Черепенников, Антон Андреевич — Вики

Антон Черепенников родился 7 мая 1983 года. Его серьёзное увлечение Компьютерными играми пришлось на школьные и университетские годы, когда он играл в Quake и Counter Strike под никнеймом Sneg1 и участвовал в профессиональных турнирах. К 20 годам он решил сосредоточиться на учёбе МГТУ имени Баумана на кафедре «Информационной безопасности» (ИУ8) и тогда же переключился на менеджмент команд, сперва своей Team1, затем команды forZe. Впрочем, иногда он участвовал в соревнованиях: так в составе команды Iron Will он стал бронзовым призёром WCG RU Preliminaries 2010[3][2]. В 2010 году Черепенников встретился в Москве с бывшим капитаном титулованного киберспортивного клуба Virtus.pro Алексеем Колесниковым, который рассказал о распаде проекта из-за отсутствия средств на фоне кризиса 2008 года. В ответ Черепенников предложил возродить клуб со славной киберспортивной историей и вызвался профинансировать его из средств, которые приносил основной бизнес. Согласие было достигнуто, и в апреле 2011 года было объявно о возобновлений выступлений Virtus.pro, в который вошёл основной состав команды Iron Will[4][5]

[6]. Первое время Черепенников единолично и полностью покрывал расходы клуба на гонорары игроков, поездки на соревнования и развитие: только в 2012 году обновлённый Vitrus.pro получил первый спонсорский контракт с BenQ. При этом, Черепенников видел перспективы прибыли не в непосредственных выступления киберспортивных команд, а в создании инфраструктуры вокруг них. На турнире в Киеве в 2011 году Черепенников встретил основателя известной киберспортивной команды Natus Vincere Александра Кохановского и предложил объединить усилия для создания крупного игрока в сфере киберспорта, на что тот ответил согласием. Первыми проектами стали компания-организатор турниров Dreamz Media (позднее переименованный в Epic Esports Events) и студия для трансляций Storm Studio (впоследствии — Ruhub). Позднее эти компании, а также команды в разных дисциплинах и принадлежащие партнёрам тематические сайты и публичные страницы вошли в холдинг ESforce. За инвестициями для дальнейшего развития Черепенников обратился в USM Holdings Алишера Усманова
[5]
[7].

Предложенный Черепенниковым проект по созданию крупнейшей киберспортивной структуры в Восточной Европе, объединявший различные активы в цельную экосистему, понравился руководству USM. В конце 2015 года стороны достигли соглашения об инвестициях до 100 миллионов долларов (по факту, за 2016 год в бизнес было вложено 20 миллионов, ещё 40 — к началу 2018)[5]. Деньги пошли на финансирование проектов в разных сферах: работу с командами, мероприятия, медиа. Всего за год штат компании вырос с 60—70 человек до 400. Для производства развлекательного и информационного контента было открыто 8 новых студий[8]. В 2016 году ESforce провёл первые чемпионаты мира серии Epicenter — по Dota 2 весной и Counter-Strike: Global Offensive осенью, оба с призовыми фондами по 0,5 миллиона долларов

[9]. Майский турнир был отмечен престижной премией European Best Event Awards в номинации Live Entertainment. В 2016—2017 годах холдинг построил в Тимирязевском районе Москвы один из крупнейших в мире киберспортивных стадионов Yota Arena площадью около 5 тысяч м²[10][11].

К началу 2018 года активы ESforce включали 14 сайтов, 209 сообществ

Антон Черепенников: «Я поверил Тазу» | CS:GO


Предыстория

«Бренд  Virtus.pro был создан в 2003 году, а Counter-Strike всегда был его флагманской дисциплиной. Вплоть до 2014 года Virtus.pro представляли игроки из СНГ. Начало 2013-го было достаточно удачным для организации, тогда там играли  Кирилл «ANGE1» Карасёв,  Эмиль «kUcheR» Ахундов,  Михаил «Dosia» Столяров,  Даурен «AdreN» Кыстаубаев и  Ладислав «GuardiaN» Ковач. Именно эти игроки (кроме GuardiaN’а) прервали победную серию  Ninjas in Pyjamas. Контракты в киберспорте тогда только появлялись, и, конечно же, чаще всего взаимоотношения между игроками и организациями держались на юридически ничего не стоящих документах.

Так получилось, что СНГ-игроки ушли из Virtus.pro, нарушив свое слово за несколько сотен долларов прибавки к зарплате и призрачных перспектив в  Astana Dragons. У нас в составе остался один только GuardiaN. Мы думали закрыть состав полностью, после стольких сил и денег, вложенных в тот состав, просто не хотелось идти дальше. Нужно учесть, что в 2013 году у CS:GO были туманные перспективы, было много претензий к игре от комьюнити, но не было заоблачных цифр на стримах, дропов сундуков и стикеров. Экономика киберспортивных организаций была очень слаба.

