Содержание

Провинциальный связной, или Как открыть креативное пространство в маленьком городе

 

Фотосессии на фоне ковра, мастер-классы по мэйл-арту и лидерству, концерты, GarageSale и летний музыкальный фестиваль с хедлайнерами из Йошкар-Олы. В Чебоксарах шёл 2010 год, в любой ситуации мы шли на «HUB/Узел Связи». «ПОнедельник» поговорил с организатором этого пространства, Яном Ярмощуком о том, как сделать так, чтобы людям не хотелось «понаехать» в большой город.

Текст: Татьяна Пантелеева

 

Коротко о герое и его делах:          

— Несколько лет я занимался фотографией, много путешествовал, организовывал выставки, фестивали. Учусь в МАРШ и РАНХиГС на курсе «Территориальное развитие». Мы практикуемся в градостроительстве, девелопменте, архитектуре, экономике. Поэтому точно могу сказать, что следующие проекты обязательно будут интереснее и больше. Первым проектом Яна был лофт «ПЛАЦДАРМ», следующим — HUB, совсем недавно с его легкой руки появился «Дом БМ» во «Флаконе» в Москве, а теперь на Крымской набережной около парка «Музеон» открывается первый в мире арт-кластер на воде «Корабль Брюсов».              

Лофт-проект ПЛАЦДАРМ            

Хаб-спейс         

Дом БМ          

Корабль Брюсов

 

         

 

С чего начать          

Зачем вы открываете пространство? Почему оно будет креативным? Почему именно в маленьком в городе? Оно вам вообще надо? Ответьте на эти вопросы. Мы, например, создавая HUB, думали о том, что хочется интересной жизни даже в провинции, вот мы ее и создавали, подтягивая и «концентрируя людей». Потом найдите причины, которые позволят продолжить начатое даже тогда, когда захочется все бросить (а такой момент обязательно настанет). И всегда помните, что если вы — лидер проекта, то хлопать дверью в самый ответственный момент — вряд ли лучшее решение. И думайте о результатах, процесс достижения не всегда приятный.          

 

Идея          

Теперь представьте себе идеальное пространство, которое вы хотите получить. Лучше даже нарисуйте, начертите, опишите. Это нужно и для того, чтобы вы четко знали к чему идете и для того, чтобы научиться рассказывать и показывать свой проект. В ближайшее время вам предстоит это сделать бесконечное количество раз. А месяца через три вы сможете объяснить все в двух предложениях и используя всего одну картинку. Сейчас, когда мне случается кому-то рассказывать о нашем «Узле связи», я говорю так: «HUB — инфраструктура для совместной работы, общения и отдыха. Это удобный офис в формате коворкинга, лекторий, конференц-зал, кафе и фотостудия».          

 

Аудитория          

Вас ждут бесконечные походы по друзьям, знакомым, бизнесменам. Нужно рассказывать и объяснять кто вы, что вы делаете и зачем. Стоит научиться «продавать до появления продукта», то есть набрать резидентов и единомышленников до начала стройки. Мы собрали блогеров и лидеров почти сразу, с ними и устраивали мозговые штурмы о том, чего нам не хватает. Продумайте и мероприятия, которые вы проведете. Но не стоит стремиться сделать пространство «для всех», потому что чем точнее вы выделите аудиторию, тем проще ее будет собрать под одной крышей.      

 

   

 

Место          

Площадь и расположение объекта очень сильно влияют на экономику проекта. Найдите оптимальный размер будущего креативного пространства, подходящую стоимость, а также помните о том, что лофт должен быть близко к центру. Представьте, а лучше спросите, как и на чем будут добираться до вас резиденты и клиенты. График работы общественного транспорта, парковка, загруженность дорог — это тоже важные факторы.          

 

Бюджет          

Продумать этот момент нужно обязательно. Большинство площадок — это вариации на тему арендного бизнеса, сочетающиеся с event-зонами, кафе и медиа. Большинство площадок организуют люди очень далекие от цифр. И большинство площадок закрываются по причине финансовых проблем. Видите закономерность? Важно выстроить правильную финансовую модель и придерживаться ее. Не сразу, но у нас появилось понимание, что основу нашей экономики составляет аренда под мероприятия. И после этого HUB сосредоточился на взаимодействии с организаторами этих мероприятий. Во многом помогло то, что в команду пришел профессиональный экономист.          

 

Документация          

На пункте про организационную структуру и юридические вопросы обычно и заканчиваются многие проекты. Вариант с примерно таким сценарием «Иду по улице, вижу классное здание, пусть дадут мне его использовать на благо человечество» обречен на трансформацию. Тут вас ожидает кропотливая работа с собственниками, правообладателями, сотней бумаг с договорами об аренде, о налогах, чтением законов и норм, бесконечными правилами.          

