Содержание

Закусочная на Колесах. Как работает бизнес. Часть 1

Закусочная на колесах


  Сейчас, когда автокофейни, шаурма-автомобили и другие закусочные на колесах стали частью бизнеса, мне бы хотелось в этой статье рассказать об особенностях работы этого бизнеса в разных странах мира с точки зрения урбанистики города и городской инфрастуктуры..

  Первые закусочные на колесах появились еще в начале 20-го века. 

 Америка, славящаяся своими маленькими музеями почти на каждом шагу утверждает, что первые закусочные на колесах появились в штате Техас, штате ковбоев и перегонщиков скота.   История такова, что в начале ХХ века погонщикам скота необходимо было перегонять скот для продажи.  Ну а в пути им необходимо было готовить как то пищу и принимать ее.

Вот тогда и появились первые (chuckwagon), особые тележки для приготовления, хранения и приема пищи. 

   В музее Генри Форда стоит вагончик, который можно отнести к первым «Закусочным на колесах»  с интересной историей его возникновения – это один из первых вагончиков, которые массово производились как «закусочные на колесах».  Первое подобие передвижной кухни  появилось благодаря стараниям Чарльза Гуднайта, который купил у армии США старый фургон и приспособил  его под свою столовую: повесил полки, запасся едой, взял кухонные принадлежности, медикаменты, установил бочку с водой, прикрепил сзади дрова.    А вот некий американец Вальтер Скотт прорезал окна в фургоне и поставил его напротив редакции местной газеты. Он решил продавать с такого фургончика сэндвичи и пироги, а также разливать кофе во время обеденного перерыва.   Спустя 8 лет, в 1880 году, такие фургоны были поставлены на массовое производство. Кроме того, в них появились раковина, холодильник и несколько кухонных плит и предназначались для питания сезонных рабочих и перегонщиков скота.. Отсюда и пошло название передвижных закусочных в США – FoodTruck (фудтрак).

   На представленном фото из музея Генри Форда – вагончик для продажи сендвичей и кофе.  Рассказывается, что в 1890-ом году Генри Форд работал в качестве инженера для компании Эдисона по продаже первых электрических фонарей. В вагончик провели электричество и это позволило продавать еду с вагончиков практически сутки напролет.    При этом все рестораны в то время закрывались к 8 часам вечера из-за наступавшей темноты. Далее, краткая история такова:   1894 год — Производители колбасных изделий стали продавать свои товары на территориях крупных восточных университетов ( Йель, Гарвард, Пристон), и их тележки стали известны как  “dog wagons”. 
1917 год — В армии США появились мобильные столовые или как их называют у нас полевые кухни.

1936 год — Оскар Майер создает свою первую мобильную точку с хот-догами «The Weiner Mobile».  

  Потом этот вид бизнеса то появляется вновь, то затухает вплоть до конца ХХ века. Вернее бизнес то существовал, но ограничивался обслуживанием рабочих на удаленных объектах и доставкой мороженого семьям, живущим в одном районе.

  А в конце 2008 года была придумана окончательная концепция фудтрака, которая и стала прообразом того бизнеса. который и стал распространяться по всему миру — шеф-повар из Лос-Анджелеса Рой Чой создал передвижной ресторан «Kogi BBQ» где начал предлагать блюда корейской и мексиканской кухонь, которые можно взять с собой или съесть прямо на улице.

  На сегодняшний день фудтраки распространены не только в Украине, США и Канаде, но и почти во всей Европе, Африке и Азии.
Как работает бизнес и какие существуют ограничения:

1. Открывается компания (или юрлицо или физлицо). В США почти 95 процентов фудтраков имеют форму собственности – юрлицо. Что связано с тем. Что в стране распространены судебные споры, практически по любому поводу. 

  А собственник частной компании несет полную ответственность по спору всем своим имуществом.  Поэтому основные владельцы фудтраков – юридические компании (аналог наших Обществ с Ограниченной Ответственностью). 2. Получить разрешение на торговлю продуктами питания. В стране очень ответственно относятся к компаниям, которые занимаются продуктами питания (от производства до изготовления конечного продукта, включая и сендвичи и т.д.). Для работы в этой области, для всех производителей, кафе, ресторанов, фудтраков необходимо обязательное наличие разрешения Департамента Здравоохранениия (инспекция по продовольственной безопастности и гигиены).   У каждого города США  есть свои собственные правила, касающиеся сертификации (и зависят от места регистрации твоего бизнеса). При этом необходимо отдельно получать разрешение на работу по работе с продуктами питания (поваром) и отдельно разрешение на саму машину (фургон) (стоимость 35$).   Названия этих разрешений могут отличаться друг от друга. Например, в Нью-Йорке вам нужно будет получить разрешение «Mobile Food Vendor License» , а в Вашингтоне, округ Колумбия – «Certified Food Protection Manager Identification».   Зачастую, прежде чем получить определенную сертификацию, необходимо пройти специальный курс подготовки (курсы подготовки поваров). Без них практические нереально получить сертификацию (разрешение) на работу по этой специальности.   Цена на курсы и сертификацию составляет не менее 1500 долларов.

И еще. Обязательно вступить в профсоюз, который курирует работу передвижных Закусочных.

  Итак, чтобы получить разрешение на автомобиль, в котором будет готовится еда и продаваться населению, необходимо иметь сертификат на автомобиль.  

  Сертификат дается на основании проверки соответствующим департаментом фургона, в котором должен быть список приспособлений и оборудования, согласно техническим нормам.   Процесс получения сертификатов и разрешений довольно долгий и трудоемкий, но в результату хозяин фудтрака получает корочку-сертификат на право торговли и право торговли на этом авто. Кроме того, этот сертификат подтверждается департаментом по пожарной безопасности (проверяется газовые баллоны, место размещения гриля и т.д.).   Без такого разрешения торговать нельзя и как шутят сами американцы, не дай бог лишиться лицензии… 3. Получить разрешение на перевозку продуктов питания (новое разрешение, стоимостью от 150$ (в Лос-Анжелесе) до 650$ (в Нью-Йорке). Как говорят сами американцы, это очень длительная процедура, поэтому многие предпочитают просто дать взятку (а мы говорим, что коррупция только в нашей то стране)… Кстати. Все лицензии выдаются на срок до 3 лет, хотя есть нюансы по каждому из городов – где-то полтора года, где-то до 3 лет.

 4. Получить страховку на автомобиль и и страховку на вид бизнеса. 

  Без страховки торговать тоже нельзя. Все эти страховки и сертификаты на торговлю обязательно выставляются на лобовое стекло машины. В случае их отсутствия – довольно большой штраф. 5. Найти место для парковки фургончика. В одних городах необходима аренда места на городской стоянке, а в других позволяется арендовать себе место у частников, но нельзя работать у частника на территории, если это место не одобрено санитарными инспекторами.


   Чтобы работать в определенном городе США, необходимо собственнику фургона зарегистрироваться в местном муниципалитете. Таким образом он получает некое разрешение на работу в данном городе (стоимость до 150$ в год).

   Особый интерес вызывает места для размещения такой мобильной торговли и ограничения на нее:    Страна делится на коммунальную (городскую) собственность и частную собственность на землю. И если фудтраку можно работать на любой частной собственности (просто договорившись с его владельцем о сумме «отступных») то Города выставляют свои, требования по работе подобных заведений. Примерно они звучат так:
Город Атланта:
— Работа автофургона – не более 30 минут в одном месте. — Городом выделено 30 мест продажи продукции с фургонов (зонирование). В одном месте не может стоять более 3 фургонов.  — Запрет работать с фудтрака, работающего на холостом ходу двигателя. — Фургоны, в которых производство продукции (сендвичей и т.д.)проходит при помощи газа не могут располагаться ближе, чем в 200 метров от любого госучреждения или жилого дома. А так же на центральной улице города.  Город Балтимор (лицензия на торговлю в городе от 400$ до 505$ в год):

— запрет продажи вокруг стадионов и спортивных учреждений. В радиусе не менее 300 метров от них. — продажи в жилых районах – не более 15 минут, дальше – переезжать на  другое место, не ближе, чем в 300 метров от предыдущего места стоянки-продажи.. — во время школьных уроков, с 7 утра до 5 вечера  нельзя парковаться фудтраку ближе, чем в 500 метров от основания школы или института. — запрет на парковку фудтрака в радиусе не ближе сем 300 метров от существующего стационарного ресторанного бизнеса (кафе, бары и т.д.).

Город Чикаго (лицензия на торговлю в городе от 600 до 1100$). Так же в Лас-Вегасе, Лос-Анжелесе, Питсбурге и т.д.

—        Применяется зонирование территории. Город выделил от 30 до 86 мест под уличную торговлю. Единственное условие – время торговли в одном месте – не более 2 часов.

Город Сан-Франциско.

— особо уточняется, что фудтрак или тележка по продаже еды должна находится только в зоне парковки автомобилей. — не парковаться против движения. — минимальная ширина тротуара в зоне парковки – 15 футов. — минимальные зазоры от авто: 75 ‘от существующего ресторана первичного входа, 8 ‘от уличного художника, 5 ‘от памятника, 6 ‘от уличной мебели, 7 ‘от пожарного гидранта, 8 ‘от автобусной зоны, 12 ‘от парков, скверов и пляжей.
Город Милуоки.
— продавцу фудтрака необходимо иметь дополнительную лицензию на продажу своей продукции с  9:00 вечера и 6:00 утра. Однако. Это разрешение не требуется во время праздников и социальных инициатив города (ярмарки и т.д.).    Средние затраты на создание бизнеса в США: 1. от 5000$ — небольшой стационарный ларек. Размерами до 4,5 куб.м. 2. до 10 000$ — небольшой трейлер, микроавтобус или будку, в которой можно разместить миникухню. 3. до 50 000$ — практически с нуля можно создать под себя кухню, купить Фудтрак (подержанній) и заплатить за основные лицензии.    Цена продажи продукции в разных городах и разных фургонах от 4,25 до 16$. Средний чек – до 9$. Лучшее количество продажи за сезон с одной машины – 135 тысяч единиц сендвичей (это рекорд, который многие мечтают повторить).

