сегмента аудитории, спрашивайте что-то вроде: «А как вы относитесь к .(проблема)..? Насколько решение этой проблемы улучшило бы опыт взаимодействия с нами?».

Этап 3. Генерация идей.

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Тип мышления: дивергентный, направленный на количество.

Требуемое время: от 10 минут.

Обязательные инструменты: блокнот, ручка, хороший сон.

Дополнительные инструменты: набор методик для создания идей.

Теория

Все очень просто. Мы определились с сегментом аудитории и проблемой, которую будем для них решать. Теперь наша задача – создать как можно больше идей решения этой проблемы.

Практика

На практике дело обстоит так. Вы либо умеете самостоятельно, без дополнительных методик, генерировать идеи, либо нет. Если нет, открываем поисковик и ищем «методики создания идей». Найдете больше 10 уже на первой странице гугла, дальше выбирайте себе самую удобную и генерируйте.

Первых идей 5-10 стандартные и скучные, а часто и 50. Напишите 100 идей – точно найдется пару интересных.

Пример

Представьте, что мы делаем мебель на заказ. Мы определились с сегментом. Это женщины-домохозяйки, у которых мужья с высоким достатком. Что им не нравится: сложно предвидеть, какой будет результат работы, слабое доверие продавцу перед первой покупкой. Что нравится: индивидуальный дизайн, набор из нескольких эскизов, выезд мастера на дом.

Идеи (составил за 5 мин):

  1. Портфолио с заказами, сделанными по самым необычным пожеланиям.
  2. 3 бесплатных эскиза прямо на выезде.
  3. Видео-гайд по покупке мебели на заказ, где показаны все этапы работы.
  4. Онлайн-трансляция из мастерской.
  5. Выступить на нескольких ТВ-шоу, так повысить доверие покупателей.
  6. Делать со скидкой мебель в дорогие кафе при условии, что они размещают рекламу.
  7. Подарить в салоны красоты премиум класса по небольшому дивану ручной работы при условии, что они размещают рекламу.
  8. Запартнериться с теми, кто шьет дорогие вещи на заказ, особенно подушки, одеяла, пледы.
  9. Делать небольшие аксессуары из дерева типа подставок, держателей и дарить в цветочные магазины, особенно в те, где очень дорогие букеты. За рекламу.
  10. Вести блог о дорогой мебели на заказ и том, как ее делать.

10 идей – мало. В основном они скучные, хотя для кого-то могут стать открытием. Если бы создал 100, среди них было бы несколько очень качественных.

Этап 4. Выбор идеи

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Тип мышления: конвергентный, направленный на качество.

Требуемое время: от 10 минут на личный выбор, от 40 минут на опрос сегмента ЦА.

Обязательные инструменты: распечатанный список идей, блокнот, ручка.

Дополнительные инструменты: диктофон, хорошее настроение.

Теория

У нас есть множество идей, как решить проблему одного из сегментов ЦА. Теперь нам важно узнать у самой ЦА, как им эти идеи.

Практика

На практике, если мы покажем или зачитаем ЦА список в 100 идей, они придут в ужас. И качество опроса будет так себе. Поэтому мы объединяем наиболее похожие идеи в группы. Например, если идеи про партнерство с кем-нибудь, то это группа идей «партнерство с заведениями a, b, c, d».

Если какая-то идея вам лично очень понравилась, а клиент ее отверг – поздравляю! Вы только что с помощью дизайн-мышления избежали провал.

Когда клиент отзовется на одну из групп идей, мы оглашаем весь список. Если все делаем верно, в конце мы услышим что-то вроде «Отлично! Вот это действительно круто!» Записывайте все комментарии клиентов, они пригодятся на этапе прототипирования.

Пример

Мы решаем проблему сервиса по ремонту телефонов Apple. Сегмент аудитории – студенты, которые купили айфон на последние деньги и теперь обедают ролтоном. Что им не нравится: цена ремонта, отсутствие крутого телефона во время ремонта. Что нравится: быстрый ремонт, курьер забирает и доставляет телефон.