 

 

Дизайн          

Сколько вложить денег в красоту? Как балансировать между «а давайте отремонтируем всё сами, вечером» и «нам обязательно нужен этот итальянский подрядчик». Этот этап очень сильно связан с бюджетом, от внимательности к цифрам зависит успех или неудача проекта. На самом деле, в некоторых случаях нужно всего лишь убраться и выкинуть старьё. В связи с тем, что рынок подобных пространств очень динамичен, я бы посоветовал рассчитать деньги на ремонт таким образом, чтобы окупить затраты за один-два года. Первую площадку мы ремонтировали сами, но открывая вторую, уже работали с профессиональной бригадой строителей. Эскизы, планировки и детали все равно курировали. Две последние недели перед открытием буквально «жили» на стройке.          

 

Команда          

Ни один проект не может быть реализован в одиночку. Это иногда сложно, но нужно научиться договариваться, находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения. Помните, что в этом случае 1+1 = 11. У «Узла Связи» четыре учредителя, у каждого есть бизнес. Это позволяет сделать проект устойчивым. В команде присутствует менеджер-управляющий, который руководит площадкой и 4-5 администраторов, которые сменяют друг друга.          

Помните, IKEA не покупает у IKEA. Даже такой гигант продаж, как этот знаменитый шведский концерн, не производит товары сам, хотя имеет все возможности для этого. Вы решили делать пространство? Тогда отдельными мероприятиями должны заниматься другие люди. Пусть это станет внутренним разделением труда, главное, чтобы оно было.          

 

Город и пространство          

Сформулируйте еще раз «кто мы». Не сделаете сами, сделает кто-то другой. Скорее всего, это будет звучать так: «Ой, да какое-то непонятное место с такими же непонятными людьми». Вряд ли это совпадает с тем, что вам бы хотелось слышать о пространстве. И, главное, не употребляйте слова «первый», «уникальный» и тому подобное. Это цепляет только один раз.          

 

Когда будет успех          

Всегда думайте о следующем проекте. Это как с домом, который строишь. Лучший дом — всегда третий. В первый проект вкладываешь душу, но делаешь много ошибок. Например, я несколько раз выбирал не тех людей, плохо считал, неадекватно оценивал сроки и неверно думал о спросе людей на HUB. Когда делаешь второй проект, начинаешь дико экономить. Это, наверное, потому что видишь, насколько каждый потраченный рубль влияет на требуемую выручку.          

А вот когда подбираешься к третьему, уже разбираешься в вопросе, и всё получается почти таким, каким задумывалось.          

Ищите партнёров, налаживайте связи и не забывайте наслаждаться тем пространством, которое вы создали.

Как создать популярное креативное пространство и фотостудию в одном помещении. История успеха от основателей Арт-Лофт 59

За последний год в Минске открылось несколько новых фотостудий и креативных пространств, предлагающих услуги интерьерной фотосъемки. Для привлечения клиентов студии сезонно изменяют декор, организовывают акции и экспериментируют с ценами. Marketing.by решил узнать у одной из создательниц одного из самых популярных и ярких пространств в Минске АртЛофт 59 Лизы Коломиец о том, в чём, на ее взгляд, состоит секрет их успеха, как они привлекают новых клиентов и из чего состоит их ценообразование. 

Идея открытия собственного творческого пространства посетила нас с Майей Бублик (декоратор, совладелица АртЛофт 59) в момент, когда мы в очередной раз бронировали чью-то студию для проведения флористического мастер-класса. 

На тот момент я занималась организацией различных мастер-классов, и так получалось, что чаще всего это были мероприятия Майи. Однажды мы осмелились пожелать построить свой «дом», где можно было бы в любое время проводить свои мероприятия и организовывать «фотодни» с декором, которые на тот момент набирали большую популярность. 

До открытия, мы, безусловно, анализировали рынок, искали подходящую площадку. Все это было делом не одного дня.

АртЛофт 59 – это, в первую очередь, творческое пространство для проведения мастер-классов и мероприятий

Мы не позиционировали себя как фотостудия, да и сейчас стараемся не делать на этом основной акцент. Но когда мы поняли, что проводить свои мастер-классы и мероприятия недостаточно для получения прибыли, а при этом на рынке ситуация сложилась так, что фотографы не готовы переплачивать за создание уникального декора к своим фотодням и им проще и выгоднее пойти в интерьерную фотостудию со стационарным декором, тогда-то мы и решили изменить формат пространства. Мы добавили в график нашей работы дневные часы для бронирования АртЛофт 59 для фотосесий, как интерьерной фотостудии дневного света.


Мы стали первой фотостудией, где с постоянной периодичностью меняется интерьер 

Я без зазрения совести могу сказать, что мы стали первой фотостудией (если уж нас так называть), где с постоянной периодичностью меняется интерьер. Не детали, а именно весь интерьер. И не по случаю праздников (Новый год, 8 марта и тд), а стабильно раз в 1,5 месяца. 


