О нас — Декораторы Жизни

Мы рады приветствовать вас на сайте социально-культурного и информационно-познавательного проекта «ДЕКОРАТОРЫ ЖИЗНИ», проекта о культурной и околокультурной жизни Дагестана, отражающейся в ЛЮДЯХ, МЕСТАХ и СОБЫТИЯХ, которые в интерпретации проекта выступают в роли «декораторов жизни».

Придерживаясь журналистского подхода к публикациям и подходя к любой тематике профессионально, мы стараемся писать каждую статью не только с любовью к читателям, но и с ответственностью за опубликованную информацию.

Мы рады к сотрудничеству и открыты для продуктивного диалога.

P.S. Каждый из вас может стать автором или героем нашего проекта. А для этого нужно немного: желание заявить о своих ценностях и идеях, поделиться опытом, рассказать историю, которая будет полезна и интересна нашим читателям. 

За нашими новостями можно следить ВКонтакте, на Фейсбуке и в Инстаграме.

Есть у вас есть интересная новость, анонс культурного мероприятия или материал из социально-культурной сферы?Расскажите нам!

[email protected]


Об авторских правах

  • Материал, представленный на сайте decoratorlife.ru может быть взят из открытых источников.
  • Материал на сайте используется исключительно в ознакомительных и некоммерческих целях.
  • Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
  • Запрещено любое коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения авторов материала.
  • Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте decoratorlife.ru, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу электронной почты [email protected]
  • Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него, но Ваше авторство не было указано, также свяжитесь с нами по адресу электронной почты [email protected]

decoratorlife.ru

Искусство длиною в жизнь — Декораторы Жизни

Эрзи Ханаданова – художница, дизайнер-декоратор. Основным стилевым направлением в работах которой является стиль – авангард, помогающий, по словам Эрзи, ей отразить необходимые чувства, эмоции, и весь смысл в своих работах.

 

Iskusstvo_rdhome_3

ВЫБОР

В детстве любила рисовать и у меня это неплохо получалось. Родители это заметили и отправили на обучение в Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала, по направлению «Прикладное искусство». После окончания училища, я даже не думала о продолжении учебы в этом направлении, но, узнав о замечательной школе дизайна R&D, решила попробовать себя в новом для меня направлении.

Iskusstvo_rdhome_4

УЧЕБА

Процесс обучения в школе дизайна «R&D» был очень увлекательным. Дизайн и декорирование интерьера, изучение предметов искусства и создание собственных красивых вещей – все это было, безусловно, интересным для меня. На курсе декорирования я овладела техникой живописи маслом. Изучила много других интересных техник: мозаика, роспись ткани (батик), настенная роспись, фреска, рельеф, декорирование и создание предметов интерьера.

Iskusstvo_rdhome_1

Iskusstvo_rdhome_2

ВДОХНОВЕНИЕ

Иногда я смотрю на предметы, и в голову приходят разные идеи по поводу его переделки или декорирования. Обожаю эти моменты. В этот момент у меня рождается настроение, меняются эмоции. Это помогает творить. Еще нравятся краски, а точнее запах и их красочность. Всевозможные текстуры, создаваемые с помощью разных инструментов.

Iskusstvo_rdhome_5

АВАНГАРД

Практические все мои работы выполнены в стиле авангардизм. Кому-то он может показаться странным, экспрессивным и даже весьма агрессивным в некоторых случаях. Возможно это так, но мне нравится. Именно этот стиль помогает мне передать чувства, эмоции, и весь смысл в моих работах.

Iskusstvo_rdhome_6

Iskusstvo_rdhome_7

Iskusstvo_rdhome_8

О БУДУЩЕМ

В будущем планирую продолжить работу над собой, осваивать новые знания и применять полученные навыки в школе Дизайна R&D. После окончания этой школы поняла, что моя работа – это именно то, что меня всегда тайно вдохновляло, то, к чему я всегда стремилась, то, что всегда любила. Все просто, как у всех, ничего грандиозного не намечается, хотя кто знает.

Iskusstvo_rdhome_9

Модель: Эрзи Ханаданова
Концепт: Алина Магомедова
Стилист: Сельми Шахмирова
Макияж и прическа: Салон красоты KEUNE

Фото: Эльдар Вагабов

Источник: R&D HOME

decoratorlife.ru

Расписной путь Альфии Гасановой — Декораторы Жизни

Грузинский ресторан «Пиросмани», ароматный чай, черешневое варенье, что еще, как ни это, может создать приятную атмосферу для творческой беседы с Альфией Гасановой, которая поделилась с главным редактором журнала «R&D Home»Анной Черкасовой о том, как она стала заниматься росписью мебели и об одной авантюре ставшей смыслом всей ее жизни.

Pospisnoi_Alfia_2

– Алифия, добрый день!

– Наша беседа, не случайно проходит в этом ресторане, так как декоративные тарелки, украшающие интерьер этого заведения, каждый стол, ресепшн и стойки бара – дело твоих рук.

 И в этой связи мой первый к тебе вопрос – что вдохновило тебя на декорирование стен именно тарелками?

– Анна, ты знаешь, когда меня пригласили сюда и я увидела стены, то сразу поняла, что здесь не хватает именно тарелок. «Пиросмани» – это уже бренд Грузии. В процессе росписи тарелок я просто влюбилась в картины Нико Пиросмани. И сейчас многие просто не представляют ресторан «Пиросмани» без этих декоративных тарелочек. В таком же стиле я старалась расписать и стойки на первом этаже. Думаю, получилось неплохо.

– Альфия, как ты открыла в себе это творческое начало? Каков был твой первый опыт по росписи?

