Содержание

Стили педагогического общения — Жайка — LiveJournal

Стиль педагогического общения — это совокупность индивидуально-типологических особенностей социально-психологического взаимодействия педагога и учеников.

Существует несколько классификаций стилей педагогического общения, но мы рассмотрим наиболее известную. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на следующие А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.В. Шпалинский, М.Ю. Кондратьев и др.):

1) Авторитарный

— педагог единолично решает все вопросы жизнедеятельности ученика и все коллектива в целом. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.
— учащиеся реально не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом
— этот стил общения реализуется с помощью диктата и опеки
— отказ ученика (коллектива) повиноваться может привести к конфликтной ситуации
— успеваемость учащихся расчитывается исходя из формальных оценок
— личность и индивидуальность, мотивы учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимается во внимание педагогом)

Недостатки авторитарного стиля:

— порождает неадекватную самоценку учащегося
— прививает культ силы (учительно всегда в той или иной степени является образцом для подражения!)
— вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми
— формирует невротиков (невротизации личности учащегося способствует помимо перечисленного выше отсутствие отличных патернов поведения, т.к.
нет выбора. Автритарное взаимодействие приводит к ограниченным личностным мыслительным конструктам)

Преимущества авторитарного стиля:

— механистичность стиля легко реализуется на практике в особенности в случае классно-урочной системы обучения (наиболее распространена)
— внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны

2) Попустительский

— минимальное стремление педагога в обучающую деятельность

— формальное выполнение своих функциональных обязанностей; педагог занимается исключительно преподаванием
— основная тактика — невмешательство, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся
— отсутствие объективного контроля за деятельностью школьников

Недостатки попустительского стиля:

— отсутствие авторитета педагога среди учащихся
— дистантность отношений в диаде учитель-ученик (коллектив) ведет к резкому подрыву доверия между ними
— формирование у учащихся чувства отчужденности; учащиеся не встроены в обучающую деятельность, я являются лишь сторонними наблюдателями
— для попустительского стиля общения характерно в более мягкой форме недостатки авторитарного подхода

Преимущества попустительского стиля:

— в связи с отсутствием ответственности педагога я деятельность значительно облегчается

— в известном смысле попустительский стиль взаимодействия дает возможность ученику заниматься самообразованием и способствует «формированию» (скорее
самоформированю индивидуальных форм мышления). Однако эти возможности могут быть использованы только учащимися с опеределенным уровнем зрелости

3) Демократический

— педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии (ученик интегрирован в процесс обучение и является полноправным его
участником)
— педагог и ученик взаимоориентированы и взаимопринимают друг друга.
— открытое и свободное обсуждение возникающих проблем учащихся с педагогом, решение проблем осуществляется коллегиально
— педагог активно-положительно относится к ученикам, адекватно оценивает их возможности, успехи и неудачи
— предполагается глубокое понимание ученика, его целей и мотивов поведения, умение прогнозировать развитие его личности

Недостатки демократического стиля:

— по внешним (успеваемость) показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам; добиться
реальных объективных результатов не всегда удается
— практическая реализация в условиях современной школы демократического стиля взаимодействия сопряжена с многими внешними и внутренними (прежде всего
личность учителя, а также характерологические особенности учеников) препятствиями

Преимущества демократического стиля:

— благоприятный социально-психологический климат в классах
— способствует формированию самоконтроля у учеников
— данный стиль взаимодействия позволяет осуществлять не только «голое обучение», но и воспитание, конечным результатом которого, является
гармоничная личность человека

— способствует формированию открытости ученика к обществу, членом которого он станет в полной мере в будущем
— педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации

Наряду с вышерассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию. В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
2) Общение-дистанция
3) Общение – устрашение
4) Заигрывание