Мы не ожидали, что нас будут повторять 

Безусловно, сейчас, когда мы сами себе задали волну перемен интерьера, мы чувствуем конкуренцию. Когда мы восстанавливали паркет, делали серую стену «под бетон» и добавляли высокие плинтусы, как во французских квартирах, мы не думали, что спустя какое-то время мы увидим повторения этой части интерьера в других фотостудиях. И да, аренды этих фотостудий будет дешевле нашей. 

Малознающий человек не увидит разницы и причин, на которых основана более низкая стоимость (или наша – чуть выше), но тот, кто в курсе – придет именно к нам. Потому что ценит наш труд. 


На мой вкус, не так много фотостудий, с которыми мы схожи идеей «нести красоту в мир». С кем-то мы дружны, и при этом я считаю их нашими главными конкурентами. В основном, мы проигрываем интерьерным фотостудиям в стоимости. Но не нужно забывать, что у нас площадь зала в два раза больше, чем у многих конкурентов-коллег, которых я сейчас имею в виду. К тому же, мы несем постоянные траты с кардинальными переменами интерьера – выходит, что за уникальность нужно платить. 

Нам было важнее купить хороший проектор для мастер-классов и диско-шар для вечеринок, чем профессиональное оборудование 

Сейчас, оценивая наши сильные и слабые стороны, я могу сказать, что мы проигрываем в отсутствии у нас отдельной гримерки и, что более актуально в зимнее время, профессионального оборудования. От гримерки мы и сами бы не отказались, но пока подходящего помещения для этого нет, а жертвовать площадью лофта мы пока не готовы. Надо сказать, что каждый из этих минусов встречается в любых фотостудиях, а мы все же — творческое пространство. Хоть и эти два вопроса у нас в приоритетах решения. 

Наш рост и покупка оборудования зависят от актуальности применения в наших стенах. Например, нам было важнее купить хороший проектор для мастер-классов и диско-шар для вечеринок, чем профессиональное световое оборудование, которое пользуется у нас меньшей популярностью. В основном, для фотосессий к нам приходят в дневное время, и запросы на профессиональный свет случаются очень редко. Наверное, их количество за все время нашей работы не превысило десяти. 


Если же отнести нас к интерьерным фотостудиям дневного света, то своими возможностями мы выигрываем в вопросах проведения мастер-классов, праздников, воркшопов, девичников, свадеб и встреч из-за своей площади, возможности трансформировать пространство и подготовленности к проведению этих событий. К примеру, у нас есть секаторы и фартуки для флористов, зеркала для визажистов, большой стол для прикладных мастер-классов и т.д.  

Мы делаем продажи через свои личности 

Основными каналами продвижения нашего пространства являются сайт и Instagram. Мы также ведем страницы в ВК и FB, делаем продажи через личности, то есть через себя. И этот процент продаж достаточно велик. Мы сотрудничали с другими блогерами, предоставляя скидки или бесплатное место проведения съемок, но даже с моим тщательным подходом и обсуждением условий, договоренности с их стороны не выполняются. Приходится делать (или не делать) замечания и казаться занудой, по сути за свои же деньги. 

Поэтому нам нравится просто хорошо делать свою работу и получать упоминания от наших гостей или друзей, большая часть которых тоже блогеры. Но их послания нативные что ли, искренние и хорошо работают. 


На фото — известный модный блогер Мария Погорелова 

В вопросах создания нового интерьера мы не идем по пути «что пользуется популярностью у беларусов». Мы стараемся развить вкус жителей нашей страны, вдохновляясь зарубежным опытом и транслируя свои представления о красоте. 

Кроме фотосессий, у нас популярны проведения Дней Рождения, особенно праздники для малышей и их родителей

Работу любой фотостудии и пространства для мастер-классов можно отнести к сезонной. Безусловно, загруженность в зимний, а особенно новогодний период, гораздо больше, чем в летний. Но в силу того, что мы предоставляем место для проведения праздников и динамичны в своих переменах интерьера, то в общей сумме имеем среднюю годовую хорошую загруженность.

Кроме фотосессий у нас популярны проведения праздников. Особенно актуальны Дни Рождения для малышей с анимацией и красивым тортом. Бывают, безусловно, события и для детей постарше, и для подростков, и для взрослых. Эта активность связана с нашими личными примерами, ведь праздники своих детей мы отмечаем именно в таком формате у себя в АртЛофт 59.

 

Главный секрет популярности – делать что-то уникальное, второй секрет – знать, как о своей уникальности рассказать миру

Стоимость аренды нашего пространства зависит от дня проведения фотосессии или мероприятия, а также от количества человек на площадке. В АртЛофт 59 вы можете провести фотосессию, организовать праздник, на котором можно не только есть-пить, к примеру, но и проводить мастер-класс для гостей, а также фотосессию для вас и ваших гостей – приятный бонус для друзей. 

