Техника «Пять почему».

Пять почему — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?». Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос. Количество «5» подобрано эмпирическим путём и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем.

Не все проблемы имеют одну первопричину. Если хотите найти несколько причин, необходимо повторить технику с разным набором вопросов.

Метод не предлагает жестких правил и ограничений вроде того, какие вопросы задавать и/или как долго следует продолжать задавать вопрос для поиска дополнительных причин. Таким образом, даже если следовать методу, результат зависит от знаний и упорства вовлеченных людей.

Техника "Пять почему".

Техника "Пять почему".

Двигатель не заводится. (проблема)
Почему? — Сел аккумулятор (первый вопрос)
Почему? — Не работает генератор (второй вопрос)
Почему? — Проблемы с ремнем генератора (третий вопрос)
Почему? — Ремень был в порядке до этого момента, но ни разу не менялся (четвертый вопрос)
Почему? — Автомобиль не проходил должного технического осмотра по рекомендуемому графику (пятый вопрос, первопричина) 


Вопросы для этого примера можно продолжать дальше, но пять итераций, как правило, позволяют найти первопричину. Необходимо побуждать отвечающего избегать предположений и логических ловушек, и вместо этого прослеживать цепочку причинно-следственных связей по возрастающей от проявления проблемы через несколько уровней абстракций до первопричины, отношение которой к исходной проблеме должно прослеживаться. Обратите внимание, что в этом примере, 5-е почему? указывает на нарушенный процесс или поддающееся изменению поведение, что свидетельствует о нахождении первопричины.

Интересно отметить, что последний ответ указывает на процесс. Это один из важных аспектов метода пяти почему — реальная первопричина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Неопытный персонал часто может заметить, что ответы часто указывают на классические причины: недостаток времени, недостаток финансирования, недостаток рабочей силы и т. п. Это, может быть, и верно, но такие причины находятся вне личного контроля. В таких случаях лучше использовать вопрос почему не получился процесс? вместо простого почему?

Используя метод пяти «Почему?» следует помнить одну простую вещь: «люди не ломаются, ломаются процессы»

История 


Техника формально изобретена Сакити Тоёда и использовалась в Toyota в ходе эволюции их методологий производства. Это основной компонент в тренингах по решению проблем, проводимый как часть программы погружения в производственную систему Тойоты. Создатель производственной системы Тойоты, Тайити Оно описал метод пяти почему как «основа для научного подхода Тойоты … задавая вопрос почему пять раз, определяется характер проблемы, решение становится понятным» В других компаниях подход применялся в других формах. Под руководством Ricardo Semler в Semco использовали технику «трех почему» для выбора целей и принятия решений. В дальнейшем метод получил популярность и за пределами Тойоты и сейчас используется в Кайдзен, бережливом производстве и шести сигмах.

Техника «5 почему» | ТВОРИ СЕБЯ

 Хотите проникнуть в самую суть проблемы и отыскать причины, лежащие не на поверхности? Простота и универсальность техники «5 почему» делают её доступной для каждого.

 Методику

5 Whys (5 «Почему») придумал человек по имени Сакиши Тойода – основатель компании Toyota. Придумал он ее для простой, но чрезвычайно важной вещи – выявления корня проблемы. Считается, что если сформулировать проблему и задать 5 раз вопрос «почему?» обязательно найдется ее корневая причина.

Для ее реализации берется исходная ситуация.

Например.

  • Я постоянно опаздываю. Почему?
  • Потому что мне постоянно не хватает времени. Почему?
  • Потому что я долго собираюсь. Почему?
  • Потому что я хочу выглядеть хорошо. Почему?
  • Потому что я хочу производить впечатление на окружающих. Почему?
  • Потому что я замуж хочу.

Или.

  • Я часто конфликтую с женой. Почему?
  • Потому что я хочу, чтобы она меня уважала. Почему?
  • Потому что часто ко мне придирается по поводу и без. Почему?

Тут стоит уточнить, что при ответах на вопросы этой техники НЕЛЬЗЯ переводить фокус внимание на кого-то еще. Речь идет только о своей личной роли в развитии событий.