Когда мы зачитывали им идеи, особый отклик нашли идеи о рассрочке выплат и об аренде телефона на время ремонта. А еще студенты сказали, что хотели бы видеть статус ремонта онлайн или чтобы приходили уведомления в соц сетях.

Этап 5. Прототипирование

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Тип мышления: дивергентный, направленный на количество.

Требуемое время: от 40 минут при хорошем раскладе.

Обязательные инструменты: используйте все, что угодно.

Дополнительные инструменты: используйте еще больше, чем все, что угодно.

Теория

Прототип – это объяснение того, как будет работать продукт. Хорошо, если продукт можно пощупать, попробовать. При этом даже рисунок на листке бумаги – тоже прототип. Потому что он может объяснить, как будет работать продукт.

Практика

Мы создаем несколько прототипов продукта. Продуктом может быть улучшение существующего, его новая версия, дополнительная услуга или новый продукт. Мы можем сделать прототипы на основе нескольких самых востребованных идей.

Это очень важно: сначала создать прототип, а не продукт. Вероятность того, что ЦА что-то в нем не понравится, очень велика. Если бы это был готовый продукт, было бы сложно его переделать.

Пример

Мы – цветочный магазин. Сегмент аудитории – мужья 30-45, которые покупают цветы только по праздникам. Их проблема – могут забыть про праздник, да и иногда не успевают купить цветы. Мы придумали много идей, им понравились идеи про то, чтобы мы напоминали о праздниках, чтобы привозили цветы курьером, куда нужно, чтобы завели для них личный кабинет и информацией о прошлых покупках и где может накапливаться скидка.

Прототип создается для того, чтобы получить обратную связь на этапе тестирования. Он не должен быть идеальным. Первый прототип может быть сделан «на коленке» за 10-20 мин. Если на него будет получена положительная обратная связь, можно создавать более подробный прототип.

Пусть прототип – необязательно продукт, но используйте как можно меньше слов. Создавайте картинки, осязаемые материалы, пусть протоип задействует как можно больше чувств.

Прототип для цветочного магазина мы сделали. Это, с одной стороны, «описание опыта» клиента, с другой стороны, сделанный в сервисе прототипирования прототип мобильного приложения.

Опыт клиента рисуем картинками. Сначала он регистрируется в приложении, потом добавляет контакты в приложение тех, кого хочет поздравлять и отмечает, с какими праздниками. Также выбирает, за какой промежуток времени напомнить о празднике: 14 дней, 7 дней, 3 дня, 1 день. Можно выбрать несколько. За указанный промежуток времени клиенту напоминают уведомлением. А еще предлагают сразу на выбор несколько букетов. После подарка, клиент может указать, что понравилось, а что не понравилось в букете, это повлияет на рекомендации.

Обзор 22 инструментов для создания прототипов

Этап 6. Тест

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Тип мышления: конвергентный, направленный на качество.

Требуемое время: минимум 60 минут на человека, и так протестировать от 10 представителей сегмента ЦА.

Обязательные инструменты: созданные прототипы, представители ЦА, блокнот, ручка.

Дополнительные инструменты: диктофон, видеокамера. Хорошо проводить тест в таком месте, где этим продуктом будут пользоваться в реальной жизни.

Теория

Этап теста нужен, чтобы собрать обратную связь на прототип. Мы показываем что-то осязаемое, реальное и спрашиваем: «Как вам это?». Даже если пользователю понравилась идея продукта, его прототип может не понравится. В первую очередь это касается новых для рынка продуктов.

Уже сейчас роботы могут заменить в больницах медперсонал, который берет кровь из пальца и из вены. И в теории это звучит неплохо, но на практике людям страшно. Они не готовы.