У нас проходят поистине красивые workshop для фотографов, видеографов и декораторов, флористов, встречи с блогерами, бизнес-семинары, прикладные мастер-классы, фотодни, девичники и встречи жениха и невесты. 


Главный секрет популярности – делать что-то уникальное, второй секрет – знать, как о своей уникальности рассказать миру или хотя бы городу Минску.

В оформлении интерьера мы использовали лодку и настоящий автомобиль 

Как проходит процесс обновления интерьера? Это всегда дополнительные затраты или умение договориться. Некоторые предметы интерьера остаются и участвуют в других декорах, как например, кровать, стулья, мелкие предметы сервировки, какая-то посуда, текстиль, ковры. Некоторые предметы интерьера не появляются у нас больше никогда, как, например, лодка или настоящий автомобиль.



Также мы постоянно сотрудничаем с разного вида умельцами. Что-то берем только на действующий интерьер, что-то остается у нас навсегда. К тому же у нас хорошая декораторская база, ведь у совладелицы пространства Майи Бублик своя студия декора, а ее муж Александр не только каллиграф, но и больших дел мастер. Например, он построил кухню, которую мы смогли применить в интерьере уже два раза, безусловно, кардинально ее изменив.

Фото, использованные в статье — из Instagram Art Loft 59

 

 


Как заработать на креативном пространстве?

Основы

Сегодня в крупных городах открывается много антикафе, коворкингов, креативных пространств и арт-кластеров только потому, что это модно. Сейчас это тренд, и людям кажется, что на этом легко заработать большие деньги. Причем существующие форматы максимально изощренные – под землей, на крыше, на деревьях.

На мой взгляд, насколько быстро коворкинги открываются, настолько же быстро они будут закрываться через какой-то период времени, потому что рынок наполняется, а специалистов не хватает.

Только через год существования мы начинаем четко понимать, куда двигаться, на что не обращать внимания, что наш факультатив, а что — основная работа. Наиболее актуальными направлениями остаются те, что связаны с бизнесом, саморазвитием и межличностными отношениями. И если разобраться, в этом нет никакой загадки. Каждый из нас счастлив, ощущая баланс во всех сферах жизни. Об этом Счастье HUB – место для людей и идей.

Отличия

Это как с экзотическими фруктами. К примеру, человек впервые пробует карамболь и… разочаровывается. А ведь ему просто попался незрелый или испорченный плод. Так же и с креативными пространствами. Наш человек еще толком не знает, что это такое. Он попадает в одно из них, где его плохо обслуживают или предлагают не то, что нужно. И все – суждение готово!

Украинское креативное пространство, в отличие от, скажем, западноевропейского, имеет больше «обертки». Тут каждый хочет перещеголять друг друга.

У нашей аудитории ощущается закрытость к новому. Яркий пример: мы показываем театральную постановку. Человек слышит о спектакле не в театре и начинает думать: что-то тут не так. Как мы сядем? Нас что за столы посадят или будет все, как в театре? Нужно платить при входе или при выходе? Эти вопросы возникают, потому что люди не знают, что такое хаб.

Сейчас мы на этапе дифференциации внутри рынка. Каждый старается выделить себя из толпы. Еще год тому назад креативное пространство, открываясь, просто заявляло о себе. Сейчас все, что открывается, говорит: мы не такие, как все. Мы о другом. Мы – не креативное пространство, хотя фактически именно этим и являемся.

5 причин успеха Счастье HUB

  1. Мы сознательно делаем акцент на социальной составляющей: мы создаем «Счастливый путеводитель», организовываем День цветов, ежемесячный День счастья. Все это работает для людей. И это очень приятная работа.

  2. У нас крепкая команда, в которой нет случайных людей.

  3. В наших правилах скорость. Все, что сгенерировали сегодня, нужно реализовать в максимально сжатые сроки. Если идея придумана и не реализована сегодня, скорее всего, ею уже кто-то занимается. Нужно держать стабильный темпоритм работы, это приоритетно. Хаосу нет места.

  4. Учитывая специфику бизнеса, наш горизонт планирования – порядка года. Один раз в год проходит крупномасштабная стратегическая сессия. Ежемесячно мы формируем и пересматриваем наши планы, внутри которых – еженедельные тактические встречи. К нам обращались из регионов с просьбой консультировать. Первое, что мы говорим: нужно обязательно понимать, как пространство будет развиваться как минимум через год. Второе: за счет чего будет получена прибыль.

  5. Мы держим нос по ветру. Знаем, что будет популярно завтра и послезавтра. И когда завтра наступает – мы к нему готовы. 

Как создать востребованное креативное пространство: рассказывает владелец дизайн-завода Flacon

В 2009 году на месте бывшего хрустального завода имени Калинина открылся дизайн-завод Flacon. Отбить вложенные в него $10 миллионов удалось всего за 6 лет. Владелец дизайн-завода Николай Матушевский, называющий себя профессиональным ревитализатором, рассказал Inc., почему на «Флаконе» не может быть магазина Armani, о неэффективности государства как собственника, и как сделать промышленную территорию привлекательной для бизнеса.