  • Потому что я мало уделяю внимание порядку в доме. Почему?
  • Потому что я считаю, что это не мужские обязанности. Почему?

Кстати, вариант «меня так воспитали» не подойдет – он тоже снимает фокус внимания персонально с вас.

  • Потому что сила мужчины в его способности зарабатывать деньги…

Не обязательно задавать именно пять вопросов. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов. Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного.

Достаточно просто, но эффективно.

Запись опубликована в рубрике Методы и практики с метками 5 почему, психология, техника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

техника «5 почему. Что это было

5 почему является методом решения проблем, использующим изучение причинно следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основная цель методики состоит в определении коренной причины дефекта или проблемы. Данный инструмент используется, когда истинная причина проблемы не ясна и для решения поставленной задачи ресурсы на детальное исследование отсутствуют. Это один из самых простых способов расследования без привлечения статистического анализа. Также известный как дерево причин, причинно следственная диаграмма, диаграмма Исикавы или why -why analysis , данный метод является простой формой поиска коренной причины. Последовательно задавая вопрос Почему, выстроите дерево причин, которое ведет к первопричине. Очень часто очевидная причина проблемы ведет к следующему вопросу. Другими словами, это структурированный мозговой штурм. Хотя данная техника называется

анализом 5 Почему , вы можете обнаружить, что вам необходимо задать меньше или больше пяти вопросов, прежде чем найдете вопрос, связанный с проблемой.

История возникновения метода 5 Почему

Изначально, методика была разработана компанией Сакичи Тойода и использовалась в Toyota Motor Corporation в процессе эволюции своих производственных методик. Это важная часть тренинга решения проблем, поставляемая в рамках TPS (Toyota Production System). Тайити Оно, создатель Производственной системы Тойоты, описал методику пяти почему , как «основу научного подхода Тойоты … повторяя пять раз почему, характер проблемы, а также ее решение становится ясным». Инструмент нашел широкое применение за пределами Тойота, и в настоящее время используется в Кайдзен, бережливом производстве (LEAN) и Six Sigma.

Как проводить 5 Почему анализ?

Наиболее эффективный 5 Почему анализ получается, если он организован в виде групповой дискуссии и вся входящая информация фиксируется на флипчарте или Excel файле.

  1. Начните с определения проблемы, которую вы хотите решить. Далее задайте вопрос: «Почему это происходит?» и ниже по пунктам запишите причины возникновения данной проблемы.
  2. Повторите процесс для каждого из ответов на первый вопрос.
  3. Сделайте то же самое для ответов на второй «Почему», продолжайте, пока не зададите вопрос 5 раз.
  4. В большинстве случаев пятый ответ «Почему» является коренной причиной. Теперь вы можете начать определять план действий для первопричины проблемы.

Эффективный 5 Почему анализ?

Экспертный опрос – вовлекайте правильных людей, знакомых с процессом и проблемой, чтобы они могли ответить, почему что-то произошло. Также полезно иметь участника со свежим взглядом – часто, они задают вопросы, которые помогают извлекать реальные причины возникновения проблем.

Избегайте обвинения – ищите системное решение проблемы. Обвинение индивидуума заканчивается лишь тем, что человек чувствует себя виновным. Если кто-то не повернул клапан, задайте вопрос: «Что может помочь человеку, повернуть клапан?». Может быть, корректировка процедуры или маркировка клапана?

Будьте креативными – что может решить проблему? Позвольте людям провести мозговой штурм и определить потенциальные действия по решению проблемы. Дальше выберите действия, которые дадут максимальный эффект.

Примеры методики 5 Почему

Пример анализа 5 почему №1

Пример анализа 5 почему №2

Мастер анализа 5 Почему

Так как реальное дерево решений в большинстве случаев имеет ветвистую структуру, бывает довольно сложно организовать данный анализ на листе Excel и, тем более, разобраться, какие причины явились ответом на тот ли иной вопрос. Поэтому на базе приложения Excel был разработан

мастер анализа 5 Почему , который помогает структурировать причинно-следственные связи и наглядно отобразить последовательность выявления коренных причин с последующим планом действий. На примерах выше, вы можете увидеть результат работы мастера. Он помогает упростить процесс решения проблемы, стандартизовать работу и наглядно отобразить причинно-следственную диаграмму.