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

Демократический стиль общения (взаимодействия) вне всякого сомнения является продуктивным, однако нам стоит шире смотреть на эту проблему и привлекать знания из других областей. Очевидно, что на современном мировом геополитическом пространстве не существует истинно демократических государств, в которых бы полностью учитывались интересы кажого гражданина. Любое стабильное общество отчасти существует благодаря насилию над его гражданами — его образующими. Без этого сдерживающего фактора общество не может существовать, в противном случае наступит анархия и об обществе не будет смысла говорить. Но почему же на протяжении тысячи лет повсеместно не наступила анархия и общество не перестало существовать? Помимо насилия другим очень важным сдерживающим фактором является система сдержек и противовесов. Эта система по своему происхождению конвенциональна. Любое общество существует благодаря договоренности между его членами. Тот же самый конвенциональный принцип должен быть положен в основание взаимодействия учителя и ученика. Педагог должен договариваться с учащимися, они же в свою очередь обязаны собладать положения этого договора так же как и учитель.

В заключении стоит отметить, что рассмотренные выше стили педагогического взаимодействия являются крайне обобщенными и существуют только в теории. Практическая деятельность педагога в современной шокле не позволяет в полной мере реализовать один из этих подходов. Также реальная деятельность педагога свидетельствует о том, что изолированное использование данных стилей не всегда приводит к положительным результатам. Например, авторитарный стиль иногда оказывается достаточно эффективным, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностног

авторитарный, деловой, педагогический :: BusinessMan.ru

Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.

Стили общения

Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.стили общения ребенка с детьми

Стили общения с точки зрения психологии

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  •  гибкий;
  •  ригидный;
  •  переходный.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Изучение стилей общения

При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.стили общения учителя

В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Характеристика стилей педагогического общения

Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.

Авторитарный стиль общения

Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.стили общения педагога

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.

Либеральный стиль общения

Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.

стили общения какие

Характеристика стилей делового общения

Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой — это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.

Ритуальный стиль общения

Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.авторитарный стиль общения

Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное — это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.стили педагогического общения

Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.

Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.

Гуманистический стиль общения

При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его тревожит.стиль общения

Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.

6. Стили управления; достоинства и недостатки различных стилей

Под стилем управления понимается способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей.

Одной из наиболее часто используемых типологий стилей управления является их деление на авторитарный, демократический и нейтральный, предложенное Куртом Левином.

Авторитарный (или директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Достоинства

Недостатки

1.Обеспечивает четкость и оперативность управления;

2.Создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

3. Минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий

4.Не требует особых материальных затрат

5.В «молодых», недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее справиться с трудностями становления

1.Подавление, не использование инициативы, творческого потенциала исполнителей

2.Отсутствие действенных стимулов труда

3.Громоздкая система контроля

4.В крупных организациях — обюрокрачивание аппарата управления

5.Невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом

6.Высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя

При наличии авторитарного стиля руководства, в частности, его «недостатков», можно порекомендовать использовать «достоинства» демократического стиля руководства.

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Достоинства

Срабатывает при

1.стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей

2.успешнее решает инновационные, нестандартные задачи

2.эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда

3.включать психологические механизмы трудовой мотивации

4.удовлетворенность исполнителей своим трудом

5.создание благоприятного психологического климата в коллективе

1.стабильном, устоявшемся коллективе

2.высокой квалификации работников

3.наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже в небольшом количестве)

4.не экстремальных производственных условиях

5.возможности осуществления весомых материальных затрат

Либерально-анархический (или попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь). А с другой стороны, “минимум контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди неудовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться.

Для нейтрального (либерального) стиля руководства характерны следующие особенности:

    • уход от принятия стратегически важных решений;

    • предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком;

    • незначительный контроль подчиненных;

    • использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;

    • равнодушие к критике;

    • безразличие к персоналу.

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкурентной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников.

Различают следующие стили управления:

— Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как

утверждает Бизани, руководитель: порицает недостаточную работу ; побуждает медленно

работающих сотрудников прилагать больше усилий; придает особенное значение объему

работы; обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

  • Личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:

  • Обращает внимание на здоровье сотрудников;

  • заботиться о хороших отношениях со своими подчиненными;

  • обращается со своими подчиненными как с равноправными;

  • заступается за своих сотрудников.