   И напоследок — фискальные функции. Как рассказывают американцы, в каждой машине обязаны отчитываться о количестве продаваемого товара (контролирует фискальная служба). Поэтому или в каждой машине стоит кассовый аппарат или выдаются чеки, подтверждающие покупку товара.

  Законодательство Канады говорит о том. что переоборудованная машина под продажу уличной еды должна иметь лицензию. Стоимость лицензии составляет 1090$. Отдельно должно быть разрешение у работников такого фудтрака на продажу продуктов питания. Каждый работник (повар) должен получить разрешение на работу. Стоимость разрешения — 362$.

  Дополнительно нужно еще кучу всяких бумаг и еще десяток других разрешений на различные приспособления, используемые в процессе работы с фудтраков.

Города Канады пошли на зонирование зон присутствия автомобилей, хотя общие требования к самим авто и к санитарной безопасности примерно такие же. как в США.

  Зонирование. основным мотивом зонирование выступило правило о том, что фудтраки не могут располагаться в определенных местах.

   Вот так выделены места в городе, где ограничена торговля с фудтраков. Единственное условие – наличие разрешений, лицензий и регистрация в муниципалитете.

    На картинке точками показаны стационарные рестораны. кафе. бары и пабы. Законодательство города говорит о том. что ставить автомобиль по продаже еду можно не ближе, чем в 50 метрах от открытого ресторана, бара и т.д. То есть в радиусе в 50 метров от указанных точек. Кроме того, необходимо муниципалитету оплатить стоимость стоянки в согласованных местах продажи. 

    Стоимость такого разрешения в Торонто составляет от 3000 до 5500 долларов в год и зависит от места (около выходов из метро — больше). На карте 513 парковочных мест. где в радиусе минимум 50 метров не должны стоять фудтраки. Время стоянки в одном месте — не более 5 часов (до 2015 года было до 2 часов), в одной локации не может быть больше 4 авто.

   Зато разрешается стоять на обочине дороги. Обязательно наличие мусоросборника и уборка территории после отъезда машины.

  Вид налогообложения в США и Канаде для фудтраков — Налог с продаж (10 процентов). Система контроля — через кассовые аппараты или чеки при продаже продукции.

Про этот бизнес в Азиатских странах мы знаем не много. Во первых он там есть, причем встречается почти на каждом шагу. Во вторых он практически там не зарегулирован. То есть делай тележку или лоток и иди продавай свою продукцию. Только успевай кормить «крышующих» этот бизнес полицейских (Индонезия, Шри-Ланка) да стой на постоянном месте.


   Налоги в Азии – торговый патент от муниципалитета на данный вид бизнеса. Стоимость патента по разным странам варьируется аналогом от 20$ в месяц до 90$  в месяц на человека. Европа будет описана во второй части обзора…

sirena2002.blogspot.com

«Бизнес окупается за 3-4 сезона, если торговля будет успешной». Фудтрак с нуля

Хочешь открыть свой бизнес, но не знаешь, с чего начать? Сколько денег надо для старта и куда идти, чтобы оформить нужные документы?

В Informburo.kz новая рубрика – «Хочу открыть своё дело». Мы надеемся, что она будет полезна тем, кто давно думает по-настоящему делать деньги.

Фудтрак или «закусочная на колесах» – не очень популярный, но перспективный вид сезонного бизнеса. Первый сезон, если запускать дело с нуля, обойдётся в 15 млн тенге, а окупятся эти инвестиции примерно за 2-3 года.

Что такое фудтрак и как с ним работать?

Под фудтраком (food – еда и truck – грузовой автомобиль – англ.) или «бизнесом на колёсах» подразумевается фургон, где можно купить мороженое, закуски и напитки. Такой фургон можно встретить в местах массового скопления людей: на концертах, ярмарках или в парках.

Плюс в сравнительно небольшом объёме инвестиций, малой конкуренции, а также в мобильности.

Минус в том, что зарабатывать получится лишь в определённый сезон – в основном в конце весны, летом. Есть сложности с определением локации для торговли, которые не позволяют фудтракам полностью раскрыть свой потенциал.

Три главных условия для успеха

В январе 2019 года в Министерстве национальной экономики РК призвали бизнесменов обратить внимание на фудтраковый бизнес. Работавший в то время директором департамента развития предпринимательства ведомства Асланбек Джакупов на брифинге в Службе центральных коммуникаций сказал, что «бизнес на колёсах» быстроокупаемый и мобильный.

«Арендуют грузовики, работают на них. Сегодня у нас в этом вопросе нет чёткого регулирования. Нельзя допустить, чтобы любой желающий, условно говоря, поставил газовую плиту и баллон в пирожковоз и ездил по городу продавать. Необходимо отрегулировать три основные составляющие. Это с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, дорожного движения и санэпидблагополучия, и, конечно, соответствующие места должны быть определены акиматом города», – сказал представитель МНЭ РК.

В НПП «Атамекен» сообщили, что отдельных требований к «закусочным на колёсах» в казахстанском законодательстве нет. К примеру, в США для фудтракеров разработали специальный закон «О мобильной торговле». Там, получив соответствующее разрешение, можно торговать продукцией и при этом не нужно согласовывать маршрут с местными властями.


Фудтраки

Фудтраки / Фото с сайта stcathys.com


Как регулируется локация для торговли «с колёс»?

По сути это объект общепита. Поэтому такая деятельность подпадает под Закон «О регулировании торговли», а также под санитарные правила и нормы (СанПиН).

«Сложно определить, насколько «бизнес на колёсах» популярен среди предпринимателей. Дело в том, что ни при самой деятельности, ни при регистрации такой вид бизнеса никак не выделяется.

При регистрации указывается адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласование маршрута передвижения – это компетенция местного исполнительного органа (акимата)», – говорят в НПП «Атамекен».

Допускается торговля в любой точке такого маршрута, но не за его пределами. Понятно, что при этом необходимо соблюдать правила дорожного движения и иные требования законодательства.

«Например, необходимо соблюдать общественный порядок, не шуметь после 23.00, не продавать алкогольную и табачную продукцию несовершеннолетним. Не устраивать в точках вашего маршрута агитационные мероприятия, не осуществлять продажу запрещённых к обороту товаров (к примеру, наркотиков). То есть соблюдать требования всех законов РК», – уточнила официальный представитель НПП «Атамекен» Бибигуль Нысанбаева.

В палате также рассказали о том, что нормативно-правовые акты сейчас никак не регламентируют вопрос продажи еды в парках, на концертах и других местах массового скопления людей. Главное, чтобы торговля шла именно на ранее утверждённом маршруте.

Нужны связи или чистая репутация?

Предприниматель из Нур-Султана Марклен Оганян приобрёл весной 2017 года три прицепа, чтобы с них продавать напитки и фастфуд. Он говорит, что сложно согласовать с местными властями локацию торговли.

«Для такого бизнеса нужен большой поток людей. Это концерты, парки, ярмарки и так далее. Нельзя просто так ездить по городу и продавать еду. Скажу только из своего опыта: чтобы получить самые людные локации, нужны связи. Не знаю, может, у других было иначе. Можно ещё арендовать точку рядом с торговым центром. Однако аренда будет стоить достаточно дорого, и тогда бизнес может не окупиться», – рассказал Марклен.

Частично с этим согласен алматинский предприниматель Эльдар Жусупов (имя изменено по желанию спикера), но, по его словам, связи в таком бизнесе не играют решающей роли. Власти охотно идут навстречу, говорит Эльдар, если обратиться за разрешением торговать из фудтрака.

«Естественно, при условии, что у вас всё в порядке с санитарией и хорошая репутация. Летом можно продавать мороженое, хот-доги, бургеры, донеры и другой фастфуд, а зимой можно переоборудовать (транспорт. – Авт.) под продажу горячих напитков. Но спрос, конечно, будет меньше. Учтите, что ингредиенты должны быть уже готовы. К примеру, если вы продаёте бургеры, то в морозильнике уже должны лежать замороженные котлеты. Поэтому в расходах нужно будет это учитывать: покупаете вы эти котлеты у кого-то или где-то готовите», – делится опытом бизнесмен.

Начинаем с нуля. Сколько надо денег?

По словам тех, кто уже имеет «закусочные на колёсах», прицеп в базовой комплектации стоит от 5 до 8 миллионов тенге. Плюсуем сюда же расходные материалы и внутреннее оборудование «передвижной кухни». Итого: инвестиции в дело для первого сезона работы могут составить около 15 млн тенге.

«Бизнес на колёсах» достаточно актуален в МСБ. Относится к средне- и малобюджетным франшизам. Инвестиции могут достигать 50 тысяч долларов (более 19 млн тенге. – Авт.). Это включая паушальный взнос (покупка франшизы), оборудование, материалы и так далее», – говорит директор Казахстанской ассоциации франчайзинга KazFranch Адема Досжанова.

Она привела в пример франшизы Red Dragon (сеть ресторанов быстрого питания) и Zheka’s doner house. В данное время, по информации Досжановой, доступны именно они. Инвестиции в франчайзинговые проекты составят от 300 тысяч тенге до 50 тысяч долларов.

Финансирование на старте можно получить по программам фонда «Даму».