Мастер 5 Почему имеет возможность:

  • неограниченного расширения причин, как вниз, так и вправо;
  • добавлять план действий к каждой коренной причине с ответственными и сроками
  • устанавливать приоритеты для каждого действия
  • отображать подсказку, для тех, кто только начал работать с мастером
  • переключа

Как разобраться в любой проблеме: техника «5 почему

Идея исследования причинно-следственных связей была выдвинута ещё Сократом. Но сам метод, получивший название «5 почему», был разработан основателем Toyota Сакити Тоёдой (Sakichi Toyoda). Первоначально техника предназначалась для решения производственных задач компании.

Задавая вопрос «Почему?» пять раз, вы определяете характер проблемы, решение становится понятным.

Тайити Оно (Taiichi Ohno), создатель производственной системы Toyota

Первым делом формулируется исходная . Затем исследователь задаёт вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» Получив ответ, он снова спрашивает: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины. В результате выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. Проиллюстрируем это на примере.

Исходная проблема: в семье участились конфликты, отношения между супругами напряжённые.

Шаг 1. Почему это происходит? Потому что муж постоянно на работе и совсем не уделяет время семье.

Шаг 2. Почему он так много времени проводит на работе? Из-за множества дел, требующих его внимания.

Шаг 3. Почему так много дел требуют его внимания? Потому что никто не может их сделать.

Шаг 4. Почему никто не может их сделать? Потому что нет сотрудников, которые были бы компетентны в этих вопросах.

Шаг 5. Почему нет таких сотрудников? Их никто не нанимал.

В этом примере мы пришли от неудовлетворённости семейными отношениями к недостаточной численности управленцев среднего звена.

Не обязательно задавать именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов. Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного. Повышает эффективность : группа способна выявить объективно более значимые причины.

Метод «5 почему» обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, простота. Его применение доступно любому. Во-вторых, малые затраты времени по сравнению с большинством других техник. В-третьих, минимальные требования к оборудованию: искать причины можно даже в уме.

Но есть и существенные ограничения. Метод подходит только для простых проблем, когда нужно найти одну, самую существенную причину. Результат сильно зависит от способности исследователя отыскать её. Так, в приведённом примере на третий вопрос правильным мог быть ответ «Потому что он не сотрудникам», и первопричина была бы совсем другой. Отчасти эти ограничения можно преодолеть, разрешив называть несколько ответов. Тогда результатом применения техники становится «дерево» причин. Но в этом случае отсутствует способ выделить какую-то одну в качестве ведущей.

Несмотря на эти ограничения, метод «5 почему» с успехом используется во многих концепциях управления производством. Например, в , бережливом производстве и других.

Метод Пяти «Почему?» едва ли не самый простой среди многообразия идей, рожденных Toyota. Но при этом невероятно сильный. И к тому же весьма известный.

В настоящее время техника определения первопричины какой-либо проблемы пятикратным вопросом «Почему» используется в концепциях бережливого производства, кайдзен, 6 сигма и других. Более того, область применения этого потрясающе эффективного инструмента давно расширилась за пределы производства — в свойственной детям манере в процессе анализа проблем докапываются до их истинных причин в различных областях человеческой деятельности.

И это не удивительно. Во-первых, метод легок и универсален, тысячу раз описан в литературе и интернете; во-вторых, как и любая другая идея из разряда «здравого смысла» — в голову приходит вне зависимости от знаний истории производственного менеджмента.

И он потрясающе экономит время — для анализа достаточно и 10 минут.
Тайити Оно, описывая созданную им систему, говорит об этом методе как о научной основе Производственной системы Тойоты. При этом он отсылает нас к Сакити Тойода, которого называет автором правила. Предполагается, что идея метода была сформулирована им в 30-ых годах ХХ века.