Наш опыт

Практически все креативные пространства в Москве открылись 5-7 лет назад, сейчас ничего нового не появляется. Единственный свежий пример — на месте ГЭС-2 на Болотной набережной открылось культурное пространство под эгидой фонда V-A-C. Сейчас в большинстве случаев на новой площадке крупный девелопер всё сносит и строит жилье либо офисные пространства класса А или B. Нам, можно сказать, повезло, мы открывались в кризис 2008 года, не смогли разом вложить огромные деньги, поэтому просто стали приводить территорию в порядок за небольшие средства и звать сюда креативных и интересных людей. В общем, занялись ревитализацией.

Ревитализация — это не просто покрасить помещение в новый цвет и объявить его «креативным». В старое помещение нужно вдохнуть новую жизнь. Но это самый дешевый путь к тому, чтобы люди пришли в здание. Я помню, как ходил по зданию 4 000 м², где раньше находилась печь, и думал: «Что здесь вообще может быть? Кто сюда придет?». Через какое-то время сделали там маркет, и теперь люди туда охотно приходят. Очень важен вопрос транспортной доступности креативного пространства: рядом должно быть метро, железная дорога, автобусная остановка. Автомобильные магистрали тут не помогут: как показывает наш опыт, большая часть клиентов пользуется общественным транспортом.

Всего в дизайн-завод общей площадью 25 000 м² мы вложили $10 млн, причем делали только коммуникации, электричество, входные въезды, парковки — то, чего не может сделать ни один наш арендатор. По бизнес-плану мы готовились окупить вложения за 7-8 лет, однако успели сделать это раньше. В том числе потому, что продали часть офисных помещений нашим жителям. Но у нас нет задачи всё распродать и уйти отсюда. Мы управляем, проводим мероприятия, так что для нас это «долгий объект».

Сейчас в Москве конкуренция среди подобных пространств — есть Artplay, «Винзавод», «Красный октябрь» и им подобные, а вот в регионах пока это непаханое поле. Для того чтобы в городе открылось креативное пространство, должен быть запрос от собственника и люди, которым это интересно, потенциальная аудитория. Такая аудитория постепенно растет: раньше все хотели переехать в Москву, а сейчас хотят делать инфраструктуру в своих городах. И мы видим, что в провинции запрос на креативные пространства вырос по сравнению с тем, что было 2-3 года назад.

Наши посетители

У креативного пространства есть два вида заказчиков: арендаторы и посетители. Чтобы было больше арендаторов, необходим резкий рост малого бизнеса. Предположительно, если появятся дешевые кредиты для потенциальных предпринимателей, то и подобных пространств станет больше. К сожалению, я в последнее время не вижу спринтерских забегов на тему помощи малому бизнесу, а без этого не будет волнообразного роста арендаторов. Для посетителей достаточно имеющихся в Москве пространств: помимо креативных кластеров есть галереи, выставки.

У нас 50% территории занимают офисы, остальное — магазины, кафе и мастерские. Для проектов, которые генерируют трафик, мы делаем скидки. Раньше так было с квестами,  сейчас посетителей привлекают известные бренды, это может быть как магазин, так и штат архитекторов. Нельзя составить простую анкету, по которой поймешь: «о, это наш клиент!». У нашего отдела аренды довольно сложные критерии, которые просто так не опишешь.

Чтобы привлечь первых клиентов, мы давали арендные каникулы, а они делали ремонт внутри помещения. Затем, когда стал расти спрос на помещения, начали повышать арендную ставку. Люди должны понимать, что они платят не просто за помещение, а за среду. Они пользуются всей инфраструктурой «Флакона» и видят там таких же людей, с которыми могут знакомиться и устраивать коллаборации. Причем результаты от этих знакомств бывают разные: пару лет назад владелец дизайнерского бюро в восторге рассказывал, как его дизайнеры за обедом услышали от коллег о какой-то программе, которая сильно облегчила ему жизнь. А через полгода они узнали, что в соседнем дизайнерском бюро зарплаты в полтора раза выше. Половина ушла, второй половине пришлось поднять зарплаты, и восторга у владельца сильно поубавилось. Но в целом, конечно, находиться в сообществе близких тебе людей — это плюс.

Наша ниша — это не А-класс и не самые дорогие помещения. Наша цель — это малый бизнес, креативные ребята, которые хотят сидеть за небольшие деньги в красивом, интересном помещении. У нас на «Флаконе» есть F-тест: товары, которые собирается продавать арендатор, должны соответствовать интересам нашей аудитории. То есть, условно, бутик Armani или ларек с шаурмой здесь вряд ли будут популярны. Хотя я порой ем шаурму с детьми, это даже вкусно.