– Сколько себя помню – я всегда рисовала. И поэтому для моих родителей не было удивлением то, что я поступила в художественное училище имени Джемала. В то время там был экспериментальное театрально-декорационное отделение, куда я и пошла учиться. Сейчас вспоминаю, что учеба в училище захватила меня полностью, настолько интересно для меня все было. Несомненно, это самый яркий отрезок в моей студенческой жизни.

После училища поступила на художественно-графический факультет, где продолжилась моя творческая деятельность. Затем обстоятельства сложились так, что я попала в интересную мастерскую по росписи фарфора и осталась там работать. Мной двигал большой интерес в осваивании этой техники росписи фарфора. Муфельные печи для обжига, надглазурные краски — все это было поначалу чем-то удивительным с непривычки, оттого и вдохновляющим.

Pospisnoi_Alfia_4

– Сейчас ты декорируешь и мебель. Как ты перешла от росписи фарфора к росписи мебели?

– Это было не так уж неожиданно. Мне захотелось попробовать новые материалы и техники без ограничения. В фарфоре я была ограничена площадью для декорирования и технологией нанесения красок (слои наносятся один на другой). То, что это будет роспись – я не сомневалась, а вот материал и технику не терпелось сменить. Меня вдохновила мебель и сам процесс преображения путем переделки. Осталось попробовать и убедиться в правильности выбора. Ведь главное – получать удовольствие, начиная от самой задумки до ее воплощения.

Мой старт в росписи мебель был связан с одним заказчиком, который не боялся экспериментировать, и доверял моим идеям. Он предложил взяться за роспись его предмет интерьера, и я согласилась. При этом я даже не имела большого опыта в этой области, а только теоретические знания. Получилось, что я шагнула в какую-то авантюру. Так началось мое знакомство с росписью мебели. Тогда уже фарфор отошел на второй план. В отсутствии рамок в работе с красками, рождаются интересные идеи и техники. Часто приходится запастись терпением, чтобы получить нужный эффект. Я применяла много различных приемов, эффектов – здесь я получила тот творческий простор в работе, о котором мечтала.

– Какую мебель ты впервые начала расписывать? И как проходит сам процесс росписи мебели?

– Я начинала с круглых столешниц. Эта форма была мне привычна, да и легче было осваивать эту поверхность. Я просто перешла на другой масштаб. Первые работы по росписи были экспериментальные, но получились очень хорошими. Потом я пробовала расписывать пианино, буфеты и зеркала. Я даже заказывала серию зеркал – заготовки для выставки и для воплощения своих творческих целей. Некоторые зеркала мне привозили с сел, и после реставрации я их расписывала.

Что же касается процесса работы с мебелью, то тут все достаточно просто. В начале работы я несколько дней не подхожу к предмету – настраиваюсь, обдумываю идеи. Продумываю, какие приемы декорирования больше всего уместны в данном случае: листовое золото, серебро, состаривание и т.д. Потом создаю эскизы и согласовываю с заказчиком. После я уже начинаю творить. В моей мастерской я колдую над предметом, пока не добьюсь достойного результата.

Pospisnoi_Alfia_3

– Твои заказы, которые тебе больше всего запомнились, за 4 года твоей работы?

– Конечно же, запомнились первые работы и заказчики. Все эти люди отличались доверием к моему творчеству и терпением в сроках. Мне было приятно, что заказчики ценят честность замысла и воплощения. Часто создание предмета мебели не терпит суеты., начиная от первого эскиза и заканчивая воплощением. При этом я не мыслю работы без индивидуального подхода. Ведь каждая вещь рождается почти всегда 1 раз. Я редко повторяю роспись, иначе мне быстро наскучит, и я потеряю интерес. Во время работы я могу несколько раз поменять идею росписи, пока не найду самую лучшую.

– С какими сложности ты сталкиваешься в своей работе? Что нравится, а что нет? Может есть излюбленные техники декорирования?

– Вот, к примеру, золочение паталью (нанесение на изделие листового золота – прим. редакции) — не самый мой любимый способ декорирования мебели. Мне по душе что-то более творческое. Поэтому если необходимо золочение, то я, конечно, это делаю, но с нетерпением жду, когда этот процесс завершиться, чтобы приступить к росписи.

– Какова, по-твоему, роль элементов декора в интерьере?

– Мне кажется, что с помощью мелочей и деталей, интерьер начинает по-другому звучать. Иногда несколько светильников, стопка книг, небольшой столик и ваза на нем – помогают оживить весь интерьер. Каждая вещь должна нести какую-то свою, пусть и самую небольшую идею.

– Как ты думаешь, декорирование предметов интерьера росписью, на каком уровне находится в Дагестане?

– Я думаю, сейчас это направление находится на отправной точке, только начинает зарождаться. Здесь есть потенциал и простор, есть, где развернуться на Кавказе.

Pospisnoi_Alfia_1

– Альфия, а есть в твоей работе такое понятие как «мода»?

– Я бы не сказала, что в моей области декорирования есть такое понятие как мода. Есть стандартные приемы в работе, которые пользуются популярностью – золочение и патинирование. Я в своих работах стараюсь следовать не модным течениям, а в первую очередь своим задумкам.

– Есть ли у тебя творческая мечта, которую ты бы хотела реализовать?

– Я бы сказала, что есть не мечта, а творческий план. Я бы хотела создать такой проект, который вобрал бы в себя различные виды росписей и предметов. Ну и еще, конечно, хотелось бы провести персональную выставку. А мечты в таком романтическом понимании этого слова у меня нет, потому что я думаю, что все, о чем человек мечтает – под силу ему воплотить.

– А что насчет твоих детей? Ты бы поддержала их, если бы они тоже решили выбрать творческий пусть?