Справедливости ради, нужно отметить, что вопрос «Почему?» при поиске первопричин и их возникновения начали использовать философы IV-III веков до н. э., а автором причинно-следственной концепции, применяемой для любого доказательства в логике, считают Сократа. Но в вопросах повышения производительности труда и сокращения издержек этот метод впервые стали применять в семье Тойота.

Таким образом, Пять «Почему?» — это эффективный инструмент как индивидуального, так и коллективного изучения причинно-следственных свя

«Иди туда, не знаю куда и принеси мне то, не знаю что» или «5 Whys — как лекарство против Muda» / Habr


…«Муда» как любые действия, которые не добавляют ценности, не могут и не должны быть неизбежными, а значит, они должны непрерывно устраняться…
Масааки Имаи «Гемба Кайдзен»

Понаблюдав можно заметить, что в повседневной жизни мы имеем дело с “цепочками создания ценности”, т.е. выполняем различные действия, направленные на достижение целей. Очень часто наши цели являются отправными точками для достижения других целей. Часто мы выполняем действия даже не подразумевая “зачем?”, таким образом тратя время и силы на действия не приносящие ценности (Muda) или тратя силы и время на результаты, которые того и не стоят…

В данной статье речь пойдет о простой в применении — технике, позволяющей организовать процесс выявления целей, лежащих в основе действий людей в рамках изучаемого рабочего процесса (например, процесса в рамках которого планируется применять программный продукт).
Другими словами — эта техника позволит сформировать понимание “цепочек создания ценностей” в рамках которой должен выполнять свои функции и “наш будущий/текущий продукт”.

5 Whys — Что это?


Техника анализа причинно-следственных связей лежащих в основе возникших проблем, цель которой — выяснить ключевую проблему.
Техника была разработана — Sakichi Toyoda и применялась в рамках the Toyota Motor Corporation.

Суть техники — пять раз задать вопрос “Почему?”, каждый последующий вопрос задается по отношению к полученному ответу. С типовым примером вы можете ознакомиться тут: Example.

Почему 5 раз? Считается, что этого в 90% случаях достаточно для выяснения первопричины, но практика показывает, что все зависит от качества вопросов и ответов, т.е. до ключевой проблемы можно дойти и раньше, а можно и вовсе уйти в “сторону”.

5 Whys — в бизнес-анализе…


Мы рассмотрим адаптацию этой техники для разработки “полезного” программного продукта.
Вместо вопроса “Почему?” мы будем использовать вопрос “Зачем?”, чтобы последовательно выяснять “цепочку создания ценности” в рамках анализируемого процесса.

Пример 1: заявка на проведение лабораторных исследований в рамках клиники

Врач формирует заявку на проведение лабораторных исследований для пациента

Цепочка создания ценностей 1 — выполнение заявки
  • чтобы лаборант провел исследования в соответствии с заявкой от врача
  • чтобы лаборант задокументировал результаты и предоставил их врачу
  • чтобы врач проанализировал результаты и сделал выводы о заболевании
  • чтобы врач разработал курс лечения для лечения заболевания
  • чтобы пациент выполнил курс лечения и выздоровел
Цепочка создания ценностей 2 — контроль выполнения заявки
  • чтобы медсестра видела, что для пациента, за которым она наблюдает добавлена заявка
  • чтобы медсестра осуществляла периодический контроль за статусом заявки
  • чтобы медсестра при длительном невыполнении заявки позвонила в лабораторию
  • чтобы уточнить причины невыполнения (задержки выполнения) заявки
  • чтобы в конечном итоге заявка была выполнена

Пример 2: документирование отчета о встрече с клиентом
Менеджер по продажам находит профиль клиента, с которым провел встречу или беседу

  • чтобы задокументировать результаты встречи или беседы
  • чтобы с этими данными мог ознакомиться другой менеджер, который захочет связаться с этим же клиентом
  • чтобы быть в курсе последних новостей
  • чтобы не раздражать клиентов повторными вопросами
  • чтобы содержательно провести следующую встречу

Технику 5 Whys можно применять для создания различных “срезов” в рамках анализа “цепочки создания ценности”, так как одно действие может иметь одну и более целей, т.о. создавая отдельную ветвь “цепочки создания ценности”.