Наше государство

Не я первый сказал, что государство — это неэффективный собственник. И это во всем мире так. Государство хочет создавать рабочие места и получать с них налоги. Но если раньше на хрустальном заводе имени Калинина работало 328 человек, то сейчас здесь работают 2 000 человек плюс 2 500 ежедневных посетителей, — это совершенно другие доходы для государства. Государство получает больше налогов, хотя теперь это не государственное имущество.

Я считаю, что создавать подобные креативные пространства не задача государства. У нас перед глазами пример большого коворкинга «Клуб Нагатино», открытого в 2012 году при поддержке городских властей. Насколько мне известно, он сейчас загружен на 30%. Задача государства — предоставить необходимые условия и инфраструктуру, чтобы владельцы малого бизнеса могли там работать, — это может быть как городская или даже федеральная программа поддержки, так и локальная помощь от государства.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Арт-зоны. Оригинальный способ привлечь аудиторию и создать репутацию

Анна Либер

Анна Либер,
владелец и основатель art-Studio Liberann

Шок, эпатаж, оригинальность. На что только не пойдут организаторы мероприятий, чтобы привлечь как можно больше гостей и оставить у аудитории нужное «послевкусие». Речь идет не только об открытии магазина или выставке, но и о деловых встречах. Как правильно выбрать формат арт-зоны? На что стоит обратить внимание при организации творческого пространства? Каких ошибок можно избежать в процессе? Об этом и многом другом рассказывает основатель арт и веб студии Liberann Анна Либер.

Арт-зоны для всех

Для начала стоит понять, что такое арт-зоны. Многие сразу представляют маленькие столы, где дети усердно лепят или раскрашивают, а взрослые ходят рядом. Но это ошибка! Сегодня арт-зоны очень популярны и среди взрослых людей. Творческим пространством называют все, что так или иначе связано с креативом, оригинальностью и фантазией. Это может быть большая раскраска в велком-зоне, шаржисты, общая картина, всевозможные мастер-классы, оформление фотозон, кастомизация бренда и многое другое.

Арт-зоны

Во время работы арт-зоны участники и гости мероприятия общаются друг с другом, заводят полезные знакомства, отвлекаются от рабочих вопросов и приятно проводят время. Поучаствовать в таком интересном событии захотят даже самые нетворческие люди. При этом для организаторов мероприятия арт-пространства – это отличная возможность привлечь и заинтересовать гостей, сформировать лояльного клиента и создать необходимую репутацию рекламируемого бренда. Кроме того, творческое пространство позволяет сделать общую атмосферу события более яркой, «домашней», уютной и дружеской.

Главное – верный формат

Сразу стоит сказать, что для оформления творческого пространства лучше обращаться к профессионалам, которые смогут предложить различные варианты под ваше событие. Даже если вы мыслите креативно и оригинально, лучше довериться профи.

Очень важно понимать, что один и тот же формат может не подойти для разных мероприятий. Например, для развлекательных событий и при открытии магазинов отлично подходит большая раскраска или кастомизация продукции, а на более деловых встречах уместнее будут мастер-классы или создание общей картины. Нельзя придумать один формат творческой площадки и применять ее на всех мероприятиях. Все очень индивидуально.

Велком-зоны с оформлением большой раскраски сейчас очень популярны. Это отличная возможность занять малышей на время, пока родители совершают покупки, к тому же, многие взрослые с удовольствием присоединяются к детям и вместе создают шедевры. Такая арт-зона отлично подойдет для открытия магазина или шоу-рума. Велком-пространство идеально для любого события, где нужно создать интересный интерактив с гостями. Поверьте, никто не сможет пройти мимо большой раскраски и не внести свою лепту в общий рисунок. Более того, по завершению раскраска станет яркой фотозоной, которую не просто напечатали в типографии, а создали сами гости.

Арт-зоны

Кастомизация товаров – еще один тренд последних нескольких лет. Суть его заключается в том, что на продукцию компании с помощью профессиональных художников наносятся рисунки в определенном стиле и дизайне. И все это происходит прямо на глазах посетителей. Такой формат идеально впишется не только в рекламную акцию, но и будет интересным дополнением официальных деловых мероприятий и выставок.

Арт-зоны

Например, студия Liberann расписывала дорогую обувь и колготки прямо у входа в магазин в торговом центре. Необычный арт-перфоманс способен привлечь покупателей и персонализировать покупки. А индивидуальный подход всегда был в особом почете у клиентов. На деловом мероприятии подобный творческий формат работы может привлечь партнеров, которые точно захотят стать частью чего-то уникального и эксклюзивного. Ведь кастомизация – это и есть воплощение уникальности.

Создание картин в стиле рекламируемого бренда. Представьте себе зарисовки и шаржи с применением символики компании. Поставьте у входа баннер с названием бренда и рядом несколько художников, которые и будут привлекать внимание гостей. Мало кто пройдет мимо и не заинтересуется происходящим. А в это время гостям можно раздавать визитки, рассказывать про мероприятие и ненавязчиво рекламировать предстоящие розыгрыши.