– Несомненно. Я считаю, что нельзя давить на детей в плане выбора будущей профессии. Они сами должны к этому прийти. Особенно нельзя лишать других возможности влиться в творческую жизнь, когда ты уже сам глотнул этого воздуха. Мой пятилетний сын хочет стать архитектором, а девочка, несмотря на то, что ей 15, пока не определилась с будущей специальностью. Но в любом случае, по какому профессиональному пути бы они не пошли – я всегда их поддержу.

– В каких новых направлениях, ты бы хотела себя попробовать?

– Когда я ушла в «самостоятельное плавание», у меня поначалу не было больших заказов на роспись мебели. Но в тоже время, меня это не беспокоило. Я чувствовала себя спокойно и комфортно. Я знала, что всему свое время и все сложится так как надо. Раньше я занималась фарфором, сейчас я расписываю мебель, но я не знаю, что будет завтра. Я плыву по течению своей жизни, и мне это нравится. Думаю, что в дальнейшем моя «река» приведет меня к еще более увлекательным авантюрам.

Беседовала Анна Черкасова, фото: Камал Гебеков
Источник: http://www.rd-home.ru/

decoratorlife.ru

Написать нам — Декораторы Жизни

  • Зрителей возмутило выступление наставницы Шнурова на «Голосе» 21.12.2019

    Многих телезрителей возмутило исполнение на программе «Голос» песни группы «Сплин» «Выхода нет». Композицию спела Рагда Ханиева, подопечная Сергея Шнурова 20 декабря, в пятницу. После того, как видео с ее выступления опубликовали на YouTube, пользователи написали кучу гневных комментариев.

  • Как в юмористические шоу проникла политика 21.12.2019

    Как в юмористические шоу проникла политика Российские юмористы и шоумены начали говорить об увеличении количества запретных тем на телевидении. За последние месяцы об этом высказались как минимум три артиста: Сергей Светлаков, Максим Галкин и Дмитрий Брекоткин.

  • В России в прокат выходит «Звездные войны: Скайуокер. Восход» 20.12.2019

    Девятый эпизод долгожданных «Звездных войн» под названием Star Wars: The Rise Of Skywalker выходит в российский прокат. Картина завершит очередную трилогию, первая часть которой вышла еще в 2015 году.

  • «Ирландец» может стать последним фильмом Скорсезе 20.12.2019

    Вышедший на Netflix «Ирландец» может стать последним фильмом Мартина Скорсезе. Об этом признался сам кинематографист, отвечая на вопрос о творческих планах.

  • Четвертая часть «Мажора» выйдет в 2021 году 20.12.2019

    Четвертая часть популярного проекта «Мажор» выйдет на экраны в 2021 году, сообщают СМИ. Съёмки этой части начались 6 июня 2019 года. Как стало известно прессе, готовится сразу два формата: полный метр и восемь серий.

  • В Москве состоялась премьера главной комедии Нового года «Холоп» 20.12.2019

    В московском киноцентре «Октябрь», который традиционно является главной премьерной площадкой страны, прошёл показ главной новогодней комедии «Холоп». Картину зрителям представила съёмочная группа во главе с режиссёром Климом Шипенко и исполнителем главной роли Милошем Биковичем.

  • Вышел первый сезон долгожданного сериала «Ведьмак» от Netflix 20.12.2019

    Первый сезон долгожданного сериала «Ведьмак» от телеканала Netflix вышел на экраны и сразу же получил смешанные оценки от критиков. Шоу получило 53 балла из 100 на агрегаторе оценок Metacritic. На данный момент у сериала 3 положительные рецензии, 4 смешанных и 1 отрицательная.

  • Изменилась система голосования в новом сезоне шоу «Голос» 20.12.2019

    Новый сезон проекта «Голос» на Первом канале стартует сегодня, теперь судьбу участников будут решать не только наставники, но и телезрители. В пресс-релизе проекта сообщается, что в финале «Голоса» сильнейшего вокалиста сезона определят посредством зрительского голосования.

  • Умерла французская «девушка Бонда» Клодин Оже 20.12.2019

    Французская актриса и модель Клодин Оже, «девушка Бонда» Доминик «Домино» Дерваль из «Шаровой молнии» 1965 года, умерла в возрасте 78 лет 18 декабря в Париже. Об этом сообщает The Independent со ссылкой на подтверждение от агентства Time Art и без указания причин смерти Оже.

  • Названы лучшие сериалы 2019 года 20.12.2019

    Британская газета The Guardian представила свою версию рейтинга лучших сериалов 2019 года. Первое место в списке заняла комедийная драма «Наследники» с Николасом Брауном и Брайаном Коксом в главных ролях.

  • decoratorlife.ru

    Exterio. Шоу-рум эстетики и уюта — Декораторы Жизни

    Для полного комфорта человеку мало дать лишь то, что ему необходимо. Одной из главных составляющих комфорта, является эстетика, всего, что окружает человека. Все должно быть красивым, располагающим к позитиву, к творчеству или способствующим расслаблению. Эти нюансы помещениям – жилым или офисным – могут придать предметы интерьера и элементы декора, широко представленные в эксклюзивном и обновленном шоу-руме «Exterio», который открылся 27 марта в Махачкале.

    exterio27031

    Отличительной чертой шоу-рума «Exterio» является – уютная обстановка, располагающая к отдыху и общению в окружении изысканных и необыкновенных предметов интерьера. В такой обстановке, все гости, которые пришли в этот вечер в шоу-рум, чувствовали себя нескучно и комфортно, как и полагается в гостях у гостеприимной хозяйки прекрасного дома «Exterio» – Малики Агабалаевой. Всех гостей ждали вкусные угощения, подарки, модная музыка, за которую отвечал молодой и талантливый певец Ахмед Ахмедов.