У знаменитых  Golden Five дела в 2013-м шли не очень хорошо. CS:GO в начале совсем не поддавался легендарным игрокам. От Golden Five осталось Golden 3, в какой-то момент  Виктор «TaZ» Войтас и  Филип «NEO» Кубски даже пробовали себя в League of Legends, а  Ярослав «pashaBiceps» Яжомбковски всерьез думал о завершении карьеры и обычной работе. Полякам часто не везло с организациями, и в середине года они опять остались без поддержки. Уже достаточно взрослые парни не выигрывали призовые и зарплат им никто не платил. До сих пор не представляю, как они продержались до конца 2013 года, пока, наконец, не выиграли StarLadder».

Начало

«На самом деле Virtus.pro спас GuardiaN. Он остался в составе один, отказался переходить в  Natus Vincere G2A и сказал, что будет ждать, пока мы наберем ему новый состав. Целеустремленность и надежность этого игрока достойна уважения. Вместо закрытия я решил попробовать пригласить трех легендарных поляков и найти еще +1. В тот момент мы сильно разошлись во мнениях с  Алексеем «LeX» Колесниковым, ведь он был в Virtus.pro с основания и всеми силами пытался вернуть предыдущий СНГ-состав. Да-да, Astana Dragons просуществовала недолго, игрокам перестали платить зарплаты, и в какой-то момент они попросились обратно.

TaZ понял, что с LeX что-то идет не так, и написал мне напрямую. Я решил, что принципиально не хочу работать с теми, кто подвел, и стал лично вести переговоры, хотя никогда не подбирал игровые составы Virtus.pro до этого, за это отвечал LeX. Оборачиваясь назад, я до сих пор не могу поверить, что у нас получилось договориться. Представьте, как было нелегко TaZ после всех предыдущих неудач с организациями поверить в СНГ-организацию. Как было сложно организации Virtus.pro, у которой все болельщики были из СНГ, весь менеджмент и медиаресурсы были русскоязычными, понять, как работать с зарубежным составом, когда свои же игроки подвели.


Но самый главный спор был в составе. pashaBiceps сомневался, будет ли он играть дальше, TaZ и NEO настаивали на национальной команде без изменений, а я хотел во что бы то ни стало оставить GuardiaN, и было очень рискованно брать молодых и неизвестных  Павла «byali» Белиньского и  Януша «Snax» Погожельского. Больше трех месяцев мы спорили с TaZ чуть ли не каждый день. Не помню, сколько раз мы расходились ни с чем, желали друг друг удачи, а потом каким-то образом опять пытались договориться. В конце концов TaZ сказал: «Антон, я знаю, что ты тоже играл в Counter-Strike профессионально, но я много лет не просто играл, я выигрывал. Поверь мне, я знаю, как выигрывать, и я сделаю это, если ты мне поверишь. Мне нужен национальный состав, где мы говорим на одном языке, и за который я ручаюсь». Я долго думал, поговорил с GuardiaN, который ждал все эти три месяца и объяснил ему позицию TaZ. На что он спокойно сказал, что если ребята не хотят с ним играть, то он пойдет в Na’Vi и еще напомнит полякам о себе в будущем. Я поверил TaZ».

Наши дни

«За последние три года было всякое, взлеты и падения. Внутренняя кухня команд CS:GO очень сложная, взаимоотношения игроков и организаций не регламентированы Valve, и поэтому каждый день это работа над поиском компромиссов. Без нормальных человеческих отношений никакие контракты тут не спасут. После договора с поляками я вернулся к менеджменту организации, виделся с игроками раз или два в год, когда мы договаривались о следующих контрактах. Но на протяжении всего этого времени я общался с TaZ лично, иногда это были многочасовые разговоры и касались они только одного — удерживать состав без замен во чтобы то ни стало. На самом деле несколько раз ситуация была критическая. Когда ты выигрываешь, победы забываются на следующий день, но когда ты проигрываешь, желание что-то изменить может преследовать тебя месяцами и кажется таким простым решением. Как следствие, большинство команд выбирает то, что проще.

В конце 2016 года речь зашла о четырехлетнем контракте, беспрецедентном для киберспорта. Я тогда спросил TaZ: «Ты не думаешь пойти работать в организацию, тебе уже 30? Ты уверен, что хочешь играть еще 4 года?». Он ответил, что я рано списываю его со счетов и что мне просто нужно ему верить. После обидного поражения  Astralis на последнем «мейджоре» он написал, что Virtus.pro обыграют их на следующем чемпионате — и опять был прав».



PS about Mercedes

«Виктор уже выбирает комплектацию. Я хочу сказать, что благодарен ему за его работу лидера. На самом деле это очень сложная ноша и труд. Это не подарок игроку  Virtus.pro G2A, они всегда были в равных условиях и я их одинаково ценю. Это мой личный подарок человеку, с которым я лично работал несколько лет, который убедил меня поверить именно в этот состав. На слово этого человека можно рассчитывать, а ведь это так редко бывает в современном киберспорте. Ну и самое важное, что в наших личных беседах он не просил для себя большего, а всегда просил, чтобы у всех игроков были одинаковые условия. Well deserved».


Антон Черепенников: на фоне хайпа киберспорта появляется интерес и у политиков

Антон «Sneg1» Черепенников, глава киберспортивного холдинга ESforce, дал развёрнутый комментарий порталу CyberSport.ru, в котором постарался расставить все точки над «i».