«К примеру, есть программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек». Одним из направлений данной программы является кредитование микро- и малого бизнеса. Максимальный лимит финансирования на одного участника программы в городах и моногородах (кроме городов Нур-Султан, Алматы, Актау, Атырау) до 6500 МРП (16,4 млн тенге), в городах Нур-Султан, Алматы, Актау и Атырау составляет 8000 МРП (20,2 млн тенге). Срок кредитования – до 7 лет со ставкой не более 6% годовых», – сообщают в фонде «Даму».

Фонд может также дать фудтракерам гарантии под кредиты на бизнес. Это касается тех, кто не имеет возможности предоставить банку залог: до 85% по стартапам и до 50% по действующим проектам. Есть также различные региональные программы финансирования МСБ.

За какое время окупятся инвестиции?

Фудтракеры говорят, что бизнес окупается за 3-4 сезона, если торговля будет успешной. Себестоимость стакана кофе – примерно 150 тенге. Его цена на прилавке – 600 тенге. Разница – 450 тенге. Платите с неё налоги и оставшееся – в карман. По другим видам продающейся в закусочной на колёсах еды примерно такая же пропорция расчётов.

«Затраты и количество персонала – всё это в каждом случае индивидуально. В целом реализация любой бизнес-идеи должна начинаться с бизнес-плана, так как гораздо эффективнее получить данные о рентабельности расчётным путём», – сообщили в НПП «Атамекен».

Бизнес-план абсолютно бесплатно будущему владельцу фудтрака помогут подготовить и в фонде «Даму», и в «Атамекене».

informburo.kz

8 шагов для открытия и 5 идей

Неудачно подобранное место для продажи товаров или предоставления услуг — это практически всегда провал и убытки для предпринимателя.

И немногие могут найти в себе силы, а также имеют дополнительные средства, чтобы начать все заново.

Если у вас есть страх «прогореть» именно из-за того, что можно неправильно подобрать место, то бизнес на колесах — это действительно выход и решение проблемы.

Особенно если не хочется иметь никаких дел с арендой и ремонтом помещения.

У нас это уже довольно привычный и известный способ вести бизнес, но в странах Европы и США он имеет большее распространение.

Мобильные салоны красоты, ночные клубы, гостиницы прямо в автомобилях там уже давно не воспринимаются чем-то диковинным и необычным.

Мы же рассмотрим несколько идей, которые успешно действуют у нас.

Особенности и преимущества ведения бизнеса на колесах


Открыть мобильный бизнес не составляет огромного труда.

Предпринимателю не нужно искать подходящее помещение, делать в нем ремонт и нанимать большой штат персонала.

Достаточно определиться с идеей, купить необходимый автомобиль, переоборудовать его и начать свое «путешествие» по разным уголкам города в поисках выгодного места.

Бизнес на колесах, как и любой другой, ориентирован на большое количество клиентов.

Но его главное отличие от «стационарного» в том, что в случае неудачи можно легко переместиться на более выгодное место.

Помимо этого у бизнеса на колесах есть и ряд других преимуществ:

  • нет необходимости тратить время и деньги на поиски подходящего помещения;
  • сравнительно небольшие вложения и регулярные расходы;
  • минимальные вложения в рекламу;
  • довольно простое получение разрешительных документов.

Если выбранное направление все же не смогло принести предпринимателю ожидаемых результатов, он сможет перепродать даже переоборудованное авто и не понести больших убытков.

Еще одним вариантом действий может быть попытка испытать свои силы на другой идее бизнеса, которую также можно реализовать «на колесах».

Порядок действий при открытии бизнеса на колесах


Подробное изучение и тщательное планирование реализации задуманной бизнес-идеи — это ключевые действия, которые нужно сделать перед началом предпринимательской деятельности.

Без знаний работы в выбранном направлении бизнеса, а также без составления плана действий и финансовых расчетов не получить организовать стабильное и прибыльное дело, каким бы выгодным и рентабельным оно не казалось на первый взгляд.

  1. Изучение покупательского спроса на конкретно взятой территории.

    Многие ошибочно полагают, что если бизнес на колесах не привязан к определенному месту, то значит не нужно изучать спрос.

    Это совсем не так.

    Согласитесь, что даже на автомобиле не выгодно отправлять за 200 км в другой населенный пункт только потому, что там в чем-то нуждаются люди.

    Поэтому вам нужно изучить незанятые ниши в своем городе и проанализировать их необходимость среди населения и выбрать для себя несколько направлений.

  2. Генерирование бизнес-идеи.

    Лучшим вариантом будет то направление, в котором у вас есть определенные знания или опыт.

    Если их нет, но есть давняя мечта попробовать что-то новое, то нужно приступить к его изучению и начать действовать.

  3. Составление бизнес-плана.

    Этот документ составляется в любом случае.

    Даже если у вас есть собственные средства на открытие бизнеса, не пренебрегайте этим этапом.

    Бизнес-план поможет проанализировать выгодность вложений в идею, рассчитать сумму капитальных инвестиций, а также будет служить подробной инструкцией действий, которые нужно сделать.

  4. Покупка и брендирование автомобиля.


    В зависимости от выбранной идеи бизнеса на колесах, вам нужно будет приобрести новое или поддержанное авто.

    Это может легковое или грузопассажирское транспортное средство, которое сможет вписаться под концепцию идеи.

    После покупки можно приступать к брендированию автомобиля.

    Здесь имеется в виду его переоборудование и разработка дизайна, который будет подходить задуманной идее.

  5. Регистрация.

    Процедура по регистрации бизнеса на колесах проходит привычным способом.

    Вам нужно:

    • выбрать организационно-правовую форму: ИП, ООО;
    • определиться с формой налогообложения;
    • получить разрешения в санэпидемстанции и пожарной инспекции;
    • получить разрешения на ведение предпринимательской деятельности в органах местной власти.
  6. Приобретение оборудования и при необходимости товаров.

    После покупки автомобиля нужно заняться поиском и приобретением оборудования.

    Это вторая во величине статья расходов в сумме первоначальных инвестиций.

    В зависимости от выбранного направления деятельности нужно закупить все необходимое оборудование и товары, которые понадобятся в ходе работы.

  7. Поиск персонала.


    Идея бизнеса на колесах не нуждается в большом вложении в штат сотрудников.

    В первое время можно и самому выполнять работу и нанять себе сменщика, которого нужно обучить всем вопросам и нюансам, а также работе с оборудованием.

    Важно, чтобы работник имел права определенной категории.

    Но, возможно, придется нанимать водителя, который будет перегонять автомобиль, если сотрудник сам не сможет этого делать.

    В любом случае затраты на зарплату персоналу не будут слишком большими.

  8. Проведение рекламы.

    Идея бизнеса на колесах не так сильно нуждается в активной рекламе.

    Здесь нужно найти «злаковое» место с большим потоком людей, или же рассмотреть такую местность, где среди населения есть спрос на вашу деятельность.

    Но все же это не значит, что вложения в рекламу не нужно делать.

    В зависимости от выбранной сферы деятельности нужно разработать маркетинговую стратегию, инструменты которой будут использоваться в ходе реализации идеи.

    После завершения этого процесса можно смело выбирать место, выезжать на первую планируемую точку и начинать работу.

    Помните, что в случае неудачи, вы можете прямо в этот день завести автомобиль и отправиться в другое место.

Основные финансовые вложения в бизнес на колесах


Как уже говорилось выше, бизнес план выбранной идеи включает в себя подробные расчеты первоначальных инвестиций и регулярных вложений.

Стартовый капитал реализации идеи будет состоять из таких расходов:

  • покупка авто;
  • его переоборудование и брендирование;
  • покупка электрогенератора, бака с водой и насоса для ее подачи;
  • покупка кассового аппарата;
  • расходы на регистрацию и получение разрешительных документов;
  • покупка необходимого оборудования / инструментов и первой партии товаров / сырья;
  • расходы на рекламу;
  • прочие непредвиденные расходы.

Среди регулярных вложений необходимо выделить:

  • расходы на топливо и обслуживание автомобиля;
  • амортизация авто;
  • коммунальные платежи;
  • зарплата работникам;
  • регулярная покупка товаров или сырья;
  • расходы на рекламу;
  • прочие расходы.

11 идей для бизнеса в частном доме

Независимо от того, какая идея бизнеса будет выбрана, без вложения в покупку соответствующего автомобиля не обойтись.

Его нужно подбирать в зависимости от того, чем вы решили заняться.

К примеру, в какой-то идее вы сможете ограничиться легковым авто, а для чего-то понадобится автофургон, грузовик или даже автобус.

Примеры автомобилей:

  • Toyota DD;
  • Volkswagen Caddy;
  • Mercedes Sprinter
  • ГАЗ/Газель и прочие.

И вот вы определились с идеей бизнеса на колесах, и на этом этапе  вам понадобится приобрести авто и переоборудовать его, то есть заняться его брендированием и стилизацией:

  • покупка нового автомобиля — 20000-25000$;
  • брендирование и стилизация авто — 5000-10000$.

Остальные вложения будут зависеть от того, чем вы планируете заниматься.

5 актуальных идей бизнеса на колесах


Бизнес на колесах можно реализовать в виде множества идей.

Они могут касаться продовольственной и непродовольственной торговли и оказания услуг.

Рассмотрим несколько вариантов.

1. Кофе на вынос


Это самая популярная идея для бизнеса на колесах, и, конечно, мы не может не остановиться на ней.

В России и Украине можно все чаще заметить мобильные точки продаж свежезаваренного кофе.

Смысл идеи заключается в том, чтобы заниматься торговлей кофе, который посетители могут взять с собой и насладиться напитком в пути.