Практика

По возможности воссоздайте обстановку, в которой реальные пользователи будут пользоваться продуктом. Или покажите ее. Если это дизайн нового кафе, можно воспользоваться 3D-моделями, включить фоном шум людей, принести кофе, круассаны. Если это новый кухонный комбайн, можно арендовать квартиру и проводить тесты на кухне.

Записывайте, снимайте все, что делает человек во время теста. Дальше вы сможете проанализировать всех тестируемых и выделить паттерны (повторяющиеся действия). В отзыве на прототип клиенты могут соврать, а в своем поведении – нет.

Когда пользователю что-то не нравится или нравится, он всегда прав. Но не всегда умеет выразить это словами. Наша задача самим найти, что именно делает опыт пользователя положительным или отрицательным.

Прототипы могут быть разных уровней детализации. Профессионально проводить несколько тестов на разных уровнях. Например, сначала это рисунки ручкой экранов приложения, позже отрисованные графическом дизайнером модели, далее работающий прототип и в конце работающее приложение.

Пример

Мы производим одежду. И сделали прототип новых модных джинсов. Пользователям понравилась идея джинсов для дискотек с большими светящимися узорами.

Сначала мы нарисовали такие джинсы. Их хорошо оценили, но попросили сделать узоры крупнее, чтобы больше выделяться на танцполе. Мы учли рекомендации, показали рисунки с узорами крупнее. Теперь все было ок.

Дальше мы сделали 3D-модели джинсов, чтобы показать рисунки со всех сторон. Пользователи хотели, чтобы рисунки также были сзади джинов. Мы так сделали. Они попросили сделать часть рисунка, которая сзади, чуть меньше. Мы сделали. Ок, следующий тест.

Создание прототипа и его тест – этапы, который повторяются, пока не будет достигнут ожидаемый результат.

Мы доработали прототип и сделали его материальным. Теперь пользователи могли примерить джинсы. Их волновали пуговицы, замок и сотрется ли рисунок при стирках. Мы поменяли пуговицы, замок и дали им джинсы поносить месяц, стирали они их каждый два дня.

Важно понять, что у пользователей может быть «дурной вкус». Но если именно этому сегменту аудитории нравится ужасный дизайн, и вы хотите заработать на них деньги, сделайте прототип и протестируйте. Сделайте два. С хорошим дизайном и с плохим. И спросите, за что они заплатят и сколько. Дайте им оба на месяц и спросите, как часто и где использовали каждый из них.

Проверка метода

В принципе норм. Или про принципы дизайн-мышления

Во-первых, дизайн-мышление – это красиво. Во-вторых, могут ли им пользоваться новички? Может быть, это только для специалистов? Проверил это во время своего мастер-класса и делюсь с вами результатами.

На мастер-класс по ДМ пришло 40 человек. Я дал им немного теории, раза в три меньше, чем получили сейчас вы, и вытолкнул из теплого теоретического гнезда в холодный и жестокий мир практики.

Участники объединились в пары и в течение часа ускоренно прошли все этапы от эмпатии до тестирования. В парах один выступал в роли реального клиента, другой был дизайн-мыслителем. Тема, которую изучали, – публичные выступления. Почему? Во-первых, я редко вижу людей, которые заявляют: «У меня нет проблем с выступлениями на публике». Во-вторых, это моя работа: создаю, редактирую и оттачиваю выступления клиентов на публике.

На этапе генерации идей каждый придумал в среднем по 10. Это 400 идей в одной аудитории за 5 минут отведенного времени! Чем не альтернатива мозговому штурму? 😉

Вот реальный пример участника МК:

  1. Эмпатия. Был изучен последний опыт публичных выступлений. Выявленные проблемы: отсутствие концентрации, волнение, отвлечение, отсутствие контакта с аудиторией.
  2. Фокусировка. Выбрана проблема волнения. В процессе исследования выяснилось, что в ее основе лежит неуверенность в себе. Также неуверенность в себе влияет на отсутствие контакта с аудиторией и концентрации.
  3. Генерация идей. Было предложено: грубить тем, кто наступает на ногу в общественном транспорте, репетировать в общественных местах, репетировать перед зеркалом в короне и другое.
  4. Выбор идеи. Клиенту понравилась идея репетиций перед зеркалом в короне.
  5. Прототип. Был сделан рисунок картонной короны и зеркала.
  6. Тест. Клиенту еще больше понравилась идея: «Очень интересно! Это ведь реально может мне помочь!»