«Аудитория киберспорта в СНГ — это от 18 до 34 лет, 90% — мужчины. Если говорить про “Доту”, то можно заметить, что бурного роста аудитории в последний год не случилось. Многие в комментариях заметили, что аудитории старше 30 лет в “Доте” — всего несколько процентов, и зачем я вообще пытаюсь понять эту аудиторию, если её почти нет?

Так вот, основная проблема всех — не только ESforce, “Рухаба” или “Старладера” — в том, что у нас этой аудитории почти нет. Так получилось, что аудитория в Восточной Европе возраста 18-25 лет, и она в своём большинстве не очень хорошо монетизируется.

Ещё пять лет назад, когда я пытался поднимать Virtus.pro, я много писал про экономику киберспорта, что без монетизации и инвестиций развития не будет. Все хихикали, только вот со своей ламповостью и упёртостью мало какие проекты дожили до своих дней. Понятно, что читатели 18-25 лет выдадут то же мнение, что и пять лет назад: что я думаю о деньгах и т. д. и т. п. Но чем больше денег в индустрии, тем выше зарплаты и конкуренция, тем лучше качество и как следствие — рост. Я очень много общаюсь с инвесторами и крупными рекламодателями, которые спрашивают, как конвертируется аудитория, что им это даст, если они инвестируют и поверят в киберспорт. Ведь медиаменеджерам важны цифры, аудиторные показатели и результат их рекламных кампаний, хотя большинство из них не отличат даже “Доту” от “Лола”.

Я много работаю над тем, чтобы объяснять людям, насколько прекрасна наша индустрия, пытаюсь договориться с телевидением, ведь именно оно пока является инструментом для формирования мнения родителей тех, кто этот самый киберспорт любит. Про “Баратрума” ваши родители не поймут, и другие шутки на трансляциях “Доты” — тоже. А вот взять EPICENTER: Moscow в Ледовом дворце ВТБ или трансляцию на “Матч ТВ”, просто потому, что это федеральный канал — поймут. Как я сказал, у меня несколько тысяч часов в “Доте”, и про то, что такое фанаты “Доты”, я могу понять и без статей с обменом мнениями — достаточно порой включить голосовой чат в игре.

Вот что меня действительно трогает: большинство крупных фондов находится в Америке и Китае, все штаб-квартиры крупных рекламодателей — в Европе, Америке, Азии. И когда меня спрашивают про географию аудитории ESforce, я отвечаю, что 90% — это русскоговорящие, им это не очень нравится. А рекламодатели в России, Украине, Белоруссии или Казахстане не владеют такими большими бюджетами. Что меня трогает, так это то, что выручка многих американских команд вне зависимости от результатов в 5 раз больше, чем у Virtus.pro, что англоязычные каналы в Twitch дают в разы больше выручки, чем русскоязычные.

Думаете, это моя проблема? Это проблема всех: меня, Романа “CaspeRRR” Лепёхина, Виталия “v1lat” Волочая, “Эпицентра”, Natus Vincere, “Старладера”, обычного зрителя и посетителя любого сайта о киберспорте. Без государственных денег вытащить медиа или спортивный бизнес, имея при этом прозрачную финансовую отчётность, в наши дни очень тяжело. Думаете, это не касается всех? Я посмотрю на “Каспера” с его мнением, когда через два года все трансляции студиям придётся покупать, игрокам команд из СНГ будут предлагать безумные контракты американских клубов (привет, Resolut1on), а за “Эпицентр” придется грызть землю, чтобы отбить даты для проведения турниров (опять же, как поживает турнир StarLadder, который стал менее регулярным и менее эсэнгэшным, да ещё и китайская i-League добавилась, или опять я виноват?).

Почему же это касается и “кастеров”? Потому что я говорю инвесторам и рекламодателям: посмотрите киберспортивные трансляции, и порой, мягко говоря, переживаю, что они там увидят, или не дай бог, заметят чат в Twitch. Инвесторы и рекламодатели, которых получится заинтересовать, будут смотреть весь рынок, не только ESforce, но, возможно, тот же StarLadder, для которого это плюс. Именно об этом я подумал, когда сам смотрел матч Virtus.pro на The Summit 6. Потому что, привлекая более платёжеспособную аудиторию старше 30, повышая монетизацию и охват, индустрия будет богаче, она будет развиваться. В этом меня не поняли наши любимые “кастеры”, и я думаю, в том числе и “рухабовцы”. Ребята порой работают по 10-12 часов на трансляциях и получают не то чтобы много, но окупить и это — большая задача. Естественно, когда человек вкалывает и любит своё дело, он защищается, когда его критикуют.

Но в чём мой основной посыл? Вы думаете, меня на самом деле волнуют конкретные “кастеры” и их поведение? Нет, меня волнует, как их воспринимает аудитория и их деятельность как медийный продукт. Они свято верят, что работают на свою аудиторию и что всё хорошо, а тут мерзкий коммерсант лезет с глупыми вопросами, критикует и ещё — о боже — не знает всех в лицо. Только вот “Вилат” вчера сказал, что ELEAGUE — это круто, и, кстати, именно у неё мэйджор уже есть, а наши студии из СНГ в продакшене проиграли PGL — и у них тоже есть мэйджор. А мы, такие Д’Артаньяны, стараемся, а мэйджора всё ещё нет.