    exterio27034

    exterio270341

    Впервые в Махачкале, благодаря шоу-руму «Exterio» стало возможным приобретение известных дизайнерских находок, таких именитых брендов, как «Garda Decor», «DG Home», французского мебельного бренда «Mobilier de Maison», «Louvrehome», «Osgona» – и все это по доступным ценам! Не побоялись и рискнули вывести на рынок зарекомендовавшие себя шедевры интерьерного искусства, диктуя модные тенденции и презентуя удивительные вещи и необычные предметы мебели, угадывая и предвосхищая желания заказчиков и дизайнеров, формируя тем самым новые взгляды на пространства для жизни и напоминая человеку о ценностях домашнего уюта, через предметную среду и ощущение дома, в который хочется возвращаться.

    exterio27032

    exterio27036

    Если говорить о стилевых направлениях предметов мебели, представленной в шоу-руме, то в основном это – арт-деко, прованс, шебби-шик и другие. Н

    decoratorlife.ru

    Наши достижения — Декораторы Жизни

  • Зрителей возмутило выступление наставницы Шнурова на «Голосе» 21.12.2019

    Многих телезрителей возмутило исполнение на программе «Голос» песни группы «Сплин» «Выхода нет». Композицию спела Рагда Ханиева, подопечная Сергея Шнурова 20 декабря, в пятницу. После того, как видео с ее выступления опубликовали на YouTube, пользователи написали кучу гневных комментариев.

  • Как в юмористические шоу проникла политика 21.12.2019

    Как в юмористические шоу проникла политика Российские юмористы и шоумены начали говорить об увеличении количества запретных тем на телевидении. За последние месяцы об этом высказались как минимум три артиста: Сергей Светлаков, Максим Галкин и Дмитрий Брекоткин.

  • В России в прокат выходит «Звездные войны: Скайуокер. Восход» 20.12.2019

    Девятый эпизод долгожданных «Звездных войн» под названием Star Wars: The Rise Of Skywalker выходит в российский прокат. Картина завершит очередную трилогию, первая часть которой вышла еще в 2015 году.

  • «Ирландец» может стать последним фильмом Скорсезе 20.12.2019

    Вышедший на Netflix «Ирландец» может стать последним фильмом Мартина Скорсезе. Об этом признался сам кинематографист, отвечая на вопрос о творческих планах.

  • Четвертая часть «Мажора» выйдет в 2021 году 20.12.2019

    Четвертая часть популярного проекта «Мажор» выйдет на экраны в 2021 году, сообщают СМИ. Съёмки этой части начались 6 июня 2019 года. Как стало известно прессе, готовится сразу два формата: полный метр и восемь серий.

  • В Москве состоялась премьера главной комедии Нового года «Холоп» 20.12.2019

    В московском киноцентре «Октябрь», который традиционно является главной премьерной площадкой страны, прошёл показ главной новогодней комедии «Холоп». Картину зрителям представила съёмочная группа во главе с режиссёром Климом Шипенко и исполнителем главной роли Милошем Биковичем.

  • Вышел первый сезон долгожданного сериала «Ведьмак» от Netflix 20.12.2019

    Первый сезон долгожданного сериала «Ведьмак» от телеканала Netflix вышел на экраны и сразу же получил смешанные оценки от критиков. Шоу получило 53 балла из 100 на агрегаторе оценок Metacritic. На данный момент у сериала 3 положительные рецензии, 4 смешанных и 1 отрицательная.

  • Изменилась система голосования в новом сезоне шоу «Голос» 20.12.2019

    Новый сезон проекта «Голос» на Первом канале стартует сегодня, теперь судьбу участников будут решать не только наставники, но и телезрители. В пресс-релизе проекта сообщается, что в финале «Голоса» сильнейшего вокалиста сезона определят посредством зрительского голосования.

  • Умерла французская «девушка Бонда» Клодин Оже 20.12.2019

    Французская актриса и модель Клодин Оже, «девушка Бонда» Доминик «Домино» Дерваль из «Шаровой молнии» 1965 года, умерла в возрасте 78 лет 18 декабря в Париже. Об этом сообщает The Independent со ссылкой на подтверждение от агентства Time Art и без указания причин смерти Оже.

  • Названы лучшие сериалы 2019 года 20.12.2019

    Британская газета The Guardian представила свою версию рейтинга лучших сериалов 2019 года. Первое место в списке заняла комедийная драма «Наследники» с Николасом Брауном и Брайаном Коксом в главных ролях.

  • decoratorlife.ru

    Что хотел сказать художник — Декораторы Жизни

    Семь молодых художников из Дагестана — про мечты и страхи, гений и злодейство, про то, что значат для них деньги, чего они ждут от мира и от зрителей и кем станут, если отнять у них дар.

     

    Наталья Савельева:

    «Наша профессия — это профессия обманщика»

     

    — Дагестанское изобразительное искусство — как махачкалинский Второй рынок, где есть все и на любой вкус: живые куры, сушеная тарашка, зелень, персики, вареная баранья голова, финики и чабрец, даже браконьерская икра из-под прилавка. Такого разнообразия стилей и направлений я не видела ни в одной из республик Северного Кавказа.

    cho_hotel_hudojnik_1

    cho_hotel_hudojnik_2

    cho_hotel_hudojnik_3

    Для меня живопись — это способ «причинения себе удовольствия», это крик: смотрите, какой кайф, какой ритм, и цвет, и свет! Сам процесс подготовки карандаша или кисти уже важен. Если долго не могу решиться и подступить к работе — сажусь и чищу свою палитру, скребу ее два часа. Наша профессия — это профессия обманщика. Мы неживое заставляем дышать и воздействовать на зрителя как живое. Если ты обманываешь плохо — ты плохой художник. Бывает, человек хочет прославиться и начинает рисовать убиенных детей, и вокруг него сразу толпа впечатленных. Они не понимают, что тут не мастерство художника работает, что тут спекуляция на чужой боли и крови. Нельзя делать то, что нравится публике, что наверняка купят, — это развращает и публику, и тебя. Но и идея «художник должен быть голодным» — тоже неправильная. Когда я хочу кушать, не могу думать о живописи.