  • Стили управления могут быть одно- и много мерными.

  • Одномерные стили управления. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.

— Многомерные стили управления. Стиль управления многомерный, если во внимание принимаются несколько критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, а критерий варьирует независимо от другого или других критериев и базируется на ориентации на сотрудников или на задачи.

  • Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителями и подчиненными, а также материальную мотивацию сотрудников.

  • Демократический стиль руководства. Основывается на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказании подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.

— Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Бюрократический стиль управления. При котором сотрудники рассматриваются как анонимные факторы и влияние на их мотивацию оказывается путем распоряжений и предписаний (чаще письменных). Информирование происходит официальным путем, надзор и контроль — посредством докладных и письменных проверок.

— Патриархальный стиль управления. Рассматривает сотрудников как детей и влияет на их мотивацию путем зависимости от руководителя. Информирование идет с «благословения наверху», надзор и контроль происходят «на ощупь».

  1. Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях жизненного цикла

Товар – это все то, что может удовлетворить потребности или нужды и предлагается рынку, с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товар – это продукт, произведенный не для личного пользования, а на продажу.

Одним из ключевых понятий характеризующих товар в динамике его жизни на рынке, является понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ). Это промежуток времени от замысла продукта до окончания его востребованности на рынке и снятия с производства. На рынке разработанный товар проходит четыре стадии:

  1. выведение на рынок;

  1. рост

  1. зрелость

  2. спад

Внедрение товара на рынок – первая стадия ЖЦТ. Это этап, на котором конкурентов или вообще нет, или их мало. Издержки производства ещё весьма велики, поэтому прибыль на единицу продукции мала, а может и вообще отсутствовать ( при проникающей стратегии ценообразования). В модификациях нового продукта большой необходимости нет. Сбыт, особенно для предметов роскоши , является эксклюзивным.

Развитие рынка, рост объёма продаж – вторая стадия ЖЦТ. Основная цель – расширение сбыта

Используется убеждающая массовая реклама.

Зрелость рынка – третья стадия ЖЦТ.Необходим полный набор требуемых модификаций продукта, использование различных каналов сбыта, представленность товара в максимальном количестве торговых точек..

Спад продаж товара – завершающий этап ЖЦТ, когда с сокращением сбыта в отрасли многие фирмы уходят с рынка в результате сокращения числа потребителей, частоты продаж.. Ориентация идёт в любом случае преимущественно на консервативный тип покупателя. Маркетинговая программа неизбежно сокращается. Из существующих методов установления цен наиболее распространен рыночно ориентированный метод ценообразования, который рассматривает уровень издержек не как основу для установления цены, а как ее ограничитель. Издержки показывают нижний предел цены, а величина спроса — верхний. Выбор ценовой стратегии фирмы зависит от жизненного цикла товара, в котором отражается изменение спроса на разных этапах существования конкретного товара. Рыночная ценовая стратегия предполагает гибкое ценообразование с учетом спроса на товар, его вида, а также времени, места и объема продаж. Ценовые стратегии, которые применяются на стадии внедрения, как правило, сводятся к установлению либо низких, либо высоких цен в различных вариациях. 1. Установление цен, ниже действующих в данный момент на рынке. Эту стратегию используют фирмы, стремящиеся в короткий срок глубоко поникнуть на рынок с целью завоевания значительной его доли.

Стратегия понижения цен предполагает наличие следующих условий: • конкуренты не могут быстро отреагировать на снижение цен; • собственные издержки фирмы должны быть ниже рыночных цен. • Необходимо иметь в виду, что такая стратегия может обострить ценовую конкуренцию на рынке, а это очень опасно для фирмы. 2. Установление высоких цен. Новый товар (уникальная услуга), обладающий высокой степенью удовлетворения потребностей покупателей, может обеспечить фирме в течение определенного периода монопольное положение на рынке.