Так вот: нам нужно расширять аудиторию и учиться говорить с более широкой аудиторией. Только развиваясь в этом направлении, мы получим рост качества, появятся дополнительные деньги на визажистов, преподавателей ораторского искусства и оборудование, как у ELEAGUE.

Что ещё многие не хотят понимать, что на фоне хайпа киберспорта появляется интерес ещё и у политиков, надзорных органов, комитетов всяких. Напомнить историю LinkedIn, один росчерк пера — и нет его в России. Думаете, Steam или Twitch от этого на 100% защищены? Думаете, ламповые трансляции не вызовут ни у кого вопросов по мере роста индустрии? Индустрия молодая, и за неё будет ещё много битв, а там одними блогами не отделаешься.

Почему я устроил всё это публично? Я получил возможность поговорить с “Каспером” в нужном мне формате. В приватной беседе и без горения мнения SLTV услышать не получилось бы. Прочитал больше 10 000 комментариев, услышал мнения. Попробовал себя в роли ведущего, чтобы понять, что это за адская работа — сидишь, стараешься, а потом читаешь “вау”-комментарии. Увидел внутренние переписки и реакцию сотрудников, что тоже очень важно. Много людей из комьюнити дали фидбек в личку, жаль, не в группу: разгребать это очень сложно, прошу прощения, кому не ответил, слишком большой объём. Ещё я всегда считаю, что лучше попробовать объяснить людям, обсуждать, вести диалог. Махнуть рукой и сказать, что, мол, такое уж у нас сообщество — проще простого, но c таким подходом “Эпицентры” у нас никогда больше не появятся. Если кто-то считает, что после трансляции должно что-то измениться, то так не бывает. Пройдёт ещё много времени, прежде чем станут видны результаты работы, но скажу, что я многое для себя уяснил. Я сделал это сейчас, потому что верстается бюджет всех студий на следующий год, а это очень много денег, которые ещё придётся возвращать, и я хочу быть уверенным в правильности стратегии, а то вдруг все довольны диваном и шутками, а я один такой глупец и куда-то не туда решил развивать киберспорт в СНГ? […]

Нужно создать понятный интерфейс для новой, более широкой аудитории. Где-то мои фразы были резкими, исправлюсь, потому что я тоже вкладываю в это дело много труда и порой эмоционально к этому отношусь», — рассказал Черепенников.

Конфликт между Антоном Черепенниковым и комментаторами начался после того, как глава ESforce позволил себе назвать «кастеров» студии StarLadder, освещавших матчи турнира The Summit 6, «визжащими бройлерными парнями». 21 августа по инициативе Черепенникова была организована публичная трансляция с участием Виталия «v1lat» Волочая и Романа «CaspeRRR» Лепёхина, комментаторов студий RuHub и StarLadder. После стрима Лепёхин опубликовал пост в Tumblr, в котором назвал подкаст «клоунадой». В своей группе «ВКонтакте» Черепенников ответил на претензии комментатора SLTV, назвав его «диванным воином».

У руля: Антон «Sneg1» Черепенников | Новости

Привет, давай, пожалуй, начнем с самого волнительного вопроса — через пару дней в Сиэтле стартует долгожданный The International IV! Какие у тебя в целом ожидания от этого турнира? Какие реалистические задачи поставлены Dota 2 составу  Virtus.pro?

— Привет, за три года работы с командами я уже давно перестал ставить какие-то задачи на турниры или что-то ожидать, не важно плохое это либо хорошее. Мы подписываем игроков на период по контракту и отправляем на турниры, где есть возможность заработать хорошие деньги с призовых, поэтому воспитательные беседы или давление на команду бесполезны, они должны быть профессионалами, как и менеджеры составов. Встретим их в любом случае, либо на щите, либо со щитом, и продолжим работать.

— Продолжая тему Dota 2 состава, можешь ли ты провести промежуточные итоги последних нескольких месяцев? Команду сильно лихорадило и многие сомневались, что Virtus.pro смогут попасть в Сиэтл, но она все-таки прошла квалификацию, хотя и не является пока полноценным участником. Какую оценку поставишь ребятам по пятибальной шкале?

— Игровые результаты не очень, нет стабильности, а это основа для сильной команды. В свое время  LeX ставил на  Гоблака, а я на  NS, в итоге я выиграл, это меня радует. По факту они едут в Сиэтл и это значит, что в тот день они были одними из лучших. Хороша та палка, которая стреляет вовремя.

Команда Virtus.pro по Dota 2 отправилась на The International IV!

— От одной MOBA к другой — несколько дней назад был подписан состав по League of Legends. Мне известно, что проект собирался сделать это еще в прошлом году, почему это произошло только сейчас? Тщательно присматривались ко всем потенциальным кандидатам?