    ИНОГДА ВСЕ ПРОИСХОДИТ ПРОСТО, БЕЗ ДОЛГОГО ВЫНАШИВАНИЯ ЗАМЫСЛА, НАМЕШАЕШЬ КОЛЕРОВ, НАПИШЕШЬ ОДНУ РАБОТУ, А КОЛЕРА ОСТАЛОСЬ МНОГО. ХОДИШЬ, СМОТРИШЬ НА НОВЫЙ ЧИСТЫЙ ХОЛСТ И ДУМАЕШЬ: КУДА БЫ ЕГО НАМАЗАТЬ?

    Я городской человек, но большую часть впечатлений получаю, когда мы выезжаем за город на рыбалку. Там такая тонкая смена освещения, грязь размокшей дороги блестит, как черное зеркало, а тут еще впереди из тумана в абсолютной тишине выплывает строй коров и так же в туман и тишину уходит. Они такие удивительные, эти коровы, нереальные в своей отрешенности, медлительности, самодостаточности, такой коровий космос. Они для меня символ всего живого, они и еще Женщина, которая совмещает в себе символы жизни, юности, счастья. Мне хочется писать ее обнаженной, но так, чтоб нагота одевала, а не раздевала ее.

    Иногда все происходит просто, без долгого вынашивания замысла, намешаешь колеров, напишешь одну работу, а колера осталось много. Ходишь, смотришь на новый чистый холст и думаешь: куда бы его намазать? Потом понимаешь — а вот так сделаю, пусть этот цвет доминирует, а сбоку еще кое-чего добавить и вот тут тоже. Потом спрашивают: почему небо такого цвета? Отвечаю, как есть: краска осталась, а к ней уже подобрала другие оттенки и детали. Приземленно? Отнимаю веру в некое «таинство искусства»? Ничего страшного, главное таинство происходит, когда кисть прикасается к холсту и тебе кажется, что ты трогаешь его кончиками пальцев.

    При всем уважении к художникам, пишущим на социальную тематику, я никогда за нее не возьмусь, это для меня не предмет искусства, не хочу нести на холст суету. Политика, говорите? Я голосую за рыбалку!

     

    Закарья Закарьяев:

    «С работами цацкаюсь, как с детьми»

     

    — Думаю, что я до сих пор — а может, и навсегда — большой ребенок. В детстве (я из села Мюрего, сельский пацан) я ложился на пол, клал перед собой альбом и рисовал. Столько лет прошло, а я до сих пор люблю вот так: улечься на живот, разложить перед собой карандаши, все прочее… Потом даже локти болят! Не знаю, мог бы я найти себе питательную среду где-нибудь, кроме Кавказа. Разве что Мексика — с ее цветом, страстью, линией. И живопись для меня — это своеобразная игра, с работами своими цацкаюсь, как с детьми, расстаюсь очень тяжело, с некоторыми только при условии, что смогу их снова увидеть. Хорошо, что на жизнь я зарабатываю как дизайнер и могу работы не продавать.

    cho_hotel_hudojnik_4

    cho_hotel_hudojnik_5

    cho_hotel_hudojnik_6

    Потому что мне кажется: тут и проходит граница между искусством и неискусством. Пока ты горишь, пока тебя рвет изнутри желание сделать вот это или то, все нормально. А если включается расчет — начинаешь прикидывать, сколько тебе заплатят, ты уже не художник. А сами деньги… Тут очень смешно, они для меня материал, инструмент, в прямом и переносном смысле. За деньги можно купить краски, холст, снять мастерскую. Но они интересны и как предмет. Некоторые свои объекты я сверху выкладываю монетками. Так можно чешую рыбью сделать или шкуру быка, а можно яблоко выточить из дерева или кошелек и сверху этими монетками украсить. Они разные по оттенкам и выходит очень интересная цветовая игра. Ну вот, опять я говорю это слово — «игра»!

    ЖИВОПИСЬ ДЛЯ МЕНЯ — ЭТО СВОЕОБРАЗНАЯ ИГРА, С РАБОТАМИ СВОИМИ ЦАЦКАЮСЬ, КАК С ДЕТЬМИ, РАССТАЮСЬ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО, С НЕКОТОРЫМИ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО СМОГУ ИХ СНОВА УВИДЕТЬ.

    Есть разные художники. Одни ставят перед собой прямо космические задачи, хотят сказать о жизни в целом, нарисовать ее схему. Им неважно, где жить. А мне их космос чужой, он оторван от земного, понятного, узнаваемого. Я и работаю легко, это кайф такой, что если материал закончился — хана! Очень мучительно прерываться, отвлекаться. Хожу по городу, в кармане всегда блокнот. Махачкала — город очень богатый в плане языка, услышу что-нибудь, часть чьего-то разговора, фразу и сразу записываю. Ведь сначала было Слово! А после из этого слова уже вырисовывается сценка, сама работа, название. У меня всегда в названии есть ключ, чтобы человек смотрел и понимал, что я хочу сказать. И мне нравятся животные, вот те же коты, коровы, коза очень красивое и удобное для рисунка животное. А еще люди. Они у меня всегда плотные, телесные, и поэтому, если есть возможность впихнуть в работу облака — я это делаю, чтобы уравновесить, напомнить о небесном, легком в противовес земному. И если искать слово для определения искусства, то это слово для меня — «доброта».