Этот метод получил название «метода снятия сливок». Стратегия установления высоких цен возможна при наличии неэластичного спроса на туристический продукт и монополии на рынке определенного товара. Она эффективна при следующих условиях: • рынок нечувствителен к уровню цен и существует вероятность того, что высокая цена не отпугнет покупателей от нового товара; • расходы на производство нового товара слишком высоки, и он может быстро устареть; • продукт достаточно защищен от конкуренции патентом. Туристские фирмы широко используют методы понижения и повышения цен в зависимости от конкретной рыночной ситуации. Жизненный цикл товара начинается с внедрения и заканчивается снятием с производства.

8 стилей общения

Обычно для психологии свойственно заниматься проблематикой того, как люди взаимодействуют друг с другом. Психологи считают, что стили общения имеют свои условности, которые человеку предоставляют возможность выбора тех или иных средств поведения в определенных условиях. Ими предложен следующий раздел стилей взаимодействия на такие категории:

  1. Категория гибкого стиля.
  2. Ригидного.
  3. Переходного.

Гибкий — подразумевает хорошую ориентацию человека среди общества, помогает ему дать адекватную оценку того, с кем ему приходиться иметь дело, дать быстрое понимание темы разговора и даже определить эмоциональное состояние собеседника.

Ригидный — не дает человеку возможности сделать быстрый анализ не только своего поведения, но и поведения собеседника. Ему трудно справиться с собой и бывают случаи, когда он не в состоянии осуществить выбор подходящего способа своего поведения и коммуникации.

Переходной — это одновременное присутствие у человека обеих вышеизложенных манер. Ему не всегда под силу понимание происходящего в его окружении, с кем он ведет дискуссию и каким способом лучше всего взаимодействовать.

Разновидности стилей ведения диалога

Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.

Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:

  1. Ритуального. Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
  2. Императивного. Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
  3. Манипулятивного. Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
  4. Гуманистического. Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.

Стили общения: демократический, либеральный и деловой

Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?

  1. Эффективное использование мотивации.
  2. Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
  3. Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
  4. Поддержание благоприятного психологического климата.

Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.

Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними. Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме — партнерские коммуникации. Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.

Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.

Разговорно-бытовой стиль

Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой. Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов. Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.

Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.

Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:

  1. Просторечие.
  2. Слова, имеющие субъективную оценку.
  3. Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
  4. В виде сокращений.
  5. В виде разговорно-бытовой фразеологии.
  6. Разнообразием частиц и др.

Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.

Авторитарный стиль

За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными. Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного. При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.

Лидер оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.

Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения — является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.

Стили общения: либеральный стиль

Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов. Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений. Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.

Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим — негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников. Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.

Деловой стиль ведения диалога

Стили общения не исключают делового ведения диалога. Это, когда люди взаимодействуют между собой в рамках своих профессиональных функций. Деловой диалог всегда преследует определенную цель, к которой во время беседы движутся участники разговора. Также такой ход беседы способствует не только информационному обмену, но и определенными навыками, опытом и знаниями.

Примером деловой беседы может послужить взаимоотношения с партнерами, руководством, подчиненными, включая бизнес-партнеров, конкурентов, руководителей других организаций и собственников компаний и т. д. У любого делового диалога есть своя стилевая окраска, определяющая способы и методы беседы, чтобы достичь конечной цели во время разговора.

Деловой разговор является как бы маской или выбранной моделью поведения, которая помогает участнику диалога идти к намеченной цели, а также показать себя в роли хорошего руководителя и высококлассного специалиста.

Стили общения педагога

Манера диалога педагога обусловлена тем, как он относится к ученикам. Также она во многом определяется его личными качествами и коммуникативной ситуацией, в атмосфере которой осуществляется взаимодействие. Самое важное личное качество педагога во время беседы есть ни что иное, как обладание способностью организатора. То, как педагог относится к ученикам, можно выразить в:

  1. Пассивно положительном.
  2. Устойчивом отрицательном.
  3. Ситуативно-негативном.
  4. Активном положительном.