— С этой дисциплиной в СНГ сложно работать, потому что даже  Gambit ничего в России интересного не имеет, а полностью нацелен на зарубежных партнеров и выездные чемпионаты. Работа с новой дисциплиной это всегда большой годичный бюджет, который нужно уметь возвращать, я очень долго думал над этим решением. Реально спровоцировали к этому шагу российские RIOT Games, потому что они следят за всем, развивают турниры, работают с коммьюнити и реально прислушиваются к мнению киберспортивных организаций. Я верю, что у них все получится, а значит и мы не прогадаем.

— В итоге выбор пал на команду  DRAGON, как на одну из сильнейших региональных команд. Какие проектом ставятся задачи перед этой пятеркой? Свергнуть доминирование Gambit в СНГ и попасть в престижную лигу LCS? Кстати, рассматривались ли вами зарубежные команды?

— Да, менеджеры смотрели много команд, в том числе зарубежные, но при прочих равных я всегда отдаю предпочтение СНГ составам. LCS? Конечно же, ведь суть в перспективе, иначе содержать состав не имеет смысла.

Состав Virtus.pro по League of Legends— Параллельно анонсу состава по LoL прошла также и новость о прощании со  sLivko, который выступал за Virtus.pro довольно продолжительный период времени. Это напрямую связано с закатом дисциплины или больше с игровыми результатами самого Артёма? Означает ли это, что проекту более не интересен StarCraft II в прежнем масштабе?

— На фоне восторга от RIOT стоит признать, что в нашем регионе Blizzard не особо активен. Дисциплина уходит в «андеграунд», нет ни монетизации в игре, ни большой аудитории, нет активного участия разработчика в развитии киберспорта в СНГ. Не только Virtus.pro, но и  Natus Vincere не научились работать с этой дисциплиной, и в итоге это единственная дисциплина, где VP потеряли инвестиции. В этом году я попытался с Алексом и Каби работать плотно с SC2, но к сожалению, результатов это не принесло. Насчет Артёма, то вопрос не в том, какие у него результаты, а как этими результатами могут пользоваться менеджеры. Пользоваться результами Артема или невозможно, или мы не научились, нет аудитории…
Артём «sLivko» Гаравцов — один из лучших игроков СНГ— В 2014 году самая крупная победа  Virtus.pro была добыта в Польше на EMS One Katowice, где  TaZ и компания в блестящем стиле обыграли всех своих соперников. Впрочем, после этого поляки вылетели с нескольких турниров на поздних стадиях. Это свидетельствует о некоем спаде в их игре или конкуренция на просцене сейчас настолько сильная? Сильно решает фактор домашнего поля?

— Это мой бич, как только команда начинает выигрывать и выбивает увеличение условий, она начинает пропорционально отрицательно выступать. Я уже думал по этому принципу загнать дотеров в минус, авось на попрёт The International IV! Вопрос не только в конкуренции, а в том, чтобы удержать результат. Пока ты топ-8 и приезжаешь на турнир как тёмная лошадка, что и было с поляками на IEM, никто не знает, что от тебя ждать, но как только у тебя появляется статус чемпиона, все начинают смотреть твои демки, учатся подстраиваться. Думаю, именно в этом проблема на данный момент. Но поляки слишком волевые, чтобы прогнуться, они еще выиграют!

— Помимо всех вышеперечисленных дисциплин в киберспорте сейчас еще популярен и Hearthstone: Heroes of WarCraft, вызывающий неплохой ажиотаж у коммьюнити. Знаем, что ты тоже провёл немало времени в этой игре! Есть ли у Virtus.pro в планах открывать состав или брать какого-то популярного стримера? Быть может, провести пару-тройку онлайновых турниров? Посмотреть на реакцию публики…

— Я вижу большую перспективу в этой дисциплине, но потом лучше купить двух-трёх крутых игроков, чем выращивать одного из десяти, чтобы потом его перекупили у тебя. Что касается освещения этой дисциплины, то я думаю, что это скорее вопрос к главному редактору Virtus.pro.

Польский CS:GO состав в Киеве на StarLadder StarSeries— C игровыми дисциплинами вроде закончили, давай перейдём к самому проекту. Недавно в блоге  Gurkie писал о дальноидущих планах Virtus.pro касательно дальнейшего развития проекта. Можешь хоть немного приоткрыть занавес для наших читателей? По каким направлениям будет вестить работа?

— Я смог выстроить успешную коммерческую модель в VP, поэтому что-то глобально менять не буду. На днях будет анонс крупного спонсора, уже готова новая главная страница сайта, думаю запустим в течение недели или двух, разрабатываем ладерную систему, подбираем команду на английскую версию. Сейчас я инвестирую и работаю над тремя-четырьмя новыми киберспортивными проектами, они будут связаны с Virtus.pro и достаточно глобально, но говорить об этом пока рано — заранее не люблю, вдруг еще не получится…

— Относительно недавно появилась мобильная версия сайта, к которой у читателей всё еще имеются вопросы и замечания. Англоязычная версия сайта Virtus.pro тоже планируется? Есть ли мысли по популяризации YouTube каналов команды?