Арт-зоны

Мастер-классы для детишек и для взрослых также пользуются популярностью. Расписывать можно все, что угодно, начиная от футболок и заканчивая продукцией собственного производства. Этот вариант достаточно универсален, поскольку подходит для любого формата мероприятия, будь то выставка, открытие, концерт или любое другое событие.

На что обратить особое внимание при организации арт-зоны?

Профессиональная команда художников – залог успеха вашего события. И это не только касается разработки формата, но и работы во время мероприятия. Художники должны не только рисовать, но и разговаривать с гостями. Профессионалы любят общаться с любыми гостями, умеют работать в стрессовых ситуациях и помогают избавиться от стеснения и волнения. Некоторые люди пугаются и боятся того, что сейчас им начнут что-то очень активно предлагать или продавать, поэтому в страхе они могут просто обойти арт-зону. Такого допускать нельзя.

Арт-зоныEvent LIVE рассказывал, как с помощью правильного дизайна превратить любое меропритие в хорошую историю. Шестью основными правилами с читателями поделилась исполнительный директор R&I SPB Екатерина Шахова.

Раздаточная продукция и информационные буклеты не будут лишними. Если это мероприятие, где расписывается продукция магазина, то можно рассказать про используемые в работе краски, про способы нанесения красок на изделие и, конечно же, про сам бренд. Поместите на буклет промокод или возможность выиграть приз, тогда эти рекламные буклеты будут разбирать гораздо активней.

Арт-зоны

Огромного внимания требует и продвижение мероприятия, если оно не закрытое. Любое открытие или выставку нужно освещать, и освещать как можно больше и ярче! В этом вам помогут соцсети, партнеры, блогеры и СМИ. Создайте интересный инфоповод с яркой программой и посетить ваше событие захотят многие издания, например, женские глянцевые журналы.

Какие ошибки могут возникнуть?

  1. Неподходящий формат арт-зоны. Чему посвящено мероприятие? Какая программа? Какая категория людей будет на мероприятии? В каком они будут состоянии (уставшие, после работы, утром и т.д.)? Время работы арт-зоны? На все эти вопросы нужно ответить заранее.
  2. Технические проблемы. Для арт-зоны необходимо хорошее освещение, доступ к воде, мебель, средства защиты от краски (перчатки, фартуки, скатерти) и большое пространство.
  3. Привлечение внимания к арт-зоне. Привлекать внимание к пространству должны не только художники, но и ведущие мероприятия и менеджеры. Необходимо постоянно общаться с гостями, устранять возможные страхи. Если люди все равно стесняются, можно пригласить подставных посетителей, которые начнут интересоваться арт-зоной, а остальные гости постепенно присоединятся.

Формирование репутации и имиджа компании благодаря творческим пространствам

Бренд, который постоянно разрабатывает новинки – это всегда круто. Это показатель постоянного развития компании, ее желания соответствовать новым тенденциям и предпочтениям аудитории. Сейчас в тренде особое внимание к персонализации продукта. Например, многие хотят получить утюг или ноутбук с оригинальной росписью или дизайном. Это же круто! Любой клиент оценит такой персональный подход. Так формируется репутация и имидж бренда. Это помогает выделиться среди конкурентов и сформировать лояльного клиента или партнера.

Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Фото в материале из личного архива Анны Либер.

6 ВЕЩЕЙ КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — Look At Me

На лекции в Образовательном Центре “Доме Бенуа”, в рамках проекта “Встречи с теми, кто вдохновляет”, Ася Филлипова, директор московского Центра Творческих Индустрий “Фабрика”, поделилась со слушателями своим опытом создания кластера и дала несколько советов, как слепить творческое пространство и его не развалить.

Вот те самые шесть моментов без знания которых невозможно открыть свое творческое пространство.

 

-Баланс

Понятие творческого кластера в России до сих пор не было четко определённо. Потребность в них – большой вопрос. Что такое кластер? Зачем он нужен? Художники, как правило, довольно яркие индивидуалисты, они не любят смешиваться с толпой, но, с другой стороны, им важно находиться среди таких же креативных людей. Поэтому необходим баланс: люди, работающие в кластере, не должны чувствовать себя как в колхозе, но в то же время должно сохраняться сообщество и коллективность.

 

-Содержание первично, а форма вторична.

Необходимо заботиться не о стенах, а о том, какие смыслы в этих стенах создаются. Для людей из Европы, например, аутентичные пространства без лоска и дизайна представляют немалую ценность, ведь у таких мест есть своя неповторимая атмосфера андеграунда.

-Отсутствие крупных инвестиций — не приговор!

У Проекта Фабрика их не было и нет. Но постулат: креативное пространство с интересным и свежим содержанием притягивает внимание зрителей, а, как следствие, деньги, — работает. Главное – это кропотливая работа и настойчивость в достижении цели.


-Взаимодействие кластера с государством.