Итоги

Дизайн-мышление работает. Его принципы логичны и ориентированы на решение проблемы. А метод прост в использовании – проверено на 40 новичках во время мастер-класса. Значит у вас тоже получится.

Используя метод ДМ, вы сможете создать или усовершенствовать продукты, которые реально решат проблемы целевой аудитории. Решите их проблемы – получите больше прибыли и благодарность, превратите клиентов в фанатов, последователей, адвокатов бренда.

На этом все. Упорства учении, настойчивости в дизайн-мышлении!

P. S. Буду рад вашим вопросам, комментариям и репостам.

dizayn-myshlenie-kak-sozdat-produkt-kotoryy-reshaet-problemu

texterra.ru

Вводный урок

Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Герберт Саймон в 1969 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление». В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.

Содержание:

Что такое дизайн-мышление

Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое. 

Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.

В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.

Принципы дизайн-мышления

В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:

1

Эмпатия. Умение сопереживать, «залезать в голову», понимать мысли и чувства другого человека.

2

Нестандартное мышление. Способность придумывать новые интересные идеи.

3

Использование прообразов. Умение создавать прототипы своих решений.

4

Разумный минимализм. Отметание лишнего.

5

Любовь к неудачам. Навык легко справляться с неудачами и выносить из них уроки.

6

Ориентация на пользовательский опыт. Умение преобразовывать технические характеристики продукта в достоинства.

Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.

Этапы дизайн-мышления

По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из 7 этапов:

Герберт Александер Саймон —  американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона. Ученый изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получил фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 году оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.

Подробнее в Википедии…

1

 

Определение проблемы.

2

Исследование проблемы.

3

Генерация идей (способов решения).

4

Прототипирование (моделирование) идей.

5

Выбор лучшего варианта решения.

6

Внедрение этого решения.

7

Оценка полученных результатов (денег, количества продаж, положительных отзывов).

Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.

История дизайн-мышления

Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена Гербертом Саймоном в книге «Мысли об искусственном» в 1969 году. В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.

В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы. 

В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.

В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер». 

На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.

Где используется дизайн-мышление

Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:

1

General Electric

General Electric – американская компания-производитель локомотивов, газовых турбин, медицинского оборудования, бытовой техники и оружия с более чем 100-летней историей.

Как ей помогло дизайн-мышление:

  1. Компания определила проблему: «МРТ-сканер – это очень неудобное замкнутое пространство, которое издаёт много громких и неожиданных звуков, а ещё заставляет лежать неподвижно. Страшно не только детям (пациентам клиники), но и взрослым».
  2. Провела исследование. Опросила детей. Подсчитала, во сколько может обойтись замена оборудования.
  3. Начала генерировать идеи.
  4. Выбрала лучшую идею – сделать каждый кабинет и МРТ-сканер клиники частью какой-то истории.
  5. Протестировала её на небольшой группе детей.
  6. Приступила к процессу внедрения. Перекрасила кабинеты. Один – в пиратском стиле (обои с морской водой и облаками). Другой – в стиле трансформеров. В первый кабинет дети стали заходить в шляпе пирата и ложиться в МРТ-сканер, который с виду напоминал руль на пиратском корабле.
  7. Оценила результаты. Маленькие пациенты перестали бояться ходить в клинику и начали даже просить вернуться туда во второй раз. Количество используемых успокоительных снизилось на 18%.

Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео: 

2

Банк ВТБ 

В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:

  1. Банк выявил проблему своих клиентов – высокие ежедневные расходы.
  2. Провёл исследование проблемы. Постарался понять, насколько она актуальна.
  3. Провёл мозговой штурм
  4. Решил, что лучшая идея – создать дебетовую мультикарту со встроенной картой «Тройка», позволяющую получать до 5% кэшбэка с оплаты транспортных услуг.
  5. Создал прототип карты.
  6. Выпустил её.

В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру». 

3

Правительство Москвы

Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.

Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.

Как этому можно научиться?

Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.

Уроки по дизайн-мышлению

Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):

Урок 1. Обнаружение и определение проблемы

Из урока вы узнаете:

  • Что такое «проблема».
  • Что нужно знать, чтобы выявлять проблемы.
  • Почему в основе любой проблемы лежат противоречия.
  • Как использовать для обнаружения проблем эмпатию.
  • Какие бывают проблемы.
  • 7 лучших техник выявления проблем.

Урок 2. Исследование проблем

Из урока вы узнаете:

  • 9 наиболее эффективных методов исследования проблем.
  • Что такое Customer Development и чем он может пригодиться.
  • Что такое бенчмаркинг и как его применять.
  • Как применять в исследовании проблем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

Из урока вы узнаете:

  • Что такое креативность.
  • Как развивать креативность.
  • Что говорят о процессе поиска идей такие люди как Джони Айв (бывший главный дизайнер компании Apple) и Пол Арден (легендарный рекламист и бизнесмен).
  • 5 индивидуальных (самостоятельных) методов генерации идей.
  • 3 командных метода поиска идей.
  • Как использовать для придумывания идей бенчмаркинг.
  • 10 советов для творчества от автора книги «Кради как художник».

Урок 4. Прототипирование

Из урока вы узнаете:

  • Что такое Product Evolution Canvas.
  • Как создавать прототипы материальных продуктов, сайтов, программ и приложений.
  • Как прототипировать пользовательский опыт.

Урок 5. Выбор лучшего решения

Из урока вы узнаете:

  • Какие типы мышления существуют (быстрое и медленное мышление). Почему с первым нужно бороться, а второй нужно приветствовать и активно применять.
  • Как шаг за шагом выбирать решение.
  • 4 метода оценки идей.
  • 7 врагов правильных решений.
  • 11 ментальных ловушек.
  • 7 когнитивных искажений.

Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления

Из урока вы узнаете:

  • 8 этапов внедрения любого решения.
  • 4 проблемы, которые могут возникнуть при реализации решения.
  • Что такое синдром утёнка у покупателей и как с ним бороться.
  • Зачем нужно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
  • 9 способов взаимодействия с пользователями.

Урок 7. Оценка результатов

Из урока вы узнаете:

  • Как оценить эффект от внедрённого решения.
  • Что такое юзабилити.
  • 10 способов повысить юзабилити.
  • 15 способов измерить пользовательский опыт.
  • Как определить успех решения.
  • Как измерить качество продукта по модели Дэвида Гарвина.
  • Как оценить сервис по модели RATER.
  • Как исследовать лояльность клиентов по модели ANA и SERVQUAL.
  • Когда можно остановить внедрение решения.
  • Как постоянно улучшать свой продукт или услугу с помощью HADI-циклов.

Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать. 

Как проходить курс

Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.

С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.

Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.

Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.

По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.

Книги о дизайн-мышлении

В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:

Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.

Видео о дизайн-мышлении

Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:

Будет замечательно, если мы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.

Цитаты известных людей о дизайне

И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:

Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес… создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.

Роджер Мартин
Роджер Мартин

Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.

Эй Джи Лафли
Эй Джи Лафли

Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.

Тим Огилви
Тим Огилви

Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.

Том Уэйтс
Том Уэйтс

Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.

Джек Траут
Джек Траут

Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.

Артемий Лебедев
Артемий Лебедев

Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.

Скотт Адамс
Скотт Адамс

Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.

Дитер Рамс
Дитер Рамс

Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.

Пол Рэнд
Пол Рэнд

А теперь предлагаем перейти к первому уроку нашего онлайн-курса.

4brain.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о