— Мобильную версию доделают, надеюсь, в течение месяца вопросов у читателей не останется. Английская версия тоже будет, но не скоро. YouTube — это интересное направление, но пока сложно набрать хорошую команду и выстроить правильную коммерческую модель.

Командная форма Virtus.pro доступна для всех желающих! — Наконец-то сбылась мечта фанатов Virtus.pro — теперь они могут купить командную атрибутику любимой команды. Можешь поделиться цифрами по продажам? Планируется ли расширение ассортимента онлайн-магазина? Сделать плюшевого мишку с логотипом Virtus.pro, например!

— Я не занимаюсь этим направлением, но знаю, что предзаказы исчислялись сотнями. Если будет спрос, то будут и мишки!

— В первые месяцы работы наверное было трудно найти спонсоров и вообще работать по этому направлению. Сейчас, когда под рукой новый сайт с неплохими показателями просмотров и несколько действительно топовых составов, искать партнеров значительно легче?

— Конечно картина поменялась, раньше было очень сложно, сейчас же мы продаем маленький баннер на сайте дороже, чем раньше нам стоило спонсорство одного состава на целый месяц. Но в этом направлении есть еще чему научится, главное то, что теперь есть спрос на рекламу и людей впечатляет киберспорт, а не вызывает улыбку. Приходят новые инвесторы с очень щедрыми предложениями, мне это не особо интересно, впрочем, сам факт наличия предложений — радует!

— Ладно, пожалуй, будем заканчивать! Спасибо за ответы! Что-то хочешь передать/пожелать нашим читателям и другим поклонникам компьютерного спорта?

— Быть адекватными и не ссориться в комментариях. Увлекаться играми настолько, чтобы это было прекрасное хобби, а не зависимость.

«Поверь мне, я знаю, как выигрывать». Антон «Sneg» Черепенников объяснил, почему решил подарить Виктору Войтасу «Mercedes» — Mid or Feed — Блоги

Глава холдинга Esforce Антон «Sneg» Черепенников в блоге на официальном сайте Virtus.prо рассказал, как заключали контракт с нынешним составом по CS:GO, как изменилась профессиональная сцена за три года и о том, почему он пообещал Виктору «TaZ» Войтасу подарить «Mercedes» в случае победы в DreamHack Masters Las Vegas.

 

Я расскажу небольшую историю, как появился польский состав Virtus.pro. Впервые поляки выступили под знаменами Virtus.pro в 2014. Сейчас они являются одним из самых стабильных и титулованных составов в мире. Но когда мы начинали, все было совсем по-другому.

Предыстория

Бренд Virtus.pro был создан в 2003 году, а Counter-Strike всегда был его флагманской дисциплиной. Вплоть до 2014 года Virtus.pro представляли игроки из СНГ. Начало 2013-го было достаточно удачным для организации, тогда там играли ANGE1, Kucher, Dosia, AdreN и GuardiaN. Это был именно тот состав, который прервал победную серию NiP. Контракты в киберспорте тогда только появлялись, и, конечно же, чаще всего взаимоотношения между игроками и организациями держались на юридически ничего не стоящих документах.

Так получилось, что СНГ-игроки ушли из Virtus.pro, нарушив свое слово за несколько сотен долларов прибавки к зарплате и призрачных перспектив в Astana Dragons. У нас в составе остался один только GuardiaN. Мы думали закрыть состав полностью, после стольких сил и денег, вложенных в тот состав, просто не хотелось идти дальше.

Нужно учесть, что в 2013 году у CS:GO были туманные перспективы, было много претензий к игре от комьюнити, но не было заоблачных цифр на стримах, дропов сундуков и стикеров. Экономика киберспортивных организаций была очень слаба. 

У знаменитых Golden Five дела в 2013-м шли не очень хорошо. CS:GO в начале совсем не поддавался легендарным игрокам. От Golden Five осталось Golden 3, в какой-то момент TaZ и NEO даже пробовали себя в League of Legends, а pashaBiceps всерьез думал о завершении карьеры и обычной работе.

Полякам часто не везло с организациями, и в середине года они опять остались без поддержки. Уже достаточно долго взрослые парни не выигрывали призовые и зарплат им никто не платил. До сих пор не представляю, как они продержались до конца 2013 года, пока, наконец, не выиграли Starladder.

Начало

На самом деле Virtus.pro спас GuardiaN. Он остался в составе один, отказался переходить в Nа’Vi и сказал, что будет ждать, пока мы наберем ему новый состав. Целеустремленность и надежность этого игрока достойна уважения. Вместо закрытия я решил попробовать пригласить трех легендарных поляков и найти еще +1.

В тот момент мы сильно разошлись во мнениях с LeX, ведь он был в Virtus.pro с основания и всеми силами пытался вернуть предыдущий СНГ-состав. Да-да, Astana Dragons просуществовала недолго, игрокам перестали платить зарплаты, и в какой-то момент они попросились обратно.

TaZ понял, что с LeX что-то идет не так, и написал мне напрямую. Я решил, что принципиально не хочу работать с теми, кто подвел, и стал лично вести переговоры, хотя никогда не подбирал игровые составы Virtus.pro до этого, за это отвечал LeX. Оборачиваясь назад, я до сих пор не могу поверить, что нам получилось договориться.