     

    Шамиль Ахмедов:

    «Я еще не понял, что такое счастье»

     

    — У меня пока нет отдельной магистральной идеи. Каждая работа — это отдельная сиюминутная актуальность. И я не хочу быть привязанным к одному течению, одному сечению. Я ищу. Если попытаться обозначить темы, которые меня волнуют, это будут диалог между людьми, «трудности перевода», дагестанские шаблоны, которые нужно сначала осознать, и, наверное, противостояние мужского и женского. Хотя вот за гендерную тему я раз взялся и больше не стану, мне не понравилось, неинтересно.

    cho_hotel_hudojnik_7

    cho_hotel_hudojnik_8

    cho_hotel_hudojnik_9

    Так же неинтересно мне работать в чисто традиционном русле. Да, я скульптор по образованию, но это адский какой-то шаблон считать, что если ты скульптор, то руки всегда в глине. А сейчас меня вообще больше привлекает современное концептуальное искусство, где много форм реализации задумок — это может быть инсталляция, фото, видео, может перформанс или акция, я стараюсь не ограничивать себя одной формой высказывания. Сама по себе скульптура (в ее традиционном виде) сжимает рамки художественного высказывания, другое дело, что можно ее использовать как деталь работы, чтобы лучше раскрыть идею.

    НЕ СЧИТАЮ НУЖНЫМ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ЗАЧЕМ МНЕ ЧИТАТЬ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ КТО-ТО ПРИДУМАЛ ПРО КОГО-ТО? ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ, Я ЛУЧШЕ ПОЧИТАЮ СТАТЬИ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ.

    Сейчас я буду говорить вещи, которые многим не понравятся. Вот, например, понятие Красоты, как ее понимает большинство, — я не принимаю. Если проследить ту же историю искусств, античность, средние века, Ренессанс, то увидишь: каноны красоты расслаивали общество, возвышая одних и принижая других. Там, где проходит граница между красивым и некрасивым, возникает спор, конфликт. Думаю, в будущем этого разделения быть не должно. Еще я не считаю нужным читать художественную литературу. Зачем мне читать историю, которую кто-то придумал про кого-то? Пустая трата времени, я лучше почитаю статьи о современном искусстве, социологии, философии. И понятие «счастье» мне не знакомо, я еще не понял, что это. Удовольствие, которое ты получаешь во время работы? Ну, так я каждую работу заканчиваю и думаю: вау! А через некоторое время понимаю, что сказал немного не то и не так и надо думать о новой работе, новом высказывании.

    Работы свои я сопровождаю текстом. Если вдруг он окажется сильнее всего остального, не беда, слово тут просто один из материалов. И в текстах есть подсказки, но не прямые, я иногда намеренно усложняю задачу зрителю, чтобы он включился, услышал меня, а может быть, он сумеет услышать даже больше, чем я сказал. В идеале он должен стать соучастником творческого процесса, а не просто прочесть бирочку и пойти дальше. Кстати, я не уверен, что в Дагестане есть подготовленный зритель, как и коллекционер или галерист, и хотел бы уехать куда-нибудь, поучиться там и там, а после вернуться и здесь, дома, формировать новые открытые художественные пространства. Может, было бы правильным отказаться от диктата галеристов и арт-директоров, а заняться самоорганизацией, делать выставки-однодневки, квартирники, выйти за стены галерей, как-то менять мир. Если бы я не был занят искусством, то, может быть, пошел бы в политику.

    Но пока у меня больше вопросов, чем ответов на них.

     

    Патимат Гусейнова:

    «При слове „деньги“ из работы уходит душа»

     

    — Еще совсем маленькой я жила попеременно то в селе, то в Махачкале, потому у меня нет почтительного замирания перед сельской жизнью, как у многих художников, которые выросли в городе, нет и ностальгии по ней, как у тех, кто рос в селе. И в своих работах я свободно перемещаюсь между этими двумя мирами. Помню, в детстве ужасно огорчалась, что у нас нет балетной школы, что у меня нет голоса, чтобы поступить в школу музыкальную: ведь что-то зарождалось внутри, а языка для того, чтоб это все высказать, у меня не было. А вот живопись мне такой язык дала. Все, что мне сложно передать словами, все тонкие чувства, оттенки чувств я могу выразить через цвет и линию. Может быть, я выбрала живопись, чтобы «заговорить», — полноценно я общаюсь с миром именно через нее. И не представляю, что станет со мной, если вдруг мой дар у меня заберут. Может быть, онемею. Может, стану кричать и кусаться!

    cho_hotel_hudojnik_10

    cho_hotel_hudojnik_11

    cho_hotel_hudojnik_12

    Самое тяжелое, наверное, — это докапываться до «нелживости» в себе. Бывает такое, что ты в работе не можешь сказать правду, а ведь живопись — это проекция моей жизни, моих переживаний, и тогда я отступаю в сторону, отказываюсь от участия в проекте, даже если сама его затеяла. Была история такая: я начала работу, и ее, еще сырую, один знакомый увидел. Она ему приглянулась, и он сразу заговорил о том, чтобы ее купить. И я с этой мыслью, с этим знанием принялась работать дальше. И тут же работу запорола. Ушла из нее душа, как только прозвучало слово «деньги». Может быть, это неправильное отношение, неправильное восприятие, но вот такое есть, и ничего тут не поделаешь.