Первому типу присуща грубость с активным употреблением выражений унизительного характера, проявляются оскорбления, весьма серьезно нарушаются этические профессиональные правила педагога.

Второму типу присуща завышенная требовательность со стороны учителя, заключается в стремлении построить исключительно формальные, деловые отношения. Учащимся он наносит вред, так как официальным тоном и низкой эмоциональностью коммуникаций происходит негативное влияние на творческое развитие детей.

Третий тип попадает под сильную зависимость от настроения педагога, и в связи с этим у него наблюдаются сильные вариации. В результате таких колебаний ученики становятся замкнутыми и недоверчивыми.

Наиболее благоприятным является активный положительный тип, который вызывает деловую реакцию на активное поведение учеников, где неформальное общение может им помочь реализовать свои потребности.

Ритуальное общение

Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при поддержании взаимосвязи с социумом, а также представления себя, как члена этого сообщества. Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал. Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно — ознакомление с правилами игры.

Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.

Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.

Стили общения: отстранение

Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен. Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность — свести диалог до минимума. Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:

  1. Не будьте инициатором беседы. Кому надо — тот спросит.
  2. Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
  3. Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
  4. Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т. д.
  5. Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.

2.9. Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.

Стиль управления – выбор системы методов. То как сочетает руководитель методы в систему, определяет стиль его управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80% зависит от стиля руководства. Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля.

Типы стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере соответствует тому или иному стилю.

1.Авторитарный основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений, без связи с общими задачами фирмы.

Его особенности: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.

Достоинства: обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд, эффективен в критических ситуациях.

Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала отношением к нему руководителя.

Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руководство.

2.Демократический во многом противоположен авторитарному. Он обращается к потребностям руководителей и подчиненных во взаимодействии.

Его особенности: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.

Достоинства: создает условия для творческой инициативной работы, эффективен в случаях, когда подчиненные-первоклассные специалисты.

Недостатки: рук-ль часто теряет контроль над подчиненными; коллектив медленно приходит к общему решению. Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески.

3. Либеральный. Отличается: отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях, неуверенность в соей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, склонность уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем. Предусматривает те предприятия, где возникает необходимость стимулирования творческого процесса. Во время всего творческого процесса руководитель исполняет функции консультанта, арбитра, эксперта и главного приемщика выполненной работы. Подчиненные имеют полную свободу принятия решения и в контроле за работой.

Достоинства: поощряет подчиненных к творческому самовыражению.

Недостаток: коллектив может преследовать цели, не совпадающие с целями предприятия. Абсолютная свобода исполнителей почти всегда вредна, за исключением тех случаев, когда персонал высоко компетентен.

их особенности, достоинства и недостатки (стр. 3 из 5)

Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план. Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты. Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.

Такой стиль руководства оправдан, если коллектив укомплектован из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или индивидуальную работу.

«Популярна графическая интерпретация стилей руководства (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих стилей:

Рис. 1. Стили управления на «решетке менеджмента»

Предложенная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутоном «решетка менеджмента» в своеобразной «системе координат» отражает все рассмотренные нами стили руководства и наглядно демонстрирует, что идеальным, самым продуктивным должен быть стиль с координатами 9–9, когда наиболее полно учитываются все нужды производства и потребности коллектива»[10]. Таким образом, если ориентация руководителя попадает на поле 1.1., которое наглядно показывает, что он в равной мере не уделяет внимания ни производству, ни подчиненным, то такого руководителя можно без сожаления удалять с руководящего поста.

Руководитель, ориентированный на поле 1.9., все внимание уделяет коллективу, всячески способствует его сплоченности и творческой настроенности, старается создать благоприятный морально-психологический климат, так как считает, что таким образом можно достичь более высоких результатов. Такой руководитель чаше всего необходим в научных коллективах, где залог успеха состоит именно в этом.