Для открытия бизнеса понадобится приобрести бак для воды, электрогенератор, витрину, профессиональную кофемашину, кофемолку и холодильное оборудование небольших размеров для хранения сливок и молока.

Регулярные вложения в такую идею бизнеса на колесах представлены в виде закупки качественного кофе, сахара, молока, сливок, сиропов, расходных материалов — пластиковых или бумажных стаканчиков и салфеток.

Размещать мобильную точку нужно в местах скопления людей — станции метро, автовокзалы, бизнес-центры, учебные заведения и городские парки.

2. Мобильная кофейня или столовая


Эта идея бизнеса на колесах более продвинутая, чем предыдущая.

Здесь есть два варианта развития, среди которых можно выбрать тот, который подходит именно вам:

  1. Фаст-фуд с собой.

    Сюда относятся такие товары: хот-доги, пончики, сэндвичи, пиццы и другая подобная еда.

    В зависимости от выбранного ассортимента вам может понадобится микроволновая печь для разогрева блюд, кофемашина, аппарат для приготовления хот-догов, вафельница, блинница.

    Обязательным будет холодильное оборудование и мощный электрогенератор.

    Готовить ничего не получится, разве что хот-доги, поэтому нужно найти поставщиков, которые будут обеспечивать вас заготовками и полуфабрикатами.

    Или же вы можете сами заниматься готовкой блюд в стационарном помещении, а реализовывать их уже в фаст-фуде на колесах.

  2. Полноценная столовая с посадочными местами.

    Для реализации такого бизнеса на колесах вы не сможете ограничиться легковым автомобилем, ведь вам понадобится осуществить покупку полноценного автобуса, который впоследствии делится на две части: небольшую кухню и само кафе с несколькими столиками.

    Ассортимент предлагаемых блюд может быть таким же, как в описанном выше варианте.

    Чтобы не распыляться на меню со множеством позиций, рекомендуем выбрать узкую специализацию — блинная, пиццерия, пончиковая.

    А само кафе может стоять на одном месте или вместе с посетителями передвигаться по городу.

3. Шиномонтаж или выездная аварийная служба


Автовладельцы часто попадают в непредвиденные ситуация — прокол шин, поломка авто.

Естественно, уехать никуда не получится, поэтому и были придуманы мобильные мастерские, которые занимаются экстренным ремонтом.

Смысл такого идеи бизнеса на колесах заключается в том, что, когда у водителя возникает проблема, он звонит в подобную службу, которая приезжает к нему и устраняет неполадку.

Для этих целей вам понадобится выбрать автомобиль в виде фургона с оборудованием и инструментами, которые необходимы для обслуживания автомобилей.

Для реализации такой идеи нужна активная реклама.

Как с предыдущими вариантами, когда людям достаточно просто пройти мимо вас, не получится заявить о себе.

Здесь уже нужно будет работать по вызову, поэтому продвигайте свой бизнес всеми известными способами.

4. Магазин

«Виды бизнеса различны, но бизнес как система остается одним и тем же, независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков.»
Питер Дракер

Одна из стенок грузового автомобиля представляет собой витрину с товарами.

Чтобы реализовать эту идею, вы можете торговать как продуктами питания — выпечкой, свежими овощами фруктами, мясом, рыбой, так и непродовольственными товарами — одеждой, украшениями, аксессуарами и прочим.

В случае с продовольственной группой товаров нужно в обязательном порядке получить соответствующие разрешения, а также сделать такие вложения — купить витрину электрогенератор и холодильное оборудование, которое будет отвечать за сохранность и свежесть продуктов.

Если вы в раздумьях над тем, чтобы заняться торговлей, то для начала присмотритесь именно к бизнесу на колесах.

И тогда у вас будет шанс найти действительно выгодное место, где объем продаж будет соответствовать вашим ожиданиям.

Еще одна оригинальная идея бизнеса на колесах рассмотрена в видео:

5. Кинотеатр


Идея бизнеса на колесах в виде передвижного кинотеатра актуальна как в маленьких городах или поселках, где практически нет никаких развлечений, так и в крупных населенных пунктах, особенно в отдаленных от центра районах.

Установив проектор и несколько посадочных мест, вы можете колесить по своему городу или близлежащих населенных пунктах, и дарить их жителям возможность развлечься.

В этом случае нужно позаботиться о приобретении не только оборудования, но и лицензии на трансляцию фильмов.

Последние будут представлены в виде регулярных вложений.

Чтобы о вас узнали, займитесь активной рекламой.

Бизнес на колесах не ограничивается лишь на этих идеях.

Если у вас хорошо работает фантазия по генерированию идей, и вы не боитесь рисковать, то вы с легкостью сможете реализовать практически любой задуманный проект, который при таком ведении дел отличается быстрой окупаемостью.

И это не удивительно, ведь вы получаете уникальную возможность перемещаться по городу в поиске выгодного места.

Поэтому найдите подходящее авто, купите необходимое оборудование, составьте подробный бизнес план и начинайте действовать.

И помните, что успех не приходит к тем, кто ничего не делает.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

biznesprost.com

Закусочная на Колесах. Как работает бизнес. Часть 2. Европа


   В Первой части статьи http://sirena2002.blogspot.com/2016/01/1_2.html был рассмотрен метод работы бизнеса на Колесах с точки зрения городской инфраструктуры и урбанистики в США и Канаде.
  Это вторая часть исследования. 

  Европейская ассоциация фудтрак автомобилей (главный офис – в Брюсселе) насчитывает 13 региональных ассоциаций (+ Финляндия, которая не поместилась на карту). 

   Это совсем не значит, что в других, соседних странах совсем нет такого бизнеса, как «Закусочные на колесах». Нет, машины по продаже фас-фуда можно встретить и в Украине, в России, в Австрии, в Хорватии, Словакии. Молдавии, Венгрии и Румынии и даже в Швейцарии и т.д.    В предыдущей части обзора я забыл написать, сколько стоит организация такого бизнеса в Европе. Для примера, в Испании, чтобы открыть свой бизнес-фудтрак необходимо инвестировать  более 150 тысяч Евро. Вот так расписываются основные затраты на создание бизнеса по продаже еды с автомобилей.

Разовые расходы: Покупка грузовика и его переделка в фудтрак — € 25000 Размещение рекламы на машине. Вывеска, наружная реклама- € 3500 Покупка и установка оборудования – до € 10000 Покупка генератора — € 5000 Затраты на покупку лицензии. Разрешений госорганов для начала бизнеса — € 5000 Покупка места стоянки фудтрака (дает муниципалитет (на год)) — € 8000 (зависит от расположения) Закупка оргтехники и фискальных кассовых автоматов — 2000 € Фиксированные расходы Услуги по уборке мест стоянки фудтрака: 200 / неделю = в год 9600 € Топливо: 400 / неделю = € 19200 Обслуживание кредита на покупку технологического оборудования: € 50 / неделя = 2 400 € Зарплаты работникам: € 1000 / месяц = ​​€ 48000 Реклама: € 200 / месяц = ​​€ 2 200 Коммерческая лицензия кухня: € 200 / неделя € = 11600 Различные цены Ингредиенты: € 1.60 Общая сложность работы в Европе фудтаков – получить лицензию на данный вид бизнеса. И везде, во всех странах советуют – избегайте потерять лицензию!! Что в Испании. Что в Италии. Германии. Великобритании и т.д. этот вид бизнеса подлежит лицензированию. Для получения лицензии необходимо пройти курсы поваров и иметь соответствующие документы, получить разрешение на переоборудование автомобиля (в Полиции) и разрешение медицинской инспекции о том, что автомобиль с установленным в нем оборудованием предназначен для продажи еды (наличие холодильников, печей обжига) и т.д. Кроме того, работников проверяют на знание правил безопасности хранения продуктов питания, борьбы с вредителями, санитарных норм и т. п.
            И только получив соответствующие сертификаты и разрешения можно обращаться в муниципалитет за разрешением на торговлю в городе. Налоговая политика для Фудтраков   В большинстве стран Еврозоны существует такой вид налога как «Промысловый налог». По своей сути и смыслу он похож на Украинский вариант «Единого налога», но весть и различия – он зависит от прибыли предприятия и взымается как процент от прибыли компании (прошу заметить не от оборота, а непосредственно зависящий от хозяйственной деятельности предприятия – прибыли). Причем физические лица и товарищества на основе персонального участия могут претендовать на необлагаемый налогом минимум дохода в 24 000 евро в год.   Контролируется фискальная составляющая через обязанность продавать товар по чекам или при помощи кассовых аппаратов. Существует громадный штраф для тех. Кто уличен в продаже товара без чека.   Однако, в Испании. Нидерландах. Великобритании (в каждой стране есть определенные особенности и дополнения, но принцип налогообложения такой же) применен другой подход к работе бизнеса на фудтраках – патент или лицензия. Стоимость патента зависит не только от вида деятельности, но и от места твоей торговли.
  Так, в Испании установлен твердый налог на владельцев мелкого бизнеса (пекарни, ремонтные мастерские, фудтраки).
   Этот налог зависит от объективных показателей твоего предприятия (вида деятельности, метража занимаемого помещения, энергопотребления, места расположения предприятия, от муниципального коэффициента количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия, в том числе и фудтрака. И этот налог является базовым для всех фудтраков, располагающихся в той или иной зоне при обслуживании территории.   Для примера, в Барселоне применено зонирование территории для продажи с фудтрака. Зонирование подразумевает несколько зон, разно удаленных от исторических мест в городе. И для работы в той или иной зоне, фудтраку выдают патент на продажу продукции в данной зоне (стикер определенного цвета). При этом продажа в другой зоне предусматривает пересмотр стоимости патента (налога).   Стоимость налога такова, что примерно составляет от 4 до 7 процентов от оборота компании. Отдельно к данному виду налогообложения приплюсовывается разрешение на торговлю в том или ином месте работы + плата за парковку. Особенности работы в Европейских странах Великобритания    В Лондоне определены 10 локаций, где разрешена стоянка автомобилей с едой. Важная особенность локаций — отсутствие стационарных пабов, ресторанов и кафе. За стоянку автомобиля в данной локации муниципалитет продает разрешение на торговлю. Исключения — торговля на обочинах дорог.