    ВСЕ, ЧТО МНЕ СЛОЖНО ПЕРЕДАТЬ СЛОВАМИ, ВСЕ ТОНКИЕ ЧУВСТВА, ОТТЕНКИ ЧУВСТВ Я МОГУ ВЫРАЗИТЬ ЧЕРЕЗ ЦВЕТ И ЛИНИЮ. МОЖЕТ БЫТЬ, Я ВЫБРАЛА ЖИВОПИСЬ, ЧТОБЫ «ЗАГОВОРИТЬ», — ПОЛНОЦЕННО Я ОБЩАЮСЬ С МИРОМ ИМЕННО ЧЕРЕЗ НЕЕ.

    И еще есть один большой страх — заговорить чужими словами, мыслями других художников. Если я в своей работе слышу чужой голос, я ее уничтожаю. Раньше пыталась откладывать и писать по ним заново, но те, нижние, слои мешали. Так что я шла, резала и после жгла полотна. Огонь стирает информацию. Это все с детства, мне было совсем мало лет, четыре или пять, когда сгорело наше село. Моя бабушка погибла. Помню мало, только цвет пламени, еще страх и жалость, там ведь люди, животные горели. И когда начала писать, в моих работах было очень много красного, агрессивного красного. Как-то сумела, получилось это перебороть, детские страхи и боль отступили, улеглись, а мой красный стал другим, словно я его приручила. Стал цветом энергии, жизни, творчества. Уверена, что если хватит сил и я сумею зарядить свою работу информацией, если подберу образ, форму, линию, то картина начнет работать, как работает, к примеру, генератор: ведь этот мир нужно менять!

     

    Магомед Дибиров:

    «Если мой мир рушится, я не могу рисовать цветочки»

     

    — Если бы я не был художником, стал бы политиком. Хотя и говорят, что политика — грязное дело, хотя и много глупостей политиками говорится, а ее я не терплю, хуже ничего нет. Я и к своей глупости отношусь болезненно, ночь потом не сплю, переживаю. Все оттого, что у меня чувство справедливости сильно развито. Потому и выбрал такое направление в живописи —социальный символизм, так бы я его обозначил.

    cho_hotel_hudojnik_13

    cho_hotel_hudojnik_14

    cho_hotel_hudojnik_15

    Первой работой в этом жанре было «Противостояние», там еще нет никакого политического подтекста. Я уже сто раз рассказывал историю. Моя племянница не любила есть первое, а бабушка настаивала, и вот это противостояние девочки и супа я и попытался передать. За столом ребенок, перед ним тарелка с чем-то красным, и на поверхности выведено слово «soup». А потом уже было все остальное: и «Молчание ягнят» с каракулевыми шапками, и «гангстерская» серия, и «Зачистка». Помню, на выставку пришел один очень могущественный в то время человек, застыл перед работой «Танец пулеметных лент» и затем говорит: «С виду ты интеллигентный парень, а такие ужасы рисуешь». И это мне, ненавидящему всякое насилие над личностью, сказал человек, пришедший с кучей вооруженной охраны!

    Я ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ ВООБЩЕ НЕ РИСУЮ, Я РИСУЮ ЗЛО, ЗЛО СИЛЫ, ЗЛО ВЛАСТИ, ЗЛО ЛИЦЕМЕРИЯ, А В ЖЕНЩИНЕ НАСТОЯЩЕГО ЗЛА НЕТ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЭТОМУ СРЕДИ ТЕХ, КОМУ НРАВЯТСЯ МОИ РАБОТЫ, ВСЕ ЖЕ БОЛЬШЕ МУЖЧИН.

    Меня вот спрашивают часто: почему ты женщин не рисуешь? Да я хороших людей вообще не рисую, я рисую Зло, Зло силы, Зло власти, Зло лицемерия, а в женщине настоящего зла нет. Может быть, поэтому среди тех, кому нравятся мои работы, все же больше мужчин. К тому же я не портретист, я пытаюсь изобразить социальное явление, человек тут лишь для лучшего понимания, зритель смотрит, узнает того или другого героя, и ему понятнее моя мысль. И чем опаснее, чем сильнее герой, тем лучше. Отсюда и обязательное название с ключом к пониманию работы. Умение рисовать — это ремесло, нужно думать как художник. Я слишком социален, чтобы просто развлекать публику, если мой мир рушится, я не могу сидеть и рисовать цветочки. Поэтому рассчитываю на умного и деятельного зрителя.

    Печально, но я не умею говорить о деньгах и часто удивляюсь, когда мне предлагают сумму больше, чем ожидал. Получается, я сам занижаю цену своих работ. А ведь деньги — это очень важно, и не только для воплощения своих идей. Если бы у меня было много денег, я бы открыл свой фонд, построил бы дома для малоимущих.

    Думаю, я больше гражданин, чем художник, искусство для меня — это оружие, и, если мир поменяется, как я хочу, я готов бросить кисть.

     

    Елена Джетере:

    «Я не настолько матерая, чтобы идти напролом»

     

    — Мама с детства брала меня в свою художественную мастерскую, где я сидела и часами рисовала все, что рисуют дети, — белочек, зайчиков… В моем случае, правда, вместо зайчика был кролик, он там же, в мастерской, жил, и я рисовала его не с открыток, а с натуры. От кроликов я плавно перешла к графике и занималась ею до 9-го класса. А потом пришло время инсталляций. Они у меня всегда начинаются с истории. Раз нашла вырезку из газеты, мол, в Дагестане обнаружили парное захоронение мужчины и женщины, причем женщина была с какими-то телесными увечьями. Кем был мужчина — мужем, который носил больную жену на руках, или рабом, неизвестно. Ну вот так родилась идея работы «Мужчина как средство передвижения». Одному манекену я приделала колеса, второй, женский, утыкала зубочистками, получилось: мужчина — машина, женщина — пассажир. Но пассажир в данном случае — не привилегия, эти зубочистки, они ведь ранят не только окружающих, но в первую очередь ее саму. Женщину озлобляет общество, ей надо защищаться, она ощущает боль, и даже когда выходит на улицу — идет как на бой и на боль.

    cho_hotel_hudojnik_16

    cho_hotel_hudojnik_17

    cho_hotel_hudojnik_18

    Если говорить об искусстве в плоскости «мужское-женское», то женщины, думаю, более творческие существа. Неважно, в какой области они себя реализуют. Это могут быть обалденные торты (такие выпекает моя подруга, просто потому что любит печь, сама она их не ест и даже не продает), или прическа, или стиль, одежда, интерьер. А если в плоскости «гений-злодейство», то меня удивляет формулировка «за талант я прощу ему все!» Нет. Для меня не так. Личные качества человека для меня намного важнее и ценнее его таланта.