Руководитель, находящийся на поле 9.1. уделяет основное внимание производству, организационно-техническим факторам производства, а не коллективу, человеческим отношениям. Внутренний мир членов коллектива такого руководителя не интересует. Эффективность подобного управления может проявиться скорее всего на производственном предприятии, где наиболее важна роль технологических процессов, нежели взаимоотношения между работниками.

Руководитель с поля 5.5. делит поровну свои предпочтения между коллективом и производством. Обычно такой руководитель не обладает должной управленческой гибкостью, однако он твердо стоит на ногах во всех сферах своей деятельности. Но все его управленческие способности представляют нечто среднее, нет той привлекательной способности, делающей руководителя непохожим на других.

Таким образом, если использовать «решетку менеджмента» можно без труда определить комбинацию оценок, соответствующих требуемой должности, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к должности руководителя.

«Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля. В заключение приведем сводную таблицу характеристик стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским. (таблица 2).[11]

Таблица 2

4. Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность

Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.

Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.

Преимущества авторитарного стиля состоят из:

· успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;

· обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;

· обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;

Недостатки авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.

«На первое место из всех отрицательных качеств руководителей данного типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость – одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.

Статья на тему: Стили общения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        3

1. Особенности авторитарного стиля общения                        4

2. демократический стиль общения: особенности

и результаты использования                                                6

3. Преимущества и недостатки авторитарного

    и демократического стилей общения                                8

Заключение                                                                                12

Список литературы                                                                13


ВВЕДЕНИЕ

Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий. Общение — это естественное, врожденное, стабильное поведение. Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные        цели.
          Важной характеристикой общения является его стиль. Стиль общения, который присущ каждому человеку зависит от разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

  1. Особенности авторитарного стиля общения

Авторитарный стиль общения имеет место быть как в педагогике, так и в обычной жизни. Этот стиль отдает главенствующую роль одному человеку, который единолично принимает все решения. Роль остальных членов сообщества в расчет не берется.

При таком стиле общения ограничения и запреты являются доминирующими. Позитивное отношение к личности при таком подходе встречается очень редко. Руководитель (или педагог), используя авторитарные подходы к своим подчиненным (ученикам), ждет от них только послушания, ни о какой обратной связи речь идти не может. Возражения, предложения просто не приемлются. В случае появления таких методов создается конфликтная ситуация, атмосфера напряженности. Неблагоприятный микроклимат может негативно отразиться на самом процессе (или учебном, или рабочем). Люди, использующие авторитарный стиль общения, часто имеют ограниченную культуру воспитания за исключением тех редких случаев, когда этот стиль просто незаменим. Такие руководители стремятся получить невозможное при данных условиях: либо уровень развития человека еще не готов воспроизвести требуемое, либо опыта не хватает. Единственное, что необходимо в данной ситуации, — это набраться терпения, причем это должны сделать обе стороны. Достичь совершенства, не пройдя все этапы развития, просто не возможно.

При авторитарном стиле общения никаких неформальных общений не может быть. Ни учитель (или руководитель организации), ни воспитанник (или подчиненный) не могут поделиться наболевшим друг с другом, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Руководитель боится, что его подчиненные не справятся с возложенными на них задачами в силу лени, безответственности, дезорганизованности, поэтому с его стороны идет гиперконтроль, который не приводит к формированию у них самостоятельности. Они знают, что все решения за них принимает только один человек, а если этот стиль используется в процессе обучения в школе, то, вступив во взрослую жизнь, они оказываются неподготовленными к взрослой жизни.