    В некоторых других городах Великобритании существует так же ограничение на количество автомобилей в данной локации, а так же на время пребывания в ней (обычно – не более 3 часов).   Разрешение на работу торговой точки, получается, через получение лицензии в Департаменте потребительского надзора и ветеринарии, прохождения курсов поваров и т.д.   

Одновременное количество фудтраков в одном месте – не более 10. Места для продажи – определены муниципалитетом. В Швейцарии применено зонирование территории для работы Фудтрака. Муниципалитетом дается разрешение на стоянку транспортного средства в определенном месте. Причем разрешение дается на срок от 1 дня до года. Основные ограничения на подобную торговлю – стоянка в одном месте в месяц – не более 4 дней (Лозанна).

  Например, в Женеве свободно можно купить разрешение на продажу с фудтрака на 19 рабочих дней. Основные места размещения таких автомобилей – около блошиных рынков.   В Италии каждый муниципалитет имеет свои правила для расстановки фудтраков. Основное требование – стоянка фудтраков на общественных парковках (с уплатой сбора за парковку), наличие мусорного бака и минимум двух стульев и столика для посетителей.   Существуют и специальные запреты на торговлю с фудтраков – это центральные районы города и площади, в которых расположены здания, являющиеся исторической ценностью. Это связано с большим количеством жалоб туристов на то, что при фотографировании в обьектив попадают в фудтраки.
  Для остальных мест продажи фудтраков – требуются разрешение муниципалитета на торговлю в определенном месте. Плата за парковку фудтрака в Риме: 1 день Разрешение — Бесплатная Так же, согласно муниципальному законодательству в Риме запрещается работа фудтрака в одном месте более чем два часа подряд. И разрешается работать в любых районах города 8:00 и 6:00 вечера с понедельника по субботу. Ночью работа фудтраков  — запрещена. Как и работа более чем 8 часов в сутки.   В случае нарушения мест стоянки, работу без разрешения (выдается стикер на стекло авто) муниципалитета и других нарушениях – штраф на хозяина фудтрака от 1000$ и выше и вплоть до конфискации транспортного средства Места расположение фудтраков — согласно зонированию города (есть три площадки в центре города). Город выделил 75 мест для размещения транспортных средств. Эти места определены вдали от действующих стационарных ресторанов и кофеен. В радиусе не менее 100 метров.    Отдельно упоминается, о том, что стоянка транспортных средств в этих местах разрешена с 7 утра и до 2:30 ночи. Разрешение на работу фудтрака дает муниципалитет на год. Стоимость разрешения – 1050$/   Как в Голландии и Италии.   Для работы в Амстердаме необходимо получить патент на этот вид деятельности (в виде «Промыслового налога), разрешение право торговли товарами продовольственной группы, заплатить за стоянку в определенном месте (город обозначил определенные места, где могут стоять таким автомобилям), получить гигиенический паспорт.     Поскольку этот вид бизнеса считается мобильным. То существует условие нахождения машины в одной точке продаж не белее 5 часов. Существует определенное зонирование территории на стоянку фудтраков. Разрешенное время работы  с фудтраков с 7:00 до 22:30. Возможна стоянка на траве. Но только с дополнительной доплатой и только во время ярмарок (и не больше 3 суток). Налоговая нагрузка – до 28 процентов с прибыли. Продажа только по кассовым аппаратам или чековым книжкам. Законодательство примерно соответствует законодательству Великобритании за исключением налоговых новаций на бизнес.     Как говорит статистика, фудтраки в России появились только в 2013 году (а мобильные кофейни в 2011 году).   Законодательство не совершенно и немного похоже на Украинское,  с точки зрения коррупционной составляющей – нечетко прописанные условия госорганов при получении разрешений на торговлю, скрытые платежи за право торговли и т.д..     Так же. как и во всех постсоветских странах, большой вопрос в получении разрешений на место стоянки автомобиля, ведь основные места торговли – под коммунальной собственностью, а следовательно для получения такого права торговли многие хозяева фудтраков вынуждены идти на поклон и кулуарно договариваться о тех или иных местах, где можно поставить свое транспортное средство.     Так же большие проблемы со старыми СанПиНами и ГОСТами. Которые не учитывают, что торговля с фудтраков – это новый вид бизнеса, причем специфический. Это касается и вопросов с подключением к воде (для примера, в США предусматривают обязательное установление бака с водой, которую необходимо менять раз в сутки, а вот в России и Украине – обязательно требуется проточная вода и т.д.). И еще много. много несовпадающих требований, которые предъявляются к этому виду бизнеса в постсоветских странах и остальном цивилизованном мире.       Даже больше – такие коррупционные схемы давали возможность узаконивать торговлю с фудтраков через механизм размещения, как стационарного объекта торговли или вынуждали заключать договоры аренды земли с муниципалитетом.       В последнее время видны определенные усилия некоторых муниципальных властей (Москва, Санкт-Петербург) решить эти проблемы, в том числе и с обязательством по передвижению фудтраков по улицам города в ту или иную локацию (ведь вид бизнеса – передвижная торговля), но пока все на уровне слухов.    Места для работы фудтраков муниципалитет распределяет через аукционные продажи с концепцией режима работы фуд-трака – с 8.00 до 22.00. Все остальное время фудтрак должен находиться на стоянке, которую предприниматель указывает в  договоре на размещение объекта.     Работа подобной торговли в Украине косвенно регламентируется Законом Украины «Об утверждении Правил работы мелкорозничной торговой сети». (кстати, пункт 21 этого закона процентов 80 фудтраков и автокофеен не выполняют, хотя за местными администрациями прописан контроль за выполнением этих пунктов Закона (коррупция и там тоже).  Согласно, этого Закона, владелец фудтрака должен продавать свой товар согласно требованиям раздела V Единых Правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц… получить определенное разрешение на продажу у местных органов власти.   При этом в отдельных случаях порядок размещения фудтраков и автокофеен необходимо согласовывать с Антимонопольным комитетом, что есть нонсенсом в мировой практике.    Основные требования к размещению машин-фудтраков и автокофеен: 1. На улицах и дорогах, где существующие здания, сооружения и ограда размещены на расстоянии менее 5 метров от проезжей части, размещение разрешается в одну линию с фасадами зданий, сооружений или ограждения.   В охранных зонах инженерных коммуникаций разрешается размещать с обязательным согласованием с организациями, эксплуатирующими эти коммуникации. У каждого фудтрака должно быть внешнее искусственное освещение.    При размещении автокафе на расстоянии более 2 метров от тротуара до него с тротуара должна быть построена пешеходная дорожка шириной не менее 1,5 метра.   Возле каждого авто на колесах их владельцы устанавливают урну для мусора. Если, в случае остановки транспортных средств возле вашего фуд-трака, возникает препятствие дорожному движению, устраивается «карман» для временной остановки не менее двух легковых автомобилей. Запрещено размещение фудтраков: — у фасадов административных зданий и музеев, культурных зданий, непосредственно возле памятников, фонтанов, клумб, смотровых и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки домов и декоративного благоустройства территории; —  ближе 20 метров от перекрестков улиц; — в охранных зонах инженерных коммуникаций; — на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе 20 метров в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, что ее обозначает; — ближе 100 метров до железнодорожных переездов. При размещении кафе на колесах также не допускается повреждение или уничтожение зеленых насаждений.    Как видите, правила как бы существуют. но практика показывает. что никто в муниципалитете их не контролирует. Так же, владелец фудтрака отдельно должен получить одобрение Санэпидстанции на  работу своей машины, экологической и пожарных инспекции, госгорпромнадзора (при использовании газовых установок в фудтраке). Однако опыт показывает, что поскольку регламенты этих учреждений не всегда четки в трактовке тех или иных пунктов, а иногда даже вообще не существуют (правил нахождения огнетушителя в авто отсутствует), это создает предпосылки к коррупции.  В последнее время в некоторых городах Украины начали делать попытки разработки неких правил для фудтраков и автокофеен. Эти правила разрабатываются по Российскому примеру. Так в Киеве планируется оставить максимум 300 точек передвижной торговли, при этом разыгрывая на аукционе места точек торговли.   По моему мнению. Эти правила не имеют ничего общего ни с рыночными отношениями, ни с опытом Европейских стран в решении этих вопросах. И мое мнение я выскажу несколько ниже.