Десять лет назад диалога между искусством и государством не было вовсе, но сейчас определённые пути сотрудничества постепенно появляются: ГЦСИ( Государственный Центр Современного Искусства) активно работает с многими творческими кластерами. Ярким примером взаимодействия является последний День города Москвы, который прошёл 1 сентября 2012 года – все кластеры были активными участниками официальных торжеств в столице. К сожалению, отношения между Государством и современным искусством находятся не на том уровне как в Европе. Во многих странах людям, работающим в творческих институциях, полагаются налоговые льготы, выделяются гранты и даже выплачиваются зарплаты. Возможно, и мы придём к такому взаимодействию. А пока что выход – это создание ассоциации кластеров, художников, которая может формировать запросы творческих людей на понятном чиновникам языке.

 

— PR

Большая ошибка не тратить усилия на рекламу и на пиар. Необходимо рассказывать о себе, это даёт результаты. Сейчас есть интернет, это не требует таких затрат как раньше. Самый подходящий канал общения со зрителем – интернет. Мы часто рассказываем, что творится у нас на Фабрике, мы создаём историю самого процесса, и людям это интересно. Аккаунт на Facebook намного актуальнее, чем собственный сайт.

 

-Творческих кластеров без общепита не существует!)

 

Информационная справка.

Теперь немного о Фабрике. Центр Творческих Индустрий «ПRОЕКТ_FАБRИКА» появился в 2005 году в стенах Фабрики технических бумаг “Октябрь”. Кстати, производство все еще функционирует, что, по словам Аси, придает особую рабочую атмосферу.

Фабрика — одно из немногих известных в Москве и России мест для создания и представления культурных проектов, работы творческих людей. Это единственный пример мирного сосуществования искусства, бизнеса и действующего производства в Москве. В 2008 году ПRОЕКТ_FАБRИКА стал членом международной сети некоммерчеких культурных центров Trans Europe Halls. По модели деятельности ПRОЕКТ_FАБRИКА является так называемым umbrella-центром: наряду с разработкой собственных культурных проектов центр предоставляет помещения и создает среду для работы других творческих коллективов.

 

 

www.centrbenua.ru 

http://www.facebook.com/Dom.Benua

  
 

Креативное пространство как бизнес проект – Дом Бенуа

Образовательный Центр «Дом Бенуа» запускает новую программу в рамках совместного проекта с изданием Hopes&Fears “Малый бизнес: от идеи до воплощения”. На сей раз речь пойдет о креативных пространствах.

Курс посвящен тому, как профессионально подойти к созданию КП, как оценить перспективы и возможности рынка, как найти свою нишу, как сочетать творческий процесс с эффективным менеджментом.

Программа также предполагает разбор всех практических аспектов – от подбора помещения и ремонта, до юридических вопросов.

Как обычно, в наших программах мы уделяем большое внимание составу спикеров – наиболее профессиональных и успешных представителей данной индустрии. Помимо них, на курсе выступят социологи, бизнес тренеры, риелтеры, бухгалтеры и юристы.Еще одна отличительная черта программы – возможность разрабатывать собсвенный проект в течении курса, консультируясь с экспертами, и защищать свой проект перед экспертным советом в конце обучения.

Программа ориентирована на тех, кто мечтает и всерьез размышляет о создании своего креативного пространства, будь то творческая мастерская, коворкинг, образовательный центр или креативный кластер.

В преддверии курса пройдет круглый стол, посвященный развитию креативных пространств и их влиянию на различные стороны жизни города.

Ведущие курса:

В числе спикеров — Дмитрий Мильков (президент НП «Центр развития творческих индустрий», креативный директор пространства «Ткачи»), Марк Калинин (основатель пространства «Тайга»), Олег Панченков (заместитель директора ЦНСИ, член Совета Сети Северных и Восточно/Центрально-Европейских социальных исследователей),Александр Вайнштейн (директор по развитию площадки «Скороход»), Ольга Калинина (координатор Calvert Forum в Петербурге), представители ГК «БЕСТЪ», Ольга Фогельсон (бизнес тренер консалтинговой группы BI TO BE), Георгий Чижов(руководитель проекта ЛЕКТОРиЯ), Анна Манюк (Москва, директор по маркетингу центра «Открытый мир», экс-директор по развитию дизайн-завода «Флакон», консультант по творческому девелопменту территорий), Ольга Старкова (генеральный директор студии mobdesign), Александра Скородумова (сооснователь Сарафан PR), Денис Рубин (режиссер, концертный промоутер, арт-директор нескольких клубов города («Платформа», «Сочи», The Place, «Танцы»), программный директор музея и галерей современного искусства «Эрарта»).

Параллельно проект будет запущен в Москве в Культурном центре «ЗИЛ» при поддержке Центра проектов «Творческая Москва». Круглый стол «Креативные пространства и город» в ЗИЛе пройдет 26 марта.


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о