Заключение


Техника очень проста для понимания, но не так проста для применения.
В процессе накопления опыта и при правильных исходных данных (знание предметной области, в рамках которой приходится выяснять цепочки ценностей, умение формулировать вопросы). Эта техника становится незаменимой для создания осмысленного и лаконичного описания контекста и требований к продукту. А самое главное — вы не потеряете конечной цели и не будете тратить свои силы и время на действия, не приносящие ценности Muda, а будете тратить их на создание осмысленного продукта.

Как быстро выявить первопричину любой проблемы: техника «5 почему»

Техника «5 почему» позволяет определить причинно-следственные связи, лежащие в основе той или иной проблемы посредством постановки последовательных логических вопросов.

Чтобы разобраться с любой проблемой нужно найти ее первопричину. Нам часто кажется, что она очевидна, однако в большинстве случаев за любой неприятностью стоит целый ряд событий, которые на наш взгляд второстепенные, совсем не связаны между собой. Именно техника «5 почему» дает возможность разобраться в любой проблеме, найти ее корень и быстро ее решить.

Как это работает?

1. Формулируется проблема, для которой необходимо найти решение. Можно записать ее на листе бумаги, чтобы легче было увидеть развязку. Определение проблемы должно быть четким и лаконичным.

2. Задается вопрос «Почему это произошло?». Определите варианты ответов на поставленный вопрос. Ответов может быть несколько. Запишите их под или сбоку от проблемы. Ответы также нужно формулировать кратко. Для поиска ответов может применяться метод мозгового штурма. Чтобы структурировать все решения, можно предварительно определить основные подобласти, которые приводят к возникновению несоответствия.

3. Ставится вопросом «почему?» к ответам в п. 2. Ответы на этот вопрос записываются на третьем уровне детализации.

4. Проводится проверка возможности дальнейшей детализации причин. Если детализация возможна, то цикл постановки вопроса повторяется. Как правило, чтобы детализировать причины до самого низкого уровня достаточно 5-ти повторений цикла.

5. Выявление первопричины. Если дальнейшая детализация причин станет невозможна, просмотрите все обнаруженные причины и определите ключевые. В ходе просмотра диаграммы некоторые из причин могут перемещаться с уровня на уровень или дублироваться в разных ветвях дерева причин.

К примеру:

Вовремя не были отправлены документы.

Почему? — вы забыли.

Почему? — вы отложили это на потом.

Почему? — было множество других дел на которых вы концентрировались.

Почему? — вы считали их более важными на тот момент.

Почему? — вы не спланировали свой день, не расставили приоритеты.

Пример довольно простой и примитивный, но на нем четко видно, как один вопрос вытекает из предыдущего. При этом после получения ответа, становится более понятно, как можно решить данную проблему. В данном случае, например, целесообразным может быть освоение техник тайм-менеджмента, принятия на работу секретаря или дополнительных рабочих и тому подобное.

Обратите внимание!

1. Интересно отметить, что последний ответ указывает на процесс. Это один из важных аспектов метода пяти почему — реальная причина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Ответы часто указывают на классические причины: нехватка времени, недостаток финансирования, нехватка рабочей силы и т.п. Однако это только этап к выявлению подлинной предпосылки.

2. При ответах на вопросы этой техники нельзя переводить фокус внимания на другого. Речь идет только о вашей личной роль в развитии событий.

3. Не обязательно ставить именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) количество шагов.

4. Привлекайте правильных людей, знакомых с процессом и проблемой, чтобы они могли ответить, почему что-то случилось. Также полезно иметь участника со свежим взглядом — часто, они задают вопросы, помогающие получать реальные причины возникновения проблем.

5. Не стоит никого обвинять, это заканчивается только тем, что человек чувствует себя виноватым. Если кто-то не выполнил своих обязанностей, задайте вопрос: «Почему он не смог это сделать?» и / или «Что может помочь человеку сделать это?».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о