Послесловие от автора   В процессе подготовки этой статьи я смог проанализировать Европейские подходы к работе бизнеса Фудтраков и отечественные. И скажу Вам о том, что они существенно отличаются.    Как подходы к работе этого бизнеса так и в налоговой политике государств. Отличаются. К сожалению не в лучшую сторону своей несправедливостью, что создает основания для коррупционных схем. Посудите сами.   В центральной Европе (Испании, Германии, Голландии, Италии, Великобритании и т.д., а также в США и Канаде) основным принципом налогообложения такого вида бизнеса, как Фудтрак-является либо налог с оборота (примерно до 6%, либо налог с прибыли (до 18 процентов). Такая система налогообложения более справедлива, поскольку для получения больших налогов власти необходимо подстегивать работу бизнеса, помогая им теми или иными путями.   При этом особое внимание уделяется подготовке к работе бизнеса. Посудите сами. Перед тем, как получить разрешение на право торговли в городе, получается много разных технических сертификатов, особенно в том случае если это касается продуктов питания и способов их приготовления. Это и сертификат повара (или курсы поваров), это и сертификат на переоборудование машины, и сертификат от инспекции по эпидемиологическому контролю, и разрешение от пожарных (на установку определенного оборудования) и проверка всей цепочки поставщиков ингридиентов по эпидемиологическому контролю и т.д.  Причем правил и специальных разрешений, которые необходимо выполнить настолько много (хотя они и имеют точную, четкую структуру и последовательность их выполнения), что мировые автогиганты для такого вида бизнеса выпускают специальные автомобили, которые уже на производстве прошли сертификацию и аттестацию. С таким автомобилем можно сразу в муниципалитет за регистрацией на право торговли.  Насколько часто проверяют правила соответствия выданного сертификата и требований, указанных в нем к реальной машине мне неведомо, но насколько я понимаю, они перепроверяются.
   И только имея все эти сертификаты можно приходить в муниципалитет и получать разрешение на торговлю в городе.   
   Причем разрешение дается на год (+ стоимость места стоянки не менее 5 тысяч $).    Таким образом, подчеркивается заинтересованность муниципалитета в увеличении и развитии малого бизнеса в городе. Ведь муниципалитет не только получает деньги от продажи разрешения на торговлю, но и имеет определенный процент от стоимости парковки фудтрака, от дохода (ведь налоги это этого вида бизнеса платятся в местные бюджеты.    В Украине все как то иначе. Несмотря на многочисленные законодательные акты, регламентирующие работу передвижных торговых точек, эти акты несовершенны. Нет контроля за их выполнением, акты с коррупционными составляющими, позволяющими нечетко трактовать статьи законодательства и т.д.    Попытка Киева разграничить зону торговли фудтраков на определенные локации и проводить тендер на право нахождения в этой локации выглядит как издевательство над бизнесом. Особенно с точки зрения Европейских стран.   Если там все работают в равных условиях, работа бизнеса приветствуется в любом виде в рамках определенной локации и рамках действующих ограничений (количество мобильных фудтраков не более такого-то числа и не более определенного времени на стоянку), то в Киеве просто ограничивают количество работников (по сути — конкуренции), которые работают в этой сфере до какого-то определенного количества (по примеру России).        Ограничивают, даже не думая, как и где будут работать люди, не вошедшие в число победителей аукциона на право нахождения в локации. Это и есть составляющая коррупции. Одна из ее граней. И как мне кажется, эту систему и надо устранять, как абсолютно нежизнеспособную с точки зрения социальной справедливости. А необходимо делать нечто, похожее на Европейскую систему как принципов работы, так и налогообложения. Получается, на постсоветское прошлое наших чиновников ментально еще живет прошлым. И вместо того. чтобы дать возможность развиваться бизнесу, развить конкуренцию и таким образом поднять благосостояние своего народа, чиновник пытается стиснуть работу бизнеса в узкие рамки процедур и ограничений, которые больше нигде в мире не существуют (пример согласования работы фудтрака с органами антимонопольного комитета в Украине или искусственное ограничение количества фудтраков в Киеве и т.д.). 
   Ведь посмотрите разницу в подходах к этому бизнесу с точки зрения муниципалитета. В Европе — вот для всех участников предоставляется зона для торговли, с ограничениями на время стоянки. При этом продавай любой свой товар — от сендвичей до печеных булочек.  В Украине и России — место для торговли разыгрывается между группой участников, предложивших наибольшую цену за это место. При этом получается. что искусственно ограничена конкуренция между видами предлагаемых продуктов питания с фастфудов, ведь не секрет. что стоимость производства булочек или печенек одна, а стоимость производства панини, например, другая. При этом заработок на на разных видах продукции — разный. И разыгрывая место локации на аукционе  будем иметь сдерживаемую конкуренцию со стабильной ценой продавца и невозможностью другим работать в данном месте.
Интересные факты   1. Оказывается есть как минимум 2 художественных фильма, в которых показана жизнь в бизнесе с фудтраком.   Это боевик 1984 года с неподражаемым Джеки Чаном «Закусочная на колесах», где фудтрак колесит по улицам Барселоны и продает свою продукцию.   И прекрасный семейный фильм  Джона Фавро 2014 года  — «Повар на Колесах».   Фильм, где можно увидеть как бы изнутри эту профессию – хозяин фудтрака.   2. И еще один факт, который требует определенных уточнений. В законодательстве одного из центральных городов США звучит фраза о том. что при наличии на фудтраке флага станы или фага штата – стоимость разрешения на торговлю с фудтрака в данном городе будет снижена на 2 процента. Вполне возможно и даже логично можно теперь объяснить повсеместную любовь граждан Америки к вывешиванию флагов. Ведь это не только патриотично, но и возможно экономит бюджет людей или компаний.   3. Наверняка Вы заметили в моем обзоре (даже в первой части) требования властей в США и Европе располагать фудтраки в радиусе не ближе чем 100 метров от действующих стационарных заведений общественного питания (кафе, баров, ресторанов и т.д).  Это требование связано с лоббированием интересов муниципалитета в сторону стационарных объектов питания.   Дело в том, что налоги от таких стационарных объектов муниципалитет и власти получают больше, чем от передвижной торговли. Так в США действует налоговая нагрузка на подобный стационарный бизнес в сумме 10 процентов налога с продаж.   А фудтраки платят патент в размере 1500$ в год, независимо от того, какое количество продуктов питания продано.    4. Фискальная служба страны подсчитала, что патент в размере 1500 $ в год является не более чем 6 процентов от годового налога с продаж. А это создает неравные условия получения налогов от вида бизнеса при разном виде продажи –  стационарная или передвижная. Именно поэтому сейчас в некоторых  городах США (например, Вашингтон, округ Колумбия) разрабатываются законодательные акты, позволяющие получать налоги муниципалитетам с фудтраков по схеме 10% налога с их продаж. Тогда и ограничения на торговлю будут несколько послаблены. Исходя из опыта многих Европейских стран в регулировании работы данного бизнеса муниципалитетами, хотел бы предложить для Украинских муниципалитетов такой краткий алгоритм построения своей работы с «бизнесом на колесах». 1. Провести зональность города для работы «передвижной еды». Определить в городе или местности зоны, где будет разрешена торговля с автомобилей. Зона должна быть такой, чтобы вмещали минимум 12 автомобилей для торговли. Зоны должны предусматривать отсутствие поблизости (в пределах не менее 150 метров) стационарных обьектов питания (ресторанов, кафе, пабов) и другие ограничения, описанные в данной статье на усмотрение архитектурного управления города.. 2. Ввести запрет торговли в местах вне этих зон. 3. Установить право торговли одного передвижного места не менее чем 4 часов в одной «зоне» и не более 8. 4. Муниципалитету ввести понятие разрешения (патента, свидетельства, лицензии, нужное подчеркнуть) за право торговли на территории города. Это свидетельство выдавать всем претендентам при выполнении условий, о которых будет сказано ниже. Лицензия должна выдаваться на срок от 3 до 5 лет. Подтверждением наличия данного свидетельства должен быть стикер определенного цвета, вывешенный на лобовое стекло  обьекта «передвижной торговли».  Отсутствие стикера и лицензии подразумевает незаконность торговли. В договорах при выдаче лицензии прописать наличие у продавцов мусорного бака, скамеечек и стульев и т.д. 5. Установить плату за разрешение (лицензию) (за год) в виде суммы, эквивалентной в 900 долларв США (для кофемашин), в 1500 долларов США – для Шаурма-авто (Панини-авто, фаст-фуд-авто и других фудтраков). (Суммы приближены к Европейским аналогам, но могут быть с вариациями и в зависимости от вида бизнеса (для шаурма-мобилей одна сумма, для передвижной пиццерии – другая,  для изготовительниц мороженного — третья и для тех, кто делает печенье и сладости — четвертая ит.д.) 6.  Установить. Что выдача разрешения на право торговли в городе будет выдаваться всем претендентам, имеющим необходимые для этого документы: А). Регистрации в налоговом органе (компании и всех работников). Б). Наличие лицензии на торговлю продуктами питания (возможно по проверке КВЕДа).. В). Наличие сертификата Департамента здравоохранения (инспекции по продовольственной безопасности и гигиены – в США такой отдел, как он называется в Украине я не знаю), который бы гарантировал то, что с данного автомобиля можно вести торговлю продуктами питания, который бы видел источники получения ингредиентов для приготовления еды и в момент выдачи лицензии — видел бы легальность их покупок. Г). Наличие страховки на автомобиль и страховки на вид деятельности от несчастных случаев с ним связанных (отравление продуктами и т.д.). Д). Наличие сертификата от противопожарных служб о том. что автомобиль с «уличной едой» может осуществлять свою деятельность. 7. Ввести ответственность в виде отзыва Лицензии за «Право на торговлю» в случаях работы в «передвижных закусочных» людей, не состоящих на налоговом учете, нарушении требований пожарной безопасности (требования должны быть с точными и четкими формулировками для мест нахождения и хранения пожароопасных предметов, в виде примера таких требований прилагается инструкция г. Чикаго для таких автомобилей от пожарного ведомства), нарушении ветеринарных норм и правил согласно инструкциям этих ведомств (пример прилагается). 8. Ввести штрафные санкции за нарушение других требований, норм и правил. Которые устанавливает Муниципалитет.

sirena2002.blogspot.com

как два друга собрали автономную закусочную на колесах за $50 000 — Poster

Пока одни ждут на диванах лучших времен, другие исполняют давно задуманное. Паша и Сергей — еще недавно официанты, а сегодня уже создатели одного из первых полностью автономных фуд-траков (закусочная на колесах — ред.) в Украине Obama Burger Truck, за первые три дня работы продали 400 бургеров и столько же напитков (средний чек сразу составил 93 грн).