Авторитарный стиль общения присущ людям, имеющим властный характер. Это самый жесткий стиль из всех трех существующих, поэтому это обстоятельство необходимо учитывать в процессе общения с таким лидером. Учитывая то, что лидер не приемлет мнения, отличного от своего, стоит только прислушиваться к его мнению и неукоснительно следовать ему без каких-либо возражений. В случае высказывания собственного мнения можно встретить негативную реакцию со стороны лидера, что отрицательно скажется на межличностных отношениях. Авторитарный лидер будет видеть в вас все только негативное, найти в последующем с ним контакт будет очень тяжело. Чтобы у вас сложились хорошие отношения при авторитарном стиле общения руководителя, вы должны следовать нашим рекомендациям и не лезть на рожон. Это позволит сохранить хорошие отношения и вырасти в глазах руководителя.

Этот стиль, конечно же, не лучший, однако в определенных ситуациях он может пригодиться. Такое бывает если подчиненные не отличаются самодисциплиной и требуют постоянного контроля. Здесь стоит сделать оговорку, если нет самодисциплины, то стоит поискать причину, почему она отсутствует. Может быть у человека нет соответствующего мотива, который будет побуждать его к тем или иным действиям. Если руководитель является мудрым человеком, то он попытается сформировать правильную мотивацию у своего подопечного, особенно, если это ученик. Если же все испробовано, а результата не удается достичь, то авторитарный стиль общения – это единственный выход из сложившейся ситуации, но им не стоит увлекаться, лучше применять разумный баланс, сочетая его с демократическим стилем.

  1. Демократический стиль общения: особенности и результаты использования

Общение – важнейшая составляющая взаимодействия между людьми, выражающаяся в виде обмена информацией. Стилем общения можно назвать комплекс поведенческих особенностей человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия. Если при общении каждый собеседник чувствует себя личностью, речь идет о демократическом стиле общения. Наиболее полно можно рассмотреть его использование на примере школьного и трудового коллектива.

В первом случае учитель делает учащихся сотрудниками и друзьями. Хорошая дисциплина на уроках становится не целью, а средством достижения успешных результатов, поскольку нормы поведения разъясняются в условиях взаимопонимания. Использование демократического стиля общения требует от учителя нравственного поведения, любви к детям и больших затрат энергии. Но обеспечивает наиболее оптимальные условия для продуктивного развития ребенка.

В частности, появляется уверенность в своих силах, понимание ценности коллективной работы при параллельном осознании собственных прав и обязанностей. Дети учатся управлять поведением, поскольку ощущение причастности к делу класса дает им положительные эмоции. Они стараются вести себя хорошо даже тогда, когда учитель выходит из кабинета.

Обсуждение рабочего задания происходит в доверительной атмосфере, поэтому не возникает внутреннего сопротивления, нежелания усваивать информацию. Пример положительного использования рассматриваемого стиля, который знаком всем: ребенок с радостью желает ответить на уроке, тянет руку и огорчается, когда вызывают не его.

Демократический стиль общения в трудовом коллективе устанавливается личностью лидера. Его цель – дать свободу действий в той мере, которая необходима для коллегиального принятия решений. При этом руководитель избирает товарищеские интонации, его распоряжения и запреты могут обсуждаться, а порицания сопровождаются советами.

Другими словами, руководитель находится не над группой, а внутри нее. Ответственность за принятые коллективом решения ложится на всех его участников в равной мере. Результатом использования данного стиля общения является налаживание микроклимата в коллективе, рост числа инициативных сотрудников, способных предлагать нестандартные варианты решения рядовых задач. Дисциплина перерастает в самодисциплину, поэтому руководителю не приходится прибегать к строгости.

При всем этом демократический стиль общения не ставит под вопрос факт субординации. Напротив, авторитет начальника, который сумел найти подход к личности каждого подчиненного и изучить его возможности без перехода к панибратским отношениям, возрастает.

Таким образом, любой коллектив (вне зависимости от возраста и направления деятельности) может стать сплоченным и ориентированным на решение общих целей. Можно считать, что использование демократического стиля общения не имеет противопоказаний. Главное – найти эту золотую середину между полной потерей контроля и диктаторством

  1. Преимущества и недостатки авторитарного и демократического стилей общения

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:

  1. четкость и оперативность управления;
  2. сокращенное время для принятия решений;
  3. видимое единство управленческих действий;
  4. позволяет быстрее справиться с трудностями становления и пр.
  5. К недостаткам авторитарного стиля общения относят:
  6. неудовлетворенность трудом;
  7. подавление инициативы;
  8. бюрократия руководства и пр.