Представьте, как было нелегко TaZ после всех предыдущих неудач с организациями поверить в организацию из СНГ. Как было сложно организации Virtus.pro, у которой все болельщики были из СНГ, весь менеджмент и медиаресурсы были русскоязычными, понять, как работать с зарубежным составом, когда свои же игроки подвели.

Но самый главный спор был в составе. pashaBiceps сомневался, будет ли он играть дальше, TaZ и NEO настаивали на национальной команде без изменений, а я хотел во что бы то ни стало оставить GuardiaN, и было очень рискованно брать молодых и неизвестных byaly и Snax. Больше трех месяцев мы спорили с TaZ чуть ли не каждый день. Не помню, сколько раз мы расходились ни с чем, желали друг друг удачи, а потом каким-то образом опять пытались договориться.

В конце концов TaZ сказал: «Антон, я знаю, что ты тоже играл в Counter-Strike профессионально, но я много лет не просто играл, я выигрывал. Поверь мне, я знаю, как выигрывать, и я сделаю это, если ты мне поверишь. Мне нужен национальный состав, где мы говорим на одном языке, и за который я ручаюсь». Я долго думал, поговорил с GuardiaN, который ждал все эти три месяца и объяснил ему позицию TaZ. На что он спокойно сказал, что если ребята не хотят с ним играть, то он пойдет в Na’Vi и еще напомнит полякам о себе в будущем. Я поверил TaZ.

Наши дни

За последние три года было всякое, взлеты и падения. Внутренняя кухня команд CS:GO очень сложная, взаимоотношения игроков и организаций не регламентированы Valve, и поэтому каждый день это работа над поиском компромиссов. Без нормальных человеческих отношений никакие контракты тут не спасут. После договора с поляками я вернулся к менеджменту организации, виделся с игроками раз или два в год, когда мы договаривались о следующих контрактах.

Но на протяжении всего этого времени я общался с TaZ лично, иногда это были многочасовые разговоры и касались они только одного – удерживать состав без замен во чтобы то ни стало. На самом деле несколько раз ситуация была критическая.

Когда ты выигрываешь, победы забываются на следующий день, но когда ты проигрываешь, желание что-то изменить может преследовать тебя месяцами и кажется таким простым решением. Как следствие, большинство команд выбирает то, что проще.

В конце 2016 года речь зашла о четырехлетнем контракте, беспрецедентном для киберспорта. Я тогда спросил TaZ: «Ты не думаешь пойти работать в организацию, тебе уже 30? Ты уверен, что хочешь играть еще 4 года?».

Он ответил, что я рано списываю его со счетов и что мне просто нужно ему верить. После обидного поражения Astralis на последнем «мейджоре» он написал, что Virtus.pro обыграют их на следующем чемпионате — и опять был прав.

Про историю с «Мерседесом»

Виктор уже выбирает комплектацию. Я хочу сказать, что благодарен ему за его работу лидера. На самом деле это очень сложная ноша и труд. Это не подарок игроку Virtus.pro, они всегда были в равных условиях и я их одинаково ценю. Это мой личный подарок человеку, с которым я лично работал несколько лет, который убедил меня поверить именно в этот состав.

На слово этого человека  можно рассчитывать, а ведь это так редко бывает в современном киберспорте. Ну и самое важное, что в наших личных беседах он не просил для себя большего, а всегда просил, чтобы у всех игроков были одинаковые условия. Well deserved.

Источник

«Основная задача — монетизировать сгенерированную аудиторию» – Деньги – Коммерсантъ

Генеральный директор ESforce Holding — о том, сколько приносит тотализатор со ставками в виде виртуальных щитов и бластеров.

Бум инвестиций в киберспорт не напоминает надувание пузыря интернет-бизнеса в начале 2000-х?

— Тренд понятен — динамика рынка киберспорта впечатляет. Но не у всех инвесторов ожидания оправдаются, поскольку не все хорошо представляют себе специфику монетизации именно в киберспорте. Наша компания организует турниры, строит киберарену, инвестирует в киберспортивные клубы, организует трансляции и обеспечивает прочий медиаконтент. Но это все производные нашего бизнеса. Основная задача — сгенерировав аудиторию, правильно ее монетизировать, создавая для нее коммерческие продукты. Чтобы сделать успешный продукт, надо хорошо понимать эту аудиторию. Мне немного проще: я сам больше десяти лет профессионально играл в компьютерные игры.

То есть основной заработок приносит не реклама?

— Конечно. Это один из моментов, которые понимают не все инвесторы. И мировые аудиторы, считая наш рынок, некоторых источников не учитывают. Например, ставки внутри игрового пространства. Есть традиционный тотализатор, когда ставишь реальные деньги,— на нем зарабатывают обычные букмекеры. Но миллионы зрителей киберспортивных матчей ставят не деньги, а виртуальные предметы, игровые артефакты, которые когда-то выиграли или купили за живые деньги. Всякие виртуальные щиты, бластеры, кинжалы, шлемы с виртуальными же автографами или наклейками и т. п. Организатор тотализатора получает какую-то долю от этих ставок в виде самих предметов. Потом их можно превратить в реальные деньги — продать на аукционе. Когда трансляцию смотрят миллионы пользователей-игроков, ставки тоже делают миллионы, это приносит доход больший, чем все турниры, вместе взятые. По моим оценкам, общий годовой оборот такого букмекерства со ставками в виде виртуальных предметов — миллиарды долларов, а прибыльность такого тотализатора варьируется от 2% до 3%. Заметная доля в этом сегменте за компаниями, которые входят в холдинг ESforce.