Путь от задумки до реализации занял 11 месяцев. И хотя новая закусочная бороздит просторы столицы всего пару недель, Сергей и Паша уже планируют сделать еще парочку фуд-траков, но уже другой кухни, основать мастерскую по созданию закусочных на колесах «под ключ», а также открыть стационарное заведение. AIN.UA пообщался с молодыми предпринимателями и узнал, где взять стартовый капитал, как сделать ремонт грузовика своими руками, какие нужны разрешения, как правильно оформиться, есть ли рэкет и почему «Обама».

Тема еды была Паше интересна еще с юности. В 16 лет он пошел учиться в Киевский национальный торгово-экономический университет (КНТЭУ) на «менеджмент отельно-ресторанного бизнеса» и уже с первого курса подрабатывал летом официантом в «Козырной карте». Он всегда хотел узнать как стать идеальным предпринимателем.

Совершенно случайно Паша познакомился с Сергеем, у которого такая же специальность. На этой почве, несмотря на разницу в возрасте, они и сошлись. Когда Паша заканчивал четвертый курс и поступал на магистратуру на заочку, он стал задумывался над тем, что делать дальше. У Сергея на тот момент был опыт директора и администратора в ресторанном бизнесе. Парни подумывали открыть какое-нибудь заведение, но революция внесла свои коррективы.

Глядя на колебания курса, друзья решили, что нужно думать в другом направлении — не ресторан, не стационарное заведение, а закусочная на колесах. В Украине практически нет настоящих (полностью автономных) фуд-траков, так почему бы не стать первыми?

У Сергея была идея делать фургончики с заготовленными холодными сендвичами. Но Паша хотел продавать что-то более основательное. Решили остановиться на бургерах.

Рынок фуд-траков в Украине представлен, в основном, шаурмичными и их вариациями. Это не автономные автомобили, а скорее МАФы на колесах, которые подключены к электричеству и воде на правах «кумовьев». По словам Паши, в Америке такой бизнес организован иначе — там у всех стоят генераторы и запрещено подключаться посреди города в столб или билборд.

Название закусочной родилось совершенно случайно — когда друзья в очередной раз прорабатывали рецепты и пробовали разные ингредиенты, Сергей сказал — а давай назовем этот бургер Обамой. Паша согласился, и в итоге весь проект превратился в Obama Burger Truck. Просто так.

На реализацию задумки Паше и Сергею требовалось $50 000. По их расчетам этой суммы должно было хватить на покупку грузовика ($6000) и все ремонтные и отделочные работы, включая капремонт двигателя, работы по утеплению, установку холодильников, вытяжки и кондиционера.

Прежде чем пускаться во все тяжкие, друзья оформили в печатном виде бизнес-план и приготовились защищать его как диплом. В роли «комиссии» выступали друзья родителей Паши, которые на общепите и ресторанном бизнесе съели не одну собаку. Отстрелявшись на «защите», Паша и Сергей решили не искать инвесторов, а взять денег в долг у друзей. Отбить вложения планируют в течение двух лет.

Подходящий автобус Паша с Сергеем нашли в Днепропетровске через интернет. У владельца был перелом пятки, поэтому он не мог сам перевезти его. Пришлось брать с собой товарища с категорией С1 для грузового автомобиля и ехать в другой город.

Оказалось, что у владельца арест на имущество, в том числе на автомобиль. Выяснилось это уже на стадии оформления, когда инспектор в МРЭО начал цокать языком, глядя на документы. Продавец предложил ребятам забрать машину, а документы получить потом, по почте. Но киевляне решили, что лучше лишний раз смотаться в Днепропетровск, чем потом схлопотать какой-нибудь «сюрприз».

В итоге владелец заплатил все штрафы и снял авто с ареста. Через неделю друзья вернулись в Днепропетровск, чтоб забрать машину. В 200 км от Днепропетровска начались приключения: сначала, при открытии окна, стекло выпало наружу и разбилось, потом в двигателе начало что-то стучать, и машина заглохла. Накрылся стартер. Печка тоже не работала, что при морозе -5 и разбитых окнах было, мягко говоря, неприятно.

Друзьям помогли дорожные строители, которых они случайно обнаружили по дороге на заправку — взяли их на буксир. В процессе буксировки оказалось, что сломался не только стартер, но и двигатель. В итоге за ребятами приехал брат Паши. Дядя Паши помог ему найти в Полтаве эвакуаторную службу, которая влетела парням в копеечку. Пришлось ехать со скоростью 50 км в час. А поскольку у них был «негабарит», до Киева добирались объездными путями.

В столице ребят до самой ночи ждал Андрей — владелец и мастер СТО, с которым они заранее договорились о наружных работах. Преимуществом этой СТО была высота, позволяющая упрятать их 3,5-метровый автобус.

Капремонт двигателя хлопцы решили оставить на потом, дав приоритет ремонту всего остального. Ребята пришли к выводу, что можно было бы все сделать самим — и внутри, и снаружи.

Начали смотреть открытые каналы на YouTube, о том, как американцы делают фуд-траки, и перенимать их опыт. Зачем что-то изобретать, если есть люди, которые это уже делают на очень высоком уровне?

Но были свои нюансы. Например, фуд-траки в Лос-Анджелесе никто не утепляет, потому что у них тепло круглый год. Поэтому парням пришлось изобретать износоустойчивое утепление самим. Мебель тоже делали сами.

Так Паша с Сергеем научились клеить, резать и придумывать. Когда столкнулись с тем, что зимой в ангаре стало очень холодно, так как не было отопления, построили котельную и поставили батареи.

Когда ребята только купили машину, Сергей работал администратором в ресторане «Прага». Договорились, что Паша работает над автобусом фул-тайм, а Сергей — по выходным. И хотя изначально ребята планировали управиться за пару месяцев, ремонт затянулся почти на год. Самым ужасным были вопросы друзей и родственников: «Привет! Ну что? Когда?», «Сделали фары?», «Решетка готова уже?». Молодые предприниматели даже начали избегать близких и друзей, чтобы не отвечать на неудобные вопросы.

После Нового года, когда примерно вырисовался реальный объем работ, Сергей ушел с работы, и они с Пашей уже вдвоем каждый день работали над автобусом.

Теперь в фуд-траке «Обама» установлен полностью безопасный американский 8-кВт генератор на газу (предназначен для резервного питания загородных домов), который питает электричеством всю кухню, холодильники, кондиционер и вытяжку. Из неэлектрического оборудования в автобусе установлены жарочные поверхности, которые работают на газу. Имеется два бака на 200 литров — один с чистой водой, второй для слива. Проточный нагреватель, который позволяет пользоваться и горячей и холодной водой. Помпа, которая прокачивает давление и дает нормальный напор — все как дома на кухне.

По словам продавца, автобус жрет 13-15 литров дизеля на 100 км. Но поскольку со всем оборудованием он теперь весит 5,5 тонн, расход может быть и выше.

Лишь в самом конце был сделан капремонт двигателя: новые вкладыши, прокладки, новый блок цилиндров, расточка. В итоге со всем фаршем, отделочными работами и дизайном фуд-трак обошелся в $50 000.

Удобство закусочной на колесах в том, что она не требует разрешения пожарных, как и санитарно-эпидемиологической службы. Подобные разрешения нужны МАФам и выдаются по адресу предприятия. Но какой адрес у водителя? В налоговой Паша указал адресом предпринимательской деятельности Киев. Инспектору ничего не оставалось, как дать «добро», потому что для передвижной кухни больше ничего и не напишешь. Парни указали при оформлении ФОПа свою деятельность (мобильное питание) и можно было начинать работу.

Когда было покончено с капремонтом двигателя, друзья впервые за долгое время завелись и поехали на заправку. «Когда я сел за руль — это было незабываемо”, — вспоминает Паша. А молодой отец Сергей чувство от первого выезда сравнивает с рождением дочери.

«Я могу сравнить это с послеконцертными чувствами — той эйфорией, когда вы с ансамблем отыграли (Павел также является основателем и барабанщиком группы Mova), концерт получился отличный, все аплодируют, всем было весело, и ты стоишь мокрый и счастливый», — продолжил Паша, — Здесь тоже самое, только “концерт” длился год. Это было просто невероятно».

Первых покупателей Паша мог бы даже по именам назвать. При этом, почин продажам был положен не на автобусе, а стационарно. Ребят пригласили в мае на Тату-фест на «Арт-заводе». Первый же полноценный выезд и продажи бургеров случились, когда ребят пригласили на фестиваль Big Apple WKND на Владимирскую горку, который проходил 2-4 октября.

«Когда стоишь в автобусе, который вы перебрали до последнего винтика, и все светится, блестит, рядом жарится мясо и шуршит упаковочная бумага — все то, что мы с Сергеем представляли себе каждый день уже почти год, тебя накрывает перманентно. Целый день как под кайфом», — вспоминает Паша.

Obama Burger Truck за месяц поучаствовал в четырех мероприятиях. Половина оказались убыточными. Причина — плохая организация и высокая арендная плата. Например, на Best Fest в Лавре ребятам обещали, что кроме них там будет одна точка с бургерами, один мангал и фургон с кофе. В итоге там оказалось четыре точки с бургерами, две шашлычные, пельмени, чебуреки и три точки с кофе. И все это на очень небольшой площадке, где и людей было совсем мало. Мало того, что парни за аренду заплатили 2000 грн, так в конце мероприятия с них еще пытались содрать мзду за электроэнергию и подключение. Хотя они подключались сами.