    ОТ КРОЛИКОВ Я ПЛАВНО ПЕРЕШЛА К ГРАФИКЕ И ЗАНИМАЛАСЬ ЕЮ ДО 9-ГО КЛАССА. А ПОТОМ ПРИШЛО ВРЕМЯ ИНСТАЛЛЯЦИЙ. ОНИ У МЕНЯ ВСЕГДА НАЧИНАЮТСЯ С ИСТОРИИ.

    Еще я не хочу делать работы на политические темы. Была пара идей, пришлось отсечь. В нашем регионе своя специфика, есть опасность, что такие работы не возьмут на выставку, что наживу себе врагов, а я не настолько матерая, чтобы идти напролом. Так что меня пока больше вдохновляют другие темы — связанные с женщинами и Женственностью, с легендами, с местом, где я живу, с памятью моего рода.

    Для недавней выставки «Куклоград» я сделала куклу «Желтый сон». Белые руки, точеная головка, и все это посажено на мягкий спелого цвета моток шерсти. Кукла получилась точным отражением меня самой. Я всегда будто бы в спячке, но, когда приходит идея, все делаю очень быстро. Ну и желтый цвет тут необходим, когда меня спрашивают, как я представляю счастье, отвечаю — это солнце внутри меня.

     

    Мурад Халилов:

    «Рисовать — это отчасти невроз, а еще удовольствие»

    — Если бы я не был художником, был бы цыганом. Это же пестрота, танцы, кони, люди и главное — постоянная смена среды, общества, кочевая жизнь. Может, я ищу в цыганах то, чего недополучил. Сам я, как оказалось, скорее домосед. Уезжал, жил в Москве, а через два года вернулся, мне тут комфортнее. Дагестан — место силы, тут народ такой, даже к камню просто так прикоснуться не может — обязательно сделает орнамент.

    cho_hotel_hudojnik_19

    cho_hotel_hudojnik_20

    cho_hotel_hudojnik_21

    В молодости я сильно увлекался французской школой, французскими мастерами, а сейчас смотрю и вижу, как много взял у наших же Ибрагим-Халила Супьянова, Апанди Магомедова, Юрия Августовича. Но на вопрос о моем стиле ничего сказать не могу, не знаю, какими «измами» его определить и нужно ли это. Я всеядный, нет запретной тематики, нет того, что «не позволю себе». И портреты «политических руководителей» нарисую, только не уверен, что они им понравятся. Даже если захочу, все равно не смогу так, как им нужно.

    ДУМАЮ, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — ХУДОЖНИК, ПРОСТО НЕ ВСЕ ЭТИМ ЗАНИМАЮТСЯ. ПОЭТОМУ И ВОПРОС ОБ УТРАТЕ ДАРА МНЕ КАЖЕТСЯ НЕЛЕПЫМ. ЕСЛИ ДАР ЕСТЬ У КАЖДОГО, ТО НИКУДА И НЕ ИСЧЕЗНЕТ, ПОКА ТЫ НЕ ИСЧЕЗНЕШЬ САМ.

    Мне сложно провести грань между искусством и неискусством. Нет критерия. Мне вот все нравится, кроме откровенной пошлости. Думаю, каждый человек — художник, просто не все этим занимаются. Поэтому и вопрос об утрате дара мне кажется нелепым. Если дар есть у каждого, то никуда и не исчезнет, пока ты не исчезнешь сам. Мне вот легче говорить, думать, слушать, когда я рисую. И легче рисовать, когда в мастерской есть еще кто-то, мне не нужна тишина, одиночество и сосредоточенность. Рисовать — это отчасти невроз, а еще удовольствие, зря говорят, что искусство — тяжелый труд, ничего тяжелого — кисточкой махать и получать от этого радость. Вот зачем человек пьет? Чтобы отвлечься от будней, сменить мир простыми способами. И художник, наверное, начинает рисовать и сразу проваливается в нору, ту, что у Кафки.

    Если заранее нагружать работу смыслами, то она все равно из них выламывается, никогда не удается сказать так и то, что хотел. Скорее, наоборот, если работа удается, то смыслы нарастают сами, а вот распознают ли их зрители, все равно неизвестно. Я читал, как раньше перед картиной какой-нибудь люди от потрясения чуть ли не в обморок падали, а сейчас разве кто-нибудь упадет? Так что идеальный зритель для меня — это такой, как я, которому все нравится. И дети еще, те, что не заученные пока, ходят, смотрят, понимают. А идеальная судьба художника… Не знаю, может быть, Пиросмани. Но его так жалко, бедолагу, нищенствовал, голодал, умер где-то в подворотне. Может, Пикассо? Но у него все слишком красиво, он слишком заласкан, а у нас в горах камнями ласкают. Пусть будет что-то между судьбой Пиросмани и Пикассо, можно? Пусть будет так.

     

    Текст: Светлана Анохина
    Фото: Айдемир Даганов
    Источник: «Это Кавказ» – информационно-познавательный проект ТАСС

    decoratorlife.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о