На что вы собираетесь потратить $100 млн инвестиций?

— Мы вкладываем не только в киберарену и чемпионаты. На инвестиции мы создали около 20 новых компаний и купили шесть компаний в Европе: организаторы турниров, студии по производству контента и медиаресурсы. Конкурентов как таковых на постсоветском пространстве у нас нет: на наших онлайн-ресурсах уже 80% имеющейся русскоязычной киберспортивной аудитории. Рынок только формируется. Мы инвестируем в его развитие, создавая экосреду, привлекая новых игроков и зрителей. В прошлом году оборот нашего холдинга был около $3 млн. Всю прибыль мы реинвестировали, но если ее выделить, то, думаю, она составила бы около 50%. Сейчас после инвестиций ожидаемый оборот в 2017 году — около $40 млн. Еще через несколько лет, если динамика развития индустрии сохранится, я надеюсь, наш оборот будет измеряться уже сотнями миллионов долларов. Растет сам по себе русскоязычный рынок. Вовлеченным в киберспорт сегодня 10-30 лет. Мы со временем автоматически получим добавку еще двух поколений. Плюс к этому растет популяризация уже внутри поколений. Наша компания до недавнего времени входила в восьмерку мировых киберспортивных холдингов, а сейчас, похоже, мы на втором месте.

Антон Черепенников: может, «великие» прочитают и поработают над ошибками

Антон Черепенников: может, «великие» прочитают и поработают над ошибками

Киберспорт / Dota 2

Антон «Sneg1» Черепенников, руководитель киберспортивного холдинга ESforce, в своём блоге на сайте CyberSport.ru написал пост, в котором объяснил свою критику в адрес комментаторов студии StarLadder, освещающей матчи турнира The Summit 6 по Dota 2.

«Хочу сказать, что в 5 утра в субботу или утром в субботу я смотрю матчи Virtus.pro, на равных с любым болельщиком VP, и считаю себя обычным болельщиком.

Если я в своём личном “твиттере” раскритиковал “великих” кастеров (комментаторов. — Прим. “Чемпионата”), не надо проводить параллели сразу с тем, какими командами или студиями я владею, кто там кому конкурент и прочее. Я никогда не писал о кастерах и не участвовал в их разборках, но тут уже у меня лично загорелось.

Я написал: “бройлерные парни”. Сам не красавец-спортсмен, но зеркало придумали давно и если есть излишний вес, значит не надо узкие шорты натягивать на упитанную жопу, выступая в кадре. Оправдание про БТС-формат (“лёгкий” формат турниров от студии Beyond The Summit. — Прим. “Чемпионата”) тут не спасёт. Если для вас это не проблема — ок, дома хоть в лосинах. Я не знаю, кто такой “бафик”, “пуфик” и так далее — там в кадре в какой-то момент все, как на подбор, в кресла не влезали. Это просто неприятно наблюдать. Поработайте над этим, много же людей за вами смотрят, а такой вид — это проявление неуважения к аудитории.

Про трансляцию. У меня 2400 MMR (рейтинговые очки в Dota2. — Прим. “Чемпионата”), я слушаю комментаторов в надежде, что мне объяснят, что происходит на карте, почему топ-игроки покупают такие-то предметы, что происходит в массовой драке, но вместо этого я слышу “УУУУ”, “АААА” и прочие нечленораздельные звуки. Их я и сам могу издавать, а вот перематывать трансляцию потом в записи, чтобы понять тот или иной момент, напрягает. В итоге получается комментирование в стиле Акын (поэт-импровизатор у тюркоязычных народов Средней Азии. — Прим. “Чемпионата”) — что вижу, то сочиняю. Неужели сложно готовиться к трансляциям, если вы хотите называться профессионалами.

Что действительно было ужасно, так это “сам шучу, сам смеюсь”. Парни, вы сами себя послушайте в записи. Мне 33 года, и поверьте: на трансляции приходит не так уж и мало людей моего возраста. Слушать ваш гогот, ну честно, совсем не комильфо. Говорю вам честно, ни разу не было даже намека на смешно, а вот раздражения хоть отбавляй.

P.S. Это относится не только к конкретным комментаторам на этой трансляции. Это стоит прочитать многим кастерам в СНГ всех студий: вдруг про них тут тоже есть какой-нибудь пункт.

На правах одного из многих тысяч людей, которые вчера любовались вашим видом и наслаждались вашим комментированием», — написал Черепенников.

Напомним, что 19 ноября Черепенников написал в своём «твиттере», что досматривал игру с участием Virtus.pro без звука.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о