На «Бумбоксе» мы тоже заплатили 2000 грн» — делится Паша, — «Причем сначала они хотели 3000 грн. Концерт длился ровно час, и все люди ушли. Зато на Владимирской горке организаторы действительно большие молодцы. Как и организаторы Финала Чемпионата Украины по американскому футболу. Они честно сказали, кто из участников будет и сколько намечается людей. За аренду мы тогда заплатили вполне адекватную сумму — 500 грн», — делится Паша.

Концепт закусочной на колесах ловко вошел в пазы нынешнего кризиса. Не нужно вбухивать деньги в ресторан, платить за аренду и тратиться на сумасшедший ремонт. Автомобиль всегда можно продать как готовый бизнес. Под ключ. Если ты его припарковал и он год не работал, ты никому ничего за это не платишь.

Не говоря уже о том, что это уличная еда, которая не рассчитана на средний счет в 500 грн, как в ресторане. «Ресторанное качество при в два раза меньшей стоимости — это тот контраст, который цепляет. В ресторане ты не купишь бургер почти в полкило за 75 гривен», — говорит Паша.

С рэкетом ребята пока не сталкивались. Недавно стояли на Терещенковской, возле Парка Шевченко, где стоит мобильная кофейня «Бонапарт». Там им рассказали, как в августе приезжала милиция и просто так, без особых оснований, забрала из авто «Бонапарта» холдера (куда идет кофейная закладка). Сказали: «Заплатите нам столько-то, и мы вернем». Кофейня стоит там почти год, по законодательству ничего не нарушает — оформлены как ФОП, стоят на парковке, никому не мешают.

«Обама Бургер» действуют так же и пока проблем с законом у ребят не было. Недавно полиция вежливо намекнула им, что цвет их автобуса не совпадает с цветом, указанным в техпаспорте. Но закон есть закон — пришлось свернуть торговлю и ехать на переоформление.

Паша с Сергеем пользуются облачной автоматизацией общепита украинского производства со всеми нюансами, вроде складского учета и печати чеков. Удобная штука, особенно если ты собственник бизнеса. «Допустим, ты уехал по делам и тебе стало интересно, что там происходит в твоем фуд-траке. Заходишь на страничку, смотришь — только что продали 10 бургеров», — рассказал Паша. За эту штуку парни платят по 1000 грн в месяц, называется Poster.

Пока Паша и Сергей все делают вдвоем, иногда приглашают Машу, которая в группе с Пашей играет на клавишах. Штат не нанимают, хотят самостоятельно прочувствовать все моменты. «Мы должны знать, чему учить людей. Потому что совсем неправильно, когда делают какой-то проект, открывают бизнес, сразу же пускают туда наемных работников и не знают, чего от них требовать», — говорит Паша.

По словам Паши, В 90% случаев они с Сергеем сталкивались с людьми, которым даешь деньги, а они не хотят работать. Говоришь человеку — «Слушай, ты трубами занимаешься, верно? Мне нужно две нержавеющих», а он отвечает — «Да нет, я сейчас занят, ты мне сначала скинь предоплату, а я потом тебе почтой перешлю».

По ходу своих приключений парни набрали контакты людей, которые действительно хотят работать. С ними теперь только и сотрудничают. «Мы поняли, что главная работа менеджера по продажам абсолютно в любой сфере — это сначала взять предоплату. Когда человек берет предоплату, он пропадает сначала на месяц, а потом еще два месяца делает работу, которую можно было сделать за день», — рассказал Паша.

К сожалению, обслуживать как в ресторане (заказал-покушал-рассчитался) у ребят не получается. Люди могут не со зла забыть заплатить, потому что в заведении ты привык, что уходя нужно попросить счет. Когда же человек на улице, у него немного другая философия — голова чем-то занята. «Шел ты к себе домой, тут оказался у фуд-трака, провал памяти», — моделирует Паша, —  «Куда я там шел? Ах да, домой!». Так человек и уходит, не заплатив. Поэтому приходится работать только по предоплате.

Когда ударили осенние дожди и люди вообще перестали выходить из своих домов и офисов, парням стало ясно, что им нет смысла выезжать в город и стоять, ожидая непонятно кого. Поэтому они организовали доставку. Для этого они выезжают со своей ночной стоянки, становятся на парковке на улице, чтоб можно было удобно подъехать на легковушке, включают телефон и принимают заказы. Паша садится за свой легковой автомобиль и развозит заказы. Все просто.

У ребят в планах целых три идеи:

  1. Заняться переоборудованием фуд-траков под заказ. Уже есть потенциальные заказчики. Паша и Сергей прошли весь процесс, и утверждают, что так как они — в Украине никто не делает. На вопрос зачем им это нужно, Паша с Сергеем признаются, что хотят развивать этот рынок не только для себя, но и для людей, которые тоже хотят делать фуд-траки, ездить, готовить вкусную еду и кормить людей.
  2. Сделать еще несколько траков. Планируются другие жанры, с иными кухнями и блюдами.
  3. Открыть стационарное заведение. По словам Паши, это будет хорошим дополнением к фуд-траку, так как иногда тяжело делать все заготовки в фуд-траке. Наличие стационарной кухни намного бы удешевило и упростило работу.

joinposter.com

ФУДТРАКИ. ЕДА НА КОЛЕСАХ

Поэтому, с одной стороны, идет смена формата выездной работы, с другой, мы понимаем, что рано или поздно лед тронется и мы сможем активно пользоваться фудтраками и в городской среде».

Руководитель партнерских проектов компании «Чайхона № 1» Наталья Авдеева отмечает, что ужесточение требований к уличной торговле стало поводом для того, чтобы эту нишу стали осваивать профессиональные операторы. «Мы помним, как выглядела уличная и мобильная торговля еще пять лет назад, – говорит Наталья Авдеева. – Стихийные застройки, низкое качество обслуживания и продаваемого продукта. Сейчас требования к уличной и мобильной торговле необычайно высоки. Поддержать такое качество, единый стандарт производства и обслуживания в любой точке города мелким игрокам непросто, высокие требования и новые возможности именно для крупных ресторанных сетей делают эту нишу привлекательной». Кроме того, увлеченность крупных ресторанных сетей фудтраками вполне укладывается в общий тренд демократизации. И более того, крупный бизнес давно смотрит в мобильную сторону. По словам Натальи, серьезным бизнесменам потребовалось время, чтобы придумать и сконструировать фудтраки, которые подходили бы для работы в российской действительности, для чего нужно было учесть тысячи факторов, включая климат, расстояния, требования законодательства. По мнению Натальи, то, что сейчас мы наблюдаем как тренд, есть результат титанической работы по выведению на рынок абсолютно нового направления торговли.

Есть и еще одно объяснение популярности ниши у крупных сетей – возможность и наличие ресурсов для того, чтобы занять всю нишу хотя бы в отдельно взятом городе Москве. «Город ставит четкие рамки: если вы хотите торговать с вагончика, докажите, что это будет безопасно. У ресторанных сетей есть сформированная политика пищевой безопасности, стандарты, опыт успешно пройденных проверок, наработанные связи с представителями Роспотребнадзора и прочими организациями, регулирующими деятельность предприятий общепита, – объясняет Наталья Авдеева. – При этом город не понимает, как строить отношения с новичками на рынке. Взять отдельную автокофейню, разливающую кофе стоящим в пробке автомобилистам. А если сотрудника, бегающего по проезжей части со стаканами, собьет машина? Есть риск, что тогда формат вообще запретят, не разбираясь в причинах. Серьезная мобильная торговля – это не фестиваль, когда определяется день и место. Это взаимодействие с городом, у которого много требований. Думаю, гастроэнтузиасты должны объединяться под какой-то эгидой, чтобы иметь своих представителей для решения вопросов с властями».

Впрочем, те, кого называют гастроэнтузиастами и кто, собственно, и приложил немало усилий для популяризации фудтраков, сегодня тоже подходят к вопросу организации своей работы с более профессиональной стороны. Одни по финансовым причинам, вторые из соображений комфорта. «За прошедшие годы выросло доверие людей к мобильной торговле, – рассказывает основатель сети мобильных кофеен Coffee2go Слава Донин. – Рынок развивается на наших глазах вместе с культурой потребления уличной еды. Раньше стритфуд ассоциировался только с шаурмой, затем появились кофейни, теперь все переходят на еще более цивилизованный формат – фудтраки. Я думаю, что крупные компании идут в эту индустрию потому, что они стараются быть везде, пробовать себя в разных бизнесах, и они имеют для этого ресурсы. Мы запускаем проект «Ща поем» с хот-догами и кофе. Простая арифметика: зарабатывать на обеденных перерывах можно больше, чем просто на продаже кофе. Человек не купит себе больше одного напитка. Чем больше предложение, тем выше средний чек. С другой стороны, в кризис все начинают экономить, поэтому спрос на недорогую и качественную еду растет». В данный момент у компании один фудтрак, еще два появятся к лету. В Москве и регионах работает более 70 мобильных кофеен, проданных компанией Coffee2go, большая часть работает под родным брендом.

Проект «Счастье есть» стартовал как поп-ап-кафе, заявил о себе на нескольких маркетах еды. Затем создатели кафе решили, что им нужен более цивилизованный формат работы и остановили свой выбор на фудтраке. «Есть разница – работать на открытом воздухе или в помещении, оборудованном с максимальным соблюдением норм СЭС», – говорит управляющий партнер «Счастье есть» Павел Туманов. Помимо обеспечения комфорта, фудтрак может сыграть роль переходного этапа от энтузиазма к серьезному бизнесу. «Мы бы открыли стационарное кафе, – рассказывает Павел Туманов. – Но

restorator.chef.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о