К минусам можно отнести:

  1. полное подавление инициативы со стороны учащихся или сотрудников
  2. требует серьезного подхода к распределению и контролю работы со стороны руководителя процесса общения.

За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это — мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения — это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Плюсы данного стиля:

  1. повышение работоспособности и раскрытие творческого подхода
  2. мотивация участников к обсуждению и решению проблем
  3. возможность строить  коллективе доверительные отношения
  4. присутствует удовлетворенность трудом

 Минусы такого общения:

  1. простая форма контроля в связи с доверием, которая может привести к некачественному выполнению своих обязанностей
  2. потеря времени на общие обсуждения перед принятием решения

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, — это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.

Учителя с авторитарным стилем руководства обладают следующими особенностями: стремлением к независимости, самостоятельностью в принятии решений и анализе групповых проблем, не нуждаются в одобрении и поддержке извне, обладают высоким уровнем самодостаточности. Им присущи импульсивность, низкий уровень самоконтроля, невнимательность к другим, конфликтность. Они эмоционально неустойчивы, раздражительны, нетерпеливы, испытывают трудности в общении.

Учителя с демократическим стилем руководства более независимы, самостоятельны, самодостаточны, чем учителя-либералы, но уступают в этом учителям-автократам. Они обладают проницательностью, хорошо понимают мотивы поведения окружающих, не испытывают затруднений при принятии решений и анализе групповых проблем. Им не присуща импульсивность поведения. Они бесконфликтны, внимательны к другим, обладают высоким уровнем самоконтроля, эмоционально устойчивы, уравновешенны, нефрустрированны

Как показано в исследованиях А. Ю. Максакова и Д. А. Мишутина, педагогам с авторитарным стилем руководства присущи следующие особенности общения с учащимися: преимущественное использование монолога и императивных форм обращений; доминирование личностно-группового общения; узкий круг учащихся, с которыми они общаются индивидуально (в основном это хорошо успевающие). Учителя с демократическим стилем имеют более широкий круг индивидуального общения, чаще прибегают к диалогу и используют неимперативные формы обращений.

Учителям с авторитарным стилем руководства при педагогическом общении свойственны властное, высокомерное или снисходительное демонстрирование своей роли на уроке, превосходства в знаниях и умениях; чрезмерно строгая оценка учащихся, подавление их реплик негативными педагогическими санкциями, реагирование на просьбы о помощи как на помехи «ходу урока», необоснованное использование ограничений и запретов.

Для учителей с демократическим стилем руководства характерны противоположные приемы: стремление снять заторможенность, неловкость учащихся; ободрение, поддержка; оказание помощи в подборе слов, построении фразы; позитивная критика учащегося, демонстрирование заинтересованности в диалоге с учениками и т. д. В то же время, как отмечает Д. А. Мишутин, у этих учителей на уроках не редкостью становятся обращения учащихся, которые провоцируют конфликтные ситуации. Очевидно, ученики видят не только сильные стороны такого стиля руководства и общения, но и его слабости, возможность оказывать на учителя психологическое давление.

Таким образом, авторитарный и демократический стили общения различаются по частоте использования тех или иных форм передачи информации, воздействия на учащихся и широте общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Люди общаются, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
           У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых        в        общение.
          Стиль общения можно определить как совокупность индивидуальных особенностей социально-психологического взаимодействия людей. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


          1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение, М,: Новое знание, 2003.

3. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2007.

4. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты.//Психологический журнал, Т.16, 1995, №6.

5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М. 2002.

6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. М.: Академия, 2007.

7. Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения / Пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов-на-Дону, 2000.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о